Харраканские башни
Харраканские башни Высокие башни | |
---|---|
![]() Башни-близнецы Хараган | |
Религия | |
Принадлежность | мусульманин |
Год освящен | Первая башня 1067 г. Вторая башня 1093 г. |
Расположение | |
Расположение | Хесар-э-Валиеср , провинция Казвин , Иран |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Мухаммад бин Макки аль-Занджани |
Технические характеристики | |
Ширина | 4 м |
Высота (макс.) | 13 м |
Башни Харракан (известные как башни Харрахан или Хараган ; персидский : برجهای خرقان ) представляют собой пару мавзолеев, построенных в 1067 и 1093 годах в районе Харракан на севере Ирана , недалеко от Казвина . Они примечательны тем, что являются ранним примером геометрического орнамента. [1] ранний пример двойных куполов , [2] и одна из самых ранних башен-гробниц, появившихся в сельджукский период средневекового Ирана в 11 веке. [3] [2]
Восьмиугольные кирпичные конструкции имеют высоту 13 метров (43 фута) и ширину каждой стороны 4 метра (13 футов). [4] Поверхность обеих мавзолеев демонстрирует широкое использование геометрии. Внутренние стены старого мавзолея украшены картинами различной тематики. [5] Восточная башня датируется 1067–1068 годами, а западная башня — 1093 годом. [2]
Описания
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]Обе мавзолеи имеют двойные купола; внутренние оболочки целы, но внешние оболочки на обеих башнях утеряны. Прямого доступа света через окна на внешней и внутренней оболочках купола нет. [2] Однако противоположные положения окон на двух оболочках позволяют непрямому свету проникать в первую башню через боковое окно на внутренней оболочке. [2]
Обе восьмиугольные башни имеют по 8 закругленных контрфорсов – по одному на каждый угол. [2] Стронах и Янг предполагают, что на разрушенной внешней оболочке купола были вертикальные ребра; однако по отсутствию таких же ребер на внутренней стороне они делают вывод, что сопровождающие ребра гребни носили декоративный характер. [2]
Экстерьер
[ редактировать ]Обе башни имеют на внешней поверхности надписи своего архитектора. Мухаммад б. Макки аз-Занджани начертан на более ранней башне; Абу'л-Маали б. Макки аль-Занджани, на более поздней башне. [2] Стронах и Янг указывают, что эти два имени относятся к одному и тому же человеку — местному неизвестному архитектору. [2]
Также на внешней стороне зданий присутствует замысловатый геометрический узор, выполненный из резного кирпича. [6] На кирпиче также имеются длинные надписи, как исторические, так и коранические . Историческая надпись на Восточной башне включает не только имя архитектора, но и другое имя, возможно, предполагаемого покровителя мавзолея, которое из-за повреждений можно прочитать лишь частично. [7]
Куфическая 59, стихи 21–23 , надпись коранического текста на внешних стенах обеих башен, одинаково распределенная по сторонам и контрфорсам, включает в себя Суру узнаваемые, несмотря на повреждения контрфорсов. [2] Сэмюэл Стерн утверждает, что эти суры являются необычным выбором для мавзолеев, но указывает на предыдущие стихи как на более подходящие. [8] В частях надписей над дверью Западной башни можно узнать Суру 23, Аят 115. [8]
Интерьер
[ редактировать ]Интерьер восточной башни, кажется, полностью украшен фресками , но сохранились лишь некоторые из них. изображены светильники мечети , В нишах [2] [5] гранатовых деревьев и павлинов на чередующихся между ними пирсах, [2] [9] и медальон, окружающий павлинов, и геометрический орнамент в верхней части ниш. [2] есть полоса куфической каллиграфии . Чуть ниже начала купола [2]
В интерьере западной башни нет гипсового декора; вместо него — михраб и дополнительный кирпичный орнамент. [2]
Считается, что обитателем восточной башни был Абу Саид Биджар, а обитателем западной башни был Абу Мансур Илтайти, согласно транслитерации надписей на башнях доктором Самуэлем Миклошем Стерном. [2]
Интерпретации
[ редактировать ]Башни Харракана имеют более сложный внешний дизайн, индивидуальный для каждой из 8 сторон, по сравнению с другими башнями с более повторяющимися узорами. [10] Олег Грабарь напоминает, что конкретного метода выяснения смысла абстрактного, геометрического декора в исламской архитектуре не существует. [10] Вместо этого сложность геометрического рисунка способствует пониманию самого визуального дизайна. [11]
Сюжеты настенных росписей внутри западной башни символически связаны с небом. Аббас Данешвари соединяет свет светильника со светом бога, то есть с раем. Данешвари также связывает внутренние картины с раем, подчеркивая иконографическую роль павлинов в медальонах с солнечными лучами как райских птиц. Павлины появляются в исламской средневековой культуре Ирана в литературе и предметах искусства, таких как текстиль и керамические изделия. [12]
21 век
[ редактировать ]Обе башни были значительно повреждены землетрясением Буин-Зара в 2002 году . До этого события они находились в хорошей сохранности, что позволяет предположить, что это было одно из самых мощных землетрясений в регионе примерно за 900 лет. [13]
См. также
[ редактировать ]- Иранская архитектура
- Организация культурного наследия, ремесел и туризма
- Великая Сельджукская Архитектура
- История персидских куполов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грабарь, Олег (1992). Посредничество орнамента . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 142–144. ISBN 978-0691040998 . OCLC 25632729 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Стронак, Дэвид; Янг, Т. Кайлер (1966). «Три башни-гробницы сельджуков». Иран . 4 :8. дои : 10.2307/4299570 . JSTOR 4299570 .
- ^ Хилленбранд, Роберт (1974). «Развитие гробниц Салджуков в Иране». Искусство Ирана и Анатолии с 11 по 13 век нашей эры : 40–59.
- ^ Эттингхаузен, Ричард (2001). Исламское искусство и архитектура 650-1250 гг . Грабарь Олег, Дженкинс, Мэрилин, 1940- (2-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 146 . ISBN 978-0300088670 . OCLC 44764251 .
- ^ Jump up to: а б Данешвари, Аббас (1986). Средневековые гробницы Ирана: иконографическое исследование . Лексингтон, Кентукки, США: Mazdâ Publishers совместно с Undena Publications. п. 42. ИСБН 978-0939214341 . ОСЛК 13700552 .
- ^ Бир, Кэрол (2002). «Геометрия и интерпретация смысла: два памятника в Иране» (PDF) . Мосты: математические связи в искусстве, музыке и науке : 73.
- ^ Стерн, С.М. (1966). «Надписи мавзолеев Харракана». Иран . 4 : 21–22. дои : 10.2307/4299571 . JSTOR 4299571 .
- ^ Jump up to: а б Стерн, С.М. (1966). «Надписи мавзолеев Харракана». Иран . 4:23 . дои : 10.2307/4299571 . JSTOR 4299571 .
- ^ Данешвари, Аббас (1986). Средневековые гробницы Ирана: иконографическое исследование . Лексингтон, Кентукки, США: Mazdâ Publishers совместно с Undena Publications. п. 45. ИСБН 978-0939214341 . ОСЛК 13700552 .
- ^ Jump up to: а б Грабарь, Олег (1992). Посредничество орнамента . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 144. ИСБН 978-0691040998 . OCLC 25632729 .
- ^ Грабарь, Олег (1992). Посредничество орнамента . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 145. ИСБН 978-0691040998 . OCLC 25632729 .
- ^ Данешвари, Аббас (1986). Средневековые гробницы Ирана: иконографическое исследование . Лексингтон, Кентукки, США: Mazdâ Publishers совместно с Undena Publications. стр. 54–56. ISBN 978-0939214341 . ОСЛК 13700552 .
- ^ Уокер, RT; Бергман, Э; Джексон, Дж; Гораши, М; Талебейн, М. (2005). «Землетрясение в Чангуре (Авадж) 22 июня 2002 г. в провинции Казвин, на северо-западе Ирана: перемещение эпицентра, параметры источника, деформация поверхности и геоморфология» . Международный геофизический журнал . 160 (2): 707–720. Бибкод : 2005GeoJI.160..707W . дои : 10.1111/j.1365-246X.2005.02516.x .
35 ° 50'24,5 "N 49 ° 00'32,2" E / 35,840139 ° N 49,008944 ° E