Jump to content

Поход Сеннахирима в Леванте

Поход Сеннахирима в Леванте
Часть кампании Сеннахирима

Лахишский рельеф, изображающий осаду Лахиша . Ассирийская осадная машина атакует городскую стену Лахиса, часть восходящей штурмовой волны. Деталь настенного рельефа времен правления Сеннахирима, 700–692 гг. до н.э. Из Ниневии, Ирак, в настоящее время хранится в Британском музее.
Дата 701 г. до н.э.
Расположение
Результат Ассирийская победа
Воюющие стороны

Иудейское царство

При поддержке
Кушитский Египет
Неоассирийская империя
Командиры и лидеры
Царь Езекия
Исайя Бен-Амоц
Элиаким Бен-Хилкия
Йоахе Бен-Асаф
Шебна
При поддержке
Тахарка
Сеннахирим
Насилие
Вы будете ограблены
Тартан
Сила
Неизвестный Неизвестный
Жертвы и потери
Многие убиты
200 150 иудеев изгнаны,
Разрушено 46 городов-крепостей и множество других городов. [ 1 ]

Леванте Кампания Сеннахирима в в 701 г. до н.э. представляла собой военную кампанию, предпринятую Неоассирийской империей с целью вернуть регион под контроль после восстания против ассирийского правления в 705 г. до н.э. После смерти Саргона II , отца Сеннахирима, ряд государств Леванта отказались от верности Ассирии. В восстании приняли участие несколько небольших государств: Сидон и Ашкелон (которые были взяты силой), а также Библос , Ашдод , Аммон , Моав и Эдом , которые затем подчинились уплате дани Ассирии . В частности, Езекия Иудейский, вдохновленный Египтом, присоединился к восстанию и впоследствии подвергся вторжению ассирийцев, которые захватили большинство городов и поселков в регионе. Езекия был пойман в ловушку в Иерусалиме ассирийской армией, а окружающие земли были переданы ассирийским вассалам в Экроне , Газе и Ашдоде, однако город не был взят, и Езекии было разрешено остаться на своем троне в качестве ассирийского вассала после уплаты крупной суммы. дань. События кампании в Иудее широко описаны в Библии (2 Цар. 18–19; Иса 36–37 и 2 Пар. 32), кульминацией которых является то, что «ангел Господень» поразил 185 000 ассирийцев у ворот Иерусалима, что побудило Сеннахирима вернуться. к Ниневия .

Меньшие государства

[ редактировать ]

Финикия, Филистия и Трансиордания

[ редактировать ]

Многие более мелкие государства региона присоединились к восстанию против Ассирии. Сидон и Ашкелон были взяты силой, после чего Библ, Ашдод, Аммон, Моав и Эдом без боя вновь подчинились ассирийскому правлению. Экрон попытался сопротивляться с помощью Египта, но египтяне потерпели поражение, и Экрон был восстановлен в качестве вассального ассирийского королевства. [ 2 ]

Кампания в Иудее

[ редактировать ]

Осада Азеки

[ редактировать ]

После успеха в подавлении небольших мятежных государств ассирийская армия обратилась против Иудеи и ее царя Езекии. Хронология кампании несколько неясна, но считается, что одним из первых крупных сражений между Иудой и Ассирией была осада Азеки , окруженного стеной поселения на холме высотой 372 метра примерно в 45 километрах к западу от Иерусалима. Наши знания об осаде исходят главным образом из надписи Азека , табличной надписи времен правления Сеннахирима, которая была найдена в библиотеке Ашшурбанипала. Надпись описывает использование земляных пандусов и таранов для преодоления грозной внешней обороны города с последующим использованием пехоты и кавалерии для взятия города. Судя по табличке, подразумевается, что защитники Азеки были разбиты ассирийской кавалерией, но надпись неполная, и сохранилось только начало этого раздела. После захвата городов надпись сообщает нам, что ассирийцы разграбили, сожгли или иным образом разрушили Азеку.

Осада Лахиша

[ редактировать ]

Хотя сроки остаются неясными, похоже, что следующая крупная битва между Ассирией и Иудеей произошла в городе Тель-Лахиш , обнесенном стеной городе на вершине холма примерно в 53 км к юго-западу от Иерусалима. Осада задокументирована в еврейской Библии, а также в ассирийских документах, но наиболее ярко она изображена на лахишских рельефах , которые когда-то выставлялись во дворце Сеннахирима в Ниневии.

Холм, на котором расположен Лахиш, более крутой с северной стороны, поэтому считается, что ассирийцы, вероятно, атаковали город с южного склона. Рельефы в Лахише изображают защитников города, стреляющих стрелами и бросающих камни в ассирийскую армию, которая отвечает собственными снарядами. Во время продолжающихся стычек ассирийцы построили осадную рампу, свидетельства которой можно увидеть и сегодня, к востоку от главных ворот города и подняли осадные машины, которые сломали оборонительные стены города. Осадная рампа в Лахише — старейшая в мире и единственный известный образец на Ближнем Востоке. [ 3 ] Его активно раскапывали с 1930-х годов по 2017 год. [ 3 ] Библейские повествования сообщают нам, что во время осады Сеннахирим отправил в Иерусалим послание, призывающее жителей города сдаться и сообщающее им, что Езекия ошибся, думая, что Бог избавит город от ассирийской угрозы.

«Позже, когда Сеннахирим, царь Ассирийский, и все его войска осаждали Лахис, он послал своих офицеров в Иерусалим с этим посланием к Езекии, царю Иудеи, и ко всему народу Иудеи, который был там. «Вот что сказал Сеннахирим, царь Ассирийский. Ассирия говорит: «На чем вы основываете свою уверенность, что остаетесь в осаде Иерусалима, когда Езекия говорит: «Господь, Бог наш, спасет нас от руки царя?» Ассирия», он вводит вас в заблуждение, чтобы позволить вам умереть от голода и жажды. Не сам ли Езекия разрушил высоты и жертвенники этого бога, сказав Иудее и Иерусалиму: «Перед одним жертвенником вы должны поклоняться и сжигать на нем жертвы» ? 2 Паралипоменон 32:9-12.

В этом сообщении Сеннахирима упоминается более ранняя дань, уплаченная Езекией в надежде умиротворить ассирийцев, которая была собрана из храмов Иерусалима. В этом отчете также указывается, что Иерусалим уже находился в осаде во время событий в Лахише, что подтверждает теории о том, что Сеннахирим разделил свою армию и провел кампанию по территории, окружающей Иерусалим, сохраняя при этом укрепления за пределами города и побуждая защитников сдаться, продолжая захватывать другие города. в Иудее. [ 4 ] Тот факт, что эта осада, по-видимому, была скорее пассивной, чем активной попыткой захватить город, побудил некоторых ученых утверждать, что Сеннахирим никогда не намеревался захватить Иерусалим силой, а вместо этого блокировал город, отрезая жизненно важные пути снабжения от окружающих поселений и покупая у ассирийцев больше времени для захвата городов и ослабления позиций Езекии. [ 5 ] Тот факт, что Сеннахирим сообщает гражданам Иерусалима, что Езекия приведет их к смерти от «голода и жажды», а не от рук ассирийских солдат, можно рассматривать как еще одно свидетельство того, что Сеннахирим намеревался уморить защитников голодом, а не начать активную осаду. города. Эта интерпретация использовалась для поддержки аргумента о том, что целью Сеннахирима было не полностью завоевать Иудею, а просто уменьшить ее независимость и восстановить ее в качестве вассального королевства, тем самым восстановив статус-кво во время правления его отца Саргона II.

События в Иерусалиме

[ редактировать ]

Как следует из 2 Паралипоменон 32:9-12 и ассирийской царской надписи, Иерусалим уже находился в осаде или блокаде, в то время как Сеннахирим и часть его армии осаждали Лахис. Более того, как в библейских, так и в ассирийских источниках упоминается более ранняя дань, уплаченная Сеннахириму Езекией, что открывает возможность того, что переговоры между двумя сторонами могли вестись в течение некоторого времени до завершения конфликта и кульминации событий в Иерусалиме. Ассирийский источник описывает то, что произошло в Иерусалиме, следующим образом:

«Что касается его (Езекии), то я заключил его в городе Иерусалиме, его царском городе, как птицу в клетке. Я установил против него блокаду и заставил его бояться выходить из городских ворот. Я отделил от его земли города его, которые я разграбил, и отдал (их) Митинти, царю города Ашдода, и Пади, царю города Экрона, (и) Силли-Белу, царю землю Газа (и тем самым) уменьшил свою землю. К прежней дани, их ежегодной даче, я добавил выплату (подарков) (в знак признания) моего господства и наложил (её) на них». [ 2 ]

В частности, в этом описании не описывается активная осада, а также не упоминаются осадные машины и пандусы, как в описаниях предыдущих осад. Сеннахирим описывает разделение завоеванных частей Иудеи между соседними вассальными царями в Ашдоде, Экроне и Газе, что может иллюстрировать то, что Сеннахирим знал, что он способен завоевать Иудею, не прибегая к длительной и дорогостоящей осаде Иерусалима. Более того, археологические данные свидетельствуют о том, что Иерусалим был хорошо укреплен и защищен. [ 4 ] факт, который мог бы отговорить ассирийскую армию от прямого штурма города. Учитывая, что большая часть территории Иудеи находилась под его контролем или на территории его вассалов, возможно, не было особых причин активно атаковать Иерусалим вместо того, чтобы заморить город голодом и заставить его подчиниться.

Из-за языка, использованного в приведенной выше цитате, ученые цитировали эту цитату, утверждая, что настоящей осады Иерусалима никогда не было. Эти ученые утверждают, что город был окружен ассирийскими военными лагерями, чтобы отрезать пути снабжения, которые могли бы позволить городу выстоять против армии Сеннахирима в случае прямой осады. [ 4 ] Некоторые из этих аргументов связаны с неуверенностью в значении слова «Халсу» в ассирийском тексте, которое интерпретировалось как означающее либо осадные стены, либо блокаду. [ 4 ] Сторонники теории блокады ссылаются на отсутствие описания и свидетельств осады в надписях ассирийского царя как на свидетельство того, что прямого нападения на город не было и не было запланировано. [ 6 ] Хотя в библейском повествовании упоминается осада, в нем не описаны боевые действия или нападения на город. Угроза Сеннахирима, посланная из Лахиша, похоже, не угрожает прямым насилием, а скорее говорит о том, что граждане Иерусалима умрут от голода и жажды, если останутся в городе и будут верны Езекии (2 Паралипоменон 32:9-12). Это можно рассматривать как еще одно свидетельство против идеи о том, что в 701 году до нашей эры в Иерусалиме произошла настоящая осада.

Следуя приведенной выше цитате, королевская надпись переходит к концу конфликта:

«Что касается его, Езекии, то страх перед моим властным блеском одолел его и после моего (отъезда) он имел вспомогательные силы (и) свои отборные войска, которые он привел внутрь для укрепления города Иерусалима, своего царского города, тем самым обретя подкрепления, (вместе) 30 талантов золота, 800 талантов серебра, отборная сурьма, большие блоки..., кровати из слоновой кости, кресла из слоновой кости, слоновья шкура, слоновая кость, черное дерево, самшит, одежда с разноцветной отделкой, одежда льняная, шерсть сине-фиолетовая, шерсть красно-пурпурная, утварь из бронзы, железа, меди, олова, (и) железа, колесницы, щиты, копья, доспехи, железные пояса-кинжалы, луки и ушу-стрелы, снаряжение, (и) военные орудия, (все) которым было бесчисленное количество, вместе с его дочерьми, его дворцом женщин, певцов и (и) певиц привели в Ниневию, мою столицу, и он послал ко мне своего конного гонца, чтобы доставить (эту) плату и выразить почтение». [ 2 ]

Именно здесь ассирийский источник начинает противоречить версии событий, изложенной в Библии. Здесь Сеннахирим сообщает нам, что война закончилась, когда Езекия был охвачен страхом перед своим «господним блеском» и согласился заплатить большую дань в виде солдат, заложников, золота и серебра, оружия и других ценностей для доставки в Ниневию. Это могло означать, что Езекия был побежден ассирийской силой оружия и, поскольку большая часть его территории была разделена между ассирийскими вассалами, он считал подчинение условиям Сеннахирима своим единственным жизнеспособным вариантом остаться на троне Иуды. [ 5 ]

Библейский рассказ описывает совершенно другую серию событий при описании конца войны. Услышав послание, посланное Сеннахиримом из Лахиша, нам сообщается, что Езекия разорвал на себе одежду, надел вретище и приказал своему дворцовому администратору и ведущим священникам сделать то же самое, прежде чем послать их посоветоваться с пророком Исайей . Тогда Исайя сказал им:

«Скажи своему господину: так говорит Господь: не бойся того, что ты слышал, — тех слов, которыми хулили Меня подчиненные царя Ассирийского. Послушай! Я вложу в него такой дух, что, когда он услышит известную новость, он вернется в свою страну, и там Я прикажу зарубить его мечом» (4 Царств 19:1-7).

Вслед за этим Сеннахирим получил донесение, в котором сообщалось, что царь Египта идет с войском на битву с ассирийцами, и прислал ответ на слова Исайи:

«Скажи Езекии, царю Иудейскому: не позволяй богу, от которого ты зависишь, обмануть тебя, когда он говорит: «Иерусалим не будет передан царю Ассирийскому». Несомненно, вы слышали, что цари Ассирии сделали со всеми странами , уничтожив их полностью. И избавишь ли ты их боги народов, которые были уничтожены моими предками: боги Гозана, Харана, Рецефа и жителей Эдема? были в Тель-Ассаре, где царь Емафа, царь Арпада, царь города Сепарваима, или Хены, или Иввы?» (4 Царств 19:8-13).

Получив это послание, Езекия пошел в храм и еще раз помолился об избавлении от ассирийской угрозы. Затем библейский рассказ сообщает нам, что Исаия отправил Езекии послание от Бога со словами для Сеннахирима.

«Так говорит Господь, Бог Израиля: Я услышал твою молитву о Сеннахириме, царе Ассирийском. Вот слово, которое Господь сказал против него: «Дева, дочь Сиона, презирает тебя и насмехается над тобой. Дочь Иерусалима вскидывает голову, когда вы убегаете. Кого вы оскорбили и поругали? На кого ты возвысил голос и гордо поднял глаза? Против Святого Израилева! Через своих посланников вы оскорбляли Господа. И ты сказал: «С моими многочисленными колесницами я поднялся на вершины гор, на самые высокие вершины Ливана. Я срубил его самые высокие кедры, лучшие из его сосен. Я достиг самых отдаленных его частей, лучших из его Я вырыл колодцы в чужих землях и выпил там воду подошвами ног моих, и все реки Египта иссушил». `Разве ты не слышал? Давным-давно я это предназначил. Когда-то я планировал это; ныне Я произвел так, что вы превратили укрепленные города в груды камней.

Их люди, лишенные власти, встревожены и пристыжены. Они подобны растениям в поле, как нежным зеленым побегам, как траве, прорастающей на крыше, опаляемой, не успев вырасти. «Но я знаю, где ты остаешься, когда приходишь и уходишь, и как ты злишься на меня. Поскольку ты злишься на меня и твоя дерзость достигла моих ушей, я воткну свой крючок тебе в нос и удило в твой рот и заставлю тебя вернуться той же дорогой, которой ты пришел». Вот знак для тебя, Езекия: «В этот год ты будешь есть то, что вырастет само по себе, а во второй год — то, что вырастет из того. А в третий год сей и жни, сажай виноградники и ешь плоды их. Еще раз остаток дома Иуды укоренится внизу и принесет плод наверху, ибо из Иерусалима произойдет остаток, и от горы Сиона совершится ревность Господа Вседержителя. Вот что говорит Господь о царе Ассирийском: «Он не войдет в этот город и не пустит сюда стрелу. Он не придет к нему со щитом и не построит против него осадный вал. Тем путем, каким он пришел, он и вернется; он не войдет в этот город, говорит Господь. Я защищу этот город и сохраню его ради себя и ради Давида, раба Моего» (4 Царств 19:14-35).

После того, как было дано это пророчество, повествование резко обрывается к концу конфликта, но дает совершенно иное объяснение его завершения.

«В ту ночь вышел Ангел Господень и умертвил сто восемьдесят пять тысяч человек в стане Ассирийском. Когда народ на следующее утро встал, — там были все трупы! И разбил Сеннахирим, царь Ассирийский. станом и удалился. Он возвратился в Ниневию и остался там. Однажды, когда он поклонялся в храме своего бога Нисроха, сыновья его Адрамелех и Шарецер сразили его мечом. и они убежали в землю Арарат, и его сын Асархаддон стал царем его». (4 Царств 19:35-37)

В этом рассказе решение Сеннахирима не атаковать город напрямую и не входить в него объясняется уничтожением его армии ангелом, что заставило его быстро бежать в Ниневию. Примечательно, что в этом отчете не упоминается ни дань, описанная в ассирийской царской надписи, ни 20 лет, прошедших между событиями 701 г. до н.э. и убийством Сеннахирима от рук его сыновей в 681 г. до н.э. Более того, ничего не говорится о статусе Иудеи как вассального ассирийского царства после войны. Некоторые приводят продолжение вассального статуса Иуды как свидетельство того, что Сеннахирим не добился полного успеха в своей войне, поскольку Иудея не была аннексирована, а Езекия остался на троне. [ 4 ] Другие, однако, утверждали, что это свидетельствует о том, что Сеннахирим преуспел в достижении своих целей и что, поскольку Иудея была в значительной степени разделена между другими вассальными государствами и потеряла почти все средства производства, царство мало что могло предложить Ассирии в экономическом отношении, и поэтому ему было позволено остаться в империи как ослабленное вассальное королевство, а не быть аннексированным и стать ассирийским Провансом. [ 7 ]

Это сообщение, а также сообщение о внезапном отбытии Сеннахирима в царских надписях побудили некоторых ученых поверить в то, что с ассирийской армией в Иерусалиме действительно произошло какое-то бедствие. Наиболее известной является теория о том, что какая-то чума или болезнь пронеслась по лагерям ассирийской армии за пределами Иерусалима. [ 8 ] [ 9 ] Сторонники этой теории утверждают, что вспышка болезни или чумы заставила Сеннахирима быстро завершить переговоры с Езекией, вернуться в Ниневию и принять свою дань в ассирийской столице, вместо того, чтобы войти в город, чтобы взять дань и соблюдать новые клятвы верности в Иерусалиме. . Другие ученые указывали на предыдущие конфликты, в которых ассирийцы позволяли мятежным вассалам оставаться на своих тронах после завершения военных кампаний против них, чтобы поддержать утверждения о том, что не было ничего особенно необычного в завершении войны Сеннахирима с Иудой и что после переговоров Сеннахирим ушел со своей целой армией. [ 7 ] Третьи предполагают, что либо неудачная осада города, либо истощение его армии после предыдущих сражений побудили Сеннахирима к отступлению и его снисходительности к Езекии. [ 4 ]

  1. ^ «Анналы Сеннахирима» . Проверено 1 апреля 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с "ринап/ринап3" . oracc.museum.upenn.edu . Проверено 12 декабря 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б Гарфинкель, Йосеф; Кэрролл, Джон В.; Пытлик, Михаил; Мумкуоглу, Мадлен (14 октября 2021 г.). «Строительство ассирийской осадной рампы в Лахише: тексты, иконография, археология и фотограмметрия» . Оксфордский журнал археологии . 40 (4): 417–439. дои : 10.1111/ojoa.12231 . ISSN   0262-5253 . S2CID   239247575 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Мэтти 2016 .
  5. ^ Jump up to: а б Ван дер Брюгге 2017 .
  6. ^ ван дер Брюгге 2017 , с. 296.
  7. ^ Jump up to: а б Ван дер Брюгге 2017 , с. 328.
  8. ^ Мэтти 2016 , с. 187.
  9. ^ Цезарь, Стивен В. (2017). «Уничтожение армии Сеннахирима: случай септической чумы» (PDF) . Еврейская Библия Ежеквартально . 45 (4): 222–228. S2CID   218529968 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d657c026f9e30f729e00d41d5b203e60__1724323440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/60/d657c026f9e30f729e00d41d5b203e60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sennacherib's campaign in the Levant - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)