Он радовался

Гавит ժամատուն (арм. գավիթ gawit' ) или жаматун (арм. žamatun ) — это зал для конгрессов или мавзолей, пристроенный к входу в церковь и поэтому часто примыкающий к ее западной стороне в средневековом армянском монастыре. Он служил нартексом (входом в церковь), мавзолеем и актовым залом, что-то вроде нартекса или лайт византийской церкви . [1] Как архитектурный элемент, притвор отличался от церкви и был построен позже. [2] Его первый известный экземпляр находится в монастыре Хоромос , датируемом 1038 годом, когда он уже назывался «жаматун». [3] [2] Термин «гавит» начал заменять термин жаматум с 1181 года, когда он впервые появляется в надписи в монастыре Санаин . [4]
История
[ редактировать ]Гавит . , отличительный армянский стиль нартекса, появился в десятом и одиннадцатом веках [6] Первые постройки X века представляли собой простые четырехугольные здания без колонн и защищенные деревянными крышами, использовавшиеся в качестве династических некрополей. [7] С 11 века первый известный жаматун с четырехколонной конструкцией появляется в монастыре Хоромос , построенном в 1038 году царем Йованнесом-Смбатом . [7] Свод имел форму восьмиугольного конуса и был украшен великолепными рельефами. [7]
Многие из первых жаматунов или гавитов располагались на юге Армении в районе Сюника . Тип постройки изменился в двенадцатом и четырнадцатом веках, как это было в монастырях Сагмосаванк , Харитчаванк или Ованнаванк монастырь . Они снова изменились в конце тринадцатого века, что можно увидеть в таких монастырях, как Гандзасар , и постепенно перестали строиться в позднем средневековье.
Общая структура притвора с его девятипролетным планом типична для девятипролетного плана мечетей начиная с периода Аббасидов , который можно увидеть от Испании до Центральной Азии . [8]
Первое упоминание о «жаматуне» появляется в дарственной надписи 1038 года монастыря Хоромос , который также является старейшим из известных «жаматунов», построенным в 1038 году: [3]
В 487 году армян (т. е. 1038) я, шаханша Йованнес, сын шаханша Гагика , отдал свой виноградник, расположенный в Колбе, этой моей церкви Сурб-Йованнес, которую я построил в этом монастыре Хоромоса, вместе с этим жаматуном...
- Посвятительная надпись на притворе в Хоромосе. [9]
Упоминание термина «притвор» для таких построек впервые появляется более чем столетие спустя, в 1181 году, в дарственной надписи в монастыре Санаин игумена Йованеса: [10]
В 630 году (то есть 1181 году н. э.), во времена победоносного короля Георга , амирспасалара Саргиса и его сыновей Закаре и Иване , а также Амира Курда , я, Йованнес, настоятель святого монастыря (восстановил) эту некогда существовавшую церковь и гавит от ее фундамента, с помощью эмира Курда и великого вардапета Григора и Христа Бога, с великой надеждой... [10]
Похоже, что жаматун использовался для обозначения новых построек, построенных более или менее одновременно с соседней церковью для выполнения погребальных или памятных функций, тогда как термин « гавит» относился к пространству, построенному рядом со старыми церквями и закрывающему существующие древние надгробия. [12] « Гавит» имел древнее значение «открытый двор», относящееся к существующему пространству вокруг старых церквей, где уже находились могилы знати, тогда как жами тун по-армянски означает «дом часов», а « зам » обозначало время день, посвященный молитве. [12]
Структура
[ редактировать ]Самый ранний стиль притвора состоит из продолговатого свода, поддерживаемого двойными арками, с центром эрдик (фонарь или окулус ) и украшенного восемью украшенными плитами, как это видно на самом раннем известном притворе в Хоромосе , датированном 1038 годом. [3] [2] В более поздних типах свод часто украшался сталактитовыми узорами мукарнас . [13] В этом раннем типе свода мукарнаса использовался тесаный камень, аналогичный архитектуре анатолийских сельджуков , в отличие от типичной конструкции армянского свода, в которой использовалась облицовка тонким камнем на засыпанном раствором щебне. [14] На смену этой форме пришло квадратное помещение с четырьмя колоннами, разделенное на девять секций с куполом в центре. Мотив мукарнаса явно был вдохновлен исламскими источниками, но использовался по-другому, а армянский свод мукарнаса с окулусом не был найден в мусульманском мире до тех пор, пока его не скопировали примерно столетие спустя, как в хранилище в медресе Якутие соседнем Эрзуруме. (1310). [15] Сам «световой колодец» с центральным глазом известен в анатолийском искусстве с более ранних периодов, например, в Большой мечети и больнице Дивриги (построенной в 1228-1229 годах). [16] Последняя эволюция представляет собой притвор без колонн и со сводчатыми потолками.
На западной стороне церкви Святого Искупителя монастырского комплекса Санаин , притвор построенный в 1181 году, имеет четыре высоких отдельно стоящих внутренних колонны, поддерживающих арки. Столбы и их основания богато украшены. В этом же комплексе притвор Богородицкой церкви представляет собой трехнефный зал с нижними арками и менее сложными украшениями на столбах. [17]
Основные примеры
[ редактировать ]Некоторые основные примеры гавитов и жаматунов , упорядоченные в хронологическом порядке:
- Первый известный жаматун происходит из Хоромоса и датируется 1038 годом. Свод с окулусом (« световым колодцем ») и украшенными плитами восьмиугольной формы. [3] [2]
- Притвор Саргиса церкви Св. Аменапркича в монастыре Санаин построен в 1181 году и имеет надпись с упоминанием Закаряна . [5]
- Остатки жаматуна с мукарнасом - украшенным сводом монастыря Багнайр , датированные 1201 годом. [20] [19]
- Гавит в первом стиле, Монастырь Санаин , Сурп Аствацацин , 1211 г. (без светового колодца)
- Монастырь Аствацанкал : притвор и его свод с рисунком мукарнас , с центральным эрдиком или окулусом , который, возможно, был покрыт навесом с колоннадой. 1250. [22]
- Zhamatun of Prince Prosh Khaghbakian (1283). [25] Гробницы находятся за двойными арками. [26] Справа вход в часовню Прошяна. [27]
- Жаматун (1288 г.), могила Папака Прошяна и его жены Рузуканы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Левон Чорбаджян ; Патрик Донабедиан ; Клод Мутафян (1994). Кавказский узел: история и геополитика Нагорного Карабаха . Книги Зеда. п. 84. ИСБН 1-85649-288-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 : 145–146. дои : 10.2307/1523305 . ISSN 0732-2992 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 207.
- ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 208.
- ^ Перейти обратно: а б Кислинг, Джон Брэди (2001). Открытие Армении заново: археологический/туристический справочник и набор карт исторических памятников Армении . Тигран Мец. п. 48. ИСБН 978-99930-52-28-9 .
Гавит С. Аствацацина был построен князем Ваче Вачутяном (более южная династия) в 1211 году, а Аменапркич - в 1181 году на средства рода Кюрикян.
- ^ Средневековая армянская архитектура: конструкции расы и нации Кристина Маранчи - 2001 «В отличие от Стржиговского, который подчеркивал важность расы и нации в формировании архитектуры, ... Другое сооружение в Ани также предоставило Балтрусайтису оживу - нартекс или гавит. 'находится на южной стороне церкви.'
- ^ Перейти обратно: а б с Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 207.
С конца X века рядом с церквями (в основном с западной стороны) появились простые четырехугольные здания без колонн, но с деревянными крышами, служившие династическими некрополь. Никакого конкретного имени им не было дано. Никакого конкретного имени им не было дано. Самым старым из таких четырехколонных доцерковных построек с централизованной планировкой является монастырь Хоромос, построенный в 1038 году королем Йованнесом-Смбатом вместе с Верхней церковью Святого Иоанна (Сурб-Йованес). Он имеет прямоугольный план и четыре центральные колонны. Потолок имеет форму восьмиугольного конуса и украшен роскошными рельефами, а снаружи над всем сооружением возвышается восьмиколонная ротонда.
- ^ Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :146. дои : 10.2307/1523305 . ISSN 0732-2992 .
Обычный план притвора с девятью пролетами напоминает типичный план мечети с девятью пролетами, который после эпохи Аббасидов распространился по всему исламскому миру от Центральной Азии до Испании; в то же время купольная девятипролетная конструкция была общей для наоса как византийской, так и армянской церкви.
- ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 210.
- ^ Перейти обратно: а б Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 216–217.
- ^ Казарян, Армен (2 мая 2022 г.). «Жаматун Хоромоса: формирование беспрецедентного типа предцерковного зала» (PDF) . Журнал истории искусства и визуального искусства : 1–14. дои : 10.48633/ksttx.2014.3.88328 .
- ^ Перейти обратно: а б Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 221.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Те сооружения, которые строились рядом и почти одновременно с вновь основанными церквями с конкретной целью выполнения погребально-поминальной функции, назывались жаматунами, а те, которые строились рядом со старыми церквями и закрывали уже существующие надгробия, назывались гавитами. Эта гипотеза дополнительно подтверждается историко-филологическим анализом соответствующих терминов.
- ^ Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :145. дои : 10.2307/1523305 . ISSN 0732-2992 .
л.с. Над квадратным центральным пространством находился сложный свод мукарнас размером чуть более 5 м с каждой стороны с центральным эрдиком или окулусом, который, возможно, первоначально был покрыт куполом с колоннами.
- ^ Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :151. дои : 10.2307/1523305 . ISSN 0732-2992 .
Сельджукские мукарны, работающие аналогичным образом с тесаным камнем, представляют собой близкое техническое сравнение с армянским строительством. Стоит отметить, что угловая конструкция армянских мукарнасских сводов технически и структурно ближе к сельджукским образцам, чем к типичной армянской конструкции сводов, которая имела тонкую каменную облицовку на засыпанном раствором щебне.
- ^ Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. п. 297. дои : 10.1017/9781316711774.011 .
Наиболее очевидной архитектурной формой, принятой в армянских церквях, был свод мукарнаса . Прекрасным примером является сложный мукарнас, который использовался при строительстве центрального свода жаматуна в Аричаванке , который был пристроен к главной церкви монастыря к 1219 году. Происхождение этого типа сводов явно происходит из исламских источников, но оно здесь используется совсем по-другому. В исламском мире нет сопоставимых примеров использования его для формирования полных сводов с окулусом в центре. По всей Анатолии в этот период мукарны использовались для формирования головок ниш. Он использовался для куполов в других частях исламского мира, например, в больнице Нур ад-Дина Занги 1174 года в Дамаске, но задуман совсем по-другому: монашеские мукарны структурно являются подвесками, тогда как купол Дамаска представляет собой последовательность лепных кос. Поколение спустя армянское использование мукарна было вновь импортировано в мусульманский мир, и такие здания, как медресе Якутие в Эрзуруме (1310 г.), скопировали идею свода мукарнаса вокруг окулуса.
- ^ Акургал, Экрем (1980). Искусство и архитектура Турции . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-8478-0273-9 .
- ^ Николас Холдинг (2006). Армения: с Нагорным Карабахом . Брэдт Путеводители. п. 161. ИСБН 1-84162-163-3 .
- ^ Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. стр. 31–32. дои : 10.1017/9781316711774.003 .
- ^ Перейти обратно: а б Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. п. 300. дои : 10.1017/9781316711774.011 .
Многие из этих совпадений собраны в одном здании — жаматуне, который был пристроен к церкви Святых Апостолов в Ани начала одиннадцатого века незадолго до 1217 года (самая ранняя надпись на здании). Примечание 25: Дату около 1200 г. подтверждает подобие свода жаматуна монастыря в Багнайре, где самая ранняя надпись датируется 1201 г.: Басмаджян, Inscriptions Arméniennes d'Ani, no. 150.
- ^ Культурный ландшафт Ани (PDF) . ЮНЕСКО. п. 31.
Подобие коротких и толстых колонн с капителями с орнаментом мукарнас можно найти внутри зала монастыря Хоромос и монастырей Багнайр .
- ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 211.
- ^ Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 :145. дои : 10.2307/1523305 . ISSN 0732-2992 .
Первоначальная часовня на этом месте датируется пятым или шестым веком, к которой на северной стороне была пристроена главная церковь или католикон. Надпись датирует его 1244 годом, что объясняется покровительством принца Курда и его жены Хорисали. Отдельная надпись называет мастера, предположительно строителя, по имени Йованес. Большой притвор или нартекс был построен сразу после церкви и, должно быть, был завершен ок. 1250.
- ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 212.
- ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 213.
- ^ Гегард . п. 8.
Надпись, высеченная на северной стене церкви, показывает дату основания - 1283 год и имя дарителя - князя Проша.
- ^ «ЮНЕСКО. Монастырь Гегард» (PDF) .
Процветание монастыря в тринадцатом веке произошло благодаря покровительству князя Прошьяна, который в 1283 году высек вторую пещерную церковь, доступную через высеченную в скале прихожую, служившую им мавзолеем. Захоронения находятся в нише за двойными арками, над которыми рельефно высечены две кошки на поводках и орел с ягненком в когтях.
- ^ Гегард . п. 42.