Херувим

Херувим ( / ˈtʃɛrəb ɛrə / ) ; [1] пл. : херувимы ; Иврит : כְּרוּב kərūḇ , мн. כְּרוּבִים kəruḇīm — одно из неземных существ в авраамических религиях . Многочисленные изображения херувимов отводят им множество различных ролей, например, защиту входа в Эдемский сад . [2]
Авраамические религиозные традиции
[ редактировать ]В еврейской ангельской иерархии херувимы занимают девятый (второй низший) ранг в ( Маймонида Мишне Торе 12 век) и третий ранг в каббалистических произведениях, таких как Берит Менуха (14 век). Христианский труд De Coelesti Hierarchia ставит их на высший ранг наряду с Серафимами и Престолами . [3]
В исламе к аль-карубийин «херувимы» или аль-мукаррабин «Близкий» относятся к высшим ангелам, близким Богу , [4] в отличие от ангелов-вестников. К ним относятся Носители Трона , ангелы вокруг престола и архангелы . [5] Ангелы милосердия, подчиненные Михаилу, также отождествляются с херувимами. В исмаилизме называются семь архангелов херувимами. [6]
Как описано в Иезекииля 1 : «У каждого было четыре лица, и у каждого из них было четыре крыла; ноги каждого были [слиты] в одну твердую ногу, и ступни каждого были подобны копыту одного теленка; и их блеск был подобен блеску полированной бронзы». [7] У Иезекииля и некоторых христианских иконах херувим изображается имеющим две пары крыльев и четыре лица, хайот : льва (представитель всех диких животных ), быка ( домашние животные ), человека (человечества) и орел птицы ( ) . [8] (стр. 2–4) [9] В христианстве эти лица животных представляют каждого из Четырех евангелистов .
Более поздняя традиция приписывает им различные внешние проявления. [8] (стр. 2–4) В некоторых ранних мидрашах они рассматриваются как бестелесные. В западной христианской традиции херувимы стали ассоциироваться с путто, происходящим от Купидона в классической античности , в результате чего херувимы изображались как маленькие, пухлые, крылатые мальчики. [8] (п 1)
Херувимы также упоминаются во Втором трактате Великого Сифа сочинении III века , гностическом . [10]
Этимология
[ редактировать ]Делича В книге «Assyrisches Handwörterbuch» (1896) имя керув связано с ассирийским кирубу (имя шеду или ламассу ) и карабу («великий, могучий»).
Карппе (1897) назвал вавилонский карабу «благоприятным», а не «могучим». [2] [11]
Дорме (1926) связал еврейское имя с ассирийским карибу (уменьшительное курибу ), термином, используемым для обозначения заступнических существ (и статуй таких существ), которые умоляют богов от имени человечества. [8] (стр. 3–4)
Народная этимология, связывающая херувима с еврейским словом, означающим «молодой», принадлежит Аббаху (3 век). [8] (п 1)
Функции
[ редактировать ]
Израильские херувимы описываются как выполняющие различные функции – чаще всего их описывают как поддерживающих трон Яхве . Видение Иезекииля херувимов также подражает этому, поскольку соединенный размах крыльев четырех херувимов описывается как образующий границу божественной колесницы. Аналогичным образом, на « крышке милосердия » Ковчега Завета описываются два херувима, ограничивающие ковчег и образующие пространство, через которое должен появиться Яхве – однако, помимо указания, что их следует выбивать из стенок ковчега. , никаких подробностей об этих херувимах в тексте не указано. Статус херувимов как своего рода средства передвижения Яхве присутствует в видениях Иезекииля, Книгах Самуила , [12] параллельные отрывки в более поздних Книгах Паралипоменон , [13] и отрывки в начале [2] Псалмы : например, «и ехал он на херувиме, и летал, и виден был на крыльях ветра». [14] [15]
Традиционное еврейское представление о херувимах как о стражах Эдемского сада подкреплено верой в существ сверхчеловеческой силы, лишенных человеческих чувств, чья обязанность заключалась в том, чтобы представлять богов и как стражей своих святилищ, отражать вторжение; эти концепции, в свою очередь, аналогичны описанию надписей, найденных в Нимруде, в Таблице 9 . [2]
Появление
[ редактировать ]
Помимо видения Иезекииля, не сохранилось никаких подробных свидетельств существования херувимов , и описание Иезекиилем тетраморфного существа может не совпадать с описанием херувимов исторических израильтян. [16] Все, что можно почерпнуть о херувимах израильтян, основано на потенциальном сходстве культур, которые их окружали.
Внешний вид херувимов до сих пор остается предметом споров. Мифологические гибриды распространены в искусстве Древнего Ближнего Востока . Одним из примеров является вавилонский ламассу или шеду , дух-защитник в форме сфинкса , обладающий крыльями орла, телом льва или быка и головой царя. Это было принято в основном в Финикии . Крылья из-за своей художественной красоты и символического использования в качестве знака небесных созданий вскоре стали самой заметной частью, и крыльями украшались самые разные животные; следовательно, крылья были дарованы и человеческим формам, [2] что приводит к стереотипному образу ангела . [17]
Уильям Ф. Олбрайт (1938) утверждал, что «крылатый лев с человеческой головой», найденный в Финикии и Ханаане в период позднего бронзового века , «гораздо более распространен, чем любое другое крылатое существо, настолько, что его идентификация с херувимом не вызывает сомнений». . [8] (стр. 2–4) Возможным родственным источником является хеттский грифон с человеческим телом , который, в отличие от других грифонов, почти всегда выглядит не свирепой хищной птицей, а сидящим со спокойным достоинством, как непреодолимый хранитель святынь; [2] [17] некоторые предполагают, что слово «грифон» ( γρύψ ) может быть родственным слову «херувим» ( kruv > grups ). [18] [19] Хотя Иезекииль первоначально описывает тетраморфных херувимов как имеющих
лицо человека... лицо льва... лицо быка... и... лицо орла
в десятой главе эта формула повторяется как
лицо херувима... лицо человека... лицо льва... лицо орла
что (учитывая, что «бык», по-видимому, было заменено на «херувим»), некоторые посчитали, что это подразумевает, что херувимы должны были иметь голову быка .

В особом резонансе с идеей херувимов, олицетворяющих престол Бога, многочисленные произведения искусства из Финикии, Древнего Египта и даже Тель-Мегиддо на севере Израиля изображают царей или божеств, несущих на своих тронах гибридных крылатых существ. [17]
Если древние израильтяне представляли себе херувимов именно в этой анималистической форме, то она вызывает больше вопросов, чем ответов. Во-первых, трудно представить херувимов Ковчега Завета как четвероногих существ с обращенными назад крыльями, поскольку эти херувимы должны были стоять лицом друг к другу и сталкиваться своими крыльями, оставаясь при этом на краях крышки. которым их избили. В то же время эти существа практически не похожи на херувимов из видения Иезекииля.
С другой стороны, даже если бы херувимы имели более гуманоидную форму, это все равно не полностью соответствовало бы видению Иезекииля и также, по-видимому, противоречило бы очевидно эквивалентным архетипам культур, окружающих израильтян, которые почти единообразно изображали существ, служивших целям, аналогичным израильским херувимам. в значительной степени анималистической формы. Все это может указывать на то, что израильское представление о херувима внешнем виде не было полностью последовательным. [16]
Еврейская Библия
[ редактировать ]Херувимы — наиболее часто встречающееся небесное существо в еврейской Библии , поскольку это еврейское слово встречается 91 раз. [8] (стр. 2–4) Первое упоминание встречается в Книге Бытия 3:24. Несмотря на множество упоминаний, роль херувимов никогда подробно не объясняется. [8] (п 1) Хотя израильская традиция, должно быть, считала херувимов хранителями Эдемского сада. [2] в котором они охраняют путь к Древу жизни , [20] их часто изображают исполняющими другие роли; например, в Книге Иезекииля они переносят трон Яхве. Херувим, появляющийся в «Песне Давида», стихотворении, которое дважды встречается в еврейской Библии, во 2 Царств 22 и Псалме 18 Яхве , участвует в теофании и представляет собой средство передвижения, на котором божество спускается на землю с небес, чтобы спасти говорящего (см. 2 Царств 22:11, Псалом 18:10). [8] (стр. 84–85)

В Исходе 25:18–22 Бог велит Моисею сделать несколько изображений херувимов в определенных точках вокруг Ковчега Завета . [8] (стр. 2–4) Во многих случаях слова «херувим» и «херувим» в Библии относятся к золотым изображениям херувимов на крышке Ковчега, а также к изображениям на завесах Скинии и в Храме Соломона , в том числе к двум изображениям высотой в десять локтей . [21]
В Исаии 37:16 Езекия молится , обращаясь к Богу на еврейском языке : יֹשֵׁ֥ב כְּ֝רוּבִ֗ים , букв. «восседающий на престоле херувимов», имеется в виду престол милости . Что касается этой же фразы, которая появляется также во 2 Царств 19 , Эйхлер переводит ее как «живущий среди херувимов». Интерпретация Эйхлера контрастирует с распространенными на протяжении многих лет переводами, в которых это слово переводилось как «сидящий на херувимах». Это имеет значение для понимания того, был ли ковчег завета в Храме Соломона троном Яхве или просто индикатором имманентности Яхве. [22]
Херувимы довольно подробно фигурируют в книге Иезекииля. Хотя они впервые появляются в Иезекииля 1 , где они переносят престол Божий на Кеваре (или Хеваре, который находился недалеко от Тель-Авиба в Ниппуре ), они не назывались «херувимами» до Иезекииля 10 . [23] В Иезекииля 1:5–11 они описаны как имеющие подобие человека и имеющие четыре лица: человеческое, львиное (с правой стороны), бычье (с левой стороны) и орлиное. Четыре лица представляют четыре сферы правления Бога: человек представляет человечество; лев, дикие животные; бык — домашние животные; и орел, птицы. [24] Эти лица выглядывают из центра четырех крыльев; эти крылья соединены друг с другом, два из них вытянуты вверх, а два других прикрывают их тела. Под их крыльями человеческие руки; ноги их описаны как прямые, а ступни как у теленка, блестящие, как полированная медь. Между существами виднелись светящиеся угли, которые двигались между ними, их огонь «ходил вверх и вниз», и из него вырывались молнии. Херувимы тоже двигались, как вспышки молний.
В 10-й главе Иезекииля появляется еще одно полное описание херувимов с небольшими различиями в деталях. Три из четырех лиц одинаковы – человек, лев и орел – но там, где в первой главе изображено лицо быка, в Иезекииля 10:14 говорится «лицо херувима». Иезекииль приравнивает херувимов из десятой главы к живым существам из первой главы в Иезекииля 10:15: «Херувимы вознеслись; это были существа ( еврейский : הַחַיָּ֔ה , латинизированный : hayā ), которых я видел у канала Хобара» и в 20: 10: «Это были те же существа, которых я видел под Богом Израиля у канала Ховар; так что теперь я знал, что это были херувимы». В Иезекииля 41:18–20 они изображены двуликими, хотя, вероятно, это потому, что они изображены в профиль. [8] (стр. 2–4)
В иудаизме
[ редактировать ]
В раввинской литературе два херувима описываются как человекоподобные фигуры с крыльями, мальчик и девочка, помещенные на противоположных концах сиденья Милосердия во внутреннем святилище Божьего дома. [25] , Храм Соломона был украшен херувимами Согласно 3 Царств 6 , и Аха бар Яаков утверждал, что то же самое относится ко Второму Храму . и [26]
Многие формы иудаизма включают веру в существование ангелов, в том числе херувимов в еврейской ангельской иерархии . Существование ангелов общепринято в традиционном раввинистическом иудаизме . Однако в иудаизме существует широкий спектр представлений о том, кем на самом деле являются ангелы и насколько буквально следует интерпретировать библейские отрывки, связанные с ними.
В Каббале издавна существовала сильная вера в херувимов, херувимов и других ангелов, играющих мистическую роль. В « Зоаре» , очень важном сборнике книг по еврейскому мистицизму, утверждается, что херувимов возглавлял один из их числа по имени Керувиэль. [2]
На другом конце философского спектра находится Маймонид , у которого была неоаристотелевская интерпретация Библии. Маймонид пишет, что мудрый человек видит, что те, кого Библия и Талмуд называют «ангелами», на самом деле являются намеками на различные законы природы; это принципы, по которым функционирует физическая вселенная.
Ибо все силы — ангелы! Насколько слепы, насколько губительно слепы наивные?! Если бы вы сказали кому-то, кто выдает себя за мудреца Израиля, что Божество посылает ангела, который входит в утробу женщины и там формирует эмбрион, он счел бы это чудом и принял бы это как знак величия и силы Божества. несмотря на то, что он считает ангела огненным телом, размером в треть всего мира. Все это, думает он, возможно Богу.Но если вы скажете ему, что Бог вложил в сперму силу формирования и разграничения этих органов, и что это ангел, или что все формы производятся Активным Разумом; что вот ангел, «наместник мира», постоянно упоминаемый мудрецами, то он отшатнется.
- Путеводитель для растерянных II:4
Ибо он [наивный человек] не понимает, что истинное величие и сила заключаются в возникновении сил, действующих в вещи, хотя они и не могут быть восприняты органами чувств... Таким образом, мудрецы открывают знающим, что способность воображения еще называют ангелом; и ум называется херувимом . Каким прекрасным это покажется изощренному уму и каким тревожным примитивному.
- - Путеводитель для растерянных II:6.
Маймонид говорит, что фигуры херувимов были помещены в святилище только для того, чтобы сохранить среди людей веру в ангелов, причем их было два, чтобы люди не поверили, что они были образом Божьим. [27]
Херувимы обсуждаются в литературе мидрашей . Два херувима, поставленные Богом у входа в рай [28] были ангелы, сотворенные в третий день, и потому не имели определенной формы; появляясь либо как мужчины, либо как женщины, либо как духи или ангельские существа. [29] Херувимы были первыми объектами, созданными во Вселенной. [30] Характерно следующее предложение Мидраша:
Когда человек спит, тело сообщает душе ( нешама ), что оно сделало за день; затем душа сообщает об этом духу ( нефеш ), дух – ангелу, ангел – херувиму, а херувим – серафиму, который затем представляет это пред Богом». [31] [32]

В ранней еврейской традиции существовало представление о том, что херувимы имели юношеские человеческие черты, что связано с этимологизацией имени Аббаху (3 век). До этого в некоторых ранних мидрашах херувимы рассматривались как бестелесные. В первом веке нашей эры Иосиф Флавий утверждал:
Никто не может сказать или даже предположить, какова была форма этих херувимов. [33] [8] (п 1)
В мидраше говорится, что, когда фараон преследовал Израиль у Красного моря, Бог снял херувима с колес Своего престола и полетел к этому месту, ибо Бог осматривает небесные миры, сидя на херувиме. Херувим, однако, есть «нечто нематериальное», и его носит Бог, а не наоборот. [33] [34] [35]
В отрывках Талмуда, описывающих небеса и их обитателей, упоминаются серафимы, офанимы и живые существа , но не херувимы; [36] и древняя литургия также упоминает только эти три класса.
В Талмуде : Иосиф Галилеянин утверждает [37] что когда Биркат Хамазон (милость после еды) читается как минимум десятью тысячами сидящих за одним приемом пищи, это особое благословение
Благословен Ха-Шем, Бог наш, Бог Израилев, обитающий между херувимами.
добавляется к обычной литургии .
В христианстве
[ редактировать ]В средневековом богословии , следуя сочинениям Псевдо-Дионисия , херувимы занимают второе место в ангельской иерархии после серафимов . [38]
Херувимы рассматриваются в традиционной христианской ангелологии как ангелы второго высшего порядка девятикратной небесной иерархии. [39] De Coelesti Hierarchia (около V века) перечисляет их рядом с Серафимами и Престолами . [3]
По мнению Фомы Аквинского , херувимам свойственно знание, в отличие от серафимов, которым свойственна «пылающая любовь к Богу». [40]
В западном искусстве херувимы стали ассоциироваться с путто и греко - римским богом Купидоном / Эросом , с изображениями маленьких, пухлых, крылатых мальчиков. [8] (п 1)
Художественные изображения херувимов в раннехристианском и византийском искусстве иногда расходились с библейскими описаниями. Самым ранним известным изображением тетраморфных херувимов является мозаика апсиды V–VI веков, найденная в Салоникской церкви Осиоса Давида . Эта мозаика представляет собой объединение Иезекииля видений Иезекииля в 1:4–28 , Иезекииля 10:12 , в серафимов Исаии 2–10 Исайи 6:13 и шестикрылых существ из 4 Откровения : . [41]
В исламе
[ редактировать ]
аль-Карубийин, [42] согласно Корану, относят к классу аль-мукаррабинов , [43] и представляют собой класс ангелов, находящихся вблизи присутствия Бога. Им поручено славить Бога и ходатайствовать за людей. [44] Их обычно отождествляют либо с отдельным классом ангелов, либо включают в себя различных ангелов, поглощенных присутствием Бога: канонических четырех исламских архангелов Джибраила , Микаила , Азраила и Исрафила , настоящих херувимов и Носителей Трон . [45]
Некоторые учёные придерживались более точного подхода: Ибн Касир проводит различие между ангелами престола и херувимами. [44] В произведении XIII–XIV веков под названием «Книга чудес творения и особенностей существующих вещей» херувимы принадлежат к чину ниже Носителей Трона, которые, в свою очередь, вместо этого отождествляются с серафимами . [46] Абу Исхак ат-Талаби помещает херувимов как высших ангелов только рядом с Носителями Трона. [44] Точно так же Фахр ад-Дин ар-Рази различает ангелов, несущих трон (серафимов), и ангелов вокруг трона (херувимов). [47]
Коран 172, ангелов , упоминает Мукаррабинов в аяте Ан-Ниса которые поклоняются Богу и не гордятся. Кроме того, херувимы появляются в литературе Мираджа. [48] и Кисас аль-Анбия . [49] Херувимы вокруг престола непрерывно восхваляют Бога тасбихом : «Слава Богу!» [50] Их описывают такими яркими, какими не может их себе представить ни один из низших ангелов. [51] Херувимы как ангелы милосердия, созданные слезами Михаила, не отождествляются с ангелами пред Богом, а низшего ранга. Они тоже просят Бога помиловать людей. [52] : 33–34 В отличие от ангелов-вестников, херувимы (и серафимы) всегда остаются в присутствии Бога. [44] Если они перестанут славить Бога, они падут.
Шиитский двунадесятник ученый- Мохаммад-Бакер Маджлеси повествует о падшем херувиме, встреченном Мухаммедом в форме змеи. Змея говорит ему, что он ни на мгновение не совершал зикр (памятование о Боге), поэтому Бог разгневался на него и сбросил его на землю в виде змеи. Затем Мухаммед отправился к Хасану и Хусейну . Вместе они ходатайствовали ( тавассуль ) за ангела, и Бог вернул ему ангельский вид. [53] Похожая история появляется в «Бишаре» Табари . Ангел по имени Футрус , описанный как «ангел-херувим» ( малак аль-карубийин ), был послан Богом, но, поскольку ангел не смог выполнить свою задачу вовремя, Бог сломал одно из его крыльев. Мухаммед заступился за херувима, и Бог простил падшего ангела, после чего он стал хранителем могилы Хусейна . [54]
См. также
[ редактировать ]- Бурак
- Херувизм (заболевание)
- Гандхарва
- Список ангелов в богословии
- Камадева
- Ламассу
- Меркаба мистицизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «херувим» . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Херувим» . Еврейская энциклопедия . 2002–2011 [1906].
- ^ Перейти обратно: а б Косиор, Войцех (2013). «Ангел в еврейской Библии со статистической и герменевтической точек зрения: некоторые замечания по теории интерполяции» . Польский журнал библейских исследований . 12 (1–2 (23–24)): 55–70.
- ^ Хусейн, О.; Ганди, М. (2004). Полная книга мусульманских и парсийских имен . Индия: Книги Пингвинов. п. 222.
- ^ Барон фон Хаммер-Пургшталь, Йозеф (5 марта 2016 г.) [1813]. Розовое масло. Первая и вторая бутылки: Легенды и заказчики Востока, собранные из арабских, персидских и турецких источников [ Розовое масло. Первая и вторая бутылка: Легенды и обычаи Востока, собранные из арабских, персидских и турецких источников . Книги по требованию. п. 12. ISBN 978-386199486-2 .
- ^ Неттон, Ян Ричард (1994). Аллах Трансцендентный: Исследования структуры и семиотики исламской философии, теологии и космологии . Психология Пресс. п. 205. ИСБН 9780700702879 .
- ^ «Иезекииль 1:6-7» . Сефария .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Вуд, Алиса (2008). О крыльях и колесах: синтетическое исследование библейских херувимов . Дополнения к журналу для исследователей Ветхого Завета. Том 385. ISBN . 978-3-11-020528-2 .
- ^ «Что такое херувим? Херувим в Библии» . Христианство.com . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Мейер, М .; Барнстон, В. (30 июня 2009 г.). «Второй трактат Великого Сифа». Гностическая Библия . Шамбала . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Де Во, Роланд (тр. Джон МакХью), Древний Израиль: его жизнь и институты (Нью-Йорк, МакГроу-Хилл, 1961).
- ^ 1 Царств 4:4, 2 Царств 6:2, 2 Царств 22:11.
- ^ 1 Паралипоменон 13:6.
- ^ 2 Царств 22:11.
- ^ Псалмы 18:10.
- ^ Перейти обратно: а б Эйхлер, Ранан (2015). «Херувим: история интерпретации». Библия 96 (1): 26–38. JSTOR 43922717 .
- ^ Перейти обратно: а б с Райт, Г. Эрнест (1957). Библейская археология . Филадельфия, Пенсильвания: Вестминстер Пресс.
- ^ Пропп, Уильям Х. (2006). Якорная Библия . Том. 2А, Исход 19–40. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Даблдей. Исход 15:18, с. 386, Примечания . ISBN 0-385-24693-5 . какие ссылки Веллхаузен, Юлиус (1885). к Пролегомены истории Израиля (на немецком языке). Эдинбург, Шотландия: Черный. п. 304.
- ^ Бикс, Роберт С.П. (2010). « γρυπος ». Этимологический словарь греческого языка . Том. 1. Лейден, Делавэр / Бостон, Массачусетс: Brill. п. 289. ИСБН 978-90-04-17420-7 .
С археологической точки зрения происхождение из Малой Азии (и Ближнего Востока: Элам ) весьма вероятно.
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Бытие 3:24 - Версия короля Иакова» . Библейский шлюз . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «3 Царств 6:23–6:35 KJV – И внутри оракула сделал двоих» . Библейский шлюз . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Эйхлер, Раанан (1 января 2014 г.). «Значение יֹשֵׁב הַכְּרֻבִים». Журнал науки Ветхого Завета . 126 (3): 358–371. дои : 10.1515/zaw-2014-0022 . S2CID 170794397 .
- ^ Вуд, Элис. О крыльях и колесах: синтетическое исследование библейских херувимов . п. 94.
- ^ Вуд, Элис. О крыльях и колесах: синтетическое исследование библейских херувимов . п. 137.
- ^ Вавилонский Талмуд ( Сукка 5б).
- ^ «Йома 54а:17» . sefaria.org . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Маймонид , Путеводитель для растерянных III:45.
- ^ Ген. iii. 24.
- ^ Бытие Раба XXI., конец.
- ^ Танна дебе Элияху Р., т.е. начало.
- ^ Левит для мертвых xxii.
- ^ Эккл. Рабба х. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Иосиф Флавий . Древности евреев . 8:73.
- ^ Мидр. Чай. XVIII. 15.
- ^ Песнь Раба i. 9.
- ^ Хаг. 12б.
- ^ Берахот 49б.
- ^ «Дионисий Ареопагит: Небесная Иерархия» . esoteric.msu.edu . Глава VII . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Оксфордские словари: херувим» . Издательство Оксфордского университета . 2013. Архивировано . 13 декабря 2013 года
- ^ Кек, Д. (1998). Ангелы и ангелология в средние века. Украина: Издательство Оксфордского университета. п. 25.
- ^ Пирс, Гленн (2001). Тонкие тела: представление ангелов в Византии . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22405-6 .
- ^ Муджан Момен. Исследования в честь покойного Хасана М. Балюзи, Калимат Пресс 1988, ISBN 978-0-933-77072-0 . п. 83.
- ^ Галлорини, Луиза. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ АНГЕЛОВ В КОРАНЕ И СУФИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Дисс. 2021. с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шёк, Корнелия (1996). «Носители Божественного Трона в интерпретации Корана и исламской традиции». Мир Востока . 27 : 104–132. JSTOR 25683589 .
- ^ Венсинк, AJ (2013). Мусульманское вероучение: его генезис и историческое развитие. Vereinigtes Königreich: Тейлор и Фрэнсис. п. 200.
- ^ Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк, Комарофф, Л.; Карбони, С. (2002). Наследие Чингисхана: куртуазное искусство и культура в Западной Азии, 1256–1353. Соединенное Королевство: Метрополитен-музей .
- ^ Сердар, Мурат. «Существование и части ангелов в христианстве и исламе». Билимнаме 2009.2 (2009).
- ^ Колби, Фредерик С. (2008). Рассказ о ночном путешествии Мухаммеда: прослеживание развития дискурса о вознесении Ибн Аббаса . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 33. ISBN 978-0-7914-7518-8 .
- ^ Гериберт Буссе. Исламские повествования о пророках и людях Божьих: Кишас аль-анбия или Араис аль-Маалис . Отто Харрасовиц Верлаг, 2006 г. ISBN 9783447052665 с. 34 (на немецком языке).
- ^ «Херувим | Определение и факты | Британика» . Британская энциклопедия . 13 октября 2023 г.
- ^ Джейн Даммен Маколифф. Энциклопедия Корана, Том 1. Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия, с. 32.
- ^ Кади, Абд ар-Рахим ибн Ахмад (1977). Исламская книга мертвых: сборник хадисов об огне и саду . Норидж, Норфолк: Diwan Press. ISBN 0-9504446-2-6 . OCLC 13426566 .
- ^ «Ahlulbait.one – Ahlulbait.one» (на немецком языке) . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Кольберг, Э. (2020). Во славу немногих. Исследования шиитской мысли и истории. Нидерланде: Брилл. п. 390.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гильбоа, Р. (1996). «Херувимы: расследование загадки». Библиографические новости . 82 : 59–75. В статье рассматривается пока неизвестная природа храмовых херувимов посредством лингвистических исследований, вероятностей фауны и художественных представлений древнего библейского периода.
- Янив, Брача (1999). Херувимы на балдахинах Ковчега Торы . Ассаф: Исследования по истории искусств 4. Университет Бар-Илан , факультет еврейского искусства.
Внешние ссылки
[ редактировать ]