Лива (музыка)
Лива ( араб . ليوه / ALA-LC : лайва ) — кхалиджи традиционный танец африканского происхождения, исполняемый в Восточной Аравии ( арабские государства Персидского залива ), главным образом внутри общин потомков выходцев с побережья Суахили ( Танзания и Занзибар ). Его также исполняют община шиди африканского происхождения , а также белуджи побережья Макрана и района Карачи .
Обзор
[ редактировать ]Большое количество участников-мужчин выстраиваются в круг, который закрепляют один или несколько барабанщиков. В центре группы расхаживает мужчина, играя на простом язычковом инструменте мизмаре или сурнае , жалобный резкий звук которого напоминает слушателю гобой . Круг хлопает и танцует на месте, в то время как участники выстраиваются в линию, которая ритмично ходит внутри круга. Лива — более непринужденный танец, чем другие, и его можно исполнять с большим энтузиазмом и подшучиванием со стороны молодых людей, которые обычно принимают в нем участие.
В этом танце используются три аккомпанирующих барабана: синдо , джабва и джассер . Совсем недавно был добавлен четвертый барабан, известный как Peeper. [ нужна ссылка ] Этот барабанщик играет доминирующую роль, что дает ему массу возможностей для виртуозного исполнения.
Мизмар имеет звук , похожий на гобой, и производит запоминающуюся мелодию, особую остроту которой придает восточная тоническая гамма , на которую он настроен. Как и гобой, он состоит из двух частей, во вторую часть вставлена двойная трость. Лучшие инструменты в наши дни изготавливаются из африканских лиственных пород в Момбасе и Дар-эс-Саламе . Их стоимость может достигать 2000 долларов.
Лива начинается с соло мизмара продолжительностью около шести минут в медленном темпе. К ним присоединяются барабаны, за ними следуют десять танцоров/певцов, и постепенно темп увеличивается, достигая впечатляющего водоворота активности. Весь танец занимает около 25 минут, в представлении могут участвовать как мужчины, так и женщины.
Пение всегда исполняется на суахили — родном языке Танзании и Занзибара . Они оба были крупными торговыми партнерами Персидского залива в прошлые века и использовали свой язык и культуру, чтобы повлиять на этот увлекательный танец.
Его особенно исполняют в Ид и другие праздники.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- https://web.archive.org/web/20080203142429/http://www.arab.net/uae/ue_music.htm
- http://www.alshindagah.com/may/dances.htm
- Африканцы в Персидском заливе
- Видео Ливы в Кувейте
- (ru) Пол Ровсинг Олсен, «Африканская музыка в Персидском заливе», Журнал Международного совета народной музыки, Vol. 19, (1967), с. 28–36
- (фр) Махо Себиан, «Социально-экономический статус музыкальной практики в Объединенных Арабских Эмиратах: традиция лейвы в Дубае», Chroniques éménites, 14, номер 14, 2007].
- (фр) Махо Себиан, «Между Африкой и Аравией: духи владения савахили и их границы», Journal des africanistes, 84-2 | 2014, 48-79 .
- (in) Махо Себиан, За пределами лейвы Восточной Аравии Структура обряда одержимости в longue durée, Música em Contexto, Бразилиа Nº. 1 (2017): 13-44
- (фр) Махо Себиан «Неприятности и хаос ветров. Выражения агрессивности в обряде одержимости в Восточной Аравии», Cahiers d'ethnomusicologie 33, 2020: 113-131
- Лива и Танбура от Африки до Бахрейна , часть 2 , Al Waqt , 21 февраля 2009 г. газета