История куполов в Южной Азии
Часть серии о |
Советы |
---|
Символизм |
История |
Стили |
Элементы |
Купола впервые появились в Южной Азии в средневековый период , когда они были построены из камня, кирпича и раствора, а также железных дюбелей и скоб. Центровка изготавливалась из древесины и бамбука. Использование железных скоб для соединения соседних камней было известно в Древней Индии и применялось в основании куполов для укрепления обручей. Синтез стилей, возникший в результате введения новых форм в индуистскую традицию строительства трабеатов , создал своеобразную архитектуру. [1]
Купола в до-Могольской Индии имеют стандартную приземистую круглую форму с изображением лотоса и выпуклым навершием наверху, заимствованным из индуистской архитектуры. Поскольку индуистская архитектурная традиция не включала в себя широко арки, для перехода от углов комнаты к куполу использовались плоские карнизы, а не выступы. [2] В отличие от персидских и османских куполов, купола индийских гробниц имеют более выпуклую форму. [3]
Средневековый период
[ редактировать ]Самые ранние примеры включают полукупола гробницы Балбана конца XIII века и небольшой купол гробницы Хана Шахида, которые были сделаны из грубо вырезанного материала и нуждались в отделке поверхности. Алай-Даварза, ворота комплекса Кутб, построенные в 1311 году, имеют первый купол в Индии, сделанный из тонко обработанного камня, разрезанного на блоки вуссуар. Арки превращают квадратную камеру в восьмиугольник, который переходит в шестнадцатигранный многоугольник за счет использования угловых кронштейнов. В высеченном каменном куполе над гробницей Гият ад-Дина Туглука (ум. 1325) используются чередующиеся кольца из мелких и глубоких камней для лучшего сцепления с основным материалом. Использование тонких каменных вуссуаров для этих куполов предполагает миграцию каменщиков из бывшей Сельджукской империи . [4]
В куполах конца 14 века используются камни грубой формы, покрытые штукатуркой, из-за рассредоточения квалифицированных каменщиков после перемещения столицы из Дели в Даулатабад и обратно. Примеры включают Хирки Масджид (ок. 1375 г.) и гробницу Фироз Шаха (ум. 1388 г.). Куполообразную гробницу Хан-и-Джахана Тилангани (1368 г.) обычно называют «первой восьмиугольной гробницей в Дели с куполообразной центральной камерой, окруженной передвижной верандой с тремя арочными проемами на каждой грани», хотя она возникла раньше, чем могила Зафар-хана . [5]
При династии Лоди наблюдалось широкое распространение строительства гробниц: восьмиугольные планы предназначались для королевской семьи, а квадратные планы использовались для других лиц высокого ранга, и в этот период в Индии был представлен первый двойной купол. Есть несколько кандидатов. Гробница матери Зайн- уль Сикандера Лоди была построена с 1517 по 1518 год и упоминается, но она предшествует кирпичной гробнице -Абидина , построенной около 1465 года в Зайне Кадал, Сринагар . Сабз-Бурдж в Дели может быть построен еще раньше, но письменные источники датируют его 1530-40 гг. [6] Хотя гробница Сикандера Локи явно имеет двойной купол с четким пространством между внутренней и внешней оболочкой, более ранняя гробница Шихаб-уд-дина Тадж-Хана (1501 г.) имеет «попытку в этом направлении». Хотя двойные купола уже давно использовались в Персии, Ираке и Западной Азии, индийские купола до этого времени имели одинарную каменную кладку. Впоследствии большинство больших куполов были построены с двумя оболочками, чтобы сохранить хорошие пропорции как внутри, так и снаружи. [7] Мечети с тремя куполами и одним нефом были построены к концу периода Лоди и получили дальнейшее развитие при Великих Моголов. [8]
По словам Анны Суворовой, автора книги «Мусульманские святые в Южной Азии: одиннадцатый-пятнадцатый века» : [10]
Куполообразная конструкция Дата Дурбара типична для домогольской мусульманской архитектуры Южной Азии: при возведении куполов, венчающих квадратное здание, использовалась промежуточная форма скосов или арочных переходных опор. Эти скосы представляют собой арки, построенные по диагонали через углы квадрата, чтобы создать переход от квадрата к сферическому основанию купола. Однако техника возведения куполов на косах оказалась недостаточно прочной, когда купола были чрезмерно высокими или имели слишком большой радиус: такие конструкции не выдерживали стихийных бедствий.
, Некрополь Макли недалеко от Татты , провинция Синд , описан в Оксфордском справочнике по археологии смерти и захоронений как: [11]
Наиболее распространенной формой мусульманского погребального памятника является квадратное кубообразное здание, покрытое куполом. Происхождение этой архитектурной формы является предметом споров, хотя оно может относиться либо к доисламским иранским, либо к византийским формам. Существует огромное количество вариаций этой основной темы, в том числе высокие сотообразные купола, наблюдаемые в Ираке (например, Ситт-Зубайда), многоугольные купола в форме палаток в Турции и Иране, а также луковичные купола, которые можно увидеть в Индии и Южной Азии. ...Одна из крупнейших коллекций мавзолеев находится на холмах Макли недалеко от Татты в провинции Анд, Пакистан, на огромном кладбище окружностью 8 километров. Многие из этих средневековых мавзолеев украшены исламскими и индуистскими мотивами, а более поздние мавзолеи напоминают куполообразные постройки Центральной Азии.
Ранний современный период
[ редактировать ]Первым крупным зданием Великих Моголов является куполообразная гробница Хумаюна , построенная между 1562 и 1571 годами персидским архитектором. Центральный купол, вероятно, имеет кирпичную сердцевину, как это можно увидеть в более поздней разобранной гробнице Хан-и-Ханана . Центральный купол облицован мраморными блоками, прикрепленными к ядру чередующимися широкими и узкими слоями, и есть свидетельства использования железных скоб для их крепления. Железные судороги также могут помочь сформировать натяжное кольцо у основания купола. Центральный двойной купол перекрывает восьмиугольную центральную камеру шириной около 15 метров и сопровождается небольшими куполообразными чаттри, сложенными из кирпича и облицованными камнем. Начиная с 16 века, купола меньшего размера широко изготавливались из прямоугольных кирпичей, при этом необходимая кривизна создавалась за счет сужения швов раствора. [12] Чатри , куполообразные киоски на колоннах, характерные для крыш Великих Моголов, были заимствованы из их индуистского использования в качестве кенотафов . [13]
Строительство Тадж -Махала в Агре , также кирпичного сооружения, облицованного преимущественно мрамором, было начато в 1632 году и в основном завершено в 1636 году; остальная часть обширного комплекса не будет завершена до 1643 года. Гробница была построена для Мумтаз Махал , жены императора Шаха Джахана, после ее смерти в 1631 году. Диаметр центрального двойного купола составляет 22 метра. Внутренний купол имеет толщину три метра и находится более чем на 30 метров ниже внешнего купола. Внешний купол опирается на стены барабана толщиной пять метров. [14] Барабан действует как оптическая коррекция обзора с уровня земли. Высота купола, составляющая половину общей высоты, соответствует архитектуре ранних Тимуридов , но противоречит тенденции архитектуры Великих Моголов до этого момента. [15] Слияние персидской и индийской архитектуры можно увидеть в форме купола: выпуклая форма заимствована из куполов персидских Тимуридов, а навершие с основанием из листьев лотоса заимствовано из индуистских храмов. [2] Внутренний купол имеет декоративный треугольный узор, созданный по образцу гипсовой формы, но здесь вырезанный из мрамора. Весь комплекс очень симметричен. На западной стороне гробницы находится мечеть из красного песчаника с тремя выпуклыми куполами, облицованными мрамором, а на восточной стороне - зеркальный актовый зал, также имеющий три мраморных купола. [16] В центре гробницы находится кенотаф Мумтаз Махал, кенотаф ее мужа смещен к западу. Настоящие саркофаги лежат прямо внизу, в склепе, но в том же порядке. [17]
Последней крупной исламской гробницей, построенной в Индии, была гробница Сафдара Джанга (1753–1754 гг.). Это кирпичное строение, облицованное песчаником и мрамором, снятое с более ранней гробницы Хан-и-Ханана (ум. 1627). Неглубокие кирпичные купола покрывают помещения по периметру здания, а центральный купол, как сообщается, имеет тройную оболочку, с двумя относительно плоскими внутренними кирпичными куполами и внешним выпуклым мраморным куполом, хотя на самом деле может быть, что мраморный и второй кирпичный купола повсюду соединены. но под навершием в виде листа лотоса наверху. [18]
Гробница Мохаммеда Адил Шаха (ум. 1656) в Биджапуре представляет собой один из крупнейших каменных куполов в мире. Названный Гол Гумбаз , или Круглый купол , он имеет внутренний диаметр 41,15 метра и высоту 54,25 метра. Купол был построен из слоев кирпича между толстыми слоями раствора и оштукатурен с обеих сторон, так что купол действует как бетонная оболочка, армированная кирпичами. Толщина у основания составляет 2,6 метра. [19] Купол был самым технически совершенным из построенных в Декане и иллюстрирует расцвет искусства и архитектуры, который произошел в период наибольшего развития султаната Адил Шахи . [20] Радиальные трещины были устранены в 1936–1937 годах путем армирования внешней части купола, который затем был покрыт торкрет-бетоном. [21] И купол Гол Гумбаз, и меньший купол Джама Масджид , купол шириной 57 футов, также расположенный в Биджапуре, находятся над характерными переходными зонами, состоящими из восьми пересекающихся арок, которые сужают проемы, которые необходимо перекрыть. [22]
Мечети Великих Моголов, такие как мечеть Джама, Фатехпур Сикри , Джама Масджид, Дели и медресе Газиуддин Хан , имели молитвенный зал, покрытый тремя куполами вдоль стены киблы. [24] Мечеть Бадшахи , одна из жемчужин архитектуры Великих Моголов. [25] и вторая по величине мечеть Южной Азии, [26] построенный Ауренгзебом в 1673 году, [25] описывается историком Кэтрин Б. Ашер как: [23]
Молитвенная палата в целом соответствует плану мечети Шаха Джахана в Дели, построенной примерно двумя десятилетиями ранее, хотя она значительно больше. Мечеть Бадшахи, построенная по образцу общинных мечетей периода Шах-Джахана, демонстрирует большее ощущение пространственной напряженности в соответствии с новой эстетикой, сложившейся в начале правления Аурангзеба. Частично это достигается за счет огромных масштабов комплекса и небольших по сравнению с общими размерами здания арочных проемов фасада. Еще больше подчеркивают это пространственное напряжение выпуклые купола и минареты в сложных углах, которые подчеркивают ощущение вертикальности.
Купола часто появляются в сикхской архитектуре , на которую большое влияние оказала архитектура Великих Моголов. Большинство исторических сикхских зданий были построены в конце 18 века. Купола в сикхской архитектуре в основном ребристые с изображением лотоса вверху и цветочными мотивами внизу. Эти купола начинаются с широкого основания и достигают максимальной окружности, когда они подняты менее чем на половину высоты. [27]
Более поздний современный период
[ редактировать ]После падения Империи Великих Моголов новая форма возрожденческой архитектуры под руководством британцев развилась , известная как индо-сарацинская архитектура . Он во многом опирается на архитектурные формы готики, раджпутов и Великих Моголов, а также широко используемые купола. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Таппин 2003 , с. 1941, 1943-1944 гг.
- ^ Jump up to: а б Петерсон 1996 , с. 68.
- ^ Наттгенс 1997 , с. 157.
- ^ Таппин 2003 , с. 1944, 1946-1947 гг.
- ^ Таппин 2003 , с. 1947 год.
- ^ Таппин 2003 , с. 1948 год.
- ^ Браун 2013 .
- ^ Сакиб и Али, 2023 , с. 745.
- ^ Дандекар и Чахер 2016 , с. 232.
- ^ Suvorova 2004 , p. 57.
- ^ Тарлоу и Штутц 2013 , с. 253.
- ^ Таппин 2003 , с. 1944, 1948-1949 гг.
- ^ Петерсон 1996 , с. 200.
- ^ Таппин 2003 , с. 1949 год.
- ^ Пароди 2000 , с. 537.
- ^ Кох 2005 , с. 140-143.
- ^ Тиллотсон 2012 , с. 75.
- ^ Таппин 2003 , с. 1950-1951.
- ^ Таппин 2003 , с. 1949-1950.
- ^ Мичелл и Зебровски 1987 , с. 15.
- ^ Таппин 2003 , с. 1951.
- ^ Спирс 1911 , с. 961.
- ^ Jump up to: а б Ашер 1992 , стр. 257–258.
- ^ Сакиб и Али, 2023 , с. 747.
- ^ Jump up to: а б Хайцман 2008 , с. 75.
- ^ Авари 2013 , с. 118.
- ^ Рандхир 1990 , с. 14–15.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер, Кэтрин (1992), Архитектура Индии Великих Моголов , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-26728-1
- Авари, Бурджор (2013), Исламская цивилизация в Южной Азии: история мусульманской власти и присутствия на Индийском субконтиненте , Routledge, ISBN 978-0-415-58061-8
- Браун, Перси (2013). Индийская архитектура (исламский период) . Read Books Ltd. ISBN 978-1-447-49482-9 .
- Дандекар, Дипра; Чахер, Торстен (2016), Ислам, суфизм и повседневная политика принадлежности в Южной Азии , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-1-317-43596-9
- Хайцман, Джеймс (2008), Город в Южной Азии , Рутледж, ISBN 978-1-134-28963-9
- Кох, Эбба (2005). «Тадж-Махал: архитектура, символизм и городское значение» (PDF) . Мукарнас . 22 : 128–149. дои : 10.1163/22118993-90000087 .
- Мичелл, Джордж; Зебровский, Марк (1987). Архитектура и искусство Деканских султанатов . Новая Кембриджская история Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-56321-5 .
- Наттгенс, Патрик (1997). История архитектуры . Гонконг: Phaidon Press Limited. ISBN 0-7148-3616-8 .
- Пароди, Лаура Э. (2000). « « Дистиллированная сущность духа Тимуридов »: некоторые наблюдения о Тадж-Махале» . Восток и Запад . 50 (1). Итальянский институт Африки и Востока (IsIAO): 535–542. JSTOR 29757466 .
- Петерсон, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. ISBN 0-203-20387-9 .
- Рандхир, GS (1990). Сикхские святыни в Индии . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания. ISBN 978-8-123-02260-4 .
- Сакиб, Мохаммед; Али, Асиф (2023). «Персидская архитектура: источник вдохновения для императорских мечетей Великих Моголов в Северной Индии» . Журнал исламской архитектуры . 7 (4). Джава Тимур, Индонезия: Международный центр исламской архитектуры: 744–749. дои : 10.18860/jia.v7i4.21013 .
- Суворова, Анна (2004), Мусульманские святые Южной Азии: с одиннадцатого по пятнадцатый века , Routledge, ISBN 978-1-134-37006-1
- Таппин, Стюарт (2003). «Структурное развитие каменных куполов в Индии». В Уэрте, С. (ред.). Материалы Первого международного конгресса по истории строительства, Мадрид, 20–24 января 2003 г. (PDF) . Мадрид: И. Хуан де Эррера. стр. 1941–1952. ISBN 84-9728-070-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2013 года.
- Тарлоу, Сара; Штутц, Лив Нильссон, ред. (6 июня 2013 г.), Оксфордский справочник по археологии смерти и захоронений , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-165039-0
- Тиллотсон, Джайлз (2012). Тадж-Махал . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-06365-5 .
- Спирс, Ричард Фене (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 956–961.