Терафим

Терафим ( иврит : תְּרָפִים , латинизированный : tərāfīm ) — слово из еврейской Библии , встречается только во множественном числе и имеет неопределенную этимологию . [1] Несмотря на множественное число, терафимы могут относиться к единичным объектам. Терафим определяется в классической раввинской литературе как «позорные вещи». [2] но это отвергается современными этимологами. Во многих переводах Библии на английский язык это слово переводится как идолы или домашние боги ; его точное значение в древности неизвестно.
Терафимы в еврейской Библии
[ редактировать ]
Есть три расширенных отрывка с участием терафимов: во время побега Рахили и Иакова от Лавана; с бессистемной помощью Мелхолы Давиду, спасающемуся от Саула; и как главный объект желания в повествовании « Идола Михи» . Есть также ряд незначительных упоминаний о них как об элементе культуры или незаконной религии. Полемика отсутствует в более ранних рассказах.
Рэйчел
[ редактировать ]Согласно Бытию 31, когда ее муж Иаков убегает, Рахиль берет терафимы, принадлежащие ее отцу Лавану , и прячет их на седле верблюда. Когда Лаван приходит их искать, она садится на них и утверждает, что не может встать, потому что «по-женски мешает», т. е. у нее менструация . Из этого можно сделать вывод, что терафимы были небольшими, примерно 30–35 см (12–14 дюймов). [3]
Рэйчел не называет причину, по которой они их взяла. Некоторые, ссылаясь на использование терафимов для гадания в других библейских отрывках, утверждают, что Рахиль либо хотела помешать Лавану угадать местонахождение Иакова и ее самой, когда они бежали, либо она хотела выполнить гадание самостоятельно. [4] Рэйчел, возможно, также намеревалась отстоять свою независимость от отца и свои законные права в большой семье; В древних ближневосточных обычаях наличие семейных идолов было показателем власти и прав собственности внутри семьи. [5]
Майкл
[ редактировать ]В 1 Царств 19 Мелхола помогает своему мужу Давиду сбежать от ее отца Саула . Она выпускает Давида через окно, а затем кладет терафима в свою кровать, чтобы обмануть людей Саула, которые верят, что это Давид. Это говорит о том, что терафим имеет размер и форму человека. [6] Кроме того, в этом отрывке упоминаются терафимы , подразумевая, что терафимы были неотъемлемой частью каждого дома. Ван дер Торн утверждает, что «нет и намека на негодование по поводу присутствия терафимов в доме Дэвида». [7]
Однако терафимы также упоминаются в 1 Царств 15:23, где Самуил упрекает Саула, говоря ему, что «самонадеяние подобно беззаконию и терафиму». Самуил утверждает, что бунт и использование терафимов являются одинаково тяжкими преступлениями, тем самым осуждая последнее как идолопоклонство . Некоторые утверждают, что терафимы в этом контексте относятся к декоративным статуям, а не к идолопоклонническим ритуальным предметам. [8]
Мика
[ редактировать ]Увидеть идола Мики
Другие отрывки
[ редактировать ]Осия 3 :4 говорит, что «израильтяне проживут много дней без царя или князя, без жертв и священных камней , без ефода и терафима». Как и в истории Михея, терафим тесно связан с ефодом, и оба упоминаются в других местах в связи с гаданием; [1] таким образом, возможно, что в клеромантии участвовали терафимы. 2 Реформа Иосии в Царств 23:24 объявила терафимов вне закона.
Захария 10 :2 утверждает:
Ибо идолы-оракулы говорили заблуждение,
Авгуры предсказали ложь;
И мечтатели лгут
И утешать иллюзиями.
Вот почему Мой народ заблудился, как стадо,Они страдают из-за отсутствия пастыря. [9]
В Иезекииля 21:21 Навуходоносор использует различные формы гадания, чтобы определить, напасть ли первым на Раву или Иудейское царство : «он потрясает стрелами , он сверяется с изображениями [терафимами], он смотрит на печень ».
В постбиблейских произведениях
[ редактировать ]
Иосиф Флавий упоминает, что существовал обычай брать с собой «домашних богов» в путешествия в чужие страны. [11] и поэтому вполне возможно, что использование терафимов продолжалось в массовой культуре даже в эллинистический период и даже после него. [2]

Предполагаемый размер терафимов и то, что Михал успешно выдал одного из них за Давида, привели к предположению раввинов о том, что терафимы были головами, возможно, мумифицированными . [1] По мнению Таргума Псевдо-Ионатана , терафимы делались из голов первенцев мужчин, которых зарезали. Каждую голову брили, солили и приправляли, а под язык клали золотую пластину с выгравированными на ней магическими словами. Затем голову прикрепили к стене. Считалось, что терафимы будут говорить. [2] Подобные описания даны в трудах Елеазара Вормского и Товии бен Элиезера . [12]
Во время раскопок Иерихона , проведенных Кэтлин Кеньон , были обнаружены доказательства использования оштукатуренных человеческих черепов в качестве культовых объектов , что подтвердило предположение раввинов. [13] [ нужна полная цитата ]
Предлагаемое значение и использование
[ редактировать ]Считается, что использование Михеем терафимов как идолов и отношение Лавана к ним как к представителям «своих богов» указывают на то, что терафимы были изображениями божеств. [2] Называя терафимов « элохимами », некоторые связывают их с египетскими эпиграфами, которые представляют собой параллельную конструкцию фразы «наши боги и мертвые». Считается возможным, что терафимы возникли как фетиш , возможно, первоначально представлявший предков, но постепенно становившийся пророческим . [2] Карел Ван дер Торн утверждает, что это были фигурки предков, а не домашних божеств , и что «нынешняя интерпретация терафимов как домашних божеств страдает от одностороннего использования месопотамского материала». [14]
Этимология
[ редактировать ]Акерман [15] предполагает связь слова «терафим» с погребением внутри начала ( נחלה ) семьи, соединяя нити, включая Блоха-Смита. [16] «[T] существование гробницы представляло собой физическую претензию на наследие, נחלה». [ нужна указание авторства ]
Бенно Ландсбергер , а позже, в 1968 году, Гарри Хоффнер выступали за происхождение слова от хеттского tarpiš , «злой демон». [17]
Каспер Лабушань утверждает, что терафимы происходят через какофемический метатезис от корня פתר ( ptr ), «интерпретировать». [18] Шики-и-Майклс, [19] в одном из элементов амбициозного изложения резюмирует догадки некоторых ученых: Спейзер дает רפה ( rph ), «быть вялым», а также «тонуть, расслабляться»; Олбрайт предлагает רפי ( rpy ) в значении «ослабиться или провиснуть»; и Поуп утверждает, что רפפ ( rpp ) означает «дрожать».
Лабушань (в дополнение к вышесказанному) согласился с предками, которые говорили, что термин терафимы был связан с еврейским רופא ( рофе ), и что терафимы были целителями. «Почти все характеристики, которые комментаторы придали терафимам (оракулам, целителям, богам), они приписывали рефаимам ... обожествленным предкам» на различных семитских языках. [19] Сводя две загадки к одному вопросу, это решение настолько аккуратно, что требует осторожности.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Смит, Уильям Робертсон; Бокс, Джордж Герберт (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 637. . В
- ^ Jump up to: а б с д и Еврейская энциклопедия , Терафим
- ^ Ван дер Торн, 205.
- ^ Кража Терафимов Рахилью: экзегетические подходы
- ^ Причард, Джеймс Б., изд. Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету, с дополнениями. Издательство Принстонского университета, 2016. стр. 220; М. Гринберг, «Другой взгляд на кражу Терафимов Рэйчел», JBL 81:3 (1962): 239–248.
- ^ БДБ , с. 1076.
- ^ Ван дер Торн, 216.
- ^ Реувен Хаим Кляйн (2018). Бог против богов: иудаизм в эпоху идолопоклонства . Мозаика Пресс. стр. 139–141. ISBN 978-1946351463 .
- ^ «Захария 10:2» . www.sefaria.org .
- ^ «Библейские фонари с кургана Гезер, отчет о раскопках и открытиях в Палестине: Макалистер, Роберт Александр Стюарт, 1870–1950: Бесплатная загрузка, взятие и потоковая передача: Интернет-архив» . Интернет-архив . 2023-03-25 . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Иосиф Флавий, Иудейские древности , том 18, 9:5.
- ^ Реувен Хаим Кляйн (2018). Бог против богов: иудаизм в эпоху идолопоклонства . Мозаика Пресс. п. 361. ИСБН 978-1946351463 .
- ^ Комментарий Пика к Библии
- ^ Ван дер Торн, 222.
- ^ Кокс и Акерман 2012 .
- ^ Блох-Смит 1992 , с. 213.
- ^ Хоффнер-младший; Хоффнер, Гарри А. (1968). «Хеттский Тарпис и еврейские Терафимы» . Журнал ближневосточных исследований . 27 (1): 61. дои : 10.1086/371931 . S2CID 163796930 .
- ^ Каспер Лабушань, «Терафим: новое предложение по этимологии», Vetus Testum 16 [1966] 116.
- ^ Jump up to: а б Майклс 2015 .
Ссылки
[ редактировать ]- Карел Ван Дер Торн, «Природа библейских терафимов в свете клинописных свидетельств», CBQ 52 (1990), 203–222.
- Майклс, Шейла (30 апреля 2015 г.). «Рахиль крадет Терафим, Инанна крадет Мес. Передача божественной власти: Харран в Вифлеем, Эриду в Урук» . Академия.edu . Проверено 22 октября 2023 г.
- Блох-Смит, Элизабет М. (1992). «Культ мертвых в Иудее: интерпретация материальных остатков». Журнал библейской литературы . 111 (2). JSTOR: 213–224. дои : 10.2307/3267540 . ISSN 0021-9231 . JSTOR 3267540 .
- Кокс, Б.Д.; Акерман, С. (2012). «Терафим Михи» . Журнал Еврейских Писаний . 12 . дои : 10.5508/jhs.2012.v12.a11 . ISSN 1203-1542 . Проверено 26 октября 2023 г.