Великая мечеть Фес-эль-Дждид
Великая мечеть Фес-эль-Дждид | |
---|---|
Большая мечеть (арабский) Великая мечеть (берберская) | |
Религия | |
Принадлежность | Ислам ( сунниты ) |
Статус | активный |
Расположение | |
Расположение | Фес , Марокко |
Географические координаты | 34 ° 03'26,94 дюйма с.ш. 4 ° 59'29,86 дюйма з.д. / 34,0574833 ° с.ш. 4,9916278 ° з.д. |
Архитектура | |
Тип | мечеть |
Стиль | мавританский |
Основатель | Абу Юсуф Якуб |
Дата установления | 1276 |
Технические характеристики | |
Минарет (а) | 1 |
Высота минарета | (ок.) 29 м |
Материалы | кирпич, дерево |
Великая мечеть Фес-эль-Дждид — историческая главная пятничная мечеть Фес -эль-Дждида , королевского города и эпохи Маринидов цитадели Феса в Марокко . Считается, что она была основана в 1276 году, примерно в то же время, когда был основан сам город, что делает ее самой старой мечетью в Фес-эль-Дждиде. [1] [2] [3]
История
[ редактировать ]Мечеть была основана около 1276 года маринидским султаном Абу Юсуфом , в то же время, когда он основал новый королевский город Фес-эль-Дждид. [3] [2] [4] : 310 (Фес-эль-Дждид был создан как укрепленный дворец и административный город, отдельный от Фес-эль-Бали (старого Феса), из которого Марокко управляла династия Маринидов. [1] ) Надзор за строительством мечети был делегирован человеку по имени Абу Абдаллах ибн Абд аль-Карим эль-Джадуди и губернатору Мекнеса Абу Али ибн Азраку. [5] В одной исторической хронике утверждается, что строительство мечети частично финансировалось за счет производства оливкового масла в Мекнесе, а рабочую силу предоставляли -христиане заключенные , захваченные в Аль-Андалусе ( Испания ). [5] Строительство мечети было завершено в 1278 году. [5] Минбар мечети, спроектированный мастером по имени Алгарнати, был закончен в 1279 году. [5] Максура мечети (деревянный экран, закрывающий султана во время молитв) и большая люстра мечети были установлены в 1280 году. [5] Мечеть была лишь четвертой « пятничной мечетью » (большой мечетью, где проводились пятничные проповеди ), основанной в Фесе (остальные — мечеть Каравийин , мечеть Андалуси и мечеть Бу Джелуд ), и предназначалась для служения новый город. [6] : 358
В 1320 году султан Абу Саид построил медресе рядом с мечетью , известное как медресе Фес Дждид или медресе Дар аль-Махзен , однако оно так и не смогло конкурировать по престижу с медресе Фес-эль-Бали и позже было поглощено расширяющийся Королевский дворец. [1] : 69 [7] : 114 Считается, что султан Абу Инан был похоронен в гробнице, примыкающей к мечети, после своей смерти в 1358 году, хотя это не полностью подтверждено. [3] [2] Погребение Абу Инана здесь ознаменовало сдвиг в выборе мест захоронения султанов Маринидов. До этого момента их хоронили в некрополе Челла, но после этого их похоронили на холме аль-Кула к северу от Феса (руины которого теперь известны как гробницы Маринидов ). [8] В « Рауд аль-Киртас» , хронике XIV века, упоминается, что один из сыновей Абу Якуба Юсуфа по имени Абу Мухаммад Абд аль-Мумин был похоронен во дворе на южной стороне мечети в 1293 году. предполагает, что вокруг мечети рано возникло погребение. [9]
Надпись на фундаменте мечети, высеченная в камне, также сообщает, что она была «завершена» султаном Абу Фарисом Абд аль-Азизом II в 1395 году. [3] [2] [8] Это оставляет хронологию строительства нынешней мечети открытой для интерпретации. [9] План этажа здания очень регулярный, что позволяет предположить, что оно не подвергалось значительным изменениям и перестройкам, а также то, что его строительство не прерывалось и не было завершено позднее. [3] [2] [9] Жорж Марсе , исследователь исламской архитектуры Северной Африки, утверждал, что надпись 1395 года относится к украшению или восстановлению мечети, а не к ее строительству или реконструкции, и что эта работа в основном повлияла на украшение мечети. По его мнению, украшение вокруг михраба слишком развито, чтобы его можно было отнести к 13 веку, а прикрепленная к нему гробница Абу Инана в своем нынешнем виде все еще датируется серединой 14 века, что согласуется с гипотезой о том, что Мечеть была построена до середины 14 века и отремонтирована в конце 14 века. [2]
Есть свидетельства того, что мечеть также была значительно восстановлена в более поздний период алави (конец 17 века и позже). Аназа . во дворе мечети, например, датируется 1678–1679 гг. н. э. (1089 г. хиджры) во время правления Мулая Исмаила , и некоторые украшения мечети также могут датироваться примерно этим периодом [9]
Архитектура
[ редактировать ]Общая планировка мечети отражает «Т-план», который стал стандартом для западных ( магрибских ) мечетей в период Альмохадов. [3] [4] Здание имеет прямоугольную планировку размером примерно 54 на 34 метра и площадью около 2000 квадратных метров. [3] [4] Планировка включает обширное внутреннее молитвенное помещение в гипостиле и большой прямоугольный двор ( сан ), занимающий большую часть северной части здания.
Входы
[ редактировать ]Главный вход в мечеть находится на севере, на одной линии с михрабом (см. ниже) на противоположном конце здания и ведет во внутренний двор. [3] Вход двойной: слева (восточнее) от главных ворот находятся еще одни ворота. Это напоминает устройство двойных северных ворот мечети Каравийин (названных Баб аль-Вард и Баб аль-Хафа ), при этом в одних воротах был канал с водой, который позволял посетителям мыть ноги при входе, а другие ворота представляли собой обычный вход. [3] [2] [9] Однако вполне вероятно, что в данном случае вторые ворота были спроектированы так, чтобы обеспечить прямой доступ к обнесенной стеной части галереи в северо-восточном углу двора, предназначенной для женщин, приходящих на молитву. [2] [4]
У мечети также было двое ворот на восточной стороне и еще двое на западной стороне; с обеих сторон одни ворота вели во двор, а другие прямо в молитвенный зал на юге. На восточной стороне мечети ворота внутреннего двора в какой-то момент были перекрыты более поздним строительством домов рядом с мечетью. Возможно, из-за этого оставшиеся ворота также были превращены в двойные ворота с двумя дверными проемами, расположенными рядом. [3]
Южная стена михраба также имеет несколько дверных проемов, которые ведут в пристройку, используемую имамом . Отсюда также изначально был прямой доступ к одному из дворов Дар аль-Махзена (королевского дворца и правительственных учреждений). [3]
Двор ( сан )
[ редактировать ]Главный двор ( сан ) занимал примерно северную половину мечети и имел размеры 24 на 18,6 метра. [3] : 39 Как и в других мечетях, здесь есть центральный бассейн с водой (ранее соединенный с двумя другими фонтанами по обе стороны) и окружен арочными галереями. [3] Пол выложен мозаичной плиткой ( зелли ). [3] Центральная арка на южной стороне двора, ведущая в центральный «неф» молитвенного зала на оси михраба, обрамлена высоким богато украшенным порталом. [3] Пространство вокруг арки украшено резной лепниной и увенчано резным и расписным деревянным навесом, который, вероятно, датируется 16 или 17 веком, в более поздний период алавитов. [9] Саму арку занимает богато украшенный деревянный экран, известный как аназа ; открытый или «летний» михраб для молитв, происходящих во дворе. [10] [3] Аназа . имеет две двери, между которыми посередине расположена декоративная композиция в форме михраба, содержащая резную надпись арабской каллиграфией [3] Эта особенность напоминает аналогичное творение, добавленное Маринидами во двор мечети Каравийин. [10] Однако нынешняя аназа здесь датируется 1678–1679 гг. Н. Э. (1089 г. хиджры), во время правления султана Мулая Исмаила. Историк искусства Ксавьер Салмон предполагает, что Мулай Исмаил, вероятно, пожертвовал аназу одновременно с восстановлением или добавлением некоторых украшений мечети, хотя последнее может также принадлежать его брату и предшественнику Мулаю Рашиду (правил в 1666–1672 гг.). [9] Для сравнения, внутренняя арка центральных северных ворот во двор (прямо напротив аназы ) имеет лепной декор, который, кажется, больше сохраняет стиль Маринидов. [9]
Молитвенный зал
[ редактировать ]Как и другие стандартные марокканские мечети, молитвенный зал представляет собой обширное внутреннее гипостальное пространство, разделенное только рядами арок, идущих перпендикулярно южной стене, за исключением дополнительного ряда арок, идущих близко к южной стене и параллельно ей. [3] Южная стена также является стеной киблы (направления молитвы) и отмечена михрабом ( нишей, символизирующей киблу) посередине. Из проходов между рядами арок центральный, совмещенный с михрабом, немного шире остальных и подчеркнут дополнительным лепным декором на стенах между арками. [3] [2]
Сам михраб представляет собой нишу в стене, внутри которой находится небольшой купол мукарны (резьба в виде сталактита). Стена вокруг михраба украшена лепной резьбой и увенчана окнами с замысловатыми лепными ширмами. [3] Лепной декор внутри ниши михраба и непосредственно вокруг арки михраба, вероятно, относится к оригинальному дизайну Маринидов, но декор выше и вокруг него, скорее всего, относится к более позднему периоду алави, в конце 17 или 18 века. [9] Квадратное пространство, образованное рядами арок, пересекающихся перед михрабом, отличается более сложными арками с лопастными очертаниями или ламбрекенами (тип, встречающийся в других местах марокканской и насридской архитектуры) и украшенными перемычками . [3] Арка прямо перед михрабом и напротив него украшена интрадосом , вырезанным из мукарнаса . Лепной декор этой арки и двух других боковых арок этого квадратного помещения, вероятно, датируется периодом Маринидов, но, возможно, претерпел более поздние изменения. [9] Квадратное пространство покрыто богато украшенным деревянным куполом, украшенным геометрическими узорами и обрамленным мукарнами. [3] Деревянный купол также датируется концом 17 или 18 века, вероятно, в то же время, что и украшения периода алави в других частях мечети. [9] Квадратное пространство также отделено от остальной части мечети еще одной деревянной перегородкой с окрашенными панелями и центральной дверью для доступа, что не характерно для большинства других мечетей. [3]
Деревянный потолок и другие украшения в остальной части центрального прохода, ведущего к михрабу, относятся к периоду алави. [9] В северном конце центрального нефа, сразу за аназа , находится искусно украшенный ребристый купол, похожий на несколько более ранние образцы этого типа, найденные перед михрабами Великой мечети Таза и Великой мечети Тлемсена , в конечном итоге происходящий от куполов Великой мечети Кордовы . [3] [2] [4] 24 пересекающихся ребра купола образуют звездный узор, в середине которого находится мини-купол из мукарн. Между ребрами расположены богатые арабески, вырезанные из лепнины, которые также образуют экран, пропускающий немного света снаружи. [3] Углы купола переходят в квадратное пространство стен с помощью вырезанных на мукарнах косичек . [3] Хотя Жорж Марсе датировал его периодом Маринидов, Ксавье Салмон поставил это под сомнение, основываясь на несоответствиях в отделке купола, и предполагает, что он был либо создан, либо восстановлен в период алавитов, возможно, Мулаем Исмаилом (который также заказал строительство купола). рядом Аназа ) или Мулай Рашид. [9]
Главная люстра мечети, по данным одного источника, была установлена в 1280 году, весит 715 фунтов и имеет 287 подсвечников. [5] Он висит в центральном проходе перед михрабом и, по мнению некоторых, является одним из лучших образцов такого рода эпохи Маринидов. [3] [5]
Библиотека и мавзолей
[ редактировать ]На западной стороне мечети, недалеко от ее юго-западного угла, находится прямоугольное помещение, возвышающееся над остальной частью мечети, куда ведет короткая лестница из молитвенного зала. В камере есть большое арочное окно, выходящее в молитвенный зал. [3] По словам Ксавьера Салмона, комната изначально была бейт аль-итикаф ( араб . بيت الاعتكاف), комнатой для духовного уединения; эта особенность стала более распространенной в более поздних мечетях Саади в Марракеше (например, мечети Муассина и мечети Баб Дуккала). В последующие века она была преобразована в библиотеку, вероятно, по инициативе Мулая Рашида (в конце 17 века), который, возможно, в то же время отремонтировал части мечети. [9]
На южной стороне этой библиотеки, в дальнем юго-западном углу мечети, находится еще одна пристройка, состоящая из прямоугольной комнаты, ведущей в квадратную комнату с куполом. [3] [2] Эта куполообразная камера, в свою очередь, когда-то вела к тому, что, по-видимому, было гробницей, расположенной под библиотекой, но позже была замурована и вновь открыта только во время ремонта в 1950 году. [3] [11] Куполообразная камера богато украшена резной лепниной и мозаикой из плитки зеллий вдоль нижних стен, а купол имеет зазоры мукарнаса. [3] Купол сочленен 24 пересекающимися ребрами, образующими двенадцатигранный многоугольник. Он имеет богатый резной гипсовый декор. Когда его заметил Альфред Бел в 1917 году, он все еще сохранил некоторые из своих прежних окрашенных цветов - синий и красный, но с тех пор был сильно покрыт побелкой, что скрывает часть его мастерства. [9] Предшествующее ему небольшое прямоугольное помещение содержит четыре гробницы и содержит лишь фрагменты первоначального убранства. Из этой комнаты также можно выйти наружу из мечети через арочное окно или дверь. [3]
На гробницах в этом районе вырезаны стихи Корана, но на некоторых из них нет никаких других опознавательных надписей, что затрудняет подтверждение личности захороненных здесь людей. В частности, предполагается, что одна из гробниц (возможно, в замурованной камере под библиотекой) принадлежит Султану Абу Инану , правителю Маринидов, который также построил медресе Бу Инания в Фес-эль-Бали (среди других работ) и умер в 1358 г., но никакая надпись этого не подтверждает. [2] [3] [8] [11] Обстоятельства убийства Абу Инана, его быстрое захоронение и последовавший за этим дворцовый переворот могут объяснить, почему его надгробие так и не было надписано. [9] Еще одно неопознанное надгробие может принадлежать более раннему султану Абу Саиду Усману II , который умер в 1331 году и был отцом султана Абу аль-Хасана (и дедушкой Абу Инана). [11] Среди других людей, похороненных здесь, есть принцесса по имени Аиша, дочь султана Абу Фариса Абд аль-Азиза II , надгробие которой сейчас хранится в музее Бата . [11]
Минарет
[ редактировать ]Минарет возвышается из северо - западного угла мечети. Как и большинство марокканских минаретов, он имеет квадратную шахту, состоящую из двух секций: основная часть возвышается на большей части высоты, а вторая, гораздо меньшая, квадратная башня на ее вершине. Длина главной шахты составляет 5,7 метра с каждой стороны, а высота — 22,8 метра (высота шахты примерно в четыре раза превышает ее ширину). [3] : 50 Меньшая башня наверху имеет размеры 2,9 метра с каждой стороны и 6,4 метра в высоту. [3] : 50 Внутри минарета находится лестница, которая огибает центральное ядро башни и ведет на платформу наверху главного вала, что исторически позволяло муэдзину подняться на вершину для призыва к молитве. [3]
Четыре фасада минарета одинаково украшены мотивами дардж ва ктаф (марокканские ромбовидные декоративные формы), вырезанными в кирпиче. [3] Только восточная сторона минарета имеет окна (обеспечивающие свет на лестницу). Мотив северного и южного фасадов немного отличается от мотива восточного и западного фасадов тем, что вершина каждого ромба разделена началом предыдущего. [3] За исключением южного фасада, в нижней части каждого фасада есть глухие арки, которые сливаются с остальным мотивом выше. [3] Наверху главной шахты находится широкая полоса мозаичной плитки ( зеллидж ) с геометрическим узором из расходящихся, почти круглых звезд. Над ним, венчая вершину главной шахты, расположены зубчатые зубцы (также типичные для марокканской архитектуры), поверхности которых также покрыты мозаичной плиткой. [3] Небольшая вторичная шахта наверху минарета украшена так же, как и главная шахта. Его увенчивает небольшой купол, который, в свою очередь, увенчан металлическим шестом, на котором закреплены четыре бронзовые сферы уменьшающегося размера. [3]
К южному основанию минарета, над галереей внутреннего двора, примыкает помещение для муэдзина, которое, вероятно, было добавлено после первоначальной постройки минарета. [3] При взгляде со двора эта палата отмечена двуарочным окном с алебастровой колонной между арками, затененной резным деревянным навесом . [3] По форме и назначению он был похож на Дар аль-Муваккит (такой же, как тот, который был добавлен к мечети Каравийин вскоре после [12] : 62 ). [10]
Медресе Фес-эль-Дждид
[ редактировать ]В 1320 году султан Абу Саид построил медресе в Фес-эль-Дждид к югу от Большой мечети, которое стало известно как медресе Фес-Дждид или медресе Дар аль-Махзен . [1] : 69 Это было лишь второе медресе, построенное Маринидами в Фесе, первым было медресе Сеффарине, основанное в 1271 году недалеко от мечети Каравийин . Вскоре после этого, в 1321 году, также во время правления Абу Саида, медресе Сахридж было построено рядом с мечетью Аль-Андалус . Соответственно, вполне вероятно, что Абу Саид хотел создать центры обучения вокруг каждой из великих мечетей Феса. Однако не похоже, что медресе Фес-эль-Дждид превратилось в крупный центр обучения, а вместо этого самыми престижными медресе оставались аль-Каравийин и другие медресе Маринидов, позже построенные в Фес-эль-Бали. [7] : 114 Позже оно было поглощено комплексом Королевского дворца , когда султан Мулай Хасан (правил в 1873–1894 годах) расширил территорию мехуара дворца на северо-восток, в результате чего медресе было отрезано от мечети и интегрировано во внутренний мехуар. [1] Медресе, которое до этого, вероятно, было заброшено, было отремонтировано и снабжено минаретом, а затем снова отремонтировано под французским протекторатом через некоторое время после 1924 года. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 268–271.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак Маслоу, Борис (1937). Мечети Феса и северного Марокко . Париж: Éditions d'art et d'histoire. стр. 38–53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кубиш, Наташа (2011). «Магриб - Архитектура» в Хаттштейне, Маркусе и Делиусе, Питере (ред.) Ислам: Искусство и архитектура . хфуллман.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Брессолетт, Анри; Деларозьер, Жан (1983). «Фез-Дждид от основания в 1276 году до середины ХХ века». Гесперис-Тамуда : 245–318.
- ^ Терраса, Анри (1964). «Мечеть Альмохадов Бу Джелуд в Фесе». Аль-Андалус . 29 (2): 355–363.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. ISBN 2723301591 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 502, 514, 584. ISBN. 9782350314907 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 гг . Линкарт. стр. 72–91. ISBN 9782359063356 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Брессолетт, Анри (2016). «6. Некрополи Маринидов». Открытие Феса . Харматтан. ISBN 978-2343090221 .
- ^ Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
- ^ Терраса, Анри (1962). «Медресе Маринидов в Фесе-Дждиде». Аль-Андалус . 29 : 246–253.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив цифровых фотографий Манар аль-Атар (включает несколько фотографий внутри мечети)
- Джами аль-Джедид в ArchNet (включает пару исторических фотографий мечети, в том числе внутреннего двора)