Идол Мики
![]() | В этой статье используются тексты из религиозной или религиозной системы без ссылки на вторичные источники , которые их критически анализируют. ( июнь 2024 г. ) |

Повествование об идоле Михея , изложенное в книге Судей ( главы 17 и 18 ), касается колена Дана , их завоевания Лаиша и святилища, которое впоследствии было создано там. [ 1 ] Михей изготавливает терафим и другие предметы благочестия, которые позже будут установлены при основании города Дан.
Библейский рассказ
[ редактировать ]Повествование в том виде, в каком оно представлено в книге Судей 17, утверждает, что человек по имени Михей, живший в районе колена Ефремова , возможно, в Вефиле , [ 2 ] украл у своей матери 1100 серебряных сиклей , но, когда мать его прокляла это, он вернул их. Затем мать посвятила деньги Яхве для создания резного изображения и серебряного идола, а 200 сиклей дала серебряному мастеру, который сделал из них резное изображение и идола. Они были помещены в святилище в доме Михи, и он сделал ефод и терафимы и поставил одного из своих сыновей священником. Молодой левит из Вифлеема в Иудее, который жил недалеко от Михея (в некоторых переводах основной еврейский термин переводится как « поселенец» , хотя это буквально означает «постоянный пришелец» ) и странствовал по земле, проходил мимо дома Михея, и поэтому Михей попросил его стать его священником. в обмен на 10 сиклей серебра в год, одежду и еду, на что левит согласился.

Колено Дана, находившееся в это время без территории, послало пятерых воинов из Цоры и Эштаола , представителей своих кланов, на разведку земли. В тексте, когда разведчики случайно наткнулись на дом Михи, они переночевали; случайно наткнувшись на дом Михи, они узнали голос левита ( библеисты считают, что имеется в виду признание его диалекта или священнической интонации [ 3 ] [ нужна страница ] ), и спросил его, что он там делает, и он объяснил. По возвращении к остальным членам колена Дана разведчики рассказали им о Лаише, немилитаризованном городе на плодородной земле, похожем на сидонский , но не имеющем союзников, так как Сидон находился далеко. В результате Племя Дана послало 600 воинов атаковать Лаиша и во время своего путешествия миновало дом Михи, о котором им затем рассказали пять разведчиков.
Затем пять разведчиков вошли в дом Михи, украли идола, ефод, терафим и резное изображение и вынесли их из дома, в то время как 600 воинов стояли у ворот. Священник спросил их, что они делают, но его уговорили пойти с ними, поскольку тогда он мог быть священником целого племени, а не просто дома. Когда Михей узнал о случившемся, он собрал своих соседей и отправился в погоню за воинами. Когда он добрался до них, ему угрожали расправой, поэтому, поняв, что его численное превосходство, отказался от преследования и вернулся домой с пустыми руками.
В конце концов воины достигли Лаиша, который предали мечу и сожгли дотла. Затем колено Даново отстроило город, назвало его Дан, установило идолов и сделало Ионафана, сына Гирсона , и его потомков священниками. Предположительно, это тот левит, который фигурирует в этой истории, но его имя не разглашается. [ 4 ] Гирсон и его сыновья были священниками до тех пор, пока земля не была пленена , и идолы оставались в употреблении, пока дом Божий находился в Силоме . Ученые полагают, что пленение этой земли относится к ассирийскому завоеванию Израильского царства Тиглатпаласаром III в 733/732 г. до н.э., а то, что дом Божий находился в Силоме, относится ко времени ; религиозной реформы Езекии [ 4 ] альтернативная возможность, однако, поддерживаемая меньшинством ученых, заключается в том, что время пленения земли является опечаткой и должно читаться как время пленения ковчега , имея в виду битву при Эбен-Эзере и захват филистимлянами Ковчег , и что прекращение существования дома Божия в Силоме также относится к этому. [ 5 ]
Текстовый анализ
[ редактировать ]В тексте много дублетов; [ 3 ] [ нужна страница ] Лаиш описывается как мирный, невоенный и практически не связанный с сидонианами как в 18:7, так и в 18:27–28; и в 17:6, и в 18:1 говорится, что у Израиля не было царя; левит начинает жить с Михеем в 17:11 и в 17:12. Судя по всему, в тексте есть противоречия. [ 3 ] [ нужна страница ] В 17:7 левит — это молодой человек, живший по соседству с Михеем, а в следующем стихе — это странствующий левит; в 18:19 священник добровольно идет с ними, в 18:27 его берут; в 18:30 идолы используются до тех пор, пока земля не будет пленена , а в 18:31 — до тех пор, пока дом Божий не перестанет находиться в Силоме. [ 6 ] Таким образом, ученые-критики полагают, что текст, вероятно, был сформирован из двух ранее соединенных вместе повествований; По мнению большинства, одним из этих соединенных вместе повествований была Книга Судей 17:1, 17:5, 17:8–11а, 17:12а, 17:13, 18:1, части 18:2, 18:3б, 18:4б–6, 18:8–10, части 18:11, 18:12, части 18:13, 18:14, 18:16, 18:18а, 18:19–29 и 18:31, а остальные стихи представляют собой другое повествование. [ 6 ]
Разъединив эти повествования, можно обнаружить, что в первом повествовании
- Михей из Ефрема, и у него есть святилище, в котором находятся ефод и терафимы.
- Мика сначала назначает своего сына священником.
- Левит проходит мимо и устанавливается Михеем в обмен на заработную плату, одежду и еду
- пять разведчиков посланы коленом Дана из Цоры и Эшатола, проводят ночь в доме Михи и получают благословение от левита
- левита уговаривают присоединиться к воинам, потому что тогда он сможет стать священником для целого племени
- Михей и его соседи преследуют данитов, но их отговаривают сражаться.
- даниты достигают Лаиша, плодородного региона и слабо защищенного города, нападают на население и сжигают город
- Лаиш перестраивается и переименовывается в Дан , и идолы Михея используются там до тех пор, пока дом Божий не перестанет находиться в Силоме.
Во втором повествовании
- Миха украл деньги у своей матери, и она посвятила их Яхве, а часть из них превратила в резное изображение и серебряного идола.
- Левит живет поблизости как постоянный пришельец (однако еврейское слово иногда переводится как странник , что делает его более похожим на первое повествование).
- Левит был Михе как сын
- Пять разведчиков, представители своих кланов, проходят мимо дома Михи и узнают голос левита.
- Разведчики докладывают, что Лаиш окружен плодородным регионом и является слабозащищенным городом, поэтому даниты решают напасть на него.
- Разведчики забирают идолов у Михея, а протестующий левит с 600 воинами стоит у ворот.
- Однажды в Лаише колено Даново поставило идолов, поставило Ионафана, сына Гирсона, и его потомков священниками, и такое положение дел продолжается до пленения земли.
Кроме того, в первых четырех стихах (17:1–4) используется другая форма имени Михей, чем в остальном тексте. Ученые считают, что эти стихи были искажены переписчиками и смещены в исходном порядке. Первоначальный порядок, вероятно, заключался в том, что мать сначала посвятила серебро Яхве, и только потом сын признался в краже - освящение серебра, вероятно, было уловкой матери, чтобы заставить сына признаться в краже ( особенно потому, что она вкладывает лишь малую часть в цель, ради которой она была посвящена). [ 3 ] [ нужна страница ]
Между учеными-текстологами ведутся споры относительно происхождения каждого повествования; среди тех, кто придерживается теорий, подобных Шестикнижию, существует даже неуверенность относительно того, следует ли считать первое повествование элохистским (или подобным элохистскому) или яхвистским (или яхвистоподобным), а происхождение второго повествования вызывает еще больше споров. [ 6 ] Некоторые археологи предположили, что эта история может сохранить воспоминания о разрушении слоя на этом месте, датируемом ок. 1000 г. до н.э. [ 7 ] Исследователи текстов полагают, что все повествование в конечном итоге задумано как оскорбление святилища в Дане, которое стало важным святилищем в Израильском царстве , со стороны писателя или писателей, которые были против присутствия там идолов. Примечательно, что все, кроме жителей Лаиша, изображены негативно — Михей — вор (по крайней мере, во втором повествовании), его мать освящает 1100 шекелей, но отдает только 200 из них на ту цель, для которой они были посвящены (опять же в второе повествование), мать создала литые и высеченные идолы (второе повествование) – что нарушает заповеди против этого, [ 3 ] [ нужна страница ] Колено Дана крадет идолов, левит нелоялен (в первом повествовании), а Дан жестоко завоевывает и уничтожает мирный и невоенный город Лаиш (в первом повествовании).
В раввинской литературе
[ редактировать ]Михей упоминается по-разному в раввинской литературе ; некоторые раввины считают его тождественным Шеве, сыну Бичри , а другие — Небату , отцу Иеровоама. [ 8 ] Таким образом, раввинские источники рассматривают Михея как наименование и дают ему этимологию (не поддерживаемую современными лингвистами), где оно означает «раздавленный» , со ссылкой на повествование Агады, касающееся библейской истории о кирпичах без соломы в цикле Моисея . В повествовании Агады израильтяне настолько отчаянно пытались выполнить задачу по изготовлению кирпичей и одновременно не могли этого сделать, что чувствовали себя обязанными посадить своих детей в кирпичную кладку там, где не хватало кирпичей; Моисей спас одного ребенка, а именно Михея, уже раздавленного кирпичами над ним, и вернул ему жизнь и здоровье. [ 9 ]
Все классические раввинские источники сообщают, что Михей был среди Исхода , но некоторые раввинские источники утверждают, что считалось, что Михей взял с собой идола из Египта. [ 10 ] другие же утверждают, что он взял только серебро, из которого был сделан идол. [ 11 ] Существует также предание, что именно Михей приказал золотого тельца сделать ; Согласно этой традиции, Моисей забрал гроб Иосифа из Нила , бросив лучину со словами «подойди бык » (сравнивая Иосифа с быком) в реку в пустыне, а Михей после этого подобрал осколок и бросил его в огонь, который Аарон бросил туда золото, и из него вышел золотой телец. [ 12 ]
Несмотря на его явное идолопоклонство , к Михею не относились как к полностью отрицательной фигуре, и его высоко хвалили за гостеприимство; в одном раввинском повествовании Бог не позволяет ангелам свергнуть идола Михея просто из-за его доброты. [ 13 ]
Луи Гинзберга В классической книге «Иудейские легенды» далее упоминается, что матерью Михи была не кто иная, как Далила , и что филистимляне подкупили ее 1100 шекелями за тайну Самсона .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Судьи 17–18
- ↑ Кембриджская Библия для школ и колледжей о судьях 17 , по состоянию на 14 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Комментарий Пика к Библии
- ^ Jump up to: а б Уэбб, Барри Г. Книга судей , с. 448.
- ^ «Судьи, Книга , Еврейская энциклопедия .
- ^ Jump up to: а б с «Михей» , Еврейская энциклопедия .
- ^ Илан, Дэвид (2020). ДАН IV - Поселение I железного века: раскопки Авраама Бирана (1966-1999) . ООО "ИСД". п. 638. ИСБН 978-0-87820-183-9 .
- ^ Синедрион 101б.
- ^ Танхума, Йеламмедену, Ки Тисса; сравнить Раши с Синедрионом 1 100
- ^ Синедрион 103б; Танхума, Еламмедену 1 100
- ^ Исход Раши.41:1
- ^ Танхума, Еламмедену 1 100
- ^ Синедрион 103б.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с идолом Мики , на Викискладе?