Jump to content

Зеленая мечеть, Бурса

Координаты : 40 ° 10'55 "N 29 ° 04'28" E  /  40,18194 ° N 29,07444 ° E  / 40,18194; 29.07444
Зеленая мечеть
Зеленая мечеть
Религия
Принадлежность ислам
Расположение
Расположение Бурса , Турция
Зеленая мечеть, Бурса расположена в Турции.
Зеленая мечеть, Бурса
Расположение мечети в Турции
Географические координаты 40 ° 10'55 "N 29 ° 04'28" E  /  40,18194 ° N 29,07444 ° E  / 40,18194; 29.07444
Архитектура
Архитектор(ы) Хаджи Иваз Паша
Тип Мечеть
Стиль Исламская , Османская архитектура
Новаторский 1412
Завершенный 1424 ; 600 лет назад ( 1424 )
Минарет (а) 2
Часть Бурса и Джумалыкызык: рождение Османской империи
Критерии Культурные: (i), (ii), (iv), (vi)
Ссылка 1452-006
Надпись 2014 г. (38-я сессия )

Зеленая мечеть ( турецкий : Yeşil Camii ), также известная как мечеть Мехмеда I , является частью более крупного комплекса ( külliye ) на восточной стороне Бурсы, Турция , бывшей столицы турок -османов до того, как они захватили Константинополь в 1453 г. Комплекс состоит из мечети, мавзолея, известного как Зеленая гробница , медресе , общественной кухни и бани . Название Зеленая мечеть происходит от ее зелено-синей внутренней отделки из плитки . [1] Он является частью исторического ЮНЕСКО объекта Всемирного наследия . [2]

Строительство

[ редактировать ]

Зеленую мечеть часто рассматривают как кульминацию раннего османского архитектурного стиля, главным образом из-за уровня эстетического и технического мастерства, проявленного внутри мечети. [3]

Зеленая мечеть была построена по заказу султана Мехмеда I Челеби , правившего с 1413 по 1421 год, после борьбы со своими братьями за воссоединение Османской империи. [4] Строительство мечети было начато в 1412 году и, согласно надписи над ее входным порталом, было завершено в декабре 1419 года или январе 1420 года ( Зуль-Хиджа 822 года хиджры ). [5] [6] Строительством руководил архитектор и меценат визирь Хаджи Иваз-паша, который был полководцем при Мехмеде I. [7] После смерти Мехмед I был похоронен в мавзолее под названием « Зеленая гробница» , построенном по заказу его сына и преемника Мурада II и расположенном внутри комплекса. [4] Строительство гробницы было завершено в мае 1421 года. [8]

Декоративные работы в мечети продолжались и после смерти Мехмеда I. [4] Каллиграфическая надпись в султанской ложе над входом сообщает, что украшение было завершено в августе 1424 года (в конце Рамадана 827 года) Наккасом («Художником») Али бин Ильяс Али. [5] Считается, что Али бин Ильяс Али привел в помощь разнообразную группу мастеров, называемых «Мастерами Тебриза». [3] Это основано на надписи на плитках вокруг михраба мечети, которая подписана как «работа мастеров Тебриза». [5] Тебриз , выдающийся художественный и культурный центр в западном Иране, был особенно важным каналом, через который влияние Тимуридов достигало Зеленой мечети, поскольку она подвергалась вторжению Тимуридов на протяжении четырнадцатого и пятнадцатого веков. [9] Хаджи Иваз-паша также «привозил мастеров и специалистов из зарубежных стран», чтобы помочь в строительстве мечети. По словам историка 15-го века Ашикпашазаде , [3] Другая персидская надпись внутри королевской ложи над входом идентифицирует Мехмеда эль-Мекнуна («Мехмета Безумного») как художника, украсившего керамику мечети. [4] [10] Ученый Патриция Блессинг отмечает, что точная роль каждого человека, упомянутого в надписях, до сих пор не определена, поскольку терминология, используемая в этих исторических текстах, сегодня не до конца понята. [11]

Реставрации

[ редактировать ]

Из-за землетрясения в Бурсе силой 7,5 баллов в 1855 году комплекс был подвергнут обширной реконструкции, запланированной французским архитектором и художником Леоном Парвилле, начиная с 1863 года. [1] Точная дата завершения неизвестна. Ахмет Вефик-паша, региональный администратор Западной Анатолии и покровитель сохранения османского культурного наследия, попросил Парвилле восстановить основные королевские памятники города четырнадцатого и пятнадцатого веков. В этот период Бурса претерпевала трансформацию в современный город. [12]

Парвилле впервые посетил османскую столицу Стамбул в 1851 году, а затем переехал туда в 1855 году. Он работал в империи декоратором, подрядчиком и архитектором. [13] Парвилле хорошо разбирался в основных аспектах раннего османского стиля благодаря своему опыту жизни и работы в этом регионе, а также обширному исследованию этого предмета. [13] Французский консул в Бурсе заявил в 1906 году, что Парвилле оставался в Бурсе с 1862 по 1867 год, но это оспаривается. Неясно, просто ли Парвилле спланировал реставрацию, а затем покинул Бурсу, или остался, чтобы контролировать выполнение своих требований. В любом случае документально подтверждено, что Парвилле вернулся в Париж к 1867 году, чтобы спроектировать и построить турецкий павильон, представленный на Всемирной выставке . [14]

Парвилле участвовал в восстановлении интерьера и экстерьера мечети, включая облицовку плитки. [14] Парвилле восстановил черную плитку на портале мечети. [9] Два минарета были перестроены Парвилле на старом фундаменте. [4] Полихромные расписные украшения, украшавшие ранее верхние части стен и потолков, не реставрировались. [1]

Во время второй реставрации, проходившей с 1941 по 1943 год, керамическая облицовка плиток была снята и установлена ​​заново. [9]

Зеленая мечеть прошла еще одну реконструкцию, начавшуюся в 2010 году и вновь открывшуюся 11 мая 2012 года, которая обошлась в 1,8 миллиона турецких лир. [15]

Сегодняшний день

[ редактировать ]

Зеленая мечеть сейчас является популярным туристическим местом в Бурсе. С 2014 года он является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО , расположенного вокруг исторической Бурсы. [16]

Архитектура

[ редактировать ]

Интерьер

[ редактировать ]
Duration: 4 minutes and 2 seconds.
Видео: Зеленая мечеть Бурсы, 2017 г.

Зеленая мечеть построена в форме перевернутой Т-образной формы и представляет собой двухэтажное здание кубической формы с пристройкой с южной стороны. В мечети есть вестибюль у входа, ведущий по небольшой лестнице в центральный молитвенный зал. [17] Эта лестница имеет четыре мраморных углубления (по-турецки: papuçluk ) с каждой стороны для тапочек. Эти архитектурные включения указывают на то, что раньше двор был заасфальтирован, хотя теперь он покрыт ковровым покрытием. [18]

окружен айванами (турецкий: eyvans Центральный зал, идущий с севера на юг, с востока и запада ). Оба куполообразные и двухэтажные. Есть две двери, айваны меньшего размера, ведущие в угловые комнаты на первом этаже, похожие на комнаты на северной стороне здания, в каждой из которых есть камин. Центральный коридор, идущий с севера на юг, пересекается более длинным коридором, идущим с востока на запад. [17]

В центральном коридоре главного зала находится восьмиугольный фонтан из белого мрамора с бассейном под центральным куполом — самым высоким куполом мечети — который освещается фонарем над головой. По обе стороны бассейна еще два айвана ведут в комнаты для путешествующих дервишей, а более высокий айван прямо за водой (если смотреть со стороны входа в центральный зал) ведет в сам молитвенный зал. [19] В этом айване есть ниша михраба на южной ( кибла ) стороне мечети, а также два ряда по четыре окна.

Сразу за входом в Зеленую мечеть находится фойе. Отсюда в обе стороны простираются широкие коридоры, обрамленные византийскими колоннами, заканчивающиеся лестницами, ведущими в царские покои. [20] Эти угловые комнаты выходят во внутренний двор и соединяются с еще одной небольшой комнатой, ведущей к королевской ложе, которая фактически функционирует как еще один айван. В этих камерах есть винтовые лестницы, ведущие на чердаки. [21] Между этими угловыми комнатами открывается проход на балконы северного фасада, где минарета начинаются ступени . Два минарета, расположенные напротив друг друга на северном фасаде, были пристроены позднее. Крыльцо было спроектировано, но так и не построено.

Экстерьер

[ редактировать ]

Мраморные панели, большая часть которых была заменена в девятнадцатом веке, перекрывают здание мечети из тесаного песчаника. Дверь венчает полукупол с каскадом мукарна , лицо которого покрыто арабесками и Руми . надписями [18] Над нишами с каждой стороны входной двери находится надпись, посвященная Хаджи Ивазу-паше, проектировщику мечети. Между надписью и мукарнами находится небольшое окошко, освещающее путь к султанской ложе. [18]

Купола на вершине здания изначально были покрыты синей и зеленой плиткой, но теперь покрыты свинцом. [17] имеются пробитые в барабаны В куполах и на наружных стенах окна. Окулус . над умывальником в центральном зале во время реставрации был огорожен фонарем [17]

два минарета были оснащены каменными шпилями, вырезанными в стиле барокко Во время ремонта . Попасть в них можно только через апартаменты султана и поднявшись по винтовой лестнице на чердак. [22]

Украшение

[ редактировать ]
Плитка из Ешиль Тюрбе (Зеленой гробницы), находившейся в том же комплексе, что и Зеленая мечеть. Столь же красочные и замысловатые плитки использовались по всей Зеленой мечети, особенно в михрабе.

В Зеленой мечети используется весьма разнообразная техника изготовления плитки (в том числе плитка с черной линией (часто ошибочно принимаемая за плитку Cuerda Seca , но технически отличающаяся от нее ), монохромная подглазурная плитка, мозаика и расписной терракотовый рельеф). [23] и цвета (включая зеленый, синий, бирюзовый, белый, желтый, светло-фиолетовый и темно-фиолетовый). [24] Плитка с черной линией, составляющая большую часть плитки внутри мечети, [23] отражают обширное влияние Тимуридов, возникшее в результате частых вторжений империи на территории Османской империи . [25] Это влияние можно наблюдать и в тимуридской керамике. [23] и архитектура в Центральной Азии, например, мавзолей в храмовом комплексе Шах-и-Зинда . [26] Более того, надпись над михрабом обозначает плитки с черной линией как амал-и устадхан-и Тебриз («работа мастеров Тебриза»), [27] в сопровождении куплета персидского поэта Саади . [5] Между тем, плитка с синей и бирюзовой глазурью в прихожей и айванах, а также украшенная золотом зеленая шестиугольная плитка в айванах, [28] выявить влияние сельджуков (что также можно наблюдать в медресе Каратай в Конье ). [29]

Отделка интерьера плиткой

[ редактировать ]
Михраб мечети с множеством замысловатых плиток с черной линией, двенадцатью рядами мукарн и двумя ребристыми колоннами.

В коридоре, соединяющем вестибюль с молитвенным залом, стены покрыты темно-зеленой шестиугольной плиткой, акцентированной большим медальоном в центре каждой стены. Эти медальоны украшены замысловатым цветочным арабеском. [30] в плитках с черной линией и глазурью белого, желтого, зеленого и синего цветов. [31]

Медальон в коридоре, соединяющий вестибюль с молитвенным залом мечети.

Утопленные махфилы , обрамляющие проход в молитвенный зал, покрыты такой же темно-зеленой шестиугольной обшивочной плиткой с золотым декором и большой замысловатой арабеской на каждом потолке. [32]

Еще больше темно-зеленых шестиугольных обшивочных плиток, каждая из которых украшена толстым слоем золотого наложения. [31] прикройте большие айваны, стоящие по бокам молитвенного зала. Эти плитки окружает узкая черная полоса с цветочным рисунком, увенчанная более крупной черной полосой с бело-золотой надписью на синем фоне. [31]

В самом молитвенном зале темно-зеленые шестиугольные и треугольные плитки (включая некоторые замены девятнадцатого и тринадцатого веков). [33] покрыть нижние части стен. [31]

Михраб и его формованная плиточная рамка имеют широкий спектр стилей, форм и цветов плитки. Квадратные плитки с черной линией, глазурованные синим, фиолетовым, белым и желтым цветом, покрывают интерьер михраба геометрическими мотивами. [28] Не менее красочные растительные арабески, состоящие из квадратных и прямоугольных плиток с черной линией, украшают перемычки. [34] Двенадцать рядов мукарн и две ребристые колонны ниши михраба. [35] имеют такую ​​​​же замысловатую и красочную плитку.

В ложе султана стены и потолок покрыты позолоченными [30] плитки с черными линиями, изображающие звезды и многоугольники. [34] В отличие от этих геометрических мотивов, бордюр из черной плитки вокруг входа в мечеть украшен растительными мотивами. [33]

Деталь ниши мукарнаса над входом

Резные украшения присутствуют на всех элементах экстерьера мечети, от входа до михрабов и оконных рам. [36] Передний портал мечети выполнен из резного мрамора и представляет собой высокую утопленную нишу мукарнас с уникальной мраморной тимпаной (украшенной арабесками). [37] обрамление боковых окон. [38] [33] Этот портал, обрамленный цветочной резьбой и Священными Писаниями, [33] ссылается на аналогичные порталы, найденные в сельджукских мечетях, медресе и мавзолеях. [29]

Две комнаты -табаны , соединенные с центральным коридором и предназначенные для размещения путников, содержат резные гипсовые ниши и окаки (камины с высоким колпаком). [32] В арке над одной из дверей помещена трехстрочная каллиграфическая надпись. [32]

Другие здания комплекса

[ редактировать ]

Мечеть была центром более крупного религиозного и благотворительного комплекса ( куллие ), который включал в себя несколько других зданий поблизости. К ним относятся мавзолей (Зеленая гробница), медресе, имарет (общественная кухня) и хаммам (общественная баня).

Мавзолей

[ редактировать ]
Зеленая гробница

Мавзолей Мехмеда I расположен на холме напротив мечети, к юго-востоку. Он состоит из восьмиугольной конструкции, покрытой куполом диаметром 15 метров (49 футов). Все здание украшено изразцами, причем в зале мавзолея они столь же богаты, как и в мечети. Они покрывают стены, кенотафы и еще один богато украшенный михраб. [39] Погребальная камера или склеп (сегодня обычно недоступный для посетителей) расположена под полом главной камеры, где расположены кенотафы. [39] [40] Помимо захоронения султана, в мавзолее находятся могилы его сыновей Мустафы, Махмуда и Юсуфа, а также нескольких женщин его семьи и его няни. [40]

Медресе (в котором сейчас находится Музей турецкого и исламского искусства Бурсы )

Медресе комплекса Мехмеда I, расположенное к юго-западу от мечети, представляет собой хорошо спланированный пример медресе с открытым двором этого периода, имеющий сходство с медресе эпохи Сельджуков . Он имеет украшенный входной айван, ведущий во внутренний двор. Двор окружен аркадными портиками с трех сторон и купольным дершаном со стороны, противоположной входу. Два небольших айвана также встречаются по двум другим боковым сторонам двора, но стоят за портиками. [41] В настоящее время здесь находится Музей турецкого и исламского искусства Бурсы . [42]

Хаммам комплекса расположен к востоку от Зеленой гробницы, а имарет – к северо-востоку от гробницы. От первоначальных построек обоих зданий сохранились лишь частичные остатки. [9]

  1. ^ Jump up to: а б с «Ешил Ками | Архнет» . www.archnet.org . Проверено 10 марта 2019 г.
  2. ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Бурса и Джумалыкызык: рождение Османской империи» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 10 апреля 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Эрсой, Ахмет (1 января 2007 г.). «Архитектура и поиски османского происхождения в период Танзимата». Мукарнас Онлайн . 24 (1): 117–139. дои : 10.1163/22118993-90000113 . ISSN   0732-2992 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Свободно, Джон (2011). История османской архитектуры . ВИТ Пресс. стр. 45–49. ISBN  9781845645069 . OCLC   714042767 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 142–144. ISBN  9780300064650 .
  6. ^ Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 64. ИСБН  0500274290 .
  7. ^ «Иваз бин Ахи Баязид» . Архнет . Проверено 10 марта 2019 г.
  8. ^ Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 66. ИСБН  0500274290 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Блессинг, Патрисия (сентябрь 2017 г.). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 225–250. дои : 10.1086/692804 . ISSN   0016-920X . S2CID   158811302 .
  10. ^ Кубань, Доган (1986). Турецкая культура и искусство . ББА. п. 70.
  11. ^ Блессинг, Патрисия (сентябрь 2017 г.). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 239–241. дои : 10.1086/692804 . ISSN   0016-920X . S2CID   158811302 .
  12. ^ Эрсой, Ахмет (5 июля 2017 г.). Архитектура и позднеосманское историческое воображение: реконфигурация архитектурного прошлого в модернизирующейся империи . ISBN  9781351576000 . OCLC   999614479 .
  13. ^ Jump up to: а б Жирарделли, Миюки Аоки (2006). Леон Парвилле и дискурс о «турецкой» архитектуре . стр. 160, 164, 165.
  14. ^ Jump up to: а б Сен-Лоран, Беатрис (1986). «Леон Парвилле, его роль реставратора памятников Бурсы и его вклад во Всемирную выставку 1867 года». В Бату, Х.; Бак-Граммон, Ж.-Л. (ред.). Османская империя, Турецкая Республика и Франция . стр. 247–282.
  15. ^ «Историческая мечеть открывается после ремонта в провинции Бурса» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 10 марта 2019 г.
  16. ^ «Бурса и Джумалыкызык: рождение Османской империи» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 27 апреля 2019 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д «Йешил Ками» . Архнет .
  18. ^ Jump up to: а б с Годфри, Гудвин (1971). История османской архитектуры . Балтимор: Johns Hopkins Press. стр. 64 . ISBN  978-0801812026 .
  19. ^ Свободно, Джон (2011). История османской архитектуры . ВИТ Пресс. п. 47. ИСБН  9781845645069 .
  20. ^ Годфри, Гудвин (1971). История османской архитектуры . Балтимор: Johns Hopkins Press. стр. 59 . ISBN  978-0801812026 .
  21. ^ Годфри, Гудвин (1971). История османской архитектуры . Балтимор: Johns Hopkins Press. стр. 60 . ISBN  978-0801812026 .
  22. ^ Годфри, Гудвин (1971). История османской архитектуры . Балтимор: Johns Hopkins Press. стр. 65 . ISBN  978-0801812026 .
  23. ^ Jump up to: а б с Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 236. дои : 10.1086/692804 . S2CID   158811302 .
  24. ^ Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 238. дои : 10.1086/692804 . S2CID   158811302 .
  25. ^ Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 227. дои : 10.1086/692804 . S2CID   158811302 .
  26. ^ Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 242. дои : 10.1086/692804 . S2CID   158811302 .
  27. ^ Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 238–9. дои : 10.1086/692804 . S2CID   158811302 .
  28. ^ Jump up to: а б Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 237. дои : 10.1086/692804 . S2CID   158811302 .
  29. ^ Jump up to: а б Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 248. дои : 10.1086/692804 . S2CID   158811302 .
  30. ^ Jump up to: а б Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Джонс Хопкинс Пресс. п. 60.
  31. ^ Jump up to: а б с д Бернус-Тейлор, Марта (1997). «Декор «Зеленого комплекса» в Бурсе, отражение искусства Тимуридов» . Среднеазиатские тетради . 3/4 : 253.
  32. ^ Jump up to: а б с Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Джонс Хопкинс Пресс. п. 61.
  33. ^ Jump up to: а б с д «Йешил Ками» . Архнет .
  34. ^ Jump up to: а б Бернус-Тейлор, Марта (1997). «Декор «Зеленого комплекса» в Бурсе, отражение искусства Тимуридов» . Среднеазиатские тетради . 3/4 : 254.
  35. ^ Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Джонс Хопкинс Пресс. п. 62.
  36. ^ Свободно, Джон (2011). История османской архитектуры . ВИТ Пресс. п. 45. ИСБН  9781845645069 .
  37. ^ Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Джонс Хопкинс Пресс. п. 64.
  38. ^ Бернус-Тейлор, Марта (1997). «Декор «Зеленого комплекса» в Бурсе, отражение искусства Тимуридов» . Среднеазиатские тетради . 3/4 : 252.
  39. ^ Jump up to: а б Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. стр. 102–108. ISBN  9781851496044 .
  40. ^ Jump up to: а б Оний, Генюль; Клауд, Лале; Чакмак, Шакир; Даш, Эртан; Демир, Айдоган; Демиральп, Йекта; Куюлу, Инджи; Юнал, Рахми Х. (2010). «IV.Iа Зеленый Комплекс». Раннее османское искусство: наследие Эмиратов . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ. ISBN  9783902782212 .
  41. ^ Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. стр. 95, 102, 150. ISBN.  9781851496044 .
  42. ^ Путеводитель DK Eyewitness по Стамбулу . Пингвин. 2016. с. 165. ИСБН  978-1-4654-5569-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f2a2656a5cb85bfb073909ffeb598af__1718901300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/af/7f2a2656a5cb85bfb073909ffeb598af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Green Mosque, Bursa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)