Гандзасарский монастырь
Гандзасарский монастырь | |
---|---|
Гандзасарский монастырь | |
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Обряд | Армянский |
Год освящен | 22 июля 1240 г. [1] |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | возле Ванкли , села Кельбаджар , Азербайджан |
Географические координаты | 40 ° 03'26 "N 46 ° 31'50" E / 40,0572862 ° N 46,5305449 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Армянский |
Новаторский | 1216 [2] |
Завершенный | 1238 [2] |
Технические характеристики | |
Длина | церковь: 12,3 метра (40 футов) [3] пролет : 11,8 метра (39 футов) [4] |
Ширина | церковь. 17,75 метра (58,2 фута) [3] пролет : 13,25 метра (43,5 фута) [4] |
Гандзасар ( арм .: Гандзасар ) [а] собор XIII века — армянский апостольский исторически монастырь) недалеко от села Ванк в Кельбаджарском районе Азербайджана ( . Исторически это была самая важная церковь Арцаха (Нагорного Карабаха) с момента ее основания. Один из лучших образцов армянской архитектуры. [6] [7] Здание середины 1200-х годов наиболее известно среди ученых своим богато украшенным куполом. [6] [7]
В Азербайджане , где его называют «Гянджасар» ( азербайджанский : Gəncəsər ), история монастыря фальсифицируется. Власти Азербайджана отрицают его армянское наследие и вместо этого называют его « храмом кавказских албанцев ». [8]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Считается, что название Гандзасар означает «гора сокровищ» , что в переводе с армянского , произошло от традиции, согласно которой монастырь был построен на холме, содержащем руды серебра и других металлов. [10] [11]
Это место впервые упоминается в письменных источниках католикосом Ананией из Мокса, жившим в десятом веке (годы правления 946–968). [10] который включил Саргиса, монаха из Гандзасара, в число участников собора 949 года, созванного в Хачене для примирения халкидонских и нехалкидонских армян. [1] Вокруг монастыря были найдены хачкары 1174, 1182 и 1202 годов, что также указывает на существование на этом месте церкви или монастыря. [1]
Фундамент
[ редактировать ]Главная церковь была построена между 1216 и 1238 годами Хасаном-Джалалом Даулой. [5] [2] [13] Армянский князь Внутреннего Хачена [14] и патриарх Дома Гасан-Джалалян . [15] Он был освящен 22 июля 1240 года, в праздник Преображения Господня ( Вардавар ) в присутствии около 700 священников. [1] Строительство гавита ( нартекса ) к западу от церкви было начато в 1240 году и завершено в 1266 году. [5] Атабеком, сыном Хасан-Джалала и его жены Мамкан. [14] [13] [2] Киракос Гандзакеци , современный историк, описал строительство церкви в своей «Истории Армении» . [1]
14-16 вв.
[ редактировать ]Гандзасар стал резиденцией Католикосата ( , Кавказской) Албании кафедры Армянской Апостольской Церкви , в конце 14 века. [14] Рубен Поль Адалян считает основание кафедры результатом стремления древнего епископства к «церковной автономии, чтобы компенсировать отсутствие контроля и связи со стороны центрального понтификата», а также частью различных местных стратегий в Армении, где доминирует иностранное и исламское правление, чтобы « сохранить некоторое подобие религиозной власти среди людей». В 16 веке он перешел в подчинение Эчмиадзинского католикосата . [16]
17-начало 20 веков
[ редактировать ]Согласно современным источникам, в начале 1700-х годов патриарх Гандзасара имел власть над около 900 селами, в каждом из которых было по сотне дворов, состоящих из крестьян и купцов-армян. [17]
В 17-18 веках Гандзасар стал центром освободительных усилий карабахских армянских меликов , объединившихся вокруг католикоса Есаи Гасан-Джалаляна (ум. 1728). [14] [18] Он был стойким пророссийцем и в письме 1701 года, подписанном меликами Карабаха и Сюника , просил Петра Великого защитить армян от мусульман. [1] Однако только в начале 1800-х годов Российская империя взяла этот регион под свой контроль. Карабахское ханство в конечном итоге перешло под полный контроль России по Гюлистанскому договору . Постановлением российских властей 1836 года, известным как «Положение» , Гандзасар перестал быть резиденцией Арцахской епархии, которая была перенесена в Шушу. [19] К концу 19 века он постепенно был заброшен и обветшал. [19]
Советский период
[ редактировать ]Гандзасар был закрыт советскими властями не позднее 1930 года. [20] была Арцахская епархия восстановлена в 1989 году. Ее предстоятелем был назначен архиепископ Паргев Мартиросян . Благодаря его усилиям Гандзасар вновь открылся 1 октября 1989 года после шести месяцев ремонта. [21] Советское правительство дало разрешение, а Советского Азербайджана — нет. Гандзасар стал первой церковью, вновь открытой после десятилетий подавления. По словам Зори Балаяна, несколько агентов КГБ . среди присутствовавших на мероприятии «могли быть замечены» [22] Гандзасар служил резиденцией епископа до того, как в 1998 году он был перенесен в собор Казанчецоц в Шуше (Шуши). [23] [24]
Первая Нагорно-Карабахская война
[ редактировать ]Гандзасар несколько раз подвергался нападениям во время Первой Нагорно-Карабахской войны . 6 июля 1991 года советские солдаты и сотрудники ОМОНа совершили обыск в Гандзасаре якобы в поисках оружия. Проверили документы и провели тщательный обыск, в том числе на кладбище. [25] [26]
Ожесточенные бои развернулись вокруг Гандзасара в 1992 году, когда Азербайджан осадил этот район. Армяне прорвали осаду, что спасло Гандзасар и повысило его духовный статус, писал Томас де Ваал . [27] 16 августа 1992 года некоторые из прилегающих построек монастырского комплекса были разрушены в результате бомбардировки азербайджанскими вертолетами, намеренно нацеленной на церковь. Корли пишет, что попытка бомбардировки Гандзасара не имела никакого военного значения и что ее рейд «представился преднамеренной попыткой атаковать армянское наследие в Карабахе». [28]
31 августа 1992 года министр обороны Армении Вазген Саргсян и Серж Саргсян созвали в одной из монашеских келий Гандзасара первое совещание командующих региона. глава комитета самообороны карабахских армян [29]
20 января 1993 года в результате авиаудара, нанесенного двумя азербайджанскими штурмовиками, монастырь был серьезно поврежден, несколько человек погибли, а священник был ранен. [26] [30]
Восстановление и возрождение
[ редактировать ]После войны монастырь был полностью отремонтирован на средства российского бизнесмена и филантропа Левона Айрапетяна , уроженца Ванка. [31] [32] [33] Реставрационные работы, продолжавшиеся с 2000 по 2002 год, включали восстановление алтаря, притвора и облицовку пола плиткой. [34] [35] Айрапетян также профинансировал асфальтирование дороги, ведущей к церкви. [20] Некоторые разногласия возникли вокруг облицовки стены вокруг монастыря в 2011 году плиткой. Она финансировалась Айрапетяном и осуществлялась компанией, принадлежащей Владимиру Айрапетяну, его младшему брату. Хотя архиепископ Паргев Мартиросян заявил, что стена не была средневековой и не имела большого архитектурного значения, поэтому облицовка ее плиткой была оправдана, критики утверждали, что она является частью исторического комплекса. [36]
16 октября 2008 года в Карабахе состоялась массовая свадьба , организованная Левоном Айрапетяном. В этот день обвенчались около 700 пар, из них 500 обвенчались в соборе Казанчецоц в Шуши и 200 - в Гандзасаре. [37] [38] [39] [40] 13 апреля 2016 года Католикос Гарегин II и Католикос Киликии Арам I произнесли молитву о мире и безопасности Нагорного Карабаха. Это произошло через несколько дней после столкновений между армянскими и азербайджанскими силами , которые стали самыми смертоносными со времени прекращения огня в 1994 году. [41] В 2010 году отмечалось 770-летие монастыря, в 2017 году — 777-летие. [42] [43]
Он остался под контролем Армении после Второй Нагорно-Карабахской войны в 2020 году.
Азербайджанский контроль
[ редактировать ]После азербайджанского наступления 19–20 сентября 2023 г. Нагорный Карабах был распущен , и все население бежало в Армению. В начале октября 2023 года в сети было опубликовано видео, на котором видно, как азербайджанская полиция находится в монастыре. [44] [45] Одновременно Государственная служба культурного наследия Азербайджана распространила заявление, в котором утверждалось, что «монастырь Гянджасар» является «одним из самых выдающихся памятников христианской архитектуры Кавказской Албании». В нем утверждалось, что во время армянской «оккупации» он был «разрушен армянами», которые провели «незаконный ремонт-реставрацию». [46] Азербайджанский историк Ризван Гусейнов заявил, что надписи были «фальсифицированы». [47] На обвинения ответили армянский археолог и историк Гамлет Петросян и организация Monument Watch. [48] [49] Представитель Армении в ЮНЕСКО Кристиан Тер-Степанян обвинил Азербайджан в попытке «присвоить и исказить идентичность Гандзасара, одного из самых известных средневековых армянских монастырей». [50] В в Time статье Кристина Маранчи предупредила, что ее армянские надписи, хачкары и надгробия находятся под угрозой исчезновения под контролем Азербайджана. [51]
Описание
[ редактировать ]Монастырь расположен на вершине холма, на высоте 1270 метров (4170 футов). [13] к юго-западу от села Ванк (азербайджанский: Вэнгли ) в Мартакертском уезде . [52] В обнесенный стеной монастырский комплекс входит церковь с притвором ( гавитом ), жилые помещения, архиерейская резиденция, трапезная и здание школы. [52] Жилые помещения, расположенные на северной стороне, содержат восемь камер (2,9 на 2,5 метра (9,5 × 8,2 фута)), построенных в 17 веке. На восточной стороне находится трапезная , построенная около 1689 года. Двухэтажное здание школы было возведено в 1898 году. К югу от монастырских стен находится старое кладбище, где находились священники, архиереи и знатные миряне (например, мелики ) территории были закопаны. [52]
Анатолий Якобсон назвал Гандзасар «энциклопедией» армянской архитектуры , а Баграт Улубабян и М.С. Асатрян назвали его «драгоценностью». [1]
Монастырь состоит из притвора ( гавита ) и главной церкви, названной в честь Иоанна Предтечи . [5] Внешние размеры церкви составляют 12,3 на 17,75 метра (40,4 × 58,2 фута). [3] Нартекс или притвор размером 11,8 на 13,25 метра (38,7 × 43,5 фута), [4] [52] представляет собой зал квадратной формы с двумя колоннами у восточной стены, поддерживающими крышу. Он очень похож на притвор Крестовоздвиженской церкви монастыря Ахпат . [14] [4] портал западного фасада притвора . Богато украшен [52]
Главный храм, названный в честь Иоанна Крестителя , [5] имеет прямоугольный крестообразный план с двухэтажными ризницами (камерами) по четырем углам. [14] [3] [52] По своему стилю он похож на планы главных церквей Гегарда , Ованнаванка и Аричаванка , также построенных в 13 веке. [52] [53] [54]
Церковь примечательна своим богато украшенным 16-гранным куполом . [52] [27] [30] Барельефы на ее внешней стороне изображают Распятие Иисуса , Марию с младенцем Иисусом, Адама и Еву , двух ктеторов (покровителей), держащих модель церкви, геометрические фигуры, такие как розетки , голову быка и орла. [14] [52] [55] Барельефы сравнивают с искусной резьбой Ахтамара . [56] [52]
Внутренние подвески под цилиндрическим куполом в интерьере украшены геометрическими орнаментами, такими как звезды, круги и квадраты, растениями, такими как спиральные побеги , пальметты . [3] На каждой стороне кулона расположены горельефы с изображением головы овцы, головы быка и антропоморфных фигур. По словам Якобсона, овцы и быки в этот период считались священными животными и использовались в качестве защитников сооружения. [57]
Значение
[ редактировать ]С момента своего основания монастырь на протяжении веков был центром образования и рукописного производства. [14] Он служил местом захоронения армянских князей Хачена. [58]
Гандзасар — главная историческая туристическая достопримечательность во всем Карабахе (Арцахе) и одно из лучших мест в целом. [59] [20] Это также центр паломничества как главный исторический собор региона как для карабахских армян, так и для туристов (армянского происхождения). [27] [20] Томас де Ваал еще в 1997 году отмечал, что Гандзасар, самая известная церковь Карабаха, "приобрела в Карабахе мифический статус". [27] Феликс Корли писал, что он, наряду с собором Казанчецоц в Шуши (Шуше), является мощным символом истории и идентичности карабахских армян независимо от их религиозной принадлежности. [26]
Матенадаранский филиал
[ редактировать ]Матенадарана В 2015 году в монастыре был открыт филиал — ереванского музея и научно-исследовательского института рукописей. [60] [61] [62] Во время Нагорно-Карабахской войны 2020 года более ста хранившихся там рукописей были эвакуированы в Ереван и в марте 2021 года выставлены в ереванском Матенадаране. [63] [64] [65]
Азербайджанский негативизм
[ редактировать ]В 1970-х годах советские азербайджанские историки, в частности Рашид Геюшев и Зия Буньядов , выдвинули отрицательную теорию, согласно которой Гандзасар был памятником кавказских албанцев . Они основывали свое утверждение на том, что это была резиденция Албанского Католикосата Армянской Апостольской Церкви. Эту теорию переняли и пропагандировали другие азербайджанские историки, такие как Давуд Ахундов, [66] и с тех пор был принят властями Азербайджана. Например, в 2017 году Хикмет Гаджиев пресс-секретарь МИД Азербайджана заявил, что Гандзасар — «албанский христианский храм, оккупированный армянскими вооруженными силами в Кельбаджарском районе, — это не Гандзасар, а Гянджасар, и не имеет ничего общего с Армяно-григорианская церковь». [67]
Историки, оспаривающие азербайджанскую государственную версию местной истории региона, в том числе Виктор Шнирельман , отмечают, что Кавказская Албания исчезла в 10 веке, и что Армянская церковь просто приняла название своей самой восточной епархии по традиции. [66] [68] [69] Шнирельманн отмечает, что азербайджанские историки намеренно опускают тот факт, что Гандзасар является типичным образцом армянской архитектуры X-XIII веков, а также многочисленные армянские надписи на его стенах. [66] Томас де Ваал отметил, что в брошюре 1997 года под названием «Албанские памятники Карабаха» Играра Алиева и Камиля Мамедзаде «тщательно исключили все армянское письмо» из изображения фасада Гандзасара на ее обложке. [70] Рубен Галичян отмечает, что Гандзасар, хотя и представленный в Азербайджане как якобы «албано-азербайджанский» исторический монастырь и часть культурного наследия Азербайджана, остался в упадке под контролем Азербайджана. [71]
Галерея
[ редактировать ]- Монастырь с юго-востока
- Монастырь с юга
- Церковь с севера
- Церковь с запада
- Дверь церкви, западный фасад
- Церковная башня с северо-востока
- Церковная башня с северо-востока, деталь
- Церковная башня, Хасан-Джалала Даулы скульптура
- Неразорвавшиеся боеприпасы после обстрела монастыря азербайджанскими войсками 29 октября 1992 года.
- Хачкар Хасана I, деда Хасан-Джалала
- Интерьер церкви, притвор : мраморное надгробие Гасана Джалала Вахтангяна.
- Интерьер церкви: надпись на фундаменте
- Интерьер церкви: купол над переправой
Ссылки
[ редактировать ]- примечания
- цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мкртчян 1989 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мкртчян 1989 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мкртчян 1989 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мкртчян 1989 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хьюсен 2001 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Якобсон, А. (1991). "Из истории армянского средневекового зодчества (Гандзасарский монастырь XIII в.)" . К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении : 447.
- ^ Перейти обратно: а б Анохин, Г. (1981). «Маленький Кавказ» . Физическая культура и спорт .
- ^ Шнирельман, В. (2003). Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье . М.: Академкнига. p. 212.
- ^ Перейти обратно: а б Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре». Монастырь Хоромос: искусство и история . Париж: Коллеж де Франс – Центр исследований истории и цивилизации Византии CNRS. п. 213.
- ^ Перейти обратно: а б Улубабян, Якобсон 1976 , с. 686.
- ^ Мкртчян, Гаяне (31 августа 2007 г.). «Чудо в Карабахе: Посещение «загадочной» достопримечательности Ванк» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 22 августа 2016 г.
- ^ РУКОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА И УТИКА (PDF) . Агбу. 2022. с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б с Тер-Даниелян 1948 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Улубабян, Якобсон 1976 , с. 687.
- ^ Гасан-Джалалян, Степан (2006). «Князь князей Арцаха-Хачена: Гасан-Джалал-Дола» . Эчмиадзин . 62 (10–11). 103.
- ^ Адалян, Рубен Поль (2010). Исторический словарь Армении . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . стр. 128–129. ISBN 978-0-8108-7450-3 .
- ^ Айвазян, А.М. (2010). «Демографическая ситуация в Карабахе между 1710 и 1720 годами» . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (1-2). 59–67. ; первоначально опубликовано в: Айвазян, Армен (2001). «Демографическая ситуация в Карабахе в 1710-1720-е годы» . Армянский разум . 5 (1–2): 67–74.
- ^ Гасан-Джалалян, СР (2011). « Политическая деятельность и историографическое наследие католикоса Есаи Гасан-Джалалаяна» Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (3). 82–97.
- ^ Перейти обратно: а б Тер-Даниелян 1948 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б с д Айрумян, Наира (1 ноября 2008 г.). «Восстановление и беспокойство: региональные беспорядки напоминают о годах прогресса НКР, одновременно вызывая тревогу» . Армянский Всеобщий Благотворительный Союз . Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Редколлегия (1989). «Գանձասար [Гандзасар]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 46 (9–10). Первопрестольный Святой Эчмиадзин : 78.
- ^ Корли 1998 , с. 327.
- ^ «Нагорно-Карабахская Республика: Религия и церковь» . Historyofarmenia.am (на армянском языке). ЕГУ Институт арменоведения
. Первым вновь открытым храмом стал Гандзасарский монастырь (1989 г.), который сначала стал пресвитерием епархии (ныне это церковь Св. Аменпркича Казанчецоц в Шуши).
- ^ Карапетян, Б. «Шуши» (на армянском языке). Институт арменоведения ЕГУ (через Карабахскую освободительную войну 1988-1994 гг. (Karabakh Liberation War 1988-1994), 2004, Ереван: Издательство Армянской энциклопедии).
С. Казанчецоц, пресвитер Арцахской епархии. Спасительский собор (XIX век). ...в 1998 году был завершен ремонт колокольни церкви и она была торжественно освящена 19 июля под руководством архиепископа Паргева Мартиросяна, пресвитера Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви.
- ^ Кокс, Кэролайн ; Эйбнер, Джон (1993). «Операция Кольцо» . Этническая чистка в процессе: война в Нагорном Карабахе . Институт религиозных меньшинств в исламском мире ( Международная христианская солидарность ).
- ^ Перейти обратно: а б с Корли 1998 , с. 330.
- ^ Перейти обратно: а б с д де Ваал, Томас (15 ноября 1997 г.). «Эксцентричный форпост христианства» . «Москва Таймс» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 года.
- ^ Корли 1998 , с. 331.
- ^ Джаникян, Григор (23 мая 2013 г.). «Бессмертие приговоренных к смертной казни » Ай Зинвор (на армянском языке). Министерство обороны Армении. Архивировано из оригинала 23 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мелик-Шахназарян 1997г .
- ^ «Айрапетян приговорен Мосгорсудом к 4 годам лишения свободы» . Асбарез . 14 апреля 2016 г.
- ^ Pogosyan, Ashot (13 February 2016). "Успешные армяне России: Левон Айрапетян [Russia's Successful Armenians: Levon Hayrapetyan]" (in Russian). REGNUM News Agency .
- ^ Мемориальная доска на его стенах гласит на армянском и русском языках: «Собор, притвор и монастырский комплекс были восстановлены на средства г-на Левона Айрапетяна в 1999 году».
- ^ "Молодежь призывает Левона Айрапетяна спасти Гандзасар" . Yerkramas (in Russian). 6 July 2011.
Гандзасарский монастырь получил новую жизнь в 2000-2002 гг. благодаря средствам московского бизнесмена Левона Айрапетяна.
- ^ Organova, Natalya (2011). "Гандзасар: война амбиций" . noev-kovcheg.ru . No. 15.
«Когда Левон Айрапетян ремонтировал в 2000-2002 годах притвор церкви, когда выкладывал пол церкви плиткой, когда ремонтировал алтарь церкви, где были архитекторы?» – задается риторическим вопросом отец Григор.
- ^ "Ремонт Гандзасара: вандализм или реставрация: на ограде средневековой церкви Карабаха продолжается облицовка плиткой?" . АрменияСейчас . 12 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2012 г.
- ^ «Необъятная красота Арцаха» . hushardzan.am (на армянском языке). Служба по охране исторической среды и культурных музейных заповедников (Министерство культуры Армении). Архивировано из оригинала 1 марта 2017 года.
- ^ «Большая свадьба Карабаха» . Институт освещения войны и мира . 31 октября 2008 года.
Молодожены обвенчались в церквях Гандзасар и Казанчецоц в Шуши.
- ^ Айрапетян, Анаит (23 октября 2008 г.). «Нагорный Карабах: надежды на массовые свадьбы спровоцируют бэби-бум на сепаратистской территории» . ЕвразияНет . Архивировано из оригинала 6 апреля 2018 года . Проверено 14 октября 2019 г.
Пятьсот шестьдесят пар обвенчались либо в церкви Св. Казанчецоц, либо в монастыре Гандзасар XIII века, недалеко от Ванка.
- ^ «Памятная поездка в Армению и Арцах на празднование столетия АРС» . Асбарез . 24 ноября 2010 года.
...церковь и монастырь Гандзасар в селе Ванк, чей благодетель Левон Хайрабедян, родной сын, спонсировал свадьбы 700 пар в 2008 году. Он также профинансировал реконструкцию купола церкви и рядом построена семинария.
- ^ Редакция (2016). «Послание Его Святейшества Католикоса всех армян Гарегина II в церкви Святого Ованнеса в Гандзасаре (Гандзасар, 13 апреля 2016 г.) [Послание Его Святейшества Католикоса всех армян Гарегина II в церкви Святого Ованеса в Гандзасаре]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 74 (4). 12-14.
- ^ «Отметят 770-летие со дня освящения церкви Св. Ованеса Мкртича» . Арменпресс . 2 апреля 2010 г.
- ^ "Министр иностранных дел Эдвард Налбандян присутствовал на торжествах, посвященных 777-летию освящения монастыря Гандзасар в Арцахе" . mfa.am. Министерство иностранных дел Армении. 27 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Агаев, Насими (5 октября 2023 г.). «Азербайджанские полицейские охраняют христианские объекты в Карабахе, в том числе собор и церковь в Ханкенди, монастырь Гянджасар в Кельбаджаре и монастырь Амарас в Ходжавенде» . Твиттер . Архивировано из оригинала 6 октября 2023 года . Проверено 12 октября 2023 г.
- ^ «РЕЛИГИЯ: В Ханкенди охраняются собор и церковь» . report.az (на азербайджанском языке). 5 октября 2023 года. Архивировано из оригинала 16 октября 2023 года.
- ^ "Госслужба Азербайджана: Армения провела незаконный "ремонт-реставрацию" монастыря Гянджасар" . apa.az. 4 октября 2023 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2023 г.
- ^ Hüseynov, Rizvan [in Azerbaijani] (4 October 2023). "Баку имеет доказательства фальсификации эпиграфики Гандзасарского монастыря [Baku has evidence of falsification of the epigraphy of the Gandzasar monastery]" (in Russian). Archived from the original on 13 October 2023.
- ^ Петросян, Гамлет (4 октября 2023 г.). «В надписях Гандзасара не изменена ни одна буква» (на армянском языке). Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года.
- ^ «Началась экспроприация Гандзасара» . Monumentwatch.org (на армянском языке). Монумент Дозор. Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года.
- ^ «Постоянный представитель Армении выступил с речью в Исполнительном совете ЮНЕСКО» . mfa.am. Министерство иностранных дел Республики Армения. 9 октября 2023 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2023 г.
- ^ Маранчи, Кристина (12 октября 2023 г.). «Как выглядит культурный геноцид армян в Нагорном Карабахе» . Время . Архивировано из оригинала 12 октября 2023 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Монастырь Гандзасар» . сайт арменика.орг . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года. На основе «Архитектуры Гандзасарского монастырского комплекса» Мурада Асратяна.
- ^ Тьерри, Жан-Мишель и Патрик Донабедиан . Армянское искусство . Париж, 1987 год.
- ^ Тьерри, Жан . Церкви и монастыри Карабаха . Антела, Ливан, 1991, стр. 161-165
- ^ Мкртчян 1989 , с. 17.
- ^ См. Комнено, Лала М., Кунео, П. и Манукян, С. Том 19: Карабах. Документы армянского искусства - Серия «Документы армянской архитектуры». Политехнический институт и Армянская академия наук, Милан, OEMME Edizioni, 1980, Введение.
- ^ Мкртчян 1989 , с. 16–17.
- ^ Карил, Мария Кристина (2014). «Здания в руках своих покровителей? Многообразная функция малых моделей между Византией и Закавказьем» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Хачатрян, Мариетта (1 декабря 2012 г.). «Интервью с президентом Арцаха Бако Саакяном «Мы сделаем все, чтобы признание Арцаха наступило в ближайшее время» » . Армянский Всеобщий Благотворительный Союз . Архивировано из оригинала 25 мая 2021 года . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ «Президент присутствовал на официальной церемонии открытия Хранилища рукописей в Гандзасаре» . президент.am . Канцелярия Президента Армении. 21 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 10 января 2022 г.
- ^ «Начались строительные работы арцахского филиала Матенадарана» . artsakhpress.am (на армянском языке). 12 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 19 января 2022 г.
- ^ «Открытие библиотеки Гандзасара» . panorama.am (на армянском языке). 21 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 19 января 2022 г.
- ^ Петросян, Сара (3 марта 2021 г.). «Гандзасарские рукописи выставлены в Ереване» . Хетк . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года.
- ^ «Рукописное искусство Арцаха» . matenadaran.am (на армянском языке). 3 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ «Сокровища Гандзасара находятся в ереванском Матенадаране» . 1lurer.am (на армянском языке). Общественное телевидение Армении . 12 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 20 января 2022 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Schnirelmann, Victor (2003). Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье [Memory wars: myths, identity and politics in Transcaucasia] (in Russian). Moscow: Akademkniga. p. 212. ISBN 5-94628-118-6 .
- ^ «Визит Налбандяна в Кельбаджар показывает, что Армения не заинтересована в разрешении конфликта путем переговоров» . news.milli.az (на азербайджанском языке). 27 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г.
- ^ «Письмо из Карабаха: Ссоры в камне» . Экономист . 6 ноября 1997 года.
Как говорят бакинские историки, вплоть до XIX века церковь в Гандзасаре была резиденцией одного из самых малоизвестных епископств христианского мира, «католикосата Албании». В первом тысячелетии Албания была не только балканской страной, но и царством на Восточном Кавказе. Те скульптуры, которые построили церковь и сотни других подобных ей, были вовсе не армянами, утверждают бакинские ученые, а албанцами. А албанцы, добавляют они, были предками азербайджанцев. Это ерунда. По мнению большинства историков, албанцы, кавказский народ, впервые зафиксированный римлянами, просто исчезли примерно в X веке и ассимилировались со своими соседями. Осталось лишь территориальное название, которое восточная ветвь Армянской церкви взяла для своей епархии.
- ^ Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2002). Наследие армянской литературы: с шестого по восемнадцатый век . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. п. 169 . ISBN 9780814330234 .
Кавказская Албанская Церковь стала епархией Армянской Апостольской Церкви, и название Агван сохранилось только в названии этой епархии, связанной с церковно-монастырским комплексом Гандзасар, который был кафедрой Католиката Кавказской Албанской Церкви.
- ^ де Ваал, Томас (2013). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну (2-е изд.). Издательство Нью-Йоркского университета . п. 168 .
- ^ Галичян, Рубен (2010) [2009]. Изобретение истории: Азербайджан, Армения и проявление воображения (PDF) (2-е изд.). Лондон: Институт Гомидаса . п. 51. ИСБН 978-1-903656-88-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2017 г.
- ^ Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :146. дои : 10.2307/1523305 . ISSN 0732-2992 .
По этой причине гавиты тринадцатого века являются отличным показателем архитектурной изобретательности, а формы, имитированные у соседних культур, также являются индикаторами культурного взаимодействия. Другие, лучше сохранившиеся образцы, известные из Гегарда (до 1225 г.), Харича (около 1224 г.) и Гандзасара (1261 г.), были оснащены тщательно продуманными сводами мукарнаса, подобными своду в Аствацанкале , и, возможно, выполнены теми же каменщиками. построенный в начале тринадцатого века Мукарнасный свод притвора церкви Апостолов в Ани, , также имеет аналогичную геометрию.
- ^ Маранчи, Кристина (14 сентября 2018 г.). Искусство Армении: Введение . Издательство Оксфордского университета. п. 139. ИСБН 978-0-19-093588-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Корли, Феликс (1998). «Армянская церковь при советском и независимом режимах, часть 3: Руководство Вазгена». Религия, государство и общество . 26 (3–4): 291–355. дои : 10.1080/09637499808431832 . S2CID 145420788 .
- Melik-Shahnazaryan, Levon (1997). "Армянская Культура - Объект Агрессии Азербайджана [Armenian Culture: An Object of Aggression by Azerbaijan]". Военные преступления Азербайджана против мирного населения НКР [Azerbaijani War Crimes Against the Peaceful Population of NKR] . Yerevan: Nairi.
- Улубабаян, Баграт ; Якобсон, Анатолий Л. [на русском языке] (1976). «Гандзасар [Гандзасар]». Советско-армянская энциклопедия, том II (на армянском языке). стр. 686–687.
- Mkrtchyan, Shahen [in Armenian] (1989). "Гандзасар [Gandzasar]". Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха [Historical and architectural monuments of Nagorno-Karabakh] (2nd ed.). Yerevan: Parberakan. pp. 14–19.
- Тер-Даниелян, М. (1948). «Гандзасар [Гандзасар]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 5 (3-4). Первопрестольный Святой Эчмиадзин . 62–67.
- Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-33228-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на русском языке) Якобсон Анатолий Л. «Из истории средневековой армянской архитектуры: монастырь Гандзасар» // Исследования по истории культуры народов Востока . Москва-Ленинград. 1960.
- Недавно обнаруженная запись о монастыре Гандзасар, заархивированная 10 апреля 2021 г. в Wayback Machine.
- История духовной епархии Арцаха в документах (1813-1933 гг.). Архивировано 25 мая 2021 г. в Wayback Machine.