Jump to content

Каталексис

(Перенаправлено с «Каталектики» )

Каталектическая неполная строка стиха, лишенная слога в строка — метрически конце или заканчивающаяся неполной стопой . Одной из форм каталексиса является безголовость , при которой безударный слог опускается с начала строки.

Строка, в которой отсутствует два слога, называется брахикатектической .

По-английски

[ редактировать ]

Стихи могут быть написаны полностью каталектическими строками, полностью акаталектическими (полными) строками или их смесью, как в следующем гимне, сочиненном Сесилом Фрэнсисом Александром в 1848 году:

Однажды в городе Царя Давида (8 слогов)
Стоял скромный сарай для скота, (7 слогов)
Где мать положила своего Ребенка (8 слогов)
В яслях у Его постели: (7 слогов)
Мария была той матерью кроткой, (7 слогов)
Иисус Христос, ее маленькое дитя. (7 слогов)

Утверждалось, что в ряде индоевропейских языков, когда два типа строк смешиваются таким образом, более короткая строка имеет тенденцию использоваться в качестве кода в конце периода или строфы. [1]

Тупой и подвесной каталексис.

[ редактировать ]

Утверждалось, что каталексис можно разделить на два типа. [2] (Здесь «х» обозначает слог anceps .)

(а) Когда линия с висячим окончанием, такая как хорей (– u – x), становится каталектической, в результате получается линия с тупым (или «мужским») окончанием (– u –).
(б) Когда строка с тупым окончанием, такая как ямб (x – u –), становится каталектической, в результате получается строка с висячим окончанием (u – x).

Примером того, как тупая линия становится подвеской при каталексисе, является Гете стихотворение «Гайденрёсляйн »: [2] или, в том же размере, английская песнь « Добрый король Вацлав» :

Добрый король Вацлав выглянул, (4 удара, тупой)
В праздник Стефана (3 такта, кулон)
Когда вокруг лежал снег, (4 удара, тупой)
Глубокий, четкий и ровный; (3 доли, подвеска)

Другой пример [2] — детская песенка «Here We Go Round the Mulberry Bush» , первая строфа которой заканчивается так:

Вот и обходим тутовый куст (4 удара, тупой)
Холодным и морозным утром (3 удара, кулон)

Во всех этих песнях, когда они положены на музыку, происходит удлинение предпоследнего слога, чтобы уравнять две строки. Однако недостаточно доказательств, чтобы сказать, имело ли место подобное явление в Древней Греции. [2]

Когда стихотворение дважды каталектично (брахикаталектично), т. е. сокращено на два слога, тупой финал остается тупым:

Великая благодать! Какой сладкий звук (4 удара)
Это спасло такого негодяя, как я. (3 удара)
Я когда-то терялся, но теперь нашёлся (4 удара)
Был слеп, но теперь вижу. (3 удара)

Количественные счетчики

[ редактировать ]

В языках, использующих количественные метры, таких как латынь, древнегреческий, арабский, персидский и санскрит , последний слог любой строки — anceps , то есть независимо длинный или короткий. Согласно одной точке зрения, восходящей к древним временам, даже если последний слог просодически краток, он считается длинным из-за следующей за ним паузы (см. brevis in longo ). [3] [4] Таким образом, любая линия, заканчивающаяся x – u –, будучи каталектической, становится u – x.

Примером в древнегреческом языке является четырехстопный ямб, который в нормальной и каталектической форме выглядит следующим образом: [5]

| х – ты – | х – ты – | х – ты – | х – ты – |
| х – ты – | х – ты – | х – ты – | ты – – |

В классическом арабском языке наиболее часто используемый размер, тавил , имеет нормальную и каталектическую формы следующим образом: [6]

| ты – х | ты – х – | ты – х | ты – ты – |
| ты – х | ты – х – | ты – ты | ты – – |

На санскрите сравнение традиционной шлоки и метра мандакранты обнаруживает тот же тип каталексиса. Первая строка Бхагавад-гиты выглядит следующим образом:

| – – – – | в – – – || уу – – | в – в – |

тогда как размер мандакранты следующий:

| – – – – | и уу уу – || – и – – | и – – |

Подобное явление встречается и в классическом персидском языке. [7] Например, размер, основанный на образце хориамба (– uu –), имеет сокращенную форму следующим образом:

| – уу – | – уу – | – уу – | – уу – |
| – уу – | – уу – | – в – |

В латыни и греческом языке редко используемый хорей октонариус не является каталектическим, но общий хорей септенарий каталектичен:

| – ты – х | – ты – х || – ты – х | – ты – х |
| – ты – х | – ты – х || – ты – х | – ты – |

Анапестический октонариус и анапестический септенарий различаются следующим образом. Когда удаляется последний слог, последний элемент должен быть длинным слогом, а не двойным коротким (см. «Метры римской комедии» ):

| он он – | он он – || он он – | он он – |
| он он – | он он – || он он – | он – – |

На древнегреческом языке

[ редактировать ]

Каталексис был распространен в греческом и латинском размере, а также в древних санскритских стихах. [8] Каталектические окончания особенно распространены там, где ритм стиха дактилический (-уу), хорейный (-у) или анапестический (уу-); они имеют тенденцию ассоциироваться с окончанием строфы или периода настолько, что можно почти сказать, что акаталектические формы не могут закончить период. [8] В классическом стихе последний слог строки всегда считался длинным, так что если дактиль (- uu ) сделать каталектическим, он становится спондеем (--).

Античная поэзия часто исполнялась под музыку, и возникает вопрос, какая музыка сопровождала каталектический финал. Несколько древнегреческих стихотворений сохранились с аутентичной нотной записью. Четыре из них принадлежат Мезомеду (начало второго века н.э.). Вторичные источники поэм Мезомеда «Гелиосу» и «Немезиде» находятся в каталектическом размере, известном как апокрота «звучный». В каждом случае на месте отсутствующего короткого элемента текста (т. е. пропущенного слога) часто встречаются знаки удлинения. В двух случаях в «Гелиосу» это мелизма из трех нот. [9] Вполне возможно, что древнее использование каталексиса указывало на какую-то форму мелодии или на продолжение пения вместо пропущенных слогов.

В древнегреческой драме каталектические метры могли быть связаны с мужским аулетом или иметь какое-то другое специальное применение. Например, из сохранившихся пьес Менандра почти все написаны триметрами ямба. В одной длинной сцене «Мизантропа» он изменил размер на 15-слоговый каталектический четырехстопный ямб, читаемый под аккомпанемент авлоса . [10]

В латинской поэзии

[ редактировать ]

Стихотворение 25 Катулла написано четырехстопным ямбом в каталектике. Из дошедших до нас примерно 114 стихотворений и фрагментов Катулла этот размер появляется только в этом стихотворении. [11]

На классическом персидском языке

[ редактировать ]

В персидской поэзии используется около 115 различных размеров, но многие из них редки. Обычных из них около 30. Почти все персидские метры состоят из повторяющихся трех, четырех или восьми слогов, и это позволяет легко увидеть, что некоторые метры являются каталектическими, поскольку последняя стопа будет на один слог короче остальных. Например:

| в – – | в – – | в – – | в -
| в – – – | в – – – | в - -
| – в – – | – в – – | - в -
| монета – – | ты – ты – | уу –
| – в – – | – в – – | – в – – | - в -
| в – в – | уу – – || в – в – | Эм-м-м -
| монета – – | уу – – | уу – – | уу

Первые четыре метра выше, каждый из которых состоит из 11 слогов, обычно используются для длинных стихотворений маснави , написанных рифмованными куплетами, таких как Фирдоуси » «Шахнаме , тогда как более длинные метры используются для лирических стихотворений. Однако есть один размер маснави , в котором всего 10 слогов:

| – – уу | – в – в | – –

Брюс Хейс предлагает правило, объясняющее это, а именно: если образец, заканчивающийся на uu, становится каталектическим, оба коротких слога в конце строки опускаются. [12]

Каталексис в музыке

[ редактировать ]

Венантия Фортуната Гимн Pange lingua написан хореическим четырехстопным каталектическим размером - размером походных песнопений римских армий. [13] Гимн - один из старейших, сохранившихся нотных записей.

Поскольку греческий размер часто используется для описания музыкальной фразировки, некоторые известные темы включают:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уэст, ML (1982). «Три темы в греческом метре» . Классический ежеквартальный том. 32, № 2, стр. 281-297; п. 281.
  2. ^ Jump up to: а б с д ЛПЭ Паркер (1976). «Каталексис» . Классический ежеквартальный журнал , Vol. 26, № 1 (1976), стр. 14-28; п. 15.
  3. ^ ML West, «Три темы в греческом размере» , The Classical Quarterly , Vol. 32, № 2 (1982), стр. 281-297; п. 287.
  4. ^ LP Элвелл-Саттон (1976), Персидские метры , стр. 87–88.
  5. ^ LPE Паркер (1976). «Каталексис» . Классический ежеквартальный журнал , Vol. 26, № 1 (1976), стр. 14-28; п. 14.
  6. ^ В. Райт (1896), Грамматика арабского языка , том. 2, с. 364.
  7. ^ LP Элвелл-Саттон (1976), Персидские метры , стр. 87–88; Тизен, Финн (1982), Руководство по классической персидской просодии , стр. 18.
  8. ^ Jump up to: а б Уэст, МЛ (1982). «Три темы в греческом метре» . Классический ежеквартальный том. 32, № 2, стр. 281-297.
  9. ^ Уэст, МЛ (1992). Древнегреческая музыка . Оксфорд: Оксфорд. стр. 209, 302–308.
  10. ^ Комотти, Г. (1975). «Ауло-гингра в менандровой сцене из мозаики Дискуридов». Урбинатные тетради классической культуры . хх (20): 215–23. дои : 10.2307/20537744 . JSTOR   20537744 .
  11. ^ Wikibooks: Поэзия Гая Валериуса Катулла / Метры, использованные Катуллом #
  12. ^ Хейс, Брюс (1979). «Ритмическая структура персидского стиха». Эдебият 4, 193–242; стр. 208–210.
  13. ^ Норберг, Д. (1988). «Длительная панге удачливого креста». Дом-Дьё . 103 :71–79.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1bf573a7b3b559b3f28139cd6da183e0__1696064940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/e0/1bf573a7b3b559b3f28139cd6da183e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catalexis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)