Эгоистичный

Себка ( арабский : مشكة , латинизированный : шабака , букв. «сеть») [1] : 80 [2] относится к типу декоративного мотива, используемого в западной исламской («мавританской») архитектуре и архитектуре мудехар .
История и описание
[ редактировать ]Различные типы переплетающихся ромбовидных мотивов широко представлены на поверхностях минаретов и других архитектурных элементах в Марокко и Аль-Андалусе в период Альмохадов (12–13 вв.). Они продолжали распространяться на другие декоративные средства, такие как резная лепнина на стенах различных зданий в архитектуре Маринидов и Насридов , в конечном итоге став стандартной чертой западного исламского орнаментального репертуара, часто в сочетании с арабески . элементами [3] [4]
Жорж Марсе, важный исследователь архитектуры региона 20-го века, утверждает, что этот мотив возник из-за сложных переплетающихся арок в пристройке Великой мечети Кордовы в 10-м веке халифом аль-Хакамом II . [4] : 257–258 Затем его миниатюризировали и расширили до повторяющегося сетчатого узора, которым можно покрывать поверхности. Этот мотив, в свою очередь, имел множество детальных вариаций. Одна распространенная версия, названная марокканскими мастерами дардж ва ктаф («шаг и плечо»), использует чередующиеся прямые и изогнутые линии, которые пересекают друг друга на своих симметричных осях, образуя мотив, повторяющий формы, напоминающие примерно хамсу , флер-де. -лис , или пальметта . [4] : 232 [3] : 32 Другая версия, также часто встречающаяся на минаретах в чередовании с дардж ва ктафом , состоит из переплетающихся многолистных/многодольных арок, образующих более округлую лопастную форму. [3] : 32, 34
- Переплетающиеся арки в Великой мечети Кордовы в Испании , датируемые 10 веком и, по мнению некоторых ученых, являются источником себка . мотива
- Старый пример узора себка или мотива переплетающейся арки в Альмохадов эпохи Патио дель Йесо в Алькасаре в Севильи , Испания.
- Еще один вариант мотива себка на минарете медресе Бу Инания в Фесе , Марокко.
- Мотив себки , наполненный арабесками, в резном лепном декоре Куарто-Реаль-де-Санто-Доминго в Гранаде , Испания.
- Дардж ва ктаф Мотив на Баб Мансуре в Мекнесе , Марокко
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доддс, Джеррилин Д., изд. (1992). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870996371 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Гранада». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press.
- ^ Jump up to: а б с Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.