Арабский хип-хоп
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Арабский хип-хоп — это сегмент хип-хоп музыки, исполняемый в арабоязычном мире. Из-за разнообразия диалектов и местных жанров, существующих в данной местности, арабская хип-хоп музыка может выглядеть очень разнообразной в зависимости от страны исполнения. Как и большинство исполнителей этого жанра, исполнители хип-хопа из арабоязычного мира находятся под сильным влиянием американского хип-хопа . [1]
История
[ редактировать ]До того, как арабский хип-хоп выделился в отдельный жанр, американцы арабского происхождения регулярно занимались хип-хопом в США , например, Лос-Анджелеса продюсер из Фредрек и Майами из диджей Халед . [2] Американский хип-хоп стал пользоваться популярностью в арабском мире в начале-середине 1990-х годов. Североафриканские арабоязычные жители Европы, в основном проживающие во Франции , эпицентре европейского хип-хопа . [3] были первыми, кто начал создавать музыку, составляющую жанр арабского хип-хопа. Например, в Saïan Supa Crew и IAM были арабские члены. [4] Эта музыка, продукт сообществ бер и нуар французских пригородов, представляла собой смесь традиционного американского хип-хопа, французских стилей, популярных в то время, и раи , популярного музыкального стиля из Северной Африки. [3] Французский хип-хоп приобрел популярность отчасти из-за требований франкоязычного радиовещания, введенных в 1994 году, которые установили квоты для всех станций в размере 40% ежедневных передач на французском языке. [5]
Группы начали появляться в Палестине в середине 90-х, в том числе популярная группа DAM . Примерно в то же время DJ Lethal Skillz продвигал новые местные группы, «такие как Aks El Seir». В Египте американский хип-хоп был менее популярен, но небольшой ажиотаж привел к появлению популяции би-боев . В 2004 году там состоялось первое хип-хоп-шоу, когда RZA , участник Wu-Tang Clan , выступили в отеле Siag в Каире вместе с Kinetic 9 из Killarmy, филиала Wu-Tang Clan, Cilvaringz (маррокканско-голландского происхождения). и первый араб, подписавший контракт с американской рэп-группой) и Салех Эдин, американо-марокканский рэпер. [4]
В 2006 году арабский хип-хоп укрепил свое присутствие в арабском мире с помощью Hip Hop Na , реалити-шоу на MTV Arabia, которое вели Фредрек и Кусай, артист из Саудовской Аравии. [4] Хип-хоп, как арабский, так и американский, в той или иной степени соблюдается и создается в большинстве стран арабского мира, в том числе там, где социальные и политические ограничения затрудняют это. Например, Саудовская Аравия является родиной группы Dark2Men, которая участвовала в упомянутом выше реалити-шоу HipHopNa. Кроме того, брейк-данс «стал популярным развлечением в королевстве». [6]
Трудно установить количество проданных альбомов или количество слушателей по демографическим группам в арабском мире из-за отсутствия надежных статистических данных. Кроме того, невозможно точно определить количество зрителей спутникового телевидения в арабском мире. [7] Однако мы можем определить популярность благодаря маркетинговым методам, используемым поставщиками спутникового телевидения. Согласно отчету 2007 года, «более 85 процентов городских домохозяйств в арабском мире имеют спутниковое телевидение», форум, который расширился за счет включения музыкальных каналов, таких как MTV Arabia, которые «[в то время] планируют [ned] предлагать изрядная доза [в основном западного] хип-хопа и большая часть тех же молодежных программ, транслируемых MTV по всей территории США». [8]
Женский хип-хоп
[ редактировать ]Хотя неясно, существует ли отдельный и особый женский жанр арабского хип-хопа, такие артисты, как Шадия Мансур из Палестины и Малика из Ливана , очень красноречивы в искусстве арабского хип-хопа, затем у нас есть египетская императрица. *1 «Первая женщина-египетский рэпер» в Египте, которая больше относится к Африке, отдавая должное как ее североафриканским, так и ближневосточным корням. Женщины-исполнители хип-хопа участвуют в ряде информационно-просветительских мероприятий в арабском, африканском и международном мире. В 2010 году EmpresS *1 была приглашена из Египта в Хартум , Судан , Министерством культуры, Studio One и Space, для проведения мастер-классов и выступлений в Бейт-эль-Фенун, работая с молодыми суданскими рэперами, поэтами и певцами из разных частей Судана. [9] Empress*1 также проделала аналогичную работу в Великобритании , Бразилии и Египте. «Первая леди хип-хопа» Шадии Мансура из Аравии регулярно посещает Палестину, чтобы оказывать музыкальную помощь во время войны. Арабские рэперы выступили на конференции «Home and Exile in Queer Experience», организованной Aswat, «организацией арабских лесбиянок с членами в Израиле , на Западном Берегу и в секторе Газа ». [10]
Музыкальное влияние
[ редактировать ]Арабские исполнители хип-хопа, соответствующие представителям всего жанра, участвуют в процессе сэмплирования. По словам Янниса Андроутсопулоса, сэмплирование - это «процесс культурной грамотности и интертекстуальных ссылок... взятый из различных областей, таких как традиционная народная музыка, современная популярная музыка, образцы средств массовой информации и даже поэзия». [11] Исполнители этого жанра ссылаются на музыкальные отсылки, влияния и образцы материалов из ряда современных и классических источников, в том числе ливанских певцов 20-го века Файруз , Маджида аль-Рум и Джулию Бутрос . [4] а также ряд современных исполнителей мейнстрима и андеграунда хип-хопа, [12] и региональные музыкальные стили из таких стран, как Ямайка. [13] Арабские исполнители хип-хопа использовали полные арабские оркестры для создания битов, а также биты, вдохновленные традиционными арабскими музыкальными стилями. [4]
Некоторые региональные вариации музыки, особенно стили Франции и Северной Африки, включают в себя влияние музыкального жанра, известного как Рай . [3] «форма народной музыки, зародившаяся в Оране, Алжир , от пастухов-бедуинов, смешанная с испанскими, французскими, африканскими и арабскими музыкальными формами, восходящая к 1930-м годам». [ нужна ссылка ]
Политическое и социальное влияние
[ редактировать ]Большая часть хип-хопа, созданного в арабском мире, связана с сочетанием социальных обстоятельств, таких как бедность, насилие и употребление наркотиков, а также с политической реальностью, насколько это возможно с учетом цензуры. Хип-хоп Палестины, в частности, вызвал большой интерес в этом отношении, и эта музыка считается средством противостояния. Например, песня «Meen Erhabe» группы DAM выступает против израильской оккупации и была названа критиками «музыкальной темой Хамаса». [14]

Верный своей форме, хип-хоп оккупированной Палестины вызывает темы борьбы и сопротивления, поскольку артисты рассказывают о наркотиках, насилии и ежедневном угнетении, с которым они сталкиваются в условиях оккупации. Напоминая многочисленные послания, озвученные через американский хип-хоп и рэп, артисты в Палестине используют музыку как средство объединения людей, которых разделяют общие проблемы. Их художественное выражение представляет собой «драму улиц», суровую реальность культурного и этнического порабощения, и продолжает оставаться продуктивным средством самовыражения палестинской молодежи, позволяющей общаться друг с другом по всему региону и, надеюсь, вскоре с остальными жителями региона. мир.
- Грета Андерсон Финн, Политическое искусство: «Арабо-американский хип-хоп».
Арабский хип-хоп был активным игроком и находился под прямым влиянием меняющихся политических и социальных условий в регионе за последние два года. В частности, « Арабская весна» как революционное движение, затронувшее многочисленные государства, включая Тунис , Египет, Ливию , Сирию и Йемен , вызвала музыкальный отклик у новых или ранее репрессированных исполнителей хип-хопа. Хип-хоп и рэп были саундтреком к Арабской весне, поскольку протестные движения воспевали поэтику молодых влиятельных рэперов. [15] Такие проблемы, как бедность, рост безработицы, голод и репрессивные авторитарные режимы, были частью политизированных посланий хип-хоп музыки. Хип-хоп служил формой сопротивления инакомыслию против авторитарных государств, а также инструментом мобилизации в массовых демонстрациях. Таким образом, условности жанра хип-хопа в арабском контексте предоставили голос маргинализированным гражданам в этих революционных, а затем и переходных государствах. Арабский хип-хоп чаще всего ориентирован на молодежь и наиболее актуален для нее, которая составляла значительную часть политических игроков «арабской весны». [16]
Музыка хип-хопа, возникшая в результате движений «арабской весны», хотя и находилась под прямым влиянием конкретных социальных и политических реалий, вышла за пределы границ и нашла отклик во всем регионе. Во многом этого удалось достичь благодаря социальным сетям, поскольку артисты и активисты делятся своей музыкой через Facebook , YouTube и Twitter . [17]
За пределами арабского мира художники фокусируются на многих из тех же проблем, но больше внимания уделяется вопросам, связанным с иммиграцией и жизнью этнических меньшинств. Во Франции, например, большая часть «социально критической» музыки сосредоточена на «проблемах, связанных с миграцией, таких как дискриминация, ксенофобия и проблемная идентичность молодых людей иностранного происхождения». [11] Более того, эти художники имеют дело с навязанным правительством стимулом к ассимиляции, «в сочетании с вековыми стереотипами, укорененными в колониальных отсылках и стигматизации маргинализированных пригородов ». [3]
Арабские исполнители хип-хопа на Западе, особенно в Великобритании и Северной Америке, которые в своем содержании также сталкиваются с расизмом и маргинализацией, особо упоминают опыт «двойственности» – внутреннего конфликта между традиционной и современной культурой. Некоторые исполнители рэпа и устной речи считают, что хип-хоп верен обоим, что связано как с богатой арабской поэтической историей, так и с полезностью хип-хопа как формы самовыражения для маргинализированных или демонизированных сообществ. Поэт Лоуренс Джозеф открыто обращается к этому конфликту в своем стихотворении «Песчаный негр». [18]
Взгляд основной Америки на арабское население внутри страны и во всем мире, а также военное вмешательство в регионе Ближнего Востока и Северной Африки играют важную роль в арабо-американском хип-хопе и других западных формах. [13] [18] Некоторые артисты из арабского мира подходят к западной точке зрения аналогичным образом, например, эмиратская группа Desert Heat, которая читает рэп на английском языке специально с целью «обучения» жителей Запада реалистичному взгляду на арабскую культуру и историю. [19]
С другой стороны, Мохаммед Камель Мостафа, чей отец Абу Хамза аль-Масри находится в тюрьме по обвинению в терроризме, использует хип-хоп для выражения солидарности с такими группами, как «Хезболла» и «Хамас», а также для прославления жестокого джихада. Его послание отличается от посланий других оппозиционных рэперов, завоевавших популярность в этом жанре, поскольку он явно подтверждает свои полномочия, ссылаясь на свои военные навыки и способность вызывать насилие. [ нужна ссылка ]
Цензура
[ редактировать ]Ассоциативная жизнь и средства массовой информации в арабском мире в той или иной степени ограничены. Причины цензуры, будь то со стороны государства или сообщества, обычно делятся на две категории – политические или религиозные. В условиях государственного контроля спутниковое телевидение во многом способствовало ограничению государственной монополии на телевизионные программы. Это напрямую повлияло на пространство, отведенное для хип-хоп музыки и культуры. [8]
В религиозно консервативных арабских государствах, таких как Саудовская Аравия, «пение и танцы могут считаться постыдными», что приводит к своего рода социальной цензуре (навязываемой как «табу») в отношении хип-хопа и других форм искусства. По состоянию на 2008 год в Королевстве отсутствовали концерты и ночные клубы, а на местном радио и телевидении транслировалась в основном арабская поп-музыка (все правила соблюдались государством). Тамер Фархан, участник саудовской рэп-группы Dark2Men, выступавшей на HipHopNa, заявил, что рэперы в Саудовской Аравии вынуждены «подпадать под землю из-за неправильного впечатления о них у людей». [20] Цензуре подвергаются даже социально осторожные действия. Однако это явление не ограничивается Саудовской Аравией, поскольку относительно либеральный Кувейт присоединился к ним в запрете первого альбома группы Desert Heat, несмотря на их «промусульманский» посыл и «осторожный подход к религии, политике и обществу». [21]
Однако хип-хоп, как арабский, так и американский, сумел обойти некоторые из этих ограничений. Помимо подрывной деятельности через Интернет или продажи контрафактных пластинок, похоже, что цензурные несоответствия и/или лингвистические трудности, связанные с переводом хип-хопа с английского, могут быть причиной того, что некоторые англоязычные пластинки попадают в города, где в противном случае они были бы запрещены. Абдулла Дахман из Desert Heat приводит в пример рэпера западного побережья Снуп Догга , чьи пластинки можно приобрести в Джидде в Саудовской Аравии. [21] Другой пример, 2 Live Crew альбом « As Nasty as They Wanna Be », выпущенный в 1989 году, не прошел цензуру из-за сложности перевода. [22]
Хип-хоп-музыка движения «Арабская весна» представляла собой прямой вызов строгой политике цензуры многих режимов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Арабский хип-хоп стал средством самовыражения, активно сопротивлявшимся государству и его правилам. В таких государствах, как Тунис, который ранее подвергал цензуре все негативные публичные высказывания против правительства и характеризовался как один из наименее свободных средств массовой информации в мире, хип-хоп музыка стала видимым выражением сопротивления и сигнализировала о надвигающемся социальном и политическом кризисе. изменения. Несколько рэперов были арестованы за свою музыку, в том числе Эль Генерал в Тунисе и Эль Хакед из Марокко, что только привлекло больше внимания к проблеме цензуры и самим артистам.
Региональный арабский хип-хоп
[ редактировать ]Сообщества хип-хопа в разных арабских странах в разной степени взаимосвязаны друг с другом, а также имеют связи со своими соответствующими сообществами диаспоры в США и Европе. [23]
Объединенные Арабские Эмираты
[ редактировать ]Хип-хоп был найден на форумах. В 2001 году в Объединенных Арабских Эмиратах ему не дали права, потому что он был слишком андерграундным для слушателей. В ОАЭ не так много рэперов. К сожалению, никто не хочет слушать. [24]
Desert Heat была сформирована в конце 2002 года и состоит из двух эмиратских братьев «Illmiyah» (eel-mee-yah) и «Arableak», [25] Мустафа Каруни Эмиратский рэпер, известный под своим сценическим псевдонимом Dj Sadcat, начал свою карьеру в 2004 году. В 2009 году Sadcat попал в автомобильную аварию, в результате которой создал песню (Surrounded) для своей ситуации, песня была на YouTube, пока слушатели не начали жаловаться на песню. быть реальным и грустным слушать [26]
Саудовская Аравия
[ редактировать ]Хип-хоп возник в Королевстве Саудовская Аравия примерно в 2003 году как онлайн-сообщество рэперов, делящихся своим творчеством и конкурирующих за поклонников. Рэпер по имени Klash прославился своими якобы расистскими текстами. Клаш и его друзья изначально сосредоточились на социальных проблемах, таких как безработица и кумовство. Группы друзей-подростков и молодых людей, или «банды», обычно создавали музыку на эти темы.
Дисс-трек против Клаша выпустил кто-то, кто был оскорблен его текстами и хотел отомстить. Клаш ответил своим собственным дисс-треком, и вскоре он и все большее число рэперов обратили свое внимание на дисс-треки. Дисс-треки Клаша привлекли множество поклонников, и это привело к тому, что молодые люди переняли этот стиль, что сделало Клаша знаменитым. [27] [ нужен лучший источник ]
Тунис
[ редактировать ]Хамада Бен Амор, известный как Эль Генерал, — тунисский рэпер. Популярность Эль Генерала во многом объясняется его музыкальным вкладом в Жасминовую революцию , которая произошла в его родной стране. [ нужна ссылка ] Эль Генерал начал создавать хип-хоп музыку еще до революции и в основном полагался на социальные сети для популяризации своей музыки. Его первая запись «Rais LeBled» была размещена на YouTube в ноябре 2010 года. Песня представляла собой нападение на бывшего авторитарного правителя Зина эль-Абидина Бен-Али и плохие условия в государстве, включая бедность, безработицу и политическую нестабильность. и социальная несправедливость. После попытки самоубийства Мохаммеда Буазизи в Сиди-Буззиде , Тунис, которая спровоцировала революционное движение, музыка Эль Генерала использовалась в последовавших демонстрациях. El General выпустил последующие песни, в которых аналогичным образом критикуется правительство и содержится призыв к концу режима Бен-Али. В результате он был арестован и заключен в тюрьму полицией Туниса. Его тюремное заключение еще больше способствовало популярности его музыки, и активисты потребовали его освобождения. El General был выпущен вскоре после того, как Бен-Али бежал из страны в январе 2011 года. El General считается одним из крупнейших музыкальных источников, оказавших влияние на арабскую весну, и считается, что он внес непосредственный вклад в политическую активность во время Жасминовой революции в Тунис. [28]
Йемен
[ редактировать ]Крупная вспышка хип-хопа в Йемене часто связывается с влиянием Хагаге «AJ» Масаеда , американо-йеменского рэпера, создающего музыку с 1997 года. Хотя он вырос в Соединенных Штатах , AJ успешно достиг йеменской аудитории, обращаясь к местным проблемам. и включение традиционного музыкального языка в свои хиты. Эта универсальность также была одной из причин, по которой он получил международное признание: с тех пор, как он вышел на йеменскую музыкальную сцену, он сотрудничал с несколькими йеменскими артистами, такими как Хусейн Мухиб , Фуад Аль-Кибиси, Фуад Аль-Шарджаби, Ибрагим Аль- Таефи, Абдурахман Аль-Ахфаш и другие, а также помогает новичкам развивать свои таланты. Он также сыграл важную роль в пропаганде рэпа как средства перемен. [29]
Одним из факторов, способствовавших развитию музыки, является также создание Йеменского Дома музыки в 2007 году. [30] который обеспечивает ресурсы для развития современной музыкальной сцены [31] В 2009 году состоялся первый публичный фестиваль йеменского рэпа, спонсируемый зарубежными миссиями Франции и Германии. [32] Из-за важности этого события Эй Джей сравнивает его с падением Берлинской стены . [33]
Сирия
[ редактировать ]Refugees Of Rap ( араб . لاجئي الراب ; фр . «Les Réfugiés Du Rap» ) — сирийско-палестинская хип-хоп группа, базирующаяся в Париже , Франция .
Два брата, Ясер и Мохамед Джамус, создали группу в 2007 году в лагере палестинских беженцев в Ярмуке , Сирия . Тексты братьев дают представление о жизни в лагере и осуждают ситуацию в Сирии. Вынужденные покинуть страну в 2013 году, братья в том же году стали беженцами во Франции .
Их сотрудничество привело к созданию нескольких художественных проектов. С 2007 по 2012 год группа давала концерты и выступала в Сирии, Египте и Ливане. Группа сотрудничала с несколькими другими артистами, включая Тамера Нафара ( DAM ), Тараббанда и Линду Битар, чтобы выпустить два альбома в 2010 и 2014 годах.
С момента прибытия в Европу в качестве беженцев группа выступила на нескольких фестивалях и приняла участие в нескольких художественных и сопутствующих проектах (Франция, Италия , Испания , Германия , Швеция , Дания , Норвегия ).
Warm-up (Летние лагеря 2015 г. (Ренн), Фестиваль Roskilde (Дания, 2017 г.), Ночь поэзии IMA Institut du Monde Arabe 2017, Fête de l'Humanité 2016 2017 и т. д.).
В продолжение своего проекта два брата проводят музыкальные мастер-классы для подростков. Эти писательские семинары основаны на идее свободы самовыражения, где послания мира и терпимости распространяются в рамках гуманистического подхода, который демократизирует рэп и позволяет молодым людям из всех слоев общества выражать себя через музыку и слова.
За свою карьеру группа привлекла интерес нескольких СМИ, таких как журнал Rolling Stone , The World, BBC или ARTE, Vice, Konbini , [34] Хранитель , [35] Радио Франции, комплекс TV5 . [36]
Беженцы рэпа также организовали семинар по написанию рэпа, последний раз он проходил в колледже Октава Мирбо в Тревьере. [37]
Омар Оффендум — сирийско-американский хип-хоп исполнитель, дизайнер, поэт и борец за мир. Он родился в Саудовской Аравии , вырос в Вашингтоне, округ Колумбия , и сейчас живет в Лос-Анджелесе, Калифорния . Его песня #Jan25 , вдохновленная восстаниями арабской весны в Египте , стала вирусной в 2011 году, незадолго до отставки президента Египта Хосни Мубарака . Омар Оффендум часто сотрудничал с Ясином Алсалманом, также известным как Нарси , и с известным хип-хоп исполнителем Шадией Мансуром .
Амир Альмуарри ( араб . أمير المعري ) — рэпер из Идлиба , который добился мирового признания своей музыки в 2019 году. Его творчество привлекает внимание к страданиям сирийского народа, находящегося в осаде. Его последняя композиция под названием «На всех фронтах» выражает гнев Альмуарри по отношению ко всем сторонам, участвующим в боевых действиях. Оно получило широкое освещение в арабских и международных средствах массовой информации.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Видеманн, Феликс (2019). «Ремикс бэтл-рэпа и арабского поэтического баттла» . Occhialì – Журнал об исламском Средиземноморье . 4 :13–28. дои : 10.20378/irbo-54191 .
- ^ Финн, Грета Андерсон. «Ежеквартальный выпуск: «Политическое искусство»: арабо-американский хип-хоп» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 14 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Орландо, Валери (январь 2003 г.). «От рэпа до Раи в миске для смешивания: культура хип-хопа Beur и кино Banlieue в городской Франции». Журнал популярной культуры . 36 (3): 395–415. дои : 10.1111/1540-5931.00013 .
- ^ Jump up to: а б с д и Адель, Карим (зима 2009 г.). «Поэты пустыни». Франк151 . 39 : 99–100.
- ^ Маггс, Джо (8 декабря 2005 г.). «Должен ли хип-хоп отвечать за беспорядки?». «Дейли телеграф» (Лондон) .
- ^ Мухаммад, Омар (4 июля 2009 г.). «Хип-хоп отражает нашу идентичность». Арабские новости .
- ^ «Арабская музыка становится поп-музыкой». Иерусалимский доклад . 26 июля 2004 г.
- ^ Jump up to: а б Фам, Мариам (23 ноября 2007 г.). « Шпаргалки и призывы к молитве делят эфирное время на Ближнем Востоке». Ассошиэйтед Пресс .
- ^ «Empress One» — британская певица египетского происхождения, поющая рэп и хип-хоп на арабском и английском языках, август 2010 г. http://www.africaalyom.com/web/Details/1025-7/news.htm. Архивировано 16 апреля 2015 г. в Wayback Machine
- ^ Хадид, Диаа (28 марта 2007 г.). «Арабские лесбиянки проводят редкую публичную встречу». Ассошиэйтед Пресс Онлайн .
- ^ Jump up to: а б Андрутсопулос, Яннис; Шольц, Арно (2003). «Спагетти-фанк: освоение хип-хоп-культуры и рэп-музыки в Европе». Популярная музыка и общество . 26 (4): 463–479. дои : 10.1080/0300776032000144922 . S2CID 219727480 .
- ^ Б., Марке. «Feeding the Fire: Квир-арабский хип-хоп-дуэт NaR представляет невидимое сообщество» .
- ^ Jump up to: а б Стерретт, Бриттани. «Арабо-американский рэпер пропагандирует арабское наследие через музыку» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 года.
- ^ Аллен, Гарри (март 2008 г.). «Прямо из Палестины». Журнал ВИБЕ .
- ^ Мохамед Насир, Камалудин (2020). Представляя ислам: хип-хоп поколения 11 сентября . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253053053 . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ « #СИРИЯ»: хип-хоп и арабские восстания» . ХаффПост . 28 марта 2012 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Фернандес, Суджата (29 января 2012 г.). «Мнение | Микстейп революции» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Смит, Динития. «Арабо-американские писатели, которым нелегко в двух мирах» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2003 года . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ «Арабская рэп-музыка дает молодежи возможность самовыражения». Галф Ньюс (ОАЭ) . 19 апреля 2009 г.
- ^ Амба, Фаиза Салех (22 февраля 2008 г.). «Мучительное рождение саудовского хип-хопа; отбор на конкурс MTV приносит радость и горе группе, игнорирующей ограничения мусульманского королевства». Вашингтон Пост .
- ^ Jump up to: а б «Эмиратские рэперы выходят на сцену, чтобы изменить заблуждения». Агентство Франс Пресс – английский . 1 июля 2010 г.
- ^ Гоуэн, Энн (22 января 1991 г.). «Саудовская культура скрывается от глаз Запада». Вашингтон Таймс .
- ^ Видеманн, Феликс (2019). «Локальное и глобальное в сетях ливанских и алжирских рэперов» . Открытая гуманитарная библиотека . 5 (1): 1–40. дои : 10.16995/olh.419 .
- ^ «Никто не обращает внимания на мегабогатых рэперов Дубая» . www.vice.com . 18 ноября 2013 года . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ «Жара пустыни становится арабской » . www.gulfnews.com . 28 сентября 2011 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Рабочий стол, IBT Entertainment (10 августа 2020 г.). «Почему DJ sadcat больше не известен» . International Business Times, индийское издание . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ «Газета «Оказ» — я не пожалел о своем оскорбительном стиле — «штаны на плоской подошве и грязные головы » . Архивировано из оригинала 12 сентября 2014 года . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ Райт, Робин (23 июля 2011 г.). «Хип-хоп ритм арабского восстания» . Уолл Стрит Джорнал .
- ^ Хаддаш, Надя. «РЭП, ХИП-ХОП, БРЕЙКИНГ И ЙЕМЕНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ» . Йемен Таймс . Архивировано из оригинала 8 апреля 2013 года . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ Аль-Весаби, Садек. « МУЗЫКА БУДЕТ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ РАЗВИТИЯ ЙЕМЕНА» » . Архивировано из оригинала 3 июня 2018 года . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Йемен: Между традицией и современностью» . Следующая музыкальная станция . Аль Джазира . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Хип-хоп дипломатия: Йемен» . Хип-хоп дипломатия. Архивировано из оригинала 27 мая 2013 года . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Йеменско-американский музыкант борется с ненавистью с помощью хип-хопа» . НПР Музыка . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Les Beats de l'Exil» . конбини . Февраль 2017.
- ^ «Звук и ярость: как сирийские рэперы, рокеры и писатели давали отпор» . Хранитель .
- ^ «Лучшее из палестинского хип-хопа» . сложный .
- ^ «Сирийский дуэт Refugees of Rap научил французских школьников сочинять собственный рэп» . УВК .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с арабским хип-хопом, на Викискладе?