Jump to content

Уэд Фес

Координаты : 34 ° 04'39 "N 4 ° 55'30" W  /  34,07749 ° N 4,92497 ° W  / 34,07749; -4,92497
Река Уэд-Бу-Храреб (часть реки Уэд-Фес), протекающая через середину Фес-эль-Бали , вид в 2020 году.

Уэд -Фес ( араб . واد فاس , букв. «Река Фес») или река Фес река в Марокко . Это приток реки Себу и исторически главный источник воды для второго по величине города Марокко Феса , в честь которого он и назван.

Река состоит из нескольких различных ручьев , которые берут начало на равнине Саис к югу и западу от Феса, а затем сливаются вместе в районе Фес-эль-Бали , старого города ( медины ) Феса. [1] [2] На протяжении веков река была разделена и разделена на множество каналов , которые распределяли воду по всему городу и когда-то приводили в действие ряд исторических водяных колес . [1] [3] Эти различные водные каналы сходятся в Уэд-Бу-Храреб , которая проходит через центр старого города и исторически разделяла кварталы Каравийин и Андалусийин . [1] После того, как река покидает город, она некоторое время течет на восток, а затем впадает в реку Себу. Различные рукава и участки реки, в том числе многие рукотворные каналы, также имеют свои названия.

Описание реки

[ редактировать ]

Источник

[ редактировать ]

Река начинается в Рас-эль-Ма («Начало воды»), в 12 километрах к юго-западу от города, из впадины озерного известняка , с приблизительным расходом 500 литров в секунду. [4] : 131 

Уэд аль-Джавахир

[ редактировать ]

Главный рукав реки огибает северную окраину территории Королевского дворца ( Дар аль-Махзен ) и Фес-эль-Дждид перед входом в Фес-эль-Бали . Этот участок также известен как Уэд аль-Джавахир ( араб . واد الجواهر , букв. «Жемчужная река»). [1] Когда-то он проходил через плоскую местность с болотами и водно-болотными угодьями, расположенную недалеко от нынешнего Фес-эль-Дждида и современного Виль Нувель , прежде чем появиться в ряде мест. [5] Однако с момента основания Фес-эль-Дждида (13 век) река Уэд аль-Джавахир постепенно менялась, и некоторые из ее старых ручьев, похоже, исчезли. [5] Поток реки был модернизирован для обеспечения водой комплекса Королевского дворца и ряда королевских садов, таких как сады Мосара Маринидов ( ныне XIX века исчезнувшие) и сады Джнан Сбил (все еще сохранившиеся), прежде чем продолжить движение в сторону Феса. Эль-Бали, где он распространяется по обширной сети искусственных ручьев и каналов, которые заканчиваются в Уэд-Бу-Храреб. [2] [1]

Уэд Бу Храреб

[ редактировать ]
Уэд Бу Храреб на фотографии 1932 года.
Уэд Бу Храреб в 2020 году

Уэд Бу Храреб (или иногда Уэд эль-Кбир ) — обычное название, данное главному городскому течению реки, проходящей через середину Фес-эль-Бали. [1] : 122  Первоначально эта река питается двумя другими ручьями, называемыми Уэд-эз-Зитун и Уэд-Бу-Фекран, которые впадают в город с юга в Баб-Дждиде . [1] : 234  Он также питается различными каналами, которые отделяются от Уэд-эль-Джавахира и снабжают город водой, прежде чем в конечном итоге оказаться в этом ущелье в центре города. Будучи самой низкой точкой Медины, река, таким образом, действует как коллектор для использованной городской воды. [4] [3]

Течение Бу-Храреба также образует историческую границу между кварталами Каравийин и Андалус , которые в своей ранней истории изначально были двумя отдельными городами ( аль-Алия и Мадинат-Фас ), а затем были объединены Альморавидами в 11-м веке. век. [1] Большая часть участка Уэд-Бу-Храреб, от Баб-Дждида до площади Р'сиф , теперь скрыта под современной дорогой для автомобильного движения (одной из немногих, проходящих через Медину). Дорога проходит вдоль реки до площади Р'Сиф, большой площади в центре Медины, и река снова выходит на северную сторону площади. [2] [1] Отсюда река течет на северо-восток и выходит из города между Баб Гиссой и бывшими воротами Баб Сиди Бу Джида. [1]

Историческая водопроводная сеть Феса

[ редактировать ]
Вид на русло реки Уэд-эль-Джавахир, выходящее из-под стен Старого Мешуара (через четыре арки справа) в Фес-эль-Дждиде . Первые крупные разделения реки (два канала, видимые на переднем плане и слева) проходят здесь и в близлежащих садах Джнан Сбил .

Фес-эль-Бали имел доступ к обильным запасам воды с момента своего основания. [1] Нынешние схемы его системы водоснабжения были начаты зенатским эмиром Дунасом ибн Хамамой между 1037 и 1049 годами, а затем доработаны эмиром Юсуфом Альморавидов ибн Ташфином между 1069 (завоевание Феса Альморавидами) и 1106 годами. [4] [3]

С запада река Уэд-эль-Джавахир течет на восток вдоль северной окраины Фес-эль-Дждида, проходя через Баб-Бу-Джат-Мечуар , через Дар-эль-Макину (бывший оружейный завод), а затем под Старым Мешуаром возле Баба. Деккакин, прежде чем снова появиться на его восточной стороне, на краю садов Джнан Сбил. Здесь она выходит из четырех арочных проемов у подножия валов Старого Мешуара , и происходит первое крупное искусственное разделение реки. [4] Это разделение создает ряд каналов (большинство из которых подземные) через Фес-эль-Бали, которые в конечном итоге впадают обратно в Уэд-Бу-Храреб (название основного русла реки внутри города). [4] [1] Есть четыре основных исторических подразделения каналов: Уэд Фейджалин , Уэд эль-Хамия , Сакийят эль-Аббаса и Уэд Шрашар . [1] Большинство из них затем разделяются на другие каналы по мере продвижения по городу. Внутри каждой сети водные каналы, по которым подавалась вода для питья и мытья, были отделены от тех, которые использовались для эвакуации отходов. [6]

Уэд Фейджалин - одно из самых важных подразделений. Он проходит через северную часть садов Джнан Сбил и через дворец Дар аль-Бейда , а затем разделяется на несколько ветвей. Одна ветвь идет на юг, но сегодня почти исчезла. Другой, Уэд-эль-Лемтийин, продолжается на северо-восток в сторону района Бу-Джелуд и снабжает северные части города. [4] [1] Сразу после входа в городские стены вода из Уэд-эль-Лемтияна собирается большим распределительным сооружением, расположенным рядом с южной стороной ворот Баб-Бу-Джелуд . [7] [6] Конструкция построена из кирпича и утрамбованной земли . Первоначально он датируется периодом Альморавидов. [3] хотя стена на ее западной стороне является частью городских стен Альмохада , и некоторые гидравлические элементы, вероятно, претерпевали изменения с течением времени по мере развития города или изменения соглашений, регулирующих распределение воды. [7] Он имеет три арочных отверстия, которые ведут в сводчатые камеры под стеной, из которых вода затем выходит на другую сторону в три открытых канала или «зоны», расположенные на разной высоте. Средняя зона состоит из большого резервуара, подающего воду в три подземных канала на ее восточной стороне. Две другие зоны, расположенные на возвышенности по обе стороны от нее, получали меньшее количество воды, но были более сложными и состояли из множества небольших бассейнов и каналов, которые регулировали распределение воды в местных районах. Различия в глубине и высоте различных резервуаров и каналов отражают институциональные водные соглашения, согласно которым определенные кварталы или здания имели приоритетный доступ к воде, в то время как другие участки, с меньшим приоритетом, получали ее только тогда, когда уровень воды был достаточно высоким, чтобы достичь каналы и водоемы, расположенные на возвышенностях. Поток воды, поступающей в распределитель, также замедлялся и отводился небольшими плотинами и отстойниками , а также самими различными резервуарами, которые, таким образом, также служили элементарной системой очистки воды путем улавливания и фильтрации мусора и других физических загрязнений. Из этого распределителя вода затем распространялась по различным подземным каналам в районах, расположенных ниже по течению, начиная с районов Талаа Кебира и Талаа Сегира. Один из каналов и сегодня проходит через внутренний двор медресе Боу Инания . Другие распределительные сооружения меньшего размера и сложности были расположены по всей этой сети и другим сетям с целью дальнейшего регулирования водораспределения. [7] [4]

Что касается Уэд-эль-Хамии, то она отделяется от других основных ветвей в Джнан-Сбиле, а затем разделяется на несколько ветвей, которые в основном снабжают южные части города. [4] Одна из его ветвей также когда-то снабжала через акведук квартал Андалус на противоположном берегу реки Бу-Храреб. [1] Две последние ветви, Сакият аль-Аббаса и Уэд Шрашар, снабжали регионы вблизи Баб-эль-Хадида и сады между Фес-эль-Дждидом и Фес-эль-Бали. [1]

В дополнение к этой западной сети каналов, идущих от Уэд-эль-Джавахира, ручьи к югу от города (которые также образовывали начало реки Бу-Храреб) питали совершенно отдельный, но важный канал, называемый Уэд-Масмуда . [1] Этот канал, расположенный дальше на восток, снабжал водой большую часть андалусского квартала Феса на юго-восточном берегу реки Бу-Храреб. [1] [4] Он начинается к югу от города и проходит через старые городские стены через водопропускное отверстие под названием Баб аш-Шоббак («Ворота окна»), защищенное железной решеткой . [4] [1] Несколько других каналов отделялись от него, проходя через район, пока, наконец, не присоединились к реке Бу-Храреб незадолго до выхода из города. [1] [4] Канал, судя по всему, назван в честь племени Масмуда конфедерации берберского , основавшей движение Альмохадов , что позволяет предположить, что он мог быть построен Альмохадами или что в какой-то момент рядом с ним размещались семьи или войска Масмуда. [1] : 113 

Историческая нория (водяное колесо), расположенная на западной окраине садов Джнан Сбил между Фес-эль-Дждидом и Фес-эль-Бали .

Многие из этих исторических каналов сейчас находятся под землей, и лишь некоторые древние топонимы намекают на бывшие мосты, которые проходили через них (например, название Кантрат Бу Роус вдоль части Талаа Кебира ). [1] Эти каналы и ручьи также питают ряд отраслей промышленности, таких как исторические кожевенные заводы города, самыми известными из которых являются кожевенные заводы Чуара . [1] Большое количество водяных колес (известных как нории или иногда как сакийя ) было расположено по всей водопроводной сети города, чтобы способствовать распределению воды или обеспечивать электроэнергией определенные отрасли промышленности. [1] [4] Некоторые из них были очень большими, например, огромная нория, снабжавшая королевские сады Маринидов в Мосаре , диаметром 26 метров и толщиной 2 метра. [2] Лишь немногие из этих водяных колес сохранились в той или иной форме, в том числе несколько экземпляров вокруг садов Джнан Сбил. [1] [3]

Исторические мосты

[ редактировать ]
Мост Бин эль-Мудун на фотографии 1916 года.

Уэд-Бу-Храреб внутри медины пересекают несколько исторических мостов, некоторые из которых были впервые построены до объединения двух берегов в единый город в 11 веке. [8] Когда-то здесь было как минимум шесть мостов, которые, как сообщается, были построены правителем Магравы Дунасом ибн Хамамой в начале 11 века, до объединения двух городов Альморавидами позже в том же веке. [9] [1] : 51  [8] С тех пор их много раз ремонтировали и перестраивали. [9] Историк XIV века Аль-Джазнаи сообщил, что правитель Альморавидов Юсуф ибн Ташфин (ум. 1106) построил шесть мостов, которые были названы Абу Туба , Абу Баркука , Баб аль-Силсила , Себбагин , Кахф аль-Ваккадин и Эр- Джазнаи. Ремила . [3] Многие из них были разрушены во время наводнения 725 г. хиджры (1324 или 1325 гг. н. э.), а некоторые были впоследствии восстановлены султаном Маринидов того времени Абу Саидом (ум. 1331). [9] Некоторые мосты исчезли, но их названия сохранились как местные топонимы. [9] В исследовании Марии Маркос Кобаледа и Долорес Вильяльба Сола говорится, что два моста Альморавида все еще сохранились. [3] Историк Роже Ле Турно подсчитал, что три главных моста сегодня относятся как минимум к периоду Альмохадов . [1] : 148 

Мост Террафин («Мост сапожников») через реку в 1932 году. Сегодня мост расположен на северной окраине площади Р'Сиф.

Из мостов, сохранившихся сегодня, Кантрат Бин эль-Мудун («Мост между двумя городами») является самым северным из них, за ним на юге следует Кантрат Себбагин («Мост кожевенников», также известный как Мост Кожевников). Гзам Бен Заккун) и у Кантрат Террафин («Мост сапожников») к северу от площади Р'Сиф. [1] : 128, 142–145  Другой мост, Кантрат Сиди аль-Аввад («Мост Сиди аль-Аввад»), когда-то был расположен южнее, в районе, где река сейчас покрыта асфальтированной дорогой. [1] : 142–146  Традиционно тремя наиболее важными мостами были мосты Бин эль-Мудун , Террафин и Сиди аль-Аввад , каждый из которых располагался вдоль главной магистрали квартала Андалус (восточный берег). [1] : 142 

Мост Бин -эль-Мудун , который, как полагают, был построен во времена Дунаса ибн Хамамы, считался одним из самых живописных, поскольку располагался среди скалистых порогов . [9] Мария Маркос Кобаледа и Долорес Вильяльба Сола относят это к периоду Альморавидов. [3] Его пролет состоит из трех арок, но сегодня видна только центральная. [3] Мост Себбагин , также известный как мост Храшфиин (или Храхфиин во французской транслитерации ), как полагают, был первоначально построен Дунасом ибн Хамамой и восстановлен или перестроен Маринидами в 14 веке. [8] [9] Мост Террафин или аль-Таррафин , [8] [3] первоначально назывался Кантрат Баб аль-Силсила, [3] находится на северной окраине площади Р'Сиф. Также считается, что первоначально он был создан эмиром Дунасом в 11 веке. [8] [9] в то время как Мария Маркос Кобаледа и Долорес Вильяльба Сола относят это также к периоду Альморавидов. [3] Это единственный мост в Фесе, по обеим сторонам которого расположены магазины, подобно многим средневековым европейским мостам. [3] [1] : 336 

Проблемы загрязнения и усилия по реабилитации

[ редактировать ]
Традиционные кожевники работают вдоль Уэд-Бу-Храреб (2006 г., до недавней реконструкции этого района).

Река, особенно Уэд-Бу-Храреб в старой медине, долгое время страдала от сильного загрязнения из-за сточных вод , деятельности близлежащих кожевенных заводов (которые производят химические отходы), а также из-за того, что жители иногда использовали ее в качестве свалки. [10] [11] Даже имя Уэд Бу Храреб означает «Река грязи». [1] [10] Увеличение загрязнения в наше время привело к тому, что местные жители построили стены и бетонные заграждения, чтобы заблокировать запах реки, а в последнее время городские власти начали покрывать открытые части реки бетонными плитами, что привело только к увеличению складирования мусора. поверх всего этого. [11] [12] Отходы кожевенной промышленности и других видов деятельности также привели к накоплению токсичных химикатов, особенно высокого уровня хрома , в почве и воде. [12] Хотя считается, что это не влияет на питьевую воду города (которая поступает из верхнего течения), это создает проблемы для участков ниже по течению реки Себу после ее впадения в Уэд-Фес. [13] [14]

Мост Себбагин на реставрации, ноябрь 2014 г.

В конце 2000-х годов стартовал масштабный проект по реабилитации речной системы и ее городской среды. Проект, возглавляемый архитектором Азизой Чауни , включал очистку реки, реконструкцию ее городской береговой линии, создание открытых пешеходных дорожек и реконструкцию существующих открытых пространств вдоль реки, таких как площадь Р'Сиф и площадь Лалла. Еддуна. [10] [11] [15] Предложение по улучшению качества воды также включало создание водно-болотных угодий (которые ранее существовали вдоль течения реки) и восстановление речных каналов. [11] В какой-то момент в рамках проекта также предлагалось прекратить или сократить деятельность кожевенных заводов Чуара и переместить кожевенную промышленность в другое место, где с ее загрязнением можно было бы бороться более безопасно. [16] [17] но в конце концов кожевенные заводы были восстановлены и оставлены на месте. [18]

Реабилитация реки, которая продолжается с тех пор, также проводилась наряду с более широкими усилиями по восстановлению исторических памятников и достопримечательностей старого города, в основном под руководством агентства по восстановлению местного наследия ADER-Fes. Это включало восстановление мостов через реку Бу-Храреб, а в 2010-х годах были восстановлены мосты Террафин и Себбагин/Храшфиин. [8]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Металси, Мохамед (2003). Фес: важный город . Париж: Международное издание ACR. ISBN  978-2867701528 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Маркос Кобаледа, Мария; Вильяльба Сола, Долорес (2018). «Преобразования в средневековом Фесе: гидравлическая система Альморавидов и изменения в стенах Альмохадов». Журнал исследований Северной Африки . 23 (4): 591–623. дои : 10.1080/13629387.2017.1371596 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Мадани, Тарик (1999). «Гидравлическая сеть города Фес». Исламская археология . 8–9 : 119–142.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. ISBN  2723301591 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 гг . Линкарт. стр. 296–299. ISBN  9782359063356 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мадани, Тарик (2003). Вода в средневековом мусульманском мире: на примере Феса (Марокко) и его региона . Лионский университет II (диссертация).
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Эль Уардиги, Самир (26 мая 2017 г.). «Великолепная реконструкция 27 памятников Феса – Региональный совет по туризму (CRT) Феса» . Médias24 (на французском языке) . Проверено 17 июля 2024 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Гайяр, Анри (1905). Город ислама: Фес . Париж: Ж. Андре. стр. 32 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Оживление реки Фес: восстановленное общественное пространство | Погружение в умные города» . www.smartcitiesdive.com . Проверено 31 марта 2020 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Morocco.com | Омоложение реки Фес» . www.morocco.com . Проверено 31 марта 2020 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Жемчужина города: Азиза Чауни о восстановлении реки Фес» . Блог ТЭД . 04.04.2014 . Проверено 15 сентября 2020 г.
  13. ^ Международный, Жизнь на Земле / World Media Foundation / Общественное радио (октябрь 2014 г.). «Жизнь на Земле: увлекательно и токсично — традиционные марокканские кожевенные заводы» . Жизнь на Земле . Проверено 15 сентября 2020 г.
  14. ^ Эс-Сетте, Б.; Айдор, Ю.; Зидан, Ф.; Фахраддин А.; Футлейн, А. (2005). «Концептуальная модель транспорта микроэлементов (хрома и никеля) в Уэд-Себу, Марокко». Экологические технологии . 26 (8): 831–841. дои : 10.1080/09593332608618494 . ПМИД   16128382 .
  15. ^ «Азиза Чауни представляет доклад TED 2014 года о своих усилиях по открытию реки Фес в Марокко» . Дэниелс . 20 марта 2014 г. Проверено 31 марта 2020 г.
  16. ^ «Гибридные городские швы: заполнение пробелов в медине Феса» . Architectmagazine.com . Проверено 15 сентября 2020 г.
  17. ^ «ВИД ИЗ ФЕС: Кожевенные заводы Феса - отвечает Азиза Чауни» . ВИД ИЗ СЭЗ . 21 декабря 2008 г. Проверено 15 сентября 2020 г.
  18. ^ «ВИД ИЗ ФЕС: Знаменитый кожевенный завод Fez Chouara преображается» . ВИД ИЗ СЭЗ . 27 февраля 2016 г. Проверено 15 сентября 2020 г.

 WikiMiniAtlas
34 ° 04'39 "N 4 ° 55'30" W  /  34,07749 ° N 4,92497 ° W  / 34,07749; -4,92497

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e97f9e6edbd7ada975b2b82f5c26bde7__1721285280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/e7/e97f9e6edbd7ada975b2b82f5c26bde7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oued Fes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)