Ангелы в искусстве
![]() | Было предложено Историю ангелов в искусстве» объединить в эту статью « . ( Обсудить ) Предлагается с апреля 2024 г. |



Ангелы появлялись в произведениях искусства со времен раннего христианства и были популярным предметом византийских и европейских картин и скульптур.
Ангелы, обычно имеющие крылья в искусстве, как в христианском, так и в исламском искусстве, обычно задуманы как красивые, хотя некоторые изображения имеют более внушающие трепет или пугающие атрибуты, особенно в изображении живых существ (которые имеют звериные характеристики). офаним (колеса) и херувимы (имеющие мозаичные черты); [1] С точки зрения богословия, это духовные существа, которые не едят и не испражняются и не имеют пола. Многие исторические изображения ангелов могут показаться современному взгляду мужскими или женскими в зависимости от их одежды или действий, но до 19 века даже у самых женских изображений груди обычно не было груди, и фигуры обычно следует рассматривать как бесполые. . [2] [3] В искусстве XIX века, особенно в погребальном искусстве , от этой традиционной условности иногда отказываются. Отсутствие пола должно было позволить этим крылатым существам быть близкими к обоим полам.
Христианское искусство
[ редактировать ]
В ранней церкви
[ редактировать ]Конкретные идеи относительно того, как изображать ангелов, начали развиваться еще в ранней Церкви. Поскольку ангелы определяются как чистые духи, [4] [5] Отсутствие определенной формы предоставило художникам широкую свободу творчества. [6] В Даниила 8:15 Гавриил описывается как «подобный человеческому», а в Даниила 9:21 он упоминается как «человек Гавриил». Такие антропоморфные описания ангела согласуются с предыдущими описаниями ангелов, например, в Бытие 19:5. [7] Их обычно изображали в виде юношей. [8]
Самое раннее известное христианское изображение ангела в Cubicolo dell'Annunziazione в катакомбах Присциллы , датируемое серединой третьего века, представляет собой изображение Благовещения, на котором Гавриил изображен без крыльев. Изображения ангелов на саркофагах и таких предметах, как лампы и реликварии того периода, также показывают их без крыльев. [9] как, например, ангел в сцене Жертвоприношения Исаака в саркофаге Юния Басса .
На фреске третьего века, изображающей еврейских детей в печи на кладбище святой Присциллы, голубь занимает место ангела, а изображение того же предмета в четвертом веке в coemeterium maius заменяет Руку . Бога для небесного посланника. [10]
Самое раннее известное изображение ангелов с крыльями находится на так называемом саркофаге принца, обнаруженном в Сарыгюзеле, недалеко от Стамбула , в 1930-х годах и отнесенном ко времени Феодосия I (379-395). [11] Летающие крылатые ангелы, очень часто парами, окружающие центральную фигуру или предмет, в визуальном плане являются производными от пар крылатых Побед в классическом искусстве. [8]
В этот же период святитель Иоанн Златоуст объяснил значение ангельских крыльев: «Они проявляют возвышенность природы. Поэтому Гавриил изображен с крыльями. Не для того, чтобы у ангелов были крылья, но для того, чтобы вы знали, что они покидают высоту и небо. самое возвышенное жилище, приближающееся к человеческой природе. Соответственно, крылья, приписываемые этим силам, не имеют другого значения, кроме как указывать на возвышенность их природы». [12]
С тех пор христианское искусство обычно изображало ангелов с крыльями, как в цикле мозаик базилики Санта-Мария-Маджоре (432–440). [13] Многокрылые ангелы, часто с открытыми только лицом и крыльями, взятые из высших степеней ангелов, особенно херувимов и серафимов , заимствованы из персидского искусства. [ нужна ссылка ] и обычно показаны только в небесном контексте, а не при выполнении задач на Земле. Они часто появляются в куполов или полукуполов подвесках церквей .
Византийское искусство
[ редактировать ]
Ангелы появляются в византийском искусстве в мозаиках и иконах. Художники черпали вдохновение в крылатых греческих фигурах, таких как «Победа». Они также черпали вдохновение из имперской иконографии. Придворные евнухи могли занять руководящие должности в Империи. Они выполняли церемониальные функции и служили доверенными посланниками. Амелия Р. Браун отмечает, что законодательство Юстиниана указывает на то, что многие из них были выходцами с Кавказа, имели светлые глаза, волосы и кожу, а также «красивые черты лица и прекрасные тела», желаемые работорговцами. [14] У тех, кто «кастрирован в детстве, развилась характерная структура скелета, отсутствовала полная мужская мускулатура, волосы на теле и бороды…». Будучи официальными лицами, они носили белую тунику, украшенную золотом. Браун предполагает, что «византийские художники, сознательно или нет, опирались на эту иконографию придворного евнуха». [14]
Даниил 10:5–6 описывает ангела, облеченного в льняную ткань и опоясанного золотом. [5] Ангелов, особенно архангела Михаила, которые изображались как посланники Бога в военном стиле, стали изображать в позднеантичной военной форме. Это могла быть либо обычная военная форма с туникой примерно до колен, доспехами нагрудника и птеругами , но также часто и особая одежда телохранителя византийского императора с длинной туникой и лоросом , длинным золотым и украшенным драгоценными камнями паллием. ограничивается императорской семьей и их ближайшей гвардией, а в иконах архангелами. Основная военная форма, которую до сих пор носят на изображениях в период барокко и далее на Западе, и до наших дней на восточно-православных иконах . Другие ангелы стали традиционно изображаться в длинных одеждах.
Средневековое искусство
[ редактировать ]Средневековые изображения ангелов заимствованы из византийских. Во французских часах Анны Бретонской Габриэль носит далматик. [15] В позднем Средневековье часто носят облачения дьякона , ризу поверх далматика , особенно Гавриил в сценах Благовещения — например, «Благовещение» Яна ван Эйка . Это указывало на то, что при всех своих полномочиях они не могли совершать Евхаристию и в этом отношении превосходили всех священников, что укрепляло престиж духовенства. В раннехристианском искусстве почти всегда использовались белые одежды, иногда перевязанные «золотым поясом» Откровения. В средние века старшие ангелы часто были одеты во все яркие цвета. [16] а младшие чины носили белое. Художники раннего Возрождения, такие как Ян ван Эйк и Фра Анджелико, рисовали ангелов с разноцветными крыльями. Изображения ангелов объединили средневековые представления о красоте с женскими идеалами изящества и красоты, как в « Крещении Христа» да Паникале 1435 года . [4]
Искусство эпохи Возрождения
[ редактировать ]
Классический эрот или путто вновь появился в искусстве во время итальянского Возрождения как в религиозном, так и в мифологическом искусстве, и часто известен на английском языке как херувим , единственное число херувимов, на самом деле один из высших рангов в христианской ангельской иерархии . Обычно они появляются группами, и в религиозном искусстве им обычно даются крылья, а иногда изображаются просто в виде крылатой головы. Обычно они просто присутствуют, за исключением того, что они могут забавлять Христа или Иоанна Крестителя в младенчестве в сценах Святого Семейства .
Классическим примером искусства эпохи Возрождения, показывающим Эрот, является изображение Эроса и Купидона . [17] В греческой мифологии Эрос и его римский коллега Купидон крылаты и имеют стрелы, которые они используют, чтобы манипулировать людьми, чтобы они влюбились. [18]
Викторианское искусство
[ редактировать ]В конце XIX века модель художника Джейн Берден Моррис стала олицетворением идеала красоты художников -прерафаэлитов . Используя ее длинные темные волосы и несколько андрогинные черты лица, они создали прототип викторианского ангела, который появлялся на картинах и витражах. Роджер Хоман отмечает, что Эдвард Бёрн-Джонс и другие часто и по-разному использовали ее образ, создавая новый тип ангела. [19]
Исламское искусство
[ редактировать ]
Ангелы в исламском искусстве часто появляются в иллюстрированных рукописях, посвященных жизни Мухаммеда. Другие распространенные изображения ангелов в исламском искусстве включают ангелов с Адамом и Евой в Эдемском саду, ангелов, отличающих спасенных от проклятых в Судный день, а также ангелов в качестве повторяющегося мотива в бордюрах или текстиле. [20] Исламские изображения ангелов напоминают крылатых христианских ангелов, хотя исламские ангелы обычно изображаются с разноцветными крыльями. [20] Ангелы, такие как архангел Гавриил, обычно изображаются мужского пола, что согласуется с отказом Бога от женских изображений ангелов в нескольких стихах Корана . [21] Тем не менее, более поздние изображения ангелов в исламском искусстве более женственны и андрогинны. [20]
Ангелы в рукописях
[ редактировать ]XIII века Аджаиб аль-махлюкат ва гхараиб аль-мауджудат» («Чудеса творения») В книге Закарии аль-Казвини « описывается исламская ангелология и часто иллюстрируется множеством изображений ангелов. Ангелов обычно изображают яркими, яркими красками, придающими им необыкновенную живость и потустороннюю прозрачность. [22] В то время как некоторых ангелов называют «Хранителями Царства Божьего», другие ассоциируются с адом. Недатированная рукопись « Чудеса творения » из Баварской государственной библиотеки в Мюнхене включает изображения ангелов как в одиночку, так и рядом с людьми и животными. [22] Ангелы также изображены в тимуридских и османских рукописях, таких как «Книга Тимуридов о вознесении пророка Мухаммеда» ( Мирджнама ) и «Сийер-и Неби» . [23]
Ангелы в раю и аду
[ редактировать ]

Коран неоднократно упоминает ангелов. Эти ангелы играют как активную, так и пассивную роль в коранических историях. В истории о сотворении Адама Бог объявляет ангелам, что намерен создать человека. Ангелы выступают свидетелями этого объявления и последующего сотворения Адама. Хотя существует множество версий этой истории, исламские источники сообщают, что Бог использовал сотворение Адама как наказание или испытание для ангелов. Поэтому роль ангелов часто описывается как противостоящая человеку. [24]
Еще одно ангелоподобное существо, упомянутое в Коране (4:97, 32:11), — это забания . Забания - это черный ангел ада , который сводит души грешников в ад, чтобы наказать их, и его можно увидеть на иллюстрациях к книге Тимуридов о вознесении пророка Мухаммеда (ок. 1436 г. н.э.). Существует девятнадцать забаний, возглавляемых Маликом , ангелом, считающимся повелителем огня или привратником ада . [25] Категоризация Малика и Забании как ангелов обсуждается, поскольку некоторые считают, что их лучше описать как духов или демонов. На самом деле изображение Забании имеет многие черты, характерные для демонов в исламском искусстве. [26] Как видно из «Книги Тимуридов о вознесении пророка Мухаммеда», Мухаммеда приветствует Малик , а затем он становится свидетелем пыток грешников, проводимых забанией . [23]
Точно так же падший ангел Иблис показан в момент его отказа пасть ниц перед вновь созданным Адамом, что привело к его изгнанию на дно ада. Он изображен как чернокожее чудовищное существо с рогами и пылающими глазами, в отличие от изображения благородных ангелов. В знак его прежнего ангельского статуса остались только крылья, правда, с обожженными краями. [27]
Ангелы, связанные с Мухаммедом
[ редактировать ]
Хотя изображения Мухаммеда часто запрещены, те немногие из существующих изображений часто включают изображения ангелов. В частности, Архангел Гавриил часто изображается рядом с Мухаммедом. [28] Например, в «Книге Тимуридов о вознесении пророка Мухаммеда » архангел Гавриил является Мухаммеду в Мекке, чтобы объявить о своем вознесении. [23] Преклоняющий колени перед Мухаммедом, Гавриил изображен с разноцветными крыльями и короной. Позже в «Книге Тимуридов» Мухаммед показан с Габриэлем, встречающим группу ангелов на небесах. В «Джами ат-таварих» , персидской истории XIV века, Мухаммед изображен рядом с аль-Бураком, хвост которого превращается в ангела, в то время как к нему приближаются два других ангела. [23] Османская рукопись XVI века «Сийер-и Неби» , турецкого эпоса о жизни Мухаммеда, также включает множество изображений Мухаммеда рядом с ангелами. [28]
Еврейское искусство
[ редактировать ]Основной раввинистический иудаизм не рекомендует уделять внимание ангелам из-за опасений по поводу идолопоклонства и желания ограничить любые склонности к многобожию. Таким образом, многие евреи не создают и не демонстрируют искусство ангелов. [29] Однако такое искусство действительно существует, и оно постоянно создавалось на протяжении всей раввинистической истории, например, в синагоге Дура-Европос , где появляются бескрылые гуманоидные ангелы, одетые как персы, а также крылатые гуманоиды. [30] В целом, если искусство ангелов популярно в определенное время и в каком-то месте, то найдется и еврейское искусство, изображающее ангелов. [29] Современное сопротивление и невежество в отношении ангелов в иудаизме и особенно в еврейском искусстве могут частично проистекать из нынешней сильной ассоциации между ангелами и христианством. [31]

Саной, Сансони и Саманглиф (также пишется Сеной, Сансеной и Семангелоф) — три ангела, защищающие новорожденных. Их изображения как маленьких, нечеловеческих существ встречаются на амулетах, и в последние годы их популярность немного возросла. [29] Они связаны с Алфавитом Бен Сиры , где они пытаются вернуть Лилит после того, как она сбежала от Адама. Когда они не могут, они берут с нее обещание не причинять вреда новорожденным, если они их защищают. Их имена использовались в амулетах для детей еще до этой истории и, вероятно, были призваны объяснить существующий обычай. [32]
Херувимы в их классическом еврейском описании — это, как правило, существа с чертами человека, льва, птицы и крупного рогатого скота в той или иной комбинации. Разнообразие образов здесь было распространено на Древнем Ближнем Востоке, [30] и опирается на ламассу . Название «херувим» может произойти от этой связи. Он также опирается на образы сфинкса . [33] Описания херувимов в целом различаются. [34] Точно так же образы, используемые для серафимов, происходят от урея , который появился на древних резных изображениях в Иудее. Это особенно встречалось на печатях , где оно использовалось как защитный символ. [35] [36]
Хотя крылатые гуманоидные ангелы прочно ассоциируются с христианством, некоторые ученые утверждают, что вместо того, чтобы иудаизм время от времени перенимал эти образы из христианства, христианство переняло их из иудаизма. В тексте человекоподобные существа с крыльями и без каких-либо других необычных особенностей появляются уже при написании Захарии 5:5-11. Наиболее распространены крылья с перьями, но иногда в еврейском искусстве крылатые гуманоидные ангелы изображались с крыльями бабочки. [30] Крылатых ангелов иногда изображают также с нимбами . [37]
Ангелов иногда изображают в виде птиц без человеческих черт. [37]
Гуманоидные ангелы появляются в традициях эфиопского еврейского искусства, которые традиционно нераввинистические. [29]
Многие известные на Западе изображения ангелов в поп-культуре взяты из произведений еврейских писателей. [29]
Галерея ангелов в христианском искусстве
[ редактировать ]- Архангел Гавриил в диаконском облачении и разноцветных крыльях в Яна ван Эйка «Благовещении» , 1434–1436 гг.
- Мастер легенды о Святой Люсии , Мария, Царица Небесная , около 1480–1510 гг., В сопровождении ангелов, некоторые занимались музыкой, а другие делали инвестиции.
- Изенгеймский алтарь работы Матиаса Грюневальда , ок. 1512-1616, Концерт ангелов (фрагмент), на заднем плане падшие ангелы.
- Гвидо Рени » Картина «Михаэль (в церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе , Рим, 1636 г.) попирает сатану. Мозаика той же картины украшает алтарь Святого Михаила в базилике Святого Петра .
- Борьба Иакова с ангелом Гюстава Доре из «Большой Библии в Туре» (1866)
- Магнификат Мадонна , ок. 1483 г., с бескрылыми ангелами.
- Бог в окружении Серафимов ( «Маленькие часы Жана де Франса», герцога Беррийского )
- Победа Святого Михаила над дьяволом , скульптура сэра Джейкоба Эпштейна
- Благовещение Леонардо да Винчи , ок. 1472–1475 гг.
- Роза Селеста : Гюстав Доре
- Ангел, играющий на волынке, Ян Матейко
- Церковь Святого Димитрия, покровителя Салоник
- Ангел в белом, автор Anonymous, ок. 1230, Монастырь Милешева , Республика Сербия
- Архангел Гавриил. Часть мозаичной фрески из монастыря Гелати, Грузия ок. 12 век
- Архангела Гавриила, Икона автор Аноним, ок. 13 век, монастырь Святой Екатерины , Синай, Египет.
- Анхель Аркабусеро , Перу, 17 век (?)
- Ангел с телом из облаков из старообрядческой рукописи ок. 1700
- Михаил и Дракон. Библия в картинках Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда , 1860 г.
- Иисус Навин и Ангел (из Иисуса Навина 5:13–15 ), гравюра на дереве фон Карольсфельда , 1860 г.
- Четыре архангела в англиканской традиции, мозаика 1888 года работы Джеймса Пауэлла и сыновей , церковь Святого Иоанна, Уорминстер .
- Семь архангелов , данных Псевдо-Дионисием, изображены на витраже церкви Святого Михаила в Брайтоне .
Галерея ангелов в исламском искусстве
[ редактировать ]- Страница из книги « Чудеса творения и странности бытия » — Египет/Сирия, ок. 1375–1425 гг. н.э.
- Персидское изображение Мираджа с 1539 по 1543 год, изображающее Мухаммеда в окружении ангелов.
- Коленопреклоненный ангел, Бухарская школа (около 1555–1560 гг.)
- Высокий ангел Метатрон, работа художника XIV века Насир ад-Дина Раммала.
- Ангелы, свидетельствующие о сотворении Адама, персидская миниатюра (ок. 1560 г.).
- Изображение ангела с животными из «Чудес творения» , ок. 1650–1700. (хранится в Баварской государственной библиотеке )
- Фрагмент ковра с изображением ангелов, династия Сефевидов, начало 16 века.
- Фрагмент скульптуры городских стен Коньи, ок. 1220–1221.
- Мухаммед наступает на Мекку с ангелами Гавриилом , Михаилом , Исрафилом и Азраилом . ( Сийер-и Неби , 16 век)
- Мухаммед в битве при Бадре. ( Сийер-и Неби , 16 век)
Галерея ангелов в еврейском искусстве
[ редактировать ]- Ангелы с крыльями бабочки, восстанавливающие жизнь на фреске из синагоги Дура-Европос.
- Резьба Меноры II или III века , которую сопровождают ангелы, в том числе ангелы, которые могут представлять времена года.
- Зодиакальная мозаика VI века из синагоги Бет Альфа . По углам изображены крылатые ангелочки-женщины, возможно, символизирующие времена года.
- Ангелы в Золотой Агаде , рукописи XIV века.
- Ангелы в Золотой Агаде.
- Херувимы (слева) во французской еврейской рукописи XIII века.
- Адам и ангелы в Сестре Агаде, 1325–1374 гг.
- Абстрактное изображение ангела (вверху справа) в Сараевской Агаде, 15 век.
- Фронтиспис Торы состоит из миниатюр, на некоторых из которых изображены ангелы.
- Ангелы в Агаде 1740 года.
- Ангелы на Кетубе , 1746 год.
- Ангелы на Кетубе, 1754 год.
- Ангелы на Кетубе 1781 года.
- Возможный ангел с крыльями бабочки на Кетубе 1836 года.
- Ангелы на еврейском надгробии.
- Итальянское еврейское надгробие, возможно, с изображением серафима.
- Искусство начала 20 века от Ефрема Моисея Лилиен Божий в сопровождении ангелов.
- Иаков борется с ангелом.
См. также
[ редактировать ]- Архангел Михаил в христианском искусстве
- Михаил (архангел)
- Габриэль
- Ангелы в Исламе
- Ангелус
- Цветок лилии
- Список фильмов об ангелах
- Список имен, относящихся к Эль
- Серафим
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вуд, Алиса. О крыльях и колесах: синтетическое исследование библейских херувимов. стр. 2–4. ISBN 978-3-11-020528-2 .
- ^ Дейли, Майкл Дж., изд. (2001). Католические вопросы, мудрые ответы . Францисканские СМИ. п. 10. ISBN 0867163984 .
Поскольку ангелы — чисто духовные существа без тел, между ними нет половой разницы. Не существует ангелов мужского или женского пола; они не различаются по полу.
- ^ «Могут ли ангелы быть мужчинами или женщинами?» . Католические ответы .
- ^ Jump up to: а б Горгиевски, Сандра. Лицом к лицу с ангелами: образы в средневековом искусстве и кино , МакФарланд (2010) ISBN 9780786457564
- ^ Jump up to: а б Лонгхерст ЗППП, Кристофер Эван. «Наука ангелологии в современном мире: возрождение ангелов в современной культуре», The Catholic Response , том IX, № 2, сентябрь/октябрь 2012 г. (стр. 32–36) ISSN 1553-0221
- ^ « Ангелы существуют, но у них нет крыльев, говорит Черч», Skye News , 20 декабря 2013 г.» .
- ^ Эверсон, Дэвид. «Габриэль протруби в свой рог! - Краткая история Габриэля в еврейской литературе», Университет Ксавьера, декабрь 2009 г. Архивировано 28 апреля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Маршалл, Питер и Уолшем, Александра (редакторы). Ангелы в мире раннего Нового времени , с. 5, Издательство Кембриджского университета (2006), ISBN 9780521843324
- ^ Пословица (2007), стр. 81-89; ср. обзор в La Civiltà Cattolica , 3795–3796 (2–16 августа 2008 г.), стр. 327–328.
- ^ «Хассетт, Морис. «Раннехристианские изображения ангелов». Католическая энциклопедия. Том 1. Нью-Йорк: Robert Appleton Company, 1907. 25 декабря 2013 г.» .
- ^ Пословица (2007), с. 66
- ^ Пословица (2007), с. 34
- ^ Пословица (2007), стр. 90–95; ср. обзор в La Civiltà Cattolica , 3795–3796 (2–16 августа 2008 г.), стр. 327–328.
- ^ Jump up to: а б «Браун, Амелия Р., «Живопись бестелесного: ангелы и евнухи в византийском искусстве и культуре», Университет Квинсленда (2007)» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2017 года . Проверено 2 ноября 2017 г.
- ^ Андре, Дж. Льюис. «Иконы и эмблемы святых ангелов», Колокольня: Ежеквартальные статьи по искусству, истории и археологии , № III, Бернс и Оутс, Лондон, октябрь 1876 г. ,
- ^ «Виникомб, Джон. Вымышленные и символические существа в искусстве , стр.30, Чепмен и Холл, Лондон (1909)» .
- ^ темы, мудрая сова (18 сентября 2019 г.). «Иконография Эроса в классические времена: Amor Vincit Omnia» . Древнее искусство Сент-Джеймса . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ «Эрос: больше, чем просто Купидон - Мой класс: Боги и герои классической мифологии - HSA020C132H 2017-18» . eportfolios.roehampton.ac.uk . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ «Хоман, Роджер. «Джейн Берден: Как модель прерафаэлитов изменила наш образ ангелов», Отдел социальных дел , 14 октября 2005 г.» .
- ^ Jump up to: а б с Блэр, Шейла (1991). Образы рая в исламском искусстве . Дартмутский колледж: Художественный музей Худа. п. 36.
- ^ Али, Муалана Мухаммад. Священный Коран . стр. 149–150.
- ^ Jump up to: а б «Чудеса творения» . www.wdl.org . 1750 . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Грубер, Кристиана Дж. (2008). Тимуридская «Книга Вознесения» (Микраджнама): исследование текста и изображения в паназиатском контексте . Патримония. п. 254
- ^ Чипман, Ли Н.Б. (2002). «Адам и ангелы: исследование мифических элементов в исламских источниках». Арабика . 49 (4): 429–455. doi : 10.1163/15700580260375407 – через JSTOR.
- ^ Ланге, Кристиан (2016). «Возвращение к ангелам ада в Коране». Поиск ада в исламских традициях : 74–100. дои : 10.1163/9789004301368_005 . ISBN 978-90-04-30121-4 – через JSTOR.
- ^ Шейла Блер, Джонатан М. Блум. Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг., Издательство Йельского университета, 1995 г. ISBN 978-0-300-06465-0 стр. 62
- ^ Миттман, Аса Саймон; Дендл, Питер (2017). «6». Научный компаньон Эшгейта по книге «Монстры и чудовища» . Рутледж.
- ^ Jump up to: а б Блэр, Шейла С. (1991). Образы рая в исламском искусстве . Художественный музей Худа, Дартмутский колледж. ISBN 0944722083 . OCLC 611668403 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ангелы в иудаике .
- ^ Jump up to: а б с Ландсбергер, Франц (1947). «Происхождение крылатого ангела в еврейском искусстве» . Ежегодник Еврейского союзного колледжа . 20 : 227–254. ISSN 0360-9049 .
- ^ «Ангелы в древности: долгие отношения иудаизма с небесными помощниками» . Времена Израиля .
- ^ מלול, חן (12 февраля 2020 г.). «Кто вы, Сеной, Сансеной и Семангелов?» . Библиотекари . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ «Херувимы в искусстве | Сефария» . www.sefaria.org . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ «Что за существа такие херувимы? - TheTorah.com» . www.thetorah.com . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ «Серафимы глазами Исайи » Транспозиции» . Транспозиции . 18 декабря 2017 года . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ «Серафимы — TheTorah.com» . www.thetorah.com . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Буда, Жофия (1 октября 2011 г.), «НЕБЕСНЫЕ ПОСЛАННИКИ: АНГЕЛЫ В ЕВРЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ» , НЕБЕСНЫЕ ПОСЛАННИКИ: АНГЕЛЫ В ЕВРЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ , Central European University Press, стр. 117–134, doi : 10.1515/9786155053238-009/html?lang= ru , ISBN 978-615-5053-23-8 , получено 25 июня 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- Пословица, Сесилия (2007). Фигура ангела в раннехристианской цивилизации . Ассизи, Италия: Эдитрис Тау. ISBN 978-88-87472-69-1 .