Jump to content

Мечеть Хайдар-Хана

Координаты : 33 ° 19'30 "N 44 ° 25'19" E  /  33,32500 ° N 44,42194 ° E  / 33,32500; 44.42194
Мечеть Хайдар-Хана
Арабский : Мечеть Аль-Хайдархана.
Религия
Принадлежность ислам
Обряд Суннитский ислам и шиитский ислам
Церковный или организационный статус Мечеть и медресе
Статус Активный
Расположение
Расположение Багдад , Ирак
Мечеть Хайдар-Хана расположена в Багдаде.
Мечеть Хайдар-Хана
Расположение в Багдаде
Географические координаты 33 ° 19'30 "N 44 ° 25'19" E  /  33,32500 ° N 44,42194 ° E  / 33,32500; 44.42194
Архитектура
Стиль Аббасидская архитектура
Дата установления
  • 12 век
  • Дата нынешнего строения - 1827 г .; 197 лет назад ( 1827 )
Технические характеристики
Купол (ы) 3
Минарет (а) 1

Мечеть Хайдар -Хана ( араб . جامع الحيدرخانة ) — историческая мечеть , расположенная недалеко от улицы аль-Мутанабби. [1] в Багдаде , Ирак , построенный ан-Насиром во времена халифата Аббасидов . Мечеть расположена на улице ар-Рашид и расположена в районе Хайдар-Хана , в окружении зданий, святынь и кафе. [2] [3] Мечеть является важной исторической достопримечательностью, отражающей общество Багдада, интеллектуальные собрания и подогревающую энтузиазм к демонстрациям. [4]

Мечеть считается одной из самых красивых и совершенных мечетей Багдада с точки зрения инженерного и архитектурного строительства, а также считается важной за свой вклад в революционные идеи против британского колониализма в Ираке . [5] Это также великий символ для иракцев, поскольку он был центром национальных событий религиозного, политического и социального разнообразия региона. [6]

Историческая справка

[ редактировать ]

История строительства и контекст

[ редактировать ]
Эскиз мечети Хайдар-Хана 1861 года.

Мечеть была впервые основана и построена Аббасидским халифом ан-Насиром, а ее первоначальное название приписывают старому неизвестному суфию по имени «Хайдар». [5] Первоначально в мечети был хоспис, но он находился не внутри мечети, а на ветке рядом с мечетью. [7] Название мечети позже было присвоено человеку по имени «Хайдар-паша Джалаби бин Мухаммад Джалаби Шабандар», который, как говорят, был иракским известным человеком, основавшим Хаммам Хайдар и похороненным в том же месте вместе с некоторыми членами своей семьи. Хотя о происхождении названия существует множество фольклорных преданий. Позже мечеть была реконструирована и расширена в 1819–1827 годах мамлюкским правителем Багдада Даудом-пашой , последним правителем мамлюкского государства Ирак . [8] [9]

Давуд-паша основал медресе в том же месте , известное как Медресе ад-Даудийя. Также имеется прикрепленная библиотека. Реконструкция и техническое обслуживание проводились в 1827 году во время правления османского султана Махмуда II , а затем в 1890 году тогдашним османским эмиром Абдул Хамидом II . [9] Мечеть квадратной формы считалась самой большой мечетью османской эпохи в Багдаде из-за своего размера и площади. [10] Среди самых известных учителей, преподававших в медресе мечети, был исламский ученый Махмуд аль-Алуси в 1905 году. [11]

Мечеть расположена в квартале Хайдар-Хана , расположенном в начале улицы Ар-Рашид, недалеко от площади Аль-Майдан . [12]

Революционная мечеть и после обретения Ираком независимости

[ редактировать ]

Мечеть Хайдар-Хана обычно называют иракцами «Революционной мечетью» из-за ее истории революционных собраний и распространения информации, призывов и трансляции социальных проблем среди иракцев, а также проблем религиозного и интеллектуального возрождения. В 1920 году знатные люди Багдада собрались в мечети, что ознаменовало начало иракского восстания . Мечеть также была ареной для многих личностей, которые боролись против правления британских полковников, включая муллу Усмана аль-Мавсили , который транслировал свои проповеди в мечети и побуждал людей к революции, поскольку он превратил площадь мечети в место для ежедневного сбора людей. и не просто место поклонения. [5] [13] Первая встреча в мечети состоялась 13 мая во время исламского месяца Шаабан . [14] В его собраниях принимали участие известные люди даже из Кербелы , в том числе граждане, входящие в состав Сайида Абд ар-Раззака аль-Вахаба, который в то время управлял Кербелой. [15] Британские войска в ответ постоянно отправляли войска и бронемашины всякий раз, когда происходила встреча. Вспышка насилия между двумя сторонами также привела бы к гибели по крайней мере одного иракца арабского происхождения на предыдущих встречах. [16]

Мечеть Хайдар-Хана в 1932 году.

Во время собраний царил энтузиазм и национальный дух, это было отмечено Мусой аль-Шабандаром, когда он посетил мечеть во время Мавлида . Он также отметил аналогичный энтузиазм в других мечетях, праздновавших Маулид в то время, таких как мечеть аль-Кадхамия . 24 июня 1920 года в мечети прошла большая демонстрация, на которой поэт Иса Абд аль-Кадир прочитал стихотворение, в котором призывал к солидарности и единству Ирака. В результате он был арестован британскими войсками и сослан в Басру . Люди разозлились, и владельцы магазинов на улице ар-Рашид закрыли свои магазины в знак осуждения его изгнания. [17]

Эти собрания сделали территорию мечети чрезвычайно многолюдной. Поэты также читали восторженные стихи, призывая к участию и противостоянию британской оккупации. Британские оккупационные силы и солдаты много раз штурмовали мечеть, чтобы арестовать некоторых людей, пользующихся большой массой, и это заставило иракцев противостоять оккупации и солдатам с простым оружием. Мечеть оставалась местом сбора демонстраций даже после обретения Королевством Ирак независимости . В мечети также проживали такие выдающиеся личности, как Нури аль-Саид , ар-Русафи , Мохаммед аль-Шабиби , аль-Захави и Саид Каззаз . [6] [18]

Магазины внутри стены мечети в 1952 году, с тех пор эти магазины были огорожены стеной.

Примером демонстрации в мечети был случай, когда Джафар Абу аль-Тимман бойкотировал иракские выборы 1930 года в знак протеста против англо-иракского договора . Политическая партия Аль-Тиммана, аль-Хизб аль-Ватани, прошла маршем из своей штаб-квартиры в мечеть и собралась в ней. Позже прибыла полиция и попыталась арестовать и остановить толпу. Лидеры протеста были приговорены к шести месяцам тюремного заключения, а некоторые протестующие получили три месяца. Хотя некоторые дела были быстро выписаны. [19] Во время демонстраций против англо-иракского договора 1948 года и участия Великобритании в иракской политике брат иракского поэта аль-Джавахири , Джафар, был убит в результате обстрела на том месте, где сейчас находится мост аль-Шухада. Через сорок дней после похорон Джафара аль-Джавахири поднялся по лестнице на вершину мечети и прочитал одно из самых известных иракских стихотворений в истории Ирака перед многотысячной толпой во время памятной церемонии, состоявшейся в мечети, которая длилась 40 дней. после его похорон. Это привело к тому, что мечеть Хайдар-Хана снова стала митинговой площадкой против британцев. [4] [20] Мемориал Аль-Джавахири своему брату в мечети в то время стал национальным событием. [21]

Мечеть также располагалась рядом с воротами на улицу аль-Мутанабби и кафе «Хадж Халил». Ее владелец Хаджи Халил аль-Кахвати ежедневно молился в мечети и посещал пятничные молитвы . в ней [22] Последняя реконструкция и реконструкция мечети проводилась в 1972 году. Во время восстановительных работ был найден камень, на котором было написано, что человек по имени Хасан обновил здание мечети в 1792 году. [5] В этот период иракский мастер-каллиграф Хашем Мухаммад аль-Багдади выполнил каллиграфию для мечети. [23]

После вторжения под руководством США в 2003 г.

[ редактировать ]
Мечеть Хайдар-Хана на капитальном ремонте в 2018 году.

После вторжения США в Ирак в 2003 году многие объекты наследия и достопримечательности Багдада в настоящее время страдают от пренебрежения и посягательств, и мечеть Хайдар-Хана является одной из них, несмотря на ее важность и значительную роль в иракском обществе. Части мечети начали разваливаться, включая ее внешние полосы, на которых есть стихи Корана, написанные Хашемом Мухаммадом аль-Багдади. Это считается одной из величайших потерь иракского наследия. Министерство культуры, туризма и древностей отказалось реконструировать и сохранить мечеть из-за сложного владения ею. [5]

В августе 2019 года разгорелся спор по поводу фотографий иракского визажиста и модели Джехана Хашима, на которых она позирует внутри мечети. Хотя некоторые иракцы в социальных сетях не сочли этот поступок спорным, Управление суннитских фондов объявило, что собирается подать на нее жалобу и начать расследование. Заявив, что «против нее будет возбужден иск, и что этот поступок находится вне общего контекста, и что мечети являются местами отправления культа, а не для фотографирования и парадов». Хашим, в свою очередь, защищал свое поведение, подчеркивая, что она не собиралась оскорблять, а хотела «показать красоту мечетей Ирака, будь то на севере, юге или в Багдаде, чтобы сказать тем, кто следует за мной из других стран, что мы иметь красивые мечети, в которых мы молимся, и чтобы в стране была установлена ​​безопасность, и чтобы мечети не пустовали и были доступны для всех желающих войти в них». Она также заявила: «Я не считаю, что то, что я сделала, было ошибкой, и на мне была одежда. хиджаб и длинный и скромный халат, так как я люблю все религии и не ожидала, что мое поведение будет беспокоить». [24]

Описание

[ редактировать ]
Один из меньших куполов мечети, 1932 год.
Минарет мечети 1940-х годов с муэдзином.

Мечеть Хайдар-Хана считается одним из лучших образцов османских построек в Багдаде и, в целом, одной из самых красивых мечетей Багдада. [5] [9]

Планировка и интерьер

[ редактировать ]

Мечеть имеет квадратную форму, а три двери выполнены из мрамора. Внутри мечети есть мусхоллы (молитвенные помещения) летом и зимой, а зимнюю часовню увенчивает массивный фасад синего купола с двумя меньшими куполами и окружающим его минаретом. [5] [9] Цвета ливреи состоят из синего и желтого. [2] Одна из причин, по которой мечеть считается красивой по своей структуре, связана с ее, казалось бы, идеальными гармоничными пропорциями, поскольку молитвенное пространство имеет квадратную форму, а направление киблы обращено прямо к улице Ар-Рашид. Каллиграфическая полоса на внешней стороне комплекса выполнена из синей и золотой плитки каши. В западной части комплекса находится айван , служащий главным входом в здание. [25]

Перед зимним молитвенным помещением находится сводчатая аркада, увенчанная пятью небольшими куполами, хотя и тремя примечательными. Эта аркада имеет большой вход перед дверью святилища, а сбоку от нее расположены четыре входа поменьше. Большой вход имеет заостренную арку, которая снаружи соединяется с другой заостренной аркой над ней, а между верхней и нижней арками находятся подвески и сталактиты, в середине которых находится стих Корана. [26] Учитывая климатические условия города Багдад, толщина стен составляет 2,5 метра. [27] В мечети также находится ряд медресе исламских наук и библиотека, в которой собраны труды самых выдающихся ученых города. [28]

Украшения

[ редактировать ]

Главный большой купол, опирающийся на восемь окон, образующих купол , покрыт арабесками и надписями, украшенными синими изразцами Каши. Внутри главного купола здания под окнами находится полоса каллиграфии. Минарет мечети покрыт плиткой каши, а его чаша опирается на три полосы мукарна с голубым ребристым куполом, венчающим минарет. [25] Под большим куполом летней часовни находится михраб из цветного кирпича, а по обе стороны от него - панели с заостренными арками и надписями квадратным куфическим письмом . Есть также надписи, датирующие постройку мечети. [26]

В художественной литературе

[ редактировать ]

В комиксе «Песочный человек» рассказывается история (выпуск 50, «Рамадан»), происходящая в Багдаде, в которой на седьмой странице можно увидеть похожую мечеть. [29]

Мечеть присутствует в нескольких арабских романах, таких как «Путешественник и трактирщик» и «Папа Сартр» . [30] [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Мохамед Хашем Аль-Хаттат — это редкое национальное богатство и новаторский художественный опыт » . Форумы Его Превосходительства по Ираку (на арабском языке). 29 апреля 2018 г. Проверено 8 июня 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Мароцци, Джастин. Багдад: Город мира, Город крови . Пингвин Великобритания, 29 мая 2014 г.
  3. ^ Омари, Ясин бин Хайр (2016). Книга цели Марама в истории Мохсена, Багдада, Дар аль-Салама (на арабском языке). Публикации Дома Басры.
  4. ^ Перейти обратно: а б Джонс, Кевин М. (01 сентября 2020 г.). Опасности поэзии: культура, политика и революция в Ираке . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-1-5036-1387-4 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «У Аль-Хайдар Ханы сломаны черты лица, а Министерство культуры выражает разочарование по поводу реконструкции объятий лидеров двадцатой революции!» Багдадское информационное агентство Al-Youm ! Информационное агентство Багдад Аль-Юм (на арабском языке) . Проверено 8 июня 2023 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Аль-Хайдар Хана… религиозное и политическое символическое воспоминание в Ираке » . www.aljazeera.net (на арабском языке) . Проверено 8 июня 2023 г.
  7. ^ Аль-Гиллани, Шараф ад-Дин (2014). История хосписов Багдада и суфийского шейха в эпоху Османской империи (на арабском языке). Дом научной книги.
  8. ^ «Хайдар-хана... названия разные, но есть единодушие в великолепии ее наследия » . Журнал Иракской сети, Журнал IMN (на арабском языке). 29 октября 2017 г. Проверено 9 июня 2023 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д «Важный объект Ирака 016 — Багдад — мечеть Хайдар-Хана» . 17 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2015 г. Проверено 6 сентября 2023 г.
  10. ^ Фрэнсис, Башир Юсеф. Энциклопедия городов и мест Ирака - Часть первая [ Энциклопедия городов и мест Ирака - Часть первая ] (на арабском языке). ООО "Е-Кутуб" ISBN  978-1-78058-262-7 .
  11. ^ Кедури, Эли (12 ноября 2012 г.). Арабские политические мемуары и другие исследования . Рутледж. п. 126. ИСБН  978-1-136-27585-2 .
  12. ^ Аль-Кувейтия, газета «Аль-Джарида» (23.03.2023). «Назем Аль-Газали… голос Ирака и посол его песни «1-6 » . Кувейтская газета «Аль-Джарида» (на арабском языке) . Проверено 9 июля 2023 г.
  13. ^ Мечеть Аль-Хайдар Хана в Багдаде (2017)
  14. ^ Таубер, Элиезер (13 сентября 2013 г.). Формирование современных Ирака и Сирии . Рутледж. п. 296. ИСБН  978-1-135-20125-8 .
  15. ^ «Центр исследований и исследований Кербелы | Знаете ли вы?» . Кербелский центр исследований и исследований (на арабском языке) . Проверено 14 сентября 2023 г.
  16. ^ Атия, Гассан (1973). Ирак, 1908-1921: социально-политическое исследование . Арабский институт исследований и паб. п. 316.
  17. ^ Аль-Абади, Хайдер (июнь 2022 г.). «Поэт, воспламенивший народ у мечети Хайдар-Хана... Яркая картина национального единства в XX революции». www.almadasupplements.com . Проверено 30 октября 2023 г.
  18. ^ Зангана, Хайфа (2001). Ключи ( города на арабском языке). ООО "Е-Кутуб"
  19. ^ Хаддури, Маджид (13 марта 2019 г.), «Биографическая справка» , «Право, личности и политика Ближнего Востока» , Routledge, стр. 17–24, doi : 10.4324/9780429052477-3 , ISBN  978-0-429-05247-7 , получено 6 сентября 2023 г.
  20. ^ ДеЯнг, Терри (9 апреля 1998 г.). Место поэта: Бадр Шакир аль-Сайяб и постколониальный Ирак . СУНИ Пресс. п. 189. ИСБН  978-0-7914-3732-2 .
  21. ^ Башкин, Орит (20 ноября 2008 г.). Другой Ирак: плюрализм и культура в Хашимитском Ираке . Издательство Стэнфордского университета . п. 119. ИСБН  9780804774154 .
  22. ^ Аль-Каиси, Хамид. Багдадият (Кофе Халиль) ] воспоминания и впечатления (на арабском языке). ISBN  9789933914301 . Проверено 11 ноября 2023 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  23. ^ «Каллиграф Хашем Мухаммад аль-Багдади» [Хашем Мухаммад аль-Багдади Хаттат]. Аль-Баян (на арабском языке). 26.09.2006 . Проверено 8 июня 2023 г.
  24. ^ Саиф ад-Дин, Актам (25 августа 2019 г.). «Спор по поводу фотографий иракской модели в мечети в Багдаде» . alaraby.co.uk .
  25. ^ Перейти обратно: а б «Archnet > Сайт > Джами Хайдар Хана» . www.archnet.org . Проверено 28 августа 2023 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Мечеть Аль-Хайдар Хана в Багдаде, 2017 г.
  27. ^ Мечеть Аль-Ахмадия в Багдаде, 2017 г.
  28. ^ Аль-Тарфи, Муаяд (20 мая 2023 г.). «Мечети и церкви Багдада просят о своих первых минаретах и ​​колоколах» . Independentarabia.com .
  29. ^ Песочный человек № 50 (июнь 1993 г.)
  30. ^ аль-Аззави, Фадхил; Хатчинс, Уильям М. (2011). Путешественник и трактирщик . Американский университет в Каире Press. ISBN  978-977-416-462-0 . JSTOR   j.ctt15m7krb .
  31. ^ Али, Бадир (2009). Папа Сартр . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-977-416-298-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6adf50e9381da7cf629234f24e699aa4__1719149940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/a4/6adf50e9381da7cf629234f24e699aa4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haydar-Khana Mosque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)