Джамаат Хана

Джаматхана или Джамат Хана (от персидского : جماعت خانه , буквально «место собрания») представляет собой объединение арабского слова джамаа (сбор) и персидского слова хана (дом, место). Это термин, используемый некоторыми мусульманскими общинами по всему миру, особенно суфийскими , для обозначения места сбора. [ 1 ] В некоторых общинах мусульман этот термин часто используется как синоним арабского слова «мусаллах» (место поклонения, официально не освященное как мечеть). [ 2 ] или это место, которое временно используется мусульманином в качестве места поклонения). Сообщество низаритов-исмаилитов использует термин Джамаат Хана для обозначения своих мест поклонения. [ 3 ]
Джаматхана как место сбора и молитвы
[ редактировать ]В то время как мечеть (буквально: место мусульманина, совершающего суджуд или простирание перед Богом) или мечеть (на английском языке) — это термин, используемый в Коране для обозначения основного места для намаза (общих мусульманских молитв), ряд помещений для Исламские общинные цели в настоящее время можно найти во всем мусульманском мире. [ 4 ] Некоторые из них сконцентрированы в определенных географических регионах, тогда как другие используются конкретными сообществами. Некоторые из них включают: хусайнийас [ 5 ] (также известный как ашурханас , [ 6 ] имамбар , [ 7 ] Спасибо , [ 8 ] или такье в Иране [ 9 ] ) используется шиитскими общинами Исна Ашари; ханка , [ 10 ] рибаты , [ 11 ] такьяс [ 12 ] и завияс [ 13 ] используется мистически ориентированными мусульманскими общинами, обычно называемыми суфиями ; чемеви [ 14 ] турецких алевитов ; цемхан [ 15 ] курдских алевитов ; а меджлис и халвы друзов также . [ 16 ] Для низаритских исмаилитов основным местом религиозных и общественных собраний является Джаматхана . [ 3 ] Термин Джаматхана также используется для обозначения пространств, используемых рядом других мусульманских общин, имеющих базы в Южной Азии , таких как Чисти суфийский тарикат , [ 17 ] и различные ветви мусталитов-исмаилитов общины [ 18 ] включая Давуди Бораса и Алави Бораса .
Чисти или учителем Суфийский тарика использует свои Джаматханы как место встреч для бесед и советов с пиром . [ нужна ссылка ] Сообщества шиитских бора исмаилитов используют этот термин для обозначения своего пространства для общественных собраний и совместных обедов . [ 3 ] Среди многих общин мусталитов-исмаилитов в Южной Азии и их диаспорах принято иметь Джаматхану в тех же комплексах, что и их мечети . [ нужна ссылка ] В то время как последний является основным местом официальной религиозной деятельности различных ветвей бора исмаилитов, включая Дауди, Сулеймани и Алеви, Джаматхана действует как место для менее формализованных религиозных собраний, свадеб, праздников и других мероприятий, связанных с особые дни. Среди мусульман-суннитов, известных как мемоны , термин Джаматхана используется для обозначения места для культурных собраний и особых случаев. [ 19 ] Пространства, обозначенные как Джаматханы, также можно увидеть в комплексах Великих Моголов , таких как Тадж -Махал в Агре . [ нужна ссылка ]
Джаматхана в низаритском исмаилизме
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Точные истоки использования Джаматханы в низари-исмаилитской традиции пока не ясны. Однако общественная память, устные традиции и отдельные гинаны (индо-мусульманские религиозные стихи) свидетельствуют о том, что Пирс Шамс (эт. между 13 и 15 веками) [ 20 ] и Садр ад-Дин ( 14 век), [ 21 ] эмиссары, назначенные исмаилитским имамом в Персии и отправленные в Южную Азию для служения вере, основали первые такие места для зарождающихся низаритских исмаилитских общин в Синде , Пенджабе , Кашмире. [ 22 ] и Китай [ 23 ] в течение их жизни. Джаннатпури , длинная композиция известная как грант и принадлежащая к жанру гинанс , Сайида Имамшаха (ум. после 1473 года), помещает один из самых ранних из этих Джаматхан в место под названием Котда, которое, как полагают, находится в современный Синд в Пакистане. [ 24 ] В том же сочинении упоминается и о том, что сельский староста, мухи ( санскрит : мукья ), был тесно связан с Джаматханой как должностное лицо. [ 24 ]
Самые ранние Джаматханы
[ редактировать ]Джаматхана была пространством, специфичным для нескольких локализованных общин исмаилитов в Южной Азии , в первую очередь в регионах дельты. [ 25 ] Впоследствии в последующие десятилетия и столетия он был принят более широким кругом индийских общин исмаилитов. [ нужна ссылка ] Эти разнообразные группы, каждая со своей историей, идентичностью и социальной организацией, называли себя разными именами, такими как Момин (или Мумна), [ 26 ] Шамси, [ 27 ] Ходжа [ 28 ] и Гупти. [ 29 ] В совокупности эти общины приняли практику Сатпантха (буквально «истинный путь»), обозначение шиитского исмаилизма этого периода на субконтиненте, который включал общинные собрания в Джаматхане . [ 30 ]
Этот термин, похоже, стал использоваться для обозначения места религиозных собраний Сатпанти довольно поздно, возможно, только в последние десятилетия 18-го или в первые годы 19-го веков. [ Примечание 1 ] Наиболее распространенным термином, используемым в низари-исмаилитских гинанах для обозначения этих пространств, является термин гат. [ Примечание 2 ]
Эволюция Джаматханы
[ редактировать ]К середине 19-го века, когда общины низаритов-исмаилитов мигрировали из городов и деревень в городские центры по всему побережью Индийского океана, хана , похоже, стала отдельным пространством, заключенным в отдельную структуру, обычно расположенную в пределах мохаллы или анклава. , верующих Сатпанти . [ нужна ссылка ] Некоторые из старейших сохранившихся примеров Джаматханас относятся к этому периоду. [ нужна ссылка ] Однако большинство из них впоследствии были отремонтированы и дополнены, чтобы приспособиться к меняющимся функциональным потребностям и ритуальным практикам джаматов ( конгрегации), которым они служат. [ нужна ссылка ] Самые старые из этих городских построек можно найти в таких местах, как Гвадар (современный Пакистан), Занзибар и Бомбей (современная Индия). [ нужна ссылка ] Более скромные примеры, датируемые этим периодом, также можно найти по всему Катчу и в Джерруке во внутреннем Синде, резиденции Ага Хана I по его прибытии в Южную Азию . Архитектура и организация этих пространств говорят нам о том, что не было единого архитектурного шаблона или модели Джаматханы , а, скорее, каждое из них было построено на основе ряда обстоятельств, включая такие вещи, как местоположение, культурная среда, архитектурные практики того периода и доступные ресурсы. . Вариации от одной Джаматханы к другой также дают нам ключ к пониманию природы практик, использования и распределения пространства, а также природы и функции социальных отношений. Некоторые из них были обусловлены культурной средой, в которой Джаматханы находились , в то время как другие следовали общим традициям благочестивой и религиозной культуры, которые, в свою очередь, определяли правила приличия и этикета в этих пространствах.
В 1870 году Бомбейская Джаматхана в Хадаке стала первой Джаматханой, назначенной дарханой. [ Примечание 3 ] Первоначально этот термин использовался для обозначения главной резиденции имама. Однако в последующие годы он стал обозначать главную Джаматхану в национальном контексте. Сегодня в восьми странах есть Дархана Джаматхана в низаритской исмаилитской традиции. К ним относятся Индия, Танзания, Кения, Уганда, Канада, Пакистан, Англия и Португалия. [ 31 ]
Джаматхана как центр низари-исмаилитской практики
[ редактировать ]
Хотя Джаматхана изначально начиналась как пространство собрания, характерное для общин сатпанти , в конечном итоге она была принята общинами исмаилитов с различным географическим, культурным и языковым происхождением и историческим опытом, которые до этого собирались в пространствах с разными траекториями и номенклатурой. [ 32 ] В течение семи десятилетий правления сэра Султана Мохаммеда Шаха, имамата Ага Хана III (ум. 1957), формальные отношения с общинами исмаилитов, живущими в Таджикистане, Афганистане, Китае, северных районах Пакистана, Персии и Сирии, были укреплены. [ 33 ]
Исмаилиты северных районов Пакистана, а именно Читрала, Гызра, Гилгита, Хунзы, а также приграничных районов Китая, были одними из первых общин, принявших Джаматхану в свою ритуальную жизнь. Но эти Джамат Ханы не были открытыми пространствами, как другие Джамат Ханы, из-за политических ограничений последователи использовали их для встреч в специально отведенном доме и совершения всех ритуалов. Они практикуют свою веру, скрываясь. То есть мы называем их сообществом гупти.
миссионера по имени Рамзанали Сабзали (ум. 1938) в эти различные общины. Семена этих институтов были посажены в 1923 году, когда Ага Хан III послал [ Примечание 4 ] Джаматханы также были введены в Сирии в период 1940-х годов. [ нужна ссылка ] Однако только после прихода к власти и руководства нынешнего имама исмаилитов Его Высочества принца Карима Ага Хана (р. 1936) подобные пространства были также введены в Иране (1960-е годы), Афганистане (1960-е и 2001 годы) и Таджикистане (1960-е годы). 2009). [ 34 ] В некоторых частях Ирана места, называемые хане-йе колон. [ 35 ] и ханка [ 36 ] предшествовал Джаматхане .
Низаритские исмаилитские центры
[ редактировать ]В 1979 году был заложен первый камень в фундамент того, что должно было стать первым «Исмаилитским центром» в районе Южного Кенсингтона в Лондоне. [ 37 ] Высококлассное здание, которое было открыто премьер-министром Маргарет Тэтчер (1925–2013; годы правления 1979–1990) в присутствии Его Высочества Ага Хана в апреле 1985 года, стало важной главой в новую эпоху присутствия исмаилитов в Европе. [ 38 ] [ 39 ] Несколько месяцев спустя, в августе, премьер-министром Брайаном Малруни (1939–2024; годы правления 1984–1993) был открыт еще один исмаилитский центр в районе Бернаби Ванкувера (Канада). [ Примечание 5 ] Каждый архитектурно уникальный, эти специально построенные центры, построенные всемирно известными архитекторами, занимают видные места в своих городах и включают в себя, помимо центрального молитвенного зала, помещения для интеллектуальных и общественных собраний, конференц-залы, образовательные учреждения, библиотеки, сады и водные объекты. функции. Здания должны были не только служить символическими маркерами присутствия общины исмаилитов в Англии и Канаде, но и служить посольским мостом, который будет продолжать помогать им развивать и поддерживать отношения с другими религиозными группами и организациями гражданского общества. [ 41 ] [ 42 ]
В 1998 году третий такой «Исмаилитский центр» был открыт в Лиссабоне, Португалия. [ 43 ] [ 44 ] Центр черпает вдохновение из региональных влияний мавританского архитектурного наследия, такого как Альгамбра в Гранаде, а также других мусульманских культурных форм, таких как Фатехпур Сикри в Индии. [ 45 ] В частности, взаимодействие и сочетание открытых и внутренних пространств придали зданию эстетику и ощущение, отличающиеся от других исмаилитских центров, которые были спроектированы двумя десятилетиями ранее, что еще раз демонстрирует, как время и пространство влияют на современную исмаилитскую религиозную архитектуру. [ 46 ]
Первый исмаилитский центр на Ближнем Востоке был открыт в Дубае, Объединенные Арабские Эмираты, 26 марта 2008 года Ага Ханом в присутствии высокопоставленных членов правящей семьи Дубая. [ 47 ] Центр, построенный на земле, подаренной шейхом Мохаммедом б. Рашид аль-Мактум, правитель Дубая в 1982 году, является первым подобным центром на Ближнем Востоке. [ нужна ссылка ] Здание черпает вдохновение из архитектурного наследия Каира Фатимидов, династии, основанной предками Ага Хана и предыдущими имамами общины низаритов-исмаилитов в десятом веке. [ 48 ] [ 49 ]
Исмаилитский центр в Душанбе , столице Таджикистана . , прочно расположенный в персоязычном мусульманском мире, отражает и отмечает столетия присутствия исмаилитов в Центральной Азии и прилегающих регионах [ 50 ] [ 51 ] Открытый 12 октября 2009 года Президентом Республики Эмамоли Рахмоном и Ага Ханом, его архитектура сочетает в себе разнообразные ремесленные и ремесленные традиции региона и черпает вдохновение из величественных дворов Самарканда и Хивы в Узбекистане, а также Мавзолей Саманидов X века. [ нужна ссылка ] Технические инновации включают в себя сейсмостойкую кровлю, которая передает структурные напряжения, систему отопления и кондиционирования воздуха на основе тепловых насосов с источником воды и колесо рекуперации тепла для повышения энергоэффективности. [ 52 ]
Второй исмаилитский центр, который будет построен в Канаде, Исмаилитский центр в Торонто , был открыт в 2014 году в районе Дон Миллс в Торонто. [ 53 ] и следует образцу более ранних зданий, функционально и символически представляя присутствие общин исмаилитов в Европе и Северной Америке. Исмаилитский центр в Торонто является крупнейшим подобным центром в англоязычном мире. [ 54 ] Исмаилитский центр Торонто делит территорию с Музеем Ага Хана , оба из которых расположены в парке Ага Хана . [ 55 ]
Вскоре последуют и другие исмаилитские центры, находящиеся на различных стадиях развития: центры в Хьюстоне, штат Техас , и Лос-Анджелесе, штат Калифорния. планируются [ 56 ]
См. также
[ редактировать ]- Гимхана — англо-индийский термин, происходящий от персидского слова Джамат-хана.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Префикс «джамат», похоже, не появляется перед термином «хана» среди низаритских исмаилитов в устных переводах или в самых ранних письменных текстах. Первое упоминание Джаматханы на английском языке, по -видимому, связано с судебным делом, возбужденным против ходжей Бомбея Ага-ханом I в 1829 году, но которое позже было прекращено, что позволяет предположить, что к тому моменту этот термин уже был в обращении. См. «Дело Ага Хана» , стр. 352, 363, 363a. Термин дархана применительно к Джаматхане , а не просто к резиденции имама, впервые был использован в 1870 году, когда он был применен к Джаматхане в районе Хадак Бомбея. Среди имамшахов термин «хана» до сих пор используется для обозначения пространства, используемого для общинных практик общины. Термин «Джаматхана» отсутствует в их дискурсах. Термин гатжамат, обозначающий собрание, собравшееся в этом общественном пространстве, можно найти во многих гинанах .
- ↑ Одним из наиболее часто цитируемых гинанов , включающих эту ссылку, является «Гат Маа(н)хе Аавине» («Приходите в пространство общинного собрания»), приписываемый Пиру Садру ад-Дину в традиции Ходжи Низари Исмаили и Сайиду Имамшаху в традиция имамшахов. Многие другие гинаны также ссылаются на «гат» как на пространство собраний сообщества и на важность ритуалов, происходящих внутри него.
- ^ Однако не исключено, что этот термин использовался несколько раньше. В Кахаке, Иран, есть несколько надгробий, на которых говорится о некой «Камадии Датардине Вандани из джамата Дархана », приехавшей навестить имама. Надпись Ходжки на языке гуджарати относит смерть Вандани к 1803 году. См. Иванов, В. «Гробницы некоторых персидских исмаилитских имамов», Журнал Британского Бомбейского королевского азиатского общества, New Serial, Vol. 14 (1938), стр. 58-59. В современный период Исмаилитский центр в Лондоне был посвящен как первая дархана 24 апреля 1985 года после его открытия.
- ↑ дневник миссионера Сабзали, посмертно удостоенного титула пира Сохранился имамом Султаном Магомед Шахом. Впервые он был опубликован на гуджарати под названием «Алия Миссионер Сабзалибахи'ни Мусафар» в еженедельнике «Исмаили » (Бомбей) с 17 февраля 1924 года по 5 декабря 1926 года. Значительно отредактированная версия текста также публиковалась серийно в « Исмаилитском полумесяце» ( Дар-эс-Салам) в период с 8 января 1967 г. по 2 апреля 1968 г. Это снова было воспроизведено в двухнедельном общественном журнале Paigham (Карачи) с 15 февраля 1967 года по 15 апреля 1970 года и снова на исмаилитском языке с 21 марта по 6 октября 1967 года. Кульминацией этой версии стала публикация сериализации путешествия в виде напечатанной книги. изданная исмаилитской типографией в Бомбее в 1968 году под названием « Пир Сабзалини Мадхая Асиани». Мусафари ». Версия, подготовленная личным секретарем Сабзали Рамзаном Али Алибхаем, впервые появилась в Бюллетене Platinum Jubilee Bulletin (Бомбей) с 15 июля по 1 октября 1953 года и была отредактирована Джафаром Али Х. Лакхани. Английский перевод доступен в Интернете под названием «Путешествие Пира Сабзали в Центральную Азию», перевод Мумтаза Тадждина.
- ↑ Церемония закладки фундамента состоялась 24 июля 1982 года, а официальное открытие здания состоялось 23 августа 1985 года. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Азим Нанджи и Разия Нанджи, Исламский словарь Penguin (Лондон: Penguin, 2008), sv jamat Khana .
- ↑ Фикх Масджида и Мусаллы. Архивировано 19 октября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Сами Насиб Макарем, Доктрина исмаилитов (Бейрут: Арабский институт исследований и публикаций, 1972), 70.
- ^ Ренард, Джон. Семь дверей в ислам: духовность и религиозная жизнь мусульман . Калифорнийский университет Press, 1996, стр. 168–175.
- ^ Диб, Лара. Очарованная современность: гендер и общественное благочестие в шиитском Ливане . Издательство Принстонского университета, 2006, стр. С. 144.
- ^ Пино, Дэвид. Шииты: ритуалы и народное благочестие в мусульманской общине . Пэлгрейв Макмиллан: 1992, с. 80.
- ^ Дас, Нита. Архитектура Лакхнау: Имамбарас и Кербалас Издательство БР, 2008.
- ^ Фуллер, Грэм Э. и Ренд Рахим Франке. Арабские шииты: забытые мусульмане . Пэлгрейв Макмиллан: 2000, с. 122–123.
- ^ Агайе, Камран Скот. Мученики Кербелы: шиитские символы и ритуалы в современном Иране . Вашингтонский университет Press, 2004.
- ^ Питерс, Фрэнсис Э. Монотеисты: евреи, христиане и мусульмане в конфликте и конкуренции - Том. 2 – Слова и Воля Бога. Издательство Принстонского университета: 2003, с. 278-279.
- ^ Боннер, Майкл Дэвид. Джихад в исламской истории: доктрины и практика . Издательство Принстонского университета, 2008., с. 136.
- ^ Норрис, Х.Т. Я критикую Балканы: религия и общество между Европой и арабским миром . Издательство Университета Южной Каролины: 1993.
- ^ Моджуэтан, Бенсон Акуце. История и слаборазвитость Марокко: структурные корни конъюнктуры . Лит Верлаг: 1995, с. 41.
- ^ Сёкефельд, Мартин. Движение алевитов в Германии и в транснациональном пространстве . Книги Бергана: 2008, стр. 144–177.
- ^ Дениз, Дилша (декабрь 2015 г.). «Путь: Дизгун Бава, как пример связи между верой и образом жизни» (PDF) . Религиозные запросы . 4 (8): 63–82 – через религиозные расследования.
- ^ Абу-Иззеддин, Неджла М. Друзы: новое исследование их истории, веры и общества. Э. Дж. Брилл: 1993.
- ^ Мохамед, Малика. Основы сложной культуры в Индии. Книги Аакара: 2007, с. 179.
- ^ Рой, Шибани. Давуди Борас: антропологическая перспектива . BR Publishing: 1984, стр. 1984. 77.
- ^ «Кутчи Мемон Джамат Северной Америки - Студенческий кружок Катчи Мемон, Мумбаи» .
- ^ Кассам, Тазим Р. Песни мудрости и танцевальные круги: Гимны исмаилита святого сатпанта Пир Шамса . СУНИ Пресс: 1995.
- ^ Асани, Али. Экстаз и Просветление . ИБ Таврида: 2002, с. 33.
- ^ Дафтари, Фархад. Исмаилиты: их история и доктрины . 2-е издание. Издательство Кембриджского университета, 2007, стр. 443.
- ^ Пир Шамс. «Мансамджхани» (сценарий Ходжки). Ходжа Синдхи Пресс, 1912, стр. 259,т. 4.
- ^ Jump up to: а б Сайид Имамшах, Джаннатпури . Композиция на языке гуджарати , написанная шрифтом Ходжки Лалджи-Бхаем Девраджем, Бомбей: 1905, т. 84
- ^ Бовин, Мишель. Исмаилиты Южной Азии: управление наследием и производство идентичности . Издания l'Harmattan: 2008, с. 85.
- ^ Али Асани. Экстаз и просветление: Исмаилитская религиозная литература Южной Азии. ИБ Таурис: Лондон, 2002, с. 2.
- ↑ См., например, Доминик-Сила Хан « Переступая порог: понимание религиозной идентичности в Южной Азии» . ИБ Таурис: Лондон, 2004, с. 47.
- ^ Азим Нанджи. Низаритская исмаилитская традиция на Индо-Пакистанском субконтиненте. Дельмар: Нью-Йорк, 1978.
- ↑ См., например, Домик-Сила Хан « Обращение и изменение идентичности: Рамдев Пир и исмаилиты Раджастана» . Манохар, Дели: 2003, с. 54.
- ^ Азим Нанджи. Низаритская исмаилитская традиция на Индо-Пакистанском субконтиненте . Дельмар: Нью-Йорк, 1978.
- ↑ См. Ага Хан IV, «Конституция мусульман-шиитов-имамитов-исмаилитов», статья 10 и Приложение 6. Первоначальная версия 1986 г., поправки внесены в 1998 г.
- ^ Дафтари, Фархад. Исмаилиты: их история и доктрины . второе изд. Издательство Кембриджского университета: 2007, с. 474.
- ^ См . «Мемуары Ага Хана: Достаточно мира и время» . Cassel & Company, Лондон: 1954 г. и переиздано под названием: World Enough and Time: The Memoirs of Sir Султан Мохаммед Шах Ага Хан III в 2 томах как часть серии «Карачи под властью 1843-1947», Dawn в сотрудничестве с Попечители дворца-музея Мохатта и пакистанской газеты «Пакистан геральд», 2005 г. В перепечатке см., например, «Глава VIII: Исламская концепция и моя роль как имама», стр. II:1–39 и «Глава XIV: Мои недавние путешествия», стр. II:177–189.
- ^ Дафтари, Фархад. Исмаилиты: их история и доктрины . 2-е издание. Издательство Кембриджского университета, стр. 494–496.
- ^ Муицци, Марьям. «Исмаилиты Ирана: от падения Аламута до наших дней с особым акцентом на современный период», магистерская диссертация, факультет истории, Университет Мешхеда, Мешхед, 1992-3.
- ^ Кешавджи, Рафик. «Поиски гнозиса — зов истории: модернизация среди исмаилитов Ирана», неопубликованная докторская диссертация. Гарвардский университет, 1981, с. IV:10.
- ^ «Церемония основания исмаилитского Джамат Хана и центра Лондона, Великобритания»
- ^ «Его Высочество Ага Хан прибыл в Великобританию по случаю золотого юбилея – Сеть развития Ага Хана» .
- ^ Фотографии и речь Маргарет Тэтчер.
- ^ «Бруно Фрески, архитектор Исмаилитского центра в Бернаби, беседует с Симергом» . Симерг — идеи со всего мира . 8 апреля 2009 г.
- ^ Дариуш Мохаммад Пур, Власть без территории: Сеть развития Ага Хана и исмаилитский имамат (Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2014), стр. 137.
- ^ «Об исмаилитских центрах» . Исмаилиты . Проверено 17 июня 2016 г.
- ^ "Речь" . iis.ac.uk.
- ^ «Ага Хан и президент Сампайо говорят о вере и гражданском обществе – Сеть развития Ага Хана» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2009 г.
- ^ Ричардсон, Филлис. «Исмаилитский центр, Лиссабон, Португалия», Новая сакральная архитектура , стр. 86-91. Лондон: Laurence King Publishing, 2004. См. также Мид, Мартин, «Ислам в Иберии». Архитектурный обзор (март 2003 г.)
- ^ «Архитектурный рекорд» .
- ^ Открытие Исмаилитского центра в Дубае, которое включает ссылки на выступления, пресс-релизы и фотографии, освещающие это событие.
- ^ «Церемония закладки камня в фундамент Исмаилитского центра в Дубае – Сеть развития Ага Хана» .
- ^ «Ага Хан объявляет о создании первого исмаилитского центра на Ближнем Востоке – Сеть развития Ага Хана» .
- ^ «Церемония закладки камня в фундамент Исмаилитского Центра – Сети Развития Ага Хана» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2009 г.
- ^ «Ага Хан объявляет о создании первого исмаилитского центра в Центральной Азии – Сеть развития Ага Хана» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2009 г.
- ^ «Пресс-релиз: Открывается первый исмаилитский центр в Центральной Азии» . Исмаилиты .
- ^ «Открытие Исмаилитского центра, Торонто» .
- ^ «Ага Хан создаст крупный академический и культурный центр и музей в Канаде — Сеть развития Ага Хана» .
- ^ «Музей и сайт» .
- ^ «Об исмаилитских центрах» . Исмаилиты .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Веб-сайт Исмаилитских центров [ 1 ]
- ^ «Исмаилитские центры: Исмаилитские центры» . Архивировано из оригинала 12 октября 2009 г.