Альтернативный хип-хоп
Альтернативный хип-хоп | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1980-х, США. |
Типовые инструменты | |
Поджанры | |
Другие темы | |
Альтернативный хип-хоп (также известный как альтернативный рэп и экспериментальный хип-хоп). [ 2 ] ) — поджанр хип-хопа , охватывающий широкий спектр стилей, которые обычно не считаются мейнстримом. AllMusic определяет его как « хип-хоп группы, которые отказываются соответствовать каким-либо традиционным рэп-стереотипам, таким как гангста , бас , хардкор и партийный рэп. Вместо этого они размывают жанры, в равной степени основанные на фанке , поп/роке ». как джаз , соул , регги и даже фолк ». [ 3 ]
Альтернативный хип-хоп развился в конце 1980-х и получил определенное признание в начале-середине 1990-х. Хотя некоторым группам, таким как Arrested Development и The Fugees, удалось добиться коммерческого успеха перед распадом, многие альтернативные рэп-исполнители, как правило, нравятся слушателям альтернативного рока, а не публике хип-хопа или поп-музыки . [ 3 ] Коммерческому и культурному импульсу препятствовало одновременное появление значительно более жесткого гангста-рэпа Западного побережья . Возрождение произошло в конце 1990-х и начале 2000-х годов, на заре цифровой эры , когда интерес к независимой музыке широкой публики возродился.
В 2000-е годы альтернативный хип-хоп вновь занял свое место в мейнстриме из-за снижения коммерческой жизнеспособности гангста-рэпа, а также перекрестного успеха таких исполнителей, как Outkast и Канье Уэст . Альтернативное хип-хоп-движение распространилось за пределы Соединенных Штатов и включило в себя сомалийско -канадского поэта К'наана и британского художника MIA. Альтернативные хип-хоп-исполнения получили признание критиков, но относительно мало освещаются на радио и в других средствах массовой информации. Наиболее известные альтернативные хип-хоп группы включают A Tribe Called Quest , De La Soul , Hieroglyphics , The Pharcyde , Digable Planets и Black Sheep . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Зародившись в конце 1980-х, в разгар золотого века хип-хопа , альтернативный хип-хоп возглавляли в первую очередь группы Восточного побережья, такие как De La Soul , Jungle Brothers , A Tribe Called Quest , Pete Rock & CL Smooth , Brand Nubian и Digable Planets в дочернем объединении групп Западного побережья , таких как The Pharcyde , Digital Underground , Souls of Mischief , Del the Funky Homosapien и Freestyle Fellowship, а также некоторых южных групп, таких как Arrested Development, Goodie Mob и Outkast . [ 4 ] Подобно движению альтернативного рока , альтернативный хип-хоп стал мейнстримом на заре 1990-х годов. Arrested Development , наряду с The Fugees , являются одними из первых альтернативных рэпов, получивших признание основной аудитории. [ 3 ] Классические дебютные альбомы 3 Feet High и Rising . [ 5 ] «People's Instinctive Travels and the Paths of Rhythm» и «Bizarre Ride II the Pharcyde» добились незначительного коммерческого успеха, получив огромное признание музыкальных критиков, которые описали пластинки как амбициозные новаторские, но игривые шедевры, провозгласив артистов будущим хип-хоп музыка в целом. [ 6 ]
Середина-конец 1990-х: упадок массового спроса
[ редактировать ]В отличие от альтернативного рока , который впоследствии стал опорой мейнстрима и заменил глэм-метал предыдущего поколения в качестве самой популярной формы рок-музыки, коммерческому импульсу альтернативного хип-хопа препятствовали также недавно появившиеся, значительно более жесткие Западного побережья острый гангста-рэп . [ 6 ] С его агрессивным тоном, нигилистическими тенденциями и жестокими образами гангста-рэп считался более развлекательным и прибыльным поджанром, о чем свидетельствовали высокие места в чартах, успех на радио и мультиплатиновые продажи пластинок таких гангста-рэперов, как Snoop Dogg , Warren G. и NWA , которые были широко приняты крупными звукозаписывающими лейблами и произвели на свет легион подражателей. [ 6 ] Такие альбомы, как Straight Outta Compton , The Chronic и Doggystyle, изменили направление хип-хопа, в результате чего лиризм относительно гангста-образа жизни стал движущей силой продаж. [ 7 ] Ситуация изменилась примерно в середине 90-х с появлением и массовой популярностью хардкор-рэп- исполнителей Восточного побережья, таких как Wu-Tang Clan , Nas , The Notorious BIG и Mobb Deep . После этого многие альтернативные рэп-исполнители в конечном итоге либо распались, либо канули в безвестность. [ 8 ] [ 9 ]
В своей книге 1995 года о нынешнем состоянии хип-хоп культуры музыкальный критик Стивен Родрик написал, что в то время альтернативный хип-хоп «вызвал чуть больше, чем едва скрытый зевок со стороны других рэперов и городской публики», и пришел к выводу, что поджанр оказался полным провалом. [ 10 ]
Конец 90-х – 2010-е: Возрождение
[ редактировать ]Однако коммерческий прорыв произошел в конце 1990-х годов, когда интерес широкой публики к инди-музыке возобновился благодаря массовому успеху таких групп, как The Fugees и Arrested Development . [ 11 ] В то время как такие акты, как Slum Village , Common , [ 12 ] и Корни приобрели известность. [ 9 ]
The Fugees добились огромного критического и коммерческого успеха с выпуском своего второго альбома The Score в 1996 году. [ 13 ] Альбом занял первое место в чарте Billboard 200 США. [ 14 ] и на короткое время стал самым продаваемым альбомом всех времен. [ 15 ] В том же году A Tribe Called Quest достигли своего коммерческого пика с выпуском альбома Beats, Rhymes and Life , который занял первое место в Billboard 200 США и стал их самым продаваемым релизом; [ 16 ] в то время как такие группы, как OutKast и De La Soul, выпустили некоторые из своих самых ярких альбомов с Atliens и Stakes Is High . [ 17 ]
С середины 1990-х годов независимые звукозаписывающие компании , такие как Rawkus Records , Rhymesayers , Anticon , Stones Throw и Definitive Jux, добились меньшего успеха в мейнстриме с альтернативными рэп-исполнителями, такими как Jurassic 5 , Little Brother , Talib Kweli , MF DOOM , Atmосфера , Antipop Consortium. , Mos Def , Doomtree , Pharoahe Monch , El-P , Quasimoto , Living Legends , CYNE , Blue Scholars и Aesop Rock . Именно в 2000-х годах альтернативный хип-хоп вновь занял свое место в мейнстриме, отчасти из-за снижения коммерческой жизнеспособности гангста-рэпа, а также из-за перекрестного успеха таких артистов, как Outkast, Kanye West и Gnarls Barkley . [ 18 ] [ 19 ]
Пятый студийный альбом Outkast «Speakerboxxx/The Love Below » (2003) не только получил всеобщее признание музыкальных критиков и сумел понравиться слушателям всех возрастов, охватывая множество музыкальных жанров, но и породил два хит-сингла номер один. Альбом в конечном итоге получил премию «Грэмми» как «Альбом года» , что сделало его вторым хип-хоп-альбомом, получившим эту награду ( The Miseducation of Lauryn Hill. первым был «The Miseducation of Lauryn Hill»), и он был сертифицирован как бриллиант , продав 11 раз платиновый статус по версии журнала Американская ассоциация звукозаписывающей индустрии (RIAA). [ 20 ]
МФ ДУМ [ 2 ] также был на подъеме на альтернативной/андерграундной сцене после выпуска своего дебютного студийного альбома Operation: Doomsday . Он вернулся на хип-хоп сцену после распада хип-хоп группы KMD . Позже в этот период времени он и Madlib 's проект Madvillainy 2004 года будут выпущены под руководством прославленного хип-хоп дуэта Madvillain . Этот альбом получил высокую оценку музыкальных критиков; и навсегда будет вдохновлять многих будущих артистов, таких как Амине и Джои Бадасс . [ 21 ]
Gnarls Barkley неожиданно стал хитом со своим дебютным синглом " Crazy ". Благодаря высоким продажам загрузок, он достиг первой позиции в чартах синглов в нескольких странах, включая Великобританию, где стал самым продаваемым синглом 2006 года. [ 22 ] Песня была названа лучшей песней 2006 года по версии журнала Rolling Stone и , проводимого журналом Village Voice ежегодного опроса критиков Pazz & Jop . [ 23 ] [ 24 ] Позже журнал Rolling Stone назвал "Crazy" песней номер один за все десятилетие. С тех пор песня получила двойной платиновый сертификат от RIAA. [ 25 ] Дуэт был удостоен множества наград: на 49-й церемонии вручения премии «Грэмми » они выиграли награды за лучшее городское / альтернативное исполнение и лучший альтернативный музыкальный альбом . [ 26 ]
Обозреватели отрасли рассматривают конкуренцию по продажам 2007 года между Канье Уэстом Graduation и 50 Cent из Кертисом как поворотный момент для хип-хопа. Уэст вышел победителем, продав почти миллион копий только за первую неделю. Бен Детрик из XXL назвал результаты конкурса продаж ответственными за изменение направления хип-хопа и проложившим путь новым рэперам, которые не следовали хардкорно - гангстерскому образцу, написав: «Если когда-нибудь был переломный момент, чтобы указать направление хип-хопа изменилось, возможно, это произошло, когда 50 Cent соревновались с Канье в 2007 году, чтобы узнать, чей альбом будет иметь лучшие продажи. 50 легко проиграли, и стало ясно, что превосходное создание песен превзошло опыт уличной жизни. Канье возглавил волну. новых артистов — Кида Кади , Уэйла , Лупе Фиаско , Kidz in the Hall , Дрейка , Ники Минаж — которым не хватало интереса или способности создавать повествования о прошлых перестрелках или торговле наркотиками ». [ 27 ] Точно так же в ретроспективной статье Рози Сваш из The Guardian рассматривала конкуренцию по продажам альбома с Кертисом из 50 Cent как исторический момент в хип-хопе, написав, что она «подчеркнула различные аспекты хип-хопа за последнее десятилетие; первый был гангста-музыкой. рэп для нулевых, в то время как Уэст был альтернативой мыслящему человеку». [ 28 ]
Некоторые развивающиеся артисты и группы признают, что на них прямо повлияли их предшественники 1990-х годов, а также альтернативные рок-группы, в то время как их музыка была отмечена критиками как выражающая эклектичное звучание, жизненный опыт и эмоции, редко встречающиеся в мейнстримном хип-хопе. [ 29 ] Поскольку традиционная рок-музыка постепенно становится все менее синонимом поп-музыки , все больше левоцентристских исполнителей, которые не полностью охвачены хип-хоп радио, все чаще находят свое отражение на альтернативном радио . [ 30 ] По данным Nielsen SoundScan , современные хип-хоп исполнители, которые все чаще транслируются по альтернативным радио, включают Run the Jewels , Childish Gambino , Logic , Brockhampton , LIFT и Nothing, Nothing . [ 30 ] Что касается аудитории, по словам Джеффа Ригана, старшего директора музыкального программирования канала Alt Nation на Sirius XM Radio , «это поколение, возможно, никогда даже не ходило в музыкальный магазин или магазин компакт-дисков, где есть секция хип-хопа и рок -секция. — все это было перед ними на экране». [ 30 ] Именно по этой причине записывающиеся исполнители и группы, традиционно воспринимаемые как рэперы, включаются в его преимущественно рок -ориентированные плейлисты, говоря: «Будь то Lil Peep , Brockhampton или Post Malone , мы пробовали записи всех этих исполнителей... Мы пробовали записи всех этих исполнителей. Мне нужно ощущение глубины в музыке, которую мы представляем, независимо от того, сделана ли она на ноутбуке или на усилителе и гитаре, я просто хочу найти что-то новое — вот какой должна быть альтернатива». [ 30 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Хотя некоторым группам удалось добиться коммерческого успеха, большинство альтернативных рэп-исполнителей, как правило, были приняты в основном слушателями альтернативного рока и поклонниками инди-музыки, а не аудиторией хип-хопа или поп-музыки . [ 3 ] Художники получают ограниченное освещение через коммерческое радио и другие средства массовой информации и в основном полагаются на университетское радио и различные независимые каналы СМИ. [ 3 ] Альтернативный хип-хоп постоянно получает признание критиков, но обычно его избегают основные американские СМИ и многие считают его коммерчески непривлекательным. [ 6 ] Сингл нью-йоркского радиоведущего и устной речи артиста Имхотепа Гэри Берда "The Crown" был отвергнут американскими радиостанциями как "слишком черный и слишком позитивный". [ 31 ] Однако песня была очень хорошо принята и стала хитом в Европе. [ 31 ] Он достиг шестого места в британском чарте синглов , став самым продолжительным рекордом, когда-либо попадавшим в десятку лучших в истории британских чартов. [ 32 ] На протяжении многих лет многочисленные организации, представляющие афроамериканцев, такие как Национальный альянс чернокожих лидеров и Национальный конгресс чернокожих женщин, опубликовали заявления, критикующие то, как городские радиостанции отказываются воспроизводить рэп-музыку, которая не унижает и не унижает чернокожих женщин, подвергая цензуре альтернативные модные тенденции. -хоп-исполнители, такие как Arrested Development и Dead Prez . [ 33 ] Q-Tip , фронтмен очень влиятельной альтернативной рэп-группы A Tribe Called Quest , отложил свой второй сольный альбом Kamaal the Abstract почти на десять лет после того, как его звукозаписывающий лейбл посчитал, что изменяющий жанр альбом звучит некоммерчески. [ 34 ] Q-Tip сказал:
Я очень разочарован тем, что Камаал не был выпущен. Л.А. Рид не знал, что с этим делать; затем, три года спустя, выпускают Outkast . То, что сейчас делает Outkast , — это те звуки, которые есть на Kamaal the Abstract . Может быть, даже немного больше. Камаал был всего лишь мной, партизаном. [ 35 ]
Точно так же BET позорно отказались играть "Lovin' It", главный сингл социально из Северной Каролины дуэта Little Brother -политически заряженного концептуального альбома The Minstrel Show , в котором содержалась ироничная критика африканского -Американская поп-культура на том основании, что музыка группы была «слишком умной» для их целевой аудитории. [ 36 ] [ 37 ] Впоследствии сеть подверглась высмеиванию мультсериалом «Захолустье регулярно используется андеграундный/альтернативный рэп », в котором в качестве фоновой музыки , в запрещенном эпизоде « Голодовка ». Эпизод, в котором BET изображается как злая организация, выполняющая самогеноцидную миссию по искоренению чернокожего населения посредством жестоких, откровенно сексуальных программ, был запрещен Cartoon Network и до сих пор не транслировался в Соединенных Штатах. [ 38 ]
Альтернативное хип-хоп движение не ограничивается исключительно Соединенными Штатами, поскольку рэперы, бросающие вызов жанрам, такие как сомалийско -канадский поэт К'наан и особенно британский исполнитель MIA , добились значительного мирового признания. Сингл K'naan 2009 года Wavin' Flag достиг второго места в Canadian Hot 100 , а его различные ремиксы возглавили чарты в нескольких странах. Shing02 был выбран для исполнения рэпа "Battlecry", музыкальной темы из популярного хип-хопом , вдохновленного аниме Samurai Champloo , которое было спродюсировано японским джазовым рэп- ди-джеем Nujabes . [ 39 ] Журнал Time поместил МИА в список Time 100 «Самых влиятельных людей мира» за «глобальное влияние во многих жанрах». [ 40 ] [ 41 ] Такие группы, как британская виртуальная группа Gorillaz, также получили массовую популяризацию в этот период, продав в общей сложности более 20 миллионов альбомов между альбомами Gorillaz и Demon Days . [ 42 ] Сегодня, отчасти благодаря растущему использованию социальных сетей , а также онлайн-распространению , многие альтернативные рэп-исполнители могут найти признание у широкой аудитории. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Обзор жанров джаз-рэп музыки» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 9 ноября 2019 года . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Звуковое поле|Что они имеют в виду, когда называют хип-хоп «альтернативой»?|PBS
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Обзор жанра альтернативной рэп-музыки» . Вся музыка . Все медиа-гид . Архивировано из оригинала 13 марта 2020 года . Проверено 20 мая 2017 г.
Альтернативный рэп относится к хип-хоп группам, которые отказываются соответствовать каким-либо традиционным стереотипам рэпа, таким как гангста, фанк, бас, хардкор и партийный рэп. Вместо этого они размывают жанры, в равной степени опираясь на поп, рок, джаз, соул, фанк, регги, фолк и другие жанры. Хотя Arrested Development и The Fugees удалось перейти в мейнстрим, большинство альтернативных рэп-групп воспринимаются в первую очередь поклонниками альтернативного рока, а не хип-хоп или поп-аудитории.
- ^ Влияние Outkast. Архивировано 30 октября 2020 г., на Wayback Machine. Получено 22 апреля 2021 г.
- ^ Музыкальный каталог De La Soul дебютирует в потоковом режиме - NBC Palm Springs
- ^ Перейти обратно: а б с д Эрлевин, Стивен. «Де ла Соул» . Вся музыка . Проверено 25 марта 2007 г.
- ^ Караманика, Джон. Обзор: Straight Outta Compton. Архивировано 6 ноября 2007 года в Wayback Machine . Роллинг Стоун . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ Альтернативный рэп Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сфетку, Николае (9 мая 2014 г.). Американская музыка . Николас Сфетку.
- ^ Родрик; стр. 115–116
- ^ «Многие фанаты, не являющиеся поклонниками хип-хопа, наслаждаются их сложным ритмом, но они скажут вам, что их корни прочно уходят в «капюшон» . Лос-Анджелес Таймс . 2 июня 2021 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2021 г. Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ Кенни, Карен Лачана (1 января 2008 г.). Крутая хип-хоп-музыка: создавайте и цените то, что делает музыку великолепной!: Создавайте и цените то, что делает музыку великолепной! . Издательство АБДО. ISBN 978-1-61784-647-2 .
- ^ «The Fugees' The Score остается оракулом хип-хопа 25 лет спустя: классический обзор» . Последствие . 18 февраля 2021 г. . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ «Фуги» . Рекламный щит . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ «Вайб – Google Книги» . 23 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2021 года . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ «Beats, Rhymes And Life был коммерческим пиком A Tribe Called Quest — и первой ошибкой» . АВ-клуб . 19 ноября 2013 года . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ eddieokp (2 июля 2016 г.). «De La Soul раскрывает тайную историю песни «Stakes High» к ее 20-летию» . Хорошо, игрок . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ Мишель, Сиа (18 сентября 2006 г.). «Выбор критиков: новые компакт-диски» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 июля 2018 года . Проверено 10 мая 2008 г.
- ^ «Альтернативная хип-хоп музыка: 5 выдающихся исполнителей альтернативного хип-хопа – 2022 – Мастер-класс» . 10 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 10 мая 2022 года . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ «Бриллиантовая премия» . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки . Архивировано из оригинала 18 августа 2006 года . Проверено 4 ноября 2009 г.
- ^ «MF Doom: Вспоминая суперзлодея рэпа» . Все идет . 5 января 2021 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 года . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ 40 лучших синглов 2006 года. Архивировано 16 января 2007 года в Wayback Machine , с веб-сайта BBC Radio 1.
- ^ «Rolling Stone: 100 лучших песен 2006 года» . Роллинг Стоун . 8 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 г.
- ^ «Пазз и Джоп 2006: Победители в одиночном разряде» . Деревенский голос . Архивировано из оригинала 19 февраля 2007 года . Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «500 величайших песен всех времен» . Роллинг Стоун . 7 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2018 г. Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ «Список победителей 49-й ежегодной премии Грэмми» . Премии Грэмми . Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ Детрик, Бен (декабрь 2010 г.). «Проверка реальности». XXL : 114.
- ↑ Сваш, Рози (13 июня 2011 г.). Канье против 50 Cent. Архивировано 26 августа 2016 года в Wayback Machine . Хранитель . Guardian News and Media Limited . Проверено 9 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хоард, Кристиан (17 сентября 2009 г.). «Кид Кади: чувствительная душа хип-хопа» . Роллинг Стоун . № 1087. с. 40. Архивировано из оригинала 23 апреля 2012 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Унтербергер, Эндрю (10 января 2019 г.). «Почему альтернативное радио внезапно охватывает хип-хоп» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 3 февраля 2019 года . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Корреспондент NNPA Newswire (5 декабря 2018 г.). «Коалиция хочет положить конец трансляции музыки, поощряющей насилие против чернокожих» . Афро.ком. Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ «Эммис отменяет Гэри Бердса GBE на WLIB-AM» . Новости Черной Звезды. 16 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2018 года . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ «Совместное заявление Национального альянса чернокожих лидеров и Национального конгресса чернокожих женщин» (PDF) . 15 октября 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 21 января 2019 г. . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ «Инвентарь: статья об 11 интригующих потерянных альбомах в AV Club» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 28 декабря 2008 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
- ^ «ОТКРЫТЫЕ абстракции» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 24 июня 2007 г.
- ^ Уокер, Вербальный (7 сентября 2005 г.). «Младший брат «слишком умён» для СТАВКИ» . HipHopDX.com. Архивировано из оригинала 27 ноября 2005 года . Проверено 14 июля 2005 г.
- ^ Чери, Карл (8 сентября 2005 г.). «Младший брат «слишком умный» говорит, что делает ставку, сеть отвечает на обвинения» . SOHH.com. Архивировано из оригинала 9 сентября 2006 года . Проверено 14 июля 2006 г.
- ^ Брэкстон, Грег (4 июня 2008 г.). « Создатель «Захолустья» Аарон МакГрудер делает ставку: %@*$% ^&!» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 года . Проверено 4 июня 2008 г.
- ^ Ватанабэ, Шиничиро (2007). РИМСКИЙ АЛЬБОМ: Самурай Чамплу . Mangaglobe/Shimoigusa Champloos, Dark Horse Comics Inc. п. 104. ИСБН 978-1-59307-642-9 .
- ^ «2009 – Время 100» . Время . Архивировано из оригинала 5 марта 2010 года . Проверено 19 сентября 2009 г.
- ^ «Тайм 100 2009» . Время . Архивировано из оригинала 8 мая 2009 года . Проверено 19 сентября 2009 г.
- ^ «Продажи альбомов Blur» . www.vblurpage.com . Архивировано из оригинала 15 сентября 2019 года . Проверено 8 февраля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристгау, Роберт (2 марта 1993 г.). «Между молотом и наковальней» . Деревенский голос .
Библиография
[ редактировать ]- Асанте-младший, депутат Кнессета (16 сентября 2008 г.). Это больше, чем хип-хоп: рост поколения пост-хип-хопа . Пресса Святого Мартина . ISBN 978-0312373269 .
- Родрик, Стивен (1 марта 1995 г.). «Хип-хоп-флоп: провал либерального рэпа». В Адаме Секстоне (ред.). Рэп о рэпе: откровенный разговор о хип-хоп культуре . Дельта. ISBN 0385312474 .