Хаммам Саффарин

Хаммам ас-Саффарин (или Саффарин Хаммам , Хаммам Сеффарин и т. д.) — исторический хаммам ( баня ) в медине (старом городе) Феса , Марокко . Он расположен на юго-западной стороне площади Сеффарин , напротив медресе Саффарин и к югу от мечети Каравийин .
История
[ редактировать ]Хаммам был построен в 14 веке, в период Маринидов . [1] Вероятно, первоначально он предназначался для обслуживания местных медников , которые работали в бутиках и мастерских вокруг площади Сеффарин. [2] Это один из многих хамамов, сохранившихся в городе, отчасти благодаря неизменной популярности хаммама в марокканской культуре на протяжении веков и по сей день. [2]
Местные жители связывают этот хаммам с гробницами двух суфийских мусульманских святых , Сиди Таллука и Сиди Ахмада Скалли, хотя физических гробниц не видно, а точная связь между хаммамом и святыми четко не установлена. Тем не менее, часто считается, что барака (благословение) святых способствует очищению, которого можно достичь в хаммаме. [3] Эта популярная или мистическая ассоциация с некоторыми мусульманскими святыми характеризует многие хаммамы в Фесе. [4] : 250
Хаммам в целом сохранил свою традиционную планировку. Недавно он был отреставрирован под руководством архитектора Рашида Халауи в рамках австрийского проекта по восстановлению различных исторических хаммамов по всему Средиземноморскому региону. [5] [6] [7]
Социальная функция
[ редактировать ]Саффарин Хаммам и другие хаммамы в традиционных марокканских городских центрах играют важную социальную и духовную роль. Они позволяли местному населению, особенно беднейшим слоям населения, совершать омовения , а также поддерживать общее здоровье и чистоту. Даже сегодня он по-прежнему служит экономически доступным объектом для бедных городских жителей. [8] Хаммам также был задействован в других ритуалах и традициях чистоты, связанных со свадьбами, родами и обрезанием . [8] Молодожены приходят в хаммам для омовения и молитвы, для них отведен специальный уголок, где зажигают свечи. [3] В хаммам приходят и рожавшие женщины, чтобы получить специальный массаж. [3]
Соответственно, хаммамы также были важным местом для женщин, поскольку они были одним из немногих государственных учреждений, которые предоставляли им пространство только для женщин вне дома. (Большинство хаммамов работали отдельно для мужчин и женщин, а хаммам Saffarin был одним из немногих, где были отдельные помещения для обоих. [4] : 249 [8] Таким образом, женщины также сыграли важную роль в передаче многих социальных традиций, связанных с хаммамом. [3] [8]
Архитектура и эксплуатация
[ редактировать ]Как и некоторые другие хаммамы в городе, хаммам Саффарин расположен рядом с колодцем или природным источником, обеспечивающим часть воды, и построен на наклонной территории, что облегчает дренаж. [8] Как и другие хаммамы в городе, структура хаммама не очень заметна снаружи, но узнаваема с крыш по пронзительным куполам, характерным для архитектуры хаммама. [8] Со стороны площади Сеффарин он отмечен только входом в подковообразную арку, из которой изогнутый проход ведет во внутренние помещения. [2]
Планировка хаммама аналогична планировке большинства исторических бань города и унаследована от модели римской бани . Первая комната, входная с улицы, и самая большая, [1] была раздевалка ( машлах по- арабски или гулса на местном марокканском арабском диалекте), эквивалентная римскому аподитерию . [8] [2] Раздевалка хаммама Саффарин отличалась более богатым декором, чем в большинстве марокканских хаммамов. [8] [2] Зал состоит из большого квадрата, отмеченного четырьмя колоннами, покрытого большим высоким куполом, который расположен внутри большого квадрата, углы которого покрыты четырьмя куполами меньшего размера. Главный купол и арки камеры украшены резными лепными мотивами, а нижние стены покрыты зеллидж изразцами . На юго-западной стене камеры расположен настенный фонтан, украшенный яркими геометрическими узорами в стиле зелли, под которым находится бассейн с водой. [8] [2] [9] В камере также есть сиденья и шкафчики для хранения вещей по периметру. Рядом со входом также находится стойка регистрации или стойка, где посетители могут оплатить услуги. [8] [2] Посетители обычно имели право на четыре или пять ведер воды, и им приходилось платить, если они хотели больше. [8]
Из раздевалки посетители проходили в помещение для купания/умывания, состоящее из трех помещений. Среди исторических хаммамов Феса хаммам Saffarin уникален тем, что в нем есть отдельные комнаты для мужчин и женщин. [2] Это позволило хаммаму быть открытым для представителей обоих полов в течение всего дня, вместо того, чтобы проводить отдельные часы работы для мужчин и женщин. [4] : 249 [8] Три комнаты по порядку таковы: холодная комната ( эль-баррани на местном арабском диалекте), эквивалентная фригидарию , средняя комната или теплая комната ( эль-васти на арабском языке), эквивалентная тепидарию , и горячая комната. комната ( ад-дахли по-арабски), эквивалентная кальдарию . [8] [2] Все три комнаты покрыты сводчатыми крышами. В теплых комнатах также есть небольшие боковые камеры или ниши, которые могут обеспечить дополнительную конфиденциальность купающимся. Проход, ведущий из раздевалки в холодную комнату, также давал доступ к уборным ( сегодняшним туалетам ) по пути. [8]
В хаммаме было две печи (одна для женского отделения и одна для мужского), которые для эффективности располагались в задней части комплекса сразу за парилками, но на более низком уровне, чем прилегающие помещения. Теплые и горячие помещения отапливались по традиционной системе гипокауста , как это делалось в римских банях. [8] Горячий дым от пожаров проходил под полами комнат, а затем поднимался по дымоходам внутри стен и вверх к дымоходам . Воду нагревали в двух огромных медных котлах (изготовленных в мастерских на площади Сеффарин снаружи), которые ставили над костром. Затем нагретую воду переносили и выливали в большой резервуар для воды (называемый бурмой ) в центре горячей комнаты. Из этого бассейна воду также ведрами носили в теплое помещение. [8] Печи требуют постоянного топлива, и поэтому в течение всего времени работы хаммама их необходимо обслуживать рабочими. Топливо, которое доставлялось прямо в хаммам на спинах ослов , добывалось за счет древесины, а также за счет переработки побочных продуктов других отраслей промышленности города, таких как стружки из столярных мастерских и оливковые косточки из близлежащих оливковых прессов. . Эта традиционная система продолжала использоваться даже до 21 века. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сибли, Магда; Джексон, Иэн (2012). «Архитектура исламских общественных бань Северной Африки и Ближнего Востока: анализ их внутренних пространственных конфигураций». Ежеквартальный журнал архитектурных исследований . 16 (2): 155–170. дои : 10.1017/S1359135512000462 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рафтани, Камаль; Радойн, Хасан (2008). «Архитектура хаммамов Феса, Марокко» . Архнет-IJAR . 2 (3): 56–68.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Аксит, Элиф Экин (2011). «Женский квартал исторического хаммама». Пол, место и культура . 18 (2): 277–293. дои : 10.1080/0966369X.2011.552321 . S2CID 146256016 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
- ^ «Хаммам Сеффарин | Фес, Мероприятия в Марокко» . Одинокая планета . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «Итог дискуссии – ЭКО-ХАММАМ» . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Сибли, Магда; Сибли, Мартин (2013). «Гибридные зеленые технологии для модернизации исторических зданий в мединах Северной Африки: сочетание народных и высокотехнологичных решений для инновационной системы освещения на солнечной энергии для зданий хаммама» . Энергетическая процедура . 42 : 718–725. дои : 10.1016/j.egypro.2013.11.074 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Сибли, Магда (2006). «Исторические хаммамы Дамаска и Феса: уроки устойчивости и будущего развития». 23-я конференция по пассивной и низкоэнергетической архитектуре (Женева, Швейцария, 6–8 сентября 2006 г.) .
- ^ «Архитектурные ресурсы – ЭКО-ХАММАМ» . Проверено 13 сентября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фото интерьера хаммама в 2023 году (Flickr)
34 ° 03'50,6 дюйма с.ш. 4 ° 58'22,4 дюйма з.д. / 34,064056 ° с.ш. 4,972889 ° з.д.