Jump to content

История персидских куполов

Купол мечети Шаха в Исфахане (17 век)

Персидские купола или иранские купола имеют древнее происхождение и историю, простирающуюся до современности. Использование куполов в древней Месопотамии продолжалось через несколько империй в регионе Большого Ирана .

Древняя традиция палаток для королевских аудиенций, изображающих небеса, была воплощена в монументальных каменных и кирпичных куполах благодаря изобретению скрежета - надежного метода поддержки круглого основания тяжелого купола на стенах квадратной камеры. Купола были построены как часть королевских дворцов, замков, караван-сараев и храмов, а также других построек.

С появлением ислама в VII веке архитектура мечетей и мавзолеев также приняла и развила эти формы. Структурные нововведения включали заостренные купола, барабаны, конические крыши, двойные и тройные раковины, а также использование мукарн и луковичных форм. Для украшения внешних и внутренних поверхностей использовалась декоративная кирпичная кладка, переплетенные ребра, расписная штукатурка и красочная изразцовая мозаика.

Характеристики

[ редактировать ]

Персидская архитектура , вероятно, унаследовала архитектурную традицию строительства куполов, восходящую к самым ранним месопотамским куполам. [1] В Центральной Азии купола из сырцового кирпича были зарегистрированы еще в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Постройки с куполами из необожженного кирпича обнаружены на стоянках IV в. до н.э. Баланды 2 и Кой Крылган кала в Хорезме . [2] Из-за нехватки древесины во многих районах Иранского нагорья купола были важной частью народной архитектуры на протяжении всей персидской истории. [3]

Персидские купольные камеры в мечетях произошли от купольных камер чахар-так сасанидских храмов огня и состояли из трех частей: несущей системы, переходного яруса и самого купола. Купола с двойной и тройной оболочкой имели значительное пространство между оболочками или могли быть соединены, а внешняя оболочка могла быть конической, луковичной или выпуклой, причем купола выпуклой формы были последней и наиболее влиятельной разработкой. В переходных ярусах использовались прорези или подвески, а начиная с периода Тимуридов изогнутая поверхность была разделена узором из пересекающихся арок, называемым «арочной сеткой», или расми сази , кульминацией которого стал период Сефевидов. [4]

Персидские купола разных исторических эпох можно отличить по переходным ярусам: скосам, перемычкам или кронштейнам, которые переходят от несущих конструкций к круглому основанию купола. Барабаны после эпохи Ильканата, как правило, очень похожи и имеют среднюю высоту от 30 до 35 метров от земли. Именно там расположены окна. Внутренние раковины обычно имеют полукруглую, полуэллиптическую, заостренную или блюдцеобразную форму. Внешняя оболочка персидского купола уменьшается в толщине каждые 25 или 30 градусов от основания. Внешние оболочки могут быть полукруглыми, полуэллиптическими, заостренными, коническими или выпуклыми, и эта внешняя форма используется для их классификации. Заостренные купола можно разделить на мелкие, средние и острые, а выпуклые купола - на мелкие или острые. В двойных куполах используются внутренние ребра жесткости с деревянными распорками между оболочками, за исключением куполов с коническими наружными оболочками. [5]

Империя Ахеменидов

[ редактировать ]

Хотя у них были дворцы из кирпича и камня, цари Ахеменидской Персии проводили аудиенции и праздники в куполообразных палатках, восходящих к кочевым традициям Центральной Азии. Вероятно, они были похожи на более поздние палатки монгольских ханов . Названные «Небесами», эти палатки подчеркивали космическое значение божественного правителя. Они были приняты Александром Великим после завоевания им империи, и куполообразный балдахин римской и византийской практики, по-видимому, был вдохновлен этой ассоциацией. [6]

Парфянская империя

[ редактировать ]

Остатки большого куполообразного круглого зала диаметром 17 метров в парфянской столице Нисе датируются, возможно, первым веком нашей эры. Он «показывает существование монументальной купольной традиции в Центральной Азии, которая до сих пор была неизвестна и которая, по-видимому, предшествовала памятникам Римской империи или, по крайней мере, выросла независимо от них». [7] Вероятно, он имел деревянный купол. [8] В комнате «находился портрет Митридата II и, наряду с другими сооружениями на этом месте, проводились своего рода культовые мероприятия, связанные с памятью о царях царей». [9]

Храм Солнца в Хатре , по-видимому, указывает на переход от колонных залов с трафированной крышей к сводчатым и куполообразным конструкциям в первом веке нашей эры, по крайней мере, в Месопотамии. Куполообразному залу святилища храма предшествовал айван со сводчатым бочонком , комбинация, которая будет использоваться последующей Персидской Сасанидской империей . [10]

Луковицеобразный парфянский купол можно увидеть в рельефной скульптуре Арки Септимия Севера в Риме, его форма, по-видимому, обусловлена ​​использованием легкого шатрового каркаса. [11]

Отчет о парфянском купольном дворцовом зале примерно 100 г. н.э. в городе Вавилон можно найти в « Жизни Аполлония Тианского Филострата » . Зал использовался королем для вынесения приговоров и был украшен мозаикой из голубого камня, напоминающей небо, с изображениями богов в золоте. [12] Возможно, это была палатка для аудиенций; Филострат описал потолок как «построенный в форме купола, подобного небесам». [13]

Сасанидская империя

[ редактировать ]
Руины дворца Сарвестан в Сарвестане , Иран

Караван-сараи использовали куполообразную бухту от Сасанидского периода до династии Каджаров . [3] Персидское изобретение скинча серии концентрических арок, образующих полуконус над углом комнаты, позволило перейти от стен квадратной камеры к восьмиугольному основанию купола. Предыдущие переходы к куполу из квадратной камеры существовали, но были временными по качеству и предпринимались лишь в небольших масштабах и не были достаточно надежными для крупных конструкций. Свинч позволил широко использовать купола, и в результате они вышли на передний план персидской архитектуры. [14]

Руины дворца Ардашира и Гале Дохтара в провинции Фарс , Иран, построенного Ардаширом I (224–240 гг.) из Сасанидской империи, содержат самые ранние известные примеры сдавливания. [3] Три купола Дворца Ардашира имеют диаметр 45 футов и вертикально-эллиптическую форму, каждый из которых имеет центральное отверстие или окулус, пропускающий свет. [15] Они были построены из местного камня и раствора и покрыты изнутри штукатуркой. [16] В центре дворца Шахпур, в Бишапуре, находится вертикально- эллиптический купол , опирающийся прямо на землю и датируемый 260 годом. [17] Большой кирпичный купол дворца Сарвестан , также находящегося в Фарсе, но более позднего времени, демонстрирует более изысканное убранство и четыре окна между угловыми проемами. Это здание, также называемое «Храмом Анахиты», могло быть храмом Огня . [16] [3] Вместо использования центрального окулуса в каждом куполе, как во дворце Ардашир и как показано на барельефе, найденном в Куюнджике, освещение обеспечивалось несколькими полыми терракотовыми цилиндрами, установленными в куполах через равные промежутки времени. [18]

Во многих письменных источниках из арабских, византийских и западных средневековых источников описывается дворцовое куполообразное сооружение над троном Хосрова , украшенное синим и золотым цветом. Купол был покрыт изображениями солнца, луны, звезд, планет, зодиака , астрапаев и царей, в том числе самого Хосрова. По мнению Адо и других, купол мог вызывать дождь и вращаться со звуком, похожим на гром, с помощью веревок, которые тянули лошади в подвале. [19] Замок Касре Ширин имел куполообразную камеру на конце длинного айвана с цилиндрическим сводом. Позднесасанидский Так-и Касра в Ктесифоне, возможно, также вёл к куполообразному тронному залу. [20]

Чахар-таки , или «четыре свода», представляли собой зороастрийские храмы огня меньшего размера с четырьмя опорами, расположенными в форме квадрата, соединенными четырьмя арками и покрытыми центральными яйцевидными куполами. зороастрийский храм Ниасар Даррех - в Кашане и чахар-таки в Шахре . Примерами могут служить [21] Они многочисленны по всей провинции Парс , возможно, начиная с ранней Сасанидской империи, и, как известно, являются частью дворцовой архитектуры Ардашира I. [22] Такие храмы, квадратные куполообразные здания с входами по осям, вдохновили формы ранних мечетей после исламского завоевания империи в VII веке. [23] Эти купола являются наиболее многочисленными сохранившимися куполами сасанидского периода, некоторые из них были преобразованы в мечети. Отсюда, возможно, возникли более поздние изолированные купольные камеры, получившие название «киоск-мечеть». [3] Доисламские купола в Персии обычно имеют полуэллиптическую форму, при этом заостренные купола и купола с коническими внешними оболочками составляют большинство куполов в исламские периоды. [24]

Хотя сасаниды не создавали монументальных гробниц, куполообразные чахар-таки, возможно, служили памятниками. Фрагмент согдийской живописи начала восьмого века, найденный в Пенджикенте , по-видимому, изображает погребальный купол (возможно, шатер), и это, наряду с несколькими оссуариями архитектурного характера, указывает на возможную традицию в Центральной Азии погребальной ассоциации с куполообразным куполом. форма. Территория северо-восточного Ирана была, наряду с Египтом, одной из двух областей, примечательных ранним развитием исламских куполообразных мавзолеев, появившихся в десятом веке. [25]

Ранний исламский период

[ редактировать ]
Мавзолей Саманидов в Бухаре, Узбекистан.

Самые ранние известные исламские купола в Персии, такие как Великая мечеть Кум (878 г.) и гробница Мухаммеда б. Муса (976 г.), по-видимому, продолжил округлую сасанидскую форму. [26]

Купольные мавзолеи внесли большой вклад в развитие и распространение куполов в Персии в начале исламского периода. К 10 веку куполообразные гробницы были построены для халифов Аббасидов и шиитских мучеников. Паломничество к этим местам, возможно, способствовало распространению этой формы. [3] Самый ранний сохранившийся пример исламской архитектуры, Куббат-аль-Сулайбия [ ар ] , представлял собой восьмиугольное сооружение с центральным куполом на барабане, построенное около 892 года в Самарре на реке Тигр . [27] Мавзолей Али в Наджафе , построенный хамданидским губернатором Мосула до 930 года, имел высокий купол, поддерживаемый колоннами, и имел входы со всех сторон. Сообщается, что цари династии Буидов строили высокие купола над своими гробницами, а гробницы второстепенных князей имели более низкие купола. [28]

Отдельно стоящие купольные павильоны известны в Ширазе и Бухаре в Х веке. [29] Восьмиугольный куполообразный павильон, построенный в 999 году при династии Буидов, позже был включен в состав мечети Джаме в Натанзе . Первоначальное отдельно стоящее сооружение представляло собой центральный купол на восьми опорах, окруженный сводчатым амбулаторием на восьми внешних круглых колоннах, открытых со всех сторон. Под куполом использована шестнадцатигранная переходная зона. Южная половина купола сделана из камня, что указывает на ремонт после частичного обрушения. Дата первоначального строительства была указана на кирпичной полосе с надписью чуть ниже купола, что делает его самым ранним датированным куполом в центральном Иране . Возможно, амбулатория предназначалась для обхода , что позволяет предположить, что это сооружение было святыней потомка Пророка или Имамзаде . [30]

стали популярны купольные мавзолеи квадратного типа В X веке в регионе Трансоксианы . [31] Мавзолей Исмаила Саманида в Бухаре был спроектирован по геометрическим принципам математиков аль-Хорезми , аль-Фаргани и Ибн-Сино . [32] Он датируется не позднее 943 года и является первым, в котором с помощью скосов создается правильный восьмиугольник в качестве основания купола, что затем стало стандартной практикой. Мавзолей Араб-Ата , также расположенный в Трансоксиане, может быть датирован 977–78 годами, и в нем между скосами используются мукарны для более единого перехода к куполу. [3]

Цилиндрические или многоугольные гробницы-башни с коническими крышами над куполами также существуют, начиная с 11 века. [3] Самым ранним примером является гробница-башня Гонбад-э-Кабус высотой 57 метров и шириной 9,7 метра, построенная в 1007 году. [33] [27] Хотя на этом месте не было обнаружено никаких захоронений, арабский историк XVI века предположил, что правитель Зияридов находился в стеклянном гробу, подвешенном на цепях к потолку, что соответствует погребальным обычаям буидов, описанным в XIV веке. [34]

Сельджукская империя

[ редактировать ]
Мечеть Джаме в Исфахане, Иран.
Могила Ахмеда Санджара в Мерве , Туркменистан.

Турки -сельджуки строили башенные гробницы, называемые «турецкими треугольниками», а также кубические мавзолеи, покрытые разнообразными куполообразными формами. Сельджукские купола имели коническую, полукруглую и заостренную форму в одной или двух оболочках. Неглубокие полукруглые купола в основном относятся к эпохе Сельджуков. [35] Двойные купола были либо прерывистыми, либо сплошными. Сплошные двустворчатые купола отделялись друг от друга под углом 22,5 градуса от их основания, как, например, купол пятничной мечети в Ардестане , тогда как прерывистые купола оставались совершенно отдельными, как, например, купола башенных гробниц Харркана. [36] Эта пара кирпичных башенных гробниц XI века в Харракане, Иран, представляет собой самые ранние известные каменные купола с двойной оболочкой. Купола, возможно, были созданы по образцу более ранних деревянных куполов с двойной оболочкой, таких как Купол Скалы . Также возможно, что некоторые части внешних куполов могли быть деревянными, поскольку верхние части обеих внешних оболочек отсутствуют. [37] Эти кирпичные купола мавзолея были построены без использования центрирования - техники, разработанной в Персии. [38]

Купол гробницы в Сангбасте [ фа ] датируется 11 или 12 веком и выполнен из кирпича, уложенного в виде елочки . [39]

Империя Сельджуков ввела куполообразное ограждение перед михрабом мечети , которое стало популярным в персидских конгрегационалистских мечетях , хотя куполообразные помещения, возможно, также использовались ранее в небольших соседних мечетях. Куполообразный корпус мечети Джаме в Исфахане , построенный в 1086-1087 годах Низамом аль-Мульком , был самым большим каменным куполом в исламском мире того времени, имел восемь ребер и представлял собой новую форму углового скоса с двумя четвертями купола. поддерживающий короткий ствольный свод. В 1088 году Тадж-аль-Мольк , соперник Низама аль-Мулька, построил еще один купол на противоположном конце той же мечети с переплетающимися ребрами, образующими пятиконечные звезды и пятиугольники. Это считается знаковым куполом сельджуков и, возможно, послужило источником вдохновения для последующих узоров и куполов периода Иль-ханства. [3] Пятикратная геометрия этой конструкции, сферический додекаэдр , привела к предположению, что математик Омар Хайям . к созданию конструкции причастен [40]

Мечеть Джаме в Заваре (1135-1136 гг.) является самым ранним существующим примером стандартной иранской мечети, в которой четыре айвана расположены вокруг внутреннего двора с куполом позади киблы-айвана. Макет находится в группе мечетей в регионе вокруг Исфахана. [41]

При Сельджуках увеличилось использование плитки и простой или окрашенной штукатурки для отделки интерьеров куполов, а не кирпича. [3] Джабаль -и Санг был построен как мавзолей с восьмиугольным куполом и новаторской внутренней планировкой. [42] Одним из крупнейших куполов сельджуков, построенных на месте сасанидского храма огня, был купол мечети Джаме в Казвине с пролетом 15,2 метра. [43] Интерьер купола, датируемый 1155 годом, украшен небольшими кусочками бирюзовой плитки, установленной среди резного простого кирпича. [44] Гунбади Сурх в Мараге представлял собой мавзолей с квадратным основанием, покрытым двумя ракушками. [45] В куполообразных мавзолеях в регионе Большого Хорасана использовалась двухэтажная кубическая структура, покрытая куполами в двух разнородных оболочках, а отсутствие структурных знаний привело к повреждению внешних оболочек остроконечного купола. Примерами являются анонимный мавзолей и мавзолей султана Санджара до того, как были предприняты усилия по сохранению. [46] Самой большой куполообразной камерой сельджуков была гробница Ахмеда Санджара, которая имела большую двойную оболочку, пересекающиеся ребра над простыми выступами, а внешний вид тщательно украшен в переходной зоне арками и лепниной. [3] Гробница султана Санджара, правившего с 1117 по 1157 год, была повреждена при разграблении Мерва в 1221 году ханом Толуем . [26] Могила Юсифа ибн Кусейра была построена в 1162 году. [47]

Династия Зенгидов

[ редактировать ]
Мавзолей Нур ад-Дина в Дамаске.

Большинство примеров куполов мукарнаса найдено в Ираке и Джазире и датируется серединой двенадцатого века, до монгольского вторжения . Использование лепнины для формирования узора мукарнас, подвешенного на деревянном каркасе к внешнему своду, было наименее распространенным в Ираке, хотя оно было бы очень популярно в Северной Африке и Испании. Однако, поскольку в нем использовались две оболочки, окна были ограничены основаниями куполов. В остальном они часто использовались в этом типе. В Ираке наиболее распространенной формой была одиночная кирпичная скорлупа с обратной стороной внутреннего рисунка, видимой снаружи. в Дамаске Примерами могут служить мавзолей Нур ад-Дина (1172 г.) и храм Зумурруд Хатун в Багдаде. [48] Купол Нур ад-Дина изначально имел полусферическую форму и был похож на купола мечетей Артукидов , но был заменен куполом, похожим на тот, который используется в местных святынях. [49] Третий тип встречается только в Мосуле начала тринадцатого века. Он имеет кирпичную пирамидальную крышу, обычно покрытую зеленой глазурованной черепицей. Из пяти сохранившихся примеров лучшим является храм Аун ад-Дина, в котором для покрытия самих ячеек мукарна использовались крошечные цветные плитки, а в ярусы мукарна включены небольшие купола мукарны, поддерживающие большую восьмигранную звезду в центре. Этот дизайн привел к дальнейшему развитию храма шейха Абд аль-Самада в Натанзе, Иран. [48]

Архитектура Сирии и Джазиры включает в себя самое широкое разнообразие форм в средневековом исламском мире, находящееся под влиянием сохранившейся архитектуры поздней античности , современных христианских зданий и исламской архитектуры востока. Есть несколько куполов мукарна иракского типа, но большинство куполов представляют собой слегка заостренные полусферы либо на подвесках мукарнас, либо на двойных зонах кос и сделаны из каменной кладки, а не из кирпича и штукатурки. Купола перекрывают однопролетные сооружения или являются частью более крупных построек. Сирийские мавзолеи состоят из квадратной каменной камеры с одним входом, михрабом и кирпичным лопастным куполом с двумя рядами кос. Купол мечети Сильван шириной 13,5 метров, построенный с 1152 по 1157 год, имеет необычную конструкцию, похожую на купол, добавленный к пятничной мечети Исфахана в 1086-1087 годах: когда-то он был окружен с трех сторон лишенными крыши проходами. предполагалось, что это будет независимая структура. Соборная мечеть в Кызылтепе с хорошо интегрированным куполом высотой около 10 метров является шедевром Артукидская архитектура. [50]

Хорезмийская империя

[ редактировать ]

Мавзолей Фахреддина Рази [ тк ] ​​в Коне-Ургенче , Туркменистан , был построен с прерывистым двустворчатым куполом с внешней конической оболочкой. [45]

Монгольская империя

[ редактировать ]

Ильханство

[ редактировать ]

После разрушительных последствий нескольких монгольских вторжений персидская архитектура снова процветала в периоды Ильханата и Тимуридов . Для этих куполов характерно использование высоких барабанов и нескольких типов прерывистых двойных оболочек, а также в это время произошла разработка тройных оболочек и внутренних ребер жесткости. Начиная с Ильканата, персидские купола достигли своей окончательной конфигурации структурных опор, переходной зоны, барабана и оболочек, и последующая эволюция ограничивалась вариациями формы и геометрии оболочек. Строительство башен-гробниц сократилось. [51]

Гробница Ала ад-Дина была построена в 1289 году. [47] Храмовый комплекс Шейха Абд аль-Самада был построен между 1000 и 1325 годами. [47]

Двумя главными куполами периода Ильханата являются уже несуществующий мавзолей Газана в Тебризе и мавзолей Оляйту в Солтании , последний был построен, чтобы конкурировать с первым. [3] Олджайту был первым правителем Персии, объявившим себя представителем шиитской секты ислама и построившим мавзолей с самым большим персидским куполом, в котором разместились тела Али и Хусейна, в качестве места паломничества. Этого не произошло, и вместо этого он стал его собственным мавзолеем. [52] Купол имеет высоту 50 метров и диаметр почти 25 метров и украшен лучшей сохранившейся плиткой и лепниной того периода. Тонкий двустворчатый купол был усилен арками между слоями. [3] Предполагается, что купол повлиял на дизайн Флорентийского собора , построенного столетием позже. Мавзолей — единственное сохранившееся важное здание столицы Оляйту. [53]

Башенные гробницы этого периода, такие как гробница Абдаса-Самада Исфахани в Натанзе , иногда имеют купола мукарнас, хотя обычно они представляют собой гипсовые раковины, скрывающие нижележащие структуры. Высокие пропорции мечети Джаме в Варамине возникли в первую очередь из-за увеличения высоты переходной зоны с добавлением шестнадцатигранной секции над основной зоной скосов мукарнас. [3] Могила Хамдаллаха Муставфи была построена около 1340 года. [47] Двойной купол мавзолея Солтан Бахт-аги шириной 7,5 метров (1351–1352 гг.) является самым ранним известным примером, в котором две оболочки купола имеют существенно разные профили, которые быстро распространились по региону. Внутренняя и внешняя обечайки имели между собой радиальные ребра жесткости и стойки. [54] Ранним примером купольной камеры, почти полностью покрытой декоративной плиткой, является мечеть Джаме в Йезде (1364 г.), а также несколько мавзолеев Шах-и-Зинда в Самарканде . Разработка более высоких барабанов продолжалась и в период Тимуридов. [3]

Империя Тимуридов

[ редактировать ]

Массовые убийства, совершенные монгольскими и тимуридскими войсками, препятствовали развитию геометрии между 1000 и 1400 годами. Математик аль-Каши (1390-1450) развил метод Бузджани для создания различных конфигураций куполов с использованием практической геометрии. Его книга «Ключ арифметики » включала пять методов рисования профиля арки, а также он создал методы расчета площадей поверхностей и объемов купольных оболочек. Их часто использовали в конструкции куполов. [55] В период Тимуридов были построены более высокие купола, часто в виде куполов с двойной оболочкой, а дынные купола были построены в Самарканде , Герате , Балхе и Кирмане . Элементы Мукарнаса, удерживаемые «рейками и лесами, закрепленными на растворе», использовались в интерьере, чтобы скрыть выступы, арки и своды, фактически поддерживающие купола. Внешняя зона перехода к куполу была уменьшена или удалена: ступенчатые элементы, многоугольные барабаны и галереи. [56]

Мавзолей Джахангира в Узбекистане был построен в 1400 году. [47]

В столице Тимуридов Самарканде дворяне и правители в XIV и XV веках начали строить гробницы с двустворчатыми куполами, содержащими цилиндрические каменные барабаны между раковинами. В Гур-э-Амире , построенном Тимуром около 1404 года, деревянный каркас внутреннего купола поддерживает внешний выпуклый купол. Радиальные перемычки у основания выпуклого купола обеспечивают дополнительную структурную поддержку. Деревянные армирующие кольца и каменные кольца, соединенные железными скобами, также использовались для компенсации структурных проблем, возникающих при использовании таких барабанов. [57] Еще в XIV веке между оболочками прерывистых двойных куполов использовались радиальные участки кирпичных стен с деревянными распорками для обеспечения структурной устойчивости. [58]

Большой купол мечети Биби-Ханым в Самарканде был поврежден землетрясением при жизни Тимура. [59] Он был построен между 1398 и 1405 годами. [60]

В отчете посла Рюя Гонсалеса де Клавихо описывается огромный квадратный шатер Тимуридов с куполом наверху, который издалека напоминал замок из-за своих размеров. Его сторона имела сто шагов и была собрана из высоких деревянных мачт, подвешенных на веревках, с шелковыми занавесями между ними. Шатер имел четыре арки и со всех четырех сторон был окружен нижним портиком или галереей. [61]

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, Казахстан.

, На миниатюре написанной в Самарканде, видно, что к началу XV века в Персии луковичными куполами покрывали небольшие деревянные павильоны. Постепенно они приобрели популярность. [62] Большие выпуклые рифленые купола на высоких барабанах, характерные для тимуридской архитектуры XV века, стали кульминацией среднеазиатской и иранской традиции высоких куполов с глазурованными плиточными покрытиями синего и других цветов. [63] Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави , расположенный на юге Казахстана, так и не был закончен, но имеет самый большой существующий кирпичный купол в Центральной Азии диаметром 18,2 метра. Снаружи купол покрыт шестиугольной зеленой глазурованной плиткой с золотым узором. [64]

В Афганистане тимуридские ребристые купола с глазурованной плиткой начали строить в 1420-х годах. [65]

Гробница Гият ад-Дина Наккаша в бюсте имеет купол, в котором использован обнаженный кирпич, помещенный в чередующиеся полосы горизонтальной и вертикальной ориентации для декоративного эффекта. [39]

После XIV века мавзолеи редко строились как отдельно стоящие конструкции, вместо этого их часто прикрепляли к медресе парами. Купола этих медресе, таких как медресе Гавхар Шад (1417–1433) и медресе в Харгерде (1436–1443), имели совершенно новаторский интерьер. Они использовали пересекающиеся арки для поддержки внутреннего купола, уже, чем нижний этаж, - изменение, которое, возможно, возникло из-за использования в 14 веке небольших куполов-фонарей над поперечными сводами. Медресе Гаухар Шад также является первым трехкупольным куполом. Средний купол, возможно, был добавлен в качестве усиления. [3] Купола с тройной оболочкой редки за пределами эпохи Тимуридов. Купол мечети Амира Чахмака (1437 г.) имеет полукруглую внутреннюю оболочку и развитую систему ребер жесткости и деревянных подкосов, поддерживающих неглубокую заостренную внешнюю оболочку. Примечательно, что купол имеет круглый барабан с двумя ярусами. Другой двойной купол-ракушка раннего периода сельджуков в храмовом комплексе Баязида Бастами был заменен в период Тимуридов в 1300 году путем добавления третьего конического снаряда поверх существующих двух куполообразных корпусов. [66] [47]

Сефевидский Иран

[ редактировать ]

Купола династии Сефевидов (1501–1732) характеризуются характерным выпуклым профилем и считаются последним поколением персидских куполов. Они, как правило, тоньше, чем более ранние купола, и украшены разнообразной цветной глазурованной плиткой и сложными растительными узорами. [67] Популярной особенностью архитектуры Сефевидов было включение симметричных пар ключевых элементов, включая купольные камеры. [68] В этот период использовалась обширная и красочная плитка, в том числе цветочные и арабески на внешней стороне купола, что стало возможным благодаря использованию менее дорогих больших квадратных плиток, окрашенных под глазурью , которые не зависели от обжига специальной глазури при оптимальной температуре для достижения цвета. . [69] Небольшие купола входили в дворцовую архитектуру, хозяйственные постройки, караван-сараи . [70]

Купол Голубой мечети в Тебризе (1465 г.) был покрыт изнутри «синими шестиугольными плитками с трафаретной позолотой». [3] Дворец Али Капу включает в себя небольшие куполообразные помещения, украшенные искусственной растительностью. [71]

тысяч армянских христиан в пригород Исфахана город Новая Джульфа Переселение Шахом Аббасом привело к «необычному виду куполов в стиле Сафавидов, увенчанных крестом» в этом городе. [72]

Купол мечети шейха Лотфоллы в Исфахане (1603–1618 гг.), возможно, «типичный персидский купольный зал», сочетает в себе квадратную комнату с переходной зоной и использует простые изгибы, подобные таковым в более ранний период сельджуков. Снаружи несколько уровней глазурованной арабески сочетаются с фоном из неглазурованного кирпича. купола мечети Шаха (позже переименованной в мечеть Имама) и медресе Мадар-э Шах (1706-1714). Сходный внешний рисунок на фоне голубой глазурованной плитки имеют [3] [47] Луковицеобразный купол мечети Шаха был построен с 1611 по 1638 год и представляет собой прерывистую двойную оболочку шириной 33 метра и высотой 52 метра. Восьмиугольный мавзолей Ходжи Раби (1617–1622) использует самую старую версию луковичного купола Сефевидов. [73] Гробница Амин-эдина Джабраила [ фа ] , начатая в 1380 году, была завершена около 1700 года. [47]

Каджар Иран

[ редактировать ]

Фатх-Али Шах Каджар построил серию мечетей под названием «Масджид-и Шах» в Казвине (1808 г.), Занджане , Семнане (1827 г.), Тегеране (1840 г.) и Боруджерде . Они включают в себя сеть небольших куполов и окон, обеспечивающих свет внутри. Дворцовые сады включали куполообразные павильоны открытой планировки. Примеры Сефевидов были расширены или имитированы, как, например, золотые купола в Куме , Рее и Мешхеде . [74]

Переход к современной архитектуре означал меньше инноваций в строительстве куполов. Купола были построены над медресе, такими как медресе Имама 1848 года или школа Султани в Кашане , но они имеют относительно простой внешний вид и не используют изразцовую мозаику. [73]

Крытые рынки или базары ( tīmcās ) в Куме и Кашане имеют центральный купол с меньшими куполами по обе стороны и сложные мукарны . Утрированный стиль луковичного купола на коротком барабане, который можно увидеть у Шаха Черага (1852–1853), впервые появился в период Каджаров. Купола остаются важными в современных мавзолеях, таких как гробницы Хафеха , Саади , Реза-шаха и Рухоллы Хомейни в двадцатом веке. Куполообразные цистерны и ледники остаются обычным явлением в сельской местности. [3]

Гробница Мелика Гази в Турции была построена в 1200 году. [47]

Султанат Рум украшал свои купола в основном узорами из переплетенных кирпичей в персидской традиции. Узоры включали вращающиеся кирпичи или вращающиеся розетки, которые могли включать глазурованные кирпичи черного или бирюзового цвета. В мечети Улу в Малатье (1247 г.) использовались глазурованные кирпичи с бирюзовой глазурью, расположенные между простыми кирпичами для создания спирального узора на сферической поверхности, следующего за 41 румбической линией или локсодромом, который вверху меняется на другой чередующийся узор. [75] Сферический купол медресе Каратай (1251-1253 гг.) был украшен мозаикой из глазурованных изразцов со сложным геометрическим узором, который, возможно, был нанесен по секциям в виде многогранных панелей. [76] Другие узоры, такие как концентрические 10-конечные звезды, были созданы путем чередования горизонтально ориентированных простых кирпичей с глазурованными кирпичами, повернутыми на 90 градусов. В куполе мечети Таш (Алааддин) (1258 г.) в Чае , Афьон, использовались ромбы и узор из 16-конечной концентрической звезды. Купола медресе Минарета Индже (1264–1265 гг.) и мечети Эшрефоглу (1297–1301 гг.) использовали небольшие спиральные сегменты для создания узорчатых мотивов . Узорчатый купол Сахип Ата Куллиеси был построен между 1279 и 1280 годами. [77] Дёнер Кюмбет [ тр ] представлял собой цилиндрический мавзолей с двумя оболочками: куполом и конической крышей. [45]

Гробница Турабек-ханум [ уз ] (1369 г.) имела прерывистый двустворчатый купол. [78]

После периода Тимуридов купольная архитектура получила развитие в местных стилях Шейбанидов Центральной Азии и Великих Моголов Индии . [46] Медресе Шейбанидов Тиля Кори было построено между 1646 и 1660 годами. [79] гг . ) . Другими примерами Шейбанидов являются мечеть Калан (ок. 1514 г.) и медресе Мир-и Араб (1535–1536 [47] Узбекская Тимуридский архитектура региона вокруг Трансоксианы сохранила стиль купольного строительства. Там, где купольные камеры были окружены осевыми айванами, а угловые комнаты имели восьмиугольный план, как в храме Ходжа Абу Наср Парса (ок. 1598 г.), они послужили моделью для индийских мавзолеев, таких как гробница Хумаюна в Дели или Тадж-Махал . Некоторые из самых ранних сохранившихся куполообразных рынков, называемых тимчас , можно найти в Бухаре эпохи Шейбанидов . [3] Купола Сефевидов также оказали влияние на купола других исламских стилей, таких как архитектура Великих Моголов в Индии. [73] Влияние персидской архитектуры в Индии, особенно в мечетях, возросло во времена Делийского султаната и достигло пика во времена Империи Великих Моголов. Персидские купольные камеры и использование куполов с двойной оболочкой оказали значительное влияние. [80]

  1. ^ Спирс 1911 , с. 957.
  2. ^ Никель 2015 , с. 56.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т О'Кейн 1995 .
  4. ^ Сакиб и Али, 2023 , с. 746.
  5. ^ Ашкан и Ахмад 2009 , с. 111–113.
  6. ^ Смит 1950 , с. 81–82.
  7. ^ Запись 1963 года , с. 192.
  8. ^ Ашкан и Ахмад 2009 , с. 99.
  9. ^ Канепа 2013 , с. 345.
  10. ^ Стронак 1976 , стр. 623.
  11. ^ Смит 1950 , с. 82.
  12. ^ Леманн 1945 , с. 250–251.
  13. ^ Уилбер 1979 , с. 130.
  14. ^ Кресвелл 1915a , с. 148.
  15. ^ Кресвелл 1915a , с. 149.
  16. ^ Jump up to: а б Ашкан и Ахмад 2009 , с. 101.
  17. ^ Мелараньо 1991 , с. 25.
  18. ^ Кресвелл 1915a , с. 150.
  19. ^ Леманн 1945 , с. 253.
  20. ^ Свобода 1961 , стр. 85.
  21. ^ Ашкан и Ахмад 2009 , с. 100.
  22. ^ Канепа 2013 , с. 347.
  23. ^ Стивенсон, Хаммонд и Дэви 2005 , стр. 162.
  24. ^ Ашкан и Ахмад 2009 , с. 113.
  25. ^ Запись 1963 года , с. 192–194.
  26. ^ Jump up to: а б Кресвелл 1915 , с. 208.
  27. ^ Jump up to: а б Таппин 2003 , с. 1942 год.
  28. ^ Блэр 1983 , стр. 83–84.
  29. ^ Запись 1963 года , с. 197.
  30. ^ Блэр 1983 , стр. 72, 74, 83, 89.
  31. ^ Хилленбранд 1989 , с. 83.
  32. ^ Ашкан и Ахмад 2010 , с. 294.
  33. ^ Ашкан и Ахмад 2009 , с. 103.
  34. ^ Блэр 1983 , стр. 88–89.
  35. ^ Ашкан и Ахмад 2012 .
  36. ^ Ашкан и Ахмад 2009 , с. 102, 104, 105, 113.
  37. ^ Мейнстоун 2001 , с. 124.
  38. ^ Джентри и Лесневски 2011 .
  39. ^ Jump up to: а б Блэр 1983 , с. 81.
  40. ^ Озган и Озкар 2019 , с. 172.
  41. ^ Блум и Блэр 2009 , с. 450.
  42. ^ Хилленбранд 1989 , с. 87.
  43. ^ Ашкан и Ахмад 2009 , с. 102.
  44. ^ Скудный 1989 , с. 275.
  45. ^ Jump up to: а б с Ашкан и Ахмад 2010 , с. 290.
  46. ^ Jump up to: а б Ашкан и Ахмад 2010 , с. 291.
  47. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ашкан и Ахмад 2010 , с. 301.
  48. ^ Jump up to: а б Таблица 1985 , стр. 101-1. 65, 67.
  49. ^ Блум и Блэр 2009 , с. 112.
  50. ^ Блум и Блер 2009 , стр. 112, 115–116.
  51. ^ Ашкан и Ахмад 2009 , с. 105, 110.
  52. ^ Кресвелл 1915 , с. 208, 211.
  53. ^ Морган 2016 , с. 77.
  54. ^ Ашкан и Ахмад 2009 , с. 106.
  55. ^ Ашкан и Ахмад 2010 , стр. 295, 298.
  56. ^ Хилленбранд 1989 , с. 99.
  57. ^ Таппин 2003 , с. 1942–1943.
  58. ^ Ашкан и Ахмад 2009 , с. 112.
  59. ^ Морган 2016 , с. 91.
  60. ^ Ашкан и Ахмад 2010 , с. 292.
  61. ^ Уилбер 1979 , стр. 130–131.
  62. ^ Род. 1944 , с. 208.
  63. ^ Петерсон 1996 , с. 68.
  64. ^ Натком .
  65. ^ Хилленбранд 1989 , с. 95.
  66. ^ Ашкан и Ахмад 2009 , с. 107–108, 114.
  67. ^ Ашкан и Ахмад 2009 , с. 102, 108–109.
  68. ^ Хилленбранд 1989 , с. 102.
  69. ^ Хилленбранд 1989 , с. 105.
  70. ^ Хилленбранд 1989 , с. 106.
  71. ^ Запись 1990 г. , с. 19.
  72. ^ Морган 2016 , с. 135.
  73. ^ Jump up to: а б с Ашкан и Ахмад 2009 , с. 109.
  74. ^ Хилленбранд 1989 , с. 107.
  75. ^ Озган и Озкар 2019 , стр. 166–167.
  76. ^ Озган и Озкар 2019 , с. 173.
  77. ^ Озган и Озкар 2019 , с. 170.
  78. ^ Ашкан и Ахмад 2010 , стр. 293, 301.
  79. ^ Ашкан и Ахмад 2010 , с. 293.
  80. ^ Сакиб и Али, 2023 , с. 748.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22f2a41e2b13b8f982c8a54fe3c1ab0d__1714353000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/0d/22f2a41e2b13b8f982c8a54fe3c1ab0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Persian domes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)