Каджарское искусство



Искусство Каджара представляло собой архитектуру, живопись и другие виды искусства, созданные при династии Каджаров , которая просуществовала с 1781 по 1925 год в Иране ( Персии ).
Бум художественного творчества, произошедший в эпоху Каджара, был побочным эффектом периода относительного мира, сопровождавшего правление Ага Мухаммад-хана и его потомков. С его восшествием кровавые беспорядки XVIII века в Персии подошли к концу и дали возможность вновь процветать искусствам мирного времени.
Каджарская живопись
[ редактировать ]В частности, искусство Каджара узнаваемо благодаря своему своеобразному стилю портретной живописи.
Истоки и влияния
[ редактировать ]Корни традиционной каджарской живописи можно найти в стиле живописи, возникшем во времена предшествующей империи Сефевидов . оказало большое европейское влияние В это время на персидскую культуру , особенно в искусстве королевской семьи и знати. Европейское искусство переживало период реализма , и это можно увидеть в изображении предметов, особенно каджарскими художниками. Европейское влияние очень хорошо проявляется в выдающемся положении и престиже масляной живописи . Хотя картины маслом были обычным явлением в предыдущие периоды персидского искусства, именно влияние европейских мастеров, таких как Рубенс и Рембрандт , истинных мастеров масляной портретной живописи, подняло ее на высший уровень. Обильное нанесение краски и темные, насыщенные, насыщенные цвета — элементы живописи Каджара, которые своим влиянием непосредственно обязаны европейскому стилю.
Развитие стиля живописи.
[ редактировать ]В то время как изображение неодушевленных предметов и натюрмортов в живописи Каджара считается очень реалистичным, изображение людей явно идеализировано . Это особенно очевидно в изображении королевской семьи Каджаров, где предметы на картинах очень шаблонно размещены и расположены для достижения желаемого эффекта.
Королевский портрет
[ редактировать ]
Самыми известными произведениями искусства Каджара являются портреты различных персидских шахов . Каждый правитель, а также многие из его сыновей и других родственников заказывали свои официальные портреты либо для личного использования, либо для публичного показа. Самыми известными из них являются бесчисленные портреты Фатх Али Шаха Каджара , который с его узкой талией, длинной черной раздвоенной бородой и глубочайшими темными глазами стал примером романтического образа великого восточного правителя. Многие из этих картин были написаны художником Миром Али . Хотя портреты были выполнены в разные моменты жизни шаха , они придерживаются канона , в котором подчеркиваются отличительные черты правителя. Существуют портреты Фатх Али Шаха в самых разных ситуациях: от облаченного в доспехи короля-воина до пахнущего цветами джентльмена, но все они схожи в изображении шаха, отличаясь лишь незначительно, обычно из-за конкретного художника. портрет. Вполне уместно, чтобы именно этот шах был увековечен в этом стиле, поскольку именно во время его правления в качестве второго Каджара-шаха этот стиль по-настоящему процветал. Одной из причин этого были все более сильные и сильные дипломатические связи , которые правители Каджара поддерживали с европейскими державами.
Как отмечает Центр исламского искусства и культуры «Шангри Ла», «Позднее иранское искусство периодов Афшаридов (1736–96), Занда (1750–94) и Каджара (1779–1924) отличается изображением фигур в натуральную величину, будь то рельеф из камня, плитка или живопись на холсте. В последней категории правители Каджара, такие как Фатх Али Шах (годы правления 1797–1834), увековечили широко распространенный интерес к крупномасштабной портретной живописи (даже отправляя портреты политическим соперникам)». [1]
Хотя сам Фатх Али Шах никогда не посещал Европу, многие его портреты были отправлены с послами, чтобы передать императорское величие персидского двора. С приходом к власти Насераддина Шаха фотография стала гораздо более важной в искусстве того периода, а портретная живопись, хотя и использовалась в официальных целях, постепенно вышла из моды. Кроме того, поскольку Насирудин-шах был первым персидским правителем, посетившим Европу, официальная отправка портретов осталась в стороне, став пережитком прошлых времен.
Другая портретная живопись
[ редактировать ]
Изображение нецарственных особ также занимает очень важное место в объяснении и понимании искусства Каджаров. Хотя, естественно, они не были простолюдинами, персонажами этих портретов часто были второстепенные принцы (которых было много!), внуки, племянники и внучатые племянники правящих или ранее правивших шахов . Этим князьям, с богатством и положением своих семей, не оставалось ничего другого, как вносить вклад в искусство, поэтому их покровительство, безусловно, было менее чем вредным для искусства того времени. Часто портреты этого класса заказываются как изображения семейных групп, изображающие мужчину, идеализированную зрелую жену и их идеально сформированного ребенка. В других случаях они имели форму королевского портрета, изображающего исключительно мужчину-комиссара, но с тонкими вариациями, дающими понять, что натурщик не является членом королевской семьи. Одним из способов достижения этого был картуш , который размещался рядом с головой каждого героя портрета, уточняя, кто изображен, и любые соответствующие титулы (например, Солтан, Шахзаде и т. Д.). Для правящего главы В Персии этот картуш достаточно регламентирован («аль-солтан Официальное имя Шах Каджар»), в то время как для кого-либо еще он может включать более длинное имя, меньший титул или короткую генеалогию.
Изображение женщин
[ редактировать ]После распространения ислама в 600-х годах изображение женщин в искусстве уменьшилось по сравнению с художественными движениями сасанидского времени . Портретирование женщин стало рассматриваться как бесчестная практика по отношению к женщине, основанная на исламских традициях женственности и скромности. [2] Тенденция изменилась с приходом монгольских вторжений в Иран. Традиционно женское ношение чадры не было столь строгим у тюрко-монгольских племен, как предписывали древние традиции и исламизация общества в Иране. Точно так же монгольские женщины из-за своего кочевого образа жизни были вынуждены вести физически активный образ жизни, что делало ношение тяжелого покрывала непрактичным. Женщины из племени также были более политически активными, причем именно женская линия наделяла полномочиями династию Тимуридов . Следовательно, благодаря влияниям монголов и расширяющимся связям с Европой, где итальянский ренессанс был на пике, иранские художники переосмыслили свое отношение к живописи женщин. А со временем женская нагота и эротика в живописи стали частью иранской визуальной культуры. [3]
пол часто был размыт На ранних картинах Каджара Ирана , демонстрируя сходство в теле и чертах лица между мужчинами и женщинами, которые на многих картинах изображались красивыми. Молодые мужчины и женщины часто были связаны с объектом желания. Появление молодых безбородых мужчин называлось «муханнас». [4] Лишь в 19 веке женщины стали изображаться более индивидуализированными, с отчетливыми женскими чертами лица и тела, что в конечном итоге привело к исчезновению мукханны, мужского объекта желания. [5] Искусство Каджаров XIX века также привело к появлению женщин с обнаженной грудью. Примеры обнаженной груди можно было увидеть сквозь платье для фетишистского удовольствия и стать основной темой картин Каджара. Этих женщин с обнаженной грудью изображали ангелами, европейскими женщинами или женщинами удовольствий, такими как акробаты или музыканты. Некоторые картины включают изображение Марии и младенца Иисуса. В конце концов, обнаженная грудь стала признаком женственности. [6]
Позы и позиции женщин, изображенные на этих картинах, помогают рассказать историю. Женщины часто держали в руках такие предметы, как зеркала, фрукты или вино, чтобы олицетворять красоту и удовольствие. Эти представления идут рука об руку с персидской поэзией . [7] Имея в виду персидскую литературу, на некоторых картинах изображались женщины с «взглядом наружу», что означает «непосредственное обращение к читателю». [8] и встречается во многих повествовательных картинах Ширин и Хосрова , Юсуфа и Зулайхи , а также шейха Санана. В отличие от традиционных поз и позиций женщин в искусстве Каджаров XIX века было распространено женское изображение женщин, изящно перевернутых вверх ногами, держащих руки на ноже. Это было истолковано как отказ от социального порядка, который представлен в народных повествованиях как в живописи, так и в литературе, чтобы опровергнуть стереотип пассивных иранских женщин. [9]
Женское творчество
[ редактировать ]Хотя это и недостаточно документально подтверждено, женщины внесли свой вклад в художественное наследие Ирана XIX века. Из-за социальных, культурных и религиозных ограничений образцы искусства, созданные женщинами, редко сохранялись, поскольку общество в целом не поощряло женское самовыражение. [3] Женщины Каджара, особенно из семей высшего сословия, вели богатую творческую и культурную жизнь. К концу века многие из них были амбициозными писателями, поэтами, художниками, каллиграфами, религиозными лидерами, а также активистами. «Женские миры в Каджаре, Иран» — это созданный в 21 веке цифровой архив, посвященный регистрации жизни иранских женщин 19 века и их вклада в культурное наследие. [10]
Гаремы шахов, в свою очередь, имели большое значение с точки зрения возможности женщин создавать и продвигать свое искусство. Гарем представлял собой фемицентричное пространство, где женщины могли свободно обмениваться идеями, не подвергаясь влиянию иерархического подчинения мужчинам в Иране XIX века, испытывая определенную степень автономии. Это было место, откуда зародилось женское творчество. [11]
- Каджарское искусство XVIII века. Девушка с зеркалом , Музей Грузии.
- Женщина играет на дафе
- Женщина играет на зарбе
- Женщина, играющая на сантуре
- Игра на каманче
- Танцы с кастаньетами или зиллом
- Женщина держит бутылку и стакан.
Каллиграфия в эпоху Каджаров
[ редактировать ]Каллиграфия была и остается определяющей формой персидского искусства. В исламе существует запрет на изображение живых существ , аналогичный еврейскому правилу против резных изображений , и поэтому каллиграфия и связанные с ней формы искусства стали очень важной частью исламского самовыражения. После появления арабской письменности в Персии жители этой страны решили сделать ее своей собственной.
Шаханшахнаме
[ редактировать ]Во время правления Фатх Али Шаха Каджара было заказано произведение литературы и искусства, которое должно было конкурировать с « Шахнаме» ( شاهنامه , букв. «Книга королей»), написанной Фердоуси в 1000 году. Эта книга называлась Шаханшахнаме ( شاهنشاهنامه , букв. «Книга Царя царей»). «Шахнаме» описывает квазимифическое основание Персидской империи, а также героев и злодеев, которые способствовали ее зарождению. Образец Саханшахнаме сейчас находится в Национальной библиотеке Австрии . [ нужна ссылка ]
Каджарское текстильное искусство
[ редактировать ]Портновские тенденции периода Каджаров не так уж сильно отличались от тенденций более раннего периода до второй половины эпохи. Как свидетельствуют ранние портретные изображения Фатх Али Шаха Каджара и Мохаммад Шаха Каджара , традиционные стили одежды в Персии сохранились, но по мере того, как западное влияние становилось все более преобладающим, королевские портреты стали изображать шаха в более западном, одежда в стиле милитари (например, портрет Насируддина Шаха Каджара выше). Однако это не означает, что традиционное текстильное искусство Персии вышло из употребления. Хотя шах хотел казаться продвинутым и западным перед европейскими монархами и дипломатами, его обязанностью по-прежнему было источать гордость и древнюю славу Персидской империи, поэтому придворная одежда сохраняла очень сильные элементы традиционной одежды.
Каджарская архитектура
[ редактировать ]
Примеры архитектуры и ландшафтного дизайна эпохи Каджаров включают:
- Дом Конституции – Тебриз
- Мечеть Насир аль-Мульк – Шираз .
- Голестан Дворцовый комплекс – Тегеран .
- Дворец Шамс-ол-Эмаре (1860-е гг.) – первое железное (стальное) здание в городе.
- Дворцовый комплекс Ниаваран – Тегеран.
- Дворец Сахебкрания
- Павильон Кушк Ахмад Шаха
- Дворцовый комплекс Саадабад – Тегеран.
- Зеленый Дворец
- Сад Эрам ( Bāgh-e Eram ) Персидские сады – Шираз.
- Сад Шазде (1890-е гг.) – Керман.
- Мечеть Аббаса Мирзы - Ереван (в настоящее время практически разрушена)
Каджарская фотография
[ редактировать ]Многие новые технологии были приняты во время правления Насир ад-Дин Шаха (правил с 1848 по 1896 год). Фотография стала популярной в Иране в конце периода Каджаров, и ее с энтузиазмом воспринял Насир ад-Дин Шах, который, как известно, фотографировал многих женщин из дворца Каджаров. В период его правления взаимодействие фотографии и живописи выросло как в стилевом, так и в композиционном плане. [12]

в 1840-х годах дагерротипы были завезены в Персию и проложили путь к появлению в Персии большего количества фотографических инструментов. В отличие от Османской империи, где фотография считалась греховной, в Персии она была принята и широко использовалась. Единственная сохранившаяся дагерротипная фотография — это автопортрет принца Малека Касема Мирзы, дяди Насер ад-Дин Шаха. [13]
первое эссе по фотографии в Иране под названием «Аксие Хашария» . В 1889 году Мохаммад ибн-Али Мешкат аль-Молк написал [14]
Женщины в иранской фотографии
[ редактировать ]Первым фотографом, запечатлевшим женщин на фотографиях, предположительно, был Насер ад-Дин Шах . Мать шаха Махди Уля - первая изображенная иранская женщина. [15] Начиная с 1858 года шах начал фотографировать обитательниц своего гарема. Историк искусства Памела Карими также отмечает, что некоторые женщины из шахского гарема были изображены обнаженными и «в эротических позах». Помимо фотографирования себя, он обучал и поощрял своих слуг приобретать это умение. Хотя культурные и религиозные ограничения не позволяли женщинам изображаться на фотографиях, шах эти ограничения игнорировал. Аналогичным образом, с распространением фотографии как профессии иностранным фотографам-женщинам, а не мужчинам, стало легче фотографировать иранских женщин из-за гендерных ограничений. [15]
Джейн Дьелафой (1851–1916), Изабелла Люси Бишоп-Бёрд (1868–1926) и Гертруда Маргарет Лоутиан Белл (1869–1926) — три западные женщины-путешественницы, посетившие Иран в эпоху Каджара, которые активно фотографировали как мужчин, так и женщин. и социальные группы. Под патронажем Насера ад-Дина Шаха Дьелафуа фотографировал членов семьи шаха, в частности его жену и дочерей. Берд, в свою очередь, меньше интересовалась изображением женщин, тогда как в своем путеводителе « Путешествие по Персидскому и Курдистану верхом на лошадях» 1890 года она пишет о женской повседневной жизни и культуре в Иране. Гертруда Белл, путешествуя по Ирану в 1911 году, движимая археологическими исследованиями, была сосредоточена скорее на изображении иранских пейзажей и природных объектов, чем на женщинах. Однако, хотя фотографии мужчин входят в ее творческое наследие, среди всех фотографий Белл есть только одна женщина, и то как часть семейного портрета. [15]

В 1858 году французский фотограф Фрэнсис Карлиан был назначен судом преподавателем фотографии, пропагандируя коллодионный метод в штате. Карлиан — первый иностранный фотограф-мужчина, изображающий иранских женщин. Что касается иранских фотографов, кроме шаха, то только представители знати имели возможность развиваться в фотографии, поскольку такое увлечение требовало больших затрат, недоступных всем слоям общества. Дуст Мохаммед Хан Моайер-ол-Мамалек (1856–1912), муж одной из дочерей шаха, вместе со своим братом Мирзой основал в своем доме фотостудию. [15] Обладая полностью оснащенными фотоаппаратами, они вскоре стали профессиональными фотографами и первыми среди дворян стали фотографировать женщин. С распространением женской фотографии культурные и религиозные табу постепенно сходили на нет. В сочетании с нововведениями, внедренными фотографами с западным образованием, как иранскими, так и иностранными, придворных женщин со временем стали фотографировать чаще и в менее скромной одежде. Тогда как раньше на фотографиях они должны были быть полностью завуалированы. [15]

С ростом мобильности иранских мужчин в конце XIX века (их возможности путешествовать по Европе и получать образование), их осознание женского «присутствия» в европейских обществах в сочетании с Конституционной революцией помогло существенно изменить Восприятие женщин в иранском обществе. Новые культурные апроприации также изменили изображение женщин в искусстве. Например, появился такой жанр, как семейная фотография, тогда как раньше на фотографиях изображались только отцы с детьми, исключая матерей. В конце 19-го и начале 20-го века женщины активизировались, требуя больше прав. Как правило, образование было привилегией элит. Таким образом, образованные женщины из высшего сословия начали издавать свои собственные газеты с целью борьбы с женской неграмотностью и быть мобилизаторами женских социальных движений. С увеличением возможностей женщин начали открываться школы для девочек. А в 1909 году в Тегеранской женской школе Насери фотография стала одним из предметов, преподаваемых в школе, что повысило интерес женщин к профессиональному обвинению этого навыка. [15]
Иранские женщины-фотографы
[ редактировать ]Как и в любой другой сфере, женщины имели ограниченные возможности профессионального развития и были привязаны к бытовой сфере. Более того, в большинстве случаев историю изображают мужчины, которые склонны игнорировать женский вклад в жизнь общества. Следовательно, информация об иранских фотографах-женщинах также существенно ограничена. Из единственных доступных источников предполагается, что наибольшие возможности профессионально овладеть этим навыком имели женщины из аристократических семей и жены фотографов. Как заключила Наоми Розенблюм , после того, как жена помогала мужу в фотобизнесе, жена сама часто продолжала этим заниматься после смерти супруга. [15]
Озра Ханом, жена придворного фотографа Ага Юсефа Аккасбаши, вместе со своей сестрой Солтан Ханом работала семейными фотографами. Ашраф-ос-Салтан, жена одного из министров и переводчиков Насер ад-Дин-шаха, также активно занималась фотографией. [15]
Каджар был популярной литературной эпохой.
[ редактировать ]Популярная литература эпохи Каджаров имеет большое историческое значение, поскольку сама эта эпоха отражает переходное время между традицией и современностью. Более того, эпоха Каджаров представляет собой период возникновения книгопечатания, что позволило развить новые письменные жанры. Это также ознаменовало переход от устного распространения информации к печатной литературе как основному средству рассказывания историй. Хотя печать значительно изменила подход к распространению статей, она не могла сравниться с возможностями печати 21-го века. Литография — это техника печати, использовавшаяся во времена Каджаров; он был изобретен в конце 18 века, но до Ирана добрался только во второй половине 19 века. [16]
Выдающийся ученый и исследователь иранского фольклора Мохаммад Джафар Махджуб внес свой вклад в изучение каджарской литературы, обозначив и классифицировав основные темы, присутствовавшие в литературе того периода. [16] В их число вошли:
- истории с изображениями
- рассказы с исторической подоплекой
- истории, включающие религиозные мотивы
- рассказы об исторической значимости религиозных деятелей
- приключенческие истории
- истории с актерами-животными
- классическая персидская поэзия
Многие образцы популярной литературы каджарских времен утеряны или плохо сохранились. Сравнительно крупные фонды иранского литературного наследия хранятся в основном в Иране, а также в библиотеках России, Англии, Германии и Франции; и в личных коллекциях. [16]
Женский вклад в каджарскую литературу
[ редактировать ]Период правления Каджара характеризовался переходом от неоклассической литературной традиции, свойственной консервативному исламскому обществу, к реформистской эстетике доконституционной революции . Это послужило основой для существенных изменений в восприятии литературы и роли женщин в ее создании. [17] Мухаммад Шах (1834–1848) и Насер ад-Дин Шах сыграли важную роль в «освобождении» женского творчества и его продвижении. Хотя существует мнение, что женщины не внесли вклада в иранскую культуру , на самом деле женщины способствовали реформистским идеям в своих трудах не меньше, чем мужчины, и были ответственны за создание школ для девочек в Иране в конце империи Каджаров, в начале Пехлеви. период правления. [17]
Поэзия
[ редактировать ]Хотя женская грамотность раньше была привилегией элиты, многие женщины были восторженными поклонницами и составителями стихов. Под покровительством иранской королевской семьи женщины-поэты продвигались по службе, хотя общество считало женское творчество трансгрессивным актом. Также считается, что Хаджи Гавхар Ханум - первая женщина-поэт, чьи стихи были опубликованы при правлении Каджара. Ее поэтические произведения относятся ко времени правления Насер ад-Дин Шаха . [11]
Галерея
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Ирана |
---|
![]() |
- Каджарское искусство
- Настенная роспись Каджари в доме Кавам — Наренджестан э Кавам .
- Кавам — Гавам . дома фасад и балкон
- Кавам Хаус
- «Кушк Ахмад Шаха» в дворцовом комплексе Ниаваран .
- Мальчик с соколом, династия Каджаров
- Они были садовыми
- Плитка расписана полихромной глазурью поверх белой глазури.
- Бегляр Афшар. Портрет Джамшида Эд-Довле
- Расписная плитка с изображением птиц, охоты и цветов династии Каджаров.
- Портрет Мухаммад Шаха Каджара и его визиря Хаджа Мирзы Агаси , вторая четверть XIX века, Бумага, тушь, непрозрачная акварель и золото, Иран , собрание Метрополитен-музея . [18]
- Сцена из керамики из Каджара XIX века, Иран, изображающая две сидящие фигуры князей в окружении придворных, музыкантов и танцовщиц.
- Каджарский принц с зонтиком наблюдает за музыкантом и двумя танцорами. 19 век.
См. также
[ редактировать ]- Королевская персидская живопись эпохи Каджара
- Малик Национальный музей Ирана
- Организация культурного наследия Ирана
- Шангри Ла (Дорис Дьюк)
- Эсмаил Джалайер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Шангри Ла Дорис Дьюк | Живопись» . www.shangrilahawaii.org . Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ Шайвиллер, Стейси Джем (2017). Пограничности пола и сексуальности в иранской фотографии девятнадцатого века. Желающие тела . Нью-Йорк: Рутледж. п. 33. ISBN 9781138201293 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шайвиллер, Стейси Джем (2017). Пограничности гендера и сексуальности в иранской фотографии девятнадцатого века . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781138201293 .
- ^ Наджмабади, Афсане (2005). Женщины с усами и мужчины без бороды: гендерные и сексуальные тревоги современного Ирана . Издательство Калифорнийского университета. п. 16.
- ^ Наджмабади, Афсане (2005). Женщины с усами и мужчины без бороды: гендерные и сексуальные тревоги современного Ирана . Издательство Калифорнийского университета. п. 26.
- ^ Наджмабади, Афсане (2005). Женщины с усами и мужчины без бороды: гендерные и сексуальные тревоги современного Ирана . Издательство Калифорнийского университета. п. 39.
- ^ Ванзан, Анна (2014). «Популяризация искусства в Иране позднего Каджара: важность класса и пола» . Quaderni Asiatici : 146.
- ^ Наджмабади, Афсане (2005). Женщины с усами и мужчины без бороды: гендерные и сексуальные тревоги современного Ирана . Издательство Калифорнийского университета. п. 30.
- ^ Ванзан, Анна (2014). «Популяризация искусства в Иране позднего Каджара: важность класса и пола» . Quaderni Asiatici : 150.
- ^ Наджмабади, Афсане (июль 2016 г.). «Женские миры в цифровом архиве и веб-сайте Каджара, Иран». Журнал женских исследований Ближнего Востока . 12 (2): 246–249. дои : 10.1215/15525864-3507661 . S2CID 148411419 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брукшоу, Доминик Парвиз (январь 2013 г.). «Женщины, восхваляющие женщин: женщины-поэты и женщины-покровительницы в Каджаре, Иран» . Иранские исследования . 46 (1): 17–48. дои : 10.1080/00210862.2012.740902 . JSTOR 24482799 . S2CID 162261598 .
- ^ «Фотография в Каджаре, Иран» .
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ «Иранская портретная фотография развивалась в эпоху Каджара» . 14 сентября 2004 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мохаммади Намеги, Хадидже; Перес Гонсалес, Кармен (январь 2013 г.). «От натурщиков к фотографам: женщины в фотографии от эпохи Каджара до 1930-х годов». История фотографии . 37 (1): 48–73. дои : 10.1080/03087298.2012.718142 . S2CID 216590349 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Марцольф, Ульрих (2001). «Персидская популярная литература в период Каджаров» . Азиатское фольклористика . 60 (2): 215–236. дои : 10.2307/1179055 . JSTOR 1179055 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брукшоу, Доминик Парвиз (1 октября 2014 г.). «Каджарское кондитерское изделие: производство и распространение женской поэзии в Иране начала девятнадцатого века». Литературы Ближнего Востока . 17 (2): 113–146. дои : 10.1080/1475262X.2014.928040 . S2CID 162258041 .
- ^ «Портрет Мухаммад Шаха Каджара и его визиря Хаджа Мирзы Агаси» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Диба , Лейла С. и Марьям Эхтиар. Королевская персидская живопись: эпоха Каджаров, 1785–1925 гг . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский художественный музей с IB Tauris , 1998.
- Раби, Джулиан. Портреты Каджара: Фигурные картины из Персии девятнадцатого века . Бруклин, Нью-Йорк: IB Tauris , 1999.
- Луконин Владимир. Утерянные сокровища Персии: персидское искусство в Эрмитаже . Издательство Маг. 1996.
- Риттер, Маркус. Здания мечетей и медресе в Иране 1785-1848 гг.: Архитектура между реадаптацией и инновациями (Здания мечетей и медресе в Иране 1785-1848 гг.: Архитектура между реадаптацией и инновациями) . Краткое содержание на немецком и английском языках. Издательство Brill: Лейден и Бостон, 2005 г.
- Узун, Толга. «Портретное искусство Каджара во второй половине XIX века: портреты Насир ад-Дин Шаха», доктор философии. Диссертация – Факультет истории искусств – Университет Хаджеттепе, Анкара, Турция, 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
