Мечеть и мавзолей Зумурруд Хатун
Мечеть Зумурруд Хатун | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Церковный или организационный статус | Мечеть и храм |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение в Багдаде , Ирак. | |
Географические координаты | 33 ° 19'30 "N 44 ° 25'19" E / 33,32500 ° N 44,42194 ° E |
Архитектура | |
Тип | Мечеть |
Стиль | |
Основатель | Зумурруд и Аль-Насир |
Финансируется | Аль-Насир |
Дата установления | 1202 г. н. э. |
Технические характеристики | |
Купол (ы) | 1 |
Минарет (а) | 1 |
Мечеть и мавзолей Зумурруд Хатун ( арабский : جامع زمرد خاتون , латинизированный : Масджид аль-Хазаир ), также известный как Могила Ситты Зубайды, — историческая мечеть и святыня, расположенная в Багдаде , Ирак . Это восходит к эпохе Аббасидов . Он расположен на кладбище Шейх Маруф в районе Карх Багдада, и это место было построено под патронажем Зумурруд Хатун и ее сына. [1] Зумурруд Хатун была женой 33-го аббасидского халифа ( аль-Мустади годы правления 1170–1180 ) и матерью халифа ан-Насира ( годы правления 1180–1225 ). Она собрала деньги вакфа из медресе и перед смертью построила свой мавзолей, который находится в Кархе . [2] [3]
Здание покрыто отчетливым девятислойным куполом мукарнас , увенчанным небольшим куполом. [3] Купол этого здания считается самым ранним сохранившимся примером такого типа в Багдаде. [2] Здание имеет прочную конструкцию из кирпича и штукатурки. Также имеется пристроенная библиотека и примыкающее к ней шафиитское медресе. Поскольку в мечети преобладает ханафитский мазхаб , к северу было добавлено расширение шафиитского мазхаба, которое называется шафиитской мечетью. [2]
Гробница является одним из двух исторических мавзолеев Карха. Другой — мечеть Шейха Маруфа .
История
[ редактировать ]По большинству источников, Зумурруд Хатун идентифицируется как бывшая порабощенная тюркская женщина, ставшая известной дворянкой во времена Аббасидского халифата . [4] Она поднялась до этого положения благодаря множественным бракам, но наиболее примечательным является ее брак с халифом аль-Мустади , от которого она родила халифа ан-Насира . [4] Ее описывают как набожную женщину и активную покровительницу архитектуры и общественных работ. [5] Ее наследие как покровительницы было связано с восстановлением общественной инфраструктуры и строительством образовательных и погребальных зданий. [4] Мечеть и мавзолей Зумурруд-хатун были созданы по заказу ан-Насира и его матери перед ее смертью в 1202 году. [1] После смерти ее похоронили в мавзолее после похоронной процессии. [4]
Замурруд-хатун также принимала активное участие в строительстве медресе. Кроме того, многие запомнили ее как активного участника политики и исламской религиозной политики, щедрого человека, преданного исламскому учению и праву, а также различным другим аспектам. [6] Например, она известна тем, что потратила 300 000 дирхамов на ремонт систем водоснабжения и цистерн во время паломничества. [7]
Архитектура
[ редактировать ]План и пространство здания
[ редактировать ]Здание имеет девятислойную крышу мукарнас конической формы, увенчанную куполом. [8] Внутреннее помещение сооружения имеет длину около 3 метров и ширину около 7 метров. За входом находится узкая лестница, ведущая в могильную комнату у подножия минарета. [9] Кровельная система мавзолея возникла в период исламского искусства XI и XII веков. Источники утверждают, что этот тип мечети и мавзолея, возможно, возник в Ираке, хотя подобные сооружения есть и в регионах Ирана. [8]
Купол
[ редактировать ]Купол Мавзолея сделан из мукарнаса (также известного как сталактитовый или сотовый свод), одного из самых оригинальных изобретений исламской архитектуры, который может быть выполнен из различных материалов, таких как; штукатурка, кирпич, камень и дерево. Мукарнас можно применять в различных архитектурных формах, в том числе; карнизы, угловые переходы, капители, своды и купола, как в мечети Зумурруд Хатун. Кирпичные своды и купола известны на Ближнем Востоке со времен Сасанидов, если не раньше, но купол в мукарнасе — истинно исламское творение, не имеющее прецедентов ни в одной цивилизации. [10] По словам Ясира Таббы, автора книги «Своды Мукарнас и окказионализм Ашари», храм Зумурруд Хатун описывается как «самый изящный профиль и один из наиболее интегрированных интерьеров среди всех конических куполов мукарнас». [11] Купол состоит не только из восьмиугольного основания, но также включает в себя геометрические украшения, поддерживающие конический кирпичный свод. В котором Мукарны демонстрируют свои внешние сочленения мукарны снаружи, а не внутри, что создает иллюзию купола, напоминающую сосновую шишку.
Структура
Мавзолей Замурруд Хатум спроектирован как монументальное и уникальное исламское сооружение, подобное исламской архитектуре того времени. [12] Он разработан с использованием интегрированных слоев, которые делают его структуру художественной. [10] Его основание восьмиугольное, переход, который послужил основой для строительства современных структур, таких как Пентагон в Соединенных Штатах. На вершине своего восьмиугольного основания мавзолей постепенно и незаметно переходит в купол из шестнадцати ячеек, закрепленных на скобах мукарнаса, которые обеспечивают синхронизацию основания и верхней части. [10] Семь ярусов занимают большую часть из шестнадцати ячеек, наложенных лепниной на остальные ярусы. [10] Каждая из камер представляет собой крошечное отверстие, закрытое толстым стеклом, предоставляющее зрителю затененный вид.
Споры
[ редактировать ]Споры об идентификации
[ редактировать ]По словам Винченцо Стрика, мечеть и мавзолей Зумурруд Хатун неоднократно ошибочно идентифицировались учеными. [8] Чаще всего мечеть и мавзолей были созданы Ситтой Зубайдой, а не самой Зумурруд Хатун . [8] Историю этого недоразумения исследовал Винченцо Стрика, который считает, что оно было создано более ранними учеными, но сначала было оспорено Гаем Ле Стрэнджем , а затем решено Мустафой Джавадом. [8] Как подчеркивает Стрика: «Первым, кто намекнул на то, что гробница не принадлежала Зубайде, был Ле Стрейндж…», ссылаясь на открытие Ле Стрэнджа о том, что Ситта Зубайда была похоронена в другом месте. [8] Путаница относительно личности Ситты Зубайды и Зумурруд Хатун также стала катализатором некоторых ошибочных идентификаций. В прошлом исследователи задумывались над тем, были ли эти две женщины на самом деле одним человеком, которого ошибочно принимали за двух отдельных людей, но с тех пор, как было установлено, что Ситта Зубайда на самом деле была другой дворянкой. [9]
Архитектурный спор
Мавзолей Зумурруд-хатун вызвал споры, особенно относительно оригинальности его архитектурного решения. [10] Многие утверждают, что дизайн мавзолея был заимствован у других святынь, построенных в Багдаде, Тигре и других частях Ирака. Например, утверждается, что архитектурный проект мавзолея Замурруд-хатун был заимствован из святилища ан-Наджми, а мавзолей Нур ад-Дина построен раньше мавзолея Замурруд-хатун. Однако точные даты возведения этих памятников неясны.
Галерея
[ редактировать ]- Купол , заполненный мукарнасом, вид изнутри
- Мавзолей Зумурруд Хатун в 1932 году, перед меньшим куполообразным мавзолеем.
- Могила Зумурруда
- Мечеть Зумурруд Хатун, Багдад, 1950-е годы.
- Внешний вид Мавзолея
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Таблица, Ясир (2001). Трансформация исламского искусства в период суннитского возрождения . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98125-3 . JSTOR j.ctvcwnpqv .
- ^ Jump up to: а б с Джавад, Аймен. ЗУМУРРУД ХАТУН . Иракское наследие . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Министерство обороны США . «023. Багдад — Мечеть и гробница Зумурруд Хатун» . Учебный ресурс по культурным ценностям . Государственный университет Колорадо . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Якоби, Рената (2002). «Зумурруд Кахатун» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-12756-2 .
- ^ Эль-Хибри, Тайеб (22 апреля 2021 г.). Аббасидский халифат: История (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781316869567.005 . ISBN 978-1-316-86956-7 . S2CID 240970747 .
- ^ Ле Стрэндж, Гай (1900). Багдад во времена халифата Аббасидов. Из современных арабских и персидских источников . Оксфорд: Кларендон Пресс. ОСЛК 257810905 .
- ^ Лейден (2002). Энциклопедия ислама . Издательство информационной базы.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стрика, Винченцо (1978). «Турба Зумурруд Хатун в Багдаде. Некоторые аспекты погребальной идеологии в исламском искусстве». АИОН (38): 283–296.
- ^ Jump up to: а б «Мечеть Турба Зумурруд» . АрхНет . Проверено 16 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Таблица, Ясир (1985). «Купол Мукарнаса: его происхождение и значение » Мукарнас 3 : 61–74. дои : 10.2307/1523084 . JSTOR 1523084 – через JSTOR.
- ^ Таблица, Ясир (2001). «Трансформация исламского искусства в период суннитского возрождения » Вашингтонский университет Пресс . ISBN 9780295981253 . JSTOR j.ctvcwnpqv – через JSTOR.
- ^ Стрика, Винченцо (1987). Исламская архитектура Багдада . Неаполь: Институт Восточного университета. стр. 18–20.