Даст Мухаммед


Даст Мухаммад (или Дуст Мухаммад) был персидским художником-миниатюристом, каллиграфом и историком искусства, работавшим примерно с 1510 по 1564 год. Позже он работал в Индии.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Даст Мухаммад родился в Герате в конце 15 века, хотя дата неизвестна. Он был учеником Камаля уд-Дина Бехзада и работал с учителями в Герате. Принц Бахрам-мирза первым заметил его талант и пригласил работать в свою мастерскую. К началу 1520 года Мухаммед переехал с Бехзадом из Герата в Тебриз . После смерти шаха Исмаила I он остался на службе у шаха Тахмаспа I , принимая участие в иллюстрации знаменитого Шахнаме шаха Тахмаспа , однако его вклад гораздо скромнее, чем вклад султана Мухаммеда или Мира Мусаввира .
После смерти Бехзада Мухаммед покинул двор Тахмаспа. По мнению некоторых исследователей, он был кочевником и уже не мог сидеть на одном месте. В конце 1530-х годов он работал при дворе правителя Кабула , Камрана Мирзы брата императора Великих Моголов Хумаюна .
Индия
[ редактировать ]В 1555 году по приглашению императора он отправился в Индию. Примерно к 1550 году он создал на отдельном листе миниатюру, созданную по заказу императора Великих Моголов, - «Император Хумаюн и его братья в пейзаже». Интерьер этого произведения выполнен в стиле туркменского султана Мухаммеда. Большая часть из них принимает форму гротескных горных слонов и других животных (особенно любимых Шахом Тахмаспом). Император Хумаюн восседает на каменном троне, а вдали под деревьями играют трое мальчиков, один из которых — будущий император Акбар I.
В начале 1560-х годов двор императоров Великих Моголов находился уже при императоре Акбаре I, и Даст Мухаммед покинул Индию и вернулся в Иран. Последние дни он прожил в Казвине . Точная дата его смерти неизвестна.
Каллиграфия
[ редактировать ]Дуст Мухаммад обучался искусству каллиграфии у мастера Шадишаха Касима, ученика известного каллиграфа Герата султана Али Машхади . Из-под пера Мухаммеда вышли превосходные художественные каллиграфические рукописи и образцы. Некоторые из них представлены в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Долгое время Мухаммед был главой сефевидского королевского двора принца Бахрама Мирзы, известного покровителя искусств, а также мастера каллиграфии, художника, музыканта и поэта. Мухаммад также работал у своего брата Бахрама Мирзы - Шаха Тахмаспа I и пользовался титулом «Королевского каллиграфа».
Даст Мухаммед в первой главе известен как автор очерка по персидской живописи. В 1544–45 гг. Он написал трактат о каллиграфах и художниках. Это произведение сохранилось в муракке каллиграфических рисунков и миниатюр, известной как «Альбом Бахрама Мирзы», которая хранится в библиотеке дворца-музея Топкапы в Стамбуле .
Первый девятнадцатилистный альбом в качестве предисловия представляет собой трактат «Дуст Мухаммед», написанный красивым почерком, вероятно, принадлежащим автору. Помимо Договора на альбоме представлены еще три работы Дуста Мухаммеда - две миниатюры с подписью «Мастер Даст» и каллиграфическим отрывком, подписанным «Дуст-Мухаммад Мусаввир» (художник).
Трактат, написанный на персидском языке, включает введение в происхождение письма, главы о мастерах почерка «талик» и « насталик », раздел об истории искусства и его мастерах, а особенно — сведения о придворные художники и каллиграфы Бахрама Мирзы. Несмотря на путаницу мифических и исторических названий, история написания картины Дуста Мухаммада представляет немалый интерес. Его сочинения дают явный намек на существование религиозного запрета на изображения живых существ и в то же время на относительность этого запрета. В своем трактате Мухаммад не затрагивает ни проблем искусства живописи, ни каких-либо ее технических средств. Ценность этой работы заключается в обширных знаниях о жизни и творчестве персидских художников XIV-XVI веков.
Ссылки
[ редактировать ]- Овладейте искусством искусства. - М., 1965. - Т. 1.
- Уэлч, Стюарт Кэри. Персидская живопись Пять королевских рукописей шестнадцатого века. - Нью-Йорк. 1976.
- Уэлч, Стюарт Кэри. Чудеса эпохи. - Кембридж: Художественный музей Фогга, Гарвардский университет. 1979.
- Диксон МБ / Уэлч СК Хоутон Шахнаме. - Кембридж, Массачусетс, 1981. - Том. 1.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вайс, Фридерика (2020). «Как персидский калам сломал китайскую кисть: новый взгляд на альбом Бахрама Мирзы». Мукарнас Онлайн . 37 (1): 63–109. дои : 10.1163/22118993-00371P04 .
