Jump to content

Аглабидская архитектура

Вид на Великую мечеть Кайруан , перестроенную в ее нынешнем виде в период Аглабидов (ок. 836 г. и позже)

Архитектура Аглабидов восходит к правлению династии Аглабидов в Ифрикии (современный Тунис) в 9-м и начале 10-го века. Династия номинально правила от имени халифов Аббасидов , с которыми у них было много политических и культурных связей. Их архитектура находилась под сильным влиянием старой античной ( римской и византийской ) архитектуры региона, а также современной архитектуры Аббасидов на востоке. [1] Аглабидский период отличается также сравнительно большим количеством памятников, сохранившихся до наших дней, что является необычным для ранней исламской архитектуры . [1] Один из важнейших памятников этого периода, Великая мечеть Кайруана , был образцом мечетной архитектуры в регионе. Здесь находится один из старейших минаретов и один из старейших сохранившихся михрабов в исламской архитектуре. [2] [3]

Историческая справка

[ редактировать ]

Мусульманское завоевание Северной Африки происходило постепенно в течение VII века. В этот период в 670 году был основан город Кайруан , служивший региональной столицей Магриба . [4] Великая мечеть Кайруана города , общинная мечеть , также была первоначально основана в 670 году. [1] Революция Аббасидов в 750 году поставила халифов Аббасидов под полный контроль над исламской империей, свергнув предыдущих халифов Омейядов . В Ифрикии несколько восстаний и нападений на Кайруан, в основном со стороны хариджитов . пришлось подавлять [4] : 22 

В 800 году аббасидский халиф Харун ар-Рашид назначил Ибрагима ибн аль-Аглаба правителем всего Магриба (теоретически, земель к западу от Египта). [5] [4] : 23  Он основал династию Аглабидов , которая номинально правила Ифрикией от имени халифов Аббасидов в Багдаде, но де-факто была автономна. [6] На практике их политическая власть была в основном сосредоточена в регионе Ифрикия. [4] : 23  Под их правлением Кайруан превратился в крупный культурный и духовный центр мусульман- суннитов в Магрибе. [6] Хотя этот город в принципе был политической и экономической столицей, сами правители Аглабидов обычно проживали в других близлежащих местах, специально построенных для размещения правительства. [7] : 88–89  Источники утверждают, что после прихода к власти в 800 году первым действием Ибрагима ибн аль-Аглаба было основание новой королевской резиденции аль-Аббасия (названной в честь Аббасидов) к юго-востоку от Кайруана. [7] : 95  Он был построен между 801 и 810 годами. [8] и включал собственную соборную мечеть и дворцы. [9]

При правлении Зиядат Аллаха I (годы правления 817–838), одного из наиболее компетентных правителей династии, Аглабиды предприняли завоевательную кампанию в Центральном Средиземноморье , включая завоевание Сицилии (начиная с 827 г.), завоевание Мальты (870 г.), [5] и экспедиции на материковую часть Италии (в основном в 830-х и 840-х годах). [10] : 208  В 876 году Ибрагим II ибн Ахмад перенес королевскую резиденцию из аль-Аббасии в основанный им новый город-дворец под названием Раккада , снова недалеко от Кайруана. В городе были мечеть, бани , рынок и несколько дворцов. Он проживал во дворце под названием Каср аль-Фатх ( араб . قصر الفتح , букв. «Дворец Победы»), который оставался резиденцией его преемников (за исключением некоторых периодов, когда они переезжали в Тунис). [11]

Кайруан, как центр власти Аглабидов, пользовался значительным вниманием и покровительством. Правители Аглабидов заботились о снабжении городов водой, что считалось благочестивым долгом, а также о строительстве или восстановлении мечетей как физического выражения присутствия и легитимности династии. [7] : 96–98  Основание новых королевских городов или резиденций, таких как Аль-Аббасия и Раккада, также имело символическое значение как часть представления династии о своей власти, но, вероятно, также служило дистанцированием ее от социальной и политической напряженности внутри Кайруана. [7] : 95  Бывшие христиане, принявшие ислам, также играли центральную роль в области архитектуры Ифрикии в ту эпоху. Некоторые из них были освобожденными рабами, известными как мавали , которые продолжали служить своим бывшим хозяевам, часто выступая в качестве руководителей строительных проектов, спонсируемых их хозяевами. [12]

Правление Аглабидов начало ослабевать к концу 9-го века, и в 909 году они были окончательно свергнуты армией Кутамы во главе с Абу Абдаллахом аль-Шии , основав новый Фатимидский халифат с Ифрикией в качестве его центра. [5]

Общие характеристики

[ редактировать ]

В столетие правления Аглабидов наблюдалась определенная политическая стабильность и преемственность, которая позволила процветать меценатству над архитектурой. Относительно большое количество сохранившихся памятников этого периода в одном регионе необычно для этой эпохи исламской архитектуры, что позволяет более детально изучить их архитектурное развитие. [1]

Керамическая плитка вокруг михраба Великой мечети Кайруана (9 век), предположительно импортированная из Аббасидского Ирака. [4] : 30–32 

Архитектура Аглабидов оставалась под сильным влиянием традиций античности , о чем свидетельствует продолжающееся широкое использование камня и некоторых связанных с ним декоративных техник. [1] Руины римской Африки также часто повторно использовались в качестве источника строительных материалов, особенно для мрамора и тесаного камня. [12] Связь Аглабидов с Аббасидами в Багдаде также означала, что они импортировали или переняли новейшие методы столичного стиля Аббасидов в Ираке, как это видно на Большой в мечети Кайруана окрашенных в блеск плитках михраба , резном лепном декоре в Раккада и каменная резьба мечети Ибн Хайруна . [1]

Слегка заостренные подковообразные арки в Великой мечети Кайруана (9 век)

Использование подковообразной арки в Ифрикии очевидно в этот период, хотя форма не так выражена, как в другие периоды и регионы мавританской архитектуры. Некоторые из меньших арок, особенно для михрабов и в декоративных композициях, имеют одну непрерывную кривую (т.е. ту, которую можно было нарисовать одним проходом циркуля), но большую часть времени арки были слегка заостренными или деформированными вблизи своих верхних вершин. . [13] : 45 

Куфические надписи и растительный орнамент, высеченные на каменном фасаде мечети Ибн Хайруна в Кайруане (866 г.)

начало геометрически расположенных арабесок , но эта декоративная техника должна была значительно обогатиться в более поздние периоды. В период Аглабидов можно увидеть [13] : 46  Геометрические мотивы, типичные для позднего исламского искусства, еще не играли заметной роли. [13] : 55  Арабские надписи, вырезанные куфическим письмом, также редко, но широко использовались в украшении. [1] В этот период засвидетельствованы различные растительные композиции из листьев и стеблей, причем дизайн различался в зависимости от того, заполняли ли они удлиненные фризы или более крупные панели. [13] : 46  Одним из декоративных мотивов, характерных для периода Аглабидов, является использование цветочных розеток, помещенных внутри квадратов, кругов или ромбов. Эти мотивы были вырезаны на камне и найдены в мечетях Кайруана и Суса. Квадратные плитки на михрабе Великой мечети Кайруана также расположены по рисунку, напоминающему этот мотив. [13] : 54 

Хотя многие колонны и капители были повторно использованы из древних зданий, некоторые капители колонн и колонет, найденные в мечетях Аглабидов, по-видимому, являются современными творениями периода Аглабидов. Они имеют простой и широкий резной орнамент из листьев по обе стороны капители, вдохновленный древними коринфскими моделями. Они также напоминают примеры из Египта, которые, по предположению Жоржа Марсе, могут указывать на общий стиль, использовавшийся в исламской Северной Африке в ту эпоху. [13] : 46 

Укрепления

[ редактировать ]

Форты и рибаты

[ редактировать ]
Рибат Монастирский (ок. 796 г., со значительными поздними изменениями)

Угроза византийских нападений с моря стимулировала строительство фортов и укреплений вдоль побережья Ифрикии. [1] Рибаты были одним из типов структур, получивших распространение при правлении Аглабидов. [13] : 29  Они служили жилыми крепостями и религиозными убежищами, одновременно оборонительным сооружением и своего рода мусульманским монастырем, где собирались набожные воины для джихада . Обычно это были квадратные или прямоугольные укрепленные корпуса с внутренними дворами, окруженными палатами и общими помещениями. [1] [4] : 25  Их строили через равные промежутки времени вдоль побережья. [1] Средневековые географы утверждали, что рибаты были построены на точном расстоянии друг от друга, чтобы обеспечить возможность передачи сигналов от одного к другому с помощью зеркал и костров, что позволяло сообщениям быстро распространяться вдоль береговой линии Северной Африки. [4] : 25  [14] Остатки многих рибатов и других небольших укреплений до сих пор можно найти в прибрежных районах Туниса. [1] Многие из них были построены на месте бывших римских или византийских укреплений. [15] : 139  или бывшие византийские форты были восстановлены мусульманскими гарнизонами. [13] : 29  Влияние византийской архитектуры продолжало проявляться в укреплениях, построенных Аглабидами. [13] : 29–36 

Из множества рибатов, построенных в эту эпоху, Рибат в Суссе и Рибат в Монастире . наиболее впечатляющими сохранившимися примерами являются [1] Они датируются концом VIII века (незначительно раньше периода Аглабидов), что делает их старейшими сохранившимися памятниками исламской эпохи в Тунисе, хотя оба они подверглись более поздним модификациям. [4] : 25  Рибат Монастира был основан в 796 году правителем Аббасидов Хартамой ибн Аяном , но он претерпел множество модификаций, реставраций и расширений, что затрудняет изложение хронологии его строительства. Со временем он приобрел престиж как место обучения, религиозное убежище и место захоронения. [4] : 26 

Рибат Сусский (конец 8 или начало 9 века)
Внутренний двор Рибата в Суссе

Рибат в Суссе , основанный во время правления аббасидского губернатора Язида ибн Хатима аль-Мухаллаби (ум. 787), построен из камня и представляет собой ограждение с квадратными стенами длиной около 38 метров и высотой 11 метров. [4] : 25  Круглые башни укрепляют его углы и середину четырех сторон, за исключением юго-восточного угла, где квадратная башня служит основанием для высокой цилиндрической башни на вершине. В середине южной стороны выступающий прямоугольный выступ служит входными воротами. Ворота обрамлены повторно использованными древними колоннами. Внутри ворот есть узкие отверстия для бывшей решётки и защитников, позволяющих сбрасывать на нападающих снаряды или кипящее масло. К вестибюлю были соединены караульные помещения. [4] : 25  Ворота ведут во двор, который с каждой стороны окружен аркадами, за которыми расположены ряды небольших комнат и верхний этаж. На южной стороне верхнего этажа находится сводчатая комната с михрабом (нишей, символизирующей направление молитвы ), которая является старейшей сохранившейся мечетью или молитвенным залом в Северной Африке. Еще одно небольшое помещение крепости, расположенное над воротами, содержит еще один михраб и перекрыто куполом, опирающимся на косы . Это самый старый образец купола с перекосами в исламской Северной Африке. [4] : 25  Цилиндрическая башня над юго-восточным углом, скорее всего, предназначалась как маяк . Подняться на него можно по винтовой лестнице внутри. Над входом в него установлена ​​мраморная доска с именем Зиядат Аллаха I и датой 821, которая является старейшей монументальной надписью исламской эпохи, сохранившейся в Тунисе. [4] : 25–26  Некоторые ученые интерпретируют эту дату как дату основания всего рибата, а не только как дату строительства башни. [4] : 26  или как дата реконструкции. [16] [15] : 139 

Городские стены

[ редактировать ]
Городские стены Сфакса (ок. 859 г., с более поздними модификациями)

Сообщается, что городские стены Сфакса были построены в 859 году местным кади Али ибн Асламом аль-Бакри во время правления Абу Ибрагима Ахмада (годы правления 856–863). [17] [13] : 36  Стены со временем значительно реставрировались и видоизменялись. [13] : 36  Они имеют примерно четырехугольную или прямоугольную форму и сегодня укреплены примерно 69 башнями различной формы обычно прямоугольной, но иногда и многоугольной. [17] [13] : 36  Городская Касба (цитадель) и три другие, более укрепленные башни или бастионы занимают четыре угла этого прямоугольника. [17] Укрепления Аглабидов представляли собой навесные стены, сложенные из бутового и тесаного камня, с стены проходом по верху . Их внешний фасад обычно наклонен, а иногда и расширен у основания. Некоторые башни снаружи украшены карнизом с зубчиками . [13] : 36 

Городские стены Суса (ок. 859 г.)
Башня Халаф аль-Фата в Суссе (ок. 850 г.)

Старый город Суса также сохранил некоторые из своих оборонительных стен, которые, согласно сохранившейся надписи, датируются 859 годом. [4] : 27  Стены построены из камня, что характерно для зданий в этом городе, но городские стены в других частях Магриба обычно возводились из утрамбованной земли или кирпича. [4] : 27–28  Стены увенчаны закругленными зубцами в византийском стиле . [18] В юго-западном углу стен находится Касба, которая была впервые построена в 850 году во время правления Абу аль-Аббаса Мухаммеда (годы правления 841–856), но с тех пор много раз перестраивалась. [18] В юго-западном углу Касбы находится гораздо более высокая башня, известная как башня Халаф аль-Фата, названная в честь освобожденного раба и государственного чиновника, который служил Зиядат Аллаху I и руководил строительством. [4] : 27  [18] Он был построен примерно во время основания Касбы. [18] Эта башня, вероятно, также служила маяком или сигнальной башней. [1] [18] Высота 13 метров, [18] но поскольку он построен на возвышенности, его вершина находится на высоте 77 метров над уровнем моря, что делает его видимым издалека и открывает великолепный вид на окрестности. [4] : 27  Башня состоит из двух кубических секций, поставленных друг на друга, внутри которых расположены четыре комнаты. В комнате на втором этаже есть небольшой михраб, что указывает на то, что она служила молитвенной комнатой для стоявших в ней солдат. [4] : 27 

Великая мечеть Кайруана

[ редактировать ]
План Великой мечети Кайруана (ок. 836 г., с некоторыми небольшими дополнениями позже)

Одним из важнейших памятников Аглабидов является Великая мечеть Кайруана, которая была полностью перестроена в 836 году эмиром Зиядат Аллахом I, хотя позднее были произведены различные дополнения и ремонты, усложняющие хронологию ее строительства. [4] : 28–32  Помимо строительства Зиядат Аллаха I, похоже, при Абу Ибрагиме Ахмаде прошла еще одна кампания по ремонту и реконструкции. [9] [4] : 28, 32  Дизайн мечети стал важным ориентиром в архитектурной истории мечетей Магриба. [19] : 273  Мечеть имеет огромный прямоугольный двор, большой молитвенный зал в гипостиле и толстый трехэтажный минарет . Молитвенный зал разделен на 17 проходов или нефов рядами арок, причем поперечный проход на южной стороне проходит вдоль стены киблы , перпендикулярно остальным. Колонны изготовлены из разных видов мрамора, гранита и порфира, а их капители имеют разный дизайн, что указывает на то, что они были отделены от многих разных старых построек. [4] : 29  Планировка молитвенного зала также отражает раннее использование так называемого «Т-плана», поскольку центральный неф (тот, который ведет к михрабу) и поперечный проход вдоль стены киблы шире, чем другие проходы, и оба они пересекаются. перед михрабом. [20] Вход в центральный неф со двора обращен к высокому куполу, называемому Куббат аль-Бахв (или Куббат аль-Баху ; что означает «Купол вестибюля» или «Купол крытой галереи»). [4] : 29 

Михраб является одним из старейших образцов такого рода, богато украшенный мраморными панелями с горельефными растительными мотивами и керамической плиткой с надглазурью и блеском. [4] : 30  [3] Рядом с михрабом находится старейший сохранившийся минбар (кафедра) в мире, сделанный из из тикового дерева панелей с богатой резьбой. Считается, что резные панели минбара и керамические плитки михраба были импортированы из Аббасидского Ирака . [4] : 30–32  Элегантный купол перед михрабом с искусно украшенным барабаном – одна из архитектурных достопримечательностей этого периода. купола Ее легкая конструкция контрастирует с громоздкой конструкцией окружающей мечети, а барабан искусно украшен фризом из глухих арок , прорезями, вырезанными в форме ракушек, и различными мотивами, вырезанными в барельефе. [4] : 30–32  Купол, а также галереи вокруг двора, минбар и плитка михраба датируются вмешательством Абу Ибрагима Ахмада в мечеть. [9] [4] : 32 

Именно при правлении Аббасидов появились первые известные башенные минареты. [21] По словам историка искусства Джонатана Блума , первые минареты Аббасидов не были построены для призыва к молитве , а вместо этого предназначались для выдающихся достопримечательностей, символизирующих присутствие ислама, подходящих для крупных конгрегационалистских мечетей. Их функция как платформы для муэдзина и призыва к молитве развилась лишь позже. [21] : 64, 107–108  Поскольку первые минареты были нововведением, введенным Аббасидами, они символически ассоциировались с властью Аббасидов. [22] [23] Минарет Великой мечети Кайруан, возникший в результате реконструкции Аглабидов, является старейшим из сохранившихся в Северной Африке и западном исламском мире и одним из старейших в мире. [2] [24] Он состоит из массивной башни с квадратным основанием, шириной 10,5 метров у основания и сужающейся к вершине шахтой высотой 18,5 метров. Эту основную часть увенчивает второй квадратный ярус, который, в свою очередь, увенчан третьей купольной секцией (последняя была реконструирована в более поздний период). [4] : 32  Форма башни, вероятно, была смоделирована по образцу старых римских маяков вполне возможно, маяка в Салакте (Суллектум). в Северной Африке, в частности, [4] : 32  [25] [26] : 138 

Другие общинные мечети

[ редактировать ]
Молитвенный зал мечети Зайтуна в Тунисе, перестроенный Аглабидами (завершено около 864 г.) и отремонтированный в последующие века. [19]

(ум. 892) описывает общинную мечеть административной столицы Аглабидов, аль-Аббасию, Аль-Баладхури размером 200 на 200 локтей , построенную из кирпича и мраморных колонн с крышей из кедра. Описание напоминает конгрегационалистскую мечеть в Багдаде того времени, что может означать, что либо мечеть Аглабидов была вдохновлена ​​им, либо само описание является просто шаблонным. [4] : 23–25  Большая мечеть аль-Зайтуна в Тунисе , основанная ранее около 698 года, своим общим нынешним видом обязана реконструкции во время правления аглабидского эмира Абу Ибрагима Ахмада (годы правления 856–863). Ее планировка очень похожа на Великую мечеть Кайруана с внутренним двором и гипостильным молитвенным залом, но без минарета. Большинство деталей и украшений мечети были изменены в более поздние периоды, и ее нынешний минарет также является более поздним дополнением. [27] [4] : 38–41  [28] Лучше всего сохранились части IX века — это внутренняя часть молитвенного зала (хотя часть его позже была перестроена) и выступающие закругленные угловые бастионы в северном и восточном углах мечети. [4] : 38–40  Две другие конгрегационалистские мечети в Тунисе, Великая мечеть Сфакса (около 849 г.) и Большая мечеть Суса (851 г.), также были построены Аглабидами, но имеют совершенно другие формы. [4] : 36–37 

Молитвенный зал Большой мечети Суса

Великая мечеть Суса была построена в 851 году Абу-л-Аббасом Мухаммедом I , а ее строительством руководил Мудам аль-Хадим, освобожденный раб и маула Абу-л-Аббаса. [29] [13] : 23  Он имеет прямоугольную форму шириной около 57 метров и длиной 50 метров. [4] : 36  (или 59 на 51 метр по другому источнику [30] ), разделенный между двором и молитвенным залом. Молитвенный зал имеет 13 нефов, разделенных рядами арок. [30] Первоначально зал имел глубину в три пролета (три арки), но впоследствии в том же столетии он был расширен за счет сноса стены киблы и расширения ее еще на три пролета. [4] : 36  [30] Его нынешний михраб датируется более поздним периодом Зиридов. [30] Хотя план этажа не сильно отличается от плана Великой мечети Кайруана, структура здания сильно отличается. [13] : 24  [30] Молитвенный зал не покрыт плоскими деревянными потолками, а покрыт сводами из бутового камня. [30] Первоначальные пролеты зала перекрыты цилиндрическими сводами, а пролеты более поздней пристройки - паховыми сводами. [4] : 36  [13] : 72  Купол перед первоначальным михрабом все еще существует, теперь находится в центре молитвенного зала, и напоминает купола Великой мечети Кайруана: у него восьмиугольный барабан, зубчатые косы, куфическая надпись и резной цветочный декор. [30] Два тимпана арок по обе стороны, под куполом, покрыты резным шахматным узором из ромбов, наполненных цветочными и розеточными мотивами. [13] : 54  [4] : 37  Во дворе мечети длинная куфическая надпись проходит по карнизу вдоль верхнего края стен вокруг двора и содержит большинство отрывков из Корана. На южной стороне двора надпись теперь скрыта за дополнительным аркадным портиком, который был добавлен в 11 веке (и восстановлен в 1675 году) перед оригинальным аркадным фасадом молитвенного зала. [4] : 36–37  [30] В северо-восточном углу мечети находится цилиндрический бастион, увенчанный куполообразным восьмиугольным павильоном, который, вероятно, был саумаа — пространством на уровне крыши, где муэдзин мог призывать к молитве. [4] : 37 

Молитвенный зал Великой мечети Сфакса , построенный около 849 года, но значительно реконструированный в последующие века.

Великая мечеть Сфакса не имеет точной даты, но предполагается, что она была построена примерно в то же время, около 849 года, но после периода Аглабидов она была значительно изменена. [4] : 37  [1] Спонсором его строительства, по общему мнению, был кади Али ибн Аслам аль-Джабаньяни. [4] : 37  Мечеть имеет небольшой прямоугольный двор и большой гипостильный молитвенный зал, но кажется, что это было в 10 веке, возможно, в 988 году. [а] Мечеть была уменьшена в размерах за счет уменьшения ее западной половины, что сделало ее более узкой в ​​плане. [13] : 72  [15] : 135  [4] : 37  Первоначальный михраб был заменен новым в стиле Зирида в середине укороченной стены киблы. [31] Минарет, который первоначально мог располагаться в середине северной стороны двора (как в Великой мечети Кайруана), таким образом, оказался в углу уменьшенного двора. [13] : 73  [4] : 37  Первоначальный минарет Аглабидов, вероятно, довольно стройная двухэтажная башня, теперь спрятан внутри более крупного минарета Зирид, построенного вокруг него в начале 11 века. [4] : 37  Затем в 18 веке мечеть снова расширили, расширив молитвенный зал на запад, придав ему нынешнюю планировку. [31] Таким образом, первоначальная форма мечети Аглабидов могла быть очень похожа на Великую мечеть Кайруана. Как и в последнем, молитвенный зал был покрыт плоским деревянным потолком, поддерживаемым арками, опирающимися на повторно использованные древние колонны. [13] : 25  Восточный внешний фасад мечети украшен рядом декоративных ниш в форме подковообразных арок. Они могут быть из оригинальной мечети, но их необычный внешний вид может датировать их более поздним периодом. [4] : 38  скорее всего, период Зиридов. [31] [13] : 108 

Маленькие мечети

[ редактировать ]
Украшенный фасад мечети Ибн Хайруна в Кайруане (866 г.)
Фасад мечети Бу Фатата (838–841 гг.)

В то время как правители Аглабидов спонсировали строительство больших общинных мечетей, чтобы публично выразить свое благочестие и повысить свою репутацию, местные покровители, имевшие в своем распоряжении меньше богатства, по-прежнему заказывали строительство небольших районных мечетей. [4] : 33  Небольшая мечеть Ибн Хайруна в Кайруане, также известная как «Мечеть Трех дверей», является одним из таких примеров. Надпись на его фасаде приписывает его основание малоизвестному покровителю Мухаммаду ибн Хайруну в 866 году. [32] По словам ученого Мурада Раммы, фасад мечети является старейшим украшенным внешним фасадом в исламской архитектуре . [32] Изготовленный из известняка , он украшен куфическими надписями, а также растительными мотивами, такими как завитки и розетки. [4] : 33–34  [15] : 136 

Еще одна небольшая местная мечеть этого периода - мечеть Бу Фатата в Суссе, датируемая периодом правления Абу Икала аль-Аглаба ибн Ибрагима (годы правления 838–841). Он также построен из известняка и имеет молитвенный зал в гипостиле, перед которым расположен внешний портик из трех арок. В верхней части фасада вырезана большая куфическая надпись. [4] : 33–34  Мечети Ибн Хайруна и Бу Фатата являются ранними примерами мечети с девятью отсеками, что означает, что интерьер имеет квадратный план, разделенный на девять меньших квадратных пространств, обычно сводчатых, расположенных в три ряда по три. Этот тип планировки впоследствии встречается во многих частях исламского мира, в Аль-Андалусе и даже в Центральной Азии, что позволяет предположить, что этот дизайн мог быть широко распространен мусульманскими паломниками, возвращавшимися из Мекки . [4] : 33–34  Обе мечети получили минареты в период Хафсидов . [4] : 33  [32]

Аль-Аббасия

[ редактировать ]

О королевской резиденции Аглабидов в аль-Аббасийе мало что известно или мало что известно . [33] [34] : 3  Дворец Ибрагима I ибн аль-Аглаба был известен как ар-Русафа , топоним, который, возможно, был связан с определенным видом садового поместья. Это же название было дано загородным поместьям ранее в Омейядской Сирии, а позже в Омейядском аль-Андалусе . [34] : 3  В Аль-Аббасии также были общинная мечеть, рынок и еще один дворец под названием Каср аль-Абьяд («Белый дворец»), что делало его, по сути, отдельным городом. [9] [34] : 3 

Некоторые останки более позднего королевского города и резиденции Раккады были частично раскопаны. [4] : 25  Он был расположен в 4 км к югу от Кайруана, а останки были обнаружены на территории площадью около 9 квадратных километров, что позволяет предположить, что город стал довольно большим. [34] : 3  фрагменты резного лепного декора, аналогичного украшениям Аббасида Самарры . На городище были найдены [1]

Археологами исследовано только одно дворцовое здание. Он был построен из сырцового кирпича и прошел несколько этапов строительства и расширения. Первоначально он был построен как ограждение с примерно квадратными стенами размером 55 на 55 метров, внешний вид которого был укреплен круглыми башнями или контрфорсами. Подобные опорные стены были особенностью римской архитектуры каструма , а также встречались в ранней исламской архитектуре. [34] Здание имело центральный прямоугольный двор, окруженный комнатами, в том числе большой приемной в середине северной стороны. Судя по планировке, это здание может соответствовать тому, что исторические источники называют Qaṣr aṣ-Ṣaḥn («Дворец во дворе»). [34] Вход в здание осуществлялся с юга через изогнутый вход (проход дважды поворачивался на 90 градусов), что стало обычным явлением в период Аббасидов как в качестве защитной меры, так и как средство сохранения конфиденциальности жителей внутри. Вход вел прямо во двор. В центре двора существовала цистерна, в которой собиралась дождевая вода и хранилась для будущего использования. Приемная на севере, примерно квадратной формы, была разделена на три нефа с севера на юг двумя рядами по четыре колонны. Небольшая апсида или полукруглая ниша в задней части зала, вероятно, обозначала местонахождение эмира или трона. [34] Этот тип базиликального зала с колоннами стал постоянной особенностью дворцовой архитектуры западного исламского мира. [35] На более позднем этапе строительства этот дворец был расширен на север и запад, пока его размеры не составили 105 на 105 метров. Дополнительное пространство было заполнено жилыми помещениями. [34] Внутренняя часть подверглась дальнейшей реорганизации позже, во время оккупации этого места Фатимидами и Зиридами. [35] : 48–49 

Остатки большого водного бассейна на археологическом памятнике Раккада

Этот дворцовый дворец был окружен жилым районом и множеством других построек. К северо-востоку от него находился большой четырехугольный водный бассейн неправильной формы шириной от 90 до 130 метров. Вероятно, он служил резервуаром для водоснабжения королевского города, но также мог быть интегрирован в архитектурный ландшафт дворцов. [35] : 9  Из других дворцов, упомянутых в исторических источниках, одним был Каср аш-Бахр («Водный дворец» или «Морской дворец»), что указывает на дворец, связанный с большим водным бассейном. [35] : 9–11  Этот дворец еще не был найден в Раккаде, но есть свидетельства существования построек рядом с вышеупомянутым четырехугольным водным бассейном, который можно идентифицировать как часть этого дворца. [15] : 137  [35] : 10  Большие водоемы играли бы эстетическую роль, отражая образы соседних зданий и придавая им более светлый вид. [35] : 11  Водоем в Раккаде, возможно, также использовался для вечеринок на лодках и водных турниров . [15] : 137  Каср ас-Бахр в Раккаде является самым ранним примером такого «водного дворца» в Средиземноморском регионе, а более поздние примеры были найдены в столице Фатимидов Аль-Мансурийе и Хаммадидов столице Калат Бани Хаммад . Возможно, он был вдохновлен дворцами Аббасида Самарры, где перед воротами Баб аль-Амма существовал большой бассейн , и, вероятно, он возник в более древней сасанидской дворцовой архитектуре, такой как Каср-э-Ширин в Иране. [35] : 9–11, 129  Третий названный дворец, Каср аль-Фатх («Дворец Победы»), был резиденцией эмира Ибрагима II. [11] но его местонахождение неизвестно. [35] : 9 

Гражданские работы

[ редактировать ]

Аглабиды также активно строили инфраструктуру и другие здания гражданского назначения. Исторические тексты указывают на то, что многочисленные построены хаммамы ( общественные бани ), караван-сараи и маристаны (больницы или приюты), хотя они не сохранились. Они построили множество мостов через реки, два из которых сохранились возле Кайруана и Херглы . [1]

Водная инфраструктура

[ редактировать ]
Один из бассейнов Аглабидов в Кайруане (построен в 860–862 гг.)

Гидротехника уже имела давнюю традицию в регионе, и многие акведуки и другие водопроводные сооружения римского и византийского периодов сохранились или были восстановлены в ранний исламский период. [15] : 137  Софра, цистерна в центре старого Суса, возможно, была доисламской цистерной, которая была восстановлена ​​или перестроена Ибрагимом II (годы правления 875–902). Он состоит из большой камеры с цилиндрическим сводом, разделенной рядами арок, поддерживаемых квадратными колоннами, с прямоугольными отверстиями в крыше, через которые можно было добавлять воду снаружи. С южной стороны также стоит небольшой круглый отстойник. [15] : 137–138 

Аглабиды также построили обширные новые гидротехнические сооружения для обеспечения водой Кайруана и близлежащих дворцовых комплексов, которые расположены в засушливом и засушливом регионе. [1] Вода собиралась в ряде больших резервуаров, два из которых сохранились и сегодня за стенами Кайруана, известных как Бассейны Аглабидов . В период Аглабидов вода доставлялась в город и водоемы из окружающих низменностей, забираясь из Уэд-Мергуэллиля и его притоков . [36] [37] [38] Воды отводились в водохранилища системой небольших плотин, плотин и каналов. [36] [37] Был также построен акведук для подачи воды из источников в горах Шрешира (или Чречира), в 36 км к западу от Кайруана. [39] [40] [41] [42] Акведук, вероятно, был построен в период Аглабидов, но использовал некоторую существующую инфраструктуру римской эпохи и впоследствии был отремонтирован в период Фатимидов. [39] [40] [42] Два сохранившихся водохранилища Аглабидов в Кайруане, построенные между 860 и 862 годами, состоят из двух больших круглых бассейнов, которые служили отстойниками , которые, в свою очередь, заполняли крытую цистерну. [43] В центре самого большого водного бассейна сегодня находится многодольная каменная колонна, которая, возможно, была частью фундамента павильона для отдыха, стоявшего над водой. [44] [45] Водоснабжение близлежащей Раккады также осуществлялось из больших надземных квадратных резервуаров, стены которых были укреплены круглыми башнями. [1]

Маристанс (больницы)

[ редактировать ]

Первый известный маристан, построенный на территории современного Туниса, был построен Зиядатом Аллахом I между 825 и 835 годами в районе Димма в Кайруане. [46] Этот маристан стал образцом для других маристанов, построенных позже в Тунисе, Сфаксе и Суссе. Первый маристан Туниса был основан около 903 года и располагался за пределами городских стен. [46] Обычная планировка этих зданий имела центральный двор, окруженный аркадной галереей, ведущей ко многим помещениям. Вход осуществлялся через крытый переход ( скифа ) по центральной оси двора. Вдоль этого прохода располагались скамейки для посетителей, приходящих к пациентам, а также комнаты для охраны. Через двор от входа обычно располагалась молитвенная комната. Со двора также можно было попасть в изолированное отделение, предназначенное для больных проказой. Маристаны часто имели собственную цистерну и колодец для водоснабжения. [46]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Надписи в мечети фиксируют ремонтные работы как в 988, так и в 1085 году. [31] Жорж Марсе объяснил сокращение площади мечети до 988, а ее косметический ремонт - до 1085. [13] : 72 
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; IV в. 750 – ок. 900; Г. Тунис». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). "Минарет". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 530–533. ISBN  9780195309911 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Михраб». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 515–517. ISBN  9780195309911 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Босворт, Клиффорд Эдмунд (2004). «Аглабиды». Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9780748696482 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Босворт, CE (2013). «Аглабиды (800–909 гг. н.э.)» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. ISBN  978-1-135-17967-0 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Гудсон, Кэролайн (2018). «Топографии власти в Кайруане эпохи Аглабидов». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 88–105. ISBN  978-90-04-35566-8 .
  8. ^ Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте (Том 1 по арабской истории и цивилизации. Исследования и тексты: изд. 0925–2908). Брилл. стр. 4–5. ISBN  9004093443 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Аглабид». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  10. ^ Неф, Анлизе (2021). «Византия и ислам в Южной Италии (7-11 века)» . Спутник Византийской Италии . Брилл. стр. 200–225. ISBN  978-90-04-30770-4 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Марсе, Жорж (1995). «Ракада» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 414–415. ISBN  978-90-04-09834-3 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN  9783902782199 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
  14. ^ Андерсон, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (2018). «Аглабиды и их соседи: Введение». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 4, 75. ISBN.  978-90-04-35566-8 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Мазо, Сибилла (2011). «Архитектура Аглабидов». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 132–139. ISBN  9783848003808 .
  16. ^ Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «VII. 3. Рибат» Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN  9783902782199 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «VIII. 1. к Валам» Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN  9783902782199 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «VII. 3. г Касба и крепостные валы». Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN  9783902782199 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Ламин, Сихем (2018). «Зайтуна: мечеть мятежного города». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 269–293. ISBN  978-90-04-35566-8 .
  20. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 68–212. ISBN  9780195309911 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Блум, Джонатан М. (2013). Минарет . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0748637256 . OCLC   856037134 .
  22. ^ Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 187–188. ISBN  9781134613663 . Хотя мечети Дамаска, Фустата и Медины имели башни в период Омейядов, сейчас общепринято, что минарет был построен в период Аббасидов (т.е. после 750 г. н.э.). Все шесть мечетей, датируемых началом девятого века, имеют одну башню или минарет, прикрепленный к стене напротив михраба. Целью минаретов в этих мечетях было продемонстрировать силу религиозной власти Аббасидов. Те, кто выступал против власти Аббасидов, не принимали этот символ соответствия, поэтому в мечетях Фатимидов не было башен.
  23. ^ Блум, Джонатан М. (2013). Минарет . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0748637256 . OCLC   856037134 .
  24. ^ Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 187–190. ISBN  9781134613663 .
  25. ^ Хилленбранд, Роберт; Бертон-Пейдж, Дж.; Фриман-Гринвилл, GSP (1991). «Манар, Манара». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. 6. Брилл. стр. 358–370. ISBN  9789004161214 .
  26. ^ Гуидетти, Маттиа (2017). «Священные места в раннем исламе» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том. 1. Уайли Блэквелл. стр. 130–150. ISBN  9781119068662 .
  27. ^ Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). «I. 1. l Великая мечеть Зитуна». Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN  9783902782199 .
  28. ^ Чатер, Халифа (2002). «Зайтуна». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. XI. Брилл. стр. 488–490. ISBN  9789004161214 .
  29. ^ Джонс, Джереми (2018). «Палермский Коран (372/982–3 гг. хиджры) и его исторический контекст». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. п. 601. ИСБН  978-90-04-35566-8 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «VII. 3. б Большая мечеть». Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN  9783902782199 .
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «VIII. 1. f Большая мечеть». Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN  9783902782199 .
  32. ^ Перейти обратно: а б с Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «Т. 1. и Мечеть Ибн Хайруна, или Мечеть Трех ворот». Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN  9783902782199 .
  33. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Кайруан». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–11. ISBN  9780190624552 .
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190624552 .
  36. ^ Перейти обратно: а б Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). «В.1.г. Аглабидские водохранилища». Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN  9783902782199 .
  37. ^ Перейти обратно: а б «Кантара – Аглабидские пруды » Кантара, Средиземноморское наследие . Проверено 0 декабря 2022 г.
  38. ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 22–23. ISBN  9780300218701 .
  39. ^ Перейти обратно: а б Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 37–38.
  40. ^ Перейти обратно: а б Глик, Томас Ф. (2007). "Акведук". Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISBN  9789004161658 .
  41. ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2011). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. п. 166. ИСБН  9780812207286 .
  42. ^ Перейти обратно: а б Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «IV.2.a. Фатимидский мост-акведук в Кречире». Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье. Музей без границ и Министерство культуры, Тунис.
  43. ^ Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). «В.1.г. Аглабидские водохранилища». Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN  9783902782199 .
  44. ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2011). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. п. 166. ИСБН  9780812207286 .
  45. ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 22–23. ISBN  9780300218701 .
  46. ^ Перейти обратно: а б с Хаким, Бесим Селим (2013). Арабские исламские города: принципы строительства и планирования . Рутледж. п. 92. ИСБН  978-1-136-14074-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b0df5f19771e3d00e7ce7e93f0973bb6__1711633500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/b6/b0df5f19771e3d00e7ce7e93f0973bb6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aghlabid architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)