Jump to content

Завия (учреждение)

(Перенаправлено с Зауи )
Завия Сиди Касима аль-Джализи в Тунисе : вид на двор, ведущий к камере мавзолея

Завия или зауя [а] ( арабский : زاوية , латинизированный : zāwiyah , букв. «угол»; [3] [4] Турецкий : zaviye ; также пишется как завия или завийя ) — здание и учреждение, связанное с суфиями в исламском мире. Он может выполнять различные функции, например, место поклонения, школа, монастырь и/или мавзолей . [4] [5] В некоторых регионах этот термин взаимозаменяем с термином ханка , который служит той же цели. [6] В Магрибе этот термин часто используется для обозначения места, где жил и был похоронен основатель суфийского ордена или местный святой или святой человек (например, вали ). [4] В Магрибе это слово также может использоваться для обозначения более широкого тариката (суфийского ордена или братства) и его членов. [4]

Этимология

[ редактировать ]

Арабский термин завия (араб. زاوية ) буквально переводится как «уголок» или «уголок». [4] Этот термин впервые был применен к кельям христианских монахов, прежде чем его значение было применено к небольшой мечети или молитвенной комнате. [7] [4] В период позднего средневековья это слово стало обозначать строение, в котором размещалось суфийское братство , особенно в Северной Африке . [4] В наше время это слово все еще сохраняет прежнее значение небольшой молитвенной комнаты в Западной Азии и мусульманских странах к востоку от Северной Африки, где его можно использовать для противопоставления небольших молитвенных помещений более важным мечетям. [7]

Религиозные и социальные функции

[ редактировать ]
Интерьер мавзолея Завии Мулая Идриса II в Фесе , Марокко

В странах Магриба ( Марокко , Алжир , Тунис и Ливия ) завия — это прежде всего место религиозной деятельности и религиозного обучения. Обычно он ассоциируется с конкретным религиозным лидером ( шейхом ) или местным мусульманским святым ( вали ), который проживает здесь вместе со своей семьей. После его смерти в завии обычно размещается его могила, обычно внутри куббы (камеры, покрытой куполом или пирамидальным куполом ), которая иногда представляет собой святыню, служащую центром небольшого паломничества ( зиярат ). Обычно его потомки впоследствии продолжают возглавлять или поддерживать завию. [4] Некоторые завийи, особенно в городских районах, являются просто местами встреч местных членов более широкого суфийского ордена или братства ( тарика ), где они совершают такие действия, как хадра или зикр . Некоторые завии, особенно в сельской местности, представляют собой более крупные комплексы, предоставляющие жилье паломникам и содержащие библиотеку, мечеть, мастерские и зернохранилища, обслуживающие местное сообщество. Такие завии также исторически служили посредниками в спорах между племенами или между местными общинами и центральным правительством. В некоторых случаях завия могла предоставлять убежище отдельным лицам и оказывать значительное политическое и коммерческое влияние в регионе. Они финансировались с помощью вакфов (также известных как хабус ), благотворительных пожертвований, которые были неотчуждаемы по исламскому праву. [4]

В доколониальные времена завия были основным источником образования в этом районе и обучали базовой грамотности большую часть детей даже в весьма отдаленных горных районах, что привело к предположению, что уровень грамотности в Алжире во время французского завоевания в 1830 году был выше, чем в европейской Франции. [8] [ нужна проверка ] Их учебная программа начиналась с запоминания арабского алфавита и более поздних, более коротких сур Корана ; если студент был достаточно заинтересован или склонен, он переходил к юриспруденции ( фикх ), теологии, арабской грамматике (обычно преподается по знаменитому краткому изложению ибн Аджуррума ), математике (в основном, поскольку она относилась к сложной правовой системе распределения наследства) и иногда астрономия. [ нужна ссылка ] Они до сих пор действуют по всему Магрибу и продолжают оставаться основным образовательным ресурсом в Сахеле Западной Африки , от Мавритании до Нигерии . [ нужна ссылка ]

Завия Сиди Сахиба в Кайруане (перестроена в 17 веке)

Завия как институт возникла еще до появления формального тариката в Северной Африке и берет свое начало от гробниц кубба , которые иногда служили святынями, и от первых рибатов на границе исламского мира, куда иногда удалялись святые люди со своими последователи. [4] Первые здания завии в Ифрикии (современный Тунис ) были построены во времена правления Хафсидов в 14 веке. Завии Кайруана считаются самыми старыми и сосредоточены вокруг могил местных святых. К ним относятся Завия Сиди Сахиба (или Абу Замаа аль-Балави), основанная в 14 веке (хотя нынешнее здание датируется 17 веком), и Завия Сиди Абида аль-Гариани, которая также была основана в 14 веке. [4] [9] [10] Первые формальные завии в Марокко были основаны при династии Маринидов также в 14 веке, в первую очередь завия, построенная в Челле Абу аль-Хасаном , и Завият ан-Нуссак, построенный его преемником Абу Инаном в Сале . Оба примера, сегодня частично разрушенные, по форме и функциям были похожи на медресе. [4] [11] В Алжире еще одним важным примером является религиозный комплекс Сиди Абу Мадьян (или Сиди Бумедьен), также основанный Абу аль-Хасаном и построенный вокруг более старой гробницы Абу Мадьяна (ум. 1197). [5] [12] В Фесе могила Идриса II , шарифа (потомка Мухаммеда ) и одного из основателей города, была перестроена в начале 14-го и начале 15-го веков и поддерживалась его потомками Идрисидами . [13] В Тунисе Завия Сиди Бен Аруса и Завия Сиди Касима аль-Джализи , две из самых важных завий в городе, были созданы примерно в конце 15-го века вокруг могил важных святых. [4]

При шарифских династиях Саади и Алави в Марокко завия стали более распространенными, более социально и политически важными и более сложными с архитектурной точки зрения. В Марракеше обе династии построили погребальные сооружения и религиозные комплексы вокруг гробниц так называемых Семи Святых города. [4] Завия Идриса II в Фесе была щедро перестроена Мулаем Исмаилом в начале 18 века, став главной достопримечательностью и отмечая растущее значение святынь, связанных с гробницами шарифских деятелей. [14] В периоды слабого центрального правления суфийские ордена и завии могли утверждать свою политическую власть и контролировать большие территории. В частности, во время так называемого Марабутского кризиса в 17 веке Дила Завия (или Далайя), суфийский орден среди берберов Среднего Атласа , пришел к власти и контролировал большую часть центрального Марокко, в то время как другой орден Завия, основанный в городе Илиге управлял регионом Су . Завия ан-Насирия в Тамегруте , существующая до сих пор, в это время также управляла как фактически независимое княжество на юго-востоке. [15] [4] [16] : 221–226 

К 19 веку завии, как отдельные учреждения, так и популярные суфийские тарикаты , имели большое и широкое членство среди населения Магриба. регионах восточной Например, санусийа-тарикат был широко распространен и влиятелен в Ливии и Сахары . [4] В Тунисе многим завиям покровительствовало и поддерживало правительство Хусейнидских беев . [4] Французский источник конца XIX века подсчитал, что в 1880 году в Алжире было 355 завий, в которых насчитывалось 167 019 человек из населения страны, составлявшего чуть менее трех миллионов мусульман. [4] По оценкам, в 1939 году в Марокко 5–10% населения были членами той или иной завии. [4] Во время колониальной оккупации этих стран одни завия сотрудничали с властями, а другие сопротивлялись. В конце 19-го и начале 20-го веков колониальные правительства в Северной Африке конфисковали вакфов собственность или маргинализировали систему вакфов , которая финансировала завий, чтобы уменьшить их власть и влияние. Их влияние и социальная значимость также были подорваны в XX веке из-за противостояния салафитских и ваххабитских движений. [4] [5]

Завии и ханаки не были основаны в Египте до тех пор, пока Айюбиды . в конце XII века к власти не пришли [6] Они распространились в период мамлюков (1250–1517 гг.) и в более поздний османский период Египта (после 1517 г.). [6] когда суфийские братства были важными религиозными организациями для большей части населения. В мамлюкском Египте ханка была формальным учреждением, обычно основанным элитным покровителем ( султаном или эмиром ) и не обязательно связанным с конкретным суфийским орденом. [17] : 11–12  С другой стороны, термин завия обозначал более мелкие и менее формальные институты популярного суфизма, которые обычно были посвящены конкретному шейху и конкретному суфийскому братству. [17] : 11–12  [4] Единственное сохранившееся здание в Каире, которое по надписи на фундаменте явно идентифицируется как завия, - это Завия Зайн ад-Дина Юсуфа на Южном кладбище , основанная в 1297–1298 годах и расширенная в начале 14 века. [4]

Африка к югу от Сахары

[ редактировать ]

В странах Африки к югу от Сахары завия распространились несколько позже, чем в Северной Африке, появившись одновременно с развитием суфийских братств и сетей по всему региону в XVIII и XIX веках. Завии, которые были созданы в городах и перевалочных пунктах вдоль торговых путей Сахары, сыграли важную роль в распространении суфизма и установлении влияния определенных тарикатов . Среди тарикатов , имевших большое значение в Западной Африке, были Кадирийя , обширный орден, первоначально основанный Абдул Кадиром Гилани (ум. 1166), и Тиджания , основатель которой Ахмад ат-Тиджани (ум. 1815) похоронен в своем Завия в Фесе . Другой пример, Муридийя , имел большое значение в истории Сенегала . [4]

За пределами Африки

[ редактировать ]
Интерьер Зеленой мечети начала XV века , османского завье в Бурсе.

В остальном исламском мире подобные суфийские учреждения обычно носили другие названия, такие как ханка , такья (или такия по-арабски, текке по-турецки) или дарга (храм), хотя иногда эти термины имели более конкретные значения. [4] [6] [5] [18] В ранней Османской империи родственный термин «завье» обычно обозначал многоцелевой религиозный комплекс, который обслуживал суфиев и служил местом поклонения. [19] [4] Многие важные ранние османские мечети, такие как Зеленая мечеть в Бурсе , построенная в начале 15 века, являются примерами этого типа. [19]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Zaouia» традиционно является французской транслитерацией арабского زاوية , а «zawiya» — более распространенной английской транслитерацией. [1] Написание «zaouia» до сих пор широко используется в некоторых странах, например в Марокко. [2]
  1. ^ Холстед, Джон П. (1967). Возрождение нации; Истоки и подъем марокканского национализма, 1912–1944 гг . Центр ближневосточных исследований Гарвардского университета. стр. VI.
  2. ^ Пейрон, Майкл (2020). Берберы Марокко: история сопротивления . Издательство Блумсбери. стр. XIV. ISBN  978-1-83860-373-1 .
  3. ^ Петерсен, Эндрю (1996). «завия». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. п. 318. ИСБН  978-1-134-61366-3 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Блэр, Шейла С.; Кац, Дж. Г. и Хамес, К. (2002). «Завия» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 466–470. ISBN  978-90-04-12756-2 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Кейн, Усман (1995). «Завия». В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордская энциклопедия современного исламского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-506613-5 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Ханака». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. стр. 381–382. ISBN  978-0-19-530991-1 .
  7. ^ Jump up to: а б Леви-Провансаль, Эварист (1987) [1927]. «Завия» . Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . Том. 8. Э.Дж. Брилл. п. 1220. ИСБН  978-90-04-08265-6 .
  8. ^ Руди, Джон (2005). Современный Алжир: истоки и развитие нации . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 103. ИСБН  978-0-253-21782-0 .
  9. ^ Зангар, Салуа. «Медрасе и Завия Сиди Абида аль-Гариани» . Откройте для себя исламское искусство – Виртуальный музей . Проверено 18 октября 2021 г.
  10. ^ Зангар, Салуа. «Сиди Сахиб Завия и медресе» . Откройте для себя исламское искусство – Виртуальный музей . Проверено 18 октября 2021 г.
  11. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; VI ок. 1250–1500 гг.; D. Западные исламские земли». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-530991-1 .
  12. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Тлемсен». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-530991-1 .
  13. ^ «Мавзолей Мулая Идриса – Откройте для себя исламское искусство – Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 19 октября 2021 г.
  14. ^ Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. стр. 123–131. ISBN  2-7233-0159-1 .
  15. ^ Моджуетан, бакалавр (2005). «Марокко: марабутский кризис, основание династии алавитов» . В Шиллингтоне, Кевин (ред.). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. стр. 999–1000. ISBN  978-1-135-45670-2 .
  16. ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-33767-4 .
  17. ^ Jump up to: а б Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. ISBN  978-977-416-077-6 .
  18. ^ Петерсен, Эндрю (1996). «текке». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. п. 279. ИСБН  978-1-134-61366-3 .
  19. ^ Jump up to: а б Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN  978-1-85149-604-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f6bd61e978c571288847237ddf267f54__1718934660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/54/f6bd61e978c571288847237ddf267f54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zawiya (institution) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)