Султан Али Мешхади

Султан Али Машхади , персидский : Султан Али Машхади (полное имя: Султан Али-и Мухаммад-и Машхади ) ( 1453-1519, ум . 1520) был персидским каллиграфом и мастером письма насталик .
Султан Али, родившийся в Мешхеде , потерял отца, когда ему было семь лет, и в раннем возрасте начал самостоятельно заниматься каллиграфией. Он был самоучкой, пока где-то около 1468 года не переехал в Герат . Там его обучал Ажар или один из учеников Ажара. С 1470 года султан Али работал на крупнейших библиофилов того времени, султана Хусейна (1469-1506) и его приятеля Алишира Наваи . Он разработал архитектурные надписи, такие как надпись (1477–1478 гг.) На мраморной платформе для надгробий предков султана Хусейна, воздвигнутой в храме Ходжи Абдаллаха . Он также выполнил каллиграфию некоторых из лучших персидских и турецких рукописей, созданных для двора Тимуридов , таких как копия » Саади «Гулистана (1486; Коллекция искусства и истории , LTS1995.2.30), копия Аттара « Мантик ат-тайр» (1487; Met. , 63.210) и копия « Бустана» Саади. (1488; Египетская Н. Либ. , Адаб Фарси 908). После смерти султана Хусейна в 1506 году и свержения династии Тимуридов султан «Али удалился в Мешхед. Там в 1514 году он написал Адаб-и Хатт («Этикет каллиграфии»), стихотворный трактат на персидском языке о письме и обучении каллиграфии, который позже был включен в Кази Ахмада биографию каллиграфов и художников . Эта работа содержит как практическую, так и автобиографическую информацию и показывает тесную связь между религиозной дисциплиной и практикой каллиграфии. Он умер в Мешхеде. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
По сравнению с рукой его предшественника Джафара Тебризи ( 1412–1431 гг. ), рука султана Али более просторная, нежная и плавная. Он демонстрирует мастерство контроля и модуляции, вводя визуальные ритмы, удлиняя и подчеркивая определенные формы, например, штрих на букве капх . Насталик султана Али «демонстрирует прекрасный баланс между плавностью и дисциплиной, теми же характеристиками, которые он упомянул в своем трактате о каллиграфии». [ 5 ] В его сочинениях восточный, или хорасанский, стиль насталик, связанный с Джафаром и Азхаром, достиг своей классической формы, а в период Сефевидов стал преобладающим и в западном Иране. [ 2 ] [ 6 ] [ 7 ] «Восточный стиль, усовершенствованный в последующие столетия, - это насталик, который сейчас используется в Персии». [ 7 ] Из-за этого насталика султана Али «остался воплощением стиля, старательно собираемого и бережно хранимого более поздними знатоками и подражаемого его преемниками на протяжении столетий». [ 8 ] Кази Ахмад писал о султане Али, что «Его писание покорило мир и находится среди других писаний, как солнце среди других планет». [ 9 ] Султан Али воспитал многих великих каллиграфов 16-го века, таких как Султан Мухаммад Нур или Султан Мухаммад Хандан . [ 2 ]
-
Отдельный лист из « Гулистана Саади » . Герат, 1468 год. Где-то в начале XVI века поля первых шестнадцати листов были щедро иллюминированы. Изысканный дизайн приписывают Аке Мираку (1520–1575 гг.). [ 10 ] Художественная галерея Фрира
-
Каллиграфическая композиция на стихи из произведения Арефи Херави (ум. 1438) «Гуй-у-Чуган » . Герат, 1470 год. Библиотека дворца Голестан.
-
Отдельный лист из « Гулистана» Саади. Герат, 1475 – 1500 гг. (границы эпохи Сефевидов ). Кливлендский художественный музей
-
Страница из » Аттара « Мантика ат-тайра . Герат, датированный 25 апреля 1487 г. (иллюминация Зейна аль-Абидина Тебризи (ум. 1602 г.) ок. 1600 г.) [ 11 ] ). Метрополитен-музей
-
Страница из Хамсы Алишира Наваи . Герат, 1492 год. Королевская коллекция .
-
Страница из альбома «Гюльшан» со стихотворением, сочиненным и написанным султаном Али (иллюминация начала XVII века). Герат, 1499 год. Библиотека дворца Голестан.
-
Разворот из Дивана султана Хусейна Байкара . Герат, гр. 1500. Метрополитен-музей.
-
Страница из « Субхат аль-Абрара» ( Джами границы первой четверти 17 века). Герат, гр. 1500. Метрополитен-музей.
-
Отдельный фолиант из разрозненного экземпляра "Дивана" (сборника стихов) Сухайли (ум. 1501-2). Герат, начало 16 века. Галерея Артура М. Саклера
-
Каллиграфия с персидским переводом арабской поэзии, написанная более светлыми чернилами с тахриром. Герат. Архив Фонда Мостазафан
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гюлистан Саади» . Художественная галерея Фрира .
- ^ Перейти обратно: а б с Уиллер М. Такстон (2003). «Султан Али Мешхади» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T082297 .
- ^ «Солтан Али Машхади» . Антология иранских мастеров каллиграфии .
- ^ Блэр , с. 279 – 280, 313.
- ^ Блэр , с. 281.
- ^ Блэр , с. 430, 432-433.
- ^ Перейти обратно: а б Голам-Хосайн Юсофи . «КАЛЛИГРАФИЯ» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Блэр , с. 286.
- ^ Кази Ахмад, Гулистан-и честь после: «Султан Али Мешхади» . Художественная галерея Фрира .
- ^ «Отдельный фолиант из Гулистана (Розового сада) Саади» . Художественная галерея Фрира .
- ^ Блэр , с. 283, 313.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Шейла (2008). Исламская каллиграфия . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748612123 .
- Голам-Хосайн Юсофи . «КАЛЛИГРАФИЯ» . Энциклопедия Ираника .
- Уиллер М. Такстон (2003). «Султан Али Мешхади» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T082297 .