Jump to content

Изенгеймский алтарь

Вид на Изенгеймский алтарь , Николаус Хагенауэр и Матиас Грюневальд , около 1512–1516 гг.

Изенгеймский алтарь — это алтарь , созданный и расписанный соответственно немцами Николаусом Хагенау и Матиасом Грюневальдом в 1512–1516 годах. [1] Он выставлен в музее Унтерлинден в Кольмаре , Эльзас , Франция . Это крупнейшая работа Грюневальда и считается его шедевром.

Она была написана для монастыря Святого Антония в Иссенхайме недалеко от Кольмара, который специализировался на больничной работе. Монахи Антонины монастыря были известны своей заботой о больных чумой, а также лечением кожных заболеваний, таких как эрготизм . Изображение распятого Христа испещрено язвами, напоминающими чумные, показывая пациентам, что Иисус понимал и разделял их страдания. Правдивость изображений заболеваний в работах была необычной в истории европейского искусства. [2]

Изенгеймский алтарь – первый вид
Второй вид
Третий вид
(крылья на этой картине на самом деле являются задней частью крыльев на второй, так что их можно увидеть, когда алтарь закрыт, со святыми Антонием и Павлом справа и демонами слева)

Алтарь имеет два набора крыльев, имеющих три конфигурации:

Крылья закрыты:

За исключением некоторых святых дней, створки алтаря оставались закрытыми, показывая Распятие, обрамленное слева мученической смертью святого Себастьяна, пронзенного стрелами, а справа святым Антонием Великим , который остается спокойным, даже когда над ним насмехаются. от пугающего монстра. Два святых защищают и исцеляют больных: святой Антоний как покровитель жертв пожара святого Антония, и святой Себастьян, к помощи которого обращались для отражения чумы.

«Распятие» Грюневальда является одним из самых острых изображений этой сцены в западном искусстве благодаря мастерскому изображению художником ужасающей агонии, когда истощенное тело Христа корчится от боли от гвоздей, вбитых в его руки и ноги. Это тело, покрытое язвами и изрешеченное шипами, должно быть, наводило ужас на больных, но оно также не оставляло сомнений в страданиях Христа, утешая их тем самым в общении со Спасителем, чью боль они разделяли. «Грюневальд изображает тело Иисуса, изуродованное распятием, но при этом явно напоминает христианское послание об ужасных страданиях Иисуса; первоначально предназначавшаяся для больницы, алтарная картина, возможно, была предназначена для обеспечения комфорта и утешения больным». [3] Мария, мать Иисуса , изображена справа от Христа, падающая от боли на руках Иоанна, любимого ученика Христа , и окутанная большим куском белой ткани. Также справа от Христа находится Мария Магдалина , стоящая на коленях со сложенными в молитве руками.

Слева от Христа Иоанна Крестителя сопровождает ягненок, символизирующий жертву Иисуса. Присутствие Иоанна Крестителя является анахронизмом. Обезглавленный по приказу Ирода в 29 году нашей эры, он никак не мог быть свидетелем смерти Христа. Эта последняя фигура возвещает Новый Завет, восклицая на латыни : illum oportet crescere me autem minui ( Вульгата , Иоанна 3:30 ): «Ему должно возрастать, а мне умаляться». [4] Включение Иоанна Крестителя в эту сцену символично, поскольку он считается последним из пророков, возвестившим о пришествии Мессии.

Внешние крылья открыты:

Внешние крылья Изенгеймского алтаря были открыты для важных праздников литургического года, особенно в честь Девы Марии. Таким образом раскрываются четыре сцены: левая створка изображает Благовещение , во время которого архангел Гавриил приходит возвестить Марии, что она родит Иисуса, сына Божия. Дева Мария изображена в часовне, чтобы указать на священный характер события. В центральном корпусе «Концерт ангелов» и «Рождество» не являются самостоятельными сценами, а укладываются в единую концепцию: зритель становится свидетелем прихода на землю Христа в виде новорожденного младенца, которого поведут на борьбу с силами зла, олицетворяемыми некими ангелы, тревожащие своим внешним видом.

Концерт ангелов

Ряд символов дают ключи к интерпретации: огороженный сад представляет утробу Марии и является знаком ее вечной девственности, розовый куст без шипов указывает на нее как на свободную от первородного греха, смоковница символизирует материнское молоко. Кровать, ведро и ночной горшок подчеркивают человеческую природу Христа. Наконец, правая створка изображает Воскресение , в котором Христос выходит из гроба и возносится на Небеса, залитые светом, преображая лик Распятого в лик Божий. Таким образом, Воскресение и Вознесение заключены в одном образе.

Внутренние крылья открыты:

– Скульптуры святого Августина и Ги Герса, святого Антония, двух жертвенников, святого Иеронима , Христа и двенадцати апостолов работы Никлауса Агно. С открытыми внутренними створками алтарь позволял паломникам и страждущим поклоняться святому Антонию, защитнику и целителю огня святого Антония. Святой Антоний занимает почетное место в центре корпуса, рядом с ним изображена свинья, эмблема ордена Антонитов. Слева и справа от него двое носителей подношений иллюстрируют этот вклад в натуральной форме, важный источник дохода для Антонитов. Эту центральную часть обрамляют святые Августин и святой Иероним, два из четырех великих отцов Латинской церкви. Гай Гайерс, заказчик Алтаря, изображен стоящим на коленях у ног Святого Августина.

Посещение святителя Антония святому Павлу Пустыннику . Два отшельника встречаются среди потрясающего пейзажа, изображающего Фиванскую пустыню. Грюневальд создал фантастическую вселенную, окружив финиковую пальму странной смесью растительности, что резко контрастирует со спокойствием и умиротворением встречи, в которой принимают участие присутствующие животные, когда ворона приносит два куска хлеба двум отшельникам. . В этой сказочной сцене у ног двух главных фигур прорастают лекарственные растения, нарисованные в натуралистической манере.

Святой Антоний, терзаемый бесами . На этом панно изображен святой Антоний, которого мучают чудовищные существа, посланные сатаной . Попираемый на землю, избитый палками, растерзанный когтями и искусанный, святой Антоний обращается за помощью к Богу, посылающему ангелов на борьбу с этими злыми демонами. В левом нижнем углу существо с перепончатыми ногами и раздутым животом, похоже, олицетворяет болезнь, вызванную отравлением спорыньей, приводящую к отекам и язвенным наростам.

Иконография

[ редактировать ]

Иконография алтаря имеет несколько необычных элементов, возникших в результате внимательного изучения рассказов святой Бригитты Шведской о ее мистических видениях. Они уже давно оказали значительное влияние на искусство, особенно на изображения Рождества Христова , сцены, не включенной сюда.

Новейшая история

[ редактировать ]

Расположение алтаря в Эльзасе означало, что в последнее время контроль над произведением поочередно передавался между Германией и Францией в зависимости от судьбы войны. [5] После франко-прусской войны 1870-71 годов и перехода контроля к Германии немецкие писатели разработали концепцию, согласно которой алтарный образ каким-то образом отражает сущностный характер немецкой нации. Впоследствии эта работа стала объектом необычайных сцен почитания в Мюнхене во время ее временного переезда туда во время Первой мировой войны, а также снова, когда Эльзас вернулся в руки французов в конце войны. [5]

Сразу после войны алтарный образ с его сильным оттенком сильных ощущений и эмоций стал естественным источником вдохновения для многих художников влиятельной школы экспрессионизма , таких как Джордж Гросс и Отто Дикс . [6] [7] Он также послужил основой для Пауля Хиндемита « модернистской оперы Матис дер Малер» . В конце 1930-х годов его официальное уважение в Германии, похоже, временно упало в результате того, что национал-социалисты заклеймили как экспрессионизм, так и работы Хиндемита как «дегенеративные». [8]

В связи с ремонтными работами в бывшем монастыре до апреля 2015 года Изенгеймский алтарь выставлялся на обозрение в местной доминиканской церкви, расположенной примерно в 200 метрах от музея Унтерлинден . Этот временный перевод предоставил исключительную и беспрецедентную возможность представить, наряду с монументальными шедеврами Грюневальда и Хагенау, все три живописные работы уроженца Кольмара Мартина Шонгауэра, хранившиеся в Кольмаре: Алтарь Орлие (1470–1475), Алтарь доминиканцев (ок. 1480 г.) и «Богоматерь розового куста» (1473 г.). Завершили презентацию алтарный образ с изображением святых Екатерины и святого Лаврентия (ок. 1510 г.) и скульптуры позднего средневековья. [9]

Недавняя реставрация

[ редактировать ]

В середине 2022 года алтарь был повторно показан в музее Унтерлинден после того, как его очистила и отреставрировала команда реставраторов под руководством Энтони Понтабри. Скульптуры Агенау были восстановлены в мастерской реставрации полихромного дерева в Париже Центра исследований и реставрации музеев Франции командой реставраторов скульптур под руководством Жюльет Леви. В 2014 году Исследовательский центр Музеев Франции провел исследование, определив состояние алтаря и установив протокол его реставрации. [10]

  1. ^ «Алтарь Изенгейма» . Музей Унтерлинден. Архивировано из оригинала 27 июля 2015 года . Проверено 4 ноября 2015 г.
  2. ^ Кабельо, Фелипе (2018). «Изенгеймский алтарь: религия, искусство и медицина» . Чилийский медицинский журнал . 146 (9): 1050–1058. дои : 10.4067/s0034-98872018000901050 . ISSN   0034-9887 . ПМИД   30725027 .
  3. ^ Хиллербранд, Ханс Дж.; Стефон, Мэтт (26 августа 2016 г.). «Христология. Иисус в изобразительном искусстве. Живопись и скульптура. Средние века – XIX век» . Британская энциклопедия . Проверено 25 февраля 2018 г.
  4. ^ Иоанна 3:30
  5. ^ Перейти обратно: а б Штиглиц, Энн (1989). «Воспроизведение агонии: к истории восприятия Изенгеймского алтаря Грюневальда после Первой мировой войны». Оксфордский художественный журнал . 12 (2). Издательство Оксфордского университета : 87–103. дои : 10.1093/oxartj/12.2.87 . JSTOR   1360358 .
  6. ^ Флавелл, М. Кей (1988). Джордж Гросс. Биография . Нью-Хейвен : Издательство Йельского университета . ISBN  978-0-300-04145-3 . [ нужна страница ]
  7. ^ Маккуат, Филип. «Алтарь Изенгейма, часть 2: Национализм, нацизм и вырождение» .
  8. ^ Стефани Бэррон, «1937: Современное искусство и политика в довоенной Германии», в книге «Дегенеративное искусство: судьба авангарда в нацистской Германии» , Гарри Абрамс / Художественный музей округа Лос-Анджелес, Нью-Йорк, 1991. [ нужна страница ]
  9. ^ «Музей Унтерлинден | Алтарь Изенгейма» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 г. Проверено 26 сентября 2012 г. [ нужна полная цитата ]
  10. Реставрация Изенгеймского алтаря , журнал современного искусства Whitehot , июль 2022 г. Проверено 15 июля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брида, Грегори (июнь 2018 г.). «Сияющее дерево креста в Изенгейме». Художественный бюллетень 100.2: 6–36. DOI https://doi.org/10.1080/00043079.2018.1393323
  • Снайдер, Джеймс (1985). Искусство Северного Возрождения. Живопись, скульптура и графика с 1350 по 1575 год . Нью-Йорк: Абрамс . ISBN  0-8109-1081-0 .
  • Рак, Карл AP; Стейплс, Блез Дэниел; Генрих, Кларк (2001). Яблоки Аполлона, языческие и христианские тайны Евхаристии . Дарем, Северная Каролина: Каролина Академик Пресс. ISBN  0-89089-924-Х .
  • Хаюм, Андре (декабрь 1977 г.). «Значение и функция Изенгеймского алтаря: новый взгляд на больничный контекст». Художественный вестник . 59 (4). Рутледж : 501–517. дои : 10.1080/00043079.1977.10787476 . JSTOR   3049705 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2a4f8c080a40bc8a5102cccc96ad497__1721209380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/97/c2a4f8c080a40bc8a5102cccc96ad497.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Isenheim Altarpiece - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)