Радж

Раджаз ( رَجَز , буквально «тремор, спазм, судороги, которые могут возникнуть в спине верблюда, когда он хочет подняться»). [1] ) — размер, используемый в классической арабской поэзии . Стихотворение, написанное этим размером, является урьюзой . На размер приходится около 3% сохранившихся древних и классических арабских стихов. [2]
Форма
[ редактировать ]Эта форма имеет базовый рисунок стопы | ⏓ ⏓ ⏑ – | (где «-» представляет собой долгий слог, « ⏑ » — короткий слог, а « ⏓ » — слог, который может быть длинным или коротким), как показано в мнемонике ( Тафаил ) Мустафилун Мустафилун Мустафилун ( مُسْتَفْعِلُنْ مُسْت َفْعِلُنْ مُسْتَفْعِلُنْ ). [3] Линии Раджаза также имеют каталектическую версию с последней стопой | ⏓ – – |. [4]
Форма каждого ( метрона ) может быть ⏑ – ⏑ –, – – ⏑ – или – ⏑ ⏑ –; только редко ⏑ ⏑ ⏑ –. [4]
Линии чаще всего имеют длину три фута (триметра), но могут быть и двух футов (диметра). Таким образом, возможные формы:
- | ⏓ ⏓ ⏑ – | ⏓ ⏓ ⏑ – | ⏓ ⏓ ⏑ – | (три метра)
- | ⏓ ⏓ ⏑ – | ⏓ ⏓ ⏑ – | ⏓ – – | (триметровая каталектика)
- | ⏓ ⏓ ⏑ – | ⏓ ⏓ ⏑ – | (диметр)
- | ⏓ ⏓ ⏑ – | ⏓ – – | (диметровая каталектика)
В отличие от классических арабских размеров, строки раджаза не делятся на полустишия . [5] Ранние арабские поэты [4] рифмовал каждую строчку на одном звуке на протяжении всего стихотворения. [6] Популярной альтернативой поэзии раджаза была рифма-куст муздавидж , давшая жанр под названием муздавиджа . [7]
Хотя широко распространен самый старый из арабских размеров, [8] Раджаз не пользовался большим уважением в до- и ранний исламский периоды, поскольку считался похожим (а иногда и неотличимым от) рифмованной прозы формы саджа . Его, как правило, использовали для низкостатусных повседневных жанров, таких как колыбельные, или для импровизации, например, импровизированного подстрекательства к битве.
Раджаз приобрел популярность к концу периода Омейядов , благодаря поэтам аль-Аджаджу (91/710 г.), Рубе (ум. 145/762) и Абу ан-Наджму аль-Иджли (ум. до 125 г.). 743), все они составляют длинные касыда пьесы размером в метр в стиле . Абу Нувасу также особенно нравилась эта форма. [9]
В двадцатом веке, в ответ на эстетику свободного стиха , раджаз , как в традиционной форме, так и в более новаторских адаптациях, приобрел новую популярность в арабской поэзии, ключевыми представителями которой в первой половине века были поэты Али Махмуд Таха , Элиас Абу Шабаки и Бадр Шакир аль-Сайяб (ср. его «Ун шудат аль-Матар»). [10] С 1950-х годов композиции вольного стиха часто основываются на раджаз-ступнях. [11]
Пример
[ редактировать ]Известным ранним примером является следующее подстрекательство к битве Хинд бинт Утба (6-7 века н.э.), показывающее форму | ⏓ ⏓ ⏑ – | ⏑ – ⏑ – |, причем первые два элемента в основном длинные, а пятый всегда короткий: [12]
|
|
|
|
Отношения с Сари
[ редактировать ]Размер раджаза очень похож на сари, в котором первые две метры такие же, как раджаз, но третья укорочена: [4]
- | ⏓ ⏓ ⏑ – | ⏓ ⏓ ⏑ – | ⏓ ⏑ – | (три метра)
- | ⏓ ⏓ ⏑ – | ⏓ ⏓ ⏑ – | – – | (триметровая каталектика)
В отличие от раджаза, сари используется в куплетах.
Третий метрон обычно – ⏑ –, ⏑ ⏑ – встречается очень редко, особенно в конце куплета. [4]
Некоторые ученые считают эти два метра вариациями одного и того же метра. [13] [14]
Ключевые исследования
[ редактировать ]- Пять сборников Рагаза: (аль-Аглаб аль-Иули, Башир ибн ан-Никт, Андал ибн аль-Мутанна, Хумайд аль-Аркат, Гайлан ибн Хурайс) , изд. Яакко Хямеен-Анттила, Studia Orientalia, 76/Материалы для изучения поэзии Рааз, 2 (Хельсинки: Финское восточное общество, 1995), ISBN 9519380264
- Незначительные сборники Рагаза: (Хитам аль-Мухашии, два Дукайна, аль-Кулах ибн Хазн, Абу Мухаммад аль-Факаси, Мантур ибн Мартхад, Химьян ибн Кухафа) , изд. Яакко Хямеен-Анттила, Studia Orientalia, 78/Материалы для изучения поэзии Рааз, 3 (Хельсинки: Финское восточное общество, 1996), ISBN 9519380280
- Манфред Ульманн, исследования расовой поэзии. Вклад в арабскую лингвистику и литературу (Висбаден, 1966).
- Д. Фролов, «Место Раджаза в истории арабского стиха», Журнал арабской литературы , 28 (1997), 242-90, https://www.jstor.org/stable/4183399
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Антология классической арабской литературы «Пингвин» , изд. Роберт Ирвин (Лондон: Penguin, 1999).
- ^ Бруно Паоли, «Генеративная лингвистика и арабская метрика», в книге «К типологии поэтических форм: от языка к метрике и за ее пределами» , изд. Жан-Луи Аруи, Энди Арлео, Языковой факультет и за его пределами: внутренние и внешние вариации в лингвистике, 2 (Амстердам: Бенджаминс, 2009), стр. 193–208 (стр. 203).
- ^ Классическая арабская литература: Антология библиотеки арабской литературы , пер. Герт Ян ван Гелдер (Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 2013), стр. 93.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Райт, Уильям (1896), Грамматика арабского языка , том. 2, с. 362.
- ^ Классическая арабская литература: Антология библиотеки арабской литературы , пер. Герт Ян ван Гелдер (Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 2013), стр. XXIII.
- ^ Герт Ян ван Гелдер, «Арабский дидактический стих», в «Центрах обучения: обучение и расположение в досовременной Европе и на Ближнем Востоке» , изд. Ян Виллем Дрейверс и Аласдер А. Макдональд, Исследования Брилла по интеллектуальной истории, 61 (Лейден: Брилл, 1995), стр. 103–18 (стр. 107).
- ^ Энциклопедия арабской литературы , изд. Джули Скотт Мейсами, Пол Старки, 2 тома (Лондон: Routledge, 1998), sv «Просодия ( 'arūḍ )».
- ^ Классическая арабская литература: Антология библиотеки арабской литературы , пер. Герт Ян ван Гелдер (Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 2013), стр. 93.
- ^ В. Штетцер, «Раджаз», в Энциклопедии арабской литературы , изд. Джули Скотт Мейсами, Пол Старки, 2 тома (Лондон: Routledge, 1998), II 645–46 (стр. 646).
- ^ Сальма Хадра Джайюси, Тенденции и движения в современной арабской поэзии , пер. Сальма Хадра Джайюси и Кристофер Тингли, 2 тома (Лейден: Brill, 1977), II 607-10.
- ^ В. Штетцер, «Раджаз», в Энциклопедии арабской литературы , изд. Джули Скотт Мейсами, Пол Старки, 2 тома (Лондон: Routledge, 1998), II 645–46 (стр. 646).
- ^ Классическая арабская литература: Антология библиотеки арабской литературы , пер. Герт Ян ван Гелдер (Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 2013), стр. 94.
- ^ Малинг, Джоан (1973). Теория классической арабской метрики . Неопубликованная диссертация, Массачусетский технологический институт; п. 49.
- ^ Голстон, Крис и Риад, Томас (1997). «Фонология классического арабского метра» . Лингвистика 35 (1997), 111–132; п. 116.