Jump to content

Он радовался

Гавит монастыря Гегард в Армении (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО). Датированный 1215-1225 годами, он имеет мукарнаса . в центре свод

Гавит ժամատուն (арм. գավիթ gawit' ) или жаматун (арм. žamatun ) — это зал для конгрессов или мавзолей, пристроенный к входу в церковь и поэтому часто примыкающий к ее западной стороне в средневековом армянском монастыре. Он служил нартексом (входом в церковь), мавзолеем и актовым залом, что-то вроде нартекса или лайт византийской церкви . [1] Как архитектурный элемент, притвор отличался от церкви и был построен позже. [2] Его первый известный экземпляр находится в монастыре Хоромос , датируемом 1038 годом, когда он уже назывался «жаматун». [3] [2] Термин «гавит» начал заменять термин жаматум с 1181 года, когда он впервые появляется в надписи в монастыре Санаин . [4]

Притвор . церкви Св. Аменапркича (слева, постройка 1181 г.) и сама церковь, к которой она примыкает (справа, постройка 966 г.), с соответствующим планом Монастырь Санаин . [5]

Гавит . , отличительный армянский стиль нартекса, появился в десятом и одиннадцатом веках [6] Первые постройки X века представляли собой простые четырехугольные здания без колонн и защищенные деревянными крышами, использовавшиеся в качестве династических некрополей. [7] С 11 века первый известный жаматун с четырехколонной конструкцией появляется в монастыре Хоромос , построенном в 1038 году царем Йованнесом-Смбатом . [7] Свод имел форму восьмиугольного конуса и был украшен великолепными рельефами. [7]

Многие из первых жаматунов или гавитов располагались на юге Армении в районе Сюника . Тип постройки изменился в двенадцатом и четырнадцатом веках, как это было в монастырях Сагмосаванк , Харитчаванк или Ованнаванк монастырь . Они снова изменились в конце тринадцатого века, что можно увидеть в таких монастырях, как Гандзасар , и постепенно перестали строиться в позднем средневековье.

Общая структура притвора с его девятипролетным планом типична для девятипролетного плана мечетей начиная с периода Аббасидов , который можно увидеть от Испании до Центральной Азии . [8]

Первое упоминание о «жаматуне» появляется в дарственной надписи 1038 года монастыря Хоромос , который также является старейшим из известных «жаматунов», построенным в 1038 году: [3]

В 487 году армян (т. е. 1038) я, шаханша Йованнес, сын шаханша Гагика , отдал свой виноградник, расположенный в Колбе, этой моей церкви Сурб-Йованнес, которую я построил в этом монастыре Хоромоса, вместе с этим жаматуном...

- Посвятительная надпись на притворе в Хоромосе. [9]

Упоминание термина «притвор» для таких построек впервые появляется более чем столетие спустя, в 1181 году, в дарственной надписи в монастыре Санаин игумена Йованеса: [10]

В 630 году (то есть 1181 году н. э.), во времена победоносного короля Георга , амирспасалара Саргиса и его сыновей Закаре и Иване , а также Амира Курда , я, Йованнес, настоятель святого монастыря (восстановил) эту некогда существовавшую церковь и гавит от ее фундамента, с помощью эмира Курда и великого вардапета Григора и Христа Бога, с великой надеждой... [10]

Жаматун , монастыря Хоромос 1038 год.
Жаматун монастыря Аричаванк , 1201-1219 гг.
Снаружи гавит или жаматун выглядит лишь как большой прямоугольный блок перед церковью, часто с бельведером с колоннадой наверху, переходящим в отверстие окулуса . [11]

Похоже, что жаматун использовался для обозначения новых построек, построенных более или менее одновременно с соседней церковью для выполнения погребальных или памятных функций, тогда как термин « гавит» относился к пространству, построенному рядом со старыми церквями и закрывающему существующие древние надгробия. [12] « Гавит» имел древнее значение «открытый двор», относящееся к существующему пространству вокруг старых церквей, где уже находились могилы знати, тогда как жами тун по-армянски означает «дом часов», а « зам » обозначало время день, посвященный молитве. [12]

Структура

[ редактировать ]

Самый ранний стиль притвора состоит из продолговатого свода, поддерживаемого двойными арками, с центром эрдик (фонарь или окулус ) и украшенного восемью украшенными плитами, как это видно на самом раннем известном притворе в Хоромосе , датированном 1038 годом. [3] [2] В более поздних типах свод часто украшался сталактитовыми узорами мукарнас . [13] В этом раннем типе свода мукарнаса использовался тесаный камень, аналогичный архитектуре анатолийских сельджуков , в отличие от типичной конструкции армянского свода, в которой использовалась облицовка тонким камнем на засыпанном раствором щебне. [14] На смену этой форме пришло квадратное помещение с четырьмя колоннами, разделенное на девять секций с куполом в центре. Мотив мукарнаса явно был вдохновлен исламскими источниками, но использовался по-другому, а армянский свод мукарнаса с окулусом не был найден в мусульманском мире до тех пор, пока его не скопировали примерно столетие спустя, как в хранилище в медресе Якутие соседнем Эрзуруме. (1310). [15] Сам «световой колодец» с центральным глазом известен в анатолийском искусстве с более ранних периодов, например, в Большой мечети и больнице Дивриги (построенной в 1228-1229 годах). [16] Последняя эволюция представляет собой притвор без колонн и со сводчатыми потолками.

На западной стороне церкви Святого Искупителя монастырского комплекса Санаин , притвор построенный в 1181 году, имеет четыре высоких отдельно стоящих внутренних колонны, поддерживающих арки. Столбы и их основания богато украшены. В этом же комплексе притвор Богородицкой церкви представляет собой трехнефный зал с нижними арками и менее сложными украшениями на столбах. [17]

Основные примеры

[ редактировать ]

Некоторые основные примеры гавитов и жаматунов , упорядоченные в хронологическом порядке:

  1. ^ Левон Чорбаджян ; Патрик Донабедиан ; Клод Мутафян (1994). Кавказский узел: история и геополитика Нагорного Карабаха . Книги Зеда. п. 84. ИСБН  1-85649-288-5 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 : 145–146. дои : 10.2307/1523305 . ISSN   0732-2992 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 207.
  4. ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 208.
  5. ^ Перейти обратно: а б Кислинг, Джон Брэди (2001). Открытие Армении заново: археологический/туристический справочник и набор карт исторических памятников Армении . Тигран Мец. п. 48. ИСБН  978-99930-52-28-9 . Гавит С. Аствацацина был построен князем Ваче Вачутяном (более южная династия) в 1211 году, а Аменапркич - в 1181 году на средства рода Кюрикян.
  6. ^ Средневековая армянская архитектура: конструкции расы и нации Кристина Маранчи - 2001 «В отличие от Стржиговского, который подчеркивал важность расы и нации в формировании архитектуры, ... Другое сооружение в Ани также предоставило Балтрусайтису оживу - нартекс или гавит. 'находится на южной стороне церкви.'
  7. ^ Перейти обратно: а б с Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 207. С конца X века рядом с церквями (в основном с западной стороны) появились простые четырехугольные здания без колонн, но с деревянными крышами, служившие династическими некрополь. Никакого конкретного имени им не было дано. Никакого конкретного имени им не было дано. Самым старым из таких четырехколонных доцерковных построек с централизованной планировкой является монастырь Хоромос, построенный в 1038 году королем Йованнесом-Смбатом вместе с Верхней церковью Святого Иоанна (Сурб-Йованес). Он имеет прямоугольный план и четыре центральные колонны. Потолок имеет форму восьмиугольного конуса и украшен роскошными рельефами, а снаружи над всем сооружением возвышается восьмиколонная ротонда.
  8. ^ Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :146. дои : 10.2307/1523305 . ISSN   0732-2992 . Обычный план притвора с девятью пролетами напоминает типичный план мечети с девятью пролетами, который после эпохи Аббасидов распространился по всему исламскому миру от Центральной Азии до Испании; в то же время купольная девятипролетная конструкция была общей для наоса как византийской, так и армянской церкви.
  9. ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 210.
  10. ^ Перейти обратно: а б Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 216–217.
  11. ^ Казарян, Армен (2 мая 2022 г.). «Жаматун Хоромоса: формирование беспрецедентного типа предцерковного зала» (PDF) . Журнал истории искусства и визуального искусства : 1–14. дои : 10.48633/ksttx.2014.3.88328 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 221. Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Те сооружения, которые строились рядом и почти одновременно с вновь основанными церквями с конкретной целью выполнения погребально-поминальной функции, назывались жаматунами, а те, которые строились рядом со старыми церквями и закрывали уже существующие надгробия, назывались гавитами. Эта гипотеза дополнительно подтверждается историко-филологическим анализом соответствующих терминов.
  13. ^ Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :145. дои : 10.2307/1523305 . ISSN   0732-2992 . л.с. Над квадратным центральным пространством находился сложный свод мукарнас размером чуть более 5 м с каждой стороны с центральным эрдиком или окулусом, который, возможно, первоначально был покрыт куполом с колоннами.
  14. ^ Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :151. дои : 10.2307/1523305 . ISSN   0732-2992 . Сельджукские мукарны, работающие аналогичным образом с тесаным камнем, представляют собой близкое техническое сравнение с армянским строительством. Стоит отметить, что угловая конструкция армянских мукарнасских сводов технически и структурно ближе к сельджукским образцам, чем к типичной армянской конструкции сводов, которая имела тонкую каменную облицовку на засыпанном раствором щебне.
  15. ^ Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. п. 297. дои : 10.1017/9781316711774.011 . Наиболее очевидной архитектурной формой, принятой в армянских церквях, был свод мукарнаса . Прекрасным примером является сложный мукарнас, который использовался при строительстве центрального свода жаматуна в Аричаванке , который был пристроен к главной церкви монастыря к 1219 году. Происхождение этого типа сводов явно происходит из исламских источников, но оно здесь используется совсем по-другому. В исламском мире нет сопоставимых примеров использования его для формирования полных сводов с окулусом в центре. По всей Анатолии в этот период мукарны использовались для формирования головок ниш. Он использовался для куполов в других частях исламского мира, например, в больнице Нур ад-Дина Занги 1174 года в Дамаске, но задуман совсем по-другому: монашеские мукарны структурно являются подвесками, тогда как купол Дамаска представляет собой последовательность лепных кос. Поколение спустя армянское использование мукарна было вновь импортировано в мусульманский мир, и такие здания, как медресе Якутие в Эрзуруме (1310 г.), скопировали идею свода мукарнаса вокруг окулуса.
  16. ^ Акургал, Экрем (1980). Искусство и архитектура Турции . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-8478-0273-9 .
  17. ^ Николас Холдинг (2006). Армения: с Нагорным Карабахом . Брэдт Путеводители. п. 161. ИСБН  1-84162-163-3 .
  18. ^ Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. стр. 31–32. дои : 10.1017/9781316711774.003 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. п. 300. дои : 10.1017/9781316711774.011 . Многие из этих совпадений собраны в одном здании — жаматуне, который был пристроен к церкви Святых Апостолов в Ани начала одиннадцатого века незадолго до 1217 года (самая ранняя надпись на здании). Примечание 25: Дату около 1200 г. подтверждает подобие свода жаматуна монастыря в Багнайре, где самая ранняя надпись датируется 1201 г.: Басмаджян, Inscriptions Arméniennes d'Ani, no. 150.
  20. ^ Культурный ландшафт Ани (PDF) . ЮНЕСКО. п. 31. Подобие коротких и толстых колонн с капителями с орнаментом мукарнас можно найти внутри зала монастыря Хоромос и монастырей Багнайр .
  21. ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 211.
  22. ^ Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :145. дои : 10.2307/1523305 . ISSN   0732-2992 . Первоначальная часовня на этом месте датируется пятым или шестым веком, к которой на северной стороне была пристроена главная церковь или католикон. Надпись датирует его 1244 годом, что объясняется покровительством принца Курда и его жены Хорисали. Отдельная надпись называет мастера, предположительно строителя, по имени Йованес. Большой притвор или нартекс был построен сразу после церкви и, должно быть, был завершен ок. 1250.
  23. ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 212.
  24. ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 213.
  25. ^ Гегард . п. 8. Надпись, высеченная на северной стене церкви, показывает дату основания - 1283 год и имя дарителя - князя Проша.
  26. ^ «ЮНЕСКО. Монастырь Гегард» (PDF) . Процветание монастыря в тринадцатом веке произошло благодаря покровительству князя Прошьяна, который в 1283 году высек вторую пещерную церковь, доступную через высеченную в скале прихожую, служившую им мавзолеем. Захоронения находятся в нише за двойными арками, над которыми рельефно высечены две кошки на поводках и орел с ягненком в когтях.
  27. ^ Гегард . п. 42.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aeac181c0bfd3fec4d79ae6868a11664__1722618840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/64/aeac181c0bfd3fec4d79ae6868a11664.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gavit - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)