Jump to content

Терафим

Терафимы, изображенные в «Эдипе Египетском» ( Афанасий Кирхер , 1652).

Терафим ( иврит : תְּרָפִים , латинизированный : tərāfīm ) — слово из еврейской Библии , встречается только во множественном числе и имеет неопределенную этимологию . [1] Несмотря на множественное число, терафимы могут относиться к единичным объектам. Терафим определяется в классической раввинской литературе как «позорные вещи». [2] но это отвергается современными этимологами. Во многих переводах Библии на английский язык это слово переводится как идолы или домашние боги ; его точное значение в древности неизвестно.

Терафимы в еврейской Библии

[ редактировать ]
Фреска изображающая Джованни Баттисты Тьеполо, сидящую Рахель, на терафимах.

Есть три расширенных отрывка с участием терафимов: во время побега Рахили и Иакова от Лавана; с бессистемной помощью Мелхолы Давиду, спасающемуся от Саула; и как главный объект желания в повествовании « Идола Михи» . Есть также ряд незначительных упоминаний о них как об элементе культуры или незаконной религии. Полемика отсутствует в более ранних рассказах.

Согласно Бытию 31, когда ее муж Иаков убегает, Рахиль берет терафимы, принадлежащие ее отцу Лавану , и прячет их на седле верблюда. Когда Лаван приходит их искать, она садится на них и утверждает, что не может встать, потому что «по-женски мешает», т. е. у нее менструация . Из этого можно сделать вывод, что терафимы были небольшими, примерно 30–35 см (12–14 дюймов). [3]

Рэйчел не называет причину, по которой они их взяла. Некоторые, ссылаясь на использование терафимов для гадания в других библейских отрывках, утверждают, что Рахиль либо хотела помешать Лавану угадать местонахождение Иакова и ее самой, когда они бежали, либо она хотела выполнить гадание самостоятельно. [4] Рэйчел, возможно, также намеревалась отстоять свою независимость от отца и свои законные права в большой семье; В древних ближневосточных обычаях наличие семейных идолов было показателем власти и прав собственности внутри семьи. [5]

В 1 Царств 19 Мелхола помогает своему мужу Давиду сбежать от ее отца Саула . Она выпускает Давида через окно, а затем кладет терафима в свою кровать, чтобы обмануть людей Саула, которые верят, что это Давид. Это говорит о том, что терафим имеет размер и форму человека. [6] Кроме того, в этом отрывке упоминаются терафимы , подразумевая, что терафимы были неотъемлемой частью каждого дома. Ван дер Торн утверждает, что «нет и намека на негодование по поводу присутствия терафимов в доме Дэвида». [7]

Однако терафимы также упоминаются в 1 Царств 15:23, где Самуил упрекает Саула, говоря ему, что «самонадеяние подобно беззаконию и терафиму». Самуил утверждает, что бунт и использование терафимов являются одинаково тяжкими преступлениями, тем самым осуждая последнее как идолопоклонство . Некоторые утверждают, что терафимы в этом контексте относятся к декоративным статуям, а не к идолопоклонническим ритуальным предметам. [8]

Увидеть идола Мики

Другие отрывки

[ редактировать ]

Осия 3 :4 говорит, что «израильтяне проживут много дней без царя или князя, без жертв и священных камней , без ефода и терафима». Как и в истории Михея, терафим тесно связан с ефодом, и оба упоминаются в других местах в связи с гаданием; [1] таким образом, возможно, что в клеромантии участвовали терафимы. 2 Реформа Иосии в Царств 23:24 объявила терафимов вне закона.

Захария 10 :2 утверждает:

Ибо идолы-оракулы говорили заблуждение,

Авгуры предсказали ложь;
И мечтатели лгут
И утешать иллюзиями.
Вот почему Мой народ заблудился, как стадо,

Они страдают из-за отсутствия пастыря. [9]

В Иезекииля 21:21 Навуходоносор использует различные формы гадания, чтобы определить, напасть ли первым на Раву или Иудейское царство : «он потрясает стрелами , он сверяется с изображениями [терафимами], он смотрит на печень ».

В постбиблейских произведениях

[ редактировать ]
«Домашний бог» Р. А. Стюарта Макалистера в Гезере. [10]

Иосиф Флавий упоминает, что существовал обычай брать с собой «домашних богов» в путешествия в чужие страны. [11] и поэтому вполне возможно, что использование терафимов продолжалось в массовой культуре даже в эллинистический период и даже после него. [2]

Культовый предмет с гипсовым черепом, найденный в Иерихоне.

Предполагаемый размер терафимов и то, что Михал успешно выдал одного из них за Давида, привели к предположению раввинов о том, что терафимы были головами, возможно, мумифицированными . [1] По мнению Таргума Псевдо-Ионатана , терафимы делались из голов первенцев мужчин, которых зарезали. Каждую голову брили, солили и приправляли, а под язык клали золотую пластину с выгравированными на ней магическими словами. Затем голову прикрепили к стене. Считалось, что терафимы будут говорить. [2] Подобные описания даны в трудах Елеазара Вормского и Товии бен Элиезера . [12]

Во время раскопок Иерихона , проведенных Кэтлин Кеньон , были обнаружены доказательства использования оштукатуренных человеческих черепов в качестве культовых объектов , что подтвердило предположение раввинов. [13] [ нужна полная цитата ]

Предлагаемое значение и использование

[ редактировать ]

Считается, что использование Михеем терафимов как идолов и отношение Лавана к ним как к представителям «своих богов» указывают на то, что терафимы были изображениями божеств. [2] Называя терафимов « элохимами », некоторые связывают их с египетскими эпиграфами, которые представляют собой параллельную конструкцию фразы «наши боги и мертвые». Считается возможным, что терафимы возникли как фетиш , возможно, первоначально представлявший предков, но постепенно становившийся пророческим . [2] Карел Ван дер Торн утверждает, что это были фигурки предков, а не домашних божеств , и что «нынешняя интерпретация терафимов как домашних божеств страдает от одностороннего использования месопотамского материала». [14]

Этимология

[ редактировать ]

Акерман [15] предполагает связь слова «терафим» с погребением внутри начала ( נחלה ) семьи, соединяя нити, включая Блоха-Смита. [16] «[T] существование гробницы представляло собой физическую претензию на наследие, נחלה». [ нужна указание авторства ]

Бенно Ландсбергер , а позже, в 1968 году, Гарри Хоффнер выступали за происхождение слова от хеттского tarpiš , «злой демон». [17]

Каспер Лабушань утверждает, что терафимы происходят через какофемический метатезис от корня פתר ( ptr ), «интерпретировать». [18] Шики-и-Майклс, [19] в одном из элементов амбициозного изложения резюмирует догадки некоторых ученых: Спейзер дает רפה ( rph ), «быть вялым», а также «тонуть, расслабляться»; Олбрайт предлагает רפי ( rpy ) в значении «ослабиться или провиснуть»; и Поуп утверждает, что רפפ ( rpp ) означает «дрожать».

Лабушань (в дополнение к вышесказанному) согласился с предками, которые говорили, что термин терафимы был связан с еврейским רופא ( рофе ), и что терафимы были целителями. «Почти все характеристики, которые комментаторы придали терафимам (оракулам, целителям, богам), они приписывали рефаимам ...   обожествленным предкам» на различных семитских языках. [19] Сводя две загадки к одному вопросу, это решение настолько аккуратно, что требует осторожности.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Смит, Уильям Робертсон; Бокс, Джордж Герберт (1911). «Терафим» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 637.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Еврейская энциклопедия , Терафим
  3. ^ Ван дер Торн, 205.
  4. ^ Кража Терафимов Рахилью: экзегетические подходы
  5. ^ Причард, Джеймс Б., изд. Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету, с дополнениями. Издательство Принстонского университета, 2016. стр. 220; М. Гринберг, «Другой взгляд на кражу Терафимов Рэйчел», JBL 81:3 (1962): 239–248.
  6. ^ БДБ , с. 1076.
  7. ^ Ван дер Торн, 216.
  8. ^ Реувен Хаим Кляйн (2018). Бог против богов: иудаизм в эпоху идолопоклонства . Мозаика Пресс. стр. 139–141. ISBN  978-1946351463 .
  9. ^ «Захария 10:2» . www.sefaria.org .
  10. ^ «Библейские фонари с кургана Гезер, отчет о раскопках и открытиях в Палестине: Макалистер, Роберт Александр Стюарт, 1870–1950: Бесплатная загрузка, взятие и потоковая передача: Интернет-архив» . Интернет-архив . 2023-03-25 . Проверено 17 января 2024 г.
  11. ^ Иосиф Флавий, Иудейские древности , том 18, 9:5.
  12. ^ Реувен Хаим Кляйн (2018). Бог против богов: иудаизм в эпоху идолопоклонства . Мозаика Пресс. п. 361. ИСБН  978-1946351463 .
  13. ^ Комментарий Пика к Библии
  14. ^ Ван дер Торн, 222.
  15. ^ Кокс и Акерман 2012 .
  16. ^ Блох-Смит 1992 , с. 213.
  17. ^ Хоффнер-младший; Хоффнер, Гарри А. (1968). «Хеттский Тарпис и еврейские Терафимы» . Журнал ближневосточных исследований . 27 (1): 61. дои : 10.1086/371931 . S2CID   163796930 .
  18. ^ Каспер Лабушань, «Терафим: новое предложение по этимологии», Vetus Testum 16 [1966] 116.
  19. ^ Jump up to: а б Майклс 2015 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8faeeba09a908a47538f17f9b96a2a2d__1719775200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/2d/8faeeba09a908a47538f17f9b96a2a2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Teraphim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)