Сценарий Талика
Талик | |
---|---|
Тип сценария | |
Языки | персидский |
талик , ( персидский : تعلیق , букв. «висячий») Сценарий — это каллиграфический почерк в исламской каллиграфии обычно используемый для официальных документов, написанных на персидском языке . Буквально означая подвесное или подвешенное письмо, оно появилось в середине 13 века и широко использовалось, особенно в канцеляриях иранских государств, хотя с начала 16 века оно уступило позиции другому подвесному письму, все более популярному насталик . [1] [2]
У Талика была долгая беременность. Персидский стиль письма насх претерпел постепенные изменения, начиная с 11 века, и эти изменения, вместе с некоторыми заимствованиями из тауки и рика , привели к появлению письма талик в середине 13 века. [1] [3] Талик имеет много общих черт с этими тремя шрифтами, «но он более стилизован. Он упивается криволинейными элементами, посторонними петлями, резкими контрастами между сжатием и расширением, а также связанными буквами - всеми чертами, которые затрудняют расшифровку новичку». [3]
В талике слова и отдельные буквы могли соединяться, что позволяло быстро писать и делало его пригодным для официальной переписки. [1] К концу тринадцатого века талик приобрел определенный стиль, иногда называемый талик-и кадим (старый талик ) или талик-и асл (оригинальный талик ), «вероятно, частично обусловленный потребностью растущей ильханидской бюрократии в стандартизации письменного персидского языка». [3] (см. фирман Садр ад-Дина Занджани, визиря ильхана Гайхату ). Чтобы писать еще быстрее, канцелярские служащие ( мунши ) упростили письмо, увеличив количество неортодоксальных лигатур и убрав указатели на многих буквах. Некоторые буквы были уменьшены в размере, другие были написаны более тонкими штрихами или в новой форме. Этот новый стиль, известный как шикаста талик (ломаный, т. е. усеченный и упрощенный талик ) (иногда также называемый хатт-и тарассол — «переписка»), систематически использовался с конца XIV века. [1] [4]
По мнению сефевидских авторов (таких как Даст Мухаммад или Кади Ахмад ) , шикаста талик был изобретен или, по крайней мере, определен Тадж ад-Дином Салмани, писцом, работавшим при дворе Тимура (годы правления 1370-1405), и усовершенствован Абдом -аль-Хай Астарабади, главный чиновник внука Тимура Абу Саида (годы правления 1451-1469). Абд-аль-Хай разработал две разновидности талика – более плавный стиль, связанный с Тимуридами в Хорасане, и более линейный и прочный стиль, связанный с Ак-Коюнлу в Ираке и Азербайджане. [1] [5] Биографы упоминают Дарвиша Абдаллаха Мунши как самого известного каллиграфа хорасанского стиля. [6] (см. письмо его руки). Самым важным каллиграфом- таликом периода Сефевидов был Эхтияр Монши Гонабади (ум. 1582), после которого «ни один каллиграф не посвятил себя с такой же серьезностью каллиграфии Талика, потому что в том же веке произошел расцвет письменности насталик». [7]
Голам-Хосайн Юсофи подчеркнул, что шикаста талик «представляет собой письмо, разработанное для быстрого письма и, следовательно, в котором допускается переплетение, то есть несоединяемые буквы, а также два или более слов соединяются вместе. Штрихи, за исключением определенных контекстов, преимущественно круглое, перо движется плавно. Размеры букв и слов неоднородны, и если в композиции и есть какая-то последовательность, то она сильно отличается от аккуратной симметрии, наблюдаемой в других письмах». [1]
В 15 веке талик использовался также в Османской империи . После расширения имперской канцелярии после завоевания Константинополя в 1453 году османские писцы начали разрабатывать письмо талика , развивая характерный османский стиль, известный как дивани . [8] Талик также обычно используется как название письма насталик на турецком языке. [9] и часто на арабском языке. [10] Традиционно талик считался основой насталика , но более поздние исследования выводят это письмо только из насха . [11]
- Фирман Садр ад-Дина Занджани, визиря ильхана Гайхату , датированный Джумадой II 692 г./июнь 1292 г. Коллекция искусства и истории предоставлена в аренду галерее Артура М. Саклера.
- Первая страница рукописи Хикмат аль-Ишрак, переписанной Сайидом Мухаммадом Мунши для библиотеки султана Мехмеда II . Стамбул , датированный 882 годом хиджры (1477-8 гг. н.э.). Топкапы Дворец -музей
- Похвала султану Якубу Аккоюнлу (годы правления 1478-1490), переписанная в шикаста талике Абд аль-Хаем ибн Хафизом Шейхом Мухаммадом аль-Бухари. Топкапы Дворец -музей
- Письмо на талике Дарвиша Абдаллы Мунши. Иран, 911 г. хиджры (1505–6 гг. н.э.). Метрополитен-музей
- Заключительная страница зияратнамы ( рекомендательного письма), выданного святыней Имама Резы в Мешхеде 14 зуль-хиджа 944/5 июля 1533 года. В письме Дарвиш Хидр Шаха рекомендуется как достойный человек, совершивший паломничество в Мешхед. Британский музей
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Шейла (2008). Исламская каллиграфия . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748612123 .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Голам-Хосайн Юсофи . «КАЛЛИГРАФИЯ» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Блэр , с. 270-271.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Блэр , с. 271.
- ^ Блэр , с. 273.
- ^ Блэр , с. 270, 273.
- ^ Хамид Реза Афсари (17 июня 2021 г.). «Каллиграфия» . Исламская энциклопедия .
- ^ «Эхтияр Монши Гонабади» . Антология иранских мастеров каллиграфии .
- ^ Блэр , с. 508.
- ^ Дерман, М. Угур (1998). Письма в золоте: Османская каллиграфия из коллекции Сакипа Сабанджи, Стамбул . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 17. ISBN 0810965267 .
- ^ аль-Хаттат, Хашим Мухаммад (1977). Каваид аль-Хатт аль-Араби . Багдад. п. 51.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Блэр , с. 274-277.