Мечеть Хайдар-Хана
Мечеть Хайдар-Хана | |
---|---|
Арабский : Мечеть Аль-Хайдархана. | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Обряд | Суннитский ислам и шиитский ислам |
Церковный или организационный статус | Мечеть и медресе |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Багдад , Ирак |
Расположение в Багдаде | |
Географические координаты | 33 ° 19'30 "N 44 ° 25'19" E / 33,32500 ° N 44,42194 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Аббасидская архитектура |
Дата установления |
|
Технические характеристики | |
Купол (ы) | 3 |
Минарет (а) | 1 |
Мечеть Хайдар -Хана ( араб . جامع الحيدرخانة ) — историческая мечеть , расположенная недалеко от улицы аль-Мутанабби. [1] в Багдаде , Ирак , построенный ан-Насиром во времена халифата Аббасидов . Мечеть расположена на улице ар-Рашид и расположена в районе Хайдар-Хана , в окружении зданий, святынь и кафе. [2] [3] Мечеть является важной исторической достопримечательностью, отражающей общество Багдада, интеллектуальные собрания и подогревающую энтузиазм к демонстрациям. [4]
Мечеть считается одной из самых красивых и совершенных мечетей Багдада с точки зрения инженерного и архитектурного строительства, а также считается важной за свой вклад в революционные идеи против британского колониализма в Ираке . [5] Это также великий символ для иракцев, поскольку он был центром национальных событий религиозного, политического и социального разнообразия региона. [6]
Историческая справка
[ редактировать ]История строительства и контекст
[ редактировать ]Мечеть была впервые основана и построена Аббасидским халифом ан-Насиром, а ее первоначальное название приписывают старому неизвестному суфию по имени «Хайдар». [5] Первоначально в мечети был хоспис, но он находился не внутри мечети, а на ветке рядом с мечетью. [7] Название мечети позже было присвоено человеку по имени «Хайдар-паша Джалаби бин Мухаммад Джалаби Шабандар», который, как говорят, был иракским известным человеком, основавшим Хаммам Хайдар и похороненным в том же месте вместе с некоторыми членами своей семьи. Хотя о происхождении названия существует множество фольклорных преданий. Позже мечеть была реконструирована и расширена в 1819–1827 годах мамлюкским правителем Багдада Даудом-пашой , последним правителем мамлюкского государства Ирак . [8] [9]
Давуд-паша основал медресе в том же месте , известное как Медресе ад-Даудийя. Также имеется прикрепленная библиотека. Реконструкция и техническое обслуживание проводились в 1827 году во время правления османского султана Махмуда II , а затем в 1890 году тогдашним османским эмиром Абдул Хамидом II . [9] Мечеть квадратной формы считалась самой большой мечетью османской эпохи в Багдаде из-за своего размера и площади. [10] Среди самых известных учителей, преподававших в медресе мечети, был исламский ученый Махмуд аль-Алуси в 1905 году. [11]
Мечеть расположена в квартале Хайдар-Хана , расположенном в начале улицы Ар-Рашид, недалеко от площади Аль-Майдан . [12]
Революционная мечеть и после обретения Ираком независимости
[ редактировать ]Мечеть Хайдар-Хана обычно называют иракцами «Революционной мечетью» из-за ее истории революционных собраний и распространения информации, призывов и трансляции социальных проблем среди иракцев, а также проблем религиозного и интеллектуального возрождения. В 1920 году знатные люди Багдада собрались в мечети, что ознаменовало начало иракского восстания . Мечеть также была ареной для многих личностей, которые боролись против правления британских полковников, включая муллу Усмана аль-Мавсили , который транслировал свои проповеди в мечети и побуждал людей к революции, поскольку он превратил площадь мечети в место для ежедневного сбора людей. и не просто место поклонения. [5] [13] Первая встреча в мечети состоялась 13 мая во время исламского месяца Шаабан . [14] В его собраниях принимали участие известные люди даже из Кербелы , в том числе граждане, входящие в состав Сайида Абд ар-Раззака аль-Вахаба, который в то время управлял Кербелой. [15] Британские войска в ответ постоянно отправляли войска и бронемашины всякий раз, когда происходила встреча. Вспышка насилия между двумя сторонами также привела бы к гибели по крайней мере одного иракца арабского происхождения на предыдущих встречах. [16]
Во время собраний царил энтузиазм и национальный дух, это было отмечено Мусой аль-Шабандаром, когда он посетил мечеть во время Мавлида . Он также отметил аналогичный энтузиазм в других мечетях, праздновавших Маулид в то время, таких как мечеть аль-Кадхамия . 24 июня 1920 года в мечети прошла большая демонстрация, на которой поэт Иса Абд аль-Кадир прочитал стихотворение, в котором призывал к солидарности и единству Ирака. В результате он был арестован британскими войсками и сослан в Басру . Люди разозлились, и владельцы магазинов на улице ар-Рашид закрыли свои магазины в знак осуждения его изгнания. [17]
Эти собрания сделали территорию мечети чрезвычайно многолюдной. Поэты также читали восторженные стихи, призывая к участию и противостоянию британской оккупации. Британские оккупационные силы и солдаты много раз штурмовали мечеть, чтобы арестовать некоторых людей, пользующихся большой массой, и это заставило иракцев противостоять оккупации и солдатам с простым оружием. Мечеть оставалась местом сбора демонстраций даже после обретения Королевством Ирак независимости . В мечети также проживали такие выдающиеся личности, как Нури аль-Саид , ар-Русафи , Мохаммед аль-Шабиби , аль-Захави и Саид Каззаз . [6] [18]
Примером демонстрации в мечети был случай, когда Джафар Абу аль-Тимман бойкотировал иракские выборы 1930 года в знак протеста против англо-иракского договора . Политическая партия Аль-Тиммана, аль-Хизб аль-Ватани, прошла маршем из своей штаб-квартиры в мечеть и собралась в ней. Позже прибыла полиция и попыталась арестовать и остановить толпу. Лидеры протеста были приговорены к шести месяцам тюремного заключения, а некоторые протестующие получили три месяца. Хотя некоторые дела были быстро выписаны. [19] Во время демонстраций против англо-иракского договора 1948 года и участия Великобритании в иракской политике брат иракского поэта аль-Джавахири , Джафар, был убит в результате обстрела на том месте, где сейчас находится мост аль-Шухада. Через сорок дней после похорон Джафара аль-Джавахири поднялся по лестнице на вершину мечети и прочитал одно из самых известных иракских стихотворений в истории Ирака перед многотысячной толпой во время памятной церемонии, состоявшейся в мечети, которая длилась 40 дней. после его похорон. Это привело к тому, что мечеть Хайдар-Хана снова стала митинговой площадкой против британцев. [4] [20] Мемориал Аль-Джавахири своему брату в мечети в то время стал национальным событием. [21]
Мечеть также располагалась рядом с воротами на улицу аль-Мутанабби и кафе «Хадж Халил». Ее владелец Хаджи Халил аль-Кахвати ежедневно молился в мечети и посещал пятничные молитвы . в ней [22] Последняя реконструкция и реконструкция мечети проводилась в 1972 году. Во время восстановительных работ был найден камень, на котором было написано, что человек по имени Хасан обновил здание мечети в 1792 году. [5] В этот период иракский мастер-каллиграф Хашем Мухаммад аль-Багдади выполнил каллиграфию для мечети. [23]
После вторжения под руководством США в 2003 г.
[ редактировать ]После вторжения США в Ирак в 2003 году многие объекты наследия и достопримечательности Багдада в настоящее время страдают от пренебрежения и посягательств, и мечеть Хайдар-Хана является одной из них, несмотря на ее важность и значительную роль в иракском обществе. Части мечети начали разваливаться, включая ее внешние полосы, на которых есть стихи Корана, написанные Хашемом Мухаммадом аль-Багдади. Это считается одной из величайших потерь иракского наследия. Министерство культуры, туризма и древностей отказалось реконструировать и сохранить мечеть из-за сложного владения ею. [5]
В августе 2019 года разгорелся спор по поводу фотографий иракского визажиста и модели Джехана Хашима, на которых она позирует внутри мечети. Хотя некоторые иракцы в социальных сетях не сочли этот поступок спорным, Управление суннитских фондов объявило, что собирается подать на нее жалобу и начать расследование. Заявив, что «против нее будет возбужден иск, и что этот поступок находится вне общего контекста, и что мечети являются местами отправления культа, а не для фотографирования и парадов». Хашим, в свою очередь, защищал свое поведение, подчеркивая, что она не собиралась оскорблять, а хотела «показать красоту мечетей Ирака, будь то на севере, юге или в Багдаде, чтобы сказать тем, кто следует за мной из других стран, что мы иметь красивые мечети, в которых мы молимся, и чтобы в стране была установлена безопасность, и чтобы мечети не пустовали и были доступны для всех желающих войти в них». Она также заявила: «Я не считаю, что то, что я сделала, было ошибкой, и на мне была одежда. хиджаб и длинный и скромный халат, так как я люблю все религии и не ожидала, что мое поведение будет беспокоить». [24]
Описание
[ редактировать ]Мечеть Хайдар-Хана считается одним из лучших образцов османских построек в Багдаде и, в целом, одной из самых красивых мечетей Багдада. [5] [9]
Планировка и интерьер
[ редактировать ]Мечеть имеет квадратную форму, а три двери выполнены из мрамора. Внутри мечети есть мусхоллы (молитвенные помещения) летом и зимой, а зимнюю часовню увенчивает массивный фасад синего купола с двумя меньшими куполами и окружающим его минаретом. [5] [9] Цвета ливреи состоят из синего и желтого. [2] Одна из причин, по которой мечеть считается красивой по своей структуре, связана с ее, казалось бы, идеальными гармоничными пропорциями, поскольку молитвенное пространство имеет квадратную форму, а направление киблы обращено прямо к улице Ар-Рашид. Каллиграфическая полоса на внешней стороне комплекса выполнена из синей и золотой плитки каши. В западной части комплекса находится айван , служащий главным входом в здание. [25]
Перед зимним молитвенным помещением находится сводчатая аркада, увенчанная пятью небольшими куполами, хотя и тремя примечательными. Эта аркада имеет большой вход перед дверью святилища, а сбоку от нее расположены четыре входа поменьше. Большой вход имеет заостренную арку, которая снаружи соединяется с другой заостренной аркой над ней, а между верхней и нижней арками находятся подвески и сталактиты, в середине которых находится стих Корана. [26] Учитывая климатические условия города Багдад, толщина стен составляет 2,5 метра. [27] В мечети также находится ряд медресе исламских наук и библиотека, в которой собраны труды самых выдающихся ученых города. [28]
- Главный купол мечети опирается на кирпичный портик.
- Ворота мечети со стороны улицы Ар-Рашид.
- Украшение ворот во двор мечети.
- Внешняя стена мечети с каллиграфией.
- Другая сторона внешней стены.
Украшения
[ редактировать ]Главный большой купол, опирающийся на восемь окон, образующих купол , покрыт арабесками и надписями, украшенными синими изразцами Каши. Внутри главного купола здания под окнами находится полоса каллиграфии. Минарет мечети покрыт плиткой каши, а его чаша опирается на три полосы мукарна с голубым ребристым куполом, венчающим минарет. [25] Под большим куполом летней часовни находится михраб из цветного кирпича, а по обе стороны от него - панели с заостренными арками и надписями квадратным куфическим письмом . Есть также надписи, датирующие постройку мечети. [26]
- Вид на украшения мечети со стороны улицы ар-Рашид.
- Единственное сохранившееся после разрушения внутреннее убранство купола мечети.
- Вид на главный купол мечети Хайдар-Хана изнутри.
- Украшение входа мечети Хайдар-Хана.
В художественной литературе
[ редактировать ]В комиксе «Песочный человек» рассказывается история (выпуск 50, «Рамадан»), происходящая в Багдаде, в которой на седьмой странице можно увидеть похожую мечеть. [29]
Мечеть присутствует в нескольких арабских романах, таких как «Путешественник и трактирщик» и «Папа Сартр» . [30] [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мохамед Хашем Аль-Хаттат — это редкое национальное богатство и новаторский художественный опыт » . Форумы Его Превосходительства по Ираку (на арабском языке). 29 апреля 2018 г. Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мароцци, Джастин. Багдад: Город мира, Город крови . Пингвин Великобритания, 29 мая 2014 г.
- ^ Омари, Ясин бин Хайр (2016). Книга цели Марама в истории Мохсена, Багдада, Дар аль-Салама (на арабском языке). Публикации Дома Басры.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Кевин М. (01 сентября 2020 г.). Опасности поэзии: культура, политика и революция в Ираке . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-1-5036-1387-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «У Аль-Хайдар Ханы сломаны черты лица, а Министерство культуры выражает разочарование по поводу реконструкции объятий лидеров двадцатой революции!» Багдадское информационное агентство Al-Youm ! Информационное агентство Багдад Аль-Юм (на арабском языке) . Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Аль-Хайдар Хана… религиозное и политическое символическое воспоминание в Ираке » . www.aljazeera.net (на арабском языке) . Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ Аль-Гиллани, Шараф ад-Дин (2014). История хосписов Багдада и суфийского шейха в эпоху Османской империи (на арабском языке). Дом научной книги.
- ^ «Хайдар-хана... названия разные, но есть единодушие в великолепии ее наследия » . Журнал Иракской сети, Журнал IMN (на арабском языке). 29 октября 2017 г. Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Важный объект Ирака 016 — Багдад — мечеть Хайдар-Хана» . 17 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2015 г. Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Фрэнсис, Башир Юсеф. Энциклопедия городов и мест Ирака - Часть первая [ Энциклопедия городов и мест Ирака - Часть первая ] (на арабском языке). ООО "Е-Кутуб" ISBN 978-1-78058-262-7 .
- ^ Кедури, Эли (12 ноября 2012 г.). Арабские политические мемуары и другие исследования . Рутледж. п. 126. ИСБН 978-1-136-27585-2 .
- ^ Аль-Кувейтия, газета «Аль-Джарида» (23.03.2023). «Назем Аль-Газали… голос Ирака и посол его песни «1-6 » . Кувейтская газета «Аль-Джарида» (на арабском языке) . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Мечеть Аль-Хайдар Хана в Багдаде (2017)
- ^ Таубер, Элиезер (13 сентября 2013 г.). Формирование современных Ирака и Сирии . Рутледж. п. 296. ИСБН 978-1-135-20125-8 .
- ^ «Центр исследований и исследований Кербелы | Знаете ли вы?» . Кербелский центр исследований и исследований (на арабском языке) . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Атия, Гассан (1973). Ирак, 1908-1921: социально-политическое исследование . Арабский институт исследований и паб. п. 316.
- ^ Аль-Абади, Хайдер (июнь 2022 г.). «Поэт, воспламенивший народ у мечети Хайдар-Хана... Яркая картина национального единства в XX революции». www.almadasupplements.com . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Зангана, Хайфа (2001). Ключи ( города на арабском языке). ООО "Е-Кутуб"
- ^ Хаддури, Маджид (13 марта 2019 г.), «Биографическая справка» , «Право, личности и политика Ближнего Востока» , Routledge, стр. 17–24, doi : 10.4324/9780429052477-3 , ISBN 978-0-429-05247-7 , получено 6 сентября 2023 г.
- ^ ДеЯнг, Терри (9 апреля 1998 г.). Место поэта: Бадр Шакир аль-Сайяб и постколониальный Ирак . СУНИ Пресс. п. 189. ИСБН 978-0-7914-3732-2 .
- ^ Башкин, Орит (20 ноября 2008 г.). Другой Ирак: плюрализм и культура в Хашимитском Ираке . Издательство Стэнфордского университета . п. 119. ИСБН 9780804774154 .
- ^ Аль-Каиси, Хамид. Багдадият (Кофе Халиль) ] воспоминания и впечатления (на арабском языке). ISBN 9789933914301 . Проверено 11 ноября 2023 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Каллиграф Хашем Мухаммад аль-Багдади» [Хашем Мухаммад аль-Багдади Хаттат]. Аль-Баян (на арабском языке). 26.09.2006 . Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ Саиф ад-Дин, Актам (25 августа 2019 г.). «Спор по поводу фотографий иракской модели в мечети в Багдаде» . alaraby.co.uk .
- ^ Перейти обратно: а б «Archnet > Сайт > Джами Хайдар Хана» . www.archnet.org . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мечеть Аль-Хайдар Хана в Багдаде, 2017 г.
- ^ Мечеть Аль-Ахмадия в Багдаде, 2017 г.
- ^ Аль-Тарфи, Муаяд (20 мая 2023 г.). «Мечети и церкви Багдада просят о своих первых минаретах и колоколах» . Independentarabia.com .
- ^ Песочный человек № 50 (июнь 1993 г.)
- ^ аль-Аззави, Фадхил; Хатчинс, Уильям М. (2011). Путешественник и трактирщик . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-416-462-0 . JSTOR j.ctt15m7krb .
- ^ Али, Бадир (2009). Папа Сартр . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-977-416-298-5 .