Цель Купол
16 ° 49'48,11 "N 75 ° 44'9,95" E / 16,8300306 ° N 75,7360972 ° E | |
Расположение | Биджапур , Карнатака , Индия |
---|---|
Тип | Мавзолей |
Материал | Темно-серый базальт, гипс |
Посвящается | Мухаммад Адиль Шах |
Варианты названия Гол Гумбад |
Гол Гумбаз ( букв. « Круглый купол » ), [1] также написано Гол Гумбад , [2] 17 века, — мавзолей расположенный в Биджапуре , городе в штате Карнатака , Индия . Здесь покоятся останки Мохаммада Адил Шаха , седьмого султана династии Адил Шахи , и некоторых его родственников. Строительство, начатое в середине 17 века, так и не было завершено. Мавзолей примечателен своими масштабами и исключительно большим куполом. Это сооружение является важным примером архитектуры Адил Шахи.
внесла Это здание является одним из тех, которые ЮНЕСКО в «предварительный список», который в 2014 году станет объектом Всемирного наследия под названием « Памятники и форты Деканского султаната» . [3]
История
[ редактировать ]Строительство Гол Гумбаза началось в середине 17 века, в конце правления Мухаммеда Адил Шаха, которое длилось с 1627 по 1656 год. [1] Он расположен прямо за даргой Хашима Пира , суфийского святого; Ричард Итон считает, что это указывает на тесные отношения между правителем и святым. [4] Мавзолей так и не был завершен; строительство могло быть остановлено в 1656 году из-за смерти Мохаммеда Адил Шаха в том же году. [2]
Архитектура
[ редактировать ]Гол Гумбаз — одно из самых амбициозных сооружений, построенных династией Адил Шахи. Это самое технически совершенное куполообразное сооружение, возведенное на Декане . [5] и одна из крупнейших однокамерных структур в мире. [1] Архитектор сооружения неизвестен. [6] Бьянка Альфиери утверждает, что размер здания был сознательным решением, принятым Мухаммедом Адил Шахом, чтобы конкурировать с архитектурой Ибрагим Раузы , гробницы предшественника правителя Ибрагима Адил Шаха II . [1] С другой стороны, Элизабет Мерклингер предполагает, что этот размер был попыткой утвердить авторитет династии Адил Шахи в свете ее более позднего поглощения Империей Великих Моголов . [7]
Мавзолей находится в более крупном комплексе, обнесенном стеной, с другими зданиями, такими как мечеть, -хана и Дхармшала Наккар . [1]
План и экстерьер
[ редактировать ]Несмотря на грандиозность памятника, план Гол Гумбаза прост. Это куб 47,5 м с каждой стороны, увенчанный полусферическим куполом диаметром около 44 м. Восьмиугольные башни с куполами, каждая из которых разделена на семь этажей и увенчана выпуклым куполом, располагаются по четырем углам куба. Уровни башен отмечены аркадами и имеют внутри лестницы. [2]
Стены сооружения построены из темно-серого базальта и декорированной штукатурки . [8] Каждая боковая стена куба имеет три глухие арки ; перемычки арок украшены мотивами медальонов, а центральная арка на каждой боковой стене заполнена каменной перегородкой с дверными проемами и окнами. Карнизы выступают со стороны здания, поддерживаются кронштейнами . На карнизах расположены ряды небольших арок, увенчанных большими зубцами . Листья окружают основание купола мавзолея, скрывая стык между куполом и барабаном. [1] [2]
Интерьер
[ редактировать ]Интерьер представляет собой огромную одиночную камеру диаметром около 41 метра и высотой 60 метров. [1] В центре пола зала находится приподнятая платформа с кенотафами Мохаммада Адил Шаха, его младшей жены Арус Биби, его старшей жены, его любимой любовницы Рамбы, его дочери и внука. Кенотафы отмечают местонахождение настоящих гробниц, которые находятся в склепе внизу и доступны по лестнице под западным входом в мавзолей. Хотя это типично для индийских мусульманских гробниц, [7] это единственный случай такой практики в архитектуре Адил Шахи. [2] Кенотаф Мохаммада Адил Шаха покрыт деревянным навесом; Мичелл и Зебровски предполагают, что это более позднее дополнение. [9] К северному фасаду здания пристроено полувосьмиугольное помещение, но это тоже более поздняя пристройка. [8]
Купол
[ редактировать ]На момент постройки Гол Гумбаз мог похвастаться самым большим куполом в исламском мире. [6] Его внешний диаметр составляет почти 44 метра. [2] Купол построен из кирпича и сцементирован слоями извести. У него есть шесть небольших отверстий в основании, а также плоская часть на макушке. Купол опирается на круглое основание, которое изнутри поддерживается переплетенными подвесками , образованными восемью пересекающимися арками, выходящими из внутреннего зала. [1] [2] Подобные своды встречаются, хотя и в меньшем масштабе, в Джами Масджид в Биджапуре и Ибрагим-Раузе . [6] За пределами Биджапура эта подвесная система поддержки практически неизвестна. [1] Концептуальное происхождение подвесок Гол Гумбаза обсуждается, хотя Центральной Азии . многие ученые предполагают влияние [6]
Вокруг основания купола расположена галерея, куда можно попасть по лестницам в башнях. Ее называют «шепчущей галереей», поскольку отсюда доносится самый слабый звук из-за отражения звука от купола. [8]
Искусство и литература
[ редактировать ]В альбоме для вырезок из гостиной Фишера, 1833 год, есть фотография Гола Гумбаза под названием « Гробница Мухаммеда Шаха» Сэмюэля Праута , гравированная Р. Сэндсом и сопровождаемая поэтической иллюстрацией Летиции Элизабет Лэндон, отражающей утверждение о том, что у него был счастливый конец. [10]
Галерея
[ редактировать ]- Листья у основания купола.
- Резьба на стене
- Купол ворот c. 1860 г.
- Вид на гробницу из сада
- Западный фасад Гол Гумбаз
- Соседнее здание. [ нужны разъяснения ]
- Зубцы западного фасада
- Историческая пушка выставлена перед Гол Гумбазом
- Руины возле входа
- Угловой вид
- Могила
- Внутренний вид купола.
- Почтовая марка (1949 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Альфиери, Бьянка Мария (2000). Исламская архитектура Индийского субконтинента . Ф. Борромео. Лондон, туалет: паб Laurence King. стр. 168–170. ISBN 81-85822-74-3 . OCLC 44536138 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Мичелл, Джордж (1999). Архитектура и искусство Деканских султанатов . Марк Зебровский. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 92–94. ISBN 978-0-511-46884-1 . OCLC 268771115 .
- ^ «Предварительный список» ЮНЕСКО.
- ^ Итон, Ричард Максвелл (1978). Суфии Биджапура, 1300-1700: социальные роли суфиев в средневековой Индии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 120. ИСБН 978-1-4008-6815-5 . OCLC 706006768 .
- ^ Мичелл, Джордж (1999). Архитектура и искусство Деканских султанатов . Марк Зебровский. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 15. ISBN 978-0-511-46884-1 . OCLC 268771115 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мондини, Сара (5 августа 2020 г.), «Джами Масджид Михраб в Биджапуре: запись тюркской идентичности в спорном пространстве» , Турецкая история и культура в Индии , BRILL, стр. 294, номер домена : 10.1163/9789004437364_011 , ISBN 978-90-04-43736-4 , S2CID 234656650 , получено 22 июня 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мерклингер, Элизабет Шоттен (1978). «Возможное влияние сельджуков на купол Гол Гумбада в Биджапуре» . Восток и Запад . 28 (1/4): 257–261. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756462 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Гол Гумбаз» . Архнет .
- ^ Мичелл, Джордж (1999). Архитектура и искусство Деканских султанатов . Марк Зебровский. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 134. ИСБН 978-0-511-46884-1 . OCLC 268771115 .
- ^ Лэндон, Летиция Элизабет (1832). «поэтическая иллюстрация». Альбом для вырезок из гостиной Фишера, 1833 год . Фишер, Сын и Ко. Лэндон, Летиция Элизабет (1832). "картина". Альбом для вырезок из гостиной Фишера, 1833 год . Фишер, Сын и Ко.