Аглабидская архитектура

Архитектура Аглабидов восходит к правлению династии Аглабидов в Ифрикии (современный Тунис) в 9-м и начале 10-го века. Династия номинально правила от имени халифов Аббасидов , с которыми у них было много политических и культурных связей. Их архитектура находилась под сильным влиянием старой античной ( римской и византийской ) архитектуры региона, а также современной архитектуры Аббасидов на востоке. [1] Аглабидский период отличается также сравнительно большим количеством памятников, сохранившихся до наших дней, что является необычным для ранней исламской архитектуры . [1] Один из важнейших памятников этого периода, Великая мечеть Кайруана , был образцом мечетной архитектуры в регионе. Здесь находится один из старейших минаретов и один из старейших сохранившихся михрабов в исламской архитектуре. [2] [3]
Историческая справка
[ редактировать ]Мусульманское завоевание Северной Африки происходило постепенно в течение VII века. В этот период в 670 году был основан город Кайруан , служивший региональной столицей Магриба . [4] Великая мечеть Кайруана города , общинная мечеть , также была первоначально основана в 670 году. [1] Революция Аббасидов в 750 году поставила халифов Аббасидов под полный контроль над исламской империей, свергнув предыдущих халифов Омейядов . В Ифрикии несколько восстаний и нападений на Кайруан, в основном со стороны хариджитов . пришлось подавлять [4] : 22
В 800 году аббасидский халиф Харун ар-Рашид назначил Ибрагима ибн аль-Аглаба правителем всего Магриба (теоретически, земель к западу от Египта). [5] [4] : 23 Он основал династию Аглабидов , которая номинально правила Ифрикией от имени халифов Аббасидов в Багдаде, но де-факто была автономна. [6] На практике их политическая власть была в основном сосредоточена в регионе Ифрикия. [4] : 23 Под их правлением Кайруан превратился в крупный культурный и духовный центр мусульман- суннитов в Магрибе. [6] Хотя этот город в принципе был политической и экономической столицей, сами правители Аглабидов обычно проживали в других близлежащих местах, специально построенных для размещения правительства. [7] : 88–89 Источники утверждают, что после прихода к власти в 800 году первым действием Ибрагима ибн аль-Аглаба было основание новой королевской резиденции аль-Аббасия (названной в честь Аббасидов) к юго-востоку от Кайруана. [7] : 95 Он был построен между 801 и 810 годами. [8] и включал собственную соборную мечеть и дворцы. [9]
При правлении Зиядат Аллаха I (годы правления 817–838), одного из наиболее компетентных правителей династии, Аглабиды предприняли завоевательную кампанию в Центральном Средиземноморье , включая завоевание Сицилии (начиная с 827 г.), завоевание Мальты (870 г.), [5] и экспедиции на материковую часть Италии (в основном в 830-х и 840-х годах). [10] : 208 В 876 году Ибрагим II ибн Ахмад перенес королевскую резиденцию из аль-Аббасии в основанный им новый город-дворец под названием Раккада , снова недалеко от Кайруана. В городе были мечеть, бани , рынок и несколько дворцов. Он проживал во дворце под названием Каср аль-Фатх ( араб . قصر الفتح , букв. «Дворец Победы»), который оставался резиденцией его преемников (за исключением некоторых периодов, когда они переезжали в Тунис). [11]
Кайруан, как центр власти Аглабидов, пользовался значительным вниманием и покровительством. Правители Аглабидов заботились о снабжении городов водой, что считалось благочестивым долгом, а также о строительстве или восстановлении мечетей как физического выражения присутствия и легитимности династии. [7] : 96–98 Основание новых королевских городов или резиденций, таких как Аль-Аббасия и Раккада, также имело символическое значение как часть представления династии о своей власти, но, вероятно, также служило дистанцированием ее от социальной и политической напряженности внутри Кайруана. [7] : 95 Бывшие христиане, принявшие ислам, также играли центральную роль в области архитектуры Ифрикии в ту эпоху. Некоторые из них были освобожденными рабами, известными как мавали , которые продолжали служить своим бывшим хозяевам, часто выступая в качестве руководителей строительных проектов, спонсируемых их хозяевами. [12]
Правление Аглабидов начало ослабевать к концу 9-го века, и в 909 году они были окончательно свергнуты армией Кутамы во главе с Абу Абдаллахом аль-Шии , основав новый Фатимидский халифат с Ифрикией в качестве его центра. [5]
Общие характеристики
[ редактировать ]В столетие правления Аглабидов наблюдалась определенная политическая стабильность и преемственность, которая позволила процветать меценатству над архитектурой. Относительно большое количество сохранившихся памятников этого периода в одном регионе необычно для этой эпохи исламской архитектуры, что позволяет более детально изучить их архитектурное развитие. [1]

Архитектура Аглабидов оставалась под сильным влиянием традиций античности , о чем свидетельствует продолжающееся широкое использование камня и некоторых связанных с ним декоративных техник. [1] Руины римской Африки также часто повторно использовались в качестве источника строительных материалов, особенно для мрамора и тесаного камня. [12] Связь Аглабидов с Аббасидами в Багдаде также означала, что они импортировали или переняли новейшие методы столичного стиля Аббасидов в Ираке, как это видно на Большой в мечети Кайруана окрашенных в блеск плитках михраба , резном лепном декоре в Раккада и каменная резьба мечети Ибн Хайруна . [1]

Использование подковообразной арки в Ифрикии очевидно в этот период, хотя форма не так выражена, как в другие периоды и регионы мавританской архитектуры. Некоторые из меньших арок, особенно для михрабов и в декоративных композициях, имеют одну непрерывную кривую (т.е. ту, которую можно было нарисовать одним проходом циркуля), но большую часть времени арки были слегка заостренными или деформированными вблизи своих верхних вершин. . [13] : 45

начало геометрически расположенных арабесок , но эта декоративная техника должна была значительно обогатиться в более поздние периоды. В период Аглабидов можно увидеть [13] : 46 Геометрические мотивы, типичные для позднего исламского искусства, еще не играли заметной роли. [13] : 55 Арабские надписи, вырезанные куфическим письмом, также редко, но широко использовались в украшении. [1] В этот период засвидетельствованы различные растительные композиции из листьев и стеблей, причем дизайн различался в зависимости от того, заполняли ли они удлиненные фризы или более крупные панели. [13] : 46 Одним из декоративных мотивов, характерных для периода Аглабидов, является использование цветочных розеток, помещенных внутри квадратов, кругов или ромбов. Эти мотивы были вырезаны на камне и найдены в мечетях Кайруана и Суса. Квадратные плитки на михрабе Великой мечети Кайруана также расположены по рисунку, напоминающему этот мотив. [13] : 54
Хотя многие колонны и капители были повторно использованы из древних зданий, некоторые капители колонн и колонет, найденные в мечетях Аглабидов, по-видимому, являются современными творениями периода Аглабидов. Они имеют простой и широкий резной орнамент из листьев по обе стороны капители, вдохновленный древними коринфскими моделями. Они также напоминают примеры из Египта, которые, по предположению Жоржа Марсе, могут указывать на общий стиль, использовавшийся в исламской Северной Африке в ту эпоху. [13] : 46
Укрепления
[ редактировать ]Форты и рибаты
[ редактировать ]Угроза византийских нападений с моря стимулировала строительство фортов и укреплений вдоль побережья Ифрикии. [1] Рибаты были одним из типов структур, получивших распространение при правлении Аглабидов. [13] : 29 Они служили жилыми крепостями и религиозными убежищами, одновременно оборонительным сооружением и своего рода мусульманским монастырем, где собирались набожные воины для джихада . Обычно это были квадратные или прямоугольные укрепленные корпуса с внутренними дворами, окруженными палатами и общими помещениями. [1] [4] : 25 Их строили через равные промежутки времени вдоль побережья. [1] Средневековые географы утверждали, что рибаты были построены на точном расстоянии друг от друга, чтобы обеспечить возможность передачи сигналов от одного к другому с помощью зеркал и костров, что позволяло сообщениям быстро распространяться вдоль береговой линии Северной Африки. [4] : 25 [14] Остатки многих рибатов и других небольших укреплений до сих пор можно найти в прибрежных районах Туниса. [1] Многие из них были построены на месте бывших римских или византийских укреплений. [15] : 139 или бывшие византийские форты были восстановлены мусульманскими гарнизонами. [13] : 29 Влияние византийской архитектуры продолжало проявляться в укреплениях, построенных Аглабидами. [13] : 29–36
Из множества рибатов, построенных в эту эпоху, Рибат в Суссе и Рибат в Монастире . наиболее впечатляющими сохранившимися примерами являются [1] Они датируются концом VIII века (незначительно раньше периода Аглабидов), что делает их старейшими сохранившимися памятниками исламской эпохи в Тунисе, хотя оба они подверглись более поздним модификациям. [4] : 25 Рибат Монастира был основан в 796 году правителем Аббасидов Хартамой ибн Аяном , но он претерпел множество модификаций, реставраций и расширений, что затрудняет изложение хронологии его строительства. Со временем он приобрел престиж как место обучения, религиозное убежище и место захоронения. [4] : 26
Рибат в Суссе , основанный во время правления аббасидского губернатора Язида ибн Хатима аль-Мухаллаби (ум. 787), построен из камня и представляет собой ограждение с квадратными стенами длиной около 38 метров и высотой 11 метров. [4] : 25 Круглые башни укрепляют его углы и середину четырех сторон, за исключением юго-восточного угла, где квадратная башня служит основанием для высокой цилиндрической башни на вершине. В середине южной стороны выступающий прямоугольный выступ служит входными воротами. Ворота обрамлены повторно использованными древними колоннами. Внутри ворот есть узкие отверстия для бывшей решётки и защитников, позволяющих сбрасывать на нападающих снаряды или кипящее масло. К вестибюлю были соединены караульные помещения. [4] : 25 Ворота ведут во двор, который с каждой стороны окружен аркадами, за которыми расположены ряды небольших комнат и верхний этаж. На южной стороне верхнего этажа находится сводчатая комната с михрабом (нишей, символизирующей направление молитвы ), которая является старейшей сохранившейся мечетью или молитвенным залом в Северной Африке. Еще одно небольшое помещение крепости, расположенное над воротами, содержит еще один михраб и перекрыто куполом, опирающимся на косы . Это самый старый образец купола с перекосами в исламской Северной Африке. [4] : 25 Цилиндрическая башня над юго-восточным углом, скорее всего, предназначалась как маяк . Подняться на него можно по винтовой лестнице внутри. Над входом в него установлена мраморная доска с именем Зиядат Аллаха I и датой 821, которая является старейшей монументальной надписью исламской эпохи, сохранившейся в Тунисе. [4] : 25–26 Некоторые ученые интерпретируют эту дату как дату основания всего рибата, а не только как дату строительства башни. [4] : 26 или как дата реконструкции. [16] [15] : 139
Городские стены
[ редактировать ]
Сообщается, что городские стены Сфакса были построены в 859 году местным кади Али ибн Асламом аль-Бакри во время правления Абу Ибрагима Ахмада (годы правления 856–863). [17] [13] : 36 Стены со временем значительно реставрировались и видоизменялись. [13] : 36 Они имеют примерно четырехугольную или прямоугольную форму и сегодня укреплены примерно 69 башнями различной формы – обычно прямоугольной, но иногда и многоугольной. [17] [13] : 36 Городская Касба (цитадель) и три другие, более укрепленные башни или бастионы занимают четыре угла этого прямоугольника. [17] Укрепления Аглабидов представляли собой навесные стены, сложенные из бутового и тесаного камня, с стены проходом по верху . Их внешний фасад обычно наклонен, а иногда и расширен у основания. Некоторые башни снаружи украшены карнизом с зубчиками . [13] : 36
Старый город Суса также сохранил некоторые из своих оборонительных стен, которые, согласно сохранившейся надписи, датируются 859 годом. [4] : 27 Стены построены из камня, что характерно для зданий в этом городе, но городские стены в других частях Магриба обычно возводились из утрамбованной земли или кирпича. [4] : 27–28 Стены увенчаны закругленными зубцами в византийском стиле . [18] В юго-западном углу стен находится Касба, которая была впервые построена в 850 году во время правления Абу аль-Аббаса Мухаммеда (годы правления 841–856), но с тех пор много раз перестраивалась. [18] В юго-западном углу Касбы находится гораздо более высокая башня, известная как башня Халаф аль-Фата, названная в честь освобожденного раба и государственного чиновника, который служил Зиядат Аллаху I и руководил строительством. [4] : 27 [18] Он был построен примерно во время основания Касбы. [18] Эта башня, вероятно, также служила маяком или сигнальной башней. [1] [18] Высота 13 метров, [18] но поскольку он построен на возвышенности, его вершина находится на высоте 77 метров над уровнем моря, что делает его видимым издалека и открывает великолепный вид на окрестности. [4] : 27 Башня состоит из двух кубических секций, поставленных друг на друга, внутри которых расположены четыре комнаты. В комнате на втором этаже есть небольшой михраб, что указывает на то, что она служила молитвенной комнатой для стоявших в ней солдат. [4] : 27
Мечети
[ редактировать ]Великая мечеть Кайруана
[ редактировать ]
Одним из важнейших памятников Аглабидов является Великая мечеть Кайруана, которая была полностью перестроена в 836 году эмиром Зиядат Аллахом I, хотя позднее были произведены различные дополнения и ремонты, усложняющие хронологию ее строительства. [4] : 28–32 Помимо строительства Зиядат Аллаха I, похоже, при Абу Ибрагиме Ахмаде прошла еще одна кампания по ремонту и реконструкции. [9] [4] : 28, 32 Дизайн мечети стал важным ориентиром в архитектурной истории мечетей Магриба. [19] : 273 Мечеть имеет огромный прямоугольный двор, большой молитвенный зал в гипостиле и толстый трехэтажный минарет . Молитвенный зал разделен на 17 проходов или нефов рядами арок, причем поперечный проход на южной стороне проходит вдоль стены киблы , перпендикулярно остальным. Колонны изготовлены из разных видов мрамора, гранита и порфира, а их капители имеют разный дизайн, что указывает на то, что они были отделены от многих разных старых построек. [4] : 29 Планировка молитвенного зала также отражает раннее использование так называемого «Т-плана», поскольку центральный неф (тот, который ведет к михрабу) и поперечный проход вдоль стены киблы шире, чем другие проходы, и оба они пересекаются. перед михрабом. [20] Вход в центральный неф со двора обращен к высокому куполу, называемому Куббат аль-Бахв (или Куббат аль-Баху ; что означает «Купол вестибюля» или «Купол крытой галереи»). [4] : 29
Михраб является одним из старейших образцов такого рода, богато украшенный мраморными панелями с горельефными растительными мотивами и керамической плиткой с надглазурью и блеском. [4] : 30 [3] Рядом с михрабом находится старейший сохранившийся минбар (кафедра) в мире, сделанный из из тикового дерева панелей с богатой резьбой. Считается, что резные панели минбара и керамические плитки михраба были импортированы из Аббасидского Ирака . [4] : 30–32 Элегантный купол перед михрабом с искусно украшенным барабаном – одна из архитектурных достопримечательностей этого периода. купола Ее легкая конструкция контрастирует с громоздкой конструкцией окружающей мечети, а барабан искусно украшен фризом из глухих арок , прорезями, вырезанными в форме ракушек, и различными мотивами, вырезанными в барельефе. [4] : 30–32 Купол, а также галереи вокруг двора, минбар и плитка михраба датируются вмешательством Абу Ибрагима Ахмада в мечеть. [9] [4] : 32
Именно при правлении Аббасидов появились первые известные башенные минареты. [21] По словам историка искусства Джонатана Блума , первые минареты Аббасидов не были построены для призыва к молитве , а вместо этого предназначались для выдающихся достопримечательностей, символизирующих присутствие ислама, подходящих для крупных конгрегационалистских мечетей. Их функция как платформы для муэдзина и призыва к молитве развилась лишь позже. [21] : 64, 107–108 Поскольку первые минареты были нововведением, введенным Аббасидами, они символически ассоциировались с властью Аббасидов. [22] [23] Минарет Великой мечети Кайруан, возникший в результате реконструкции Аглабидов, является старейшим из сохранившихся в Северной Африке и западном исламском мире и одним из старейших в мире. [2] [24] Он состоит из массивной башни с квадратным основанием, шириной 10,5 метров у основания и сужающейся к вершине шахтой высотой 18,5 метров. Эту основную часть увенчивает второй квадратный ярус, который, в свою очередь, увенчан третьей купольной секцией (последняя была реконструирована в более поздний период). [4] : 32 Форма башни, вероятно, была смоделирована по образцу старых римских маяков вполне возможно, маяка в Салакте (Суллектум). в Северной Африке, в частности, [4] : 32 [25] [26] : 138
- Великая мечеть Кайруана
- Двор мечети, вид на север, на минарет.
- Внутренний фасад молитвенного зала с куполом Куббат аль-Бахв посередине.
- Молитвенный зал, центральный неф, ведущий к михрабу
- Молитвенный зал, поперечный вид на ряды арок и колонн.
- Вид на площадь Михраб
- Деталь михраба, показывающая квадратные блестящие плитки вокруг верхней части.
- Деталь резных мраморных панелей внутри михраба
- Купол перед михрабом
- Минарет
Другие общинные мечети
[ редактировать ]
(ум. 892) описывает общинную мечеть административной столицы Аглабидов, аль-Аббасию, Аль-Баладхури размером 200 на 200 локтей , построенную из кирпича и мраморных колонн с крышей из кедра. Описание напоминает конгрегационалистскую мечеть в Багдаде того времени, что может означать, что либо мечеть Аглабидов была вдохновлена им, либо само описание является просто шаблонным. [4] : 23–25 Большая мечеть аль-Зайтуна в Тунисе , основанная ранее около 698 года, своим общим нынешним видом обязана реконструкции во время правления аглабидского эмира Абу Ибрагима Ахмада (годы правления 856–863). Ее планировка очень похожа на Великую мечеть Кайруана с внутренним двором и гипостильным молитвенным залом, но без минарета. Большинство деталей и украшений мечети были изменены в более поздние периоды, и ее нынешний минарет также является более поздним дополнением. [27] [4] : 38–41 [28] Лучше всего сохранились части IX века — это внутренняя часть молитвенного зала (хотя часть его позже была перестроена) и выступающие закругленные угловые бастионы в северном и восточном углах мечети. [4] : 38–40 Две другие конгрегационалистские мечети в Тунисе, Великая мечеть Сфакса (около 849 г.) и Большая мечеть Суса (851 г.), также были построены Аглабидами, но имеют совершенно другие формы. [4] : 36–37
Великая мечеть Суса была построена в 851 году Абу-л-Аббасом Мухаммедом I , а ее строительством руководил Мудам аль-Хадим, освобожденный раб и маула Абу-л-Аббаса. [29] [13] : 23 Он имеет прямоугольную форму шириной около 57 метров и длиной 50 метров. [4] : 36 (или 59 на 51 метр по другому источнику [30] ), разделенный между двором и молитвенным залом. Молитвенный зал имеет 13 нефов, разделенных рядами арок. [30] Первоначально зал имел глубину в три пролета (три арки), но впоследствии в том же столетии он был расширен за счет сноса стены киблы и расширения ее еще на три пролета. [4] : 36 [30] Его нынешний михраб датируется более поздним периодом Зиридов. [30] Хотя план этажа не сильно отличается от плана Великой мечети Кайруана, структура здания сильно отличается. [13] : 24 [30] Молитвенный зал не покрыт плоскими деревянными потолками, а покрыт сводами из бутового камня. [30] Первоначальные пролеты зала перекрыты цилиндрическими сводами, а пролеты более поздней пристройки - паховыми сводами. [4] : 36 [13] : 72 Купол перед первоначальным михрабом все еще существует, теперь находится в центре молитвенного зала, и напоминает купола Великой мечети Кайруана: у него восьмиугольный барабан, зубчатые косы, куфическая надпись и резной цветочный декор. [30] Два тимпана арок по обе стороны, под куполом, покрыты резным шахматным узором из ромбов, наполненных цветочными и розеточными мотивами. [13] : 54 [4] : 37 Во дворе мечети длинная куфическая надпись проходит по карнизу вдоль верхнего края стен вокруг двора и содержит большинство отрывков из Корана. На южной стороне двора надпись теперь скрыта за дополнительным аркадным портиком, который был добавлен в 11 веке (и восстановлен в 1675 году) перед оригинальным аркадным фасадом молитвенного зала. [4] : 36–37 [30] В северо-восточном углу мечети находится цилиндрический бастион, увенчанный куполообразным восьмиугольным павильоном, который, вероятно, был саумаа — пространством на уровне крыши, где муэдзин мог призывать к молитве. [4] : 37
Великая мечеть Сфакса не имеет точной даты, но предполагается, что она была построена примерно в то же время, около 849 года, но после периода Аглабидов она была значительно изменена. [4] : 37 [1] Спонсором его строительства, по общему мнению, был кади Али ибн Аслам аль-Джабаньяни. [4] : 37 Мечеть имеет небольшой прямоугольный двор и большой гипостильный молитвенный зал, но кажется, что это было в 10 веке, возможно, в 988 году. [а] Мечеть была уменьшена в размерах за счет уменьшения ее западной половины, что сделало ее более узкой в плане. [13] : 72 [15] : 135 [4] : 37 Первоначальный михраб был заменен новым в стиле Зирида в середине укороченной стены киблы. [31] Минарет, который первоначально мог располагаться в середине северной стороны двора (как в Великой мечети Кайруана), таким образом, оказался в углу уменьшенного двора. [13] : 73 [4] : 37 Первоначальный минарет Аглабидов, вероятно, довольно стройная двухэтажная башня, теперь спрятан внутри более крупного минарета Зирид, построенного вокруг него в начале 11 века. [4] : 37 Затем в 18 веке мечеть снова расширили, расширив молитвенный зал на запад, придав ему нынешнюю планировку. [31] Таким образом, первоначальная форма мечети Аглабидов могла быть очень похожа на Великую мечеть Кайруана. Как и в последнем, молитвенный зал был покрыт плоским деревянным потолком, поддерживаемым арками, опирающимися на повторно использованные древние колонны. [13] : 25 Восточный внешний фасад мечети украшен рядом декоративных ниш в форме подковообразных арок. Они могут быть из оригинальной мечети, но их необычный внешний вид может датировать их более поздним периодом. [4] : 38 скорее всего, период Зиридов. [31] [13] : 108
Маленькие мечети
[ редактировать ]В то время как правители Аглабидов спонсировали строительство больших общинных мечетей, чтобы публично выразить свое благочестие и повысить свою репутацию, местные покровители, имевшие в своем распоряжении меньше богатства, по-прежнему заказывали строительство небольших районных мечетей. [4] : 33 Небольшая мечеть Ибн Хайруна в Кайруане, также известная как «Мечеть Трех дверей», является одним из таких примеров. Надпись на его фасаде приписывает его основание малоизвестному покровителю Мухаммаду ибн Хайруну в 866 году. [32] По словам ученого Мурада Раммы, фасад мечети является старейшим украшенным внешним фасадом в исламской архитектуре . [32] Изготовленный из известняка , он украшен куфическими надписями, а также растительными мотивами, такими как завитки и розетки. [4] : 33–34 [15] : 136
Еще одна небольшая местная мечеть этого периода - мечеть Бу Фатата в Суссе, датируемая периодом правления Абу Икала аль-Аглаба ибн Ибрагима (годы правления 838–841). Он также построен из известняка и имеет молитвенный зал в гипостиле, перед которым расположен внешний портик из трех арок. В верхней части фасада вырезана большая куфическая надпись. [4] : 33–34 Мечети Ибн Хайруна и Бу Фатата являются ранними примерами мечети с девятью отсеками, что означает, что интерьер имеет квадратный план, разделенный на девять меньших квадратных пространств, обычно сводчатых, расположенных в три ряда по три. Этот тип планировки впоследствии встречается во многих частях исламского мира, в Аль-Андалусе и даже в Центральной Азии, что позволяет предположить, что этот дизайн мог быть широко распространен мусульманскими паломниками, возвращавшимися из Мекки . [4] : 33–34 Обе мечети получили минареты в период Хафсидов . [4] : 33 [32]
Дворцы
[ редактировать ]Аль-Аббасия
[ редактировать ]О королевской резиденции Аглабидов в аль-Аббасийе мало что известно или мало что известно . [33] [34] : 3 Дворец Ибрагима I ибн аль-Аглаба был известен как ар-Русафа , топоним, который, возможно, был связан с определенным видом садового поместья. Это же название было дано загородным поместьям ранее в Омейядской Сирии, а позже в Омейядском аль-Андалусе . [34] : 3 В Аль-Аббасии также были общинная мечеть, рынок и еще один дворец под названием Каср аль-Абьяд («Белый дворец»), что делало его, по сути, отдельным городом. [9] [34] : 3
Раккада
[ редактировать ]Некоторые останки более позднего королевского города и резиденции Раккады были частично раскопаны. [4] : 25 Он был расположен в 4 км к югу от Кайруана, а останки были обнаружены на территории площадью около 9 квадратных километров, что позволяет предположить, что город стал довольно большим. [34] : 3 фрагменты резного лепного декора, аналогичного украшениям Аббасида Самарры . На городище были найдены [1]
Археологами исследовано только одно дворцовое здание. Он был построен из сырцового кирпича и прошел несколько этапов строительства и расширения. Первоначально он был построен как ограждение с примерно квадратными стенами размером 55 на 55 метров, внешний вид которого был укреплен круглыми башнями или контрфорсами. Подобные опорные стены были особенностью римской архитектуры каструма , а также встречались в ранней исламской архитектуре. [34] Здание имело центральный прямоугольный двор, окруженный комнатами, в том числе большой приемной в середине северной стороны. Судя по планировке, это здание может соответствовать тому, что исторические источники называют Qaṣr aṣ-Ṣaḥn («Дворец во дворе»). [34] Вход в здание осуществлялся с юга через изогнутый вход (проход дважды поворачивался на 90 градусов), что стало обычным явлением в период Аббасидов как в качестве защитной меры, так и как средство сохранения конфиденциальности жителей внутри. Вход вел прямо во двор. В центре двора существовала цистерна, в которой собиралась дождевая вода и хранилась для будущего использования. Приемная на севере, примерно квадратной формы, была разделена на три нефа с севера на юг двумя рядами по четыре колонны. Небольшая апсида или полукруглая ниша в задней части зала, вероятно, обозначала местонахождение эмира или трона. [34] Этот тип базиликального зала с колоннами стал постоянной особенностью дворцовой архитектуры западного исламского мира. [35] На более позднем этапе строительства этот дворец был расширен на север и запад, пока его размеры не составили 105 на 105 метров. Дополнительное пространство было заполнено жилыми помещениями. [34] Внутренняя часть подверглась дальнейшей реорганизации позже, во время оккупации этого места Фатимидами и Зиридами. [35] : 48–49
Этот дворцовый дворец был окружен жилым районом и множеством других построек. К северо-востоку от него находился большой четырехугольный водный бассейн неправильной формы шириной от 90 до 130 метров. Вероятно, он служил резервуаром для водоснабжения королевского города, но также мог быть интегрирован в архитектурный ландшафт дворцов. [35] : 9 Из других дворцов, упомянутых в исторических источниках, одним был Каср аш-Бахр («Водный дворец» или «Морской дворец»), что указывает на дворец, связанный с большим водным бассейном. [35] : 9–11 Этот дворец еще не был найден в Раккаде, но есть свидетельства существования построек рядом с вышеупомянутым четырехугольным водным бассейном, который можно идентифицировать как часть этого дворца. [15] : 137 [35] : 10 Большие водоемы играли бы эстетическую роль, отражая образы соседних зданий и придавая им более светлый вид. [35] : 11 Водоем в Раккаде, возможно, также использовался для вечеринок на лодках и водных турниров . [15] : 137 Каср ас-Бахр в Раккаде является самым ранним примером такого «водного дворца» в Средиземноморском регионе, а более поздние примеры были найдены в столице Фатимидов Аль-Мансурийе и Хаммадидов столице Калат Бани Хаммад . Возможно, он был вдохновлен дворцами Аббасида Самарры, где перед воротами Баб аль-Амма существовал большой бассейн , и, вероятно, он возник в более древней сасанидской дворцовой архитектуре, такой как Каср-э-Ширин в Иране. [35] : 9–11, 129 Третий названный дворец, Каср аль-Фатх («Дворец Победы»), был резиденцией эмира Ибрагима II. [11] но его местонахождение неизвестно. [35] : 9
Гражданские работы
[ редактировать ]Аглабиды также активно строили инфраструктуру и другие здания гражданского назначения. Исторические тексты указывают на то, что многочисленные построены хаммамы ( общественные бани ), караван-сараи и маристаны (больницы или приюты), хотя они не сохранились. Они построили множество мостов через реки, два из которых сохранились возле Кайруана и Херглы . [1]
Водная инфраструктура
[ редактировать ]
Гидротехника уже имела давнюю традицию в регионе, и многие акведуки и другие водопроводные сооружения римского и византийского периодов сохранились или были восстановлены в ранний исламский период. [15] : 137 Софра, цистерна в центре старого Суса, возможно, была доисламской цистерной, которая была восстановлена или перестроена Ибрагимом II (годы правления 875–902). Он состоит из большой камеры с цилиндрическим сводом, разделенной рядами арок, поддерживаемых квадратными колоннами, с прямоугольными отверстиями в крыше, через которые можно было добавлять воду снаружи. С южной стороны также стоит небольшой круглый отстойник. [15] : 137–138
Аглабиды также построили обширные новые гидротехнические сооружения для обеспечения водой Кайруана и близлежащих дворцовых комплексов, которые расположены в засушливом и засушливом регионе. [1] Вода собиралась в ряде больших резервуаров, два из которых сохранились и сегодня за стенами Кайруана, известных как Бассейны Аглабидов . В период Аглабидов вода доставлялась в город и водоемы из окружающих низменностей, забираясь из Уэд-Мергуэллиля и его притоков . [36] [37] [38] Воды отводились в водохранилища системой небольших плотин, плотин и каналов. [36] [37] Был также построен акведук для подачи воды из источников в горах Шрешира (или Чречира), в 36 км к западу от Кайруана. [39] [40] [41] [42] Акведук, вероятно, был построен в период Аглабидов, но использовал некоторую существующую инфраструктуру римской эпохи и впоследствии был отремонтирован в период Фатимидов. [39] [40] [42] Два сохранившихся водохранилища Аглабидов в Кайруане, построенные между 860 и 862 годами, состоят из двух больших круглых бассейнов, которые служили отстойниками , которые, в свою очередь, заполняли крытую цистерну. [43] В центре самого большого водного бассейна сегодня находится многодольная каменная колонна, которая, возможно, была частью фундамента павильона для отдыха, стоявшего над водой. [44] [45] Водоснабжение близлежащей Раккады также осуществлялось из больших надземных квадратных резервуаров, стены которых были укреплены круглыми башнями. [1]
Маристанс (больницы)
[ редактировать ]Первый известный маристан, построенный на территории современного Туниса, был построен Зиядатом Аллахом I между 825 и 835 годами в районе Димма в Кайруане. [46] Этот маристан стал образцом для других маристанов, построенных позже в Тунисе, Сфаксе и Суссе. Первый маристан Туниса был основан около 903 года и располагался за пределами городских стен. [46] Обычная планировка этих зданий имела центральный двор, окруженный аркадной галереей, ведущей ко многим помещениям. Вход осуществлялся через крытый переход ( скифа ) по центральной оси двора. Вдоль этого прохода располагались скамейки для посетителей, приходящих к пациентам, а также комнаты для охраны. Через двор от входа обычно располагалась молитвенная комната. Со двора также можно было попасть в изолированное отделение, предназначенное для больных проказой. Маристаны часто имели собственную цистерну и колодец для водоснабжения. [46]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; IV в. 750 – ок. 900; Г. Тунис». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). "Минарет". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 530–533. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Михраб». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 515–517. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Перейти обратно: а б с Босворт, Клиффорд Эдмунд (2004). «Аглабиды». Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748696482 .
- ^ Перейти обратно: а б Босворт, CE (2013). «Аглабиды (800–909 гг. н.э.)» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. ISBN 978-1-135-17967-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гудсон, Кэролайн (2018). «Топографии власти в Кайруане эпохи Аглабидов». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 88–105. ISBN 978-90-04-35566-8 .
- ^ Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте (Том 1 по арабской истории и цивилизации. Исследования и тексты: изд. 0925–2908). Брилл. стр. 4–5. ISBN 9004093443 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Аглабид». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Неф, Анлизе (2021). «Византия и ислам в Южной Италии (7-11 века)» . Спутник Византийской Италии . Брилл. стр. 200–225. ISBN 978-90-04-30770-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Марсе, Жорж (1995). «Ракада» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 414–415. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN 9783902782199 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- ^ Андерсон, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (2018). «Аглабиды и их соседи: Введение». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 4, 75. ISBN. 978-90-04-35566-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Мазо, Сибилла (2011). «Архитектура Аглабидов». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 132–139. ISBN 9783848003808 .
- ^ Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «VII. 3. Рибат» Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN 9783902782199 .
- ^ Перейти обратно: а б с Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «VIII. 1. к Валам» Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN 9783902782199 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «VII. 3. г Касба и крепостные валы». Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN 9783902782199 .
- ^ Перейти обратно: а б Ламин, Сихем (2018). «Зайтуна: мечеть мятежного города». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 269–293. ISBN 978-90-04-35566-8 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 68–212. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М. (2013). Минарет . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748637256 . OCLC 856037134 .
- ^ Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 187–188. ISBN 9781134613663 .
Хотя мечети Дамаска, Фустата и Медины имели башни в период Омейядов, сейчас общепринято, что минарет был построен в период Аббасидов (т.е. после 750 г. н.э.). Все шесть мечетей, датируемых началом девятого века, имеют одну башню или минарет, прикрепленный к стене напротив михраба. Целью минаретов в этих мечетях было продемонстрировать силу религиозной власти Аббасидов. Те, кто выступал против власти Аббасидов, не принимали этот символ соответствия, поэтому в мечетях Фатимидов не было башен.
- ^ Блум, Джонатан М. (2013). Минарет . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748637256 . OCLC 856037134 .
- ^ Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 187–190. ISBN 9781134613663 .
- ^ Хилленбранд, Роберт; Бертон-Пейдж, Дж.; Фриман-Гринвилл, GSP (1991). «Манар, Манара». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. 6. Брилл. стр. 358–370. ISBN 9789004161214 .
- ^ Гуидетти, Маттиа (2017). «Священные места в раннем исламе» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том. 1. Уайли Блэквелл. стр. 130–150. ISBN 9781119068662 .
- ^ Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). «I. 1. l Великая мечеть Зитуна». Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN 9783902782199 .
- ^ Чатер, Халифа (2002). «Зайтуна». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. XI. Брилл. стр. 488–490. ISBN 9789004161214 .
- ^ Джонс, Джереми (2018). «Палермский Коран (372/982–3 гг. хиджры) и его исторический контекст». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. п. 601. ИСБН 978-90-04-35566-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «VII. 3. б Большая мечеть». Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN 9783902782199 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «VIII. 1. f Большая мечеть». Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN 9783902782199 .
- ^ Перейти обратно: а б с Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «Т. 1. и Мечеть Ибн Хайруна, или Мечеть Трех ворот». Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN 9783902782199 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Кайруан». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–11. ISBN 9780190624552 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190624552 .
- ^ Перейти обратно: а б Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). «В.1.г. Аглабидские водохранилища». Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN 9783902782199 .
- ^ Перейти обратно: а б «Кантара – Аглабидские пруды » Кантара, Средиземноморское наследие . Проверено 0 декабря 2022 г.
- ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 22–23. ISBN 9780300218701 .
- ^ Перейти обратно: а б Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б Глик, Томас Ф. (2007). "Акведук". Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2011). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. п. 166. ИСБН 9780812207286 .
- ^ Перейти обратно: а б Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «IV.2.a. Фатимидский мост-акведук в Кречире». Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье. Музей без границ и Министерство культуры, Тунис.
- ^ Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). «В.1.г. Аглабидские водохранилища». Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN 9783902782199 .
- ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2011). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. п. 166. ИСБН 9780812207286 .
- ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 22–23. ISBN 9780300218701 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хаким, Бесим Селим (2013). Арабские исламские города: принципы строительства и планирования . Рутледж. п. 92. ИСБН 978-1-136-14074-7 .