Джейн Моррис
Джейн Моррис | |
---|---|
![]() Джейн Моррис, 1865 г. | |
Рожденный | Джейн Берден 19 октября 1839 г. Оксфорд , Англия |
Умер | 26 января 1914 г. Бат , Англия | ( 74 года
Род занятий | Вышивальщица, модель художника |
Известный | Вышивка и прерафаэлиты |
Супруг | |
Дети | Дженни Моррис Мэй Моррис |
Родственники | Элизабет Берден (сестра) |
Джейн Моррис (урожденная Берден ; 19 октября 1839 — 26 января 1914) — английская вышивальщица , участвующая в движении «Искусство и ремесла» , и натурщица художников, олицетворявшая прерафаэлитов идеал красоты . Она была моделью и музой для своего мужа Уильяма Морриса и Данте Габриэля Россетти . [1] Ее сестрой была вышивальщица и учительница Элизабет Берден . [2]
Жизнь
[ редактировать ]Джейн Бёрден родилась в Оксфорде , в семье конюха Роберта Бёрдена и его жены Энн Мейзи, которая была домашней прислугой или прачкой. На момент ее рождения ее родители жили в Пассаже Святой Елены, в приходе Святого Петра на Востоке , недалеко от Холивелл-стрит в Оксфорде, который с тех пор отмечен синей мемориальной доской . [3] Ее мать Энн была неграмотной и, вероятно, приехала в Оксфорд в качестве домашней прислуги . О детстве Джейн Берден мало что известно, но оно определенно было бедным. [4]
В октябре 1857 года Бёрден и ее сестра Элизабет , известная как Бесси, посетили представление Театральной труппы Друри-Лейн в Оксфорде. Джейн Берден была замечена Данте Габриэлем Россетти и Эдвардом Бёрн-Джонсом , которые были членами группы художников, писавших фрески Оксфордского союза , основанные на о короле Артуре сказках . Пораженные ее красотой, они попросили ее поработать для них моделью . Бёрден работал в основном у Россетти в качестве модели для королевы Гвиневеры , а затем для Уильяма Морриса , который работал над станковой картиной « Прекрасная Изольда» , которая сейчас находится в галерее Тейт . [5] В этот период Моррис влюбилась в Бэрдена, и они обручились, хотя, по ее собственному признанию, она не была влюблена в Морриса. [2]
Она стала искусной рукодельницей, самоучкой древних техник вышивки, а позже прославилась своими собственными вышивками. [2]
Джейн вышла замуж за Уильяма Морриса в церкви Святого Михаила в Нортгейте в Оксфорде 26 апреля 1859 года. [5] После свадьбы Моррисы переехали в квазисредневековый Красный дом в Бекслихите , Кент. [6] Живя там, у них родились две дочери: Джейн Элис «Дженни», родившаяся 17 января 1861 года, и Мэри «Мэй», родившаяся 25 марта 1862 года, которые позже редактировали работы своего отца. [5] Они переехали на Куин-сквер, 26 в Лондоне, который делили с дизайнерской фирмой Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко , а позже купили Келмскотт-хаус в Хаммерсмите в качестве своей основной резиденции. [5] Хотя Джейн, ее дочери Дженни и Мэй, а также ее сестра Бесси руководили и вышивали для Morris & Co., заслуга за дизайн была отдана самому Уильяму Моррису «в интересах коммерческого успеха». [2] Три вышитые панели, изображающие выдающихся женщин из произведений Чосера и Теннисона , писавших сейчас в замке Ховард, были изготовлены Джейн и Бесси в 1880-х годах. [2]
В 1871 году Уильям Моррис и Россетти взяли в совместную аренду поместье Келмскотт на границе Глостершира, Оксфордшира и Уилтшира . Уильям Моррис уехал в Исландию, оставив жену и Россетти обставить дом и провести там лето. [5] Джейн Моррис очень привязалась к Россетти и стала его любимой музой. Считается, что их романтические отношения начались в конце 1860-х годов и продолжались на разных уровнях до его смерти в 1882 году. Их разделяла глубокая эмоциональная связь, и она вдохновила Россетти писать стихи и создавать некоторые из его лучших картин. Ее обнаружение его зависимости от хлоралгидрата , который принимался за бессонницу, в конечном итоге заставило ее дистанцироваться от него, хотя они поддерживали связь до его смерти в 1882 году. [7]
В 1883 году Джейн Моррис познакомилась с поэтом и политическим активистом Уилфридом Скавеном Блантом на домашней вечеринке, устроенной ее близкой подругой Розалиндой Ховард (впоследствии графиней Карлайл). [5] Кажется, между ними сразу возникло притяжение. Не позднее 1887 года они стали любовниками. [8] Их сексуальные отношения продолжались до 1894 года и оставались близкими друзьями до ее смерти. [ нужна ссылка ]
За несколько месяцев до своей смерти она купила поместье Келмскотт, чтобы обеспечить его будущее своим дочерям. Однако она не вернулась в дом после его покупки. Джейн Моррис умерла 26 января 1914 года, когда жила на Брок-стрит, 5 в Бате . Она похоронена на погосте церкви Святого Георгия в Келмскотте . [5]
Галерея
[ редактировать ]-
Джейн, нарисованная Уильямом Моррисом в 18 лет, во время их помолвки.
-
Джейн и Дженни Моррис ок. 1864 г.
-
Джейн и Мэй Моррис , ок. 1865 г.
-
Данте Габриэль Россетти: Пиа де Толомей , ок. 1868 г.
-
Уильям Моррис читает Джейн Моррис, пока она купается в Бад-Эмсе , картина Данте Габриэль Россетти (1869)
-
Моррис в роли Марианы из «Меры за меру» Данте Габриэля Россетти (1870), Художественная галерея Абердина
-
Моррис, нарисованный Данте Габриэлем Россетти в роли Прозерпины (1874 г.)
-
Данте Габриэль Россетти – Сон дневного света , 1880 г.
Картины и произведения искусства
[ редактировать ]
Вышивка Джейн Моррис:
- Сумка , вышитая шелком. ок. 1878 г., Цветной шелк, металлическая монтировка. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
- Вышитое панно «Легенда о хороших женщинах» , 1880-е годы, работы Джейн Моррис и Элизабет Берден, Замок Ховард. [2]
- Вышивка жимолости, созданная в 1876 году, выполнена в 1880-х годах из шелка и льна, Галерея Уильяма Морриса, Лондон. [9]
Картины Джейн Моррис Данте Габриэля Россетти :
- Голубое шелковое платье , 1868 год .
- Прозерпина или Прозерпина , 1874. Холст, масло. Галерея Тейт Британия , Лондон.
- Астарта Сирийская , 1875–1879. Городская художественная галерея, Манчестер.
- Беатрис, Портрет Джейн Моррис , 1879. Холст, масло. 13 + 1 ⁄ 2 × 11 дюймов.
- Сон наяву , 1880. Холст, масло. Музей Виктории и Альберта , Лондон.
- Женщина Пламени , 1877. Цветные мелки. Манчестерская художественная галерея .
- Женщина в окне , 1879. Холст, масло. Художественный музей Фогга , Гарвардский университет, Кембридж, США.
- Женщина в окне , 1881 (незаконченная).
- Джейн Моррис , ок. 1860. Карандаш.
- Джейн Моррис , 1865 год.
- Мариана , 1870 год. Абердинская художественная галерея .
- Пандора , 1869 год.
- Пандора , 1871 год.
- Ла Пиа де Толомей , 1866–1870 гг. Холст, масло. Музей искусств Спенсера , Канзасский университет.
- Портрет миссис Уильям Моррис .
- Портрет Джейн Моррис , 1858 год. Пер.
- Мечтательность , 1868. Бумага, мел. Эшмоловский музей , Оксфорд, Великобритания.
- «Розовый лист» , 1865 год. Карандаш.
- Этюд Гвиневеры для сэра Ланселота в камере царицы , 1857 год.
- Водяная ива , 1871 год. Художественный музей Делавэра .
Фотографии Джейн Берден, сделанные Россетти, доступны по адресу [1] .
Уильям Моррис :
Эдвард Бёрн-Джонс :
- Многочисленные витражи, в том числе в Крайст-Черч в Оксфорде .
Эвелин Де Морган :
- Любовное зелье 1903 [10]
- Эскиз Джейн Моррис мелом для «Песочных часов» , 1904 год. Фонд Де Моргана
- Песочные часы 1905 г. Фонд Де Моргана Поместье Уайтвик
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Джейни Моррис: муза прерафаэлитов» . Национальная портретная галерея . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Марш, Январь (1987). Женщины-прерафаэлиты: образы женственности . Нью-Йорк: Книги Гармонии. ISBN 0-517-56799-7 .
- ^ Лайл, Никола, история Золушки и другие Oxfordshire Limited Edition , нет. 249, страницы 23–25, октябрь 2007 г.; и изображение синей бляшки
- ^ Марш, Ян (2000). Джейн и Мэй Моррис: Биографическая история . Хоршам, Великобритания: Печатное слово. стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Паркинс, Венди (2013). Джейн Моррис: Бремя истории . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4127-7 . JSTOR 10.3366/j.ctt3fgtfq.7 .
- ^ «Моррис, Джейн | Гроув Арт» . www.oxfordartonline.com . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T2021858 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ «Семья Россетти | Grove Art» . www.oxfordartonline.com . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T073997 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Манкофф, стр.98
- ^ Виллем. «Моррис, Джейн, 1839–1914» . trc-leiden.nl . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ «Этюд драпировки к «Любовному зелью» » . Кристи . 2017.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Марш, Январь (1986). Джейн и Мэй Моррис: биографическая история 1839–1938 гг . Лондон: Пандора Пресс. ISBN 0-86358-026-2 .
- Марш, Ян (2000). Джейн и Мэй Моррис: Биографическая история 1839–1938 ((обновленное издание, опубликовано автором в частном порядке) под ред.). Лондон: Ян Марш.
- Манкофф, Дебра Н. (2000). Джейн Моррис: прерафаэлитская модель красоты . Сан-Франциско: Гранат. ISBN 0-7649-1337-9 .
- Шарп, Фрэнк С. и Марш, Январь (2012) Сборник писем Джейн Моррис , Boydell & Brewer, Лондон
- Шарп, Фрэнк К. , «Моррис [Бремя], Джейн (1839–1914)», Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004 г.
- Паркинс, Венди (2013). Джейн Моррис: Бремя истории . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. Получено 9 марта 2020 г. с сайта www.jstor.org/stable/10.3366/j.ctt3fgtfq.
- 1839 рождений
- 1914 смертей
- Британские художники и производители витражей
- Модели английских художников
- История стекла
- Художники из Оксфорда
- Модели художников Братства прерафаэлитов
- Английские художницы XIX века
- Музы
- Британские вышивальщицы
- Британские художники по текстилю XIX века
- Женщины-художницы по текстилю XIX века