Jump to content

важный

«Мухтасиб взвешивает хлеб» из Книги костюмов Роламба, 1657 г.

Мухтасиб . ( араб . محتسب , от корня حسبة хисбах , или «подотчетность») [1] ) был «должником должности аль-Хисба в классических исламских администрациях», согласно Оксфордским исследованиям ислама. [2] Также называется Амил ас-Сук или Сахиб ас-Сук . [3] Мухтасиб средневековых был надзирателем базаров и торговли , инспектором общественных мест и поведения в городах в исламских странах , назначаемым султаном , имамом или другой политической властью. Его обязанностью было следить за тем, чтобы общественная деятельность велась в соответствии с законами шариата .

Хисба , должность и корень мухтасиба , представляет собой исламскую доктрину, относящуюся к « предписанию добра и запрету зла » согласно законам шариата и, «в более широком смысле, к поддержанию общественного правопорядка и надзору за рыночными операциями». [4] Но вопрос о том, часто или энергично мухтасибы посвящали себя хисбе во всех регионах мусульманского мира или вместо этого сосредоточились на упорядоченном функционировании рынка, регулировании веса, денег, цен (хотя иногда и сборе взяток), остается спорным. [5]

Терминология

[ редактировать ]

По словам Сами Хамарне, в «религиозной терминологии» хисбах «означает обеспечение… самого себя или поиск награды в будущей жизни за доброе дело». Другое значение оно приобрело где-то в начале IX века» как «религиозная должность или бюро, целью которого было осуществлять» предписание добра и запрещение зла. [6]

Волонтёры

[ редактировать ]

По крайней мере, один учёный (Уиллем Флор) различает мухтасибов , чиновников, которые в исламском праве следуют « фард айнийа [политическому долгу]» и мутатавви («истинно верующие» или добровольцев, которые следуют фард кифая [индивидуальному долгу] исламского закона брать на себя «инициатива по обеспечению соблюдения требований закона и хисбы». [7]

Личный долг

[ редактировать ]

Другое связанное определение Хисбы не является официальной функцией, имеющей какую-либо особую связь с рынками, мерами и весами и т. д.; но как "личный" долг [8] мусульман, предписанные в стихах Корана, таких как 3:110 [9] и 9:71, [10] исправлять ошибки, «совершенные единоверцами, когда и когда кто-то с ними столкнулся». [11] Это было «главным образом изобретение» Аль-Газали » (ум. 1111). [8] Аль-Газали также использовал термин мухтасиб , но для обозначения «того, кто совершает хисбу» — запретителя зла в целом, а не конкретно чиновника, контролирующего рынки. [12] По словам историка Майкла Кука , это приводит к некоторой путанице . [13]

Аль-Газали и другие средневековые ученые разработали большое «схоластическое наследие» на тему того, кто должен запрещать, что следует запрещать и кому следует говорить, что действия запрещены. [14]

Литература

[ редактировать ]

Хотя большая часть литературы, описывающей функцию мухтасиба, [7] То, что используют ученые, происходит из двух источников: «теоретических сочинений о роли, функциях и задачах мухтасиба» и «практических руководств, призванных направлять мухтасиба в его работе в определенном месте и времени». [3]

Одним из самых ранних и наиболее влиятельных руководств для мухтасиба является « Нихайат аль-рутба фи Талаб аль-Хисба», написанный Абд аль-Рахманом ибн Насром ибн Абдаллахом аль-Шайзари (ум. 1193). [15] Еще один пример книги о хисбе (известного ученого ( Ибн Таймийи ), переведенной как « Общественные обязанности в исламе, институте хисбы »), которая, как сказано в одном обзоре, не только «очерчивает обязанности мухтасиба», но и проповедует, что «это не только коммерческое поведение мусульман, которое необходимо регулировать, но и их поведение по отношению к Богу», и что мошенничество в деловых операциях является неправильным не потому, что оно «было признано «аморальным», а потому, что такое поведение проистекает из искаженного представления божества и, следовательно, нарушил основные принципы ислама». [16]

Руководства, написанные специально для инструкций и указаний в обязанностях мухтасиба и на которые мухтасиб часто полагался, назывались «хисба» ; они содержали практические советы по управлению рынком, а также другие вещи, которые необходимо знать мухтасибу, например, стандарты производства и строительства. [17]

Другой источник, хотя и гораздо более ограниченный по объему, особенно важен для понимания того, что сделал Мухтасиб. Источники, обычно исторические и географические, «которые иногда упоминают о существовании мухтасиба, его деятельности», ценны, потому что они «рассказывают нам, каким на самом деле был мухтасиб, а не каким он должен был быть». [18]

Некоторыми примерами того, насколько широко был распространен мухтасиб в исламской истории, можно назвать то, что «в Персии функция мутасиба продолжала действовать практически без изменений до 16 века, а в Египте она существовала до правления Мухаммеда Али, основателя исламской религии». Причем династия Хедивов возобновилась в Османской империи в 1855 году, а в Сирийской республике - в 1925 году». [6]

Связь с доисламским миром

[ редактировать ]

По мнению авторов Каэна и Тальби, пишущих в «Энциклопедии ислама» , [19] «Сейчас общепринято, что функция мухтасиба в исламских странах является прямым преемником функции византийского агораномо », то есть надзирателя или рыночного инспектора. [Примечание 1] [5] Виллем Флор пишет, что «мы ... знаем, что рыночный надзиратель существовал» в [доисламской] Парфии (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.) и Сасанидском Иране (224–651 гг. н.э.). «Мы знаем, что этот чиновник, которого называли агораномосом , существовал в Вавилонии, Селевкии и Дуре». [21]

Флор отмечает, что в обществах, завоеванных ранними мусульманами, были рыночные инспекторы, подобные мухтасибу; что технические руководства мухтасиба, касающиеся инспекции рынка, «появились раньше, чем те», которые помещали офис хисбы «в религиозно-судебный контекст»; [18] и что общие исторические и географические исламские источники, в которых упоминаются задачи мухтасиба, указывают, что это был в первую очередь надзор за рынком, [22] поскольку в реальной жизни средневековый мухтасиб либо не имел особого отношения к моральным и религиозным задачам, либо «просто не утруждал себя ими», поскольку, согласно источникам, описывающим жизнь в мусульманском мире, неисламские действия, такие как «попрошайничество, бродяжничество, азартные игры, кастрация, использование мечетей для еды, сна, вынесения приговоров и нарушение совершения ежедневных молитв", [23] [24] [25] голубь летает, сочиняет музыку, [26] были менее чем редкими явлениями в юрисдикции мухтасибов в средневековые периоды Багдада, Сельджуков, Ильхана, Тимуридов, Сефевидов Афшаров, Зандов и Каджаров.

Флор утверждает, что все это может быть объяснено тем, что исламские ученые-правоведы ( фукаха ) взяли «существующий институт» инспектора рынка и навязали ему «религиозно-судебную… концептуальную основу», чтобы добавить соблюдение исламского права в список свои обязанности. [7]

Ранний ислам

[ редактировать ]

Согласно исламской традиции, первые лица, обладающие юрисдикцией над рынками в Мекке и Медине, были назначены исламским пророком Мухаммедом . Мухаммед вступил в бой с Саидом б. Саид б. аль-Ас над суком (по-арабски «рынок») Медины где-то после завоевания Мекки (629 г. н.э.). Позже у Рашидуна («Праведного халифа») Умара также были «двое мужчин, работающих на него над суком Медины». Один из них использовал титул Амиль Ала Сук . [27]

В период правления Омейядов поступали сообщения о четырех рыночных инспекторах, в том числе о тех, которые прикрывали сук Мекки для Ибн аз-Зубайра, сук Васита при губернаторе Ирака и Восток для Йезда II. Инспектора рынка при династии Омейядов в Испании звали Сахиб аль-Сук . [27]

в первые годы существования Аббасидского халифата ». По словам Р.П. Бакли, « первые Мухтасибы упоминаются [28] Бакли утверждает, что «некоторые более поздние комментаторы» рассказывают истории, подразумевающие, что обязанности хисбы Мутасиба взяли на себя ранние халифы (такие как Умар и Али ), [Примечание 2] предполагая, что они, а не инспекторы рынка Амиль Ала Сук , выполняли религиозные обязанности, и что позднее переименование официального Мухтасиба «было призвано указать на… исламизацию этой должности». [28]

Средневековый мусульманский мир

[ редактировать ]

Согласно данным Оксфордских исламских исследований, должность мухтасиба в классических исламских администрациях находилась «примерно между» должностью судьи ( кади ) и судебного магистрата». В отличие от кади , он «не имел юрисдикции рассматривать дела - только урегулировать споры и нарушения закона, если факты были признаны или имело место признание вины». [2]

Во время правления султана Баркука , например, в обязанности мухтасиба Каира входило «регулирование веса, денег, цен, общественной морали и чистоты общественных мест, а также надзор за школами, обучением, учителями». и студентов, а также внимание к общественным баням, общей общественной безопасности и организации дорожного движения». [29] Мухтасиб или мухтесип имел право проверять предприятия, продававшие свою продукцию по ценам, установленным правительством. Кроме того, ремесленники и строители обычно несли ответственность перед мухтасибом за стандарты своего ремесла. [30] Мухтасиб также проверял, безопасна ли продаваемая еда и точна ли измерительная аппаратура. [31]

«Мухтасиб также инспектировал общественные столовые. Он мог приказать заново консервировать или заменять кастрюли и сковородки; все сосуды и их содержимое нужно было держать закрытыми от мух и насекомых... Ожидалось, что Мухтасиб также будет внимательно следить за этим. на всех врачей, хирургов, кровопускателей и аптекарей». [32]

После 1500 г. н. э. мухациб почти исключительно отвечал за обеспечение справедливости и последовательности мер и весов, используемых на рынке. [33]

По словам Ахмеда Эззата, есть «три общие черты, общие для всех трактатов хисбы, от Яхьи ибн Умара до мамлюкского Египта»: [34]

  1. «рынок, улица, мечеть, баня или похороны были основным пространственным фокусом Хисбы»; [34]
  2. «хотя мухтасибу было предложено сначала посоветовать правонарушителю прекратить предосудительное действие, в большинстве случаев ему также было разрешено применять физическую силу против человека»; [34]
  3. Целью наказания хисба было не только исправление девиантного поведения одного человека, но и сдерживание общественности. [34]

Отход от идеала

[ редактировать ]

Однако после 950 г. н.э. (в ) должность буидах Аббасидов мухтасиба (наряду с такими должностями, как кади (судья) и сахиб аль-шурта (начальник полиции)) была выставлена ​​на продажу. В 961 году офис был продан за 20 000 дирхамов в месяц. [35] Основываясь на том факте, что должностные лица, скорее всего, захотят вернуть большую сумму денег, которую они платили, и что историческая литература того времени указывала на то, что «ясно», что «мухтасибы в целом имели плохую репутацию», Флор предполагает, что взятки требовались, чтобы «вернуть» ежемесячный платеж. [22] Низам аль-Мульк пишет, что мухтасиб «должен проявлять особую заботу… о соблюдении моральных и религиозных принципов», и поскольку учёные исламского права обладают особым опытом в этом отношении, имеет смысл, что мухтасиб часто может быть кем-то учёным. в исламских «моральных и религиозных принципах». Однако, по словам Уиллема Флора, это не было «обычной практикой». Примером может служить шиитский поэт Ибн аль-Хаджадж, который был мухтасибом Багдада, и в то же время был одним из самых известных авторов откровенно сексуальной поэзии». [35] Низам аль-Мульк , великий визир и фактический правитель империи Сельджуков с 1064 по 1092 год, категорически заявил: «Раньше должность [мухтасиба] всегда отдавалась кому-то из знати, либо евнуху, либо старому турку. ." [36] Во времена Сефевидов мухтасиб был «такой же непопулярной фигурой, как и его предшественники в более ранние периоды», принимая подарки и взятки, [37] и было сказано, что «от мухтасиба нельзя ожидать ни добра, ни прибыли». [38]

В мамлюкском Египте султан назначал мухтасибов для проверки рынков и контроля за честностью торговцев. По словам Кристен Стилт, «мухтасибы на каирских рынках имели стенд ( дикка ), с которого они наблюдали и били тех, кто обманывал при взвешивании их товаров». [39] «Мухтасибам было приказано выставлять напоказ мошенников» перед публикой в ​​качестве наказания и устрашения от мошенничества со стороны других торговцев. В руководствах Мухтасиба содержались «сведения о купеческих уловках». [34]

В 1837 году Мехмед Али (он же Мухаммед Али из Египта ) «издал кодекс сияса» (законодательный указ), который «полностью упразднил офисы мухтасибов в Каире и Александрии и передал их обязанности полиции и управлениям здравоохранения» в этих двух городах. [40]

Южная Азия

[ редактировать ]

При Аурангзебе , последнем из великих императоров Великих Моголов , императоре Индии с 1658 по 1707 год, мухтасибы были в отличие от политиков на западе, «цензорами морали», исполнителями «все более пуританских постановлений» воинствующего ортодоксального мусульманского императора-суннита. Они работали над разрушением «индуистских идолов, храмов и святынь» в стране, где преобладают индуисты, видели, что мусульманское исповедание веры «было удалено со всех монет, чтобы оно не было осквернено неверующими», и запрещали отдавать честь в индуистской манере. . [41]

Среди татар Российской империи мёкстасип был мусульманским чиновником , который должен был бдительно следить за исполнением законов шариата . В 1920-е годы, после Октябрьской революции и запрета религии, их служба была упразднена.

Постсоветская Россия

[ редактировать ]

Сегодня в России и ряде бывших советских республик мухтасиб является региональным представителем духовного управления (муфтиата). [42] Должность мухтасиба называется мухтасибат . насчитывалось около 44 мухтасибатов По состоянию на 2002 год в Татарстане . [43]

Новое время

[ редактировать ]

Эта позиция, похоже, исчезла в девятнадцатом веке, когда правоохранительные органы во всем мусульманском мире подверглись модернизации. [33] В Пакистане Мохтасиб является омбудсменом , отвечающим за судебное преследование и рассмотрение жалоб на должностных лиц федерального или провинциального правительства. [44] [45]

Династия Каджаров в Иране

[ редактировать ]

В Иране мухтасиб был упразднен в Ширазе около 1852 года, в Исфахане — в 1877 году. В Тегеране он продолжал существовать как идара-йи ихтиса, теряя свои «полицейские и судебные функции и превращаясь в отдел городской уборки», который «продавался» каждому год тому, кто предложит самую высокую цену. В то время как в городе продолжалась уборка пыли, «окончательный конец» ихтисаба наступил с его отменой в 1926 году после падения династии Каджаров . [46]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Другой автор, Бенджамин Фостер, оспаривает, что агораномо был прямым предшественником, и утверждает, что мы не знаем наверняка официального звания рыночных инспекторов в византийских городах до арабского завоевания, хотя он утверждает, что было «много замечательных параллелей между развитие агораномии и хисбы, и не отрицает, что до арабского завоевания в византийских городах были рыночные инспекторы. [20]
  2. ^ то, что он называет «благочестивым желанием» комментаторов.

Семья Мунтасеб с вариантами написания Мухтасиб, Мухтасеб и Монтасе — мусульманская семья в Палестине в городе Хеврон.

  1. ^ Сами Зубайда (2005), Закон и власть в исламском мире, ISBN   978-1850439349 , страницы 58-60.
  2. ^ Jump up to: а б «Мухтасиб» . Оксфордские исламские исследования онлайн . Проверено 2 сентября 2021 г. [ мертвая ссылка ]
  3. ^ Jump up to: а б Моттахеде, Рой; Стилт, Кристен (осень 2003 г.). «Общественное и частное через призму деятельности Мухтасиба» . Социальные исследования: международный ежеквартальный журнал . 70 (3): 735–748. дои : 10.1353/sor.2003.0036 . ISSN   1944-768X . S2CID   55354657 . Проверено 20 августа 2021 г.
  4. ^ «Хисба» . Оксфордские исламские исследования онлайн . Проверено 19 июля 2021 г. [ мертвая ссылка ]
  5. ^ Jump up to: а б Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 53–74. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR   4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б Хамарне, Сами (июнь 1964 г.). «Происхождение и функции системы хисба в исламе и ее влияние на работников здравоохранения» . Архив Зудгофа по истории медицины и естественных наук . 48 (2): 157–173. JSTOR   20775086 . ПМИД   14212666 . Проверено 3 сентября 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 60. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR   4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
  8. ^ Jump up to: а б Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.4.
  9. ^ «Сура Али Имран – 110» . Коран.com . Проверено 3 сентября 2021 г.
  10. ^ «Сура Ат-Тауба – 71» . Коран.com . Проверено 3 сентября 2021 г.
  11. ^ Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.122.
  12. ^ Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.4-5.
  13. ^ Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.5.
  14. ^ Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.11.
  15. ^ Бакли, Р.П., изд. (1999). Книга инспектора исламского рынка: Нихаят аль-Рутба фи Талаб аль-Хисба («Высший авторитет в поисках Хисбы») Абд ар-Рахмана б. Наср аль-Шайзари . Издательство Оксфордского университета.
  16. ^ Мухаммад Умар Мемон. (февраль 1985 г.). «Обзор общественных обязанностей в исламе: институт Хисбы . Ибн Таймия; Мухтар Холланд (пер.)» . Международный журнал ближневосточных исследований . 17 (1): 141–142. дои : 10.1017/S0020743800028919 . JSTOR   163324 . S2CID   162051128 .
  17. ^ Ибн аль-Ухува. Маалим аль-Курба фи Аххам аль-Хисба , Мемориальная серия Гибба, Лондон, 1938 год; Арабский текст, отредактированный и переведенный (в сокращении) Рубеном Леви.
  18. ^ Jump up to: а б Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 59. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR   4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
  19. ^ Энциклопедия ислама (2-е изд.), статья «Хисба»
  20. ^ Бенджамин Р. Фостер, «Агораномос и Мухтасиб», Журнал экономической и социальной истории Востока , Vol. 13 (1970), с. 128.
  21. ^ Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 57. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR   4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
  22. ^ Jump up to: а б Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 62. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR   4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
  23. ^ Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 62–3. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR   4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
  24. ^ CE Босворт, Средневековый исламский преступный мир (Лейден, 1976), стр. 86
  25. ^ А. Мез, Die Renaissance desИсламс, переиздание 1968, стр. 321
  26. ^ М. Канард, Багдад в IV веке 1'Эгире (Арабика, 1960), стр. 286; CE Босворт, Средневековый исламский преступный мир (Лейден, 1976), с. 65.
  27. ^ Jump up to: а б Бакли, Р.П. (1992). «Мухтасиб» . Арабика . 39 (1): 60-61. дои : 10.1163/157005892X00292 . Проверено 20 августа 2021 г.
  28. ^ Jump up to: а б Бакли, Р.П. (1992). «Мухтасиб» . Арабика . 39 (1): 65. дои : 10.1163/157005892X00292 . Проверено 20 августа 2021 г.
  29. ^ Бродбридж, Энн Ф. (1999). «Академическое соперничество и система патронажа в Египте пятнадцатого века» (PDF) . Обзор мамлюкских исследований . 3 : 85–108. дои : 10.6082/M1WW7FS6 . ISSN   1947-2404 . Проверено 5 июля 2021 г.
  30. ^ Хилл, Дональд (1984). История техники в классические и средневековые времена . Нью-Йорк: Рутледж Пресс. ISBN  978-1-315-80011-0 . Проверено 5 июля 2021 г.
  31. ^ «Институт языка Турции» . Определение Мухтесипа . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 1 октября 2010 г.
  32. ^ Стоун, Кэролайн (сентябрь – октябрь 1977 г.). «Мухтасиб» . Саудовская Арамко Мир .
  33. ^ Jump up to: а б «МУХТАСИБ» . энциклопедия.com . Проверено 20 августа 2021 г.
  34. ^ Jump up to: а б с д и Эззат, Ахмед (ноябрь 2020 г.). «Закон и моральное регулирование в современном Египте: Хисба от традиции к современности» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 52 (4): 665–684. дои : 10.1017/S002074382000080X . S2CID   224988970 .
  35. ^ Jump up to: а б Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 60–1. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR   4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
  36. ^ Низам аль-Мульк, Книга правителей или правила для королей , пер. Х. Дарк (Лондон, 1960), с. 47, цит. Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 61. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR   4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
  37. ^ Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 66. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR   4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.
  38. ^ Ж. Шарден, Путешествие по Персии, изд. Л. Ланглс, 10 тт. (Париж; 1811 г.), Том. 6, с. 131.
  39. ^ Стилт, Кристен, Исламский закон в действии: власть, усмотрение и повседневный опыт в мамлюкском Египте (Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 2012) 49–50
  40. ^ Фахми, В поисках справедливости, 202.; цитируется в Эззат, Ахмед (ноябрь 2020 г.). «Закон и моральное регулирование в современном Египте: Хисба от традиции к современности» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 52 (4): 665–684. дои : 10.1017/S002074382000080X . S2CID   224988970 .
  41. ^ Копье, Т.Г. Персиваль. «Аурангзеб, император Великих Моголов» . Британника . Проверено 20 августа 2021 г.
  42. ^ Ислам в постсоветской России: общественные и частные лица http://metro-natshar-31-71.brain.net.pk/articles/0415297346.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
  43. ^ «Мөхтәсиб». Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан Академия наук . Учреждение Татарская энциклопедия. 2002.
  44. ^ «Секретариат Вафаки Мохтасиба (Омбудсмена)» . mohtasib.gov.pk . Проверено 28 мая 2022 г.
  45. ^ «Провинциальный Мохтасиб (омбудсмен) Синд» . mohtasibsindh.gov.pk . Проверено 28 мая 2022 г.
  46. ^ Флор, Виллем (зима 1985 г.). «Офис Мухтасиба в Иране» . Иранские исследования . 18 (1): 67-8. дои : 10.1080/00210868508701647 . JSTOR   4310481 . Проверено 20 августа 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бакли, Р.П. «Мухтасиб». Арабика 34 (1992): 59–117.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 24c2e8078874d3b3798bce317d9e804b__1718640420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/4b/24c2e8078874d3b3798bce317d9e804b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muhtasib - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)