Изенгеймский алтарь

Изенгеймский алтарь — это алтарь , созданный и расписанный соответственно немцами Николаусом Хагенау и Матиасом Грюневальдом в 1512–1516 годах. [1] Он выставлен в музее Унтерлинден в Кольмаре , Эльзас , Франция . Это крупнейшая работа Грюневальда и считается его шедевром.
Она была написана для монастыря Святого Антония в Иссенхайме недалеко от Кольмара, который специализировался на больничной работе. Монахи Антонины монастыря были известны своей заботой о больных чумой, а также лечением кожных заболеваний, таких как эрготизм . Изображение распятого Христа испещрено язвами, напоминающими чумные, показывая пациентам, что Иисус понимал и разделял их страдания. Правдивость изображений заболеваний в работах была необычной в истории европейского искусства. [2]
Состав
[ редактировать ]


(крылья на этой картине на самом деле являются задней частью крыльев на второй, так что их можно увидеть, когда алтарь закрыт, со святыми Антонием и Павлом справа и демонами слева)
Алтарь имеет два набора крыльев, имеющих три конфигурации:
Крылья закрыты:
За исключением некоторых святых дней, створки алтаря оставались закрытыми, показывая Распятие, обрамленное слева мученической смертью святого Себастьяна, пронзенного стрелами, а справа святым Антонием Великим , который остается спокойным, даже когда над ним насмехаются. от пугающего монстра. Два святых защищают и исцеляют больных: святой Антоний как покровитель жертв пожара святого Антония, и святой Себастьян, к помощи которого обращались для отражения чумы.
«Распятие» Грюневальда является одним из самых острых изображений этой сцены в западном искусстве благодаря мастерскому изображению художником ужасающей агонии, когда истощенное тело Христа корчится от боли от гвоздей, вбитых в его руки и ноги. Это тело, покрытое язвами и изрешеченное шипами, должно быть, наводило ужас на больных, но оно также не оставляло сомнений в страданиях Христа, утешая их тем самым в общении со Спасителем, чью боль они разделяли. «Грюневальд изображает тело Иисуса, изуродованное распятием, но при этом явно напоминает христианское послание об ужасных страданиях Иисуса; первоначально предназначавшаяся для больницы, алтарная картина, возможно, была предназначена для обеспечения комфорта и утешения больным». [3] Мария, мать Иисуса , изображена справа от Христа, падающая от боли на руках Иоанна, любимого ученика Христа , и окутанная большим куском белой ткани. Также справа от Христа находится Мария Магдалина , стоящая на коленях со сложенными в молитве руками.
Слева от Христа Иоанна Крестителя сопровождает ягненок, символизирующий жертву Иисуса. Присутствие Иоанна Крестителя является анахронизмом. Обезглавленный по приказу Ирода в 29 году нашей эры, он никак не мог быть свидетелем смерти Христа. Эта последняя фигура возвещает Новый Завет, восклицая на латыни : illum oportet crescere me autem minui ( Вульгата , Иоанна 3:30 ): «Ему должно возрастать, а мне умаляться». [4] Включение Иоанна Крестителя в эту сцену символично, поскольку он считается последним из пророков, возвестившим о пришествии Мессии.
Внешние крылья открыты:
Внешние крылья Изенгеймского алтаря были открыты для важных праздников литургического года, особенно в честь Девы Марии. Таким образом раскрываются четыре сцены: левая створка изображает Благовещение , во время которого архангел Гавриил приходит возвестить Марии, что она родит Иисуса, сына Божия. Дева Мария изображена в часовне, чтобы указать на священный характер события. В центральном корпусе «Концерт ангелов» и «Рождество» не являются самостоятельными сценами, а укладываются в единую концепцию: зритель становится свидетелем прихода на землю Христа в виде новорожденного младенца, которого поведут на борьбу с силами зла, олицетворяемыми некими ангелы, тревожащие своим внешним видом.

Ряд символов дают ключи к интерпретации: огороженный сад представляет утробу Марии и является знаком ее вечной девственности, розовый куст без шипов указывает на нее как на свободную от первородного греха, смоковница символизирует материнское молоко. Кровать, ведро и ночной горшок подчеркивают человеческую природу Христа. Наконец, правая створка изображает Воскресение , в котором Христос выходит из гроба и возносится на Небеса, залитые светом, преображая лик Распятого в лик Божий. Таким образом, Воскресение и Вознесение заключены в одном образе.
Внутренние крылья открыты:
– Скульптуры святого Августина и Ги Герса, святого Антония, двух жертвенников, святого Иеронима , Христа и двенадцати апостолов работы Никлауса Агно. С открытыми внутренними створками алтарь позволял паломникам и страждущим поклоняться святому Антонию, защитнику и целителю огня святого Антония. Святой Антоний занимает почетное место в центре корпуса, рядом с ним изображена свинья, эмблема ордена Антонитов. Слева и справа от него двое носителей подношений иллюстрируют этот вклад в натуральной форме, важный источник дохода для Антонитов. Эту центральную часть обрамляют святые Августин и святой Иероним, два из четырех великих отцов Латинской церкви. Гай Гайерс, заказчик Алтаря, изображен стоящим на коленях у ног Святого Августина.
– Посещение святителя Антония святому Павлу Пустыннику . Два отшельника встречаются среди потрясающего пейзажа, изображающего Фиванскую пустыню. Грюневальд создал фантастическую вселенную, окружив финиковую пальму странной смесью растительности, что резко контрастирует со спокойствием и умиротворением встречи, в которой принимают участие присутствующие животные, когда ворона приносит два куска хлеба двум отшельникам. . В этой сказочной сцене у ног двух главных фигур прорастают лекарственные растения, нарисованные в натуралистической манере.
– Святой Антоний, терзаемый бесами . На этом панно изображен святой Антоний, которого мучают чудовищные существа, посланные сатаной . Попираемый на землю, избитый палками, растерзанный когтями и искусанный, святой Антоний обращается за помощью к Богу, посылающему ангелов на борьбу с этими злыми демонами. В левом нижнем углу существо с перепончатыми ногами и раздутым животом, похоже, олицетворяет болезнь, вызванную отравлением спорыньей, приводящую к отекам и язвенным наростам.
Иконография
[ редактировать ]Иконография алтаря имеет несколько необычных элементов, возникших в результате внимательного изучения рассказов святой Бригитты Шведской о ее мистических видениях. Они уже давно оказали значительное влияние на искусство, особенно на изображения Рождества Христова , сцены, не включенной сюда.
Новейшая история
[ редактировать ]Расположение алтаря в Эльзасе означало, что в последнее время контроль над произведением поочередно передавался между Германией и Францией в зависимости от судьбы войны. [5] После франко-прусской войны 1870-71 годов и перехода контроля к Германии немецкие писатели разработали концепцию, согласно которой алтарный образ каким-то образом отражает сущностный характер немецкой нации. Впоследствии эта работа стала объектом необычайных сцен почитания в Мюнхене во время ее временного переезда туда во время Первой мировой войны, а также снова, когда Эльзас вернулся в руки французов в конце войны. [5]
Сразу после войны алтарный образ с его сильным оттенком сильных ощущений и эмоций стал естественным источником вдохновения для многих художников влиятельной школы экспрессионизма , таких как Джордж Гросс и Отто Дикс . [6] [7] Он также послужил основой для Пауля Хиндемита « модернистской оперы Матис дер Малер» . В конце 1930-х годов его официальное уважение в Германии, похоже, временно упало в результате того, что национал-социалисты заклеймили как экспрессионизм, так и работы Хиндемита как «дегенеративные». [8]
В связи с ремонтными работами в бывшем монастыре до апреля 2015 года Изенгеймский алтарь выставлялся на обозрение в местной доминиканской церкви, расположенной примерно в 200 метрах от музея Унтерлинден . Этот временный перевод предоставил исключительную и беспрецедентную возможность представить, наряду с монументальными шедеврами Грюневальда и Хагенау, все три живописные работы уроженца Кольмара Мартина Шонгауэра, хранившиеся в Кольмаре: Алтарь Орлие (1470–1475), Алтарь доминиканцев (ок. 1480 г.) и «Богоматерь розового куста» (1473 г.). Завершили презентацию алтарный образ с изображением святых Екатерины и святого Лаврентия (ок. 1510 г.) и скульптуры позднего средневековья. [9]
Недавняя реставрация
[ редактировать ]В середине 2022 года алтарь был повторно показан в музее Унтерлинден после того, как его очистила и отреставрировала команда реставраторов под руководством Энтони Понтабри. Скульптуры Агенау были восстановлены в мастерской реставрации полихромного дерева в Париже Центра исследований и реставрации музеев Франции командой реставраторов скульптур под руководством Жюльет Леви. В 2014 году Исследовательский центр Музеев Франции провел исследование, определив состояние алтаря и установив протокол его реставрации. [10]
Галерея
[ редактировать ]-
Изенгеймский алтарь : Воскресение.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Алтарь Изенгейма» . Музей Унтерлинден. Архивировано из оригинала 27 июля 2015 года . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Кабельо, Фелипе (2018). «Изенгеймский алтарь: религия, искусство и медицина» . Чилийский медицинский журнал . 146 (9): 1050–1058. дои : 10.4067/s0034-98872018000901050 . ISSN 0034-9887 . ПМИД 30725027 .
- ^ Хиллербранд, Ханс Дж.; Стефон, Мэтт (26 августа 2016 г.). «Христология. Иисус в изобразительном искусстве. Живопись и скульптура. Средние века – XIX век» . Британская энциклопедия . Проверено 25 февраля 2018 г.
- ^ Иоанна 3:30
- ^ Перейти обратно: а б Штиглиц, Энн (1989). «Воспроизведение агонии: к истории восприятия Изенгеймского алтаря Грюневальда после Первой мировой войны». Оксфордский художественный журнал . 12 (2). Издательство Оксфордского университета : 87–103. дои : 10.1093/oxartj/12.2.87 . JSTOR 1360358 .
- ^ Флавелл, М. Кей (1988). Джордж Гросс. Биография . Нью-Хейвен : Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-04145-3 . [ нужна страница ]
- ^ Маккуат, Филип. «Алтарь Изенгейма, часть 2: Национализм, нацизм и вырождение» .
- ^ Стефани Бэррон, «1937: Современное искусство и политика в довоенной Германии», в книге «Дегенеративное искусство: судьба авангарда в нацистской Германии» , Гарри Абрамс / Художественный музей округа Лос-Анджелес, Нью-Йорк, 1991. [ нужна страница ]
- ^ «Музей Унтерлинден | Алтарь Изенгейма» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 г. Проверено 26 сентября 2012 г. [ нужна полная цитата ]
- ↑ Реставрация Изенгеймского алтаря , журнал современного искусства Whitehot , июль 2022 г. Проверено 15 июля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брида, Грегори (июнь 2018 г.). «Сияющее дерево креста в Изенгейме». Художественный бюллетень 100.2: 6–36. DOI https://doi.org/10.1080/00043079.2018.1393323
- Снайдер, Джеймс (1985). Искусство Северного Возрождения. Живопись, скульптура и графика с 1350 по 1575 год . Нью-Йорк: Абрамс . ISBN 0-8109-1081-0 .
- Рак, Карл AP; Стейплс, Блез Дэниел; Генрих, Кларк (2001). Яблоки Аполлона, языческие и христианские тайны Евхаристии . Дарем, Северная Каролина: Каролина Академик Пресс. ISBN 0-89089-924-Х .
- Хаюм, Андре (декабрь 1977 г.). «Значение и функция Изенгеймского алтаря: новый взгляд на больничный контекст». Художественный вестник . 59 (4). Рутледж : 501–517. дои : 10.1080/00043079.1977.10787476 . JSTOR 3049705 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья в журнале Смитсоновский институт
- Две оценки Йориса Карла Гюисманса
- « Встреча с Грюневальдом », Рой А. Харрисвилл, журнал «Течения в теологии и миссии» , февраль 2004 г. – Полезное изложение истории получения картины.