Уэд Фес
Уэд -Фес ( араб . واد فاس , букв. «Река Фес») или река Фес — река в Марокко . Это приток реки Себу и исторически главный источник воды для второго по величине города Марокко Феса , в честь которого он и назван.
Река состоит из нескольких различных ручьев , которые берут начало на равнине Саис к югу и западу от Феса, а затем сливаются вместе в районе Фес-эль-Бали , старого города ( медины ) Феса. [1] [2] На протяжении веков река была разделена и разделена на множество каналов , которые распределяли воду по всему городу и когда-то приводили в действие ряд исторических водяных колес . [1] [3] Эти различные водные каналы сходятся в Уэд-Бу-Храреб , которая проходит через центр старого города и исторически разделяла кварталы Каравийин и Андалусийин . [1] После того, как река покидает город, она некоторое время течет на восток, а затем впадает в реку Себу. Различные рукава и участки реки, в том числе многие рукотворные каналы, также имеют свои названия.
Описание реки
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Река начинается в Рас-эль-Ма («Начало воды»), в 12 километрах к юго-западу от города, из впадины озерного известняка , с приблизительным расходом 500 литров в секунду. [4] : 131
Уэд аль-Джавахир
[ редактировать ]Главный рукав реки огибает северную окраину территории Королевского дворца ( Дар аль-Махзен ) и Фес-эль-Дждид перед входом в Фес-эль-Бали . Этот участок также известен как Уэд аль-Джавахир ( араб . واد الجواهر , букв. «Жемчужная река»). [1] Когда-то он проходил через плоскую местность с болотами и водно-болотными угодьями, расположенную недалеко от нынешнего Фес-эль-Дждида и современного Виль Нувель , прежде чем появиться в ряде мест. [5] Однако с момента основания Фес-эль-Дждида (13 век) река Уэд аль-Джавахир постепенно менялась, и некоторые из ее старых ручьев, похоже, исчезли. [5] Поток реки был модернизирован для обеспечения водой комплекса Королевского дворца и ряда королевских садов, таких как сады Мосара Маринидов ( ныне XIX века исчезнувшие) и сады Джнан Сбил (все еще сохранившиеся), прежде чем продолжить движение в сторону Феса. Эль-Бали, где он распространяется по обширной сети искусственных ручьев и каналов, которые заканчиваются в Уэд-Бу-Храреб. [2] [1]
Уэд Бу Храреб
[ редактировать ]Уэд Бу Храреб (или иногда Уэд эль-Кбир ) — обычное название, данное главному городскому течению реки, проходящей через середину Фес-эль-Бали. [1] : 122 Первоначально эта река питается двумя другими ручьями, называемыми Уэд-эз-Зитун и Уэд-Бу-Фекран, которые впадают в город с юга в Баб-Дждиде . [1] : 234 Он также питается различными каналами, которые отделяются от Уэд-эль-Джавахира и снабжают город водой, прежде чем в конечном итоге оказаться в этом ущелье в центре города. Будучи самой низкой точкой Медины, река, таким образом, действует как коллектор для использованной городской воды. [4] [3]
Течение Бу-Храреба также образует историческую границу между кварталами Каравийин и Андалус , которые в своей ранней истории изначально были двумя отдельными городами ( аль-Алия и Мадинат-Фас ), а затем были объединены Альморавидами в 11-м веке. век. [1] Большая часть участка Уэд-Бу-Храреб, от Баб-Дждида до площади Р'сиф , теперь скрыта под современной дорогой для автомобильного движения (одной из немногих, проходящих через Медину). Дорога проходит вдоль реки до площади Р'Сиф, большой площади в центре Медины, и река снова выходит на северную сторону площади. [2] [1] Отсюда река течет на северо-восток и выходит из города между Баб Гиссой и бывшими воротами Баб Сиди Бу Джида. [1]
Историческая водопроводная сеть Феса
[ редактировать ]Фес-эль-Бали имел доступ к обильным запасам воды с момента своего основания. [1] Нынешние схемы его системы водоснабжения были начаты зенатским эмиром Дунасом ибн Хамамой между 1037 и 1049 годами, а затем доработаны эмиром Юсуфом Альморавидов ибн Ташфином между 1069 (завоевание Феса Альморавидами) и 1106 годами. [4] [3]
С запада река Уэд-эль-Джавахир течет на восток вдоль северной окраины Фес-эль-Дждида, проходя через Баб-Бу-Джат-Мечуар , через Дар-эль-Макину (бывший оружейный завод), а затем под Старым Мешуаром возле Баба. Деккакин, прежде чем снова появиться на его восточной стороне, на краю садов Джнан Сбил. Здесь она выходит из четырех арочных проемов у подножия валов Старого Мешуара , и происходит первое крупное искусственное разделение реки. [4] Это разделение создает ряд каналов (большинство из которых подземные) через Фес-эль-Бали, которые в конечном итоге впадают обратно в Уэд-Бу-Храреб (название основного русла реки внутри города). [4] [1] Есть четыре основных исторических подразделения каналов: Уэд Фейджалин , Уэд эль-Хамия , Сакийят эль-Аббаса и Уэд Шрашар . [1] Большинство из них затем разделяются на другие каналы по мере продвижения по городу. Внутри каждой сети водные каналы, по которым подавалась вода для питья и мытья, были отделены от тех, которые использовались для эвакуации отходов. [6]
Уэд Фейджалин - одно из самых важных подразделений. Он проходит через северную часть садов Джнан Сбил и через дворец Дар аль-Бейда , а затем разделяется на несколько ветвей. Одна ветвь идет на юг, но сегодня почти исчезла. Другой, Уэд-эль-Лемтийин, продолжается на северо-восток в сторону района Бу-Джелуд и снабжает северные части города. [4] [1] Сразу после входа в городские стены вода из Уэд-эль-Лемтияна собирается большим распределительным сооружением, расположенным рядом с южной стороной ворот Баб-Бу-Джелуд . [7] [6] Конструкция построена из кирпича и утрамбованной земли . Первоначально он датируется периодом Альморавидов. [3] хотя стена на ее западной стороне является частью городских стен Альмохада , и некоторые гидравлические элементы, вероятно, претерпевали изменения с течением времени по мере развития города или изменения соглашений, регулирующих распределение воды. [7] Он имеет три арочных отверстия, которые ведут в сводчатые камеры под стеной, из которых вода затем выходит на другую сторону в три открытых канала или «зоны», расположенные на разной высоте. Средняя зона состоит из большого резервуара, подающего воду в три подземных канала на ее восточной стороне. Две другие зоны, расположенные на возвышенности по обе стороны от нее, получали меньшее количество воды, но были более сложными и состояли из множества небольших бассейнов и каналов, которые регулировали распределение воды в местных районах. Различия в глубине и высоте различных резервуаров и каналов отражают институциональные водные соглашения, согласно которым определенные кварталы или здания имели приоритетный доступ к воде, в то время как другие участки, с меньшим приоритетом, получали ее только тогда, когда уровень воды был достаточно высоким, чтобы достичь каналы и водоемы, расположенные на возвышенностях. Поток воды, поступающей в распределитель, также замедлялся и отводился небольшими плотинами и отстойниками , а также самими различными резервуарами, которые, таким образом, также служили элементарной системой очистки воды путем улавливания и фильтрации мусора и других физических загрязнений. Из этого распределителя вода затем распространялась по различным подземным каналам в районах, расположенных ниже по течению, начиная с районов Талаа Кебира и Талаа Сегира. Один из каналов и сегодня проходит через внутренний двор медресе Боу Инания . Другие распределительные сооружения меньшего размера и сложности были расположены по всей этой сети и другим сетям с целью дальнейшего регулирования водораспределения. [7] [4]
Что касается Уэд-эль-Хамии, то она отделяется от других основных ветвей в Джнан-Сбиле, а затем разделяется на несколько ветвей, которые в основном снабжают южные части города. [4] Одна из его ветвей также когда-то снабжала через акведук квартал Андалус на противоположном берегу реки Бу-Храреб. [1] Две последние ветви, Сакият аль-Аббаса и Уэд Шрашар, снабжали регионы вблизи Баб-эль-Хадида и сады между Фес-эль-Дждидом и Фес-эль-Бали. [1]
В дополнение к этой западной сети каналов, идущих от Уэд-эль-Джавахира, ручьи к югу от города (которые также образовывали начало реки Бу-Храреб) питали совершенно отдельный, но важный канал, называемый Уэд-Масмуда . [1] Этот канал, расположенный дальше на восток, снабжал водой большую часть андалусского квартала Феса на юго-восточном берегу реки Бу-Храреб. [1] [4] Он начинается к югу от города и проходит через старые городские стены через водопропускное отверстие под названием Баб аш-Шоббак («Ворота окна»), защищенное железной решеткой . [4] [1] Несколько других каналов отделялись от него, проходя через район, пока, наконец, не присоединились к реке Бу-Храреб незадолго до выхода из города. [1] [4] Канал, судя по всему, назван в честь племени Масмуда конфедерации берберского , основавшей движение Альмохадов , что позволяет предположить, что он мог быть построен Альмохадами или что в какой-то момент рядом с ним размещались семьи или войска Масмуда. [1] : 113
Многие из этих исторических каналов сейчас находятся под землей, и лишь некоторые древние топонимы намекают на бывшие мосты, которые проходили через них (например, название Кантрат Бу Роус вдоль части Талаа Кебира ). [1] Эти каналы и ручьи также питают ряд отраслей промышленности, таких как исторические кожевенные заводы города, самыми известными из которых являются кожевенные заводы Чуара . [1] Большое количество водяных колес (известных как нории или иногда как сакийя ) было расположено по всей водопроводной сети города, чтобы способствовать распределению воды или обеспечивать электроэнергией определенные отрасли промышленности. [1] [4] Некоторые из них были очень большими, например, огромная нория, снабжавшая королевские сады Маринидов в Мосаре , диаметром 26 метров и толщиной 2 метра. [2] Лишь немногие из этих водяных колес сохранились в той или иной форме, в том числе несколько экземпляров вокруг садов Джнан Сбил. [1] [3]
Исторические мосты
[ редактировать ]Уэд-Бу-Храреб внутри медины пересекают несколько исторических мостов, некоторые из которых были впервые построены до объединения двух берегов в единый город в 11 веке. [8] Когда-то здесь было как минимум шесть мостов, которые, как сообщается, были построены правителем Магравы Дунасом ибн Хамамой в начале 11 века, до объединения двух городов Альморавидами позже в том же веке. [9] [1] : 51 [8] С тех пор их много раз ремонтировали и перестраивали. [9] Историк XIV века Аль-Джазнаи сообщил, что правитель Альморавидов Юсуф ибн Ташфин (ум. 1106) построил шесть мостов, которые были названы Абу Туба , Абу Баркука , Баб аль-Силсила , Себбагин , Кахф аль-Ваккадин и Эр- Джазнаи. Ремила . [3] Многие из них были разрушены во время наводнения 725 г. хиджры (1324 или 1325 гг. н. э.), а некоторые были впоследствии восстановлены султаном Маринидов того времени Абу Саидом (ум. 1331). [9] Некоторые мосты исчезли, но их названия сохранились как местные топонимы. [9] В исследовании Марии Маркос Кобаледа и Долорес Вильяльба Сола говорится, что два моста Альморавида все еще сохранились. [3] Историк Роже Ле Турно подсчитал, что три главных моста сегодня относятся как минимум к периоду Альмохадов . [1] : 148
Из мостов, сохранившихся сегодня, Кантрат Бин эль-Мудун («Мост между двумя городами») является самым северным из них, за ним на юге следует Кантрат Себбагин («Мост кожевенников», также известный как Мост Кожевников). Гзам Бен Заккун) и у Кантрат Террафин («Мост сапожников») к северу от площади Р'Сиф. [1] : 128, 142–145 Другой мост, Кантрат Сиди аль-Аввад («Мост Сиди аль-Аввад»), когда-то был расположен южнее, в районе, где река сейчас покрыта асфальтированной дорогой. [1] : 142–146 Традиционно тремя наиболее важными мостами были мосты Бин эль-Мудун , Террафин и Сиди аль-Аввад , каждый из которых располагался вдоль главной магистрали квартала Андалус (восточный берег). [1] : 142
Мост Бин -эль-Мудун , который, как полагают, был построен во времена Дунаса ибн Хамамы, считался одним из самых живописных, поскольку располагался среди скалистых порогов . [9] Мария Маркос Кобаледа и Долорес Вильяльба Сола относят это к периоду Альморавидов. [3] Его пролет состоит из трех арок, но сегодня видна только центральная. [3] Мост Себбагин , также известный как мост Храшфиин (или Храхфиин во французской транслитерации ), как полагают, был первоначально построен Дунасом ибн Хамамой и восстановлен или перестроен Маринидами в 14 веке. [8] [9] Мост Террафин или аль-Таррафин , [8] [3] первоначально назывался Кантрат Баб аль-Силсила, [3] находится на северной окраине площади Р'Сиф. Также считается, что первоначально он был создан эмиром Дунасом в 11 веке. [8] [9] в то время как Мария Маркос Кобаледа и Долорес Вильяльба Сола относят это также к периоду Альморавидов. [3] Это единственный мост в Фесе, по обеим сторонам которого расположены магазины, подобно многим средневековым европейским мостам. [3] [1] : 336
- Мост Террафин, расположенный в северной части площади Р'Сиф (фото 2023 г.)
- Мост Себбагин, расположенный к северу от моста Террафин (фото 2023 г.)
- Мост Бин эль-Мудун, расположенный немного южнее кожевенного завода Чуара (фото 2023 г.)
Проблемы загрязнения и усилия по реабилитации
[ редактировать ]Река, особенно Уэд-Бу-Храреб в старой медине, долгое время страдала от сильного загрязнения из-за сточных вод , деятельности близлежащих кожевенных заводов (которые производят химические отходы), а также из-за того, что жители иногда использовали ее в качестве свалки. [10] [11] Даже имя Уэд Бу Храреб означает «Река грязи». [1] [10] Увеличение загрязнения в наше время привело к тому, что местные жители построили стены и бетонные заграждения, чтобы заблокировать запах реки, а в последнее время городские власти начали покрывать открытые части реки бетонными плитами, что привело только к увеличению складирования мусора. поверх всего этого. [11] [12] Отходы кожевенной промышленности и других видов деятельности также привели к накоплению токсичных химикатов, особенно высокого уровня хрома , в почве и воде. [12] Хотя считается, что это не влияет на питьевую воду города (которая поступает из верхнего течения), это создает проблемы для участков ниже по течению реки Себу после ее впадения в Уэд-Фес. [13] [14]
В конце 2000-х годов стартовал масштабный проект по реабилитации речной системы и ее городской среды. Проект, возглавляемый архитектором Азизой Чауни , включал очистку реки, реконструкцию ее городской береговой линии, создание открытых пешеходных дорожек и реконструкцию существующих открытых пространств вдоль реки, таких как площадь Р'Сиф и площадь Лалла. Еддуна. [10] [11] [15] Предложение по улучшению качества воды также включало создание водно-болотных угодий (которые ранее существовали вдоль течения реки) и восстановление речных каналов. [11] В какой-то момент в рамках проекта также предлагалось прекратить или сократить деятельность кожевенных заводов Чуара и переместить кожевенную промышленность в другое место, где с ее загрязнением можно было бы бороться более безопасно. [16] [17] но в конце концов кожевенные заводы были восстановлены и оставлены на месте. [18]
Реабилитация реки, которая продолжается с тех пор, также проводилась наряду с более широкими усилиями по восстановлению исторических памятников и достопримечательностей старого города, в основном под руководством агентства по восстановлению местного наследия ADER-Fes. Это включало восстановление мостов через реку Бу-Храреб, а в 2010-х годах были восстановлены мосты Террафин и Себбагин/Храшфиин. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Металси, Мохамед (2003). Фес: важный город . Париж: Международное издание ACR. ISBN 978-2867701528 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Маркос Кобаледа, Мария; Вильяльба Сола, Долорес (2018). «Преобразования в средневековом Фесе: гидравлическая система Альморавидов и изменения в стенах Альмохадов». Журнал исследований Северной Африки . 23 (4): 591–623. дои : 10.1080/13629387.2017.1371596 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Мадани, Тарик (1999). «Гидравлическая сеть города Фес». Исламская археология . 8–9 : 119–142.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. ISBN 2723301591 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 гг . Линкарт. стр. 296–299. ISBN 9782359063356 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мадани, Тарик (2003). Вода в средневековом мусульманском мире: на примере Феса (Марокко) и его региона . Лионский университет II (диссертация).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Эль Уардиги, Самир (26 мая 2017 г.). «Великолепная реконструкция 27 памятников Феса – Региональный совет по туризму (CRT) Феса» . Médias24 (на французском языке) . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Гайяр, Анри (1905). Город ислама: Фес . Париж: Ж. Андре. стр. 32 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Оживление реки Фес: восстановленное общественное пространство | Погружение в умные города» . www.smartcitiesdive.com . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Morocco.com | Омоложение реки Фес» . www.morocco.com . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Жемчужина города: Азиза Чауни о восстановлении реки Фес» . Блог ТЭД . 04.04.2014 . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Международный, Жизнь на Земле / World Media Foundation / Общественное радио (октябрь 2014 г.). «Жизнь на Земле: увлекательно и токсично — традиционные марокканские кожевенные заводы» . Жизнь на Земле . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Эс-Сетте, Б.; Айдор, Ю.; Зидан, Ф.; Фахраддин А.; Футлейн, А. (2005). «Концептуальная модель транспорта микроэлементов (хрома и никеля) в Уэд-Себу, Марокко». Экологические технологии . 26 (8): 831–841. дои : 10.1080/09593332608618494 . ПМИД 16128382 .
- ^ «Азиза Чауни представляет доклад TED 2014 года о своих усилиях по открытию реки Фес в Марокко» . Дэниелс . 20 марта 2014 г. Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ «Гибридные городские швы: заполнение пробелов в медине Феса» . Architectmagazine.com . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ «ВИД ИЗ ФЕС: Кожевенные заводы Феса - отвечает Азиза Чауни» . ВИД ИЗ СЭЗ . 21 декабря 2008 г. Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ «ВИД ИЗ ФЕС: Знаменитый кожевенный завод Fez Chouara преображается» . ВИД ИЗ СЭЗ . 27 февраля 2016 г. Проверено 15 сентября 2020 г.
34 ° 04'39 "N 4 ° 55'30" W / 34,07749 ° N 4,92497 ° W