Jump to content

Гандзасарский монастырь

Координаты : 40 ° 03'26 "N 46 ° 31'50" E  /  40,0572862 ° N 46,5305449 ° E  / 40,0572862; 46.5305449
(Перенаправлено из монастыря Гандзасар )
Гандзасарский монастырь
Гандзасарский монастырь
Вид с воздуха на монастырь в 2018 году.
Религия
Принадлежность Армянская Апостольская Церковь
Обряд Армянский
Год освящен 22 июля 1240 г. [1]
Статус Активный
Расположение
Расположение возле Ванкли , села
Кельбаджар , Азербайджан
Гандзасарский монастырь расположен в Азербайджане.
Гандзасарский монастырь
Показано в Азербайджане
Географические координаты 40 ° 03'26 "N 46 ° 31'50" E  /  40,0572862 ° N 46,5305449 ° E  / 40,0572862; 46.5305449
Архитектура
Стиль Армянский
Новаторский 1216 [2]
Завершенный 1238 [2]
Технические характеристики
Длина церковь: 12,3 метра (40 футов) [3]
пролет : 11,8 метра (39 футов) [4]
Ширина церковь. 17,75 метра (58,2 фута) [3]
пролет : 13,25 метра (43,5 фута) [4]

Гандзасар ( арм .: Гандзасар ) [а] собор XIII века — армянский апостольский исторически монастырь) недалеко от села Ванк в Кельбаджарском районе Азербайджана ( . Исторически это была самая важная церковь Арцаха (Нагорного Карабаха) с момента ее основания. Один из лучших образцов армянской архитектуры. [6] [7] Здание середины 1200-х годов наиболее известно среди ученых своим богато украшенным куполом. [6] [7]

В Азербайджане , где его называют «Гянджасар» ( азербайджанский : Gəncəsər ), история монастыря фальсифицируется. Власти Азербайджана отрицают его армянское наследие и вместо этого называют его « храмом кавказских албанцев ». [8]

План Гандзасарского монастыря с жаматуном (построен в 1261 г.) и церковью (построен в 1216-1238 гг.). [9]

Считается, что название Гандзасар означает «гора сокровищ» , что в переводе с армянского , произошло от традиции, согласно которой монастырь был построен на холме, содержащем руды серебра и других металлов. [10] [11]

Это место впервые упоминается в письменных источниках католикосом Ананией из Мокса, жившим в десятом веке (годы правления 946–968). [10] который включил Саргиса, монаха из Гандзасара, в число участников собора 949 года, созванного в Хачене для примирения халкидонских и нехалкидонских армян. [1] Вокруг монастыря были найдены хачкары 1174, 1182 и 1202 годов, что также указывает на существование на этом месте церкви или монастыря. [1]

Фундаментальная надпись на внутренней стене.
Изображение Хасан-Джалала Даулы, монастырь Гандзасар, 1238 год. [12]

Фундамент

[ редактировать ]

Главная церковь была построена между 1216 и 1238 годами Хасаном-Джалалом Даулой. [5] [2] [13] Армянский князь Внутреннего Хачена [14] и патриарх Дома Гасан-Джалалян . [15] Он был освящен 22 июля 1240 года, в праздник Преображения Господня ( Вардавар ) в присутствии около 700 священников. [1] Строительство гавита ( нартекса ) к западу от церкви было начато в 1240 году и завершено в 1266 году. [5] Атабеком, сыном Хасан-Джалала и его жены Мамкан. [14] [13] [2] Киракос Гандзакеци , современный историк, описал строительство церкви в своей «Истории Армении» . [1]

Гандзасар стал резиденцией Католикосата ( , Кавказской) Албании кафедры Армянской Апостольской Церкви , в конце 14 века. [14] Рубен Поль Адалян считает основание кафедры результатом стремления древнего епископства к «церковной автономии, чтобы компенсировать отсутствие контроля и связи со стороны центрального понтификата», а также частью различных местных стратегий в Армении, где доминирует иностранное и исламское правление, чтобы « сохранить некоторое подобие религиозной власти среди людей». В 16 веке он перешел в подчинение Эчмиадзинского католикосата . [16]

17-начало 20 веков

[ редактировать ]

Согласно современным источникам, в начале 1700-х годов патриарх Гандзасара имел власть над около 900 селами, в каждом из которых было по сотне дворов, состоящих из крестьян и купцов-армян. [17]

В 17-18 веках Гандзасар стал центром освободительных усилий карабахских армянских меликов , объединившихся вокруг католикоса Есаи Гасан-Джалаляна (ум. 1728). [14] [18] Он был стойким пророссийцем и в письме 1701 года, подписанном меликами Карабаха и Сюника , просил Петра Великого защитить армян от мусульман. [1] Однако только в начале 1800-х годов Российская империя взяла этот регион под свой контроль. Карабахское ханство в конечном итоге перешло под полный контроль России по Гюлистанскому договору . Постановлением российских властей 1836 года, известным как «Положение» , Гандзасар перестал быть резиденцией Арцахской епархии, которая была перенесена в Шушу. [19] К концу 19 века он постепенно был заброшен и обветшал. [19]

Советский период

[ редактировать ]

Гандзасар был закрыт советскими властями не позднее 1930 года. [20] была Арцахская епархия восстановлена ​​в 1989 году. Ее предстоятелем был назначен архиепископ Паргев Мартиросян . Благодаря его усилиям Гандзасар вновь открылся 1 октября 1989 года после шести месяцев ремонта. [21] Советское правительство дало разрешение, а Советского Азербайджана — нет. Гандзасар стал первой церковью, вновь открытой после десятилетий подавления. По словам Зори Балаяна, несколько агентов КГБ . среди присутствовавших на мероприятии «могли быть замечены» [22] Гандзасар служил резиденцией епископа до того, как в 1998 году он был перенесен в собор Казанчецоц в Шуше (Шуши). [23] [24]

Первая Нагорно-Карабахская война

[ редактировать ]
Жаматун монастыря Гандзасар, посвященный Хасан-Джалал Давла в 1261 году. [9]

Гандзасар несколько раз подвергался нападениям во время Первой Нагорно-Карабахской войны . 6 июля 1991 года советские солдаты и сотрудники ОМОНа совершили обыск в Гандзасаре якобы в поисках оружия. Проверили документы и провели тщательный обыск, в том числе на кладбище. [25] [26]

Ожесточенные бои развернулись вокруг Гандзасара в 1992 году, когда Азербайджан осадил этот район. Армяне прорвали осаду, что спасло Гандзасар и повысило его духовный статус, писал Томас де Ваал . [27] 16 августа 1992 года некоторые из прилегающих построек монастырского комплекса были разрушены в результате бомбардировки азербайджанскими вертолетами, намеренно нацеленной на церковь. Корли пишет, что попытка бомбардировки Гандзасара не имела никакого военного значения и что ее рейд «представился преднамеренной попыткой атаковать армянское наследие в Карабахе». [28]

31 августа 1992 года министр обороны Армении Вазген Саргсян и Серж Саргсян созвали в одной из монашеских келий Гандзасара первое совещание командующих региона. глава комитета самообороны карабахских армян [29]

20 января 1993 года в результате авиаудара, нанесенного двумя азербайджанскими штурмовиками, монастырь был серьезно поврежден, несколько человек погибли, а священник был ранен. [26] [30]

Восстановление и возрождение

[ редактировать ]

После войны монастырь был полностью отремонтирован на средства российского бизнесмена и филантропа Левона Айрапетяна [ ги ] , уроженца Ванка. [31] [32] [33] Реставрационные работы, продолжавшиеся с 2000 по 2002 год, включали восстановление алтаря, притвора и облицовку пола плиткой. [34] [35] Айрапетян также профинансировал асфальтирование дороги, ведущей к церкви. [20] Некоторые разногласия возникли вокруг облицовки стены вокруг монастыря в 2011 году плиткой. Она финансировалась Айрапетяном и осуществлялась компанией, принадлежащей Владимиру Айрапетяну, его младшему брату. Хотя архиепископ Паргев Мартиросян заявил, что стена не была средневековой и не имела большого архитектурного значения, поэтому облицовка ее плиткой была оправдана, критики утверждали, что она является частью исторического комплекса. [36]

16 октября 2008 года в Карабахе состоялась массовая свадьба , организованная Левоном Айрапетяном. В этот день обвенчались около 700 пар, из них 500 обвенчались в соборе Казанчецоц в Шуши и 200 - в Гандзасаре. [37] [38] [39] [40] 13 апреля 2016 года Католикос Гарегин II и Католикос Киликии Арам I произнесли молитву о мире и безопасности Нагорного Карабаха. Это произошло через несколько дней после столкновений между армянскими и азербайджанскими силами , которые стали самыми смертоносными со времени прекращения огня в 1994 году. [41] В 2010 году отмечалось 770-летие монастыря, в 2017 году — 777-летие. [42] [43]

Он остался под контролем Армении после Второй Нагорно-Карабахской войны в 2020 году.

Азербайджанский контроль

[ редактировать ]

После азербайджанского наступления 19–20 сентября 2023 г. Нагорный Карабах был распущен , и все население бежало в Армению. В начале октября 2023 года в сети было опубликовано видео, на котором видно, как азербайджанская полиция находится в монастыре. [44] [45] Одновременно Государственная служба культурного наследия Азербайджана распространила заявление, в котором утверждалось, что «монастырь Гянджасар» является «одним из самых выдающихся памятников христианской архитектуры Кавказской Албании». В нем утверждалось, что во время армянской «оккупации» он был «разрушен армянами», которые провели «незаконный ремонт-реставрацию». [46] Азербайджанский историк Ризван Гусейнов заявил, что надписи были «фальсифицированы». [47] На обвинения ответили армянский археолог и историк Гамлет Петросян и организация Monument Watch. [48] [49] Представитель Армении в ЮНЕСКО Кристиан Тер-Степанян обвинил Азербайджан в попытке «присвоить и исказить идентичность Гандзасара, одного из самых известных средневековых армянских монастырей». [50] В в Time статье Кристина Маранчи предупредила, что ее армянские надписи, хачкары и надгробия находятся под угрозой исчезновения под контролем Азербайджана. [51]

Описание

[ редактировать ]
Гандзасар в 2017 году

Монастырь расположен на вершине холма, на высоте 1270 метров (4170 футов). [13] к юго-западу от села Ванк (азербайджанский: Вэнгли ) в Мартакертском уезде . [52] В обнесенный стеной монастырский комплекс входит церковь с притвором ( гавитом ), жилые помещения, архиерейская резиденция, трапезная и здание школы. [52] Жилые помещения, расположенные на северной стороне, содержат восемь камер (2,9 на 2,5 метра (9,5 × 8,2 фута)), построенных в 17 веке. На восточной стороне находится трапезная , построенная около 1689 года. Двухэтажное здание школы было возведено в 1898 году. К югу от монастырских стен находится старое кладбище, где находились священники, архиереи и знатные миряне (например, мелики ) территории были закопаны. [52]

Анатолий Якобсон назвал Гандзасар «энциклопедией» армянской архитектуры , а Баграт Улубабян и М.С. Асатрян назвали его «драгоценностью». [1]

Монастырь состоит из притвора ( гавита ) и главной церкви, названной в честь Иоанна Предтечи . [5] Внешние размеры церкви составляют 12,3 на 17,75 метра (40,4 × 58,2 фута). [3] Нартекс или притвор размером 11,8 на 13,25 метра (38,7 × 43,5 фута), [4] [52] представляет собой зал квадратной формы с двумя колоннами у восточной стены, поддерживающими крышу. Он очень похож на притвор Крестовоздвиженской церкви монастыря Ахпат . [14] [4] портал западного фасада притвора . Богато украшен [52]

Памятная монета номиналом 100 драм с изображением монастыря, 2004 г.

Главный храм, названный в честь Иоанна Крестителя , [5] имеет прямоугольный крестообразный план с двухэтажными ризницами (камерами) по четырем углам. [14] [3] [52] По своему стилю он похож на планы главных церквей Гегарда , Ованнаванка и Аричаванка , также построенных в 13 веке. [52] [53] [54]

Церковь примечательна своим богато украшенным 16-гранным куполом . [52] [27] [30] Барельефы на ее внешней стороне изображают Распятие Иисуса , Марию с младенцем Иисусом, Адама и Еву , двух ктеторов (покровителей), держащих модель церкви, геометрические фигуры, такие как розетки , голову быка и орла. [14] [52] [55] Барельефы сравнивают с искусной резьбой Ахтамара . [56] [52]

Внутренние подвески под цилиндрическим куполом в интерьере украшены геометрическими орнаментами, такими как звезды, круги и квадраты, растениями, такими как спиральные побеги , пальметты . [3] На каждой стороне кулона расположены горельефы с изображением головы овцы, головы быка и антропоморфных фигур. По словам Якобсона, овцы и быки в этот период считались священными животными и использовались в качестве защитников сооружения. [57]

Значение

[ редактировать ]
Армянская марка 2013 года с изображением Гандзасара.

С момента своего основания монастырь на протяжении веков был центром образования и рукописного производства. [14] Он служил местом захоронения армянских князей Хачена. [58]

Гандзасар — главная историческая туристическая достопримечательность во всем Карабахе (Арцахе) и одно из лучших мест в целом. [59] [20] Это также центр паломничества как главный исторический собор региона как для карабахских армян, так и для туристов (армянского происхождения). [27] [20] Томас де Ваал еще в 1997 году отмечал, что Гандзасар, самая известная церковь Карабаха, "приобрела в Карабахе мифический статус". [27] Феликс Корли писал, что он, наряду с собором Казанчецоц в Шуши (Шуше), является мощным символом истории и идентичности карабахских армян независимо от их религиозной принадлежности. [26]

Матенадаранский филиал

[ редактировать ]

Матенадарана В 2015 году в монастыре был открыт филиал ереванского музея и научно-исследовательского института рукописей. [60] [61] [62] Во время Нагорно-Карабахской войны 2020 года более ста хранившихся там рукописей были эвакуированы в Ереван и в марте 2021 года выставлены в ереванском Матенадаране. [63] [64] [65]

Азербайджанский негативизм

[ редактировать ]
Азербайджанская марка 2014 года, изображающая монастырь кавказских албанцев.

В 1970-х годах советские азербайджанские историки, в частности Рашид Геюшев и Зия Буньядов , выдвинули отрицательную теорию, согласно которой Гандзасар был памятником кавказских албанцев . Они основывали свое утверждение на том, что это была резиденция Албанского Католикосата Армянской Апостольской Церкви. Эту теорию переняли и пропагандировали другие азербайджанские историки, такие как Давуд Ахундов, [66] и с тех пор был принят властями Азербайджана. Например, в 2017 году Хикмет Гаджиев пресс-секретарь МИД Азербайджана заявил, что Гандзасар — «албанский христианский храм, оккупированный армянскими вооруженными силами в Кельбаджарском районе, — это не Гандзасар, а Гянджасар, и не имеет ничего общего с Армяно-григорианская церковь». [67]

Историки, оспаривающие азербайджанскую государственную версию местной истории региона, в том числе Виктор Шнирельман , отмечают, что Кавказская Албания исчезла в 10 веке, и что Армянская церковь просто приняла название своей самой восточной епархии по традиции. [66] [68] [69] Шнирельманн отмечает, что азербайджанские историки намеренно опускают тот факт, что Гандзасар является типичным образцом армянской архитектуры X-XIII веков, а также многочисленные армянские надписи на его стенах. [66] Томас де Ваал отметил, что в брошюре 1997 года под названием «Албанские памятники Карабаха» Играра Алиева и Камиля Мамедзаде «тщательно исключили все армянское письмо» из изображения фасада Гандзасара на ее обложке. [70] Рубен Галичян отмечает, что Гандзасар, хотя и представленный в Азербайджане как якобы «албано-азербайджанский» исторический монастырь и часть культурного наследия Азербайджана, остался в упадке под контролем Азербайджана. [71]

примечания
  1. ^ Иногда транслитерируется как Гандсасар , Ганцасар. [5]
цитаты
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мкртчян 1989 , с. 15.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Мкртчян 1989 , с. 14.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Мкртчян 1989 , с. 16.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Мкртчян 1989 , с. 18.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Хьюсен 2001 , с. 134.
  6. ^ Перейти обратно: а б Якобсон, А. (1991). "Из истории армянского средневекового зодчества (Гандзасарский монастырь XIII в.)" . К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении : 447.
  7. ^ Перейти обратно: а б Анохин, Г. (1981). «Маленький Кавказ» . Физическая культура и спорт .
  8. ^ Шнирельман, В. (2003). Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье . М.: Академкнига. p. 212.
  9. ^ Перейти обратно: а б Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре». Монастырь Хоромос: искусство и история . Париж: Коллеж де Франс – Центр исследований истории и цивилизации Византии CNRS. п. 213.
  10. ^ Перейти обратно: а б Улубабян, Якобсон 1976 , с. 686.
  11. ^ Мкртчян, Гаяне (31 августа 2007 г.). «Чудо в Карабахе: Посещение «загадочной» достопримечательности Ванк» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 22 августа 2016 г.
  12. ^ РУКОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА И УТИКА (PDF) . Агбу. 2022. с. 142.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Тер-Даниелян 1948 , с. 62.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Улубабян, Якобсон 1976 , с. 687.
  15. ^ Гасан-Джалалян, Степан (2006). «Князь князей Арцаха-Хачена: Гасан-Джалал-Дола» . Эчмиадзин . 62 (10–11). 103.
  16. ^ Адалян, Рубен Поль (2010). Исторический словарь Армении . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . стр. 128–129. ISBN  978-0-8108-7450-3 .
  17. ^ Айвазян, А.М. (2010). «Демографическая ситуация в Карабахе между 1710 и 1720 годами» . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (1-2). 59–67. ; первоначально опубликовано в: Айвазян, Армен (2001). «Демографическая ситуация в Карабахе в 1710-1720-е годы» . Армянский разум . 5 (1–2): 67–74.
  18. ^ Гасан-Джалалян, СР (2011). « Политическая деятельность и историографическое наследие католикоса Есаи Гасан-Джалалаяна» Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (3). 82–97.
  19. ^ Перейти обратно: а б Тер-Даниелян 1948 , с. 67.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Айрумян, Наира (1 ноября 2008 г.). «Восстановление и беспокойство: региональные беспорядки напоминают о годах прогресса НКР, одновременно вызывая тревогу» . Армянский Всеобщий Благотворительный Союз . Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года . Проверено 14 октября 2019 г.
  21. ^ Редколлегия (1989). «Գանձասար [Гандзасар]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 46 (9–10). Первопрестольный Святой Эчмиадзин : 78.
  22. ^ Корли 1998 , с. 327.
  23. ^ «Нагорно-Карабахская Республика: Религия и церковь» . Historyofarmenia.am (на армянском языке). ЕГУ Институт арменоведения . Первым вновь открытым храмом стал Гандзасарский монастырь (1989 г.), который сначала стал пресвитерием епархии (ныне это церковь Св. Аменпркича Казанчецоц в Шуши).
  24. ^ Карапетян, Б. «Шуши» (на армянском языке). Институт арменоведения ЕГУ (через Карабахскую освободительную войну 1988-1994 гг. (Karabakh Liberation War 1988-1994), 2004, Ереван: Издательство Армянской энциклопедии). С. Казанчецоц, пресвитер Арцахской епархии. Спасительский собор (XIX век). ...в 1998 году был завершен ремонт колокольни церкви и она была торжественно освящена 19 июля под руководством архиепископа Паргева Мартиросяна, пресвитера Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви.
  25. ^ Кокс, Кэролайн ; Эйбнер, Джон (1993). «Операция Кольцо» . Этническая чистка в процессе: война в Нагорном Карабахе . Институт религиозных меньшинств в исламском мире ( Международная христианская солидарность ).
  26. ^ Перейти обратно: а б с Корли 1998 , с. 330.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д де Ваал, Томас (15 ноября 1997 г.). «Эксцентричный форпост христианства» . «Москва Таймс» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 года.
  28. ^ Корли 1998 , с. 331.
  29. ^ Джаникян, Григор (23 мая 2013 г.). «Бессмертие приговоренных к смертной казни » Ай Зинвор (на армянском языке). Министерство обороны Армении. Архивировано из оригинала 23 марта 2015 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б Мелик-Шахназарян 1997г .
  31. ^ «Айрапетян приговорен Мосгорсудом к 4 годам лишения свободы» . Асбарез . 14 апреля 2016 г.
  32. ^ Pogosyan, Ashot (13 February 2016). "Успешные армяне России: Левон Айрапетян [Russia's Successful Armenians: Levon Hayrapetyan]" (in Russian). REGNUM News Agency .
  33. ^ Мемориальная доска на его стенах гласит на армянском и русском языках: «Собор, притвор и монастырский комплекс были восстановлены на средства г-на Левона Айрапетяна в 1999 году».
  34. ^ "Молодежь призывает Левона Айрапетяна спасти Гандзасар" . Yerkramas (in Russian). 6 July 2011. Гандзасарский монастырь получил новую жизнь в 2000-2002 гг. благодаря средствам московского бизнесмена Левона Айрапетяна.
  35. ^ Organova, Natalya (2011). "Гандзасар: война амбиций" . noev-kovcheg.ru . No. 15. «Когда Левон Айрапетян ремонтировал в 2000-2002 годах притвор церкви, когда выкладывал пол церкви плиткой, когда ремонтировал алтарь церкви, где были архитекторы?» – задается риторическим вопросом отец Григор.
  36. ^ "Ремонт Гандзасара: вандализм или реставрация: на ограде средневековой церкви Карабаха продолжается облицовка плиткой?" . АрменияСейчас . 12 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2012 г.
  37. ^ «Необъятная красота Арцаха» . hushardzan.am (на армянском языке). Служба по охране исторической среды и культурных музейных заповедников (Министерство культуры Армении). Архивировано из оригинала 1 марта 2017 года.
  38. ^ «Большая свадьба Карабаха» . Институт освещения войны и мира . 31 октября 2008 года. Молодожены обвенчались в церквях Гандзасар и Казанчецоц в Шуши.
  39. ^ Айрапетян, Анаит (23 октября 2008 г.). «Нагорный Карабах: надежды на массовые свадьбы спровоцируют бэби-бум на сепаратистской территории» . ЕвразияНет . Архивировано из оригинала 6 апреля 2018 года . Проверено 14 октября 2019 г. Пятьсот шестьдесят пар обвенчались либо в церкви Св. Казанчецоц, либо в монастыре Гандзасар XIII века, недалеко от Ванка.
  40. ^ «Памятная поездка в Армению и Арцах на празднование столетия АРС» . Асбарез . 24 ноября 2010 года. ...церковь и монастырь Гандзасар в селе Ванк, чей благодетель Левон Хайрабедян, родной сын, спонсировал свадьбы 700 пар в 2008 году. Он также профинансировал реконструкцию купола церкви и рядом построена семинария.
  41. ^ Редакция (2016). «Послание Его Святейшества Католикоса всех армян Гарегина II в церкви Святого Ованнеса в Гандзасаре (Гандзасар, 13 апреля 2016 г.) [Послание Его Святейшества Католикоса всех армян Гарегина II в церкви Святого Ованеса в Гандзасаре]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 74 (4). 12-14.
  42. ^ «Отметят 770-летие со дня освящения церкви Св. Ованеса Мкртича» . Арменпресс . 2 апреля 2010 г.
  43. ^ "Министр иностранных дел Эдвард Налбандян присутствовал на торжествах, посвященных 777-летию освящения монастыря Гандзасар в Арцахе" . mfa.am. ​Министерство иностранных дел Армении. 27 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года . Проверено 14 октября 2019 г.
  44. ^ Агаев, Насими (5 октября 2023 г.). «Азербайджанские полицейские охраняют христианские объекты в Карабахе, в том числе собор и церковь в Ханкенди, монастырь Гянджасар в Кельбаджаре и монастырь Амарас в Ходжавенде» . Твиттер . Архивировано из оригинала 6 октября 2023 года . Проверено 12 октября 2023 г.
  45. ^ «РЕЛИГИЯ: В Ханкенди охраняются собор и церковь» . report.az (на азербайджанском языке). 5 октября 2023 года. Архивировано из оригинала 16 октября 2023 года.
  46. ^ "Госслужба Азербайджана: Армения провела незаконный "ремонт-реставрацию" монастыря Гянджасар" . apa.az. ​4 октября 2023 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2023 г.
  47. ^ Hüseynov, Rizvan [in Azerbaijani] (4 October 2023). "Баку имеет доказательства фальсификации эпиграфики Гандзасарского монастыря [Baku has evidence of falsification of the epigraphy of the Gandzasar monastery]" (in Russian). Archived from the original on 13 October 2023.
  48. ^ Петросян, Гамлет (4 октября 2023 г.). «В надписях Гандзасара не изменена ни одна буква» (на армянском языке). Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года.
  49. ^ «Началась экспроприация Гандзасара» . Monumentwatch.org (на армянском языке). Монумент Дозор. Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года.
  50. ^ «Постоянный представитель Армении выступил с речью в Исполнительном совете ЮНЕСКО» . mfa.am. ​Министерство иностранных дел Республики Армения. 9 октября 2023 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2023 г.
  51. ^ Маранчи, Кристина (12 октября 2023 г.). «Как выглядит культурный геноцид армян в Нагорном Карабахе» . Время . Архивировано из оригинала 12 октября 2023 года.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Монастырь Гандзасар» . сайт арменика.орг . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года. На основе «Архитектуры Гандзасарского монастырского комплекса» Мурада Асратяна.
  53. ^ Тьерри, Жан-Мишель и Патрик Донабедиан . Армянское искусство . Париж, 1987 год.
  54. ^ Тьерри, Жан . Церкви и монастыри Карабаха . Антела, Ливан, 1991, стр. 161-165
  55. ^ Мкртчян 1989 , с. 17.
  56. ^ См. Комнено, Лала М., Кунео, П. и Манукян, С. Том 19: Карабах. Документы армянского искусства - Серия «Документы армянской архитектуры». Политехнический институт и Армянская академия наук, Милан, OEMME Edizioni, 1980, Введение.
  57. ^ Мкртчян 1989 , с. 16–17.
  58. ^ Карил, Мария Кристина (2014). «Здания в руках своих покровителей? Многообразная функция малых моделей между Византией и Закавказьем» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  59. ^ Хачатрян, Мариетта (1 декабря 2012 г.). «Интервью с президентом Арцаха Бако Саакяном «Мы сделаем все, чтобы признание Арцаха наступило в ближайшее время» » . Армянский Всеобщий Благотворительный Союз . Архивировано из оригинала 25 мая 2021 года . Проверено 14 октября 2019 г.
  60. ^ «Президент присутствовал на официальной церемонии открытия Хранилища рукописей в Гандзасаре» . президент.am . Канцелярия Президента Армении. 21 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 10 января 2022 г.
  61. ^ «Начались строительные работы арцахского филиала Матенадарана» . artsakhpress.am (на армянском языке). 12 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 19 января 2022 г.
  62. ^ «Открытие библиотеки Гандзасара» . panorama.am (на армянском языке). 21 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 19 января 2022 г.
  63. ^ Петросян, Сара (3 марта 2021 г.). «Гандзасарские рукописи выставлены в Ереване» . Хетк . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года.
  64. ^ «Рукописное искусство Арцаха» . matenadaran.am (на армянском языке). 3 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 20 января 2022 г.
  65. ^ «Сокровища Гандзасара находятся в ереванском Матенадаране» . 1lurer.am (на армянском языке). Общественное телевидение Армении . 12 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 20 января 2022 года.
  66. ^ Перейти обратно: а б с Schnirelmann, Victor (2003). Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье [Memory wars: myths, identity and politics in Transcaucasia] (in Russian). Moscow: Akademkniga. p. 212. ISBN  5-94628-118-6 .
  67. ^ «Визит Налбандяна в Кельбаджар показывает, что Армения не заинтересована в разрешении конфликта путем переговоров» . news.milli.az (на азербайджанском языке). 27 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г.
  68. ^ «Письмо из Карабаха: Ссоры в камне» . Экономист . 6 ноября 1997 года. Как говорят бакинские историки, вплоть до XIX века церковь в Гандзасаре была резиденцией одного из самых малоизвестных епископств христианского мира, «католикосата Албании». В первом тысячелетии Албания была не только балканской страной, но и царством на Восточном Кавказе. Те скульптуры, которые построили церковь и сотни других подобных ей, были вовсе не армянами, утверждают бакинские ученые, а албанцами. А албанцы, добавляют они, были предками азербайджанцев. Это ерунда. По мнению большинства историков, албанцы, кавказский народ, впервые зафиксированный римлянами, просто исчезли примерно в X веке и ассимилировались со своими соседями. Осталось лишь территориальное название, которое восточная ветвь Армянской церкви взяла для своей епархии.
  69. ^ Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2002). Наследие армянской литературы: с шестого по восемнадцатый век . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. п. 169 . ISBN  9780814330234 . Кавказская Албанская Церковь стала епархией Армянской Апостольской Церкви, и название Агван сохранилось только в названии этой епархии, связанной с церковно-монастырским комплексом Гандзасар, который был кафедрой Католиката Кавказской Албанской Церкви.
  70. ^ де Ваал, Томас (2013). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну (2-е изд.). Издательство Нью-Йоркского университета . п. 168 .
  71. ^ Галичян, Рубен (2010) [2009]. Изобретение истории: Азербайджан, Армения и проявление воображения (PDF) (2-е изд.). Лондон: Институт Гомидаса . п. 51. ИСБН  978-1-903656-88-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2017 г.
  72. ^ Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :146. дои : 10.2307/1523305 . ISSN   0732-2992 . По этой причине гавиты тринадцатого века являются отличным показателем архитектурной изобретательности, а формы, имитированные у соседних культур, также являются индикаторами культурного взаимодействия. Другие, лучше сохранившиеся образцы, известные из Гегарда (до 1225 г.), Харича (около 1224 г.) и Гандзасара (1261 г.), были оснащены тщательно продуманными сводами мукарнаса, подобными своду в Аствацанкале , и, возможно, выполнены теми же каменщиками. построенный в начале тринадцатого века Мукарнасный свод притвора церкви Апостолов в Ани, , также имеет аналогичную геометрию.
  73. ^ Маранчи, Кристина (14 сентября 2018 г.). Искусство Армении: Введение . Издательство Оксфордского университета. п. 139. ИСБН  978-0-19-093588-7 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c49ecd1f26452ed718c9394e3825c3bf__1722010020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/bf/c49ecd1f26452ed718c9394e3825c3bf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gandzasar monastery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)