Jump to content

Великая мечеть Фес-эль-Дждид

Координаты : 34 ° 03'26,94 дюйма с.ш. 4 ° 59'29,86 дюйма з.д.  /  34,0574833 ° с.ш. 4,9916278 ° з.д.  / 34,0574833; -4,9916278
(Перенаправлено из Большой мечети Фес-эль-Дждид )
Великая мечеть Фес-эль-Дждид
Большая мечеть (арабский)
Великая мечеть (берберская)
Религия
Принадлежность Ислам ( сунниты )
Статус активный
Расположение
Расположение Фес , Марокко
Географические координаты 34 ° 03'26,94 дюйма с.ш. 4 ° 59'29,86 дюйма з.д.  /  34,0574833 ° с.ш. 4,9916278 ° з.д.  / 34,0574833; -4,9916278
Архитектура
Тип мечеть
Стиль мавританский
Основатель Абу Юсуф Якуб
Дата установления 1276
Технические характеристики
Минарет (а) 1
Высота минарета (ок.) 29 м
Материалы кирпич, дерево

Великая мечеть Фес-эль-Дждид — историческая главная пятничная мечеть Фес -эль-Дждида , королевского города и эпохи Маринидов цитадели Феса в Марокко . Считается, что она была основана в 1276 году, примерно в то же время, когда был основан сам город, что делает ее самой старой мечетью в Фес-эль-Дждиде. [1] [2] [3]

Мечеть была основана около 1276 года маринидским султаном Абу Юсуфом , в то же время, когда он основал новый королевский город Фес-эль-Дждид. [3] [2] [4] : 310  (Фес-эль-Дждид был создан как укрепленный дворец и административный город, отдельный от Фес-эль-Бали (старого Феса), из которого Марокко управляла династия Маринидов. [1] ) Надзор за строительством мечети был делегирован человеку по имени Абу Абдаллах ибн Абд аль-Карим эль-Джадуди и губернатору Мекнеса Абу Али ибн Азраку. [5] В одной исторической хронике утверждается, что строительство мечети частично финансировалось за счет производства оливкового масла в Мекнесе, а рабочую силу предоставляли -христиане заключенные , захваченные в Аль-Андалусе ( Испания ). [5] Строительство мечети было завершено в 1278 году. [5] Минбар мечети, спроектированный мастером по имени Алгарнати, был закончен в 1279 году. [5] Максура мечети (деревянный экран, закрывающий султана во время молитв) и большая люстра мечети были установлены в 1280 году. [5] Мечеть была лишь четвертой « пятничной мечетью » (большой мечетью, где проводились пятничные проповеди ), основанной в Фесе (остальные — мечеть Каравийин , мечеть Андалуси и мечеть Бу Джелуд ), и предназначалась для служения новый город. [6] : 358 

В 1320 году султан Абу Саид построил медресе рядом с мечетью , известное как медресе Фес Дждид или медресе Дар аль-Махзен , однако оно так и не смогло конкурировать по престижу с медресе Фес-эль-Бали и позже было поглощено расширяющийся Королевский дворец. [1] : 69  [7] : 114  Считается, что султан Абу Инан был похоронен в гробнице, примыкающей к мечети, после своей смерти в 1358 году, хотя это не полностью подтверждено. [3] [2] Погребение Абу Инана здесь ознаменовало сдвиг в выборе мест захоронения султанов Маринидов. До этого момента их хоронили в некрополе Челла, но после этого их похоронили на холме аль-Кула к северу от Феса (руины которого теперь известны как гробницы Маринидов ). [8] В « Рауд аль-Киртас» , хронике XIV века, упоминается, что один из сыновей Абу Якуба Юсуфа по имени Абу Мухаммад Абд аль-Мумин был похоронен во дворе на южной стороне мечети в 1293 году. предполагает, что вокруг мечети рано возникло погребение. [9]

Надпись на фундаменте мечети, высеченная в камне, также сообщает, что она была «завершена» султаном Абу Фарисом Абд аль-Азизом II в 1395 году. [3] [2] [8] Это оставляет хронологию строительства нынешней мечети открытой для интерпретации. [9] План этажа здания очень регулярный, что позволяет предположить, что оно не подвергалось значительным изменениям и перестройкам, а также то, что его строительство не прерывалось и не было завершено позднее. [3] [2] [9] Жорж Марсе , исследователь исламской архитектуры Северной Африки, утверждал, что надпись 1395 года относится к украшению или восстановлению мечети, а не к ее строительству или реконструкции, и что эта работа в основном повлияла на украшение мечети. По его мнению, украшение вокруг михраба слишком развито, чтобы его можно было отнести к 13 веку, а прикрепленная к нему гробница Абу Инана в своем нынешнем виде все еще датируется серединой 14 века, что согласуется с гипотезой о том, что Мечеть была построена до середины 14 века и отремонтирована в конце 14 века. [2]

Есть свидетельства того, что мечеть также была значительно восстановлена ​​в более поздний период алави (конец 17 века и позже). Аназа . во дворе мечети, например, датируется 1678–1679 гг. н. э. (1089 г. хиджры) во время правления Мулая Исмаила , и некоторые украшения мечети также могут датироваться примерно этим периодом [9]

Архитектура

[ редактировать ]
План этажа мечети с указанием примечательных элементов.

Общая планировка мечети отражает «Т-план», который стал стандартом для западных ( магрибских ) мечетей в период Альмохадов. [3] [4] Здание имеет прямоугольную планировку размером примерно 54 на 34 метра и площадью около 2000 квадратных метров. [3] [4] Планировка включает обширное внутреннее молитвенное помещение в гипостиле и большой прямоугольный двор ( сан ), занимающий большую часть северной части здания.

Главный вход в мечеть находится на севере, на одной линии с михрабом (см. ниже) на противоположном конце здания и ведет во внутренний двор. [3] Вход двойной: слева (восточнее) от главных ворот находятся еще одни ворота. Это напоминает устройство двойных северных ворот мечети Каравийин (названных Баб аль-Вард и Баб аль-Хафа ), при этом в одних воротах был канал с водой, который позволял посетителям мыть ноги при входе, а другие ворота представляли собой обычный вход. [3] [2] [9] Однако вполне вероятно, что в данном случае вторые ворота были спроектированы так, чтобы обеспечить прямой доступ к обнесенной стеной части галереи в северо-восточном углу двора, предназначенной для женщин, приходящих на молитву. [2] [4]

У мечети также было двое ворот на восточной стороне и еще двое на западной стороне; с обеих сторон одни ворота вели во двор, а другие прямо в молитвенный зал на юге. На восточной стороне мечети ворота внутреннего двора в какой-то момент были перекрыты более поздним строительством домов рядом с мечетью. Возможно, из-за этого оставшиеся ворота также были превращены в двойные ворота с двумя дверными проемами, расположенными рядом. [3]

Южная стена михраба также имеет несколько дверных проемов, которые ведут в пристройку, используемую имамом . Отсюда также изначально был прямой доступ к одному из дворов Дар аль-Махзена (королевского дворца и правительственных учреждений). [3]

Двор ( сан )

[ редактировать ]

Главный двор ( сан ) занимал примерно северную половину мечети и имел размеры 24 на 18,6 метра. [3] : 39  Как и в других мечетях, здесь есть центральный бассейн с водой (ранее соединенный с двумя другими фонтанами по обе стороны) и окружен арочными галереями. [3] Пол выложен мозаичной плиткой ( зелли ). [3] Центральная арка на южной стороне двора, ведущая в центральный «неф» молитвенного зала на оси михраба, обрамлена высоким богато украшенным порталом. [3] Пространство вокруг арки украшено резной лепниной и увенчано резным и расписным деревянным навесом, который, вероятно, датируется 16 или 17 веком, в более поздний период алавитов. [9] Саму арку занимает богато украшенный деревянный экран, известный как аназа ; открытый или «летний» михраб для молитв, происходящих во дворе. [10] [3] Аназа . имеет две двери, между которыми посередине расположена декоративная композиция в форме михраба, содержащая резную надпись арабской каллиграфией [3] Эта особенность напоминает аналогичное творение, добавленное Маринидами во двор мечети Каравийин. [10] Однако нынешняя аназа здесь датируется 1678–1679 гг. Н. Э. (1089 г. хиджры), во время правления султана Мулая Исмаила. Историк искусства Ксавьер Салмон предполагает, что Мулай Исмаил, вероятно, пожертвовал аназу одновременно с восстановлением или добавлением некоторых украшений мечети, хотя последнее может также принадлежать его брату и предшественнику Мулаю Рашиду (правил в 1666–1672 гг.). [9] Для сравнения, внутренняя арка центральных северных ворот во двор (прямо напротив аназы ) имеет лепной декор, который, кажется, больше сохраняет стиль Маринидов. [9]

Молитвенный зал

[ редактировать ]

Как и другие стандартные марокканские мечети, молитвенный зал представляет собой обширное внутреннее гипостальное пространство, разделенное только рядами арок, идущих перпендикулярно южной стене, за исключением дополнительного ряда арок, идущих близко к южной стене и параллельно ей. [3] Южная стена также является стеной киблы (направления молитвы) и отмечена михрабом ( нишей, символизирующей киблу) посередине. Из проходов между рядами арок центральный, совмещенный с михрабом, немного шире остальных и подчеркнут дополнительным лепным декором на стенах между арками. [3] [2]

Сам михраб представляет собой нишу в стене, внутри которой находится небольшой купол мукарны (резьба в виде сталактита). Стена вокруг михраба украшена лепной резьбой и увенчана окнами с замысловатыми лепными ширмами. [3] Лепной декор внутри ниши михраба и непосредственно вокруг арки михраба, вероятно, относится к оригинальному дизайну Маринидов, но декор выше и вокруг него, скорее всего, относится к более позднему периоду алави, в конце 17 или 18 века. [9] Квадратное пространство, образованное рядами арок, пересекающихся перед михрабом, отличается более сложными арками с лопастными очертаниями или ламбрекенами (тип, встречающийся в других местах марокканской и насридской архитектуры) и украшенными перемычками . [3] Арка прямо перед михрабом и напротив него украшена интрадосом , вырезанным из мукарнаса . Лепной декор этой арки и двух других боковых арок этого квадратного помещения, вероятно, датируется периодом Маринидов, но, возможно, претерпел более поздние изменения. [9] Квадратное пространство покрыто богато украшенным деревянным куполом, украшенным геометрическими узорами и обрамленным мукарнами. [3] Деревянный купол также датируется концом 17 или 18 века, вероятно, в то же время, что и украшения периода алави в других частях мечети. [9] Квадратное пространство также отделено от остальной части мечети еще одной деревянной перегородкой с окрашенными панелями и центральной дверью для доступа, что не характерно для большинства других мечетей. [3]

Деревянный потолок и другие украшения в остальной части центрального прохода, ведущего к михрабу, относятся к периоду алави. [9] В северном конце центрального нефа, сразу за аназа , находится искусно украшенный ребристый купол, похожий на несколько более ранние образцы этого типа, найденные перед михрабами Великой мечети Таза и Великой мечети Тлемсена , в конечном итоге происходящий от куполов Великой мечети Кордовы . [3] [2] [4] 24 пересекающихся ребра купола образуют звездный узор, в середине которого находится мини-купол из мукарн. Между ребрами расположены богатые арабески, вырезанные из лепнины, которые также образуют экран, пропускающий немного света снаружи. [3] Углы купола переходят в квадратное пространство стен с помощью вырезанных на мукарнах косичек . [3] Хотя Жорж Марсе датировал его периодом Маринидов, Ксавье Салмон поставил это под сомнение, основываясь на несоответствиях в отделке купола, и предполагает, что он был либо создан, либо восстановлен в период алавитов, возможно, Мулаем Исмаилом (который также заказал строительство купола). рядом Аназа ) или Мулай Рашид. [9]

Главная люстра мечети, по данным одного источника, была установлена ​​в 1280 году, весит 715 фунтов и имеет 287 подсвечников. [5] Он висит в центральном проходе перед михрабом и, по мнению некоторых, является одним из лучших образцов такого рода эпохи Маринидов. [3] [5]

Библиотека и мавзолей

[ редактировать ]

На западной стороне мечети, недалеко от ее юго-западного угла, находится прямоугольное помещение, возвышающееся над остальной частью мечети, куда ведет короткая лестница из молитвенного зала. В камере есть большое арочное окно, выходящее в молитвенный зал. [3] По словам Ксавьера Салмона, комната изначально была бейт аль-итикаф ( араб . بيت الاعتكاف), комнатой для духовного уединения; эта особенность стала более распространенной в более поздних мечетях Саади в Марракеше (например, мечети Муассина и мечети Баб Дуккала). В последующие века она была преобразована в библиотеку, вероятно, по инициативе Мулая Рашида (в конце 17 века), который, возможно, в то же время отремонтировал части мечети. [9]

На южной стороне этой библиотеки, в дальнем юго-западном углу мечети, находится еще одна пристройка, состоящая из прямоугольной комнаты, ведущей в квадратную комнату с куполом. [3] [2] Эта куполообразная камера, в свою очередь, когда-то вела к тому, что, по-видимому, было гробницей, расположенной под библиотекой, но позже была замурована и вновь открыта только во время ремонта в 1950 году. [3] [11] Куполообразная камера богато украшена резной лепниной и мозаикой из плитки зеллий вдоль нижних стен, а купол имеет зазоры мукарнаса. [3] Купол сочленен 24 пересекающимися ребрами, образующими двенадцатигранный многоугольник. Он имеет богатый резной гипсовый декор. Когда его заметил Альфред Бел в 1917 году, он все еще сохранил некоторые из своих прежних окрашенных цветов - синий и красный, но с тех пор был сильно покрыт побелкой, что скрывает часть его мастерства. [9] Предшествующее ему небольшое прямоугольное помещение содержит четыре гробницы и содержит лишь фрагменты первоначального убранства. Из этой комнаты также можно выйти наружу из мечети через арочное окно или дверь. [3]

На гробницах в этом районе вырезаны стихи Корана, но на некоторых из них нет никаких других опознавательных надписей, что затрудняет подтверждение личности захороненных здесь людей. В частности, предполагается, что одна из гробниц (возможно, в замурованной камере под библиотекой) принадлежит Султану Абу Инану , правителю Маринидов, который также построил медресе Бу Инания в Фес-эль-Бали (среди других работ) и умер в 1358 г., но никакая надпись этого не подтверждает. [2] [3] [8] [11] Обстоятельства убийства Абу Инана, его быстрое захоронение и последовавший за этим дворцовый переворот могут объяснить, почему его надгробие так и не было надписано. [9] Еще одно неопознанное надгробие может принадлежать более раннему султану Абу Саиду Усману II , который умер в 1331 году и был отцом султана Абу аль-Хасана (и дедушкой Абу Инана). [11] Среди других людей, похороненных здесь, есть принцесса по имени Аиша, дочь султана Абу Фариса Абд аль-Азиза II , надгробие которой сейчас хранится в музее Бата . [11]

Минарет, восточный фасад
Минарет, северный фасад

Минарет возвышается из северо - западного угла мечети. Как и большинство марокканских минаретов, он имеет квадратную шахту, состоящую из двух секций: основная часть возвышается на большей части высоты, а вторая, гораздо меньшая, квадратная башня на ее вершине. Длина главной шахты составляет 5,7 метра с каждой стороны, а высота — 22,8 метра (высота шахты примерно в четыре раза превышает ее ширину). [3] : 50  Меньшая башня наверху имеет размеры 2,9 метра с каждой стороны и 6,4 метра в высоту. [3] : 50  Внутри минарета находится лестница, которая огибает центральное ядро ​​башни и ведет на платформу наверху главного вала, что исторически позволяло муэдзину подняться на вершину для призыва к молитве. [3]

Четыре фасада минарета одинаково украшены мотивами дардж ва ктаф (марокканские ромбовидные декоративные формы), вырезанными в кирпиче. [3] Только восточная сторона минарета имеет окна (обеспечивающие свет на лестницу). Мотив северного и южного фасадов немного отличается от мотива восточного и западного фасадов тем, что вершина каждого ромба разделена началом предыдущего. [3] За исключением южного фасада, в нижней части каждого фасада есть глухие арки, которые сливаются с остальным мотивом выше. [3] Наверху главной шахты находится широкая полоса мозаичной плитки ( зеллидж ) с геометрическим узором из расходящихся, почти круглых звезд. Над ним, венчая вершину главной шахты, расположены зубчатые зубцы (также типичные для марокканской архитектуры), поверхности которых также покрыты мозаичной плиткой. [3] Небольшая вторичная шахта наверху минарета украшена так же, как и главная шахта. Его увенчивает небольшой купол, который, в свою очередь, увенчан металлическим шестом, на котором закреплены четыре бронзовые сферы уменьшающегося размера. [3]

К южному основанию минарета, над галереей внутреннего двора, примыкает помещение для муэдзина, которое, вероятно, было добавлено после первоначальной постройки минарета. [3] При взгляде со двора эта палата отмечена двуарочным окном с алебастровой колонной между арками, затененной резным деревянным навесом . [3] По форме и назначению он был похож на Дар аль-Муваккит (такой же, как тот, который был добавлен к мечети Каравийин вскоре после [12] : 62  ). [10]

Медресе Фес-эль-Дждид

[ редактировать ]

В 1320 году султан Абу Саид построил медресе в Фес-эль-Дждид к югу от Большой мечети, которое стало известно как медресе Фес-Дждид или медресе Дар аль-Махзен . [1] : 69  Это было лишь второе медресе, построенное Маринидами в Фесе, первым было медресе Сеффарине, основанное в 1271 году недалеко от мечети Каравийин . Вскоре после этого, в 1321 году, также во время правления Абу Саида, медресе Сахридж было построено рядом с мечетью Аль-Андалус . Соответственно, вполне вероятно, что Абу Саид хотел создать центры обучения вокруг каждой из великих мечетей Феса. Однако не похоже, что медресе Фес-эль-Дждид превратилось в крупный центр обучения, а вместо этого самыми престижными медресе оставались аль-Каравийин и другие медресе Маринидов, позже построенные в Фес-эль-Бали. [7] : 114  Позже оно было поглощено комплексом Королевского дворца , когда султан Мулай Хасан (правил в 1873–1894 годах) расширил территорию мехуара дворца на северо-восток, в результате чего медресе было отрезано от мечети и интегрировано во внутренний мехуар. [1] Медресе, которое до этого, вероятно, было заброшено, было отремонтировано и снабжено минаретом, а затем снова отремонтировано под французским протекторатом через некоторое время после 1924 года. [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 268–271.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак Маслоу, Борис (1937). Мечети Феса и северного Марокко . Париж: Éditions d'art et d'histoire. стр. 38–53.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кубиш, Наташа (2011). «Магриб - Архитектура» в Хаттштейне, Маркусе и Делиусе, Питере (ред.) Ислам: Искусство и архитектура . хфуллман.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Брессолетт, Анри; Деларозьер, Жан (1983). «Фез-Дждид от основания в 1276 году до середины ХХ века». Гесперис-Тамуда : 245–318.
  6. ^ Терраса, Анри (1964). «Мечеть Альмохадов Бу Джелуд в Фесе». Аль-Андалус . 29 (2): 355–363.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. ISBN  2723301591 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 502, 514, 584. ISBN.  9782350314907 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 гг . Линкарт. стр. 72–91. ISBN  9782359063356 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Брессолетт, Анри (2016). «6. Некрополи Маринидов». Открытие Феса . Харматтан. ISBN  978-2343090221 .
  12. ^ Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
  13. ^ Терраса, Анри (1962). «Медресе Маринидов в Фесе-Дждиде». Аль-Андалус . 29 : 246–253.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be050ec7a99fd8e3545229995f8a12c5__1721266620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/c5/be050ec7a99fd8e3545229995f8a12c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Great Mosque of Fes el-Jdid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)