Мечеть андалузцев
Мечеть андалузцев | |
---|---|
Андалузская мечеть Андалузская церковь | |
![]() Главный входной портал мечети (северная сторона) | |
Религия | |
Секта | Суннитский ислам |
Расположение | |
Расположение | Фес , Марокко |
Географические координаты | 34 ° 03'47,5 дюйма с.ш. 4 ° 58'5,6 дюйма з.д. / 34,063194 ° с.ш. 4,968222 ° з.д. |
Архитектура | |
Тип | мечеть |
Стиль | Марокканская , Исламская |
Дата установления | 859–60 гг. Н. Э. (245 г. хиджры ) |
Минарет (а) | 1 |
Мечеть андалузцев или мечеть Аль-Андалусийин [1] [2] [3] ( арабский : Андалузская мечеть , латинизированный : Джама' аль-Андалусийин ; берберские языки : ⵎⴻⵣⴳⵉⴷⴰ ⴰⵏⴷⴰⵍⵓⵙ ), иногда также называемый Андалузской мечетью , [4] — главная историческая мечеть в -Бали , старой медине Феса Фес- эль , Марокко . Мечеть была основана в 859–860 годах, что делает ее одной из старейших мечетей Марокко . Он расположен в центре района, который исторически был связан с иммигрантами из Андалусии , от которых и получил свое название. С тех пор он несколько раз ремонтировался и расширялся. Сегодня это одно из относительно немногих сохранившихся заведений эпохи Идрисидов и одна из главных достопримечательностей города.
История и развитие
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Согласно историческим источникам, таким как аль-Джазнаи , мечеть была основана в 859-860 годах (245 г.х.) Марьям бинт Мухаммед бин Абдулла аль-Фихри (сестра Фатимы аль-Фихри , которая основала мечеть Каравийин в то же время). . Строительству также способствовали дополнительные средства, пожертвованные группой местных жителей Андалузского происхождения, которые и дали мечети ее нынешнее название. [5] : 7–8 Последние прибыли в город в качестве беженцев в 818 году, бежав из города Кордова после неудавшегося восстания, которое привело к жестоким репрессиям со стороны эмира Омейядов аль-Хакама I. [6] : 46–47
Первоначальная конструкция была скромной. По словам андалузского географа XII века Аль-Бакри , мечеть представляла собой гипостильный зал с шестью нефами (или семью, по мнению аль-Джазнаи), образованными параллельными рядами подковообразных арок, поддерживаемых каменными колоннами. Здесь был небольшой сан (двор), где были посажены ореховое дерево и несколько других деревьев. В отличие от многих более поздних марокканских мечетей, ряды арок шли с востока на запад, параллельно южной стене киблы , а не перпендикулярно ей. Мечеть имела доступ к обильной воде из искусственного водного канала, известного как Уэд Масмуда . [5] : 9 [3] : 66
Ранние дополнения (10 век)
[ редактировать ]
В 10 веке Фес оказался в центре соперничества между Омейядами Кордовы и Фатимидским халифатом . Однако это принесло пользу мечетям Аль-Андалусийин и Аль-Каравийин, которые в этот период получали покровительство соперничающих фракций. В 933 году новый губернатор Феса Зената Хамид ибн Хамдан аль-Хамдани, вассал правителя Убайд Фатимидов Аллаха , перенес место проведения хутбы (религиозной проповеди во время пятничной молитвы ) в эту андалузскую мечеть, заменив старую мечеть. Аль-Ашьях , первой мечети, построенной в Мадинат-Фасе Идрисом I , как главной мечети андалузского квартала Фес-эль-Бали . В то же время хутба была перенесена из мечети Шурафа в мечеть Каравийин на другом берегу города. [5] [6]
В 956 году Абд аль-Рахман III , халиф Омейядов в Кордове мечети , спонсировал строительство минарета , который сохранился до наших дней. [5] [3] Анри Террас считал, что минарет изначально располагался в северо-западном углу мечети (до ее последующего расширения). [5] : 9 Он имеет квадратное основание с одним главным валом, увенчанным небольшими зубцами и увенчанным куполом. Он похож на минарет мечети Аль-Каравийин, который также был построен в то же время, хотя немного меньше и проще. [3] [5] Оба, вероятно, были связаны с более величественным минаретом, который Абд ар-Рахман III построил ранее в том же десятилетии. [3] Строительство обоих минаретов осуществил местный зенатский наместник Ахмед ибн Аби Саид, вассал Омейядов. [7] но неясно, какое именно личное участие Абд ар-Рахман III имел в проекте, помимо предоставления средств. [5] : 8
В 980 году, после того как северное Марокко попало под контроль Булуггина , зиридского эмира, правившего от имени Фатимидов (чья база переместилась дальше на восток, в Каир ), он заказал для мечети новый минбар (кафедру), символизирующую победу Шиитские суннитские Фатимиды преобладали над другими группировками, такими как Омейяды Кордовы. Надпись с этой датой (369 г. хиджры ) сохранилась на одной из оригинальных панелей минбара, заново открытых в XX веке Анри Террасом во время реставраций. Однако новый эпизод господства Фатимидов продлился недолго. В 985 году Ибн Аби Амир , визирь халифа Хишама II и фактический правитель Кордовы (известной в христианских источниках как Альманзор), послал своего двоюродного брата Аскаладжу с армией, чтобы напрямую вернуть себе Фес и северное Марокко. В течение нескольких месяцев после успешного захвата Феса минбар был частично переработан с добавлением новых деталей в очень похожем художественном стиле, включая верхнюю часть (спинку) с надписью, записывающей дату 375 г. хиджры (985 или 986 г.). н. э. ) и имена Ибн Аби Амира и Хишама II. Предположительно, компоненты, которые идентифицировали минбар как Фатимидов, были намеренно удалены и заменены компонентами Омейядов. Террасс предполагает, что более ранняя надпись 369 г. хиджры (которая не включает в себя никаких имен) была оставлена на месте в то время, потому что местные мастера, которые, возможно, не умели хорошо читать куфический текст , могли не осознавать ее значения. [5] : 34–39 [8] [9]
Реконструкция Альмохада
[ редактировать ]
Мечеть не подвергалась изменениям до начала 13 века, в период Альмохадов . [5] Мухаммад ан-Насир (правил в 1199–1213 гг.), четвертый халиф Альмохадов , проявлял больший интерес к Фесу, чем его предшественники, в частности, путем укрепления города . [6] По словам аль-Джазнаи, когда халифу сообщили, что мечеть андалузцев нуждается в ремонте, он приказал ее восстановить и расширить. [5] : 10 мечети Строительство велось между 1203 и 1207 годами, а аназа была установлена в 1209 году. [5] : 11 Террасс отметил, что этот длительный период, а также относительно однородная структура нынешнего здания (у которого вместо каменных колонн кирпичные колонны) позволяют предположить, что мечеть была почти полностью реконструирована в это время. [5] мечети, Кроме того, нынешнее расположение киблы похоже, отличается от расположения ее минарета 10-го века, что позволяет предположить, что последний все еще соответствует более старой ориентации мечети. [3] : 189
Помимо расширения планировки мечети, в ходе реконструкции Альмохада были добавлены монументальные северные ворота, фонтан, новый вход в женский молитвенный зал и квартира имама, расположенная на этаже над женским молитвенным залом. [5] : 10 [4] дар аль - вуду Через дорогу также был построен дом для омовения, или дар аль-вуду, похожий по форме на другой , построенный в то же время для мечети Каравийин. [5] [4] Чтобы обеспечить водой это сооружение для омовения, и, возможно, потому, что вода Уэд-Масмуда была сочтена слишком загрязненной (поскольку она пересекала большую часть города, прежде чем попасть в мечеть), ан-Насир также построил новый водный канал для подачи вода из-за пределов города прямо в мечеть. [5] : 11–12 Фасад высоких северных ворот украшен плиткой зеллидж и сложным навесом из резного дерева, хотя они, вероятно, были восстановлены позже, и сегодня мало что осталось от украшений Альмохадов. [4] [5] : 21 Ученый Жорж Марсе назвал эту архитектуру шедевром марокканского архитектурного стиля . [10]
Наконец, Аль-Насир также восстановил старый минбар мечети. И снова, вместо того, чтобы полностью заменить минбар, Альмохады решили восстановить и повторно использовать старый. Большая часть минбара, особенно его боковые стороны, была покрыта новыми деревянными панелями, оформленными в мавританском стиле того периода, на который сильно повлияло Андалузии мастерство . Однако верхняя задняя панель, на которой были изображены надписи, оставшиеся после реставрации Омейядов X века, сохранилась на месте, что, возможно, указывает на определенное уважение, которое Альмохады испытывали к бывшему Кордовскому халифату. [5] : 39–40
Поздние реставрации и украшения.
[ редактировать ]Террасс отмечает, что каменная кладка, использованная при строительстве Альмохадов, была посредственного качества, что потребовало ее ремонта и реставрации в конце 13 века при Маринидах . Хатиб Абу мечети Абу Абдалла Мухаммад ибн Абд аль-Касим ибн Хассуна обратился с просьбой о ремонте к султану Маринидов Якубу Юсуфу , который согласился. Ремонт проводился в 1295-96 гг. (695 г.х.). [5] : 11 Большая часть конструкции, включая колонны и потолки, в это время была восстановлена. [4] [5] Следующий султан, Абу Сабит , который недолго правил между 1307 и 1308 годами, отремонтировал водные каналы Альмохадов, ведущие к мечети, а также установил богато украшенный фонтан на северной стене двора мечети. [5] : 11–12 Хотя это и не упоминается в исторических источниках, Террасс полагал, что восточные ворота мечети рядом с минаретом, вероятно, были построены или украшены в 14 веке, возможно, также при Абу Сабите. [5] : 12 Дар аль-Муваккит , квартира для хронометриста, построенная на втором этаже, на юго-восточной стороне минарета, вероятно, также датируется периодом Маринидов, когда подобные сооружения начали пристраивать к мечетям. Большое складское помещение в задней части мечети с рукописной надписью над двойными дверями, судя по всему, служило библиотекой и было основано одним из последних султанов Маринидов, Абу Саидом Усманом III , в 1415 году (816 г.). АХ). Террасс также датировал Абу Саидом Усманом III несколько других элементов резного дерева в этой области, внутри и вокруг двери имама, а также в Погребальной мечети ( Джама аль-Гнаиз ) в задней части мечети. [5] : 12
В мечети также было семь курсов обучения и две библиотеки, как и в мечети аль-Каравийин, что делало ее второй по значимости мечетью в медине Феса. [4] [2] Мариниды также основали поблизости по крайней мере два медресе в начале 14 века: медресе Сахридж и медресе Сбаийин . Как и медресе возле мечети Каравийин, они предлагали курсы, но также служили местом размещения студентов из-за пределов города, которые приезжали учиться в мечеть. [11] [12] [13] Сама мечеть за прошедшие годы неоднократно реставрировалась, что позволило ей сохранить свой вид. Нынешний внешний вид монументальных ворот мечети, вероятно, возник в результате реставрации в период алауитов . [4] [3] Мулай Исмаил (годы правления 1672–1727) отремонтировал фонтан Маринидов во дворе мечети, где до сих пор можно увидеть его имя. Резное лепное украшение михраба также было переделано в недавнее время и датируется не старше XVIII века. [5] : 12–13 Среди более современных реставраций французский ученый Анри Террас, работавший над несколькими памятниками в период французского протектората (1912-1956), провел полное исследование мечети и ее минбара, которое было опубликовано в 1942 году. [5] [3] : 279
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Петерсен, Эндрю (1996). «Фез». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 87 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Джами аль-Андалусийин» . Архнет . Проверено 23 января 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Меззин, Мохамед. «Андалузская мечеть» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Терраса, Анри (1942). Андалузская мечеть в Фесе (на французском языке). Париж: Les Éditions d’art et d’histoire.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе (на французском языке). Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
- ^ Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
- ^ «Кантара — Андалузский Минбар» . www.qantara-med.org . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Эль-Хатиб-Буджибар, Найма. «Части минбара» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 211–212.
- ^ Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания. п. 69.
- ^ «Комплекс медресе Сахридж и Сбайин» . Всемирный фонд памятников . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джами аль-Андалузийин в Archnet (содержит множество фотографий интерьера и деталей мечети)