Шведский хип-хоп
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
![]() | ||||||
Музыка Швеции | ||||||
Жанры | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
СМИ и производительность | ||||||
| ||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||
| ||||||
Возникнув в первой половине 1980-х гг. [1] Шведский хип-хоп зародился в городах Стокгольм и Мальмё . Вначале большинство рэперов Швеции выступали на английском языке . Funkalics и The Latin Kings , две совершенно разные группы, объединенные новаторским использованием шведского языка , дебютировали десять лет спустя и проложили путь ко второму, более масштабному прорыву шведского хип-хопа . Сегодня некоторые из самых популярных рэперов используют шведский язык, часто с разными акцентами.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Перкуссионисту Перу Куссиону (из регги-панк-группы Dag Vag ) и Grandmaster Funk обычно приписывают принесение хип-хопа в Швецию. [1] В 1984 году они выпустили песни «Don't Stop», «Snow Blind» и «Payin´ The Price». Брейк-данс появился годом ранее и быстро распространился, его предшественники были известны как Робот Лассе , Марк , Спирио и Перкелес .
В 1984 году Ян Фекс из Лунда выпустил альбом «Utanför mitt liv». [2] на Mercury Records [3] с первыми современными песнями в стиле R&B, рэп и EDM на шведском языке, за 5 лет до дебюта JustD. Альбом появился после того, как Фекс жил в Нью-Йорке в 1982 и 1983 годах. Над альбомом Фекс сотрудничал с такими музыкантами, как Йонас Хеллборг и Йеспер Элен . Виниловый релиз так и не был выпущен на компакт-диске, и ожидается, что в 2024 году будет выпущен цифровой ремастер. Фекс переехал в Копенгаген, Дания, в 1985 году и открыл службу аренды Fairlight CMI , став тем самым одним из первых шведов, работавших с цифровыми сэмплерами и секвенсоры. [4]
Летом 1984 года, после крупного танцевального конкурса, Double M Crew , Abdula & The Rockers , Rock Ski , Almighty T и MC II Fresh объединились, чтобы сформировать хип-хоп коллектив Ice Cold Rockers — команду, состоящую из рэперов , скретчеров , танцоры и художники граффити . Broadcaster D и One Eye Que (позже записывавшийся под названием Ayo) начали свое сотрудничество.
Швеция, за пределами Стокгольма, вскоре познакомилась с хип-хопом, когда вышел популярный фильм Stockholmsnatt , в котором участвовали IC Rockers . Pop-C и Snoopy были в саундтреке, а в 1986 году их сингл "Next Time" стал хитом. [5]
Новые артисты последовали их примеру. Rob'n'Raz спродюсировал альбом Competition Is None и представил рэп Papa Dee . даб и дэнсхолл- шведам See-Que из Стокгольма сотрудничал с американским лейблом Priority Records над их сборником Basement Flavor .
Первая настоящая рэп-песня на шведском языке «Jag Är Def» появилась у MC Tim в 1989 году. [1] Год спустя была сформирована Just D , и их решение читать рэп на шведском языке принесло им огромную базу поклонников и познакомило рэп с широкой публикой.
Первый прорыв
[ редактировать ]К концу 1980-х годов хип-хоп становился все более популярным в Швеции. Международный успех рэпера и певицы Нене Черри кроссоверного альбома «Raw Like Sushi » заставил шведские СМИ более внимательно взглянуть на этот жанр в контексте местных шведских артистов. Первый чемпионат Швеции по рэпу состоялся в 1989 году, и победителем стала группа Sons Of Soul группы ADL . Второе место заняла г-жа Мелоди, которая продолжила карьеру как Лейла К. Ненадолго подхватив эстафету Нене Черри, Лейла К. стала международным хитом с рэп-треком «Got To Get». Третье место занял легендарный рэпер из Вастераса Мак Мэджик Ди и его убийца за тринадцать центов. Теперь существовал прочный рынок рэп-музыки, и звукозаписывающие компании обратили на это внимание.

Just D Альбом с ироничным названием Rock N Roll стал популярным среди многих людей, которым еще только предстояло познать хип-хоп. Снупи (он же Куинси Джонс III ) переехал в США, чтобы продюсировать такие группы, как Young MC , LL Cool J и Ice Cube . [5] The Sure Shot Groove ( MC Stranger и Compliced C ) дебютировали с 12-дюймовым Rhymes R Flowin' . Коллектив Infinite Mass выиграл шведский финал квалификации World Rap Competition и выпустил свой EP Da Blackmass . Одна из их песен, «Shoot The Racist», вошла в саундтрек к фильму « Сёкарна» 1993 года и стала чрезвычайно популярной. Позже он был переименован в "Area Turns Red" из-за разногласий в СМИ по поводу текста.
Latin Kings открыли новую волну шведских хип-хоп исполнителей. Они использовали « шведский язык Ринкеби », который иногда называют разновидностью языка-пиджина , для описания жизни в участвующих в программе «Миллион пригородах Стокгольма, ». Их дебютный альбом 1994 года Välkommen до Förorten (Добро пожаловать в пригород), спродюсированный Гордоном Сайрусом и основателем первого шведского хип-хоп-лейбла Breakin Bread, имел успех в чартах и был любим критиками. [6] Новое поколение шведских хип-хоп исполнителей будет отличаться от первого включением шведских рифм, в отличие от исключительного использования английских рифм первым поколением шведских рэперов.
Второй прорыв
[ редактировать ]В 1998 году Петтер дебютировал с альбомом Mitt sjätte sinne , который имел огромный успех и положил начало шведскому хип-хоп-буму конца 1990-х. [7] Вместе с ним пришло множество артистов, таких как Томас Русиак , DJ Sleepy и Eye-n'-I . Среди других артистов, которые добились массовой популярности после перерыва Петтера, - Кен Ринг и Айо . Feven выпустила свой нашумевший альбом Hela Vägen Ut . Looptroop разработал революционный стиль среднего класса. Тимбукту , уроженец Лунда , появился и завоевал репутацию одного из самых популярных МС Швеции .
21 век
[ редактировать ]Среди шведских рэперов, добившихся общенационального признания: Promoe , Snook , Ayesha , Fjärde Världen , Fattaru , Ison & Fille , Advance Patrol , Lazee , Toftgard и Adam Tensta .
Многие из этих артистов познакомились с отечественной культурой хип-хопа с рождения или в очень молодом возрасте. В каком-то смысле шведская сцена стала менее нестабильной, а также менее уязвимой перед вымиранием. Влияние культуры США уже не столь значительно; Американский хип-хоп по-прежнему важен, но внешнее влияние также исходит из французского , британского , датского и японского хип-хопа , а также из других регионов мира с яркими и инновационными музыкальными сценами. Из-за обмена файлами через Интернет и изменения потребительских рынков количество проданных артистом пластинок не обязательно указывает на то, насколько он популярен или важен. [8] Есть шведские хип-хоп исполнители, которые выпускают пластинки, зная, что это будет экономическими потерями, в надежде заработать деньги на концертах и других предприятиях.
Жанры хип-хопа, представленные в шведском хип-хопе, многочисленны. Альтернативный хип-хоп , скорее всего, больше, чем Gangsta и Hardcore вместе взятые. Есть также много жанров фьюжн, таких как нео-соул , грайм и реггетон .
Шведский рэп часто затрагивает темы мультикультурализма и позитивной пригородной идентичности. Многие рэперы подтверждают свое этническое и расовое происхождение, но склонны больше идентифицировать себя со своим сообществом и шведскими меньшинствами в целом, а не с конкретными этническими культурами или основной шведской культурой. Рэпер Адам Тенста , например, взял свое имя от пригорода Тенста и рифмуется в своей песне «Banging on the System»: «В каждом пригороде один и тот же человек / и у нас есть все цвета / мы все одинаковые люди / по крайней мере, для них мы мы все иммигранты». [9]
2008 год объявлен Европейским годом межкультурного диалога , и частью этих усилий стал хип-хоп-саммит в Стокгольме под названием Make it blast! , который состоялся 27 мая. В фестивале , возглавляемом Тимбукту , приняли участие рэперы из Швеции и других стран Европы. Целью фестиваля было создание диалога между артистами, а также публикой европейской городской музыкальной сцены. [10]
Известные художники
[ редактировать ]Список людей, сделавших себе имя в шведском хип-хопе, можно сделать очень длинным. За некоторыми исключениями ( Февен , Мелинда Вреде , Ремедих ) [11] Группы, имевшие международный успех, включают LE SINNER , [12] [13] Ребстар , [14] [15] [16] Петлевой троп [17] Юнг Лин , Макс Пизэй , [18] и Миллион Стайлз . [19]
Некоммерческий хип-хоп
[ редактировать ]На шведской хип-хоп сцене всегда были элементы, которые выступали против коммерческих аспектов музыкальной индустрии и пытались найти альтернативные каналы распространения и маркетинга музыки. [8] Интернет люди, не имеющие контрактов на запись , оказал значительное влияние на средства массовой информации, и через различные онлайн-сообщества также смогли найти аудиторию для своей музыки. Примерами таких сообществ, сосредоточенных вокруг шведского хип-хопа, Frizon и Whoa.nu. являются
Граффити культура
[ редактировать ]Граффити в значительной степени рассматривается как вид искусства, принадлежащий хип-хопу. [1] [20] В начале 1980-х годов американские фильмы «Войны стилей» , «Дикий стиль» и «Бит-стрит» оказали большое влияние и повлияли на многих потенциальных артистов, как и культовая шведская классика «Стокгольмснатт» несколько лет спустя. У первых граффити-художников в районе Стокгольма были такие имена, как Дизи, Зигги, Бритва, Мерли (он же Лиам Норберг) . [20] ), Марионетка и Заппо. [21]
В 2004 году у рэпера Promoe появился хит с треком «This Walls Don't Lie», записанным и сведенным Soundism , который посвящен шведской культуре граффити и опасностям создания нелегального искусства в труднодоступных местах. [17]
См. также
[ редактировать ]- Музыка Швеции#Хип-хоп
- Европейский хип-хоп # Швеция
- Список шведских хип-хоп музыкантов
- Категория:Шведские хип-хоп музыканты
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Путеводитель по истории шведского хип-хопа» (на шведском языке). Архивировано из оригинала 7 сентября 2007 года . Проверено 6 сентября 2007 г.
- ^ «Ян Фекс – Утанфёр Митт Лив (1984, винил) - Discogs» . Дискогс . Архивировано из оригинала 19 апреля 2024 года . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ "Дискография Меркьюри | Discogs" . Дискогс . Архивировано из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ "jb140828005" . Bilder i syd (на шведском языке). Архивировано из оригинала 19 апреля 2024 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б " "Куинси "QD3" Джонс, III: Биография руководителя" " . Архивировано из оригинала 23 августа 2007 года . Проверено 7 сентября 2007 г.
- ^ «Djungeltrumman.se: «Dogge Doggelito» » (на шведском языке). Архивировано из оригинала 28 июня 2007 года . Проверено 7 сентября 2007 г.
- ^ Мальмквист, Стефан (27 октября 2007 г.). «Папа хип-хоп» . Svenska Dagbladet (на шведском языке). СвД . Архивировано из оригинала 30 ноября 2007 года . Проверено 8 декабря 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Nya kanaler lyfter svensk hiphop" (на шведском языке). ДН . Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 8 декабря 2007 г.
- ^ «Удар по системе» . Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 16 октября 2008 г.
- ^ «makeitblast» (по-шведски). Архивировано из оригинала 22 августа 2008 года . Проверено 16 октября 2008 г.
- ^ «Они пришли, прочитали рэп и исчезли» (на шведском языке). Южная Швеция . Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 14 января 2008 г.
- ^ «Ле Синнер: Я знаю, что через несколько лет стану одним из величайших артистов в мире» . Сидсвенскан (на шведском языке). Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ «19-летний шведский парень, у которого всего 160 подписчиков в Facebook, только что возглавил рейтинг 50 лучших вирусов США по версии Spotify со своим первым синглом» . nordic.businessinsider.com . Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ «Эй, ты крутой! Ребстар» . Массовое обращение . 9 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ «Музыкальная индустрия – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ Today Is Vintage будет экспортировать шведский хип-хоп» . www.musikindustrin.se (на шведском языке). 3 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ «Rebstar и LE SINNER дебютируют с новой песней «Hello Kitty» » . Атмосфера . 26 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «LOOPTROOP Дорога из подземного мира». (на шведском языке). СВТ . Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 14 января 2008 г.
- ^ «Шведский хип-хоп обожает британцев» (на шведском языке). ДН . Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 14 января 2008 г.
- ^ «Гром на танцполе» (на шведском языке). ДН . Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 14 января 2008 г. Адам Тенста
- ^ Перейти обратно: а б «Легенда о поездном художнике, замшелая ... и новаторская» (на шведском языке). Южная Швеция . Архивировано из оригинала 30 ноября 2007 года . Проверено 9 декабря 2007 г.
- ^ «Ветеран граффити верен уличному искусству» (на шведском языке). ДН . Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 9 декабря 2007 г.
Книги
[ редактировать ]- Альмквист, Бьёрн (2005). Объединение писателей. История WUFC (1-е изд.). Издатель документов. ISBN 978-91-973981-3-8 . (О футбольном клубе Writers United, команде граффити из Наки)
- Андерссон, Пер (2005). Пока Свенссон ел планк-стейк (1-е изд.). Норстедта. ISBN 978-91-1-301241-4 . (О группе граффити-художников из пригорода Стокгольма)
- Джейкобсон, Малькольм (2000). Нас называют писаками (1-е изд.). Издатель документов. ISBN 978-91-630-8611-3 . (Интервью и фотографии со шведской граффити-сцены)
- Джейкобсон, Малькольм ; Тобиас Барентин Линдблад (2006). Надземный. 2 (1-е изд.). Издатель документов. ISBN 978-91-973981-4-5 . (Интервью с восемью скандинавскими мастерами граффити)
- Людвигссон, Эмма ; Йонас Франк (2005). Портфель латинского короля (1-е изд.). Вальстрем и Видстранд. ISBN 978-91-46-21140-2 . (биография)
- Пальмгрен, Йохан ; Оскар Поннерт; Каролина Рамквист (2004). Стрелять! (1-е изд.). Издательство Гидаппа. ISBN 978-91-631-5630-4 . (Сборник фотографий величайших хип-хоп исполнителей 1996–2004 годов)
- Сернхеде, Уве (2007). AlieNation — моя нация (1-е изд.). Ордфронт Фёрлаг AB. ISBN 978-91-7037-323-7 . (О культуре хип-хопа в Гетеборге)
- Стрейдж, Фредрик (2001). Рупор микрофона (1-е изд.). Книжное издательство Атлас КБ. ISBN 978-91-89044-89-0 . (Факты и слухи о большинстве шведских хип-хоп исполнителей)
- Сеннос, Пер-Олоф (1996). Граффити: группа хип-хопперов и их искусство (2-е изд.). Картина действия. ISBN 91-7970-777-7 . (О шведской культуре граффити)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Метрополь Аметист» посвящено шведскому хип-хопу Шоу национального радио
- Whoa.nu Хип-хоп сообщество