Мукарнас


Мукарнас ( арабский : مقرنص ; персидский : مقرنس или персидский: آهوپای , латинизированный: ahoopay ), также известный в иберийской архитектуре как Мокарабе (от арабского: مقربص , латинизированный: muqarbaṣ ), представляет собой форму трехмерного украшения в Исламская архитектура , в которой ряды или ярусы нишевых элементов выступают над другими элементами, расположенными ниже. [ 1 ] Это архетипическая форма исламской архитектуры, неотъемлемая часть языка исламских зданий. [ 2 ] [ 3 ] и обычно размещаются в куполах и сводах, а также в айванах , входных порталах или других нишах. [ 3 ] Иногда его называют «сотовым сводом». [ 4 ] или «сталактитовый свод». [ 1 ]
Структура мукарнаса возникла из сквнч . Его цель — создать плавную декоративную зону перехода в пустом структурированном пространстве. Эта конструкция дает возможность различать основные части здания и служит переходом от стен квадратного или прямоугольного помещения к круглому куполу или своду над ним. [ 5 ] [ 3 ] Снизу эти композиции могут создавать сложный визуальный эффект, основанный на взаимодействии света и тени на поверхностях, вылепленных в трехмерные узоры. [ 1 ]
одиннадцатого века Мукарнас, скорее всего, впервые появился в Ираке , хотя самые ранние сохранившиеся образцы также встречаются за пределами этого региона. [ 6 ] [ 1 ] По мере того, как эта техника получила широкое распространение в 12 веке, во всем исламском мире развивались региональные стили и вариации. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Этимология слова мукарнас несколько расплывчата. [ 7 ] Его самое раннее использование в арабском языке относится к 12 веку. [ 1 ] Считается, что оно произошло от греческого слова korōnis , что означает « карниз ». [ 1 ] или «декоративная лепка». [ 7 ] Существует также предположение, что происхождение происходит от арабского слова карнаси, означающего «сложная работа». [ 8 ] Нишанян утверждает, что это родственно арамейскому קרנסא, что означает «удар молотком». [ 9 ]
Испанский термин mocárabe происходит от арабского термина muqarbaṣ , который также использовался для обозначения мукарна в западных регионах исламского мира. [ 10 ] [ 11 ] Его происхождение может быть греческим койне : κρηπίѕ , латинизированным: krēpís , букв. 'основание, постамент'. [ 10 ] Это также может быть связано с арабским словом мукраб, означающим «твердый, крепкий, связанный». [ 7 ]
Структура
[ редактировать ]
Мукарнас состоит из ряда нишеобразных элементов или ячеек, которые объединены в геометрическую структуру с несколькими осями симметрии. [ 12 ] [ 1 ] Отдельные ячейки состоят из ограниченного набора простых призматических элементов, которые комбинируются по четким правилам. [ 7 ] Ячейки организованы в несколько уровней, перекрывающихся и выступающих над нижними, как выступы , создавая таким образом трехмерную композицию. [ 7 ] [ 1 ] Несмотря на строгие правила и использование лишь ограниченного набора отдельных форм, эта техника позволяет создавать весьма сложные и разнообразные композиции. [ 7 ] [ 13 ] Взаимодействие света и тени в отдельных ячейках в обширном геометрическом расположении — вот что придает мукарнасу эстетический визуальный эффект. [ 1 ] Западные писатели часто сравнивали полученные композиции со «сталактитами» или «сотами», и эти термины часто используются в европейских языках для описания техники. [ 1 ] [ 12 ]

Мукарнас обычно наносится на нижнюю часть куполов , подвесок , карнизов, прорезей , арок и сводов и часто встречается в михрабе мечети. [ 14 ] Его также можно наносить на плоскую поверхность в качестве декоративной ленты или фриза. [ 3 ] Его основная функция – декоративная, и обычно он используется для скрытия или заполнения структурных переходов внутри здания. Одно из его основных применений — перекрыть переход между основанием круглого купола и квадратной камерой под ним, эффективно служа развитием более традиционного свинча. [ 12 ]
Форма и среда варьируются в зависимости от региона, в котором они обнаружены, равно как и размер отдельных клеток. [ 7 ] В Сирии , Египте и Турции мукарны обычно строят из камня. В Северной Африке их обычно строят из гипса или дерева. В Иране и Ираке мукарны строят из кирпича, который иногда покрывают штукатуркой или керамикой. [ 7 ] Некоторые гипсовые композиции мукарны крепятся к скрытому поддерживающему каркасу или верхнему своду наверху, либо приклеиваются, либо подвешиваются на веревках. [ 12 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Самые ранние памятники, использующие эту особенность, датируются 11 веком и находятся в Ираке, Северной Африке, Иране, Центральной Азии и Верхнем Египте . [ 1 ] Это, по-видимому, почти одновременное появление в отдаленных регионах исламского мира привело к появлению различных научных теорий об их происхождении и распространении. [ 1 ] [ 6 ] Некоторые ранние исследователи исламского искусства, такие как К.К. Кресвелл и Жорж Марсе , считали, что данные указывают на одновременное параллельное развитие в этих разных регионах. Другие предполагают, что они возникли в одном регионе как минимум столетием раньше, а затем распространились оттуда. [ 1 ]

Самые ранние свидетельства наличия элементов, подобных мукарнам, хотя и лишь предположительные, происходят из фрагментов лепнины, найденных в Нишапуре , Иран, датированных 9 или 10 веком. Эти фрагменты имеют вогнутую треугольную форму и реконструированы экскаваторами как трехсторонний скос . [ 1 ] [ 6 ] Самыми ранними сохранившимися образцами, сохранившимися на месте, являются трехсторонние косы, служащие переходными элементами для куполов и полукуполов. Эти примеры включают мавзолей Араб-Ата (977–978) в Тиме (недалеко от Самарканда ) в Узбекистане , Гунбад-и Кабус (1006–1007) на северо-востоке Ирана и мавзолей Дувазда Имама (1037–1038) в Йезде , Иран. . [ 1 ] Самый старый купол мукарнас, построенный в 1090 году, находится в мавзолее Имама Дура в Самарре . [ 6 ] [ 15 ] (Сообщается, что эта святыня была разрушена боевиками ИГИЛ в октябре 2014 года. [ 16 ] )
Некоторые ученые предположили, что мукарна возникла на северо-востоке Ирана, основываясь на свидетельствах из Нишапура и Тима, и что она получила дальнейшее развитие в последующей архитектуре Великой Сельджуков , как это видно на сельджукских куполах Великой мечети Исфахана (1088 г.). [ 6 ] Другие ученые полагают, что наиболее вероятной точкой происхождения Аббасидов является Ирак начала 11 века, в то время, когда Аббасиды в Багдаде переживали эпоху Возрождения. [ 6 ] [ 3 ] [ 1 ] Алисия Каррильо Кальдереро предположила, что первые мукарны возникли во дворцах халифов Аббасидов в Багдаде. [ 15 ] [ 17 ]
В случае Египта самые ранние известные и точно датированные образцы мукарн относятся к периоду Фатимидов и находятся на минарете машхеда Бадра аль-Джамали в Каире, датированном надписью 1085 годом, и карнизе в северной стене Каира (1085 год). ). [ 5 ] Первое полностью реализованное и сложное использование мукарны обнаружено на уличном фасаде мечети Акмар (1125 г.) в Каире. [ 1 ] Передовое техническое мастерство строительства мукарна предполагает, что эта техника и связанные с ней архитектурные элементы были импортированы из других мест. Джонатан Блум предполагает, что внешнее влияние могло исходить из Сирии, но отмечает, что сохранилось мало сирийских памятников, которые могут подтвердить это утверждение. [ 5 ] Кладбище в Асуане, на котором находится множество куполообразных гробниц 11 и 12 веков. [ 18 ] является важным примером развития сталактитовой подвески. В середине XI века процветающие паломнические маршруты вдоль Красного моря и процветающие торговые пути начались в Каире и распространились по всей исламской империи. Это позволило обеспечить отличный обмен идеями, а также создать прибыльную экономику, способную финансировать различные архитектурные проекты. [ 5 ]
В Калат-Бани-Хаммаде в центральном Алжире, королевском городе, основанном в начале 11 века династией Хаммадидов , археологи обнаружили фрагменты штукатурки, которые некоторые считают самым ранним появлением мукарн в западном исламском мире. [ 19 ] [ 20 ] : 133 но их датировка и идентификация как настоящие мукарны были отвергнуты или оспорены некоторыми учеными, включая Ясира Таббаа. [ 6 ] и Джонатан Блум. [ 21 ] : 93
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]К XII веку мукарнас распространился повсюду, и с этого момента в разных регионах он разовьется в разные стили. [ 1 ] Иногда проводится широкое различие в стиле и технике между мукарнами в Магрибе и Аль-Андалусе (крайние западные регионы исламского мира) и мукарнами в остальном исламском мире. [ 22 ]
Сирия, Ирак и Иран до 13 века.
[ редактировать ]
Самые большие образцы куполов мукарнаса можно найти в Ираке и регионе Джазира на востоке Сирии, они имеют разнообразное применение в куполах, сводах, михрабах и нишах. [ 6 ] Эти купола датируются периодом большой архитектурной активности между серединой 12 века и монгольским нашествием в середине 13 века. [ 6 ] Они следуют той же модели, что и купол мавзолея Имама Дура, и снаружи имеют вид сосновой шишки, примером чего является купол мавзолея Зумурруд Хатун . [ 1 ] завершено до 1202 года в конце периода Аббасидов. [ 23 ] Примерно в то же время этот тип купола был популярен в Зенгидской Сирии, как, например, в Бимаристане Нур ад-Дина в Дамаске (1154 г.), который также имеет неглубокий купол свода мукарнаса над входным порталом. [ 1 ]

В северной Месопотамии купола мукарна часто делались из лепнины внутри конической или пирамидальной кирпичной крыши, как это видно в мавзолее Имама Ауна ад-Дина в Мосуле (построенном в 1245 году, разрушенном ИГИЛ в 2014 году). [ 24 ] ). [ 1 ] Близкий тип также можно увидеть в храме шейха Абд аль-Самада в Натанзе , Иран, который датируется 1307 годом и демонстрирует изощренность, достигнутую мукарнами в период Ильханидов . [ 1 ] Самые старые образцы входных порталов, украшенных сводами мукарна в Иране, также относятся к периоду Ильханидов. [ 1 ]
Восточный исламский мир после 14 века.
[ редактировать ]При Тимуридах , правивших Центральной Азией в конце 14 и 15 веков, были построены необычные хранилища мукарнас. [ 1 ] Мукарнас использовался на внешней стороне больших ребристых куполов вдоль перехода между основанием купола и цилиндрическим барабаном внизу. [ 1 ] В архитектуре Тимуридов также был разработан новый тип геометрических ребристых сводов, также известный как «сводчатые сетчатые своды». [ 25 ] [ 26 ] где мукарнас дополнительно использовался для заполнения пространств между различными сегментами хранилища. [ 1 ] Именно в этот период был составлен старейший сохранившийся письменный труд о мукарнах, « Мифтах аль-Хисаб» («Ключ к арифметике»), написанный Гияс ад-Дином аль-Каши в 1427 году. [ 1 ] Тем не менее в этот период прыжки Мукарнаса стали несколько менее популярными в регионе. [ 1 ]

В Сефевидском Иране XVI – начала XVIII веков мукарнас больше не использовался для покрытия интерьеров религиозных зданий, но по-прежнему использовался для заполнения сводов айванов. Как и другие поверхности в архитектуре Сефевидов , они обычно были покрыты разноцветной плиткой. [ 1 ] В 18 веке иранские мукарны начали покрывать мозаикой из зеркального стекла, причем один из самых ранних образцов был найден в Чехель-Сотуне в Исфахане и датируется его реставрацией в 1706–1707 годах. Этот стиль впоследствии использовался для украшения интерьеров крупных шиитских святынь в Иране и Ираке. [ 1 ]

Мукарнас также был постоянным украшением сводов и айванов в архитектуре Великих Моголов на Индийском субконтиненте . [ 27 ] Эксперименты с новыми стилями прыжков были характерны для правления Джахангира ( годы правления 1605–1627 ). [ 28 ] Мукарны с небольшими ромбовидными ячейками сочетались с родственным типом сводов с геометрическим рисунком (сеткой), обычно на основе звездного мотива. Последнее, вероятно, возникло под влиянием архитектуры Сефевидов. [ 28 ] В украшениях Великих Моголов мукарны часто покрываются арабесками , выполненными из лепного гипса и прикрепленными к каждой из камер. [ 27 ]
Мамлюкский Египет и Сирия
[ редактировать ]
Мукарнас из резного камня был характерен для архитектуры Айюбидов и Мамлюков с 13 по начало 16 веков в Египте и Леванте. [ 1 ] Мамлюкский привнес в султан Бейбарс Египет сирийскую традицию входных порталов с капюшоном мукарнаса. Впоследствии они превратились в эффектные конструкции, используемые на входах как в религиозные памятники, так и в частные дворцы. [ 1 ] образуя одни из самых совершенных образцов каменных мукарн в исламском мире. [ 29 ] [ 30 ] : 86 Мукарнас также часто использовался для покрытия подвесок внутри куполообразных помещений. [ 30 ] : 81–83
Мукарнасские своды в мамлюкских порталах обычно завершались зубчатым или раковидным полукуполом наверху. [ 30 ] : 86 [ 1 ] Вариации этого стиля стали преобладать во входных порталах 14 века, наиболее монументальным примером является мечеть -медресе султана Хасана в Каире. Среди других примеров несколько необычных порталов имеют мукарны, закрывающие нижнюю часть плоского свода, особенно в мечети Амира Ульмаса (1330 г.). [ 30 ] : 86 Мукарнас стал менее заметным на мамлюкских порталах в 15 веке. [ 30 ] : 89
Анатолия и Османская империя
[ редактировать ]
В Анатолии памятники анатолийских сельджуков и других местных династий использовали мукарны внутри михрабов (иногда покрытых плиткой), на капителях колонн, в переходных зонах балконов минаретов и над каменными входными порталами. Его меньше использовали в подвесках и изгибах куполов, где вместо этого стали использоваться другие методы. [ 1 ] Входной портал со сводчатым мукарнасом был прочно связан с королевским покровительством Сельджуков в 13 веке и с течением столетия более широко распространился по Анатолии. [ 31 ] [ 11 ] Обычно он имел пирамидальную или треугольную форму, больше похожую на угловой свод, чем на полукупол. [ 32 ] Этот вид хранилища мукарнас также появляется на некоторых порталах Каирских мамлюков, особенно в форме пирамидального свода мукарнаса медресе Умм эль-Султан Шабан , возможно, из-за анатолийского влияния. [ 30 ] : 219 [ 33 ] В 14 веке влияние мамлюков, в свою очередь, проявляется в дизайне порталов мукарнас в Анатолии. [ 34 ]

При османах традиция сельджукских мукарнас продолжилась в османской архитектуре , хотя ее важность уменьшилась в классический период 16 века, когда она была лишь одним элементом в более широком декоративном репертуаре. [ 1 ] В основном его использовали во входных порталах, нишах и капителях колонн. [ 3 ] стали преобладать украшения под европейским влиянием В конечном итоге он вышел из употребления в 18 веке, когда в период османского барокко . [ 1 ]
Магриб и Аль-Андалус
[ редактировать ]
В западном исламском мире украшение мукарнас было окончательно введено во время правления Альморавидов эмира Али ибн Юсуфа . [ 1 ] [ 35 ] Самые ранние примеры, хотя и ограниченные мелкими деталями более крупных куполов, найдены в Альморавидской Куббе в Марракеше , Марокко, построенной, вероятно, в 1117 или 1125 году. [ 35 ] [ 36 ] и в лепном ажурном куполе перед михрабом Великой мечети Тлемсена , Алжир, датированном 1136 годом. [ 1 ] Самые ранние полные своды мукарнаса в западном исламском мире расположены в мечети Каравийин в Фесе и датируются значительным расширением мечети Али ибн Юсуфом между 1134 и 1143 годами. Эти своды сделаны из гипса и подвешены на скрытых деревянных распорках над ними. Они богато украшены, отдельные ячейки расписаны растительными мотивами и выделены красным и синим цветом. [ 21 ] : 119–120
Дальше на север, в Аль-Андалусе (современная Испания), древнейшие из сохранившихся фрагментов мукарны были найдены во дворце, построенном Мухаммадом ибн Марданишем (годы правления 1147–1172), раскопанном под нынешним монастырем Санта-Клара в Мурсии . Фрагменты расписаны изображениями музыкантов и других фигур. [ 21 ] : 98–100 Вполне возможно, что еще более древний экземпляр мукарна существовал во дворце внутри Алькасабы Альмерии и относился ко времени правления правителя Тайфы аль-Мутасима (годы правления 1051–1091). Доказательства его существования взяты из письменного отчета аль-Удри , хотя формулировка может допускать множество интерпретаций. [ 17 ]
Мукарнас в Магрибе и Аль-Андалусе развил другой стиль и исполнение, чем мукарны в регионах на востоке. [ 10 ] [ 13 ] В этом западном регионе эта техника также традиционно обозначалась термином мукарбаш на арабском языке, а также может обозначаться нынешним испанским термином мокарабе . [ 10 ] [ 7 ] [ 11 ] [ 37 ] Этот стиль мукарн достиг нового уровня стандартизации и всегда использовал один и тот же набор из восьми возможных форм, независимо от сложности общей композиции. [ 13 ] В то время как мукарны в других регионах обычно организованы в виде горизонтальных слоев, выступающих друг над другом, на западе они организованы в вертикальные слои. Дерево и лепнина также были предпочтительными материалами при строительстве мукарнас. [ 13 ]
Мукарнас в конечном итоге достиг своего наивысшего уровня сложности в Альгамбре Гранады , построенной Насридами . Самые впечатляющие купола находятся во Дворце Львов , построенном в 14 веке. [ 1 ] Купол над залом, известный сегодня как Сала де Дос Херманас («Зал Двух сестер»), является одним из самых великолепных куполов мукарна в исламском искусстве, состоящим как минимум из 5000 ячеек, которые разворачиваются от центральной вершины вниз до шестнадцати миниатюрных ячеек. купола по периметру купола. [ 38 ] [ 39 ]
Мукарнас также участвовал в строительстве, спонсируемом покровителями-немусульманами на Пиренейском полуострове, которое называется искусством мудехар . Его продолжали использовать до 17 века в часовнях, синагогах и дворцах. [ 10 ] Часовня Успения в аббатстве Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Уэльгас (недалеко от Бургоса на севере Испании) украшена мукарнами и другими украшениями в исламском стиле, совместимыми с мастерством изготовления подушек. [ 10 ] [ 40 ]
За пределами мусульманского мира
[ редактировать ]
Мукарнас также использовался христианскими покровителями за пределами мусульманского мира, в регионах, находящихся под влиянием исламского искусства и культуры. Он встречается в некоторых памятниках арабо-нормандской архитектуры на Сицилии XII века. Самый впечатляющий пример находится в Палатинской капелле (ок. 1140 г.) в Палермо , центральный неф которой покрыт самым большим в мире прямоугольным сводом мукарнас, сделанным из крашеного дерева. [ 21 ] : 102–104
Армянская архитектура 13 века также использовала мукарны, чему способствовало влияние современной исламской архитектуры. [ 41 ] Примеры тому можно найти в монастыре Гегард , монастыре Гандзасар , церкви в Аствацанкале (все на территории современной Армении), [ 42 ] а также в церкви Апостолов и церкви Св. Григория Просветителя в Ани (на территории современной восточной Турции). [ 43 ] : 164, 170–171 Во многих из этих примеров своды мукарнаса являются повторяющимися элементами ( притворов притворов) церквей, которые были местом многих инноваций и экспериментов в средневековой армянской архитектуре. [ 42 ] Эти заимствования исламских архитектурных мотивов могли быть связаны с влиянием Ильханидов или Сельджуков в регионе, хотя широкое географическое распространение использования мукарны в этот период затрудняет с уверенностью определить какое-либо конкретное влияние. [ 43 ] : 163
Мукарнас также фигурирует в византийцами построенной церкви Святой Софии в Трабзоне (Трапезунд), построенной в 13 веке. [ 44 ] Энтони Истмонд, анализируя эту деталь церкви и сравнивая ее с другими немусульманскими памятниками того периода (включая армянские постройки), предполагает, что мукарны могли быть включены в более широкий репертуар архитектурных мотивов и идей, который был распространен в Анатолии и других странах. окружающий регион в это время. [ 44 ]
Символизм
[ редактировать ]Как и в случае с происхождением формы мукарны, существует множество теорий о ее возможном символическом значении или функции. [ 3 ] Олег Грабарь в своей работе над Альгамброй в Гранаде предположил, что большие купола мукарнаса во Дворце Львов были изображениями вращающихся небес. [ 45 ] [ 6 ]
Ясир Таббаа утверждал, что купол мукарнаса изначально был задуман как архитектурное представление атомистского и окказионалистского взгляда на Вселенную, одобренного мусульманскими философами , в частности, версии, сформулированной аль-Бакиллани (ум. 1013) и одобренной аббасидским халифом аль- Кадир (годы правления 991–1031), примерно в то же время. начали появляться мукарны. [ 6 ] Разделив непрерывную поверхность купола на большое количество мелких частей, организованных в сложный узор, а также уменьшив прежние изгибы и заставив купол казаться неподдерживаемым, архитекторы представляли вселенную, разделенную на атомы и скрепленную Богом. [ 6 ] Таббаа далее предполагает, что символика купола мукарнаса как изображения вращающегося купола неба, предложенная Грабарем, могла быть вторичной интерпретацией, развившейся в последующие века. [ 6 ]
Купола мукарнаса часто строились над входными порталами с целью установления порога между двумя мирами. Небесный смысл структуры мукарнаса представляет собой переход от «функций жизни или ожидания вечной жизни, выраженных геометрическими формами». [ 46 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Внешний вид Бимаристана Нур ад-Дина в Дамаске (1154 г.), с капюшоном из мукарнаса над входом и куполом из мукарнаса (частично видимым) позади него.
-
Входной портал мечети Алаеддина в Нигде (1223 г.)
-
Свод с резьбой из мукарна в Алеппо , Сирия, демонстрирует метод подвешивания подвесных точек.
-
Плоский свод мукарнаса на портале медресе ас-Салламия в Иерусалиме (1338 г.), период мамлюков.
-
Мукарнас, однокамерный. Фаянсовая посуда с лепным декором под непрозрачной бирюзовой глазурью, искусство Тимуридов , 1-я половина XV века. Из Шах-и-Зинда в Самарканде .
-
План двух мукарнас средневекового архитектора из свитка Топкапы .
-
Деталь: калотта, наполненная цветными мукарнами. Ниша из дома самаритянина в Дамаске, Сирия. 15-16 века нашей эры. Музей исламского искусства (Музей исламского искусства), Берлин
-
Столица Мукарнаса во дворе мечети Баязида II в Стамбуле (1500–1505 гг.), Османский период.
-
Вырезанные из камня мукарны на входном портале Ханки Султана аль-Гури в Каире (около 1505 г.), поздний период мамлюков
-
Карниз Мукарнас внутри Шиш-Махала (Зеркального зала) в форте Янтарь в Амере (17 век)
-
Деревянный свод мукарнас во дворце Касба, Танжер , Марокко
-
Своды Мукарнаса над караван-сараем Амин ад-Даула (19 век) внутри Кашанского базара , Иран.
-
Мукарны, обращенные вверх и вниз, на минарете мечети Хатем в Александрии.
См. также
[ редактировать ]Часть серии о |
Арабская культура |
---|
![]() |
- Архитектура Ирана
- Исламские геометрические узоры - геометрический узор, характерный для мусульманского искусства.
- Математика и искусство - Связь между математикой и искусством
- Символика куполов — Обзор темы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Мукарнас» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 25–28. ISBN 9780195309911 .
- ^ Стивенни, Малдер (2014). Святыни Алидов в средневековой Сирии: сунниты, шииты и архитектура сосуществования . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748645794 . OCLC 929836186 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Петерсен, Эндрю (1996). «мукарнас». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 206–208. ISBN 9781134613663 .
- ^ Сайт Виртуалани. «Глоссарий армянской архитектуры» . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М. (1988). «Введение Мукарнаса в Египет». Мукарнас . 5 : 21–28. дои : 10.2307/1523107 . JSTOR 1523107 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Таблица, Ясир (1985). «Купол Мукарнаса: его происхождение и значение» Мукарнас 3 : 61–74. дои : 10.2307/1523084 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 1523084 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гарофало, Винченца (2010). «Методология изучения Мукарнаса: дошедшие до нас примеры в Палермо» . Мукарнас . 27 : 357–406. дои : 10.1163/22118993_02701014 . JSTOR 25769702 .
- ^ Блум, Джонатан М. (1988). «Введение Мукарнаса в Египет». Мукарнас . 5 : 21–28. дои : 10.2307/1523107 . JSTOR 1523107 .
- ^ «Мукарнас» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фернандес-Пуэртас, Антонио (1993). «Мухарбаш» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 500–501. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Нечипоглу, Гюльру (1996). Свиток Топкапы: геометрия и орнамент в исламской архитектуре . Публикации Гетти. стр. 359 (см. примечание 7). ISBN 978-0-89236-335-3 .
На мусульманском западе термин мукарбас также использовался для описания образований мукарнас.
- ^ Перейти обратно: а б с д Беренс-Абусейф, Дорис (1993). «Мукарнаш» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 501–506. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гонсало, Хосе Карлос Паласиос; Алькади, Рана Мунир (апрель 2018 г.). «Купола и карнизы Мукарнаса в Магрибе и Андалусии» . Сетевой журнал Nexus . 20 (1): 95–123. дои : 10.1007/s00004-017-0367-3 . ISSN 1590-5896 .
- ^ Керл, Джеймс Стивенс (2006). Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (мягкая обложка) (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-860678-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Каррильо Кальдереро, Алисия (2009). Сборник мукарн: генезис и эволюция (на испанском языке). Кордова: Служба публикаций Университета Кордовы. стр. 41–43. ISBN 978-84-7801-989-2 .
- ^ «Archnet > Сайт > Кубба Имам ад-Дур» . www.archnet.org . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Каррильо, Алисия (2014). «Архитектурные обмены между Северной Африкой и Пиренейским полуостровом: Мукарнас в Аль-Андалусе» . Журнал исследований Северной Африки . 19 (1): 68–82. дои : 10.1080/13629387.2013.858473 . ISSN 1362-9387 . S2CID 143453931 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 108. ИСБН 9780195309911 .
- ^ Голвин, Люсьен (1957). «Заметки о некоторых фрагментах штукатурки, недавно найденных в Кале Бени-Хаммада». Смесь истории и археологии мусульманского Запада II, Посвящение Жоржу Марсе . Алжир: Официальная типография Генерального правительства Алжира. стр. 75–94.
- ^ Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190624552 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^
См. различие, сделанное в Энциклопедии ислама , второе издание:
- Фернандес-Пуэртас, Антонио (1993). «Мухарбаш» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 500–501. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Беренс-Абусейф, Дорис (1993). «Мукарнаш» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 501–506. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- ^ Таббаа, Ясир (2017). «Возрождение Багдадского халифата» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. стр. 307–326. ISBN 9781119068662 .
- ^ «Храм аль-Имама Ауна ад-Дина» . Вспоминая Мосул . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 46. ИСБН 9780300064650 .
- ^ О'Кейн, Бернард (1987). Тимуридская архитектура в Хорасане . Издательство Мазда. п. 51. ИСБН 978-0-939214-35-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Мичелл, Джордж (2007). Величие украшений Великих Моголов: художественная архитектура и стиль исламской Индии . Темза и Гудзон. стр. 91, 111. ISBN. 978-0-500-51377-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Кох, Эбба (1991). Архитектура Великих Моголов: очерк ее истории и развития (1526-1858) . Престель. стр. 70, 103. ISBN. 978-3-7913-1070-1 .
- ^ Табба, Ясир (2007). "Архитектура" Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774160776 .
- ^ Благословение, Патрисия (2017). Архитектура и ландшафт в средневековой Анатолии, 1100-1500 гг . Издательство Эдинбургского университета. стр. 41–42. ISBN 978-1-4744-1130-1 .
- ^ Хоаг, Джон Д. (2005) [1963]. Западная исламская архитектура: краткое введение . Дуврские публикации. п. 40. ИСБН 978-0-486-16873-9 .
- ^ Шаабан, Мухаммад Хафез (2020). «Загадочная история медресе четырнадцатого века: агентство, покровительство и фонд, а также основание медресе Умм Султан аль-Шабан» . В Уокере, Бетани Дж.; Аль Гоуз, Абделькадер (ред.). Жизнь с природой и вещами: вклад в новую социальную историю среднеисламских периодов . Издательство Боннского университета. п. 290. ИСБН 978-3-8470-1103-3 .
- ^ Танман, Мехмед Баха (2012). «Влияние мамлюков на архитектуру Анатолийских Эмиратов». В Беренс-Абусейф, Дорис (ред.). Искусство мамлюков в Египте и Сирии: эволюция и влияние . V&R Unipress и издательство Боннского университета. п. 293. ИСБН 978-3-89971-915-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Беннисон, Амира К. (2016). Альморавидов и Подушек Империи Издательство Эдинбургского университета. стр. 100-1 291–298. ISBN 9780748646821 .
- ^ Табба, Ясир (2008). «Андалузские корни и почитание Аббасидов в Куббат аль-Барудийин в Марракеше» . Мукарнас 25 : 133–146. дои : 10.1163/22118993-90000128 .
- ^ Вильчес, Хосе Мигель Пуэрта (2011). Чтение Альгамбры: визуальное руководство по Альгамбре через ее надписи . Перевод Траута, Джона. Эдилюкс. п. 349. ИСБН 978-84-95856-30-2 .
Мукарна: [...] в Аль-Андалусе они известны как мукарбас (по-испански мокарабес), но на исламском востоке, откуда они происходят, их называют мукарнас .
- ^ Ирвин, Роберт (2004). Альгамбра . Издательство Гарвардского университета. п. 55. ИСБН 9780674063600 .
- ^ Лопес, Хесус Бермудес (2011). Альгамбра и Хенералифе: официальный путеводитель Издательство ТФ. п. 145. ИСБН 9788492441129 .
- ^ Барруканд, Марианна; Беднорц, Ахим (1992). Мавританская архитектура в Андалусии . Сумки. стр. 174–175. ISBN 3822896322 .
- ^ Маранчи, Кристина (2018). Искусство Армении: Введение . Издательство Оксфордского университета. п. 135. ИСБН 978-0-19-026901-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :146. дои : 10.2307/1523305 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 1523305 .
- ^ Перейти обратно: а б Гуидетти, Маттиа (2017). «Исламистость» некоторых орнаментов церкви Тиграна Оненца в Ани» . В «Благословении», Патрисия (ред.). Архитектура и ландшафт в средневековой Анатолии, 1100-1500 гг . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-1130-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Истмонд, Энтони (2017). Искусство и идентичность в Византии тринадцатого века: Собор Святой Софии и Трапезундская империя . Рутледж. стр. 77–94. ISBN 978-1-351-95722-9 .
- ^ Грабарь, Олег (1978). Альгамбра . Аллен Лейн. стр. 144–148. ISBN 978-0-7139-1020-9 .
- ^ Бретт, Дэвид; Грабарь, Олег (1993). «Посредничество орнамента». Около (65): 63. дои : 10.2307/25557837 . ISSN 0263-9475 . JSTOR 25557837 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Изображения внешнего и внутреннего вида храма Имама Дура в Ираке до его разрушения в 2014 году.
- полигональные компьютерные модели
- Слайд-шоу по геометрии мукарнас с традиционными и новыми компьютерными конструкциями.