Судано-сахельская архитектура

Судано-сахельская архитектура относится к ряду аналогичных коренных архитектурных стилей, общих для африканских народов Сахеля , но и суданских лугопастбищных (географических) регионов Западной Африки , к югу от Сахары к северу от плодородных лесных районов побережья.
Для этого стиля характерно использование сырцовых кирпичей и глинобитной из деревянных бревен штукатурки, а также больших опорных балок , выступающих из лицевой поверхности стен больших зданий, таких как мечети или дворцы. Эти балки также служат подмостками для доработок, которые проводятся через регулярные промежутки времени и с участием местного сообщества.
Историческая справка
[ редактировать ]Большие неолитические протогородские поселения с каменными стенами, вероятно, построенные народами сонинке, говорящими на языке манде, датируются примерно 1600–400 гг. до н.э. в Дхар-Тичитте и близлежащих местах на юго-востоке Мавритании . [2] [3] Другие ранние примеры судано-сахельского стиля, вероятно, происходят из Диа около 600 г. до н.э. [4] и Дженне-Йено около 250 г. до н. э., оба в Мали , где обнаружены первые свидетельства постоянной архитектуры из сырцового кирпича в регионе, включая жилые дома и большую городскую стену. [5] Первая Великая мечеть Дженне (построена примерно с 1200 по 1330 годы). [6] ) в современном Мали, согласно традиционным сведениям, был построен на месте более старого доисламского дворца королем города. [7]
Начиная с 9 века нашей эры, мусульманские купцы стали играть жизненно важную роль в регионе западного Сахеля через транссахарские торговые сети. [8] Самые ранние мечети, обнаруженные в странах Африки к югу от Сахары, находятся в Кумби-Салехе (на территории современной южной Мавритании), бывшей столице империи Гана . [9] Здесь была обнаружена мечеть, состоящая из внутреннего двора, молитвенного зала и квадратного минарета , построенного из сухого камня, покрытого красной глиной, используемой в качестве штукатурки. Как снаружи, так и внутри мечети эта штукатурка была расписана цветочными, геометрическими и эпиграфическими мотивами. Подобная каменная мечеть того же периода была найдена в Авдагусте . [10] Обе мечети датируются обычно IX-XIV веками. Мечеть Кумби Салех, похоже, претерпела несколько этапов строительства с 10 века до начала 14 века. [10] В Кумби Салех местные жители жили в куполообразных жилищах в королевской части города, окруженных большим ограждением. Торговцы жили в каменных домах в районе, где было 12 мечетей (по описанию Аль-Бакри ), одна из которых была посвящена пятничной молитве . [11] Говорят, что королю принадлежало несколько особняков, один из которых имел длину 66 футов, ширину 42 фута, имел семь комнат, был двухэтажным и имел лестницу; стены и камеры заполнены скульптурой и живописью. [12]

Было предложено множество возможных влияний на эту архитектуру. Архитектура Северной Африки и Андалузии на севере, возможно, была одной из них. [14] с существованием квадратных минаретов, возможно, отражающих влияние Великой мечети Кайруана . [8] По мере того, как исламизация распространялась по всему региону, в архитектуре мечетей развивалось больше вариаций, включая принятие традиционных местных форм, ранее не связанных с исламской архитектурой. [15] Под влиянием Сонгаи минареты приобрели более пирамидальный вид и стали ступенчатыми или трехуровневыми, примером чего является башня мечети -гробницы Аския аль-Хаджа Мухаммада в Гао (современное Мали). В Тимбукту находится мечеть Санкоре (основана в XIV-XV вв.). [16] и перестроен в 16 веке с более поздними дополнениями. [17] ), имел сужающийся минарет и молитвенный зал с рядами арок. [15] Наличие сужающихся минаретов также может отражать культурные контакты с северным регионом Мзаб. [15] тогда как украшение, найденное в Тимбукту, может отражать контакты с берберскими общинами на территории современной Мавритании. [18] Более местные или коренные языческие культуры, возможно, также оказали влияние на более позднюю исламскую архитектуру региона. [14]
Во время французской колониальной оккупации Сахеля французские инженеры и архитекторы сыграли роль в популяризации «неосуданского» стиля, основанного на местной традиционной архитектуре, но с упором на симметрию и монументальность. [19] [20] [1] Великая мечеть Дженне, которая ранее была построена в 14 веке, но снесена в начале 19 века. [20] был перестроен в 1906–1907 годах под руководством Исмаила Траоре и под руководством французских инженеров. [1] [19] Сейчас это самое большое земляное (глиняное) здание в Африке к югу от Сахары, оно послужило образцом для нового стиля и для других мечетей в регионе, включая Большую мечеть Мопти, построенную французской администрацией в 1935 году. [1] [19] Другие мечети 20-го века и более поздние мечети в Западной Африке, как правило, повторяют более общий стиль, похожий на стиль современного Египта. [20]
Общий
[ редактировать ]Хотя архитектура этого региона имеет определенный стиль, в этом широком географическом диапазоне проявляется большое разнообразие материалов и местных стилей. [8] [23] В более засушливых регионах Западной Сахары и Северного Сахеля в качестве строительного материала преобладает камень, который часто ассоциируется с берберской культурой. В регионах южного Сахеля и саванны сырцовый кирпич и утрамбованная земля являются основным материалом и в настоящее время ассоциируются с наиболее монументальными образцами западноафриканской исламской архитектуры. В некоторых местах, таких как Тимбукту и Уалата , оба строительных материала используются вместе, при этом каменные конструкции либо покрываются, либо обвязываются глиняной штукатуркой. [24]
В земляной архитектуре региона ученый Эндрю Петерсен различает два общих стиля: «западный» стиль, который может иметь свои корни в Дженне (современное Мали), и «восточный» стиль, связанный с архитектурой хауса , который может иметь свои корни. в Кано (современная Нигерия ). [19] Восточный стиль или стиль хауса, как правило, более прост в экстерьере зданий, но характеризуется разнообразным внутренним убранством и гораздо большим использованием дерева. [19] В мечетях часто есть молитвенные залы с колоннами, поддерживающими плоские или слегка куполообразные крыши из дерева и глины. [15] [25] Исключительным примером является Великая мечеть Зария (современная Нигерия), построенная в XIX веке, с параболическими арками и крышей из неглубоких куполов. [15] [26] Западный или «суданский» стиль характеризуется более сложными и украшенными внешними фасадами, композиции которых подчеркивают вертикальность. У них есть сужающиеся контрфорсы с конусообразными вершинами, мечети имеют большую башню над михрабом деревянные колья ( торон , а в стены часто встраиваются ) , используемые для строительных лесов, но, возможно, также и для какой-то символической цели. [19]
Техники строительства глиняной архитектуры
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Традиционная технология строительства земляных зданий в Западной Африке имеет особое название «банко», что означает процесс мокрой глины, аналогичный концепции керамики из рулонной керамики. Поскольку технология банко продолжает оставаться критерием строительства жилищ в районе саванны, альтернативным методом является использование земляного кирпича, а затем и влажной грязи. Кирпич отливается в прямоугольную форму и сушится на солнце. [27]
Одним из символов суданской архитектуры являются искусственные конические глиняные столбы. Уникально сочетаясь с самим зданием, они часто выступают горизонтально наружу, как соединенные колонны. Поскольку они настолько вездесущи в народных зданиях, их можно найти по отдельности или сгруппировать у нескольких входов. Являясь отличительной чертой архитектуры Судано-Сахеля, они указывают на преемственность и продуктивность.
Вариации
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Подстили
[ редактировать ]Сам судано-сахельский архитектурный стиль можно разделить на четыре более мелких подстиля, типичных для разных этнических групп региона. [28] Примеры, использованные здесь, иллюстрируют строительство мечетей, а также дворцов, поскольку архитектурный стиль сконцентрирован вокруг мусульманского населения, проживающего внутри страны. Как и в случае с людьми, многие из этих стилей переплетаются и создают здания с общими чертами. Любой из этих стилей не является исключительным для границ одной конкретной современной страны, но связан с этнической принадлежностью его строителей или окружающего населения. Например, община малийских мигрантов в традиционном районе Гур может строить в стиле, характерном для их прародины, в то время как соседние здания Гура построены в местном стиле. К этим стилям относятся:
- Малийский - из различных групп манденов южного и центрального Мали. Характеризуется Великой мечетью Дженне и мечетью Кани-Комболе в Мали.
- Сонгай - из различных групп Сонгай Нигера и Северного Мали. Характеризуется гробницей Аскии в Гао , Джингарейбере и дворцом Зармакой в Доссо.
- Крепостной стиль [29] – преимущественно используется народами зарма - сонгай в Нигере и Мали , хауса-фулани , туарегами и арабскими смешанными общинами в Агадесе , а также канури народом озера Чад . Военный аспект строительства высоких защитных комплексных стен вокруг центрального двора. Минарет — единственное сооружение, на котором видны опорные балки. Характеризуется мечетью Санкоре в Тимбукту, гробницей Аскии в Гао Мали и мечетью Агадес на севере Нигера.
- Хауса [30] – Характерный архитектурный стиль хауса , преобладающий в северной и северо-западной Нигерии, Нигере, восточной Буркина-Фасо, Северном Бенине, а также в районах и окрестностях занго с преобладанием хауса по всей Западной Африке. Характеризуется вниманием к деталям лепнины в абстрактном дизайне и широким использованием парапетов . Одно-двухэтажные дома. Примеры архитектуры мечети Ямма и старого города Зиндер , квартала Хауса в Агадесе, Нигер, Гидан Румфа в Кано и различных районов хауса по всей Западной Африке .
- Бассейн Вольты — Гур и Манден группы Буркина-Фасо , северной Ганы и северного Кот-д'Ивуара . Часто самый консервативный из различных подстилей. Обычно представляет собой один внутренний двор с высокими белыми и черными стенами, изогнутыми внутрь башенками, поддерживающими внешнюю стену, и более крупной башней ближе к центру. Характеризуется мечетью Ларабанга в Гане и Большой мечетью Бобо-Диуласо .
- Большая мечеть Агадеса , Нигер (крепостной стиль)
- Родовой многоэтажный таунхаус, Агадес , Нигер (Хауса/Тубали)
- Мечеть Ларабанга , Гана (Гур-Вольтаик).
Разница между стилями Саванны и Сахеля
[ редактировать ]Земляная архитектура региона зоны Сахеля заметно отличается от стиля застройки соседней саванны . «Старые суданские» земледельцы саванны строили свои поместья из нескольких домов с конусообразными крышами. В первую очередь это был стиль городской застройки, связанный с центрами торговли и богатства, характеризующийся кубическими зданиями с террасными крышами, составляющими типичный стиль.
Они придают характерный вид тесно застроенным деревням и городам. Вдали выделяются большие здания, такие как мечети, представительные жилые и молодежные дома. Это ориентиры на плоском ландшафте, указывающие на сложное общество фермеров, ремесленников и торговцев с религиозным и политическим высшим классом.
С расширением сахельских королевств на юг, в сельские районы саванн (населенных культурно или этнически схожими с жителями Сахеля группами), судано-сахельский стиль был зарезервирован для мечетей, дворцов, домов знати или горожан (как и сейчас). очевидно в стиле Гур-Вольта), тогда как среди простых людей наблюдалась смесь либо типично отличающихся судано-сахельских стилей для более богатых семей, либо старых африканских стилей круглых хижин для сельских деревень и семейных поселков.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() Историческая мечеть Конг , ныне Кот-д'Ивуар , 1892 год. | |
Расположение | Кот-д'Ивуар |
Критерии | Культурные: (ii)(iv) |
Ссылка | 1648 |
Надпись | 2021 г. (44-я сессия ) |
Область | 0,13 га |
Буферная зона | 2,33 га |
Сохранение
[ редактировать ]Несколько выдающихся образцов религиозной и светской судано-сахельской архитектуры были удостоены ЮНЕСКО статуса объекта Всемирного наследия . Исторические центры Дженне (Мали) и Агадеса (Нигер) были внесены в Список всемирного наследия в 1988 году. [31] и 2013 г., [32] соответственно. В 2021 году в список всемирного наследия были также включены 8 небольших мечетей на севере Кот-д'Ивуара, представляющих особый тип религиозной архитектуры бассейна Вольты. [33] Эти мечети, вероятно, были первоначально построены между 17 и 19 веками, когда торговые пути из Малийской империи распространились на юг. [33]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Bloom & Blair 2009 , Мали, Республика
- ^ Холл, Огюстен (2009). «Как справиться с неопределенностью: неолитическая жизнь в Дхар Тичитт-Валате, Мавритания (около 4000–2300 лет назад)» . CR Геонауки . 241 (8): 703–712. Бибкод : 2009CRGeo.341..703H . дои : 10.1016/j.crte.2009.04.005 .
- ^ Холл А (1985). «Предыстория Ганской империи: археологические исследования перехода к государственности в регионе Дхар-Тичитт (Мавритания)» . Журнал антропологической археологии . 4 (2): 90–94. дои : 10.1016/0278-4165(85)90005-4 .
- ^ Арази, Ноэми. «Отслеживание истории в Диа, во внутренней дельте Нигера в Мали - археология, устные традиции и письменные источники» (PDF) . Университетский колледж Лондона . Институт археологии.
- ^ Брасс, Майк (1998), Древность человека: сложные общества Восточной и Западной Африки
- ^ Буржуа 1987
- ^ «Когда султан стал мусульманином. Его дворец снесли и превратили это место в мечеть, посвященную Всевышнему Богу. Это нынешняя общинная мечеть. Он построил еще один дворец для себя и своей семьи рядом с мечетью на востоке. сторона." Ханвик 1999 , с. 18
- ^ Jump up to: а б с Блум и Блер 2009 , Африка
- ^ Блум и Блер 2009 , Африка
- ^ Jump up to: а б Инициалы 2022 , стр. 51-52.
- ^ Историческое общество Ганы. Труды Исторического общества Ганы, Общество, 1957, стр. 81
- ^ Дэвидсон, Бэзил. Затерянные города Африки. Бостон: Литтл Браун, 1959, с. 86
- ^ Блум и Блэр 2009 , Тимбукту
- ^ Jump up to: а б Петерсен 1996 , с. 306.
- ^ Jump up to: а б с д и Блум и Блер 2009 , Африка
- ^ Придины 2022 , с. 63.
- ^ Блум и Блэр 2009 , Тимбукту
- ^ Петерсен 1996 , с. 307.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Петерсен 1996 , с. 308.
- ^ Jump up to: а б с Блум и Блер 2009 , Африка
- ^ Инициалы 2022 , стр. 37, 53–55.
- ^ Bloom & Blair 2009 , Мали, Республика
- ^ Петерсен 1996 , стр. 306–308.
- ^ Петерсен 1996 , стр. 306–307.
- ^ Придины 2022 , с. 84.
- ^ «Archnet > Сайт > Пятничная мечеть в Зарии» . www.archnet.org . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ «Строительные технологии и архитектура | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ Команда, редакция (30 марта 2021 г.). «Народная архитектура: традиции и красота в региональных стилях» . РМДЖМ . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ Кейн, Усман (01 апреля 2015 г.). «Создание и переделка мечетей в Сенегале» . Тетради по африканистике (на французском языке) (217). doi : 10.4000/studiesafricaines.18050 . ISSN 0008-0055 .
- ^ Умар, Гали Кабир; Юсуф, Данджума Абду; Ахмед, Абубакар; Усман, Абдуллахи М. (01 сентября 2019 г.). «Практика традиционной архитектуры хауса: на пути к сохранению и восстановлению пространственной морфологии и техник» . Научный африканский . 5 : e00142. doi : 10.1016/j.sciaf.2019.e00142 . ISSN 2468-2276 . S2CID 202901961 .
- ^ «Старые города Дженне» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ «Исторический центр Агадеса» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Мечети в суданском стиле на севере Кот-д'Ивуара» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 5 сентября 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Буржуа, Жан-Луи (1987), «История великих мечетей Дженне», African Arts , 20 (3), Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана: 54–92, doi : 10.2307/3336477 , JSTOR 3336477
- Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530991-1 . Проверено 15 марта 2013 г.
- Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. ISBN 978-0-203-20387-3 .
- Прадин, Стефан (2022). Исторические мечети в Африке к югу от Сахары: от Тимбукту до Занзибара . Брилл. ISBN 978-90-04-47261-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арадеон, Сьюзан Б. (1989), «Ас-Сахили: миф историка о передаче архитектурных технологий из Северной Африки» , Journal des Africanistes , 59 : 99–131, doi : 10.3406/jafr.1989.2279 .
- Буржуа, Жан-Луи; Пелос, Кэролли (фотограф); Дэвидсон, Бэзил (исторический очерк) (1989), Захватывающий жаргон: традиция самана , Нью-Йорк: Aperture Foundation, ISBN 0-89381-391-5 . Второе издание опубликовано в 1996 году.
- Пруссен, Лабелль (1986), Хатумере: исламский дизайн в Западной Африке , Беркли: University of California Press, ISBN 0-520-03004-4 .
- Шутизер, С. (фотограф); Детье, Дж.; Грунер, Д. (2003), Банко, Adobe Мечети внутренней дельты Нигера , Милан: издания 5 Continents, ISBN 88-7439-051-3 .