Jump to content

Даст Мухаммед

История Хафтвада и Червя , из « Шахнаме» Даста Мухаммеда, Музей Ага Хана , ок. 1540 г., из Шахнаме шаха Тахмаспа.
Даст Мухаммад, портрет шаха Абуль Маали, ок. 1556 г., Ага Хана Коллекция

Даст Мухаммад (или Дуст Мухаммад) был персидским художником-миниатюристом, каллиграфом и историком искусства, работавшим примерно с 1510 по 1564 год. Позже он работал в Индии.

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Даст Мухаммад родился в Герате в конце 15 века, хотя дата неизвестна. Он был учеником Камаля уд-Дина Бехзада и работал с учителями в Герате. Принц Бахрам-мирза первым заметил его талант и пригласил работать в свою мастерскую. К началу 1520 года Мухаммед переехал с Бехзадом из Герата в Тебриз . После смерти шаха Исмаила I он остался на службе у шаха Тахмаспа I , принимая участие в иллюстрации знаменитого Шахнаме шаха Тахмаспа , однако его вклад гораздо скромнее, чем вклад султана Мухаммеда или Мира Мусаввира .

После смерти Бехзада Мухаммед покинул двор Тахмаспа. По мнению некоторых исследователей, он был кочевником и уже не мог сидеть на одном месте. В конце 1530-х годов он работал при дворе правителя Кабула , Камрана Мирзы брата императора Великих Моголов Хумаюна .

В 1555 году по приглашению императора он отправился в Индию. Примерно к 1550 году он создал на отдельном листе миниатюру, созданную по заказу императора Великих Моголов, - «Император Хумаюн и его братья в пейзаже». Интерьер этого произведения выполнен в стиле туркменского султана Мухаммеда. Большая часть из них принимает форму гротескных горных слонов и других животных (особенно любимых Шахом Тахмаспом). Император Хумаюн восседает на каменном троне, а вдали под деревьями играют трое мальчиков, один из которых — будущий император Акбар I.


В начале 1560-х годов двор императоров Великих Моголов находился уже при императоре Акбаре I, и Даст Мухаммед покинул Индию и вернулся в Иран. Последние дни он прожил в Казвине . Точная дата его смерти неизвестна.

Каллиграфия

[ редактировать ]

Дуст Мухаммад обучался искусству каллиграфии у мастера Шадишаха Касима, ученика известного каллиграфа Герата султана Али Машхади . Из-под пера Мухаммеда вышли превосходные художественные каллиграфические рукописи и образцы. Некоторые из них представлены в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Долгое время Мухаммед был главой сефевидского королевского двора принца Бахрама Мирзы, известного покровителя искусств, а также мастера каллиграфии, художника, музыканта и поэта. Мухаммад также работал у своего брата Бахрама Мирзы - Шаха Тахмаспа I и пользовался титулом «Королевского каллиграфа».

Даст Мухаммед в первой главе известен как автор очерка по персидской живописи. В 1544–45 гг. Он написал трактат о каллиграфах и художниках. Это произведение сохранилось в муракке каллиграфических рисунков и миниатюр, известной как «Альбом Бахрама Мирзы», которая хранится в библиотеке дворца-музея Топкапы в Стамбуле .

Первый девятнадцатилистный альбом в качестве предисловия представляет собой трактат «Дуст Мухаммед», написанный красивым почерком, вероятно, принадлежащим автору. Помимо Договора на альбоме представлены еще три работы Дуста Мухаммеда - две миниатюры с подписью «Мастер Даст» и каллиграфическим отрывком, подписанным «Дуст-Мухаммад Мусаввир» (художник).

Трактат, написанный на персидском языке, включает введение в происхождение письма, главы о мастерах почерка «талик» и « насталик », раздел об истории искусства и его мастерах, а особенно — сведения о придворные художники и каллиграфы Бахрама Мирзы. Несмотря на путаницу мифических и исторических названий, история написания картины Дуста Мухаммада представляет немалый интерес. Его сочинения дают явный намек на существование религиозного запрета на изображения живых существ и в то же время на относительность этого запрета. В своем трактате Мухаммад не затрагивает ни проблем искусства живописи, ни каких-либо ее технических средств. Ценность этой работы заключается в обширных знаниях о жизни и творчестве персидских художников XIV-XVI веков.

  • Овладейте искусством искусства. - М., 1965. - Т. 1.
  • Уэлч, Стюарт Кэри. Персидская живопись Пять королевских рукописей шестнадцатого века. - Нью-Йорк. 1976.
  • Уэлч, Стюарт Кэри. Чудеса эпохи. - Кембридж: Художественный музей Фогга, Гарвардский университет. 1979.
  • Диксон МБ / Уэлч СК Хоутон Шахнаме. - Кембридж, Массачусетс, 1981. - Том. 1.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Вайс, Фридерика (2020). «Как персидский калам сломал китайскую кисть: новый взгляд на альбом Бахрама Мирзы». Мукарнас Онлайн . 37 (1): 63–109. дои : 10.1163/22118993-00371P04 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eec68afb827967cc5afef31cccd0848c__1712221200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/8c/eec68afb827967cc5afef31cccd0848c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dust Muhammad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)