Jump to content

Хаммам Саффарин

Координаты : 34 ° 03'50,6 дюйма с.ш. 4 ° 58'22,4 дюйма з.д.  /  34,064056 ° с.ш. 4,972889 ° з.д.  / 34,064056; -4,972889
Вид на купола (над раздевалкой ) хаммама Саффарин с крыши.

Хаммам ас-Саффарин (или Саффарин Хаммам , Хаммам Сеффарин и т. д.) — исторический хаммам ( баня ) в медине (старом городе) Феса , Марокко . Он расположен на юго-западной стороне площади Сеффарин , напротив медресе Саффарин и к югу от мечети Каравийин .

Хаммам был построен в 14 веке, в период Маринидов . [1] Вероятно, первоначально он предназначался для обслуживания местных медников , которые работали в бутиках и мастерских вокруг площади Сеффарин. [2] Это один из многих хамамов, сохранившихся в городе, отчасти благодаря неизменной популярности хаммама в марокканской культуре на протяжении веков и по сей день. [2]

Местные жители связывают этот хаммам с гробницами двух суфийских мусульманских святых , Сиди Таллука и Сиди Ахмада Скалли, хотя физических гробниц не видно, а точная связь между хаммамом и святыми четко не установлена. Тем не менее, часто считается, что барака (благословение) святых способствует очищению, которого можно достичь в хаммаме. [3] Эта популярная или мистическая ассоциация с некоторыми мусульманскими святыми характеризует многие хаммамы в Фесе. [4] : 250 

Хаммам в целом сохранил свою традиционную планировку. Недавно он был отреставрирован под руководством архитектора Рашида Халауи в рамках австрийского проекта по восстановлению различных исторических хаммамов по всему Средиземноморскому региону. [5] [6] [7]

Социальная функция

[ редактировать ]

Саффарин Хаммам и другие хаммамы в традиционных марокканских городских центрах играют важную социальную и духовную роль. Они позволяли местному населению, особенно беднейшим слоям населения, совершать омовения , а также поддерживать общее здоровье и чистоту. Даже сегодня он по-прежнему служит экономически доступным объектом для бедных городских жителей. [8] Хаммам также был задействован в других ритуалах и традициях чистоты, связанных со свадьбами, родами и обрезанием . [8] Молодожены приходят в хаммам для омовения и молитвы, для них отведен специальный уголок, где зажигают свечи. [3] В хаммам приходят и рожавшие женщины, чтобы получить специальный массаж. [3]

Соответственно, хаммамы также были важным местом для женщин, поскольку они были одним из немногих государственных учреждений, которые предоставляли им пространство только для женщин вне дома. (Большинство хаммамов работали отдельно для мужчин и женщин, а хаммам Saffarin был одним из немногих, где были отдельные помещения для обоих. [4] : 249  [8] Таким образом, женщины также сыграли важную роль в передаче многих социальных традиций, связанных с хаммамом. [3] [8]

Архитектура и эксплуатация

[ редактировать ]

Как и некоторые другие хаммамы в городе, хаммам Саффарин расположен рядом с колодцем или природным источником, обеспечивающим часть воды, и построен на наклонной территории, что облегчает дренаж. [8] Как и другие хаммамы в городе, структура хаммама не очень заметна снаружи, но узнаваема с крыш по пронзительным куполам, характерным для архитектуры хаммама. [8] Со стороны площади Сеффарин он отмечен только входом в подковообразную арку, из которой изогнутый проход ведет во внутренние помещения. [2]

Планировка хаммама аналогична планировке большинства исторических бань города и унаследована от модели римской бани . Первая комната, входная с улицы, и самая большая, [1] была раздевалка ( машлах по- арабски или гулса на местном марокканском арабском диалекте), эквивалентная римскому аподитерию . [8] [2] Раздевалка хаммама Саффарин отличалась более богатым декором, чем в большинстве марокканских хаммамов. [8] [2] Зал состоит из большого квадрата, отмеченного четырьмя колоннами, покрытого большим высоким куполом, который расположен внутри большого квадрата, углы которого покрыты четырьмя куполами меньшего размера. Главный купол и арки камеры украшены резными лепными мотивами, а нижние стены покрыты зеллидж изразцами . На юго-западной стене камеры расположен настенный фонтан, украшенный яркими геометрическими узорами в стиле зелли, под которым находится бассейн с водой. [8] [2] [9] В камере также есть сиденья и шкафчики для хранения вещей по периметру. Рядом со входом также находится стойка регистрации или стойка, где посетители могут оплатить услуги. [8] [2] Посетители обычно имели право на четыре или пять ведер воды, и им приходилось платить, если они хотели больше. [8]

Из раздевалки посетители проходили в помещение для купания/умывания, состоящее из трех помещений. Среди исторических хаммамов Феса хаммам Saffarin уникален тем, что в нем есть отдельные комнаты для мужчин и женщин. [2] Это позволило хаммаму быть открытым для представителей обоих полов в течение всего дня, вместо того, чтобы проводить отдельные часы работы для мужчин и женщин. [4] : 249  [8] Три комнаты по порядку таковы: холодная комната ( эль-баррани на местном арабском диалекте), эквивалентная фригидарию , средняя комната или теплая комната ( эль-васти на арабском языке), эквивалентная тепидарию , и горячая комната. комната ( ад-дахли по-арабски), эквивалентная кальдарию . [8] [2] Все три комнаты покрыты сводчатыми крышами. В теплых комнатах также есть небольшие боковые камеры или ниши, которые могут обеспечить дополнительную конфиденциальность купающимся. Проход, ведущий из раздевалки в холодную комнату, также давал доступ к уборным ( сегодняшним туалетам ) по пути. [8]

В хаммаме было две печи (одна для женского отделения и одна для мужского), которые для эффективности располагались в задней части комплекса сразу за парилками, но на более низком уровне, чем прилегающие помещения. Теплые и горячие помещения отапливались по традиционной системе гипокауста , как это делалось в римских банях. [8] Горячий дым от пожаров проходил под полами комнат, а затем поднимался по дымоходам внутри стен и вверх к дымоходам . Воду нагревали в двух огромных медных котлах (изготовленных в мастерских на площади Сеффарин снаружи), которые ставили над костром. Затем нагретую воду переносили и выливали в большой резервуар для воды (называемый бурмой ) в центре горячей комнаты. Из этого бассейна воду также ведрами носили в теплое помещение. [8] Печи требуют постоянного топлива, и поэтому в течение всего времени работы хаммама их необходимо обслуживать рабочими. Топливо, которое доставлялось прямо в хаммам на спинах ослов , добывалось за счет древесины, а также за счет переработки побочных продуктов других отраслей промышленности города, таких как стружки из столярных мастерских и оливковые косточки из близлежащих оливковых прессов. . Эта традиционная система продолжала использоваться даже до 21 века. [8]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сибли, Магда; Джексон, Иэн (2012). «Архитектура исламских общественных бань Северной Африки и Ближнего Востока: анализ их внутренних пространственных конфигураций». Ежеквартальный журнал архитектурных исследований . 16 (2): 155–170. дои : 10.1017/S1359135512000462 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рафтани, Камаль; Радойн, Хасан (2008). «Архитектура хаммамов Феса, Марокко» . Архнет-IJAR . 2 (3): 56–68.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Аксит, Элиф Экин (2011). «Женский квартал исторического хаммама». Пол, место и культура . 18 (2): 277–293. дои : 10.1080/0966369X.2011.552321 . S2CID   146256016 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
  5. ^ «Хаммам Сеффарин | Фес, Мероприятия в Марокко» . Одинокая планета . Проверено 12 сентября 2020 г.
  6. ^ «Итог дискуссии – ЭКО-ХАММАМ» . Проверено 13 сентября 2020 г.
  7. ^ Сибли, Магда; Сибли, Мартин (2013). «Гибридные зеленые технологии для модернизации исторических зданий в мединах Северной Африки: сочетание народных и высокотехнологичных решений для инновационной системы освещения на солнечной энергии для зданий хаммама» . Энергетическая процедура . 42 : 718–725. дои : 10.1016/j.egypro.2013.11.074 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Сибли, Магда (2006). «Исторические хаммамы Дамаска и Феса: уроки устойчивости и будущего развития». 23-я конференция по пассивной и низкоэнергетической архитектуре (Женева, Швейцария, 6–8 сентября 2006 г.) .
  9. ^ «Архитектурные ресурсы – ЭКО-ХАММАМ» . Проверено 13 сентября 2020 г.
[ редактировать ]

 WikiMiniAtlas
34 ° 03'50,6 дюйма с.ш. 4 ° 58'22,4 дюйма з.д.  /  34,064056 ° с.ш. 4,972889 ° з.д.  / 34,064056; -4,972889

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08c1b0c9ba72403b96abe10fbeb6d8b1__1716050820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/b1/08c1b0c9ba72403b96abe10fbeb6d8b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hammam Saffarin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)