Чарльз Дженкс
Чарльз Александр Дженкс (21 июня 1939 г. - 13 октября 2019 г.) [1] был американским теоретиком культуры, ландшафтным дизайнером, историком архитектуры и соучредителем онкологических центров Мэгги . Он опубликовал более тридцати книг и прославился в 1980-е годы как теоретик постмодернизма . [2] Дженкс посвятил время архитектуре рельефа, особенно в Шотландии . [2] Эти пейзажи включают Сад космических размышлений и земляные валы в Юпитер Артленд недалеко от Эдинбурга . Его продолжающийся проект Crawick Multiverse , созданный по заказу герцога Баклю , открылся в 2015 году недалеко от Санкуара .
Ранние годы и семейная жизнь [ править ]
Чарльз Александр Дженкс родился в Балтиморе, штат Мэриленд , 21 июня 1939 года и был сыном композитора Гарднера Платта Дженкса и Рут ДеВитт Перл. Дженкс учился в школе Брукса в Норт-Андовере, штат Массачусетс , и получил степень бакалавра искусств по английской литературе в Гарвардском университете в 1961 году и степень магистра архитектуры в Гарвардской высшей школе дизайна в 1965 году. В 1965 году Дженкс переехал в США. Королевство , где у него были дома в Шотландии и Лондоне . В 1970 году Дженкс получил докторскую степень по истории архитектуры , обучаясь у известного историка Рейнера Бэнхэма в Университетском колледже Лондона . Этот тезис послужил источником его книги «Современные движения в архитектуре» (1973), в которой семиотика и другие литературно-критические методы использовались для изучения архитектуры двадцатого века.
Дженкс женился на Памеле Болдинг в 1961 году, их брак закончился в июле 1973 года. У них было двое сыновей: один работает ландшафтным архитектором в Шанхае, а другой работает в Jardines во Вьетнаме. Во-вторых, он женился на Мэгги Кесвик Дженкс , дочери сэра Джона Кесвика и Клэр Элвис, от которой у него было двое детей: Джон Кесвик Дженкс, лондонский режиссер, женатый на Эми Эгнью, и Лили Клэр Дженкс, которая вышла замуж за Роджера Килинга в 2014 году. . [3] Дженкс женился на Луизе Лейн Фокс в качестве своей третьей жены в 2006 году и, таким образом, стал отчимом ее сына Генри Лейна Фокса и дочери Марты Лейн Фокс . [4]
Архитектурный проект [ править ]
Первым архитектурным проектом Дженкса была студия в лесу, дешевый гараж массового производства стоимостью 5000 долларов под названием «Ротонда Гарагия» , где он проводил часть лета со своей семьей. Специальное использование готовых материалов отстаивалось в его полемическом тексте с Натаном Сильвером «Адхосизм – аргументы в пользу импровизации» в 1971 и 2013 годах. Архитектурные проекты Дженкса экспериментировали с идеями теории сложности .
Дженкс спроектировал свой собственный лондонский дом в тандеме с Мэгги Кесвик и архитекторами постмодерна , включая Терри Фаррелла и Майкла Грейвса . [5] Он назвал этот дом « Тематическим домом ». [6]
Центры Мэгги [ править ]
После того, как его вторая жена Мэгги Кесвик Дженкс умерла в 1995 году, Дженкс стал соучредителем онкологических центров Мэгги . Основываясь на идее самопомощи и на том факте, что онкологические больные часто вовлечены в длительную и затяжную борьбу, центры предоставляют социальную и психологическую помощь в привлекательной обстановке рядом с крупными больницами. Их архитектура, ландшафт и искусство призваны поддержать как пациентов, так и лиц, осуществляющих уход, и воздать должное тем, кто в прошлом часто скрывал свою болезнь. Мэгги Кесвик Дженкс — автор книги «Китайский сад» , над которой также работал ее муж.
Ландшафтная архитектура и формы рельефа [ править ]
Дженкс переключился на ландшафтный дизайн как место для символических исследований, когда Мэгги попросила Чарльза спроектировать семейный дом и сад в Шотландии. Результатом в 2003 году стал Сад космических размышлений , серия из двадцати зон, спроектированных вокруг различных метафор, таких как сад ДНК, Кварковая прогулка, Фрактальная терраса и Мост комет. Дальнейшие гибридные формы рельефа и символические скульптуры были построены в Эдинбурге, Милане , Лонг-Айленде , Нью-Йорке, Кембридже , Сунчхоне , Южной Корее (совместно с Лили Дженкс) и других странах, некоторые работы из которых были опубликованы в журнале «Вселенная в пейзаже» , 2011.
С 2010 года Дженкс начал работу над Crawick Multiverse , участком площадью пятьдесят пять акров на юго-западе Шотландии, и завершил ее в 2015 году.
« Метафизический пейзаж» — выставка скульптур в Jupiter Artland в 2011 году. Позже Дженкс выставлялся в галерее Мерц, Санкухар, 2016.
Сад космических размышлений , частично спроектированный Дженксом и начатый в 1988 году, был посвящен покойной жене Дженкса Мэгги Кесвик Дженкс. Дженкс, его жена, ученые и их друзья спроектировали сад на основе естественных и научных процессов. Целью Дженкса было прославить природу, но он также включил в дизайн элементы современной науки. В саду растут виды растений, которые приятны для глаз и съедобны. Сохранение дорожек и традиционной красоты сада по-прежнему было его заботой, однако Дженкс усовершенствовал космический ландшафт, используя новые инструменты и искусственные материалы. Подобно тому, как японские сады дзен , персидские райские сады , а также сады английского и французского Возрождения были аналогиями вселенной, дизайн представляет собой космическую и культурную эволюцию современного мира. Сад – это микрокосм: прогуливаясь по саду, можно увидеть вселенную в миниатюре. По мнению Дженкса, сады еще и автобиографичны, поскольку раскрывают самые счастливые моменты, трагедии и правду о владельце и семье.
По мере развития сада развивались и такие науки, как космология , и это позволило обеспечить динамическое взаимодействие между разворачивающейся вселенной, разворачивающейся наукой и вопрошающим замыслом. Дженкс считал, что современная наука потенциально является великой движущей силой творчества, поскольку она рассказывает нам правду о том, как устроена Вселенная, и показывает нам закономерности красоты. Как объясняется в его книге «Вселенная в пейзаже» (2011), его работа ориентирована на содержание. Его многочисленные формы рельефа основаны на идее о том, что строительство рельефа — это радикальная гибридная деятельность, сочетающая сады, ландшафт, урбанизм , архитектуру, скульптуру и эпиграфику . Таким образом, формы рельефа часто включают загадочную письменность и сложную символику. Они побуждают посетителя интерпретировать пейзаж в самом большом и маленьком масштабе.
Дженкс стал ведущей фигурой в британской ландшафтной архитектуре . Его пейзажные работы были вдохновлены черными дырами , фракталами , генетикой, теорией хаоса , волнами и солитонами . В Эдинбурге, Шотландия, он спроектировал рельеф Шотландской национальной галереи современного искусства в сотрудничестве с Терри Фарреллом и Дунканом Ватмором из Terry Farrell and Partners . Другие работы Дженкса включают « Сад космических размышлений» в Портрек-хаусе недалеко от Дамфриса ; Работа Дженка с формами рельефа также вдохновила создателей парка Фонда Ариэля в Маунт-Верноне, штат Огайо. Тед Шнормайер был менеджером проекта, а Роберт Дж. Стовичек был архитектором/дизайнером, и вместе они создали тридцать с лишним акров террас (форм рельефа). Дальнейшее вдохновение исходило от культуры «строительства курганов» в центральном Огайо. Народы, строящие Адена, Хоупвелл и Маунд, создали «формы рельефа», которые существуют до сих пор - задолго до того, как Дженкс, Шнормайер или Стовичек создали что-либо; Проекты ландшафта черной дыры, IUCAA, Пуна, Индия, 2002 г.; Парк Портелло, Милан, 2002–2007 гг. (Time Garden 2004–2007); Две камеры – Центр Мэгги в Инвернессе, 2003–2005 гг.; Рельеф Нортумберландии , 2004 г.; Клетки жизни, Юпитер Артланд, Боннингтон-хаус, 2003–2010 гг.; Крейик Мультивселенная , 2006–; Проект рельефа и мелиорации «Воспоминания о будущем», Альтдоберн, Германия; У Чи, овальная терраса «Черная дыра», Олимпийский парк Пекина , 2008 г.; и «Шотландский мир», Сент-Нинианс, Келти, 2003, 2010+.
Дженкс также был дизайнером мебели и скульптором, создав ДНК скульптуры в Кью Гарденс в 2003 году и в Кембриджском университете в 2005 году.
Архитектурное письмо [ править ]
Дженкс обсудил свои теории постмодернистской архитектуры в книге «Язык постмодернистской архитектуры» (1977), которая выдержала семь изданий. Он исследовал сдвиг парадигмы от современной к постмодернистской архитектуре, утверждая, что современная архитектура концентрируется на однотипных формах, таких как прямые углы и квадратные здания, часто напоминающие офисные здания. Однако постмодернистская архитектура фокусируется на формах, основанных на разуме, теле, городском контексте и природе. В 2007 году он опубликовал « Критический модернизм » , пятое издание своей книги «Что такое постмодернизм?».
В книге «Смысл в архитектуре» , 1969, написанной совместно с Джорджем Бэрдом , гипертексте ведущих архитекторов и теоретиков, комментирующих тексты друг друга, Дженкс затронул вопросы о том, кто является конечным пользователем архитектуры, какие ценности должны быть кристаллизованы в архитектуре и какие общественные ценности должны быть кристаллизованы в архитектуре. архитектура должна представлять. За этим последовали другие антологии по семиотике .
В 1987 году Риццоли опубликовал свой важный междисциплинарный обзор новых разработок в направлении гибрида классицизма или неоклассицизма и модернизма в искусстве и архитектуре «Постмодернизм: новый классицизм в искусстве и архитектуре». [7] [8]
В его книге The Iconic Building исследуются тенденции и культура знаменитостей. Он утверждал, что причина, по которой современная культура ищет «культовое здание», заключается в том, что оно имеет возможность обратить вспять экономическую тенденцию ослабевающего « агломерации ». Знаменитое здание создается для того, чтобы произвести фурор, чтобы приносить деньги, и обычные критерии оценки к нему не применяются. Он писал, что «загадочные символы» могут быть эффективно использованы для подтверждения более глубокого смысла здания.
Его книга «Критический модернизм: куда движется постмодернизм?» вышел в 2007 году. Это обзор постмодернизма, в котором Дженкс утверждает, что постмодернизм - это критическая реакция на модернизм , которая исходит изнутри самого модернизма. [9] [10] [11] 26 марта 2007 года в Королевской академии прошли дебаты между Дженксом и Джоном Н. Греем , посвященные книге. [12]
Книга «История постмодернизма, пять десятилетий иронического, знакового и критического в архитектуре» , 2011 г., суммирует историю этого движения с момента его зарождения в 1960-х годах.
Другие работы [ править ]
- Символическая мебель, выставка Aram Designs, Лондон, 1985.
- Гараджа Ротонда, Труро, Массачусетс, 1976–77.
- Дом Элементалей (с Баззом Юделлом), Лос-Анджелес.
- Тематический дом (с Терри Фарреллом), Лондон, 1979–84.
- Скульптура ДНК Джеймса Уотсона в лабораториях Колд-Спринг-Харбор, Лонг-Айленд.
- Ландформ Уэда, Галерея современного искусства, Эдинбург, 1999–2002 гг.
- Спираль ДНК, Центр жизни, Ньюкасл-апон-Тайн, май 2000 г.
- Клетка и ДНК, Центр Мэгги (Гейтхаус), Глазго, 2002–2003 гг.
- Делящиеся клетки, Центр Мэгги, Инвернесс, 2003–2005 гг.
- У Чи, Олимпийский лесной парк, Пекин, 2008 год.
- Железнодорожный сад шотландских достойных, Портрак, Дамфрис, 2003–2006 гг.
- Спирали времени, Парк Портелло, Милан, 2002–2012 гг.
- Клетки жизни, Юпитер Артланд, Боннингтон-Хаус , Киркньютон, недалеко от Эдинбурга, 2003–2010 гг.
- Космические кольца ЦЕРН, ЦЕРН, Женева, в разработке 2008+ (совместно с Дженксом 2 ).
- Шотландский мир, Сент-Нинианс, Келти, Строительство 2010+.
- DoubleWalk, Больница Мидпарк , Дамфрис , 2010–2012 гг. (совместно с Дженксом 2 ).
- Нортумберландия, Леди Севера, Крамлингтон, 2005–2012 гг.
- Gretna Landmark, Gretna, в разработке 2011+ (совместно с Сесилом Бальмондом).
- Холдинг The Eco-line, Сунчхон, Корея, строительство 2012+ (совместно с Дженксом 2 ).
- Мультивселенная Крейика, Шотландия, 2015 г.
Телевидение [ править ]
Дженкс появлялся в телевизионных программах в США и Великобритании, а также написал два художественных фильма для BBC (о Ле Корбюзье и о Фрэнке Ллойде Райте и Майкле Грейвсе).
- Короли бесконечного космоса, 1983.
- Символическая архитектура, 1985.
- Космос на Земле, 1986.
- Битва на площади Патерностер, 1987 год.
- Гордость места, 1988.
- Второй шанс, 1989.
- Пусть люди выбирают, 1990. Позднее шоу BBC.
- Новые современности, 1990.
- Ла Виллетт, 1991 год.
- Токио, 1991 г. (Телевизионная премия BP Arts Journalism, 1992 г.).
- Либескинд, Еврейский музей, Берлин, 1991.
- Дебаты о культуре, 1991.
- Фрэнк Гери и Лос-Анджелес, 1992 год.
- Филип Джонсон, Крестный отец, 1994.
- Би-би-си: Сады разума. Телевизионная программа и конференция, организованная в рамках незавершенной работы, New World View, Токио и Киото, май 1991 года.
- «Сад космических размышлений» (телефильм: 50 минут) 1998 г.
- Ричард Мейер «Рамка»; Даниэль Либескинд; Спираль, 1999.
- Восстановление дворца; Фрэнк Ллойд Райт – Оловянные боги, 2002.
- Открытие шотландского парламента для BBC Scotland, 9 октября 2004 г.
- Мелвин Брэгг, Шоу на Южном берегу, март 2005 г.
- Джон Соун, американское телевидение (Мюррей Григор) (США), май 2005 г.
Выберите библиографию [ изменить ]
- Архитектура надежды: онкологические центры Мэгги, 2-е издание, Чарльз Дженкс, Фрэнсис Линкольн, 2015 г.
- История постмодернизма: пять десятилетий иронического, знакового и критического в архитектуре , Wiley, Лондон, 2011 [трад. ит.: Postmedia Books, Милан, 2014].
- Вселенная в ландшафте, Формы рельефа Чарльза Дженкса , Фрэнсис Линкольн, Лондон, 2011.
- Архитектура надежды - онкологические центры Мэгги , Фрэнсис Линкольн, Лондон, 2010 г.
- Критический модернизм: куда движется постмодернизм? , Академия Уайли, Лондон, 2007 г.
- Теории и манифесты современной архитектуры , с Карлом Кропфом, Academy Press, 2006.
- Знаменитое здание — Сила загадки , Фрэнсис Линкольн, Лондон, 2005 г.
- Сад космических размышлений , Frances Lincoln Limited, Лондон, октябрь 2003 г.
- Новая парадигма в архитектуре (седьмое издание « Языка постмодернистской архитектуры »), издательство Йельского университета, Лондон, Нью-Хейвен, 2002.
- Ле Корбюзье и постоянная революция в архитектуре , The Monacelli Press, 2000 г.
- Архитектура 2000 и далее (Критика и новые прогнозы для книги 1971 года), Академия, Уайли, май 2000 г.
- Архитектура вселенной прыжков , Академия, Лондон и Нью-Йорк, 1995. Второе издание Wiley, 1997.
- Гетерополис - Лос-Анджелес, Бунты и гетероархитектура , Академия, Лондон и Нью-Йорк, 1993.
- Новые современники , Лондонская академия, Риццоли, Нью-Йорк, 1990.
- Принц, Архитекторы и монархия новой волны , Академия, Лондон и Риццоли, Нью-Йорк, 1988.
- Постмодернизм, Новый классицизм в искусстве и архитектуре , Риццоли, Нью-Йорк и Академия, Лондон, 1987; Немецкое издание, 1987 г., переиздано в 1988 г.
- Что такое постмодернизм? , St Martins Press, Нью-Йорк, 1986 г., Академия, Лондон, 1986 г. Второе издание, 1988 г. Третье издание, 1989 г. Четвертое издание, 1996 г.
- К символической архитектуре , Риццоли, Нью-Йорк; Академия, Лондон, 1985.
- Короли бесконечного пространства , St. Martins Press, Нью-Йорк; Академия, Лондон, 1983.
- Абстрактное представление , St. Martins Press, Нью-Йорк, 1983, монография по архитектурному дизайну, Лондон, 1983.
- Текущая архитектура (издание для Великобритании), Architecture Today (издание для США), Academy Editions, Лондон, 1982.
- Небоскребы - Skycities , Риццоли, Нью-Йорк, 1980 г., Академия, Лондон, 1980 г.
- Знаки, символы и архитектура , под редакцией Ричарда Бунта и Джеффри Бродбента , Джона Уайли, Нью-Йорк и Лондон, 1980.
- Архитектура позднего модерна , Риццоли, Нью-Йорк, 1980 г., Академия, Лондон, 1980 г. Переведено на немецкий и испанский языки.
- Причудливая архитектура , Риццоли, Нью-Йорк, 1979 г. и Академия, Лондон, 1979 г.
- Язык постмодернистской архитектуры , Риццоли, Нью-Йорк, 1977 г., переработка 1978 г., Третье изд. 1980, Четвертое изд. 1984, Пятое изд. 1988, Шестое изд. 1991, Academy Editions, Лондон, 1977, 1978, 1980, 1984, 1991.
- Современные движения в архитектуре , Anchor Press, Нью-Йорк, 1973.
- Адхоцизм , с Натаном Сильвером, Даблдей, Нью-Йорк, 1972; Перепечатано с новым введением и новым постскриптумом, MIT Press, 2013 г. Переведено на французский язык Пьером Лебреном: Adhocisme, le choix de l'improvisation , Hermann, Париж, 2021 г.
- Архитектура 2000 : прогнозы и методы. Лондон, Studio Vista, 1971 год.
- «Заметки о сложностях постмодернизма», в The Fortnightly Review . [13]
Примечания [ править ]
- ^ «Чарльз Дженкс, соучредитель благотворительной организации по борьбе с раком Мэгги, умирает в возрасте 80 лет» . Шотландец . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хоукок, Невилл (26 июня 2015 г.). «Мультвселенная Крэвика: песочница становится ленд-артом» . Файнэншл Таймс . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ Грант, Джеки. «Теория большого взрыва Дамфриса раскрыта», Daily Record. 26 августа 2014 г.
- ^ «Дженкс, Чарльз 1939– | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Уэйнрайт, Оливер (15 октября 2019 г.). «Некролог Чарльза Дженкса» . Хранитель . Архивировано из оригинала 15 октября 2019 года.
- ^ «Тематический дом Чарльза Дженкса» . МУЗА И Творец . 6 июля 2018 г. Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ «Находка» . trove.nla.gov.au . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Дженкс, Чарльз (ноябрь 1987 г.). Постмодернизм: новый классицизм в искусстве и архитектуре . ISBN 9780847808359 .
- ^ «Критический модернизм: куда движется постмодернизм? Что такое постмодернизм?, 5-е издание | Уайли» . Wiley.com . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Дженкс, Чарльз (7 мая 2007 г.). Критический модернизм: куда движется постмодернизм? Что такое постмодернизм? . ISBN 978-0470030110 .
- ^ TVO, Разговор о больших идеях: Чарльз Дженкс. Архивировано 9 июня 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ «Дебаты на форуме РА с Чарльзом Дженксом: критический модернизм» . Архивировано из оригинала 26 января 2012 года . Проверено 4 марта 2010 г.
- ^ «Заметки о сложностях постмодернизма» . 13 января 2012 года . Проверено 2 февраля 2012 г.
Ссылки [ править ]
- "РЕЗЮМЕ". Индекс. Веб. 1 декабря 2010 г. < https://web.archive.org/web/20110304010626/http://www.charlesjencks.com/cv.html%3E .
- «Чарльз Дженкс, эсквайр». Веб. 29 июля 2011 г. < https://web.archive.org/web/20120427022048/http://debretts.com/people/biographys/browse/j/16095/Charles%20Alexander%2BJENCKS.aspx%3E .
- «Дизайны». Индекс. Веб. 1 декабря 2010 г. < https://web.archive.org/web/20100526064032/http://www.charlesjencks.com/designs.html%3E .
- Дженкс, Чарльз. Современные движения в архитектуре . Хармондсворт: Пингвин, 1973. Печать.
- Дженкс, Чарльз. Постмодернистский классицизм: новый синтез . Лондон: Архитектурный дизайн, 1980. Печать.
- Дженкс, Чарльз. Новая парадигма в архитектуре: язык постмодернизма . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет, 2002. Печать.
- Дженкс, Чарльз. Сад космических размышлений . Лондон: Фрэнсис Линкольн, 2005. Печать.
- Дженкс, Чарльз. Знаменитое здание . Нью-Йорк: Риццоли, 2005. Печать.
- Дженкс, Чарльз. Постмодернистский читатель . Лондон: Academy Editions, 1992. Печать.
Внешние ссылки [ править ]
- 1939 рождений
- смертей в 2019 году
- Архитекторы из Балтимора
- Писатели из Балтимора
- Американские писатели-архитекторы
- Американские историки архитектуры
- Американские ландшафтные и садовые дизайнеры
- Американские ландшафтные архитекторы
- Архитектурные критики
- Теоретики архитектуры
- Земляные художники
- Постмодернистские архитекторы
- Выпускники Университетского колледжа Лондона
- Выпускники Гарвардской школы дизайна
- Американские дизайнеры мебели
- Американские скульпторы 20-го века
- Американские художники-мужчины 20-го века
- Американские скульпторы XXI века
- Американские художники-мужчины XXI века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские писатели-мужчины XXI века
- Американские эссеисты XX века
- Американские эссеисты XXI века
- Американские историки XX века
- Американские историки XXI века
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Историки из Мэриленда