Монастырь Аствацанкал
40 ° 27'47 "N 44 ° 26'37" E / 40,46306 ° N 44,44361 ° E
Монастырь Аствацанкал — армянский монастырский комплекс в провинции Арагацотн , между селами Ернжатап и Хартаван. Он был построен в IV-XIII веках.
Оригинальная часовня церкви была построена в V или VI веке. [1]
Главная церковь была пристроена к часовне в 1244 году по заказу князя Курда из династии Вачутян и его жены Хорисали, как известно из надписи: [1]
По милости и милости Божией я, курд, князь князей, сын великого Ваче, и моя жена Хоришах, дочь Марзпана, построили Святой Катогике в память наших душ. Мы украсили его всевозможными драгоценными украшениями и подарили сад, купленный нами в Парпи, целинную землю в Ошакане , сад в Карби , деревенского жителя (?) и три общежития в 693 году /1244 году нашей эры. [2]
большой притвор или нартекс . Сразу после этого, около 1250 года, был построен [1]
Это один из известных примеров армянской архитектуры 13-го века, в котором использовались конструкции мукарнаса , вызванные влиянием современной исламской архитектуры. [1] [3] Примеры этого можно найти в монастыре Гегард , а также в монастыре Гандзасар (все на территории современной Армении), [4] и в церкви Св. Григория Просветителя в Ани. [5] Во многих из этих примеров своды мукарнаса являются повторяющимися элементами ( притворов притворов) церквей, которые были местом многих инноваций и экспериментов в средневековой армянской архитектуре. [4] Эти заимствования исламских архитектурных мотивов могли быть связаны с влиянием Ильханидов или Сельджуков в регионе, хотя широкое географическое распространение использования мукарны в этот период затрудняет с уверенностью определить какое-либо конкретное влияние. [5]
Гавит обрушился во время армянского землетрясения 1988 года , но с тех пор был реконструирован. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :145. дои : 10.2307/1523305 . ISSN 0732-2992 .
(Страница 145:) Первоначальная часовня на этом месте датируется пятым или шестым веком, к которой на северной стороне была пристроена главная церковь или католикон. Надпись датирует его 1244 годом, что объясняется покровительством принца Курда и его жены Хорисали. Отдельная надпись называет мастера, предположительно строителя, по имени Йованес. Большой притвор или нартекс был построен сразу после церкви и, должно быть, был завершен ок. 1250 г. Внутреннее пространство притвора разделено четырьмя отдельно стоящими опорами, поддерживающими несколько различных типов декоративных сводов. Над квадратным центральным пространством находился сложный свод мукарнас размером чуть более 5 м с каждой стороны с центральным эрдиком или окулусом, который, возможно, первоначально был покрыт куполом с колоннадой.
(Страница 146:) Обычный план гавита с девятью пролетами напоминает типичный план мечети с девятью пролетами, который распространился по всему исламскому миру от Центральной Азии до Испании после эпохи Аббасидов; в то же время купольная девятипролетная конструкция была общей для наоса как византийской, так и армянской церкви. (...) По этой причине гавиты тринадцатого века являются отличными индикаторами архитектурной изобретательности, а формы, имитированные у соседних культур, также являются индикаторами культурного взаимодействия. Другие, лучше сохранившиеся образцы, известные из Гегарда (до 1225 г.), Харича (около 1224 г.) и Гандзасара (1261 г.), были оснащены тщательно продуманными сводами мукарнаса, подобными своду в Аствацанкале, и, возможно, выполнены теми же каменщиками. Мукарнасный свод притвора церкви Апостолов в Ани, построенный в начале тринадцатого века, также имеет аналогичную геометрию.
(Страницы 152-153:) Потому что мукарны явно были изобретены в исламской среде... - ^ Франклин, Кэтрин Дж.; Фордерштрассе, Таша; Бабаян, Фрина (апрель 2017 г.). «Изучение позднесредневековой деревни на примере Амбройи, Армения» . Журнал ближневосточных исследований . 76 (1): 128. дои : 10.1086/690559 .
- ^ Маранчи, Кристина (2018). Искусство Армении: Введение . Издательство Оксфордского университета. п. 135. ИСБН 978-0-19-026901-2 .
- ^ Jump up to: а б Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :146. дои : 10.2307/1523305 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 1523305 .
- ^ Jump up to: а б Гуидетти, Маттиа (2017). «Исламистость» некоторых орнаментов церкви Тиграна Оненца в Ани» . В «Благословении», Патрисия (ред.). Архитектура и ландшафт в средневековой Анатолии, 1100-1500 гг . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-1130-1 .
- ^ Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :146. дои : 10.2307/1523305 . ISSN 0732-2992 .
К еще большему сожалению, рассматриваемое здание было разрушено во время армянского землетрясения 1988 года, а центральный свод, а также северная и западная стены притвора рухнули.