Jump to content

Ранняя османская архитектура

По часовой стрелке сверху слева: Зеленая мечеть в Бурсе (1412–1424 гг.), Большая мечеть (Улу Джами) в Бурсе (ок. 1400 г.), Мечеть Уч Шерефели в Эдирне (1437–1447 гг.), Изразцовый киоск (1472 г.) во дворце Топкапы , Стамбул.

Ранняя османская архитектура соответствует периоду османской архитектуры примерно до 15 века. [ 1 ] [ 2 ] В этой статье рассматривается история османской архитектуры до конца правления Баязида II ( годы правления 1447–1512 ), до появления того, что обычно считается «классической» османской архитектурой в 16 веке. [ а ] Ранняя османская архитектура была продолжением более ранней архитектуры Сельджуков и Бейликов, а также включала в себя местные византийские влияния. [ 1 ] [ 5 ] [ 4 ] Новые стили сформировались в столицах Бурсы и Эдирне, а также в других важных ранних османских городах, таких как Изник . В этот ранний период преобладали три основных типа построек: однокупольные мечети (например, Зеленая мечеть в Изнике), здания «Т-плана» (например, Зеленая мечеть в Бурсе) и многокупольные здания (например, Великая мечеть Бурса ). Религиозные здания часто были частью более крупных благотворительных комплексов ( куллие ), которые включали в себя другие постройки, такие как медресе , хаммамы , гробницы и коммерческие учреждения.

Мечеть Уч Шерефели в Эдирне, построенная в 1447 году, имеет широкий аркадный двор, ведущий в молитвенный зал, над которым возвышается огромный центральный купол. Его дизайн ознаменовал важный шаг в эволюции к форме более поздних имперских мечетей. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] После завоевания Константинополя в 1453 году Мехмедом II первой османской императорской мечетью в городе стала мечеть Фатих, построенная в 1470 году. Ее дизайн продемонстрировал растущее влияние древней Святой Софии на османских архитекторов, а также создал прецедент для огромных куллие комплексов . с высокоорганизованным планом сайта. [ 10 ] Мечеть Баязида II , построенная в 1505 году в том же городе, часто считается кульминацией архитектурных разработок 15 века и последним шагом на пути к классическому стилю 16 века. [ 11 ] [ 12 ] [ 2 ]

Ранние события (до правления Мехмеда I)

[ редактировать ]

Первые османы обосновались на северо-западе Анатолии, недалеко от границ Византийской империи . Их положение на этой границе способствовало влиянию византийской архитектуры и других древних памятников региона, и были примеры подобных архитектурных экспериментов со стороны других местных династий региона. [ 13 ] Одним из первых появившихся стилистических отличий Османской империи была традиция проектировать более полные фасады перед мечетями, особенно в виде портика с арками и колоннами. [ 13 ] Еще одним ранним отличием была опора на купола. [ 14 ] Первые османские постройки были построены в Сёгюте , самой ранней османской столице, и в близлежащем Биледжике , но они не сохранились в своем первоначальном виде. В их число входят пара небольших мечетей и мавзолей, построенные во Эртугрула (конец 13 века). времена [ 15 ] Бурса была захвачена в 1326 году османским лидером Орханом. Он служил столицей Османской империи до 1402 года, став крупным центром покровительства и строительства. [ 16 ] Орхан также захватил Изник ​​в 1331 году, превратив его в еще один ранний центр османского искусства . [ 17 ]

В этот ранний период в основном существовало три типа мечетей: однокупольная мечеть, мечеть Т-образного плана (или завие ) и многоблочная или многокупольная мечеть. [ 14 ] В раннем османском обществе суфийские религиозные ордена были наиболее важными организациями, мобилизовавшими людей и организовавшими религиозную жизнь; суннитские улемы (религиоведы и юристы) стали лидерами религиозной жизни лишь позже, по мере развития Османского государства. [ 18 ] В результате важнейшим типом культового сооружения вплоть до первой половины XV века (до правления Мурада II ) было завийе (от арабского завия ) — многофункциональное религиозное сооружение, вмещавшее суфийские братства. Хотя мечети были построены, основными фундаментами ранних османских султанов были завие , а не мечети. Медресе ( турецкий : medrese ), которые обслуживали улемов , также были менее важными и менее многочисленными до более поздних периодов. Многие из ранних завий были позже преобразованы в формальные мечети в течение 14 и 15 веков, преобразование, которое архитектурно выразилось в добавлении минаретов (иногда грубого вида). [ 19 ]

Конец 14-го и начало 15-го века были, кроме того, периодом политического и культурного взаимодействия между Османским государством, другими анатолийскими бейликами , Султанатом Мамлюков и Империей Тимуридов . [ 20 ] Некоторые из анатолийских династий в этот период нанимали сирийских архитекторов. В западной Анатолии мечеть Иса-бей в Сельчуке (1374–1375 гг.), построенная для Айдинидов , и Большая мечеть Манисы (1367 г.), построенная для Саруханидов , были спроектированы архитекторами из мамлюкской Сирии и вдохновлены планировкой мечети Омейядов в Западной Анатолии. Дамаск (начало VIII века). [ 20 ] Таким образом, османская и анатолийская архитектура этой эпохи впитала в себя архитектурные идеи архитектуры Тимуридов , архитектуры мамлюков и старых исламских памятников в этих регионах. [ 21 ]

Однокупольные мечети

[ редактировать ]

Мечеть Хаджи Озбека (1333 г.) в Изнике — старейшая османская мечеть, надпись на которой свидетельствует о ее строительстве. [ 13 ] Это также первый пример османской однокупольной мечети, состоящей из квадратной камеры, покрытой куполом. [ 22 ] Он построен из чередующихся слоев кирпича и тесаного камня, техника, которая, вероятно, была скопирована с византийских образцов и повторялась в других османских постройках. [ 23 ] Купол покрыт терракотовой плиткой , что также было принято в ранней османской архитектуре до того, как более поздние османские купола были покрыты свинцом . [ 23 ] Другие постройки времен Орхана были построены в Изнике, Биледжике и Бурсе. [ 3 ] Однокупольные мечети продолжали строиться и после этого, как, например, Зеленая мечеть в Изнике (1378–1391), построенная османским пашой . Зеленая мечеть Изника — первая османская мечеть, имя архитектора которой известно (Хаджи бин Муса). Он примечателен своим тщательным внешним дизайном и отделкой (хотя он был поврежден во время греко-турецкой войны 20-го века ), а также прихожей, предшествующей большой купольной камере. [ 24 ] Главный купол занимает квадратное пространство, и в результате переход между круглым основанием купола и квадратной камерой внизу достигается за счет серии треугольных резных фигур, известных как «турецкие треугольники», типа подвески , которая была распространена в Анатолии. Сельджукская и ранняя османская архитектура. [ 4 ] [ 25 ] [ 26 ] Пример однокупольной мечети с гораздо большим куполом можно найти в мечети Йылдирим Баязид I в Мудурну , которая датируется примерно 1389 годом. Амбициозный купол диаметром 20 метров был сравним с гораздо более поздними османскими мечетями, но его пришлось построить ближе к земле, чтобы он был устойчивым. Вместо турецких треугольников переход осуществляется через выступы , начинающиеся низко вдоль стен. [ 27 ]

Мечети «Т-план» и завье с

[ редактировать ]
Пример планировки «Т-план»: план Зелёной мечети в Бурсе.

В 1334–1335 годах Орхан построил мечеть возле Енишехирских ворот в Изнике, которая больше не стоит, но была раскопана и изучена археологами. Это важно как самый ранний известный пример типа завье , также известного как мечеть «Т-план» или мечеть «типа Бурсы». [ 28 ] Этот тип здания характеризуется центральным двором, обычно покрытым куполом, с айванами (куполообразными или сводчатыми залами, открытыми во двор) с трех сторон, одна из которых ориентирована на киблу (направление молитвы) и содержит михраб (ниша в стене , символизирующая киблу). Передний фасад обычно включал портик по всей ширине. Боковые айваны и другие помещения, пристроенные к этим зданиям, возможно, служили жильем суфийским студентам и странствующим дервишам , поскольку суфийские братства были одними из главных сторонников первых османов. [ 29 ] Вариации этого плана этажа были наиболее распространенным типом крупного религиозного сооружения, спонсируемого ранней османской элитой. Ярлык «типа Бурсы» обусловлен тем фактом, что в Бурсе и вокруг нее было построено множество примеров такого типа, в том числе мечеть Орхана Гази (1339 г.), мечеть Хюдавендигар (Мурада I) (1366–1385 гг.), Мечеть Йылдирима Баязида I. Мечеть (завершена в 1395 году) и Зеленая мечеть, Мехмедом I. построенная [ 5 ] [ 3 ] [ 4 ] Все эти мечети были частью более крупных религиозных комплексов ( куллие ), которые включали в себя и другие структуры, предлагающие услуги, такие как медресе (исламские колледжи), хаммамы (общественные бани) и имареты (благотворительные кухни). [ 4 ]

Зеленая мечеть в Бурсе, согласно ее надписям, была начата в 1412 году и завершена в декабре 1419 или январе 1420 года ( Зуль-Хиджа 822 года хиджры ), но ее экстравагантное изразцовое оформление записано как завершенное в августе 1424 года (в конце Рамадана 827 г. ). [ 30 ] Украшение из плитки, которое присутствует как в мечети, так и в соседнем мавзолее ( Зеленая гробница ), который ее сопровождает, является первым примером такого типа украшения в османской архитектуре . [ 30 ] Плитки изготовлены в технике куэрда-сека , которая, возможно, была импортирована в этот регион в это время мастерами-изготовителями, привезенными сюда из Тебриза в западном Иране , находившегося под контролем Тимуридов. [ 30 ] Трабрицкое происхождение мастеров зафиксировано в некоторых надписях. Ученый Доган Кубан отмечает, что украшение мечети и гробницы в целом, вероятно, было результатом сотрудничества мастеров из разных регионов и что это соответствовало природе анатолийского исламского искусства и архитектуры в предыдущие века. [ 31 ]

Яркие примеры зданий Т-плана за пределами Бурсы включают мечеть Фируз-бей в Миласе , построенную в 1394 году местным османским губернатором, [ 32 ] [ 33 ] и Нилюфер Хатун Имарет в Изнике, первоначально завье, построенное в 1388 году в честь Мурада I. матери [ 34 ] Мечеть Фируз-бей примечательна тем, что построена из камня и отличается высоким качеством резного декора. [ 32 ] [ 35 ] Два других примера Т-образного плана, мечеть Бейлербейи в Эдирне (1428–1429 гг.) и мечеть Яхши-бей в Измире (около 1441–1442 гг.), оба важны как более поздние сооружения Т-образного плана с более сложными декоративными системами крыш. В обоих зданиях привычные боковые айваны заменены отдельными залами, в которые можно попасть через дверные проемы из центрального помещения. В результате молитвы, вероятно, проводились только в айване , ориентированном на кыблу, демонстрируя, что здания завие часто не проектировались как простые мечети, а вместо этого имели более сложные функции. В обоих зданиях кибла-айван имеет полувосьмиугольную форму и покрыт полукуполом. крупной резьбой мукарнас , бороздками или другой геометрической резьбой. Купола и полукупола украшены [ 36 ]

Многокупольные здания

[ редактировать ]

Самая необычная мечеть этого периода — общинная мечеть, известная как Великая мечеть Бурсы или Улу Джами . [ 37 ] Мечеть была построена по заказу Баязида I и профинансирована за счет добычи, полученной в результате его победы в битве при Никополе в 1396 году. Она была завершена несколько лет спустя, в 1399–1400 годах. [ 37 ] Это многокупольная мечеть, состоящая из большого гипостильного зала, разделенного на двадцать равных пролетов в прямоугольной сетке четыре на пять, каждый из которых покрыт куполом, поддерживаемым каменными опорами. Купол над средним пролетом второго ряда имеет окулюс , а его пол занимает фонтан, выполняющий роль сана ( двора) в мечетях других регионов. [ 37 ] Минбар технике (кафедра) мечети является одним из лучших образцов ранних османских деревянных минбаров, изготовленных в кюндекари , в которой куски дерева соединяются друг с другом без гвоздей и клея. Его поверхности украшены надписями, цветочными ( арабесками ) и геометрическими мотивами . [ 1 ]

По словам Догана Кубана, некоторые из самых ранних османских «великих мечетей» ( Ulu cami s ) были построены Мурадом I в стиле, который типологически связан с более поздними многокупольными «Великими мечетями». [ 38 ] Их интерьеры не были полностью покрыты куполами, но имели три «нефа» или прохода, идущие между опорными колоннами здания к стене киблы . Средний неф был шире и покрыт двумя или тремя большими куполами, а боковые нефы имели более низкие сводчатые потолки. Единственным сохранившимся примером этих ранних трехнефных мечетей является Великая мечеть Пловдива . [ 38 ] Традиционно считается, что эта мечеть была построена Мурадом I после того, как он завоевал Пловдив (Филиппополис или Филибе) в 1363 году. [ 38 ] но более поздние исследования показали, что он был построен (или перестроен [ 39 ] ) вместо этого Мурадом II между 1433 и 1436 годами. [ 40 ] [ 41 ] Другими мечетями времен Мурада I, которые, судя по всему, имели аналогичную планировку, были мечеть Шехадет в Бурсе и мечеть Хюдавендигар в Гелиболу (Галлиполи), но они были разрушены в наше время. [ 38 ] Ученый Зейнеп Юрекли утверждает, что отсутствие хорошо сохранившихся и надежно датированных примеров затрудняет понимание эволюции османских «великих мечетей» до мечети Баязида I в Бурсе. [ 41 ]

После того, как Баязид I потерпел катастрофическое поражение в 1402 году в битве при Анкаре против Тимура , столица была перенесена в Эдирне во Фракии . Еще одна многокупольная соборная мечеть была начата здесь Сулейманом Челеби в 1403 году и закончена Мехмедом I в 1414 году. Сегодня она известна как Старая мечеть ( Эски Джами ). Она немного меньше Большой мечети Бурсы и представляет собой квадратную планировку, разделенную на девять куполообразных отсеков, поддерживаемых четырьмя опорами. [ 37 ] [ 42 ] Это была последняя крупная многокупольная мечеть, построенная османами (за некоторыми исключениями, такими как более поздняя мечеть Пияле-паша ). В более поздние периоды многокупольные здания были адаптированы для использования в нерелигиозных зданиях. [ 43 ] Одним из примеров этого является бедестен – своего рода торговый зал в центре базара – который Баязид I построил в Бурсе во время своего правления. [ 44 ] Подобный бедестен был построен в Эдирне Мехмедом I между 1413 и 1421 годами. [ 44 ]

Медресе Сулеймана-паши в Изнике, старейшее сохранившееся османское медресе, первоначально построенное в середине 14 века, но значительно отреставрированное в наше время.

Медресе существовали со времен Сельджуков и продолжали выполнять ту же функцию обучения суннитскому исламскому праву и обучению улемов (исламских ученых-юристов). Однако по сравнению с более ранними сельджукскими медресе их архитектура была гораздо менее показной. Более того, известно, что в XIV веке было построено относительно мало медресе, что указывает на то, что улемы еще не имели большого влияния в османском обществе в то время. Медресе иногда строились как независимые сооружения, но часто были частью более крупного комплекса куллие . [ 45 ]

В типичной планировке медресе преобладал большой внутренний двор (обычно прямоугольной формы) с аркадами, идущими по двум и более сторонам. Вокруг двора располагались комнаты, в которых размещались ученики, и обычно была одна большая куполообразная классная комната, известная как дершане . Если бы здание было выровнено по кибле , дершан мог бы также служить небольшой мечетью или молитвенной комнатой, но в этот период это было характерно только для нескольких медресе. В центре двора находился бассейн с водой. В ранних медресе туалеты обычно строились в отдельном здании поблизости, но в более поздних примерах они были включены в основную структуру медресе. Архитектурное оформление в основном ограничивалось главным входным порталом здания. [ 46 ]

Самым старым известным османским медресе, которое до сих пор сохранилось, является медресе Сулейман-паши в Изнике, построенное Сулейман-пашой (ум. 1357), сыном Орхана. На нем нет надписи, но, по оценкам, он был построен примерно в середине 14 века. Первоначальная форма здания неизвестна, поскольку позже оно было повреждено и восстановлено в наше время, но оно имеет типичный открытый двор, окруженный небольшими куполообразными помещениями, включая скромное дершане . [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] Орхан построил в Бурсе еще два медресе, но они не сохранились. [ 46 ] Единственное сохранившееся медресе XIV века — это одно из двух медресе, построенных для комплекса Кюллие Йылдирима Баязида I в Бурсе (около 1395 г.). Он был сильно поврежден и тщательно реконструирован в 19 веке. Это медресе имеет удлиненный двор и вход в виде айвана, покрытого куполом, что может представлять собой переход от формы сельджукских медресе к форме османских медресе. [ 50 ] По крайней мере, несколько медресе в начале 15 века, в том числе медресе Якуб-бея в Кютахье (около 1412 г.) [ 51 ] ) и медресе Хаджи Халил-паши в Гюмюшачикёй (1413–1415 гг.) . [ 52 ] ), были построены в «закрытом» стиле медресе раннего сельджукского периода, а это означает, что центральный двор (первоначально) был покрыт куполом. [ 53 ] Медресе комплекса Зеленой мечети Мехмеда I в Бурсе (около 1421 г.) представляет собой особенно элегантный и хорошо спланированный пример медресе с открытым двором того периода, имеющий сходство с «открытым» медресе эпохи Сельджуков. Он имеет украшенный входной айван, ведущий во внутренний двор с аркадными портиками по трем сторонам и купольным дершаном на противоположной от входа стороне. Два небольших айвана также встречаются по двум другим боковым сторонам двора, но стоят за портиками. [ 54 ] В целом, разнообразие планировок медресе в начале 15 века демонстрирует, что примерно в это время проводилось определенное количество экспериментов, прежде чем позже в том же столетии появилась более классическая форма медресе. [ 55 ]

Османский хаммам ( общественные бани , по-турецки пишется как хамам ) был связан с другими хаммамами мусульманского мира и, как и они, произошел от римских бань и ранних византийских бань. [ 56 ] [ 57 ] Его часто изображали как часть куллие и, как и мечеть, считали важной особенностью исламских городов. [ 58 ] Форма и стиль хаммамов в более поздние периоды Османской империи мало чем отличались от таковых в ранний период. Принципы проектирования остались прежними, и в рамках этой структуры дизайна можно найти разнообразие пространственных конфигураций в большинстве периодов османской архитектуры. [ 56 ]

Эски Каплыца , баня, построенная на термальном источнике в Бурсе; черепичная конструкция слева датируется Мурадом I (годы правления 1360–1389), а конструкция свинцовой крыши справа датируется периодом Баязида II (годы правления 1481–1512). [ 59 ]

Хаммамы традиционно состояли из регулярной последовательности помещений, которые купальщики посещали в одном и том же порядке: раздевалка или комната для раздевания (соответствует римскому аподитерию ), холодная комната (типа римского фригидария ), теплая комната (типа тепидария ), и горячая комната (например, кальдарий ). В османских банях холодная комната ( согуклюк ) обычно отсутствует или совмещается с раздевалкой (известной как камекан или союнмалик ). [ 56 ] [ 57 ] [ 60 ] Эта комната часто является самой большой куполообразной камерой в комплексе, а переход между куполом и квадратной камерой часто выполняется с помощью кос, «турецких треугольников» или декоративных мукарн . В этом помещении обычно имеется центральный фонтан ( шадирван ) и окружены деревянными галереями. [ 61 ] В османских банях теплая комната ( ılıklık ) с архитектурной точки зрения не акцентируется и может быть не более чем переходным пространством между раздевалкой и горячей комнатой. [ 60 ] Горячая комната ( харарет или сычаклык ) обычно является самой сложной частью бани. [ 62 ] Его планировка обычно состоит из центрального купольного пространства, окруженного четырьмя айванами симметричной или крестообразной формы. [ 62 ] [ 57 ] Углы между этими айванами часто занимают куполообразные помещения меньшего размера — халветы , которые использовались для частного купания. [ 57 ] [ 62 ] В больших хаммамах раздевалка, теплая комната и парные обычно располагались вдоль линейной оси, но хаммамы меньшего размера часто имели более гибкую и асимметричную планировку. Некоторые хаммамы были «двойными» хаммамами, в которых были отдельные секции для мужчин и женщин, хотя женская секция часто была меньше мужской. [ 56 ] Тепло вырабатывалось с помощью гипокаустной системы, в которой горячая вода текла по трубам в стенах и под полом. [ 56 ] Несколько ванн в Турции были построены с использованием природных горячих источников , например, Эски Каплыка («Старые термальные ванны ») в Бурсе, впервые построенные Мурадом I (годы правления 1360–1389). [ 63 ]

Из-за влажности бань нижние стены хаммамов обычно отделаны мрамором и редко декорируются. Однако купола ранних османских хаммамов часто украшались резной лепниной (штукатуркой) - техникой, распространенной в исламской архитектуре. Лепной декор встречался и в других османских постройках, но особенно он был характерен для хаммамов. [ 64 ] Штукатурка была нанесена на кирпичные конструкции внутри купола и в переходной зоне между куполом и квадратным помещением внизу. Купола могли быть украшены спиральными бороздками и геометрическими узорами, а переходные зоны - мукарнами , турецкими треугольниками или подобными мотивами. [ 65 ] Пример такого украшения можно увидеть в хамаме Исмаил-бей в Изнике, датируемом концом 14 или началом 15 века. [ 65 ] [ 1 ] Наиболее совершенный и относительно хорошо сохранившийся лепной декор этого периода находится в хаммамах, построенных в Эдирне во времена правления Мурада II (между 1421 и 1451 гг.). [ 65 ] такие как Гази Михал Хамам (1422 г.), [ 66 ] Хамам Бейлербейи (1429 г.), [ 67 ] Хамам Топкапы или Аладжа (1441 г.) и Хамам Еничери (дата не указана). [ 65 ]

Среди других примеров османских хамамов, построенных до 1453 года (сегодня находящихся в различных состояниях сохранности), - хамам Орхан-бея в Бурсе (построенный около 1339 года для его религиозного комплекса). [ 68 ] [ 69 ] ), хамам Демирташ в Бурсе (14 век). [ 70 ] ), хамам Хаджи Хамза в Изнике (конец 14 или начало 15 века). [ 71 ] ), Хамам Челеби Султана Мехмета в Мерзифоне (1413 г. ) [ 72 ] [ 73 ] ), Придворная баня в Бурсе (1421 г.) [ 74 ] ), эмир Султан Хамам в Бурсе (1426 г.) [ 75 ] ), хамам Караджабей в Анкаре (1444 г.) [ 76 ] ) и бей-хамам в Салониках (1444 г. ). [ 77 ] ), а также многие другие, имеющие различное значение. [ 58 ] После завоевания Константинополя в 1453 году большинство хаммамов в новой столице были спроектированы как часть более крупных комплексов куллие и мечетей. [ 58 ]

Правление Мурада II

[ редактировать ]

Комплексы правления Мурада II

[ редактировать ]

В правление Мурада II (между 1421 и 1451 годами с перерывами) сохранились некоторые традиции и были введены новые новшества. Хотя столица находилась в Эдирне, Мурад II построил свой погребальный комплекс ( Комплекс Мурадие ) в Бурсе между 1424 и 1426 годами. [ 79 ] Он включал в себя мечеть (глубоко отреставрированную в XIX веке), медресе, имарет и мавзолей. Его кладбище превратилось в королевский некрополь, когда позже здесь были построены мавзолеи, хотя Мурад II был единственным похороненным здесь султаном. [ 80 ] [ 81 ] Мавзолей Мурада II уникален среди королевских гробниц Османской империи, поскольку его центральный купол имеет отверстие в небо, а мавзолей его сына был построен в непосредственной близости от него, согласно последнему желанию султана. [ 80 ] [ 82 ] Медресе комплекса является одним из наиболее совершенных с архитектурной точки зрения того периода и одним из немногих сохранившихся такого рода. [ 80 ] [ 83 ] По форме оно очень похоже на медресе более раннего комплекса Зеленой мечети. [ 55 ] Он имеет квадратный двор с центральным фонтаном ( шадырваном ), окруженный куполообразным портиком, за которым расположены сводчатые помещения. На юго-восточной стороне двора находится большой куполообразный класс ( дершане ), входной фасад которого (выходящий во двор) украшен плиткой. [ 80 ] В Эдирне Мурад II в 1435 году построил еще одно завье для суфиев, ныне известное как мечеть Мурад II . Он повторяет план типа Бурсы, а также имеет богатый декор из плитки, аналогичный Зеленой мечети в Бурсе, а также новую сине-белую плитку с китайским влиянием. [ 84 ] [ 85 ] Мурад II также начал строительство дворцовых сооружений на месте нынешнего дворца Эдирне, но ни одно из них не сохранилось и настоящим основателем дворца является его преемник Мехмед II. [ 86 ]

Помимо своих работ в Эдирне, Мурад II также проводил строительные и реставрационные работы по всей Румелии ( балканские провинции). [ 40 ] Как упоминалось выше, он построил Большую мечеть в Пловдиве, городе, который стал крупным провинциальным центром в этой части империи. В последующие годы при Шихабеддине-паше и других губернаторах здесь было построено множество других османских общественных зданий, хотя многие из них не сохранились до наших дней. [ 87 ] Мурад II также построил мечеть Мурадие Имарет (также известную как мечеть Хюнкар) в Скопье (Ускюб) в 1436–1437 годах; однако мечеть была перестроена в 16 и 18 веках, и ее первоначальный вид неизвестен. [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ] В 1443–1444 годах Мурад II построил мост Узункопрю , длинный каменный мост, сопровождаемый комплексом мечетей, на дороге между Стамбулом и Эдирне. [ 90 ] Вскоре после основания султана в Скопье губернатор Исхак-бей спонсировал собственный комплекс завье в том же городе, завершенный в 1438–1439 годах. Завье , имеющее Т-образную планировку, было отремонтировано и преобразовано в мечеть в 1519 году . С тех пор комплекс утратил некоторые другие постройки, но до сих пор сохранил гробницу Исхак-бея, небольшое шестиугольное куполообразное сооружение с плиточным декором вдоль барабана. купол. [ 91 ] [ 88 ] [ 89 ]

Мечеть Три Балкона

[ редактировать ]

Самой важной мечетью этого периода является мечеть Уч Шерефели , строительство которой было начато Мурадом II в 1437 году и завершено в 1447 году. [ 7 ] [ 8 ] Ее дизайн сильно отличается от более ранних мечетей. План этажа почти квадратный, но разделен на прямоугольный двор и прямоугольный молитвенный зал. Двор имеет центральный фонтан и окружен портиком с арками и куполами, с украшенным центральным порталом, ведущим во двор снаружи, и еще одним, ведущим со двора в молитвенный зал. Молитвенный зал сосредоточен вокруг огромного купола, который покрывает большую часть средней части зала, а боковые стороны зала покрыты парами куполов меньшего размера. Центральный купол диаметром 24 метра (или 27 метров по Кубанскому [ 92 ] ), намного больше, чем любой другой османский купол, построенный до этого. [ 9 ] Снаружи это приводит к раннему примеру визуального эффекта «каскада куполов», который можно увидеть в более поздних османских мечетях, хотя общее расположение здесь описывается Шейлой Блэр и Джонатаном Блумом как еще не удачное по сравнению с более поздними примерами. [ 7 ] Всего в мечети четыре минарета , расположенных по четырем углам двора. Ее юго-западный минарет был самым высоким османским минаретом, построенным к тому времени, и имел три балкона, от которых и произошло название мечети. [ 93 ] Мечеть сильно пострадала от землетрясения 1752 года и была частично реконструирована. [ 94 ]

Общий вид мечети Уч Шерефели с ее молитвенным залом с центральным куполом, аркадным двором с фонтаном, минаретами и высокими входными порталами предвосхищал черты более поздней архитектуры османской мечети. [ 7 ] Его описывают как «перекресток османской архитектуры». [ 7 ] отмечая кульминацию архитектурных экспериментов с различными пространственными планировками в период бейликов и ранних османов. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Кубан описывает его как «последний этап ранней османской архитектуры», а план центрального купола и « модульный » характер его конструкции сигнализировали направление будущей османской архитектуры в Стамбуле. [ 95 ] Он также отмечает, что мечеть, построенная из тесаного камня и использующая чередующиеся полосы цветного камня для некоторых своих декоративных эффектов, знаменует собой упадок использования чередующихся конструкций из кирпича и камня, наблюдаемых в более ранних османских зданиях. [ 96 ]

Ученые попытались предложить различные возможные источники влияния и вдохновения для этого дизайна. Годфри Гудвин предполагает, что все элементы, необходимые для проектирования мечети Уч Шерефели, уже присутствовали в существующих мечетях Западной Анатолии, таких как Большая мечеть Манисы и мечеть Иса-бея в Сельчуке, но они просто не были объединены. вместе в едином дизайне. [ 97 ] Блэр и Блум предполагают, что это более масштабная версия Большой мечети Саруханидов в Манисе, городе, с которым был знаком Мурад II. [ 7 ] Гюльру Нечипоглу предполагает, что нововведения мечети и ее повышенная монументальность были вдохновлены имперской архитектурой Тимуридов, а также мечетью Омейядов в Дамаске (чья планировка уже вдохновила вышеупомянутые мечети Манисы и Сельчука). [ 20 ] Кубан предполагает, что пространственный дизайн мечети развился из-за важности купольного пространства, обычно встречающегося перед михрабом в ранней исламской архитектуре, а также из-за влияния более ранних османских мечетей с одним куполом. [ 8 ]

Мехмед II и ранний Османский Константинополь

[ редактировать ]

Постройки примерно во время завоевания 1453 года.

[ редактировать ]
Крепость Румели на Босфора. берегу

Мехмед II временно сменил своего отца в 1444 году и окончательно в 1451 году. Он также известен как «Фатих» или Завоеватель после завоевания Константинополя в 1453 году, которое положило конец остаткам Византийской империи. Мехмед сильно интересовался турецкой, персидской и европейской культурами и спонсировал художников и писателей при своем дворе. [ 98 ] До завоевания 1453 года его столица оставалась в Эдирне, где в 1452–1453 годах он построил для себя новый дворец. [ 98 ] Он провел обширную подготовку к осаде, включая строительство большой крепости, известной как Румели Хисары, на западном берегу Босфора , начатое в 1451-52 годах и завершенное незадолго до осады в 1453 году. [ 99 ] Он был расположен напротив более старой крепости на восточном берегу, известной как Анадолу Хисары , построенной Баязидом I в 1390-х годах для более ранней осады и предназначавшейся для перекрытия сообщения с городом через Босфор. [ 100 ] Румели Хисары остается одним из самых впечатляющих средневековых османских укреплений. Он состоит из трех больших круглых башен, соединенных навесными стенами , неправильной планировки, адаптированной к топографии местности. Внутри укрепленного ограждения была построена небольшая мечеть. Когда-то у башен были конические крыши, но они исчезли в 19 веке. [ 99 ]

После завоевания Константинополя (ныне известного как Стамбул) одним из первых построек Мехмеда в городе стал дворец, известный как Старый дворец ( Эски Сарай ), построенный в 1455 году на месте нынешнего главного кампуса Стамбульского университета. . [ 98 ] В то же время Мехмед построил еще одну крепость, Едикуле города («Семь башен»), на южном конце сухопутных стен , чтобы разместить и защитить казну. Он был завершен в 1457–1458 годах. В отличие от Румели Хисары , он имеет правильную планировку в форме пятиконечной звезды, возможно, итальянского происхождения. [ 101 ] [ 98 ] Чтобы оживить торговлю, Мехмед построил первый бедестен в Стамбуле между 1456 и 1461 годами, известный как Внутренний Бедестен ( Iç Bedesten ), Старый Бедестен ( Eski Bedesten или Bedesten-i Atik ) или Бедестен ювелиров ( Cevahir Bedesteni ). . [ 102 ] [ 103 ] Второй бедестен, Сандал Бедестен, также известный как Малый Бедестен ( Küçük Bedesten ) или Новый Бедестен ( Bedesten-i Cedid ), был построен Мехмедом примерно дюжину лет спустя. [ 102 ] [ 104 ] Эти два бедестена, каждый из которых состоит из большого многокупольного зала, образуют первоначальное ядро ​​того, что сейчас является Гранд-базаром , который вырос вокруг них на протяжении следующих поколений. [ 102 ] [ 104 ] Примерно в это же время построен и расположенный неподалеку Тахтакале Хаммам , старейший хаммам (общественная баня) города. [ 105 ] Единственные другие документально подтвержденные хаммамы в городе, датируемые временами Мехмета II, - это хамам Махмут-паши (часть комплекса мечети Махмут-паши ), построенный в 1466 году. [ 105 ] [ 106 ] и хамам Гедик Ахмет-паша, построенный около 1475 года. [ 100 ] В городе Салоники Мехмед II также заказал строительство бедестена (стоящего и сегодня) где-то в 1450-х годах. [ 107 ]

Создание дворца Топкапы

[ редактировать ]

В 1459 году Мехмед II начал строительство второго дворца, известного как Новый дворец ( Йени Сарай ), а позже как дворец Топкапы («Дворец Пушечных ворот»), на месте бывшего акрополя византийского . , холма с видом на Босфор . [ 108 ] Большая часть дворца была заложена между 1459 и 1465 годами. [ 100 ] Первоначально он оставался в основном административным дворцом, а резиденция султана осталась в Старом дворце. Королевской резиденцией он стал только в 16 веке, когда гарем . был построен [ 100 ] Дворец неоднократно модифицировался на протяжении последующих столетий разными правителями, и сегодня дворец представляет собой совокупность разных стилей и периодов. Его общая планировка выглядит крайне неравномерной: он состоит из нескольких дворов и ограждений на территории, ограниченной внешней стеной. Кажущаяся неправильная планировка дворца на самом деле была отражением четкой иерархической организации функций и частных резиденций, при этом самые внутренние помещения были отведены для уединения султана и его ближайшего окружения. [ 108 ]

Среди сегодняшних построек, датируемых временем Мехмеда, - киоск Фатиха или павильон Мехмеда II, расположенный на восточной стороне Третьего двора и построенный в 1462–1463 годах. [ 109 ] Он состоит из ряда куполообразных помещений, которым предшествует аркадный портик со стороны дворца. Он стоит на вершине тяжелого фундамента, встроенного в склон холма с видом на Босфор. Этот нижний уровень также первоначально служил сокровищницей. Наличие прочных фундаментных стен и подобных подконструкций было общей характеристикой османского строительства этого дворца, а также других архитектурных комплексов. [ 110 ] Баб-и Хумаюн, главный внешний вход на территорию дворца, датируется временем Мехмета II, согласно надписи, датирующей 1478–1479 годы, но в 19 веке он был покрыт новым мрамором. [ 111 ] [ 112 ] Кубань также утверждает, что Бабюселам (Ворота приветствия), ворота Второго двора, окруженные двумя башнями, относятся ко времени Мехмеда II. [ 113 ]

Внутри внешних садов дворца Мехмед II заказал три павильона, построенных в трех разных стилях. Один павильон был построен в османском стиле, другой – в греческом, а третий – в персидском . [ 108 ] [ 112 ] только персидский павильон, известный как Изразцовый киоск ( Чинили Кёшк Из них сохранился ). Он был завершен в сентябре или октябре 1472 года, и его название происходит от богатого декора из плитки, включая первое появление плитки баннаи в иранском стиле в Стамбуле. Сводчатая и крестообразная планировка интерьера здания также основана на иранских прецедентах, а снаружи находится высокий портик. Хотя о строителях известно не так уж много, они, скорее всего, были иранского происхождения, поскольку исторические документы указывают на присутствие плиточников из Хорасана . [ 108 ]

Строительство мечети Фатих

[ редактировать ]

Самым большим вкладом Мехмеда в религиозную архитектуру стал комплекс мечети Фатих в Стамбуле, построенный с 1463 по 1470 год. Он был частью очень большого кюллие , который также включал в себя табхане (гостевой дом для путешественников), имарет, дарюшифа (больница), караван-сарай. (общежитие для путешествующих торговцев), мектеп (начальная школа), библиотека, хаммам, магазины, кладбище с мавзолей основателя и восемь медресе с пристройками к ним. [ 114 ] [ 100 ] Не все эти сооружения сохранились до наших дней. Здания в значительной степени игнорировали любую существующую топографию и были расположены строго симметрично на огромной квадратной террасе с монументальной мечетью в центре. [ 115 ] Архитектором комплекса мечети был Уста Синан, известный как Синан Старший . [ 116 ] Он располагался на Четвертом холме Стамбула , который до этого времени занимал разрушенный византийский храм Святых Апостолов . [ 116 ]

Большая часть первоначальной мечети была разрушена землетрясением в 1766 году. Вскоре после этого она была в значительной степени перестроена Мустафой III в значительно измененном виде. От первоначальной мечети в целом сохранились только стены и портики двора мечети, а также мраморный вход в молитвенный зал. [ 117 ] [ 118 ] [ 119 ] Форму остальной части мечети пришлось реконструировать ученым с использованием исторических источников и иллюстраций. [ 116 ] [ 119 ] Дизайн, вероятно, отражал сочетание византийской церковной традиции (особенно собора Святой Софии ) с османской традицией, которая развивалась со времен первых имперских мечетей в Бурсе и Эдирне. [ 115 ] [ 120 ] [ 10 ] Основываясь на идеях, заложенных более ранней мечетью Уч Шерефели, мечеть представляла собой прямоугольный двор с окружающей галереей, ведущей в купольный молитвенный зал. Молитвенный зал состоял из большого центрального купола с полукуполом позади него (со стороны киблы ) и ряда трех куполов меньшего размера с каждой стороны. [ 115 ]

Вдоль сохранившихся стен двора можно найти оригинальные украшения. Капители колонн украшены традиционными мукарнами , дизайн которых немного отличается от одного к другому. [ 121 ] Некоторые люнеты над окнами внутреннего двора заполнены панелями из плитки Cuerda Seca белого, желтого, синего и зеленого цветов с каллиграфическими надписями. Они похожи на плитки, найденные в более поздней мечети Явуза Селима (построенной в начале 15 века), и поэтому, возможно, были добавлены сюда в более поздний период. [ 121 ] Более уникальными являются люнеты над окнами внешней северо-западной стены двора. Они заполнены античным мрамором Verd, который инкрустирован мягким белым мрамором в виде каллиграфических надписей. Ни один другой пример такого типа украшения не встречается больше нигде в османской архитектуре. [ 121 ]

Постройки визирей Мехмеда II

[ редактировать ]

Помимо королевского покровительства самого Мехмеда II, визири и высокопоставленные чиновники Мехмеда также спонсировали множество построек, некоторые из которых являются одними из старейших османских построек в Стамбуле. К ним относятся мечеть Махмуд-паши (1462–1463 гг.), Мечеть Мурада-паши (1471–1472 гг.) И мечеть Рум Мехмед-паши (1471–1472 гг.). [ 122 ] Все эти мечети, спонсируемые визирем, напоминают планировку старых османских мечетей Т-образного плана, хотя они не выполняли ту же функцию, что старые османские завие , которые использовали эту форму. Они состояли из длинного молитвенного зала, покрытого либо двумя большими куполами (в мечетях Махмуд-паши и Мурада-паши), либо одним куполом, за которым следовал полукупол (в мечети Рум Мехмед-паши), с куполообразными помещениями меньшего размера, служившими табанами . с обеих сторон. [ 122 ] Фасады мечетей выходят на традиционные куполообразные портики вместо дворов, которые наблюдаются в новых императорских мечетях. Комплексы мечетей подобного масштаба продолжали строить более поздние визири при преемниках Мехмеда II. [ 4 ] [ 100 ] Уникальным убранством отличается и гробница Махмуд-паши, построенная рядом с его вышеупомянутым комплексом в Стамбуле. Его внешний вид покрыт мозаикой из плиток бирюзового цвета и цвета индиго, вставленных в стены из песчаника, образующих геометрические звездные узоры . [ 123 ] [ 124 ]

За пределами Стамбула Гедик Ахмет-паша построил комплекс кулийе в Афьонкарахисаре где-то между 1470 и 1474 годами. [ 125 ] [ 126 ] [ 127 ] Он состоит из большой мечети, медресе и хаммама. Мечеть, отличающаяся высоким качеством изготовления, имеет схожую планировку с мечетями других визирей того времени: двухкупольный молитвенный зал, окруженный отдельными куполообразными помещениями меньшего размера, служащими табанами , и перед которым расположен куполообразный портик. [ 125 ] Более примитивный многокупольный дизайн все еще можно увидеть в более ранней Великой мечети ( Бююк Ками ) в Софии , на территории современной Болгарии . Оно было начато между 1444 и 1456 годами по инициативе губернатора Махмуда-паши (впоследствии великого визиря Мехмеда II), но было завершено только в 1494 году, спустя много времени после его смерти. Сегодня здание служит Национальным археологическим музеем Болгарии . [ 128 ] [ 129 ] [ 130 ]

Правление Баязида II

[ редактировать ]

Комплексы Баязида II

[ редактировать ]
План этажа и фасад мечети Баязида II в Стамбуле (по рисункам Корнелиуса Гурлитта )

После Мехмеда II правление Баязида II (1481–1512) снова отмечено обширным архитектурным покровительством, двумя наиболее выдающимися и влиятельными примерами которого являются комплекс Баязида II в Эдирне и мечеть Баязида II в Стамбуле. [ 131 ] Хотя это был период дальнейших экспериментов, мечеть Баязида II в Амасье , завершенная в 1486 году, все еще основывалась на плане типа Бурсы и представляла собой последнюю и крупнейшую императорскую мечеть в этом стиле. [ 132 ] Доган Кубан считает, что постройки Байзезида II также представляют собой преднамеренные попытки городского планирования, расширяющие наследие комплекса мечети Фатих в Стамбуле. [ 133 ]

Комплекс Баязида II в Эдирне представляет собой комплекс ( külliye ) зданий, включающий мечеть, дарюшифа , имарет, медресе, тимархане (приют для душевнобольных), два табана , пекарню, уборные и другие службы. все связаны между собой на одном сайте. Он был построен по заказу Баязида II в 1484 году и завершен в 1488 году под руководством архитектора Хайреттина. [ 134 ] [ 135 ] Различные постройки комплекса имеют относительно простые, но строго геометрические планы этажей, построены из камня со свинцовыми крышами и лишь скудным декором в виде чередующихся цветных камней вокруг окон и арок. [ 136 ] [ 132 ] Это было описано как «османская классическая архитектурная эстетика на ранней стадии своего развития». [ 132 ] Мечеть находится в центре комплекса. В нем есть строгий квадратный молитвенный зал, перекрытый большим высоким куполом. Залу предшествует прямоугольный двор с фонтаном и окружающей его аркадой. Дарушшифа . , функция которой была основной мотивацией строительства комплекса Баязидом, имеет два внутренних двора, которые ведут к строению с шестиугольным планом этажа с небольшими куполообразными комнатами, расположенными вокруг большего центрального купола [ 137 ]

Мечеть Баязида II в Стамбуле была построена между 1500 и 1505 годами под руководством архитектора Якуба или Якубшаха (хотя в документах упоминается и Хайреттин). [ 138 ] [ 132 ] [ 139 ] Он также был частью более крупного комплекса, который включал в себя медресе (ныне служащее Музеем искусства турецкой каллиграфии ), монументальный хаммам ( Хамам Баязида II ), приюты, имарет, караван-сарай и кладбище вокруг мавзолея султана. . [ 140 ] [ 141 ] Сама мечеть, самое большое здание, снова состоит из двора, ведущего в квадратный молитвенный зал. Однако в молитвенном зале теперь используются два полукупола, выровненные с главным центральным куполом, а каждый из боковых нефов покрыт четырьмя куполами меньшего размера. По сравнению с более ранними мечетями, это приводит к гораздо более сложному эффекту «каскада куполов» для внешнего профиля здания, вероятно, отражающему влияние собора Святой Софии и оригинальной (ныне исчезнувшей) мечети Фатих. [ 142 ] Двор также считается одним из лучших дворов в архитектуре османской мечети. [ 143 ] Мечеть является кульминацией периода архитектурных исследований при Баязиде II и последним шагом на пути к классическому османскому стилю. [ 11 ] [ 144 ] Намеренное расположение устоявшихся османских архитектурных элементов в строго симметричном дизайне является одним из аспектов, обозначающих эту эволюцию. [ 144 ]

Комплексы семьи Баязида II и визирей

[ редактировать ]

Семья Баязида II, визири и высокопоставленные чиновники также построили множество памятников во время его правления, а сам Баязид также построил другие типы построек. В центральном торговом районе Бурсы он приказал построить в 1490–1491 годах большой караван-сарай, ныне известный как Коза Хан . Он состоит из квадратного двора, окруженного двухэтажной арочной галереей, с небольшой восьмиугольной мечетью ( мескитом ), стоящей на приподнятых колоннах в центре. [ 145 ] В Амасье высокопоставленный чиновник по имени Хусейн Ага построил городской бедестен в 1483 году (частично снесенный в 19 веке). [ 146 ] и Медресе Капыага (или Медресе Бююк Ага) в 1489 году. [ 147 ] Медресе - единственное в Анатолии, имеющее восьмиугольный план этажа, и его принципы проектирования похожи на дарушшифа комплекса Баязида в Эдирне, хотя неясно, были ли архитекторы родственниками. [ 147 ] Хусейн-ага также спонсировал преобразование византийской церкви Сергия и Вакха в Стамбуле в мечеть Кучук Айя София (Маленькая Айя София) около 1500 года. [ 147 ] Некоторые комплексы мечетей спонсировались членами семьи Баязида или самим Баязидом в их честь, в том числе мечеть Хатуние в Манисе (1489 или 1490–1491) для Хюснюша Хатун (его жены) и мечеть Хатуние в Токате (1485 или до 1493 года). для Гюльбахар Хатун (его матери). [ 148 ] [ 149 ] В Стамбуле мечеть Фируз Ага , недалеко от ипподрома, датируется 1491 годом. Она маленькая и простая, состоит из квадратного помещения, покрытого одним куполом, но ее дизайн послужил примером для многих более поздних небольших мечетей в городе. [ 150 ]

Также в Стамбуле комплекс Давуд-паши, завершенный в 1485 году, был построен Давуд-пашой Баязида , одним из великих визирей . Он включает в себя мечеть, медресе, имарет, мектеп и могилу основателя. Мечеть имеет сходство с более ранней мечетью Баязида I в Мурдурну, состоящей из большого однокупольного помещения с тяжелыми, украшенными мукарнами, скребками. использовались пары небольших куполообразных помещений, пристроенных по бокам здания В качестве табанов . [ 151 ] Комплекс мечети Атик Али-паши , датируемый 1496–1497 годами, был построен другим великим визирем, Хадимом Али-пашой . Ее планировка аналогична более ранней мечети Рум Мехмед-паши, а также общему дизайну первой мечети Фатих. [ 151 ] построил бедестен и в Янболу (Ямбол в современной Болгарии ). Этот же визирь в начале XVI века [ 146 ] В Салониках одна из крупнейших мечетей города, мечеть Аладжа Имарет или мечеть Исхак-паши, была построена в 1485 году Исхак-пашой . По форме она похожа на мечеть Мурада-паши в Стамбуле, с двухкупольным прямоугольным молитвенным залом и меньшими куполообразными боковыми помещениями. [ 152 ]

Несколько примечательных хаммамов были построены в Скопье в середине-конце 15 века (при Мехмеде II или Баязиде II) местными османскими чиновниками, хотя точные даты их строительства неизвестны. (Оба сейчас используются Национальной галереей Северной Македонии .) Хамам Давуд-паши (или Даут-паши), самый большой в городе, был построен, вероятно, в 1470-х годах. [ 153 ] или до 1497 г. [ 154 ] [ 155 ] Давуд-паша (тот самый, который построил комплекс в Стамбуле). [ 156 ] Он состоит из двойного хаммама, мужская и женская секции которого расположены рядом. Две одинаковые по размеру купольные камеры служили раздевалками, которые затем переходили в купальные отделения (теплую и горячую), причем мужское отделение было немного больше женского. Каждая из купольных камер украшена лепным декором мукарнас , что свидетельствует о том, что архитектурные приемы Эдирне в этот период распространились на другие части Балкан. К мужскому отделению примыкает также отдельная комната с куполом, известная как usturalık (комната для бритья), что не было обычным явлением в других хаммамах. [ 151 ] Чифте Хамам , предположительно построенный в середине 15 века, представляет собой удлиненный двойной хаммам и второй по величине в городе. Мужская и женская раздевалки расположены на противоположных концах комплекса, а горячие комнаты — в середине. [ 153 ] [ 157 ]

Более поздняя османская архитектура

[ редактировать ]

Остальная часть 16-го века отмечена так называемым «классическим» периодом османской архитектуры, который тесно связан с работами Мимара Синана . [ 158 ] [ 159 ] В этот период бюрократия Османского государства, основы которого были заложены в Стамбуле Мехметом II, становилась все более сложной, а профессия архитектора получила дальнейшую институционализацию. [ 132 ] Длительное правление Сулеймана Великолепного также признано апогеем политического и культурного развития Османской империи, при широком покровительстве искусству и архитектуре со стороны султана, его семьи и его высокопоставленных чиновников. [ 132 ] В этот период османская архитектура, особенно под влиянием Синана, увидела новое объединение и гармонизацию различных архитектурных элементов и влияний, которые османская архитектура ранее впитала в себя, но еще не были гармонизированы в единое целое. [ 158 ] Османская архитектура использовала ограниченный набор общих форм, таких как купола, полукупола и аркадные портики, которые повторялись в каждой структуре и могли комбинироваться ограниченным количеством способов. [ 98 ] Наиболее важные работы Синана в этот период включают мечеть Шехзаде , мечеть Сулеймание и мечеть Селимие . [ 160 ] [ 161 ] [ 162 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эта периодизация не является строгой или универсальной. Большинство ссылок, использованных в этой статье (например, Goodwin 1971). [ 3 ] и Кубань 2010 [ 4 ] ) не обязательно указывают на резкое стилистическое разделение между одним периодом и другим, а скорее описывают прогрессивную эволюцию форм и особенностей с течением времени. Некоторые общие ссылки, такие как Blair & Bloom (1995). [ 5 ] и Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove , [ 6 ] разделите свое обсуждение этого периода между архитектурой до 1453 года и архитектурой после 1453 года.
  1. ^ Jump up to: а б с д Оний, Генюль; Клауд, Лале; Чакмак, Шакир; Даш, Эртан; Демир, Айдоган; Демиральп, Йекта; Куюлу, Инджи; Юнал, Рахми Х. (2010). Раннее османское искусство: наследие Эмиратов . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ. ISBN  9783902782212 .
  2. ^ Jump up to: а б Куран, Аптулла (1968). Мечеть в ранней османской архитектуре . Издательство Чикагского университета.
  3. ^ Jump up to: а б с Гудвин 1971 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж на Кубе 2010 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 .
  6. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Блэр и Блум 1995 , с. 145.
  8. ^ Jump up to: а б с д Кубань 2010 , с. 143.
  9. ^ Jump up to: а б с Гудвин 1971 , с. 97.
  10. ^ Jump up to: а б Неджипоглу 2011 , с. 84-86.
  11. ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 168: «Мечеть Беязита II в Стамбуле следует считать величайшим памятником его правления. Это было одновременно завершением исследовательских работ, проводившихся в провинциях Эдирне, Амасья и Токат, и последним шагом вперед, без которого классической кульминации достичь не удалось».
  12. ^ Кубань 2010 , с. 207: «Мечеть Баязида II ближе к классическим пропорциям, чем любое другое здание до Синана. Это здание, в некотором смысле, превосходит наследие 15 века».
  13. ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 , с. 134.
  14. ^ Jump up to: а б Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; VI в. 1250–1500; Б. Анатолия». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  15. ^ Гудвин 1971 , стр. 15–16.
  16. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Бурса». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  17. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Изник». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  18. ^ Кубань 2010 , с. 75.
  19. ^ Кубань 2010 , с. 75-83.
  20. ^ Jump up to: а б с Неджипоглу 2011 , с. 79.
  21. ^ Неджипоглу 2011 , стр. 78–79.
  22. ^ Вибхавари Джани, Разнообразие в дизайне: перспективы незападного мира , (Fairchild Books, 2011), 135.
  23. ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 17.
  24. ^ Гудвин 1971 , стр. 20–21.
  25. ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 21.
  26. ^ «Турецкий треугольник | архитектура» . Британская энциклопедия . Проверено 6 августа 2021 г.
  27. ^ Кубань 2010 , с. 126.
  28. ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 134–135.
  29. ^ Блэр и Блум 1995 , с. 135.
  30. ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 , стр. 142–144.
  31. ^ Кубань 2010 , стр. 98–107.
  32. ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 73.
  33. ^ «Мечеть Фируз-бей - Откройте для себя исламское искусство - Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 6 августа 2021 г.
  34. ^ Гудвин 1971 , с. 44.
  35. ^ Кубань 2010 , с. 94.
  36. ^ Кубань 2010 , с. 117–121.
  37. ^ Jump up to: а б с д Блэр и Блум 1995 , стр. 139–141.
  38. ^ Jump up to: а б с д Кубань 2010. С. 100–100. 131–133.
  39. ^ Plovdiv, Visit. "Dzhumaya Mosque" . www.visitplovdiv.com . Retrieved 2021-10-28 .
  40. ^ Jump up to: а б Бойков 2013 , с. 51-57.
  41. ^ Jump up to: а б Юрекли, Зейнеп (2017). «Архитектурный покровительство и возвышение османов». В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том. 2. Уайли Блэквелл. п. 738. ИСБН  9781119068570 .
  42. ^ Гудвин 1971 , с. 55.
  43. ^ Гудвин 1971 , с. 57.
  44. ^ Jump up to: а б Кёпрюлю Багбанджи, Озлем (2012). «Торговля в развивающейся империи: формирование Османского торгового центра в Бурсе» . В Гарипуре, Мохаммед (ред.). Базар в исламском городе: дизайн, культура и история . Издательство Оксфордского университета. стр. 97–114. ISBN  9789774165290 .
  45. ^ Кубань 2010 , с. 149–150.
  46. ^ Jump up to: а б с Кубань 2010 , с. 149.
  47. ^ Гудвин 1971 , с. 38-39.
  48. ^ «Сулейман Паша Медресе» . АрхНет . Проверено 27 октября 2021 г.
  49. ^ «СУЛЕЙМАН ПАША МЕДРАСА» . Культурный портал . Проверено 27 октября 2021 г.
  50. ^ Кубань 2010 , с. 93, 150.
  51. ^ «КОМПЛЕКС ЯКУБ ЧЕЛЕБИ — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 27 октября 2021 г.
  52. ^ «ХАЦИ ХАЛИЛ ПАША МЕДРАСА - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 27 октября 2021 г.
  53. ^ Кубань 2010 , с. 152.
  54. ^ Кубань 2010 , с. 95, 102, 150.
  55. ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 150.
  56. ^ Jump up to: а б с д и Кубань 2010 , с. 160.
  57. ^ Jump up to: а б с д Оний, Генюль; Клауд, Лале; Чакмак, Шакир; Даш, Эртан; Демир, Айдоган; Демиральп, Йекта; Куюлу, Инчи; Юнал, Рахми Х. (2010). «Искусство и общественная жизнь в Эмиратах и ​​раннем османском периоде». Раннее османское искусство: наследие Эмиратов . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ. ISBN  9783902782212 .
  58. ^ Jump up to: а б с Кубань 2010. С. 100–100. 226–227.
  59. ^ «СТАРЫЙ ТЕРМАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК БУРСА» . Культурный портал . Проверено 28 октября 2021 г.
  60. ^ Jump up to: а б Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , с. 27.
  61. ^ Кубань 2010 , с. 160–161.
  62. ^ Jump up to: а б с Кубань 2010. С. 100–100. 161 .
  63. ^ Орхонлу, Дженгиз (2012). «Капли̊д̲джа». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
  64. ^ Кубань 2010 , стр. 241.
  65. ^ Jump up to: а б с д Кубань 2010. С. 100–100. 241–243.
  66. ^ «БАНЯ ГАЗИ МИХАЛ БЕЙ» . Культурный портал . Проверено 14 октября 2020 г.
  67. ^ «БЕЙЛЕРБЕЙСКАЯ БАНЯ» . Культурный портал . Проверено 14 октября 2020 г.
  68. ^ Кубань 2010 , с. 83.
  69. ^ Гудвин 1971 , с. 38.
  70. ^ «ТИМУРТАС (ДЕМИРТАС) ПАША БАНА» . Культурный портал . Проверено 14 октября 2020 г.
  71. ^ Мордтманн, Дж. Х.; Фехервари, Г. (2012). «Изних». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
  72. ^ «Старая баня, Мерзифон» . kulturenvanteri.com . Проверено 14 октября 2020 г.
  73. ^ merzifonpusula.com. «ЧЕЛЕБИ СУЛТАН МЕХМЕД ХАМАМИ» . Газета Пусула – Ежедневная политическая газета Мерзифон – Амасья – Сулуова – Ташова – Хамамозю – Новости Гёйнючека (на турецком языке) . Проверено 14 октября 2020 г.
  74. ^ «СУДОВАЯ (ИБРАГИМ-ПАША) БАНЯ» . Культурный портал . Проверено 15 октября 2020 г.
  75. ^ «БАНЯ ЭМИР СУЛТАН» . Культурный портал . Проверено 14 октября 2020 г.
  76. ^ «Хамамлар-» . ankara.ktb.gov.tr . Проверено 14 октября 2020 г.
  77. ^ Канетаки, Элени (2004). «Все еще существующие османские хаммамы на территории Греции» (PDF) . Журнал Ближневосточного технического университета факультета архитектуры . 21 : 81–110. Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2013 г. Проверено 28 октября 2021 г.
  78. ^ «СТАРЫЙ АЙНАЛИ БАЗАР» . Культурный портал . Проверено 28 октября 2021 г.
  79. ^ Блэр и Блум 1995 , с. 144.
  80. ^ Jump up to: а б с д Гудвин 1971 , с. 70.
  81. ^ Кубань 2010 , с. 114–116.
  82. ^ Кубань 2010 , с. 115–116.
  83. ^ Кубань 2010 , с. 114–115.
  84. ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 144–145.
  85. ^ Карсвелл 2006 , стр. 20–21.
  86. ^ Кубань 2010 , с. 182.
  87. ^ Бойков 2013 .
  88. ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , стр. 592.
  89. ^ Jump up to: а б Хартмут, Максимилиан. Османская архитектура в Республике Македонии: критический обзор ключевых памятников пятнадцатого-девятнадцатого веков . Центр и Периферия? Исламская архитектура в Османской Македонии, 1383-1520 гг. Том. Рабочий документ №1.
  90. ^ Jump up to: а б Бойков 2013 , с. 55.
  91. ^ Бечев, Димитар (3 сентября 2019 г.). Исторический словарь Северной Македонии . Роуман и Литтлфилд. п. 152. ИСБН  978-1-5381-1962-4 .
  92. ^ Кубань 2010 , с. 145.
  93. ^ Гудвин 1971 , с. 99-100.
  94. ^ Кубань 2010 , с. 145-146.
  95. ^ Кубань 2010 , с. 148.
  96. ^ Кубань 2010 , с. 145, 147.
  97. ^ Гудвин 1971 , стр. 93–96.
  98. ^ Jump up to: а б с д и Блэр и Блум 1995 , с. 213.
  99. ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 171.
  100. ^ Jump up to: а б с д и ж Самнер-Бойд и Фрили, 2010 .
  101. ^ Кубань 2010 , с. 175–176.
  102. ^ Jump up to: а б с Дуранти, Андреа (2012). «Караван-сарай на пути к современности: случай Валиде Хана из Стамбула» . В Гарипуре, Мохаммед (ред.). Базар в исламском городе: дизайн, культура и история . Издательство Оксфордского университета. стр. 229–250. ISBN  9789774165290 .
  103. ^ «Закрытая площадь» . Архнет . Проверено 24 июня 2020 г.
  104. ^ Jump up to: а б Тюркоглу, Инчи. «Гранд Базар» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 24 июня 2020 г.
  105. ^ Jump up to: а б Кубань 2010. С. 100–100. 190, 227–228.
  106. ^ Гудвин 1971 , с. 113.
  107. ^ Бойков 2013 , с. 65.
  108. ^ Jump up to: а б с д Блэр и Блум 1995 , стр. 214–215.
  109. ^ Кубань 2010 , с. 185–186.
  110. ^ Гудвин 1971 , с. 135.
  111. ^ Гудвин 1971 , с. 132.
  112. ^ Jump up to: а б Кубань 2010. С. 100–100. 186–187.
  113. ^ Кубань 2010 , с. 188.
  114. ^ Кубань 2010 , с. 177–180.
  115. ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 , с. 215.
  116. ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 , стр. 215–216.
  117. ^ Гудвин 1971 , с. 122.
  118. ^ Рустам 2019 , с. 213.
  119. ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 178.
  120. ^ Кубань 2010 , с. 178–179.
  121. ^ Jump up to: а б с Гудвин 1971 , с. 130.
  122. ^ Jump up to: а б Кубань 2010. С. 100–100. 189–193.
  123. ^ Кубань 2010 , с. 190–191.
  124. ^ Гудвин 1971 , с. 110.
  125. ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 138-139.
  126. ^ Кубань 2010 , с. 193.
  127. ^ Кафесчиоглу, Чигдем (2020). «Жизнь и загробная жизнь городского учреждения и его пространств: раннеосманская Имарет как мечеть». В Крстиче, Тияна; Терзиоглу, Дерин (ред.). Историзация суннитского ислама в Османской империи, ок. 1450-ок. 1750 . Брилл. ISBN  978-90-04-44029-6 .
  128. ^ Флит, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). "Болгария". Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISSN   1873-9830 .
  129. ^ «СОФИЯ — Исламская энциклопедия ТДВ» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 7 марта 2022 г.
  130. ^ «В Софийской мечети Буюк находится Национальный археологический музей» . bnr.bg. ​Проверено 7 марта 2022 г.
  131. ^ Гудвин 1971 , стр. 144, 168.
  132. ^ Jump up to: а б с д и ж Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Османка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  133. ^ Кубань 2010 , с. 195.
  134. ^ Гудвин 1971 , с. 144.
  135. ^ Кубань 2010 , с. 197.
  136. ^ Гудвин 1971 , стр. 144–151.
  137. ^ Кубань 2010 , с. 197–198.
  138. ^ Блэр и Блум 1995 , с. 216.
  139. ^ Кубань 2010 , с. 201.
  140. ^ Гудвин 1971 , стр. 168–174.
  141. ^ Блэр и Блум 1995 , с. 217.
  142. ^ Блэр и Блум 1995 , с. 218.
  143. ^ Кубань 2010 , с. 204.
  144. ^ Jump up to: а б Кубань 2010. С. 100–100. 201–207.
  145. ^ Демиральп, Йекта. «Коза Хан» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 24 июня 2020 г.
  146. ^ Jump up to: а б Эйс, Семави (1992). «Бедестен» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 9 января 2023 г.
  147. ^ Jump up to: а б с Гудвин 1971 , стр. 150–151.
  148. ^ Гудвин 1971 , стр. 157–158.
  149. ^ Кубань 2010 , с. 217.
  150. ^ Гудвин 1971 , стр. 166–167.
  151. ^ Jump up to: а б с Кубань 2010. С. 100–100. 209–211.
  152. ^ Киль, Махиэль (1970). «Заметки об истории некоторых турецких памятников в Салониках и их основателей» . Балканские исследования . 11 : 123–148.
  153. ^ Jump up to: а б Чурчич, Слободан; Хацетрифонос, Евангелия (1997). Светская средневековая архитектура на Балканах 1300-1500 годов и ее сохранение . Аймос, Общество изучения средневековой архитектуры на Балканах и ее сохранения. п. 35. ISBN  978-960-86059-1-6 .
  154. ^ Эрдоган, Невнихал; Алик, Бельма; Темель Акарсу, Хикмет (2018). «Османско-турецкие хамамы в городской истории и культуре балканских стран». 14-я Международная конференция «Стандартизация, прототипы и качество: средства сотрудничества балканских стран» : 93–102.
  155. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Македония». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  156. ^ Киль, Махиэль (1971). «Наблюдения по истории Северной Греции во время турецкого владычества: историческое и архитектурное описание турецких памятников Комотини и Серреса, их места в развитии османской турецкой архитектуры и их современного состояния» . Балканские исследования . 12 : 441.
  157. ^ «Чифте Хаммам – Nationalgallery.mk» . Проверено 28 октября 2021 г.
  158. ^ Jump up to: а б Гудвин, Годфри (1993). Синан: Османская архитектура и ее ценности сегодня . Лондон: Книги Саки. ISBN  978-0-86356-172-6 .
  159. ^ Страттон, Артур (1972). Синан . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN  978-0-684-12582-4 .
  160. ^ Габор Август; Брюс Алан Мастерс (21 мая 2010 г.). Энциклопедия Османской империи Издательство информационной базы. п. 50. ISBN  978-1-4381-1025-7 .
  161. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Османка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  162. ^ Стол, Ясир. «Архитектура; 11. Османская архитектура (ок. 1300–1600 гг. Н. Э.)». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISSN   1873-9830 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f16a321ac3e61690980583c0b29c00d__1721452200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/0d/0f16a321ac3e61690980583c0b29c00d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Early Ottoman architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)