Фэрлайт CMI
Фэрлайт CMI | |
---|---|
![]() | |
Производитель | Фэрлайт |
Даты | 1979–1989, 2011 – настоящее время |
Цена | £ 15,000 [2] –112,000 [3] |
Технические характеристики | |
Полифония | 8–16 голосов |
Тембральность | Мультитембральность |
ЛФО | для вибрато [4] |
Тип синтеза | Аддитивный синтез Выборка ( 8 бит при 16 кГц – 16 бит при 100 кГц) , формы сигнала , редактирование/рисование аддитивный ресинтез (БПФ) |
Фильтр | фильтр нижних частот для сглаживания [4] |
Ввод/вывод | |
Клавиатура | 73 клавиши, невзвешенные, чувствительные к скорости нажатия. Опция: ведомая клавиатура [4] |
Левое управление | 3 ползунка, 2 кнопки, цифровая клавиатура (правая сторона) [4] |
Внешний контроль | Компьютерная клавиатура Световая ручка CV/Gate (опция, CMI II~) MIDI • SMPTE (CMI IIx~) |
Fairlight CMI (сокращение от Computer Musical Instrument ) — цифровой синтезатор , сэмплер и рабочая станция цифрового звука, представленная в 1979 году компанией Fairlight . [5] [6] [7] Он был основан на коммерческой лицензии Qasar M8, разработанной Тони Фёрсом из Creative Strategies в Сиднее , Австралия. Это была одна из первых музыкальных рабочих станций со встроенным сэмплером, и ей приписывают создание термина «сэмплирование» в музыке. Он приобрел известность в начале 1980-х годов и конкурировал с Synclavier от New England Digital .
История
[ редактировать ]Происхождение : 1971–1979 гг.
[ редактировать ]В 1970-х годах у Кима Райри , тогда еще подростка, возникла идея разработать аналоговый синтезатор ETI 4600, который можно было бы собрать своими руками, для основанного им журнала Electronics Today International (ETI). Райри был разочарован ограниченным количеством звуков, которые мог издавать синтезатор. [8] После того, как его одноклассник Питер Фогель окончил среднюю школу и некоторое время учился в университете в 1975 году, Райри спросил Фогеля, будет ли он заинтересован в создании «величайшего в мире синтезатора» на основе недавно анонсированного микропроцессора . Он вспоминал: «Мы давно интересовались компьютерами — я построил свой первый компьютер, когда мне было около 12 лет, — и для меня было очевидно, что сочетание цифровых технологий с синтезом музыки — это правильный путь». [7]
В декабре 1975 года Райри и Фогель основали домашний бизнес по производству цифровых синтезаторов . [8] Они назвали свой бизнес Fairlight в честь парома на подводных крыльях, проходящего перед домом бабушки Райри в гавани Сиднея . [8] Они планировали разработать цифровой синтезатор, который мог бы создавать звуки, напоминающие звуки акустических инструментов ( синтез физического моделирования ). [8] Первоначально они планировали создать аналоговый синтезатор с цифровым управлением, поскольку конкурирующим синтезатором Moog было трудно управлять. [9]
КАСАР Серия
[ редактировать ]- QASAR M8 [Многомодовый 8] (1974/1975) Тони Фёрса [10]
- Через шесть месяцев пара познакомилась с консультантом Motorola Тони Фёрсом. [8] Совместно со Школой электронной музыки Канберры Фёрс построил цифровой синтезатор, используя два 8-битных микропроцессора Motorola 6800 , световое перо и некоторые графические элементы, которые позже стали частью Fairlight CMI. [8] Однако он был способен создавать лишь точные гармонические частички, звучащие стерильно и невыразительно. [8] [11]
- QASAR M8 CMI [8-ми многорежимный компьютерный музыкальный инструмент] (1976–1978) Ким Райри и Питера Фогла
- Фогель и Райри лицензировали разработку Фёрса, в основном из-за её вычислительной мощности . [8] и решили использовать микропроцессорную технологию вместо аналогового синтеза. [9] В течение следующего года они создали то, что Райри назвал «исследовательским проектом», громоздкий, дорогой и неликвидный восьмиголосный синтезатор QASAR M8 CMI, который включал в себя процессорный блок размером 2 × 2 × 4 фута и клавиатуру. [8] [12]
Выборка
[ редактировать ]К 1978 году Фогель и Райри издавали «интересные», но нереалистичные звуки. Надеясь научиться синтезировать инструмент, изучая гармоники реальных инструментов, Фогель записал около секунды фортепианной пьесы из радиопередачи. Он обнаружил, что при воспроизведении записи с разной высотой звука она звучит гораздо более реалистично, чем синтезированный звук фортепиано. Он вспоминал в 2005 году:
Это звучало удивительно похоже на фортепиано, настоящее фортепиано. Раньше такого никогда не делалось... По сегодняшним меркам это был довольно ужасный звук фортепиано, но в то время он был в миллион раз больше похож на фортепиано, чем на что-либо, что выпускал любой синтезатор. Так что я быстро понял, что нам не нужно возиться со всеми этими вещами, связанными с синтезом. Просто возьмите звуки, запомните их и вперед. [9]
Фогель и Райри придумали термин «выборка» . Для описания этого процесса [13] С Fairlight CMI они теперь могли воспроизводить бесконечные звуки, но управление было ограничено атакой, сустейном, затуханием и вибрато . По словам Райри, «мы считали использование записанных реальных звуков компромиссом – мошенничеством – и не особенно этим гордились». [8] Они продолжали работать над дизайном, создавая офисные компьютеры для Remington Office Machines, что Райри назвал «ужасным занятием, но мы продали 120 из них». [8]
Серия I : 1979–1982 гг.
[ редактировать ]В дополнение к клавиатуре, средствам обработки, компьютерной графике и интерактивному перу, позаимствованным у синтезатора Ферса, пара добавила QWERTY- клавиатуру, а также большой ящик размером 1×1,5×3 фута, в котором хранились аппаратные средства семплирования, обработки и АЦП / ЦАП дюймовый корпус. , а также 8- дюймовая дискета . [8] Самой большой проблемой считался небольшой объем памяти для сэмплов объемом 16 КБ. Чтобы обеспечить длину выборки примерно от четверти секунды до целой секунды, низкая переменная частота дискретизации от 24 кГц до 8 кГц. использовалась [8] Низкая частота дискретизации привела к появлению псевдонимов ; однако Фогель считал, что низкое качество звуков придаёт им свой характер. [14]
Функция языка музыкальной композиции подверглась критике как слишком сложная для опытных пользователей. [8] Другие примитивные аспекты включали ограниченный объем оперативной памяти (208 килобайт) и черно-зеленую графику. [8] Тем не менее, CMI привлек значительное внимание австралийских дистрибьюторов и потребителей своей способностью имитировать звуки акустических инструментов, а также своим световым пером и трехмерной визуализацией звука. Тем не менее Фогель не был уверен, что к продукту будет достаточный интерес. [8] Способность CMI имитировать настоящие инструменты заставила некоторых называть его «оркестром в коробке», и каждое устройство поставлялось с 8-дюймовыми дискетами емкостью 500 килобайт, на каждой из которых хранилось 22 сэмпла оркестровых инструментов. [8] Fairlight CMI также получил известность в научной индустрии, будучи показанным в сериале BBC о науке и технологиях «Мир завтрашнего дня» . Союз музыкантов назвал это «смертельной угрозой» для своих членов. [8]
Летом 1979 года Фогель продемонстрировал Fairlight CMI в доме английского певца и автора песен Питера Гэбриэла , где Гэбриел работал над своим третьим сольным студийным альбомом . [8] Габриэль, как и многие другие люди в студии, был мгновенно поглощен музыкой и использовал в альбоме странные звуки, такие как звук разбитых стеклянных бутылок и кирпичей. [8] [15] Один из присутствовавших на демонстрации, Стивен Пейн, вспоминал в 1996 году: «Идея записать звук в твердотельную память и контролировать его высоту в реальном времени казалась невероятно захватывающей. До этого времени все, что записывало звук, записывалось на пленку. Fairlight CMI был похож на гораздо более надежный и универсальный цифровой меллотрон . Габриэль был в полном восторге и сразу же начал использовать машину в течение той недели, когда Питер Фогель оставался у него дома». [8]
Габриэль также был заинтересован в продаже CMI в Соединенном Королевстве, и они с Пейном основали компанию Syco Systems для ее распространения за 12 000 фунтов стерлингов. [8] Первым клиентом из Великобритании был Led Zeppelin басист Джон Пол Джонс , за ним последовали такие музыканты, как Боз Баррелл , Кейт Буш , Джефф Даунс , Тревор Хорн , Алан Парсонс , Ричард Райт и Томас Долби . [8] Fairlight CMI также имел коммерческий успех в Соединенных Штатах, его использовали такие артисты, как Стиви Уандер , Херби Хэнкок , Ян Хаммер , Тодд Рандгрен и Джони Митчелл . [8] Музыканты пришли к выводу, что CMI не может сравниться по выразительности и контролю с акустическими инструментами, и что семплирование лучше применять в качестве творческого звука, чем в чистом воспроизведении. [8] [16]
Серия II : 1982–1985 гг.
[ редактировать ]
Вторая версия Fairlight CMI, Series II, была выпущена по цене 30 000 фунтов стерлингов в 1982 году. [8] Максимальная частота дискретизации сэмплера была увеличена до 32 кГц, что позволило уменьшить наложение спектров, но только для коротких семплов, поскольку его память семплов не была увеличена. Разрядность . сэмплера также осталась 8 бит [8] Популярность CMI достигла пика в 1982 году после его появления в специальном выпуске журнала об искусстве The South Bank Show , в котором документировалось создание четвертого одноименного студийного альбома Питера Гэбриэла , где он использовал 64 килобайта сэмплов инструментов мировой музыки и секвенированных перкуссий. . [17]
Fairlight CMI Series II стал широко использоваться в записи популярной музыки с начала до середины 1980-х годов. [8] и наиболее часто используемые пресеты включали оркестровый хит («ORCH 5») и хриплый вокс («ARR 1»). [17]
Страница R
[ редактировать ]
Популярность Series II во многом объяснялась новой функцией Page R, их первым настоящим музыкальным секвенсором . [8] В качестве замены сложному языку музыкальной композиции (MCL), используемому в Series I, Page R помог Fairlight CMI Series II стать коммерческим гигантом. Page R расширила аудиторию CMI за пределы опытных клавишников. [8] Журнал Audio Media охарактеризовал его как отголосок эпохи панк-рока : «Page R также породил поток квазисоциалистической идеологии, которая приветствовала надвигающуюся демократизацию музыкального творчества, делая ее доступной для людей с ограниченными музыкальными способностями». [8] Графическое изображение редактируемых нот по горизонтали слева направо, профессия музыкального программирования и концепции квантования и циклических шаблонов тактов, в которых можно было добавлять или удалять инструментальные каналы, также родились из секвенсора Page R. [8] Пользователь CMI Роджер Болтон вспоминал: «По определению, ограничения сэмплирования и секвенсор Page R заставляли композитора принимать высококачественные решения по необходимости. CMI II был инструментом композиции высокого уровня, который не только формировал звучание 80-х. , но то, как на самом деле была написана эта музыка». [18] Fairlight продолжала обновлять систему, например, обновление 1983 года под названием CMI Series IIx, которое теперь позволяло использовать MIDI , до выпуска Series III в 1985 году. [8]
Серия III : 1985–1989 гг.
[ редактировать ]
Сэмплер Series III имел множество улучшений по сравнению со своими предшественниками. Он был способен осуществлять 16-битную дискретизацию с максимальной частотой дискретизации 44,1 кГц по 16 каналам. Это стало возможным за счет увеличения объема памяти семплов с 16 КБ на канал до 14 МБ по всем каналам, то есть увеличение в 56 раз, даже когда все каналы используются. [8] Его дизайн, графика и инструменты редактирования также были улучшены, например, рядом с клавишами QWERTY был добавлен планшет с использованием стилуса вместо экранного светового пера; [8] это изменение было внесено из-за жалоб пользователей на боли в руках из-за необходимости держать перо на экране. [18]
CAPS
[ редактировать ]На компьютер Series III также были добавлены расширенная версия секвенсора Page R под названием Composer, Arranger, Performer, Sequencer или CAPS, а также Eventsync, утилита постпроизводства, основанная на связывании тайм-кода SMPTE . [8] гораздо более дешевых секвенсоров и сэмплеров на основе MIDI, включая Atari ST и семплеры Akai S612, S900 и 1000 . Однако, хотя многие люди все еще использовали CMI, продажи начали значительно снижаться из-за появления на рынке [8] Из-за этого Пейн прекратил продавать CMI в Великобритании. [8] Компания Fairlight все больше концентрировалась на продуктах постпроизводства, рынке, к которому Пейн с трудом привык, и когда HHB Communications Ltd взяла на себя распространение в Соединенном Королевстве, им не удалось ничего продать. [8]
Принятие
[ редактировать ]Питер Гэбриэл был первым владельцем Fairlight Series I в Великобритании. Боз Баррелл из Bad Company купил второй, который Ханс Циммер нанимал для многих записей в начале своей карьеры. [19] В США Брюс Джексон демонстрировал сэмплер Series I в течение года, а затем продал его Херби Хэнкоку и Стиви Уандеру в 1980 году по 27 500 долларов США каждый. [20] Наследник мясоперерабатывающего предприятия Джорди Хормел купил два экземпляра для использования в The Village Recorder в Лос-Анджелесе. [20] Среди других первых последователей были Тодд Рандгрен , Ник Роудс из Duran Duran , продюсер Ретт Лоуренс и Нед Либен из Ebn Ozn . [8] владелец студии звукозаписи Sundragon, который выступал в качестве демонстрационного представителя Fairlight в США к востоку от Миссисипи. [ нужна ссылка ]
Первым коммерчески выпущенным студийным альбомом, включавшим Fairlight, был третий альбом Питера Гэбриэла (1980) , в котором упоминается Питер Фогель как техник по «Computer Musical Instrument» (CMI). [21] и был выпущен в мае 1980 года, в нем также участвовала Кейт Буш . Вторым альбомом стал » Кейт Буш ( «Never for Ever сентябрь 1980 г.), запрограммированный Ричардом Джеймсом Берджесом и Джоном Л. Уолтерсом . [22] Уандер отправился в турне на своем Fairlight в 1980 году в поддержку альбома саундтреков Stevie Wonder's Journey Through "The Secret Life of Plants", чтобы заменить сэмплер Computer Music Melodian, который он использовал при записи. [20] Джефф Даунс использовал Fairlight в Yes студийном альбоме ' Drama 1980 года и в его последующем туре. Позже Даунс использовал студийный альбом Fairlight on the Buggles 1981 года Adventures in Modern Recording , как в студии, так и вживую с Азией . Первый классический альбом с использованием CMI был выпущен Folkways Records в 1980 году с композиторами Бартоном Маклином и Присциллой Маклин . [23]
Студийный альбом Питера Гэбриэла 1982 года также включал CMI. В 1981 году австрийские музыканты Хуберт Богнермайр и Харальд Зушрадер сочинили симфонию Erdenklang – Computeracoustic Sound Symphony . [24] Премьера этой работы состоялась вживую на сцене с использованием пяти музыкальных компьютеров во время фестиваля Ars Electronica в Линце. [25] В 1984 году он выпустил альбом певицы и автора песен Клаудии Робот. (Фонограмма) Ее студийный альбом Alarmsignal состоял из песен, написанных вокалисткой, а также треков, спродюсированных Fairlight CMI.
Первым коммерчески выпущенным синглом в США, записанным с помощью компьютера Fairlight CMI, был Эбн Озн «AEIOU Иногда Y» ( Elektra 1983), фактически записанный в 1981–1982 годах. [26] вместе со своим студийным альбомом "Feeling Cavalier" ( Elektra Records, 1984).
В студийном альбоме Devo 1984 года Shout в значительной степени использовался Fairlight CMI за счет аналоговых инструментов. Джеральд Казале позже заявил, что Shout был самым большим сожалением в его карьере, «потому что Fairlight [синтезатор] просто взял на себя все на этой пластинке. Я имею в виду, мне понравилось написание песен и идеи, но Fairlight действительно определил звук." [27] Фронтмен Марк Мазерсбо позже использовал CMI в саундтреке к детскому телешоу 1991 года «Ох уж эти детки» . [28] Этот инструмент чаще всего звучит как ведущий инструмент в музыкальной теме шоу - это сэмпл «Swannee» с примененным фильтром нижних частот .
Австралийский певец Джон Фарнэм использовал Fairlight CMI на своем двенадцатом альбоме Whispering Jack в 1985 и 1986 годах. [29]
Влияние и наследие
[ редактировать ]После успеха Fairlight CMI другие фирмы ввели выборку. New England Digital модифицировала свой цифровой синтезатор Synclavier для выполнения семплирования, в то время как E-mu Systems представила в 1981 году менее дорогую сэмплерную клавиатуру Emulator . В Соединенных Штатах новая компания сэмплеров Ensoniq представила Ensoniq Mirage в 1985 году для цена 1695 долларов, что составляет менее четверти цены других пробоотборников. [30]
В Америке Джоан Ганд из Gand Music and Sound в Нортфилде, штат Иллинойс, была лучшим продавцом Fairlight. Организация Gand продавала CMI Принсу , Джеймсу «JY» Янгу из Styx , Джону Лоури из Petra , Дереку Сент-Холмсу из группы Теда Ньюджента , Элу Йоргенсену из Ministry , а также многим владельцам частных студий и рок-деятелям. [31] Пресс-секретарь Ян Хаммер появился на нескольких профессиональных аудиомероприятиях Musictech, спонсируемых Gand, чтобы исполнить « Тему Miami Vice Theme ».
Вездесущность Fairlight была такой, что Фил Коллинз заявил в примечаниях к своему студийному альбому 1985 года No Jacket Required , что «на этой пластинке нет Fairlight», чтобы уточнить, что он не использовал его для синтеза звуков валторны и струнных. [32]
Шведская Warez и Commodore демо-сценическая группа Fairlight получила свое название от этого устройства, которое Жан-Мишель Жарр использовал в некоторых своих пластинках. [33]
Группа экспериментальной музыки Coil считала устройство уникальным и непревзойденным, описывая использование Fairlight как «аудиальный эквивалент Уильяма Берроуза нарезок ». [34]
В 2015 году Fairlight CMI был включен в кино и звука Национального архива коллекцию «Звуки Австралии» . [35]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ «Mix объявляет сертифицированные хиты NAMM 2011» . Микс (28 января 2011 г.). Архивировано из оригинала 10 августа 2016 года . Проверено 20 февраля 2011 г.
- ^ Бичер, Майк (июнь 1981 г.). «Обзор Fairlight CMI» . Производитель электроники и музыки . Великобритания: Music Maker Publications (Великобритания), Future Publishing. стр. 56–59 . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «Фэрлайт CMI Серия III» . Звук на звуке . Соединенное Королевство: SOS Publications Ltd., октябрь 1987 г., с. 37 . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Холмс, Грег (17 сентября 2010 г.). «Пейдж Холмса: Fairlight CMI» . Услуги ГГ.
- ^ VCO8 (7 октября 2015 г.), Питер Фогель демонстрирует Fairlight CMI 30A , заархивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. , получено 26 октября 2017 г.
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «История ярмарки» . FairlightUS.com .
- ^ Перейти обратно: а б Фогель, Питер. «История Фэрлайта» . anerd.com . Проверено 5 апреля 2016 г. - со ссылками на историю и фотографии Fairlight
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а «Фэрлайт – Вся история» . Журнал Audio Media (январь 1996 г.).
- ^ Перейти обратно: а б с Хамер, Мик (26 марта 2015 г.). «Интервью: Электронные маэстро» . Новый учёный . Деловая информация Рида . Архивировано из оригинала 8 июля 2008 года . Проверено 4 апреля 2016 г.
- ^ Цифровой синтезатор Qasar M8 (1975-1978), Тони Фёрс (Creative Strategies, Сидней) , Powerhouse Museum , Объект № 96/382/1,
Производство: Дизайн Тони Фёрса. Сделано Тони Ферсом и Creative Strategies, Сидней, Австралия. / История: использовался Тони Ферсом, Кимом Райри и Питером Фоглом в качестве прототипа для разработки Fairlight CMI.
- ^ Чепмен 2012 , с. 3 Следующим проектом Фёрса стал полностью цифровой синтезатор, который он назвал синтезатором Qasar M8 (Multimode 8). В дополнение к клавиатуре Furse разработал графический дисплей, который с помощью светового пера позволял оператору создавать инструмент или голос, используя формы сигналов. Заключив сделку с крупной американской компанией по производству электроники Motorola на использование их системы разработки программ, Фурс смог разработать систему воспроизведения последовательностей MUSEQ 8. Идея заключалась в том, что система MUSEQ 8 при использовании в сочетании с его M8 могла бы использоваться композиторами всех видов музыки, не только электронной, для сочинения и исполнения музыки. Еще одним важным нововведением в синтезаторе M8 стало использование Фурсом двух 8-битных микропроцессоров Motorola 6800 в необычной параллельной конфигурации, что значительно ускорило ввод и вывод данных. / В конце 1974 года, после успеха лекции Фёрса и демонстрации Qasar M8 в Канберре перед аудиторией Канберрской музыкальной школы, Австралийского национального университета и Колледжа высшего образования, Дон Бэнкс осознал потенциал изобретения Фёрса. для Музыкальной школы попросил изготовить аналогичную модель для студии электронной музыки Школы. Фурс продолжал работать над прототипом, используя новейшие технологии, включая недавно выпущенные 8-дюймовые дискеты. Диски работали иначе, чем музыка, записанная на магнитную ленту, поскольку музыкальное произведение можно было реорганизовать без изменения данных на диске. . ”
- ^ Чепмен 2012 , с. 4 « С 1976 года Фёрс работал с Fairlight над проектом, который включал производство печатных плат на основе схем печатных плат и реконфигурацию клавиатуры синтезатора, в результате чего была создана полностью переработанная версия синтезатора, которая первоначально была известна как M8 CMI (многомодовый 8 компьютер). Музыкальный инструмент). В начале 1979 года Тони Фёрс, при меньшем участии в проекте, подписал лицензионное соглашение с Fairlight, разрешающее им использовать его интеллектуальную собственность как для синтезатора, так и для компьютера. »
- ^ «Утерянное искусство отбора проб: Часть 1» . Звук на звуке . Проверено 12 октября 2018 г.
- ^ Лео Браун, Саймон (17 ноября 2015 г.). «Синтезатор Fairlight CMI, используемый такими звездами, как Майкл Джексон, добавлен в реестр Sounds of Australia» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Стамп, Пол (1997). Все, что имеет значение в музыке: история прогрессивного рока . Квартет Букс Лимитед. п. 267. ИСБН 0-7043-8036-6 .
- ^ «Габриэль ищет в студии живой звук» . Рекламный щит . № 26 июля 1986 г. 26 июля 1986 г.
- ^ Перейти обратно: а б Моран, Майкл (29 апреля 2011 г.). «Fairlight: Роллс-Ройс синтезаторов» . Регистр . Ситуация Публикация . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уиллокс, Майк (28 мая 2014 г.). «Иконки студии: серия Fairlight CMI» . Музыкальная техника . Издательство Гимн . Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ Доусон, Джайлз (4 августа 1983 г.). «Машины оживают звуками музыки» . Новый учёный : 333.
- ^ Перейти обратно: а б с Стюарт, Энди. «Имя, скрывающееся за именем: Брюс Джексон - Апогей, Джандс, Лейк-Технолоджи». Аудиотехника (40).
- ^ «Питер Гэбриэл 3 | Discogs» . Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ «О Fairlight CMI | Artrocker» . 7 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 7 августа 2011 года . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Олмстед, Тони (2003). Folkways Records: Моисей Аш и Folkways Records . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-56098-812-0 .
- ^ "О нас" . Эрденкланг Музикверлаг. Архивировано из оригинала 21 апреля 2008 года.
- ^ Хуберт Богнермайр; Харальд Зушрейдер. «Эрденкланг — Компьютерно-акустический театр танца» . Арс Электроника 1982 . Ars Electronica (aec.at). Архивировано из оригинала 28 января 2006 г. (см. также другой архив. Архивировано 8 июля 2013 г. в Wayback Machine ).
- ^ «О Fairlight CMI | Artrocker» . Архивировано из оригинала 7 августа 2011 года.
- ^ «Вопросы и ответы Billboard.com: Дево» . Рекламный щит . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Кликштейн, Мэтью (5 марта 2012 г.). «Марк Мазерсбо в сериале «Ох уж эти детки» . Стервятник . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ Адамс, Кэмерон (11 апреля 2018 г.). «Почему Джона Фарнэма почти заблокировали на шоу «You’re the Voice» » . News.com.au. Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Поль Теберж (1997). Любой звук, который вы можете себе представить: создание музыки/технологии потребления . Издательство Уэслианского университета. п. 65. ИСБН 9780819563095 .
- ^ «Джоан Ганд» . НАММ . 24 октября 2016 г.
- ^ «Фил Коллинз — Куртка не нужна» . Новости Генезиса . Проверено 25 апреля 2014 г.
- ^ Гольдберг, Дэниел (20 апреля 2012 г.). «Может быть, мы и старые, но мы все еще элита» . ИДГ . Перевод Андерса Лотссона. Архивировано из оригинала 21 апреля 2012 года.
- ^ COIL - Часть 1 - редкое неотредактированное интервью с Джоном Бэлансом и Питером Кристоферсоном, май 2001 г. (видео) - через YouTube .
- ^ «Дополнения к реестру за 2015 год» . Национальный архив кино и звука . Проверено 5 апреля 2016 г.
Источники
- Вейл, Марк (2000). Журнал Keyboard представляет винтажные синтезаторы: новаторские дизайнеры, новаторские инструменты, советы по коллекционированию, технологические мутанты . Книги о бэкбите . ISBN 978-0-87930-603-8 .
- Чепмен, Джилл (2012), Путеводитель по архиву Касара Тони Фёрса (PDF) , Сидней, Австралия: Музей электростанции , 96/382/2, заархивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. , получено 4 августа 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]