важный
Мухтасиб . ( араб . محتسب , от корня حسبة хисбах , или «подотчетность») [1] ) был «должником должности аль-Хисба в классических исламских администрациях», согласно Оксфордским исследованиям ислама. [2] Также называется Амил ас-Сук или Сахиб ас-Сук . [3] Мухтасиб средневековых был надзирателем базаров и торговли , инспектором общественных мест и поведения в городах в исламских странах , назначаемым султаном , имамом или другой политической властью. Его обязанностью было следить за тем, чтобы общественная деятельность велась в соответствии с законами шариата .
Хисба , должность и корень мухтасиба , представляет собой исламскую доктрину, относящуюся к « предписанию добра и запрету зла » согласно законам шариата и, «в более широком смысле, к поддержанию общественного правопорядка и надзору за рыночными операциями». [4] Но вопрос о том, часто или энергично мухтасибы посвящали себя хисбе во всех регионах мусульманского мира или вместо этого сосредоточились на упорядоченном функционировании рынка, регулировании веса, денег, цен (хотя иногда и сборе взяток), остается спорным. [5]
Терминология
[ редактировать ]По словам Сами Хамарне, в «религиозной терминологии» хисбах «означает обеспечение… самого себя или поиск награды в будущей жизни за доброе дело». Другое значение оно приобрело где-то в начале IX века» как «религиозная должность или бюро, целью которого было осуществлять» предписание добра и запрещение зла. [6]
Волонтёры
[ редактировать ]По крайней мере, один учёный (Уиллем Флор) различает мухтасибов , чиновников, которые в исламском праве следуют « фард айнийа [политическому долгу]» и мутатавви («истинно верующие» или добровольцев, которые следуют фард кифая [индивидуальному долгу] исламского закона брать на себя «инициатива по обеспечению соблюдения требований закона и хисбы». [7]
Личный долг
[ редактировать ]Другое связанное определение Хисбы не является официальной функцией, имеющей какую-либо особую связь с рынками, мерами и весами и т. д.; но как "личный" долг [8] мусульман, предписанные в стихах Корана, таких как 3:110 [9] и 9:71, [10] исправлять ошибки, «совершенные единоверцами, когда и когда кто-то с ними столкнулся». [11] Это было «главным образом изобретение» Аль-Газали » (ум. 1111). [8] Аль-Газали также использовал термин мухтасиб , но для обозначения «того, кто совершает хисбу» — запретителя зла в целом, а не конкретно чиновника, контролирующего рынки. [12] По словам историка Майкла Кука , это приводит к некоторой путанице . [13]
Аль-Газали и другие средневековые ученые разработали большое «схоластическое наследие» на тему того, кто должен запрещать, что следует запрещать и кому следует говорить, что действия запрещены. [14]
Литература
[ редактировать ]Хотя большая часть литературы, описывающей функцию мухтасиба, [7] То, что используют ученые, происходит из двух источников: «теоретических сочинений о роли, функциях и задачах мухтасиба» и «практических руководств, призванных направлять мухтасиба в его работе в определенном месте и времени». [3]
Одним из самых ранних и наиболее влиятельных руководств для мухтасиба является « Нихайат аль-рутба фи Талаб аль-Хисба», написанный Абд аль-Рахманом ибн Насром ибн Абдаллахом аль-Шайзари (ум. 1193). [15] Еще один пример книги о хисбе (известного ученого ( Ибн Таймийи ), переведенной как « Общественные обязанности в исламе, институте хисбы »), которая, как сказано в одном обзоре, не только «очерчивает обязанности мухтасиба», но и проповедует, что «это не только коммерческое поведение мусульман, которое необходимо регулировать, но и их поведение по отношению к Богу», и что мошенничество в деловых операциях является неправильным не потому, что оно «было признано «аморальным», а потому, что такое поведение проистекает из искаженного представления божества и, следовательно, нарушил основные принципы ислама». [16]
Руководства, написанные специально для инструкций и указаний в обязанностях мухтасиба и на которые мухтасиб часто полагался, назывались «хисба» ; они содержали практические советы по управлению рынком, а также другие вещи, которые необходимо знать мухтасибу, например, стандарты производства и строительства. [17]
Другой источник, хотя и гораздо более ограниченный по объему, особенно важен для понимания того, что сделал Мухтасиб. Источники, обычно исторические и географические, «которые иногда упоминают о существовании мухтасиба, его деятельности», ценны, потому что они «рассказывают нам, каким на самом деле был мухтасиб, а не каким он должен был быть». [18]
История
[ редактировать ]Некоторыми примерами того, насколько широко был распространен мухтасиб в исламской истории, можно назвать то, что «в Персии функция мутасиба продолжала действовать практически без изменений до 16 века, а в Египте она существовала до правления Мухаммеда Али, основателя исламской религии». Причем династия Хедивов возобновилась в Османской империи в 1855 году, а в Сирийской республике - в 1925 году». [6]
Связь с доисламским миром
[ редактировать ]По мнению авторов Каэна и Тальби, пишущих в «Энциклопедии ислама» , [19] «Сейчас общепринято, что функция мухтасиба в исламских странах является прямым преемником функции византийского агораномо », то есть надзирателя или рыночного инспектора. [Примечание 1] [5] Виллем Флор пишет, что «мы ... знаем, что рыночный надзиратель существовал» в [доисламской] Парфии (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.) и Сасанидском Иране (224–651 гг. н.э.). «Мы знаем, что этот чиновник, которого называли агораномосом , существовал в Вавилонии, Селевкии и Дуре». [21]
Флор отмечает, что в обществах, завоеванных ранними мусульманами, были рыночные инспекторы, подобные мухтасибу; что технические руководства мухтасиба, касающиеся инспекции рынка, «появились раньше, чем те», которые помещали офис хисбы «в религиозно-судебный контекст»; [18] и что общие исторические и географические исламские источники, в которых упоминаются задачи мухтасиба, указывают, что это был в первую очередь надзор за рынком, [22] поскольку в реальной жизни средневековый мухтасиб либо не имел особого отношения к моральным и религиозным задачам, либо «просто не утруждал себя ими», поскольку, согласно источникам, описывающим жизнь в мусульманском мире, неисламские действия, такие как «попрошайничество, бродяжничество, азартные игры, кастрация, использование мечетей для еды, сна, вынесения приговоров и нарушение совершения ежедневных молитв", [23] [24] [25] голубь летает, сочиняет музыку, [26] были менее чем редкими явлениями в юрисдикции мухтасибов в средневековые периоды Багдада, Сельджуков, Ильхана, Тимуридов, Сефевидов Афшаров, Зандов и Каджаров.
Флор утверждает, что все это может быть объяснено тем, что исламские ученые-правоведы ( фукаха ) взяли «существующий институт» инспектора рынка и навязали ему «религиозно-судебную… концептуальную основу», чтобы добавить соблюдение исламского права в список свои обязанности. [7]
Ранний ислам
[ редактировать ]Согласно исламской традиции, первые лица, обладающие юрисдикцией над рынками в Мекке и Медине, были назначены исламским пророком Мухаммедом . Мухаммед вступил в бой с Саидом б. Саид б. аль-Ас над суком (по-арабски «рынок») Медины где-то после завоевания Мекки (629 г. н.э.). Позже у Рашидуна («Праведного халифа») Умара также были «двое мужчин, работающих на него над суком Медины». Один из них использовал титул Амиль Ала Сук . [27]
В период правления Омейядов поступали сообщения о четырех рыночных инспекторах, в том числе о тех, которые прикрывали сук Мекки для Ибн аз-Зубайра, сук Васита при губернаторе Ирака и Восток для Йезда II. Инспектора рынка при династии Омейядов в Испании звали Сахиб аль-Сук . [27]
в первые годы существования Аббасидского халифата ». По словам Р.П. Бакли, « первые Мухтасибы упоминаются [28] Бакли утверждает, что «некоторые более поздние комментаторы» рассказывают истории, подразумевающие, что обязанности хисбы Мутасиба взяли на себя ранние халифы (такие как Умар и Али ), [Примечание 2] предполагая, что они, а не инспекторы рынка Амиль Ала Сук , выполняли религиозные обязанности, и что позднее переименование официального Мухтасиба «было призвано указать на… исламизацию этой должности». [28]
Средневековый мусульманский мир
[ редактировать ]Согласно данным Оксфордских исламских исследований, должность мухтасиба в классических исламских администрациях находилась «примерно между» должностью судьи ( кади ) и судебного магистрата». В отличие от кади , он «не имел юрисдикции рассматривать дела - только урегулировать споры и нарушения закона, если факты были признаны или имело место признание вины». [2]
Во время правления султана Баркука , например, в обязанности мухтасиба Каира входило «регулирование веса, денег, цен, общественной морали и чистоты общественных мест, а также надзор за школами, обучением, учителями». и студентов, а также внимание к общественным баням, общей общественной безопасности и организации дорожного движения». [29] Мухтасиб или мухтесип имел право проверять предприятия, продававшие свою продукцию по ценам, установленным правительством. Кроме того, ремесленники и строители обычно несли ответственность перед мухтасибом за стандарты своего ремесла. [30] Мухтасиб также проверял, безопасна ли продаваемая еда и точна ли измерительная аппаратура. [31]
«Мухтасиб также инспектировал общественные столовые. Он мог приказать заново консервировать или заменять кастрюли и сковородки; все сосуды и их содержимое нужно было держать закрытыми от мух и насекомых... Ожидалось, что Мухтасиб также будет внимательно следить за этим. на всех врачей, хирургов, кровопускателей и аптекарей». [32]
После 1500 г. н. э. мухациб почти исключительно отвечал за обеспечение справедливости и последовательности мер и весов, используемых на рынке. [33]
По словам Ахмеда Эззата, есть «три общие черты, общие для всех трактатов хисбы, от Яхьи ибн Умара до мамлюкского Египта»: [34]
- «рынок, улица, мечеть, баня или похороны были основным пространственным фокусом Хисбы»; [34]
- «хотя мухтасибу было предложено сначала посоветовать правонарушителю прекратить предосудительное действие, в большинстве случаев ему также было разрешено применять физическую силу против человека»; [34]
- Целью наказания хисба было не только исправление девиантного поведения одного человека, но и сдерживание общественности. [34]
Отход от идеала
[ редактировать ]Однако после 950 г. н.э. (в ) должность буидах Аббасидов мухтасиба (наряду с такими должностями, как кади (судья) и сахиб аль-шурта (начальник полиции)) была выставлена на продажу. В 961 году офис был продан за 20 000 дирхамов в месяц. [35] Основываясь на том факте, что должностные лица, скорее всего, захотят вернуть большую сумму денег, которую они платили, и что историческая литература того времени указывала на то, что «ясно», что «мухтасибы в целом имели плохую репутацию», Флор предполагает, что взятки требовались, чтобы «вернуть» ежемесячный платеж. [22] Низам аль-Мульк пишет, что мухтасиб «должен проявлять особую заботу… о соблюдении моральных и религиозных принципов», и поскольку учёные исламского права обладают особым опытом в этом отношении, имеет смысл, что мухтасиб часто может быть кем-то учёным. в исламских «моральных и религиозных принципах». Однако, по словам Уиллема Флора, это не было «обычной практикой». Примером может служить шиитский поэт Ибн аль-Хаджадж, который был мухтасибом Багдада, и в то же время был одним из самых известных авторов откровенно сексуальной поэзии». [35] Низам аль-Мульк , великий визир и фактический правитель империи Сельджуков с 1064 по 1092 год, категорически заявил: «Раньше должность [мухтасиба] всегда отдавалась кому-то из знати, либо евнуху, либо старому турку. ." [36] Во времена Сефевидов мухтасиб был «такой же непопулярной фигурой, как и его предшественники в более ранние периоды», принимая подарки и взятки, [37] и было сказано, что «от мухтасиба нельзя ожидать ни добра, ни прибыли». [38]
Египет
[ редактировать ]В мамлюкском Египте султан назначал мухтасибов для проверки рынков и контроля за честностью торговцев. По словам Кристен Стилт, «мухтасибы на каирских рынках имели стенд ( дикка ), с которого они наблюдали и били тех, кто обманывал при взвешивании их товаров». [39] «Мухтасибам было приказано выставлять напоказ мошенников» перед публикой в качестве наказания и устрашения от мошенничества со стороны других торговцев. В руководствах Мухтасиба содержались «сведения о купеческих уловках». [34]
В 1837 году Мехмед Али (он же Мухаммед Али из Египта ) «издал кодекс сияса» (законодательный указ), который «полностью упразднил офисы мухтасибов в Каире и Александрии и передал их обязанности полиции и управлениям здравоохранения» в этих двух городах. [40]
Южная Азия
[ редактировать ]При Аурангзебе , последнем из великих императоров Великих Моголов , императоре Индии с 1658 по 1707 год, мухтасибы были в отличие от политиков на западе, «цензорами морали», исполнителями «все более пуританских постановлений» воинствующего ортодоксального мусульманского императора-суннита. Они работали над разрушением «индуистских идолов, храмов и святынь» в стране, где преобладают индуисты, видели, что мусульманское исповедание веры «было удалено со всех монет, чтобы оно не было осквернено неверующими», и запрещали отдавать честь в индуистской манере. . [41]
Россия
[ редактировать ]Среди татар Российской империи мёкстасип был мусульманским чиновником , который должен был бдительно следить за исполнением законов шариата . В 1920-е годы, после Октябрьской революции и запрета религии, их служба была упразднена.
Постсоветская Россия
[ редактировать ]Сегодня в России и ряде бывших советских республик мухтасиб является региональным представителем духовного управления (муфтиата). [42] Должность мухтасиба называется мухтасибат . насчитывалось около 44 мухтасибатов По состоянию на 2002 год в Татарстане . [43]
Новое время
[ редактировать ]Эта позиция, похоже, исчезла в девятнадцатом веке, когда правоохранительные органы во всем мусульманском мире подверглись модернизации. [33] В Пакистане Мохтасиб является омбудсменом , отвечающим за судебное преследование и рассмотрение жалоб на должностных лиц федерального или провинциального правительства. [44] [45]
Династия Каджаров в Иране
[ редактировать ]В Иране мухтасиб был упразднен в Ширазе около 1852 года, в Исфахане — в 1877 году. В Тегеране он продолжал существовать как идара-йи ихтиса, теряя свои «полицейские и судебные функции и превращаясь в отдел городской уборки», который «продавался» каждому год тому, кто предложит самую высокую цену. В то время как в городе продолжалась уборка пыли, «окончательный конец» ихтисаба наступил с его отменой в 1926 году после падения династии Каджаров . [46]
См. также
[ редактировать ]- Рассмотрение
- Муфтий
- муфтият
- Кади
- Кадият
- Сахих Муслим : его сборник достоверных хадисов.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Другой автор, Бенджамин Фостер, оспаривает, что агораномо был прямым предшественником, и утверждает, что мы не знаем наверняка официального звания рыночных инспекторов в византийских городах до арабского завоевания, хотя он утверждает, что было «много замечательных параллелей между развитие агораномии и хисбы, и не отрицает, что до арабского завоевания в византийских городах были рыночные инспекторы. [20]
- ^ то, что он называет «благочестивым желанием» комментаторов.
Фамилия
[ редактировать ]Семья Мунтасеб с вариантами написания Мухтасиб, Мухтасеб и Монтасе — мусульманская семья в Палестине в городе Хеврон.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сами Зубайда (2005), Закон и власть в исламском мире, ISBN 978-1850439349 , страницы 58-60.
- ^ Jump up to: а б «Мухтасиб» . Оксфордские исламские исследования онлайн . Проверено 2 сентября 2021 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Моттахеде, Рой; Стилт, Кристен (осень 2003 г.). «Общественное и частное через призму деятельности Мухтасиба» . Социальные исследования: международный ежеквартальный журнал . 70 (3): 735–748. дои : 10.1353/sor.2003.0036 . ISSN 1944-768X . S2CID 55354657 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «Хисба» . Оксфордские исламские исследования онлайн . Проверено 19 июля 2021 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 53–74. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR 4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Хамарне, Сами (июнь 1964 г.). «Происхождение и функции системы хисба в исламе и ее влияние на работников здравоохранения» . Архив Зудгофа по истории медицины и естественных наук . 48 (2): 157–173. JSTOR 20775086 . ПМИД 14212666 . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 60. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR 4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.4.
- ^ «Сура Али Имран – 110» . Коран.com . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ «Сура Ат-Тауба – 71» . Коран.com . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.122.
- ^ Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.4-5.
- ^ Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.5.
- ^ Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.11.
- ^ Бакли, Р.П., изд. (1999). Книга инспектора исламского рынка: Нихаят аль-Рутба фи Талаб аль-Хисба («Высший авторитет в поисках Хисбы») Абд ар-Рахмана б. Наср аль-Шайзари . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Мухаммад Умар Мемон. (февраль 1985 г.). «Обзор общественных обязанностей в исламе: институт Хисбы . Ибн Таймия; Мухтар Холланд (пер.)» . Международный журнал ближневосточных исследований . 17 (1): 141–142. дои : 10.1017/S0020743800028919 . JSTOR 163324 . S2CID 162051128 .
- ^ Ибн аль-Ухува. Маалим аль-Курба фи Аххам аль-Хисба , Мемориальная серия Гибба, Лондон, 1938 год; Арабский текст, отредактированный и переведенный (в сокращении) Рубеном Леви.
- ^ Jump up to: а б Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 59. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR 4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Энциклопедия ислама (2-е изд.), статья «Хисба»
- ^ Бенджамин Р. Фостер, «Агораномос и Мухтасиб», Журнал экономической и социальной истории Востока , Vol. 13 (1970), с. 128.
- ^ Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 57. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR 4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 62. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR 4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 62–3. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR 4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ CE Босворт, Средневековый исламский преступный мир (Лейден, 1976), стр. 86
- ^ А. Мез, Die Renaissance desИсламс, переиздание 1968, стр. 321
- ^ М. Канард, Багдад в IV веке 1'Эгире (Арабика, 1960), стр. 286; CE Босворт, Средневековый исламский преступный мир (Лейден, 1976), с. 65.
- ^ Jump up to: а б Бакли, Р.П. (1992). «Мухтасиб» . Арабика . 39 (1): 60-61. дои : 10.1163/157005892X00292 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бакли, Р.П. (1992). «Мухтасиб» . Арабика . 39 (1): 65. дои : 10.1163/157005892X00292 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Бродбридж, Энн Ф. (1999). «Академическое соперничество и система патронажа в Египте пятнадцатого века» (PDF) . Обзор мамлюкских исследований . 3 : 85–108. дои : 10.6082/M1WW7FS6 . ISSN 1947-2404 . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Хилл, Дональд (1984). История техники в классические и средневековые времена . Нью-Йорк: Рутледж Пресс. ISBN 978-1-315-80011-0 . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «Институт языка Турции» . Определение Мухтесипа . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ Стоун, Кэролайн (сентябрь – октябрь 1977 г.). «Мухтасиб» . Саудовская Арамко Мир .
- ^ Jump up to: а б «МУХТАСИБ» . энциклопедия.com . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Эззат, Ахмед (ноябрь 2020 г.). «Закон и моральное регулирование в современном Египте: Хисба от традиции к современности» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 52 (4): 665–684. дои : 10.1017/S002074382000080X . S2CID 224988970 .
- ^ Jump up to: а б Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 60–1. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR 4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Низам аль-Мульк, Книга правителей или правила для королей , пер. Х. Дарк (Лондон, 1960), с. 47, цит. Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 61. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR 4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 66. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR 4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Ж. Шарден, Путешествие по Персии, изд. Л. Ланглс, 10 тт. (Париж; 1811 г.), Том. 6, с. 131.
- ^ Стилт, Кристен, Исламский закон в действии: власть, усмотрение и повседневный опыт в мамлюкском Египте (Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 2012) 49–50
- ^ Фахми, В поисках справедливости, 202.; цитируется в Эззат, Ахмед (ноябрь 2020 г.). «Закон и моральное регулирование в современном Египте: Хисба от традиции к современности» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 52 (4): 665–684. дои : 10.1017/S002074382000080X . S2CID 224988970 .
- ^ Копье, Т.Г. Персиваль. «Аурангзеб, император Великих Моголов» . Британника . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Ислам в постсоветской России: общественные и частные лица http://metro-natshar-31-71.brain.net.pk/articles/0415297346.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Мөхтәсиб». Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан Академия наук . Учреждение Татарская энциклопедия. 2002.
- ^ «Секретариат Вафаки Мохтасиба (Омбудсмена)» . mohtasib.gov.pk . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ «Провинциальный Мохтасиб (омбудсмен) Синд» . mohtasibsindh.gov.pk . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 67-8. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR 4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бакли, Р.П. «Мухтасиб». Арабика 34 (1992): 59–117.