Ранняя османская архитектура
Ранняя османская архитектура соответствует периоду османской архитектуры примерно до 15 века. [ 1 ] [ 2 ] В этой статье рассматривается история османской архитектуры до конца правления Баязида II ( годы правления 1447–1512 ), до появления того, что обычно считается «классической» османской архитектурой в 16 веке. [ а ] Ранняя османская архитектура была продолжением более ранней архитектуры Сельджуков и Бейликов, а также включала в себя местные византийские влияния. [ 1 ] [ 5 ] [ 4 ] Новые стили сформировались в столицах Бурсы и Эдирне, а также в других важных ранних османских городах, таких как Изник . В этот ранний период преобладали три основных типа построек: однокупольные мечети (например, Зеленая мечеть в Изнике), здания «Т-плана» (например, Зеленая мечеть в Бурсе) и многокупольные здания (например, Великая мечеть Бурса ). Религиозные здания часто были частью более крупных благотворительных комплексов ( куллие ), которые включали в себя другие постройки, такие как медресе , хаммамы , гробницы и коммерческие учреждения.
Мечеть Уч Шерефели в Эдирне, построенная в 1447 году, имеет широкий аркадный двор, ведущий в молитвенный зал, над которым возвышается огромный центральный купол. Его дизайн ознаменовал важный шаг в эволюции к форме более поздних имперских мечетей. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] После завоевания Константинополя в 1453 году Мехмедом II первой османской императорской мечетью в городе стала мечеть Фатих, построенная в 1470 году. Ее дизайн продемонстрировал растущее влияние древней Святой Софии на османских архитекторов, а также создал прецедент для огромных куллие комплексов . с высокоорганизованным планом сайта. [ 10 ] Мечеть Баязида II , построенная в 1505 году в том же городе, часто считается кульминацией архитектурных разработок 15 века и последним шагом на пути к классическому стилю 16 века. [ 11 ] [ 12 ] [ 2 ]
Ранние события (до правления Мехмеда I)
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Первые османы обосновались на северо-западе Анатолии, недалеко от границ Византийской империи . Их положение на этой границе способствовало влиянию византийской архитектуры и других древних памятников региона, и были примеры подобных архитектурных экспериментов со стороны других местных династий региона. [ 13 ] Одним из первых появившихся стилистических отличий Османской империи была традиция проектировать более полные фасады перед мечетями, особенно в виде портика с арками и колоннами. [ 13 ] Еще одним ранним отличием была опора на купола. [ 14 ] Первые османские постройки были построены в Сёгюте , самой ранней османской столице, и в близлежащем Биледжике , но они не сохранились в своем первоначальном виде. В их число входят пара небольших мечетей и мавзолей, построенные во Эртугрула (конец 13 века). времена [ 15 ] Бурса была захвачена в 1326 году османским лидером Орханом. Он служил столицей Османской империи до 1402 года, став крупным центром покровительства и строительства. [ 16 ] Орхан также захватил Изник в 1331 году, превратив его в еще один ранний центр османского искусства . [ 17 ]
В этот ранний период в основном существовало три типа мечетей: однокупольная мечеть, мечеть Т-образного плана (или завие ) и многоблочная или многокупольная мечеть. [ 14 ] В раннем османском обществе суфийские религиозные ордена были наиболее важными организациями, мобилизовавшими людей и организовавшими религиозную жизнь; суннитские улемы (религиоведы и юристы) стали лидерами религиозной жизни лишь позже, по мере развития Османского государства. [ 18 ] В результате важнейшим типом культового сооружения вплоть до первой половины XV века (до правления Мурада II ) было завийе (от арабского завия ) — многофункциональное религиозное сооружение, вмещавшее суфийские братства. Хотя мечети были построены, основными фундаментами ранних османских султанов были завие , а не мечети. Медресе ( турецкий : medrese ), которые обслуживали улемов , также были менее важными и менее многочисленными до более поздних периодов. Многие из ранних завий были позже преобразованы в формальные мечети в течение 14 и 15 веков, преобразование, которое архитектурно выразилось в добавлении минаретов (иногда грубого вида). [ 19 ]
Конец 14-го и начало 15-го века были, кроме того, периодом политического и культурного взаимодействия между Османским государством, другими анатолийскими бейликами , Султанатом Мамлюков и Империей Тимуридов . [ 20 ] Некоторые из анатолийских династий в этот период нанимали сирийских архитекторов. В западной Анатолии мечеть Иса-бей в Сельчуке (1374–1375 гг.), построенная для Айдинидов , и Большая мечеть Манисы (1367 г.), построенная для Саруханидов , были спроектированы архитекторами из мамлюкской Сирии и вдохновлены планировкой мечети Омейядов в Западной Анатолии. Дамаск (начало VIII века). [ 20 ] Таким образом, османская и анатолийская архитектура этой эпохи впитала в себя архитектурные идеи архитектуры Тимуридов , архитектуры мамлюков и старых исламских памятников в этих регионах. [ 21 ]
Однокупольные мечети
[ редактировать ]Мечеть Хаджи Озбека (1333 г.) в Изнике — старейшая османская мечеть, надпись на которой свидетельствует о ее строительстве. [ 13 ] Это также первый пример османской однокупольной мечети, состоящей из квадратной камеры, покрытой куполом. [ 22 ] Он построен из чередующихся слоев кирпича и тесаного камня, техника, которая, вероятно, была скопирована с византийских образцов и повторялась в других османских постройках. [ 23 ] Купол покрыт терракотовой плиткой , что также было принято в ранней османской архитектуре до того, как более поздние османские купола были покрыты свинцом . [ 23 ] Другие постройки времен Орхана были построены в Изнике, Биледжике и Бурсе. [ 3 ] Однокупольные мечети продолжали строиться и после этого, как, например, Зеленая мечеть в Изнике (1378–1391), построенная османским пашой . Зеленая мечеть Изника — первая османская мечеть, имя архитектора которой известно (Хаджи бин Муса). Он примечателен своим тщательным внешним дизайном и отделкой (хотя он был поврежден во время греко-турецкой войны 20-го века ), а также прихожей, предшествующей большой купольной камере. [ 24 ] Главный купол занимает квадратное пространство, и в результате переход между круглым основанием купола и квадратной камерой внизу достигается за счет серии треугольных резных фигур, известных как «турецкие треугольники», типа подвески , которая была распространена в Анатолии. Сельджукская и ранняя османская архитектура. [ 4 ] [ 25 ] [ 26 ] Пример однокупольной мечети с гораздо большим куполом можно найти в мечети Йылдирим Баязид I в Мудурну , которая датируется примерно 1389 годом. Амбициозный купол диаметром 20 метров был сравним с гораздо более поздними османскими мечетями, но его пришлось построить ближе к земле, чтобы он был устойчивым. Вместо турецких треугольников переход осуществляется через выступы , начинающиеся низко вдоль стен. [ 27 ]
- Однокупольные мечети
-
Мечеть Хаджи Озбека в Изнике (1333 г.)
-
Зеленая мечеть в Изнике (1378–1391 гг.)
-
Интерьер Зеленой мечети: «турецкие треугольники» образуют переход от купола к квадратному помещению [ 25 ]
-
Детали Зеленой мечети, включая вырезанные из камня мукарны.
-
Детали минарета Зеленой мечети
-
Интерьер мечети Йылдирим Баязид в Мудурну (около 1389 г.)
Мечети «Т-план» и завье с
[ редактировать ]
В 1334–1335 годах Орхан построил мечеть возле Енишехирских ворот в Изнике, которая больше не стоит, но была раскопана и изучена археологами. Это важно как самый ранний известный пример типа завье , также известного как мечеть «Т-план» или мечеть «типа Бурсы». [ 28 ] Этот тип здания характеризуется центральным двором, обычно покрытым куполом, с айванами (куполообразными или сводчатыми залами, открытыми во двор) с трех сторон, одна из которых ориентирована на киблу (направление молитвы) и содержит михраб (ниша в стене , символизирующая киблу). Передний фасад обычно включал портик по всей ширине. Боковые айваны и другие помещения, пристроенные к этим зданиям, возможно, служили жильем суфийским студентам и странствующим дервишам , поскольку суфийские братства были одними из главных сторонников первых османов. [ 29 ] Вариации этого плана этажа были наиболее распространенным типом крупного религиозного сооружения, спонсируемого ранней османской элитой. Ярлык «типа Бурсы» обусловлен тем фактом, что в Бурсе и вокруг нее было построено множество примеров такого типа, в том числе мечеть Орхана Гази (1339 г.), мечеть Хюдавендигар (Мурада I) (1366–1385 гг.), Мечеть Йылдирима Баязида I. Мечеть (завершена в 1395 году) и Зеленая мечеть, Мехмедом I. построенная [ 5 ] [ 3 ] [ 4 ] Все эти мечети были частью более крупных религиозных комплексов ( куллие ), которые включали в себя и другие структуры, предлагающие услуги, такие как медресе (исламские колледжи), хаммамы (общественные бани) и имареты (благотворительные кухни). [ 4 ]
Зеленая мечеть в Бурсе, согласно ее надписям, была начата в 1412 году и завершена в декабре 1419 или январе 1420 года ( Зуль-Хиджа 822 года хиджры ), но ее экстравагантное изразцовое оформление записано как завершенное в августе 1424 года (в конце Рамадана 827 г. ). [ 30 ] Украшение из плитки, которое присутствует как в мечети, так и в соседнем мавзолее ( Зеленая гробница ), который ее сопровождает, является первым примером такого типа украшения в османской архитектуре . [ 30 ] Плитки изготовлены в технике куэрда-сека , которая, возможно, была импортирована в этот регион в это время мастерами-изготовителями, привезенными сюда из Тебриза в западном Иране , находившегося под контролем Тимуридов. [ 30 ] Трабрицкое происхождение мастеров зафиксировано в некоторых надписях. Ученый Доган Кубан отмечает, что украшение мечети и гробницы в целом, вероятно, было результатом сотрудничества мастеров из разных регионов и что это соответствовало природе анатолийского исламского искусства и архитектуры в предыдущие века. [ 31 ]
Яркие примеры зданий Т-плана за пределами Бурсы включают мечеть Фируз-бей в Миласе , построенную в 1394 году местным османским губернатором, [ 32 ] [ 33 ] и Нилюфер Хатун Имарет в Изнике, первоначально завье, построенное в 1388 году в честь Мурада I. матери [ 34 ] Мечеть Фируз-бей примечательна тем, что построена из камня и отличается высоким качеством резного декора. [ 32 ] [ 35 ] Два других примера Т-образного плана, мечеть Бейлербейи в Эдирне (1428–1429 гг.) и мечеть Яхши-бей в Измире (около 1441–1442 гг.), оба важны как более поздние сооружения Т-образного плана с более сложными декоративными системами крыш. В обоих зданиях привычные боковые айваны заменены отдельными залами, в которые можно попасть через дверные проемы из центрального помещения. В результате молитвы, вероятно, проводились только в айване , ориентированном на кыблу, демонстрируя, что здания завие часто не проектировались как простые мечети, а вместо этого имели более сложные функции. В обоих зданиях кибла-айван имеет полувосьмиугольную форму и покрыт полукуполом. крупной резьбой мукарнас , бороздками или другой геометрической резьбой. Купола и полукупола украшены [ 36 ]
- Т-план мечетей и зданий
-
Мечеть Орхана Гази в Бурсе (1339 г.): внешний вид и передний портик.
-
Мечеть Орхана Гази: внутренний молитвенный зал, вид на киблу
-
Мечеть Хюдавендигар в Бурсе (1366–1385 гг.): передний фасад.
-
Мечеть Хюдавендигар: интерьер молитвенного зала
-
Нилюфер Хатун Имарет в Изнике (1388 г.)
-
Мечеть Йылдырым Баязид I в Бурсе (1395 г.): внешний вид и портик
-
Мечеть Йылдырым Баязид I: вид изнутри на киблу айван
-
Мечеть Фируз-бей в Миласе (1394 г.): внешний фасад
-
Зеленая мечеть в Бурсе (1412–1424 гг.): внешний фасад и входной портал.
-
Зеленая мечеть: интерьер
-
Зеленая мечеть: михраб и отделка плиткой
-
Зеленая гробница в Бурсе (1412–1424 гг.), часть комплекса Зеленой мечети.
-
Интерьер Зеленой гробницы
-
Мечеть Бейлербейи в Эдирне (1428–1429 гг.): внутренний вид киблы айван .
Многокупольные здания
[ редактировать ]Самая необычная мечеть этого периода — общинная мечеть, известная как Великая мечеть Бурсы или Улу Джами . [ 37 ] Мечеть была построена по заказу Баязида I и профинансирована за счет добычи, полученной в результате его победы в битве при Никополе в 1396 году. Она была завершена несколько лет спустя, в 1399–1400 годах. [ 37 ] Это многокупольная мечеть, состоящая из большого гипостильного зала, разделенного на двадцать равных пролетов в прямоугольной сетке четыре на пять, каждый из которых покрыт куполом, поддерживаемым каменными опорами. Купол над средним пролетом второго ряда имеет окулюс , а его пол занимает фонтан, выполняющий роль сана ( двора) в мечетях других регионов. [ 37 ] Минбар технике (кафедра) мечети является одним из лучших образцов ранних османских деревянных минбаров, изготовленных в кюндекари , в которой куски дерева соединяются друг с другом без гвоздей и клея. Его поверхности украшены надписями, цветочными ( арабесками ) и геометрическими мотивами . [ 1 ]
По словам Догана Кубана, некоторые из самых ранних османских «великих мечетей» ( Ulu cami s ) были построены Мурадом I в стиле, который типологически связан с более поздними многокупольными «Великими мечетями». [ 38 ] Их интерьеры не были полностью покрыты куполами, но имели три «нефа» или прохода, идущие между опорными колоннами здания к стене киблы . Средний неф был шире и покрыт двумя или тремя большими куполами, а боковые нефы имели более низкие сводчатые потолки. Единственным сохранившимся примером этих ранних трехнефных мечетей является Великая мечеть Пловдива . [ 38 ] Традиционно считается, что эта мечеть была построена Мурадом I после того, как он завоевал Пловдив (Филиппополис или Филибе) в 1363 году. [ 38 ] но более поздние исследования показали, что он был построен (или перестроен [ 39 ] ) вместо этого Мурадом II между 1433 и 1436 годами. [ 40 ] [ 41 ] Другими мечетями времен Мурада I, которые, судя по всему, имели аналогичную планировку, были мечеть Шехадет в Бурсе и мечеть Хюдавендигар в Гелиболу (Галлиполи), но они были разрушены в наше время. [ 38 ] Ученый Зейнеп Юрекли утверждает, что отсутствие хорошо сохранившихся и надежно датированных примеров затрудняет понимание эволюции османских «великих мечетей» до мечети Баязида I в Бурсе. [ 41 ]
После того, как Баязид I потерпел катастрофическое поражение в 1402 году в битве при Анкаре против Тимура , столица была перенесена в Эдирне во Фракии . Еще одна многокупольная соборная мечеть была начата здесь Сулейманом Челеби в 1403 году и закончена Мехмедом I в 1414 году. Сегодня она известна как Старая мечеть ( Эски Джами ). Она немного меньше Большой мечети Бурсы и представляет собой квадратную планировку, разделенную на девять куполообразных отсеков, поддерживаемых четырьмя опорами. [ 37 ] [ 42 ] Это была последняя крупная многокупольная мечеть, построенная османами (за некоторыми исключениями, такими как более поздняя мечеть Пияле-паша ). В более поздние периоды многокупольные здания были адаптированы для использования в нерелигиозных зданиях. [ 43 ] Одним из примеров этого является бедестен – своего рода торговый зал в центре базара – который Баязид I построил в Бурсе во время своего правления. [ 44 ] Подобный бедестен был построен в Эдирне Мехмедом I между 1413 и 1421 годами. [ 44 ]
- Многокупольные мечети и здания
-
Большая мечеть Бурсы (1396–1400 гг.)
-
Интерьер Большой мечети Бурсы
-
Деревянный минбар Большой мечети Бурсы.
-
Старая мечеть Эдирне ) (1403–1414 гг.
-
Интерьер старой мечети Эдирне
-
Интерьер Бедестена в Бурсе (построен между 1389 и 1402 годами; здесь можно увидеть современные магазины)
-
Внешний вид Бедестена в Эдирне (между 1413 и 1421 гг.)
-
The Great Mosque (Dzhumaya Mosque) of Plovdiv , probably built by Murad II (circa 1436)
-
Интерьер Большой мечети Пловдива
Медресе
[ редактировать ]
Медресе существовали со времен Сельджуков и продолжали выполнять ту же функцию обучения суннитскому исламскому праву и обучению улемов (исламских ученых-юристов). Однако по сравнению с более ранними сельджукскими медресе их архитектура была гораздо менее показной. Более того, известно, что в XIV веке было построено относительно мало медресе, что указывает на то, что улемы еще не имели большого влияния в османском обществе в то время. Медресе иногда строились как независимые сооружения, но часто были частью более крупного комплекса куллие . [ 45 ]
В типичной планировке медресе преобладал большой внутренний двор (обычно прямоугольной формы) с аркадами, идущими по двум и более сторонам. Вокруг двора располагались комнаты, в которых размещались ученики, и обычно была одна большая куполообразная классная комната, известная как дершане . Если бы здание было выровнено по кибле , дершан мог бы также служить небольшой мечетью или молитвенной комнатой, но в этот период это было характерно только для нескольких медресе. В центре двора находился бассейн с водой. В ранних медресе туалеты обычно строились в отдельном здании поблизости, но в более поздних примерах они были включены в основную структуру медресе. Архитектурное оформление в основном ограничивалось главным входным порталом здания. [ 46 ]
Самым старым известным османским медресе, которое до сих пор сохранилось, является медресе Сулейман-паши в Изнике, построенное Сулейман-пашой (ум. 1357), сыном Орхана. На нем нет надписи, но, по оценкам, он был построен примерно в середине 14 века. Первоначальная форма здания неизвестна, поскольку позже оно было повреждено и восстановлено в наше время, но оно имеет типичный открытый двор, окруженный небольшими куполообразными помещениями, включая скромное дершане . [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] Орхан построил в Бурсе еще два медресе, но они не сохранились. [ 46 ] Единственное сохранившееся медресе XIV века — это одно из двух медресе, построенных для комплекса Кюллие Йылдирима Баязида I в Бурсе (около 1395 г.). Он был сильно поврежден и тщательно реконструирован в 19 веке. Это медресе имеет удлиненный двор и вход в виде айвана, покрытого куполом, что может представлять собой переход от формы сельджукских медресе к форме османских медресе. [ 50 ] По крайней мере, несколько медресе в начале 15 века, в том числе медресе Якуб-бея в Кютахье (около 1412 г.) [ 51 ] ) и медресе Хаджи Халил-паши в Гюмюшачикёй (1413–1415 гг.) . [ 52 ] ), были построены в «закрытом» стиле медресе раннего сельджукского периода, а это означает, что центральный двор (первоначально) был покрыт куполом. [ 53 ] Медресе комплекса Зеленой мечети Мехмеда I в Бурсе (около 1421 г.) представляет собой особенно элегантный и хорошо спланированный пример медресе с открытым двором того периода, имеющий сходство с «открытым» медресе эпохи Сельджуков. Он имеет украшенный входной айван, ведущий во внутренний двор с аркадными портиками по трем сторонам и купольным дершаном на противоположной от входа стороне. Два небольших айвана также встречаются по двум другим боковым сторонам двора, но стоят за портиками. [ 54 ] В целом, разнообразие планировок медресе в начале 15 века демонстрирует, что примерно в это время проводилось определенное количество экспериментов, прежде чем позже в том же столетии появилась более классическая форма медресе. [ 55 ]
- Ранние османские медресе
-
Медресе комплекса мечети Йылдырым Баязид I в Бурсе (около 1395 г.)
-
Входной фасад медресе комплекса Зеленой мечети в Бурсе (около 1421 г.)
-
Внутренний двор медресе комплекса Зеленой мечети
-
Внешний вид дершане медресе комплекса Зеленой мечети
Хаммамы
[ редактировать ]Османский хаммам ( общественные бани , по-турецки пишется как хамам ) был связан с другими хаммамами мусульманского мира и, как и они, произошел от римских бань и ранних византийских бань. [ 56 ] [ 57 ] Его часто изображали как часть куллие и, как и мечеть, считали важной особенностью исламских городов. [ 58 ] Форма и стиль хаммамов в более поздние периоды Османской империи мало чем отличались от таковых в ранний период. Принципы проектирования остались прежними, и в рамках этой структуры дизайна можно найти разнообразие пространственных конфигураций в большинстве периодов османской архитектуры. [ 56 ]

Хаммамы традиционно состояли из регулярной последовательности помещений, которые купальщики посещали в одном и том же порядке: раздевалка или комната для раздевания (соответствует римскому аподитерию ), холодная комната (типа римского фригидария ), теплая комната (типа тепидария ), и горячая комната (например, кальдарий ). В османских банях холодная комната ( согуклюк ) обычно отсутствует или совмещается с раздевалкой (известной как камекан или союнмалик ). [ 56 ] [ 57 ] [ 60 ] Эта комната часто является самой большой куполообразной камерой в комплексе, а переход между куполом и квадратной камерой часто выполняется с помощью кос, «турецких треугольников» или декоративных мукарн . В этом помещении обычно имеется центральный фонтан ( шадирван ) и окружены деревянными галереями. [ 61 ] В османских банях теплая комната ( ılıklık ) с архитектурной точки зрения не акцентируется и может быть не более чем переходным пространством между раздевалкой и горячей комнатой. [ 60 ] Горячая комната ( харарет или сычаклык ) обычно является самой сложной частью бани. [ 62 ] Его планировка обычно состоит из центрального купольного пространства, окруженного четырьмя айванами симметричной или крестообразной формы. [ 62 ] [ 57 ] Углы между этими айванами часто занимают куполообразные помещения меньшего размера — халветы , которые использовались для частного купания. [ 57 ] [ 62 ] В больших хаммамах раздевалка, теплая комната и парные обычно располагались вдоль линейной оси, но хаммамы меньшего размера часто имели более гибкую и асимметричную планировку. Некоторые хаммамы были «двойными» хаммамами, в которых были отдельные секции для мужчин и женщин, хотя женская секция часто была меньше мужской. [ 56 ] Тепло вырабатывалось с помощью гипокаустной системы, в которой горячая вода текла по трубам в стенах и под полом. [ 56 ] Несколько ванн в Турции были построены с использованием природных горячих источников , например, Эски Каплыка («Старые термальные ванны ») в Бурсе, впервые построенные Мурадом I (годы правления 1360–1389). [ 63 ]
Из-за влажности бань нижние стены хаммамов обычно отделаны мрамором и редко декорируются. Однако купола ранних османских хаммамов часто украшались резной лепниной (штукатуркой) - техникой, распространенной в исламской архитектуре. Лепной декор встречался и в других османских постройках, но особенно он был характерен для хаммамов. [ 64 ] Штукатурка была нанесена на кирпичные конструкции внутри купола и в переходной зоне между куполом и квадратным помещением внизу. Купола могли быть украшены спиральными бороздками и геометрическими узорами, а переходные зоны - мукарнами , турецкими треугольниками или подобными мотивами. [ 65 ] Пример такого украшения можно увидеть в хамаме Исмаил-бей в Изнике, датируемом концом 14 или началом 15 века. [ 65 ] [ 1 ] Наиболее совершенный и относительно хорошо сохранившийся лепной декор этого периода находится в хаммамах, построенных в Эдирне во времена правления Мурада II (между 1421 и 1451 гг.). [ 65 ] такие как Гази Михал Хамам (1422 г.), [ 66 ] Хамам Бейлербейи (1429 г.), [ 67 ] Хамам Топкапы или Аладжа (1441 г.) и Хамам Еничери (дата не указана). [ 65 ]
Среди других примеров османских хамамов, построенных до 1453 года (сегодня находящихся в различных состояниях сохранности), - хамам Орхан-бея в Бурсе (построенный около 1339 года для его религиозного комплекса). [ 68 ] [ 69 ] ), хамам Демирташ в Бурсе (14 век). [ 70 ] ), хамам Хаджи Хамза в Изнике (конец 14 или начало 15 века). [ 71 ] ), Хамам Челеби Султана Мехмета в Мерзифоне (1413 г. ) [ 72 ] [ 73 ] ), Придворная баня в Бурсе (1421 г.) [ 74 ] ), эмир Султан Хамам в Бурсе (1426 г.) [ 75 ] ), хамам Караджабей в Анкаре (1444 г.) [ 76 ] ) и бей-хамам в Салониках (1444 г. ). [ 77 ] ), а также многие другие, имеющие различное значение. [ 58 ] После завоевания Константинополя в 1453 году большинство хаммамов в новой столице были спроектированы как часть более крупных комплексов куллие и мечетей. [ 58 ]
- Ранние османские хаммамы
-
Интерьер хамама Орхан-бей в Бурсе (ок. 1339 г.), который в настоящее время используется как рынок ( Эски Айналы Чарши ) [ 78 ]
-
Остатки хамама Исмаил-бея в Изнике (конец 14 или начало 15 века)
-
Внутреннее лепное оформление купольного помещения хамама Исмаил-бей.
-
Хаджи Хамза Хамам в Изнике (конец 14 или начало 15 века)
-
Двор (Ибрагим-паша) Хамам в Бурсе (1421 г.) (слева)
-
Хамам Эмира Султана в Бурсе (1426 г.)
-
Бей Хамам: раздевалка
-
Бей Хамам: теплая комната
-
Бей Хамам: горячая комната
Правление Мурада II
[ редактировать ]Комплексы правления Мурада II
[ редактировать ]В правление Мурада II (между 1421 и 1451 годами с перерывами) сохранились некоторые традиции и были введены новые новшества. Хотя столица находилась в Эдирне, Мурад II построил свой погребальный комплекс ( Комплекс Мурадие ) в Бурсе между 1424 и 1426 годами. [ 79 ] Он включал в себя мечеть (глубоко отреставрированную в XIX веке), медресе, имарет и мавзолей. Его кладбище превратилось в королевский некрополь, когда позже здесь были построены мавзолеи, хотя Мурад II был единственным похороненным здесь султаном. [ 80 ] [ 81 ] Мавзолей Мурада II уникален среди королевских гробниц Османской империи, поскольку его центральный купол имеет отверстие в небо, а мавзолей его сына был построен в непосредственной близости от него, согласно последнему желанию султана. [ 80 ] [ 82 ] Медресе комплекса является одним из наиболее совершенных с архитектурной точки зрения того периода и одним из немногих сохранившихся такого рода. [ 80 ] [ 83 ] По форме оно очень похоже на медресе более раннего комплекса Зеленой мечети. [ 55 ] Он имеет квадратный двор с центральным фонтаном ( шадырваном ), окруженный куполообразным портиком, за которым расположены сводчатые помещения. На юго-восточной стороне двора находится большой куполообразный класс ( дершане ), входной фасад которого (выходящий во двор) украшен плиткой. [ 80 ] В Эдирне Мурад II в 1435 году построил еще одно завье для суфиев, ныне известное как мечеть Мурад II . Он повторяет план типа Бурсы, а также имеет богатый декор из плитки, аналогичный Зеленой мечети в Бурсе, а также новую сине-белую плитку с китайским влиянием. [ 84 ] [ 85 ] Мурад II также начал строительство дворцовых сооружений на месте нынешнего дворца Эдирне, но ни одно из них не сохранилось и настоящим основателем дворца является его преемник Мехмед II. [ 86 ]
Помимо своих работ в Эдирне, Мурад II также проводил строительные и реставрационные работы по всей Румелии ( балканские провинции). [ 40 ] Как упоминалось выше, он построил Большую мечеть в Пловдиве, городе, который стал крупным провинциальным центром в этой части империи. В последующие годы при Шихабеддине-паше и других губернаторах здесь было построено множество других османских общественных зданий, хотя многие из них не сохранились до наших дней. [ 87 ] Мурад II также построил мечеть Мурадие Имарет (также известную как мечеть Хюнкар) в Скопье (Ускюб) в 1436–1437 годах; однако мечеть была перестроена в 16 и 18 веках, и ее первоначальный вид неизвестен. [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ] В 1443–1444 годах Мурад II построил мост Узункопрю , длинный каменный мост, сопровождаемый комплексом мечетей, на дороге между Стамбулом и Эдирне. [ 90 ] Вскоре после основания султана в Скопье губернатор Исхак-бей спонсировал собственный комплекс завье в том же городе, завершенный в 1438–1439 годах. Завье , имеющее Т-образную планировку, было отремонтировано и преобразовано в мечеть в 1519 году . С тех пор комплекс утратил некоторые другие постройки, но до сих пор сохранил гробницу Исхак-бея, небольшое шестиугольное куполообразное сооружение с плиточным декором вдоль барабана. купол. [ 91 ] [ 88 ] [ 89 ]
- Комплексы правления Мурада II
-
Мечеть комплекса Мурада II в Бурсе (завершена в 1426 г., реконструирована в 19 веке)
-
Могила Мурада II в комплексе Мурада II в Бурсе (около 1426 г.)
-
Вход в медресе Мурада II в Бурсе (около 1426 г.)
-
Входной фасад дершане ( класса) Медресе Мурада II (с добавлением современного стекла)
-
Мечеть Мурада II в Эдирне (около 1435 г.)
-
Остатки плитки и фрескового декора в мечети Мурада II в Эдирне.
-
Мечеть Исхак-бея в Скопье (1438–1439 гг.)
-
Могила Исхак-бея, рядом с мечетью Исхак-бея (около 1439 г.)
-
Мост Узункопрю в Узункопрю (1443–1444 гг.)
Мечеть Три Балкона
[ редактировать ]Самой важной мечетью этого периода является мечеть Уч Шерефели , строительство которой было начато Мурадом II в 1437 году и завершено в 1447 году. [ 7 ] [ 8 ] Ее дизайн сильно отличается от более ранних мечетей. План этажа почти квадратный, но разделен на прямоугольный двор и прямоугольный молитвенный зал. Двор имеет центральный фонтан и окружен портиком с арками и куполами, с украшенным центральным порталом, ведущим во двор снаружи, и еще одним, ведущим со двора в молитвенный зал. Молитвенный зал сосредоточен вокруг огромного купола, который покрывает большую часть средней части зала, а боковые стороны зала покрыты парами куполов меньшего размера. Центральный купол диаметром 24 метра (или 27 метров по Кубанскому [ 92 ] ), намного больше, чем любой другой османский купол, построенный до этого. [ 9 ] Снаружи это приводит к раннему примеру визуального эффекта «каскада куполов», который можно увидеть в более поздних османских мечетях, хотя общее расположение здесь описывается Шейлой Блэр и Джонатаном Блумом как еще не удачное по сравнению с более поздними примерами. [ 7 ] Всего в мечети четыре минарета , расположенных по четырем углам двора. Ее юго-западный минарет был самым высоким османским минаретом, построенным к тому времени, и имел три балкона, от которых и произошло название мечети. [ 93 ] Мечеть сильно пострадала от землетрясения 1752 года и была частично реконструирована. [ 94 ]
Общий вид мечети Уч Шерефели с ее молитвенным залом с центральным куполом, аркадным двором с фонтаном, минаретами и высокими входными порталами предвосхищал черты более поздней архитектуры османской мечети. [ 7 ] Его описывают как «перекресток османской архитектуры». [ 7 ] отмечая кульминацию архитектурных экспериментов с различными пространственными планировками в период бейликов и ранних османов. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Кубан описывает его как «последний этап ранней османской архитектуры», а план центрального купола и « модульный » характер его конструкции сигнализировали направление будущей османской архитектуры в Стамбуле. [ 95 ] Он также отмечает, что мечеть, построенная из тесаного камня и использующая чередующиеся полосы цветного камня для некоторых своих декоративных эффектов, знаменует собой упадок использования чередующихся конструкций из кирпича и камня, наблюдаемых в более ранних османских зданиях. [ 96 ]
Ученые попытались предложить различные возможные источники влияния и вдохновения для этого дизайна. Годфри Гудвин предполагает, что все элементы, необходимые для проектирования мечети Уч Шерефели, уже присутствовали в существующих мечетях Западной Анатолии, таких как Большая мечеть Манисы и мечеть Иса-бея в Сельчуке, но они просто не были объединены. вместе в едином дизайне. [ 97 ] Блэр и Блум предполагают, что это более масштабная версия Большой мечети Саруханидов в Манисе, городе, с которым был знаком Мурад II. [ 7 ] Гюльру Нечипоглу предполагает, что нововведения мечети и ее повышенная монументальность были вдохновлены имперской архитектурой Тимуридов, а также мечетью Омейядов в Дамаске (чья планировка уже вдохновила вышеупомянутые мечети Манисы и Сельчука). [ 20 ] Кубан предполагает, что пространственный дизайн мечети развился из-за важности купольного пространства, обычно встречающегося перед михрабом в ранней исламской архитектуре, а также из-за влияния более ранних османских мечетей с одним куполом. [ 8 ]
- Мечеть Уч Шерефели в Эдирне
-
Мечеть Уч Шерефели в Эдирне (1437–1447 гг.): Внешний вид
-
Мечеть Три Балкона: внутренний двор
-
Мечеть Три Балкона: интерьер
Мехмед II и ранний Османский Константинополь
[ редактировать ]Постройки примерно во время завоевания 1453 года.
[ редактировать ]
Мехмед II временно сменил своего отца в 1444 году и окончательно в 1451 году. Он также известен как «Фатих» или Завоеватель после завоевания Константинополя в 1453 году, которое положило конец остаткам Византийской империи. Мехмед сильно интересовался турецкой, персидской и европейской культурами и спонсировал художников и писателей при своем дворе. [ 98 ] До завоевания 1453 года его столица оставалась в Эдирне, где в 1452–1453 годах он построил для себя новый дворец. [ 98 ] Он провел обширную подготовку к осаде, включая строительство большой крепости, известной как Румели Хисары, на западном берегу Босфора , начатое в 1451-52 годах и завершенное незадолго до осады в 1453 году. [ 99 ] Он был расположен напротив более старой крепости на восточном берегу, известной как Анадолу Хисары , построенной Баязидом I в 1390-х годах для более ранней осады и предназначавшейся для перекрытия сообщения с городом через Босфор. [ 100 ] Румели Хисары остается одним из самых впечатляющих средневековых османских укреплений. Он состоит из трех больших круглых башен, соединенных навесными стенами , неправильной планировки, адаптированной к топографии местности. Внутри укрепленного ограждения была построена небольшая мечеть. Когда-то у башен были конические крыши, но они исчезли в 19 веке. [ 99 ]
После завоевания Константинополя (ныне известного как Стамбул) одним из первых построек Мехмеда в городе стал дворец, известный как Старый дворец ( Эски Сарай ), построенный в 1455 году на месте нынешнего главного кампуса Стамбульского университета. . [ 98 ] В то же время Мехмед построил еще одну крепость, Едикуле города («Семь башен»), на южном конце сухопутных стен , чтобы разместить и защитить казну. Он был завершен в 1457–1458 годах. В отличие от Румели Хисары , он имеет правильную планировку в форме пятиконечной звезды, возможно, итальянского происхождения. [ 101 ] [ 98 ] Чтобы оживить торговлю, Мехмед построил первый бедестен в Стамбуле между 1456 и 1461 годами, известный как Внутренний Бедестен ( Iç Bedesten ), Старый Бедестен ( Eski Bedesten или Bedesten-i Atik ) или Бедестен ювелиров ( Cevahir Bedesteni ). . [ 102 ] [ 103 ] Второй бедестен, Сандал Бедестен, также известный как Малый Бедестен ( Küçük Bedesten ) или Новый Бедестен ( Bedesten-i Cedid ), был построен Мехмедом примерно дюжину лет спустя. [ 102 ] [ 104 ] Эти два бедестена, каждый из которых состоит из большого многокупольного зала, образуют первоначальное ядро того, что сейчас является Гранд-базаром , который вырос вокруг них на протяжении следующих поколений. [ 102 ] [ 104 ] Примерно в это же время построен и расположенный неподалеку Тахтакале Хаммам , старейший хаммам (общественная баня) города. [ 105 ] Единственные другие документально подтвержденные хаммамы в городе, датируемые временами Мехмета II, - это хамам Махмут-паши (часть комплекса мечети Махмут-паши ), построенный в 1466 году. [ 105 ] [ 106 ] и хамам Гедик Ахмет-паша, построенный около 1475 года. [ 100 ] В городе Салоники Мехмед II также заказал строительство бедестена (стоящего и сегодня) где-то в 1450-х годах. [ 107 ]
- Здания примерно времени завоевания 1453 года или вскоре после него.
-
Бедестен из Салоник (1450-е гг.)
-
Крепость Едикуле в Стамбуле (около 1458 г.)
-
Интерьер сандалии Бедестен на Большом базаре в Стамбуле (между 1456 и 1461 годами)
-
Купола хамама Тахтакале на горизонте
-
Хамам Махмут-паши , Стамбул (1466 г.)
-
Хамам Махмут Паши: купол над теплой комнатой
Создание дворца Топкапы
[ редактировать ]В 1459 году Мехмед II начал строительство второго дворца, известного как Новый дворец ( Йени Сарай ), а позже как дворец Топкапы («Дворец Пушечных ворот»), на месте бывшего акрополя византийского . , холма с видом на Босфор . [ 108 ] Большая часть дворца была заложена между 1459 и 1465 годами. [ 100 ] Первоначально он оставался в основном административным дворцом, а резиденция султана осталась в Старом дворце. Королевской резиденцией он стал только в 16 веке, когда гарем . был построен [ 100 ] Дворец неоднократно модифицировался на протяжении последующих столетий разными правителями, и сегодня дворец представляет собой совокупность разных стилей и периодов. Его общая планировка выглядит крайне неравномерной: он состоит из нескольких дворов и ограждений на территории, ограниченной внешней стеной. Кажущаяся неправильная планировка дворца на самом деле была отражением четкой иерархической организации функций и частных резиденций, при этом самые внутренние помещения были отведены для уединения султана и его ближайшего окружения. [ 108 ]
Среди сегодняшних построек, датируемых временем Мехмеда, - киоск Фатиха или павильон Мехмеда II, расположенный на восточной стороне Третьего двора и построенный в 1462–1463 годах. [ 109 ] Он состоит из ряда куполообразных помещений, которым предшествует аркадный портик со стороны дворца. Он стоит на вершине тяжелого фундамента, встроенного в склон холма с видом на Босфор. Этот нижний уровень также первоначально служил сокровищницей. Наличие прочных фундаментных стен и подобных подконструкций было общей характеристикой османского строительства этого дворца, а также других архитектурных комплексов. [ 110 ] Баб-и Хумаюн, главный внешний вход на территорию дворца, датируется временем Мехмета II, согласно надписи, датирующей 1478–1479 годы, но в 19 веке он был покрыт новым мрамором. [ 111 ] [ 112 ] Кубань также утверждает, что Бабюселам (Ворота приветствия), ворота Второго двора, окруженные двумя башнями, относятся ко времени Мехмеда II. [ 113 ]
Внутри внешних садов дворца Мехмед II заказал три павильона, построенных в трех разных стилях. Один павильон был построен в османском стиле, другой – в греческом, а третий – в персидском . [ 108 ] [ 112 ] только персидский павильон, известный как Изразцовый киоск ( Чинили Кёшк Из них сохранился ). Он был завершен в сентябре или октябре 1472 года, и его название происходит от богатого декора из плитки, включая первое появление плитки баннаи в иранском стиле в Стамбуле. Сводчатая и крестообразная планировка интерьера здания также основана на иранских прецедентах, а снаружи находится высокий портик. Хотя о строителях известно не так уж много, они, скорее всего, были иранского происхождения, поскольку исторические документы указывают на присутствие плиточников из Хорасана . [ 108 ]
- Дворцовая архитектура Мехмеда II
-
Баб-ы Хумаюн, внешние ворота дворца Топкапы (1478–1479 гг., с более поздней реконструкцией)
-
Бабюселам, ворота Второго двора дворца Топкапы.
-
Киоск Фатиха в Третьем дворе дворца Топкапы (1462–1463 гг.)
-
Изразцовый киоск во внешних садах дворца Топкапы (1472 г.)
-
Плиточное оформление Плиточного киоска
Строительство мечети Фатих
[ редактировать ]Самым большим вкладом Мехмеда в религиозную архитектуру стал комплекс мечети Фатих в Стамбуле, построенный с 1463 по 1470 год. Он был частью очень большого кюллие , который также включал в себя табхане (гостевой дом для путешественников), имарет, дарюшифа (больница), караван-сарай. (общежитие для путешествующих торговцев), мектеп (начальная школа), библиотека, хаммам, магазины, кладбище с мавзолей основателя и восемь медресе с пристройками к ним. [ 114 ] [ 100 ] Не все эти сооружения сохранились до наших дней. Здания в значительной степени игнорировали любую существующую топографию и были расположены строго симметрично на огромной квадратной террасе с монументальной мечетью в центре. [ 115 ] Архитектором комплекса мечети был Уста Синан, известный как Синан Старший . [ 116 ] Он располагался на Четвертом холме Стамбула , который до этого времени занимал разрушенный византийский храм Святых Апостолов . [ 116 ]
Большая часть первоначальной мечети была разрушена землетрясением в 1766 году. Вскоре после этого она была в значительной степени перестроена Мустафой III в значительно измененном виде. От первоначальной мечети в целом сохранились только стены и портики двора мечети, а также мраморный вход в молитвенный зал. [ 117 ] [ 118 ] [ 119 ] Форму остальной части мечети пришлось реконструировать ученым с использованием исторических источников и иллюстраций. [ 116 ] [ 119 ] Дизайн, вероятно, отражал сочетание византийской церковной традиции (особенно собора Святой Софии ) с османской традицией, которая развивалась со времен первых имперских мечетей в Бурсе и Эдирне. [ 115 ] [ 120 ] [ 10 ] Основываясь на идеях, заложенных более ранней мечетью Уч Шерефели, мечеть представляла собой прямоугольный двор с окружающей галереей, ведущей в купольный молитвенный зал. Молитвенный зал состоял из большого центрального купола с полукуполом позади него (со стороны киблы ) и ряда трех куполов меньшего размера с каждой стороны. [ 115 ]
Вдоль сохранившихся стен двора можно найти оригинальные украшения. Капители колонн украшены традиционными мукарнами , дизайн которых немного отличается от одного к другому. [ 121 ] Некоторые люнеты над окнами внутреннего двора заполнены панелями из плитки Cuerda Seca белого, желтого, синего и зеленого цветов с каллиграфическими надписями. Они похожи на плитки, найденные в более поздней мечети Явуза Селима (построенной в начале 15 века), и поэтому, возможно, были добавлены сюда в более поздний период. [ 121 ] Более уникальными являются люнеты над окнами внешней северо-западной стены двора. Они заполнены античным мрамором Verd, который инкрустирован мягким белым мрамором в виде каллиграфических надписей. Ни один другой пример такого типа украшения не встречается больше нигде в османской архитектуре. [ 121 ]
- Оригинальная мечеть Фатих
-
Иллюстрация XVI века, показывающая оригинальную мечеть Фатих (вверху)
-
Рисунок оригинальной мечети Фатих 1686 года (Франческо Скарелла)
-
Двор мечети Фатих сегодня, в которой в основном сохранилась оригинальная ткань 15 века.
-
Входной портал в молитвенный зал, также сохранившийся от оригинальной мечети.
-
Необычные инкрустированные мраморные надписи на северо-западной стене мечети.
Постройки визирей Мехмеда II
[ редактировать ]Помимо королевского покровительства самого Мехмеда II, визири и высокопоставленные чиновники Мехмеда также спонсировали множество построек, некоторые из которых являются одними из старейших османских построек в Стамбуле. К ним относятся мечеть Махмуд-паши (1462–1463 гг.), Мечеть Мурада-паши (1471–1472 гг.) И мечеть Рум Мехмед-паши (1471–1472 гг.). [ 122 ] Все эти мечети, спонсируемые визирем, напоминают планировку старых османских мечетей Т-образного плана, хотя они не выполняли ту же функцию, что старые османские завие , которые использовали эту форму. Они состояли из длинного молитвенного зала, покрытого либо двумя большими куполами (в мечетях Махмуд-паши и Мурада-паши), либо одним куполом, за которым следовал полукупол (в мечети Рум Мехмед-паши), с куполообразными помещениями меньшего размера, служившими табанами . с обеих сторон. [ 122 ] Фасады мечетей выходят на традиционные куполообразные портики вместо дворов, которые наблюдаются в новых императорских мечетях. Комплексы мечетей подобного масштаба продолжали строить более поздние визири при преемниках Мехмеда II. [ 4 ] [ 100 ] Уникальным убранством отличается и гробница Махмуд-паши, построенная рядом с его вышеупомянутым комплексом в Стамбуле. Его внешний вид покрыт мозаикой из плиток бирюзового цвета и цвета индиго, вставленных в стены из песчаника, образующих геометрические звездные узоры . [ 123 ] [ 124 ]
За пределами Стамбула Гедик Ахмет-паша построил комплекс кулийе в Афьонкарахисаре где-то между 1470 и 1474 годами. [ 125 ] [ 126 ] [ 127 ] Он состоит из большой мечети, медресе и хаммама. Мечеть, отличающаяся высоким качеством изготовления, имеет схожую планировку с мечетями других визирей того времени: двухкупольный молитвенный зал, окруженный отдельными куполообразными помещениями меньшего размера, служащими табанами , и перед которым расположен куполообразный портик. [ 125 ] Более примитивный многокупольный дизайн все еще можно увидеть в более ранней Великой мечети ( Бююк Ками ) в Софии , на территории современной Болгарии . Оно было начато между 1444 и 1456 годами по инициативе губернатора Махмуда-паши (впоследствии великого визиря Мехмеда II), но было завершено только в 1494 году, спустя много времени после его смерти. Сегодня здание служит Национальным археологическим музеем Болгарии . [ 128 ] [ 129 ] [ 130 ]
- Мечети, спонсируемые визирями Мехмеда II
-
Внешний вид мечети Махмут-паши в Стамбуле (1462–1463 гг.) С двумя куполами.
-
Могила Махмуд-паши в Стамбуле (1473 г.), расположенная за его мечетью.
-
Мечеть Мурада-паши в Стамбуле (1471–1472 гг.) Двухкупольная планировка.
-
Интерьер мечети Мурад-паши
-
Мечеть Рум Мехмед-паши (1471–1472 гг.) С купольной и полукупольной планировкой.
-
Интерьер мечети Рум Мехмед-паши
-
Великая мечеть Софии (середина-конец 15 века), ныне Национальный археологический музей Болгарии.
-
Интерьер Большой мечети Софии (Национальный археологический музей)
Правление Баязида II
[ редактировать ]Комплексы Баязида II
[ редактировать ]
После Мехмеда II правление Баязида II (1481–1512) снова отмечено обширным архитектурным покровительством, двумя наиболее выдающимися и влиятельными примерами которого являются комплекс Баязида II в Эдирне и мечеть Баязида II в Стамбуле. [ 131 ] Хотя это был период дальнейших экспериментов, мечеть Баязида II в Амасье , завершенная в 1486 году, все еще основывалась на плане типа Бурсы и представляла собой последнюю и крупнейшую императорскую мечеть в этом стиле. [ 132 ] Доган Кубан считает, что постройки Байзезида II также представляют собой преднамеренные попытки городского планирования, расширяющие наследие комплекса мечети Фатих в Стамбуле. [ 133 ]
Комплекс Баязида II в Эдирне представляет собой комплекс ( külliye ) зданий, включающий мечеть, дарюшифа , имарет, медресе, тимархане (приют для душевнобольных), два табана , пекарню, уборные и другие службы. все связаны между собой на одном сайте. Он был построен по заказу Баязида II в 1484 году и завершен в 1488 году под руководством архитектора Хайреттина. [ 134 ] [ 135 ] Различные постройки комплекса имеют относительно простые, но строго геометрические планы этажей, построены из камня со свинцовыми крышами и лишь скудным декором в виде чередующихся цветных камней вокруг окон и арок. [ 136 ] [ 132 ] Это было описано как «османская классическая архитектурная эстетика на ранней стадии своего развития». [ 132 ] Мечеть находится в центре комплекса. В нем есть строгий квадратный молитвенный зал, перекрытый большим высоким куполом. Залу предшествует прямоугольный двор с фонтаном и окружающей его аркадой. Дарушшифа . , функция которой была основной мотивацией строительства комплекса Баязидом, имеет два внутренних двора, которые ведут к строению с шестиугольным планом этажа с небольшими куполообразными комнатами, расположенными вокруг большего центрального купола [ 137 ]
Мечеть Баязида II в Стамбуле была построена между 1500 и 1505 годами под руководством архитектора Якуба или Якубшаха (хотя в документах упоминается и Хайреттин). [ 138 ] [ 132 ] [ 139 ] Он также был частью более крупного комплекса, который включал в себя медресе (ныне служащее Музеем искусства турецкой каллиграфии ), монументальный хаммам ( Хамам Баязида II ), приюты, имарет, караван-сарай и кладбище вокруг мавзолея султана. . [ 140 ] [ 141 ] Сама мечеть, самое большое здание, снова состоит из двора, ведущего в квадратный молитвенный зал. Однако в молитвенном зале теперь используются два полукупола, выровненные с главным центральным куполом, а каждый из боковых нефов покрыт четырьмя куполами меньшего размера. По сравнению с более ранними мечетями, это приводит к гораздо более сложному эффекту «каскада куполов» для внешнего профиля здания, вероятно, отражающему влияние собора Святой Софии и оригинальной (ныне исчезнувшей) мечети Фатих. [ 142 ] Двор также считается одним из лучших дворов в архитектуре османской мечети. [ 143 ] Мечеть является кульминацией периода архитектурных исследований при Баязиде II и последним шагом на пути к классическому османскому стилю. [ 11 ] [ 144 ] Намеренное расположение устоявшихся османских архитектурных элементов в строго симметричном дизайне является одним из аспектов, обозначающих эту эволюцию. [ 144 ]
- Комплексы Баязида II
-
Мечеть Баязида II в Амасье (1486 г.)
-
Комплекс Баязида II в Эдирне (1484–1488 гг.)
-
Интерьер мечети комплекса Баязида II в Эдирне
-
Внутренний двор дарюшшифа комплекса Баязида II в Эдирне
-
Мечеть Баязида II в Стамбуле (1500–1505 гг.)
-
Ворота мечети Баязида II в Стамбуле
-
Двор мечети Баязида II в Стамбуле
-
Мечеть Баязида II в Стамбуле: интерьеры куполов
-
Хамам Баязид II , часть комплекса Баязид II в Стамбуле.
-
Медресе Баязид II, часть комплекса Баязид II в Стамбуле (ныне Музей искусства турецкой каллиграфии )
Комплексы семьи Баязида II и визирей
[ редактировать ]Семья Баязида II, визири и высокопоставленные чиновники также построили множество памятников во время его правления, а сам Баязид также построил другие типы построек. В центральном торговом районе Бурсы он приказал построить в 1490–1491 годах большой караван-сарай, ныне известный как Коза Хан . Он состоит из квадратного двора, окруженного двухэтажной арочной галереей, с небольшой восьмиугольной мечетью ( мескитом ), стоящей на приподнятых колоннах в центре. [ 145 ] В Амасье высокопоставленный чиновник по имени Хусейн Ага построил городской бедестен в 1483 году (частично снесенный в 19 веке). [ 146 ] и Медресе Капыага (или Медресе Бююк Ага) в 1489 году. [ 147 ] Медресе - единственное в Анатолии, имеющее восьмиугольный план этажа, и его принципы проектирования похожи на дарушшифа комплекса Баязида в Эдирне, хотя неясно, были ли архитекторы родственниками. [ 147 ] Хусейн-ага также спонсировал преобразование византийской церкви Сергия и Вакха в Стамбуле в мечеть Кучук Айя София (Маленькая Айя София) около 1500 года. [ 147 ] Некоторые комплексы мечетей спонсировались членами семьи Баязида или самим Баязидом в их честь, в том числе мечеть Хатуние в Манисе (1489 или 1490–1491) для Хюснюша Хатун (его жены) и мечеть Хатуние в Токате (1485 или до 1493 года). для Гюльбахар Хатун (его матери). [ 148 ] [ 149 ] В Стамбуле мечеть Фируз Ага , недалеко от ипподрома, датируется 1491 годом. Она маленькая и простая, состоит из квадратного помещения, покрытого одним куполом, но ее дизайн послужил примером для многих более поздних небольших мечетей в городе. [ 150 ]
Также в Стамбуле комплекс Давуд-паши, завершенный в 1485 году, был построен Давуд-пашой Баязида , одним из великих визирей . Он включает в себя мечеть, медресе, имарет, мектеп и могилу основателя. Мечеть имеет сходство с более ранней мечетью Баязида I в Мурдурну, состоящей из большого однокупольного помещения с тяжелыми, украшенными мукарнами, скребками. использовались пары небольших куполообразных помещений, пристроенных по бокам здания В качестве табанов . [ 151 ] Комплекс мечети Атик Али-паши , датируемый 1496–1497 годами, был построен другим великим визирем, Хадимом Али-пашой . Ее планировка аналогична более ранней мечети Рум Мехмед-паши, а также общему дизайну первой мечети Фатих. [ 151 ] построил бедестен и в Янболу (Ямбол в современной Болгарии ). Этот же визирь в начале XVI века [ 146 ] В Салониках одна из крупнейших мечетей города, мечеть Аладжа Имарет или мечеть Исхак-паши, была построена в 1485 году Исхак-пашой . По форме она похожа на мечеть Мурада-паши в Стамбуле, с двухкупольным прямоугольным молитвенным залом и меньшими куполообразными боковыми помещениями. [ 152 ]
Несколько примечательных хаммамов были построены в Скопье в середине-конце 15 века (при Мехмеде II или Баязиде II) местными османскими чиновниками, хотя точные даты их строительства неизвестны. (Оба сейчас используются Национальной галереей Северной Македонии .) Хамам Давуд-паши (или Даут-паши), самый большой в городе, был построен, вероятно, в 1470-х годах. [ 153 ] или до 1497 г. [ 154 ] [ 155 ] Давуд-паша (тот самый, который построил комплекс в Стамбуле). [ 156 ] Он состоит из двойного хаммама, мужская и женская секции которого расположены рядом. Две одинаковые по размеру купольные камеры служили раздевалками, которые затем переходили в купальные отделения (теплую и горячую), причем мужское отделение было немного больше женского. Каждая из купольных камер украшена лепным декором мукарнас , что свидетельствует о том, что архитектурные приемы Эдирне в этот период распространились на другие части Балкан. К мужскому отделению примыкает также отдельная комната с куполом, известная как usturalık (комната для бритья), что не было обычным явлением в других хаммамах. [ 151 ] Чифте Хамам , предположительно построенный в середине 15 века, представляет собой удлиненный двойной хаммам и второй по величине в городе. Мужская и женская раздевалки расположены на противоположных концах комплекса, а горячие комнаты — в середине. [ 153 ] [ 157 ]
- Другие постройки времен правления Баязида II (или конца 15 века)
-
Мечеть Хатуние в Токате (около 1485 г.)
-
Детали входного портала мечети Хатуние
-
Интерьер мечети Давуд-паши в Стамбуле (1485 г.)
-
Медресе Капыага в Амасье (1489 г.)
-
Мечеть Фируз Ага , Стамбул (около 1490 г.)
-
Караван-сарай Коза Хан в Бурсе (около 1491 г.)
-
в Козий Хан Вход
-
Мечеть Атик Али-паша , Стамбул (около 1497 г.)
-
Интерьер мечети Атик Али-паши.
-
Хамам Давуд-паши в Скопье (вторая половина 15 века)
-
Украшение Мукарнаса в хамаме Давуд-паши
-
Хамам Чифте в Скопье (середина 15 века) (купольное здание посередине)
-
Бедестен в Ямболе (начало 16 века)
Более поздняя османская архитектура
[ редактировать ]Остальная часть 16-го века отмечена так называемым «классическим» периодом османской архитектуры, который тесно связан с работами Мимара Синана . [ 158 ] [ 159 ] В этот период бюрократия Османского государства, основы которого были заложены в Стамбуле Мехметом II, становилась все более сложной, а профессия архитектора получила дальнейшую институционализацию. [ 132 ] Длительное правление Сулеймана Великолепного также признано апогеем политического и культурного развития Османской империи, при широком покровительстве искусству и архитектуре со стороны султана, его семьи и его высокопоставленных чиновников. [ 132 ] В этот период османская архитектура, особенно под влиянием Синана, увидела новое объединение и гармонизацию различных архитектурных элементов и влияний, которые османская архитектура ранее впитала в себя, но еще не были гармонизированы в единое целое. [ 158 ] Османская архитектура использовала ограниченный набор общих форм, таких как купола, полукупола и аркадные портики, которые повторялись в каждой структуре и могли комбинироваться ограниченным количеством способов. [ 98 ] Наиболее важные работы Синана в этот период включают мечеть Шехзаде , мечеть Сулеймание и мечеть Селимие . [ 160 ] [ 161 ] [ 162 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эта периодизация не является строгой или универсальной. Большинство ссылок, использованных в этой статье (например, Goodwin 1971). [ 3 ] и Кубань 2010 [ 4 ] ) не обязательно указывают на резкое стилистическое разделение между одним периодом и другим, а скорее описывают прогрессивную эволюцию форм и особенностей с течением времени. Некоторые общие ссылки, такие как Blair & Bloom (1995). [ 5 ] и Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove , [ 6 ] разделите свое обсуждение этого периода между архитектурой до 1453 года и архитектурой после 1453 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Оний, Генюль; Клауд, Лале; Чакмак, Шакир; Даш, Эртан; Демир, Айдоган; Демиральп, Йекта; Куюлу, Инджи; Юнал, Рахми Х. (2010). Раннее османское искусство: наследие Эмиратов . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ. ISBN 9783902782212 .
- ^ Jump up to: а б Куран, Аптулла (1968). Мечеть в ранней османской архитектуре . Издательство Чикагского университета.
- ^ Jump up to: а б с Гудвин 1971 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж на Кубе 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 .
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Блэр и Блум 1995 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б с д Кубань 2010 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б с Гудвин 1971 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Неджипоглу 2011 , с. 84-86.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 168: «Мечеть Беязита II в Стамбуле следует считать величайшим памятником его правления. Это было одновременно завершением исследовательских работ, проводившихся в провинциях Эдирне, Амасья и Токат, и последним шагом вперед, без которого классической кульминации достичь не удалось».
- ^ Кубань 2010 , с. 207: «Мечеть Баязида II ближе к классическим пропорциям, чем любое другое здание до Синана. Это здание, в некотором смысле, превосходит наследие 15 века».
- ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; VI в. 1250–1500; Б. Анатолия». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Гудвин 1971 , стр. 15–16.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Бурса». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Изник». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Кубань 2010 , с. 75.
- ^ Кубань 2010 , с. 75-83.
- ^ Jump up to: а б с Неджипоглу 2011 , с. 79.
- ^ Неджипоглу 2011 , стр. 78–79.
- ^ Вибхавари Джани, Разнообразие в дизайне: перспективы незападного мира , (Fairchild Books, 2011), 135.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 17.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 21.
- ^ «Турецкий треугольник | архитектура» . Британская энциклопедия . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Кубань 2010 , с. 126.
- ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 134–135.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 , стр. 142–144.
- ^ Кубань 2010 , стр. 98–107.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 73.
- ^ «Мечеть Фируз-бей - Откройте для себя исламское искусство - Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Гудвин 1971 , с. 44.
- ^ Кубань 2010 , с. 94.
- ^ Кубань 2010 , с. 117–121.
- ^ Jump up to: а б с д Блэр и Блум 1995 , стр. 139–141.
- ^ Jump up to: а б с д Кубань 2010. С. 100–100. 131–133.
- ^ Plovdiv, Visit. "Dzhumaya Mosque" . www.visitplovdiv.com . Retrieved 2021-10-28 .
- ^ Jump up to: а б Бойков 2013 , с. 51-57.
- ^ Jump up to: а б Юрекли, Зейнеп (2017). «Архитектурный покровительство и возвышение османов». В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том. 2. Уайли Блэквелл. п. 738. ИСБН 9781119068570 .
- ^ Гудвин 1971 , с. 55.
- ^ Гудвин 1971 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Кёпрюлю Багбанджи, Озлем (2012). «Торговля в развивающейся империи: формирование Османского торгового центра в Бурсе» . В Гарипуре, Мохаммед (ред.). Базар в исламском городе: дизайн, культура и история . Издательство Оксфордского университета. стр. 97–114. ISBN 9789774165290 .
- ^ Кубань 2010 , с. 149–150.
- ^ Jump up to: а б с Кубань 2010 , с. 149.
- ^ Гудвин 1971 , с. 38-39.
- ^ «Сулейман Паша Медресе» . АрхНет . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ «СУЛЕЙМАН ПАША МЕДРАСА» . Культурный портал . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ Кубань 2010 , с. 93, 150.
- ^ «КОМПЛЕКС ЯКУБ ЧЕЛЕБИ — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ «ХАЦИ ХАЛИЛ ПАША МЕДРАСА - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ Кубань 2010 , с. 152.
- ^ Кубань 2010 , с. 95, 102, 150.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б с д и Кубань 2010 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б с д Оний, Генюль; Клауд, Лале; Чакмак, Шакир; Даш, Эртан; Демир, Айдоган; Демиральп, Йекта; Куюлу, Инчи; Юнал, Рахми Х. (2010). «Искусство и общественная жизнь в Эмиратах и раннем османском периоде». Раннее османское искусство: наследие Эмиратов . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ. ISBN 9783902782212 .
- ^ Jump up to: а б с Кубань 2010. С. 100–100. 226–227.
- ^ «СТАРЫЙ ТЕРМАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК БУРСА» . Культурный портал . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , с. 27.
- ^ Кубань 2010 , с. 160–161.
- ^ Jump up to: а б с Кубань 2010. С. 100–100. 161 .
- ^ Орхонлу, Дженгиз (2012). «Капли̊д̲джа». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Кубань 2010 , стр. 241.
- ^ Jump up to: а б с д Кубань 2010. С. 100–100. 241–243.
- ^ «БАНЯ ГАЗИ МИХАЛ БЕЙ» . Культурный портал . Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ «БЕЙЛЕРБЕЙСКАЯ БАНЯ» . Культурный портал . Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ Кубань 2010 , с. 83.
- ^ Гудвин 1971 , с. 38.
- ^ «ТИМУРТАС (ДЕМИРТАС) ПАША БАНА» . Культурный портал . Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ Мордтманн, Дж. Х.; Фехервари, Г. (2012). «Изних». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ «Старая баня, Мерзифон» . kulturenvanteri.com . Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ merzifonpusula.com. «ЧЕЛЕБИ СУЛТАН МЕХМЕД ХАМАМИ» . Газета Пусула – Ежедневная политическая газета Мерзифон – Амасья – Сулуова – Ташова – Хамамозю – Новости Гёйнючека (на турецком языке) . Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ «СУДОВАЯ (ИБРАГИМ-ПАША) БАНЯ» . Культурный портал . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ «БАНЯ ЭМИР СУЛТАН» . Культурный портал . Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ «Хамамлар-» . ankara.ktb.gov.tr . Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ Канетаки, Элени (2004). «Все еще существующие османские хаммамы на территории Греции» (PDF) . Журнал Ближневосточного технического университета факультета архитектуры . 21 : 81–110. Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2013 г. Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ «СТАРЫЙ АЙНАЛИ БАЗАР» . Культурный портал . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с д Гудвин 1971 , с. 70.
- ^ Кубань 2010 , с. 114–116.
- ^ Кубань 2010 , с. 115–116.
- ^ Кубань 2010 , с. 114–115.
- ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 144–145.
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 20–21.
- ^ Кубань 2010 , с. 182.
- ^ Бойков 2013 .
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , стр. 592.
- ^ Jump up to: а б Хартмут, Максимилиан. Османская архитектура в Республике Македонии: критический обзор ключевых памятников пятнадцатого-девятнадцатого веков . Центр и Периферия? Исламская архитектура в Османской Македонии, 1383-1520 гг. Том. Рабочий документ №1.
- ^ Jump up to: а б Бойков 2013 , с. 55.
- ^ Бечев, Димитар (3 сентября 2019 г.). Исторический словарь Северной Македонии . Роуман и Литтлфилд. п. 152. ИСБН 978-1-5381-1962-4 .
- ^ Кубань 2010 , с. 145.
- ^ Гудвин 1971 , с. 99-100.
- ^ Кубань 2010 , с. 145-146.
- ^ Кубань 2010 , с. 148.
- ^ Кубань 2010 , с. 145, 147.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 93–96.
- ^ Jump up to: а б с д и Блэр и Блум 1995 , с. 213.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Самнер-Бойд и Фрили, 2010 .
- ^ Кубань 2010 , с. 175–176.
- ^ Jump up to: а б с Дуранти, Андреа (2012). «Караван-сарай на пути к современности: случай Валиде Хана из Стамбула» . В Гарипуре, Мохаммед (ред.). Базар в исламском городе: дизайн, культура и история . Издательство Оксфордского университета. стр. 229–250. ISBN 9789774165290 .
- ^ «Закрытая площадь» . Архнет . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Тюркоглу, Инчи. «Гранд Базар» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010. С. 100–100. 190, 227–228.
- ^ Гудвин 1971 , с. 113.
- ^ Бойков 2013 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д Блэр и Блум 1995 , стр. 214–215.
- ^ Кубань 2010 , с. 185–186.
- ^ Гудвин 1971 , с. 135.
- ^ Гудвин 1971 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010. С. 100–100. 186–187.
- ^ Кубань 2010 , с. 188.
- ^ Кубань 2010 , с. 177–180.
- ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 , стр. 215–216.
- ^ Гудвин 1971 , с. 122.
- ^ Рустам 2019 , с. 213.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 178.
- ^ Кубань 2010 , с. 178–179.
- ^ Jump up to: а б с Гудвин 1971 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010. С. 100–100. 189–193.
- ^ Кубань 2010 , с. 190–191.
- ^ Гудвин 1971 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 138-139.
- ^ Кубань 2010 , с. 193.
- ^ Кафесчиоглу, Чигдем (2020). «Жизнь и загробная жизнь городского учреждения и его пространств: раннеосманская Имарет как мечеть». В Крстиче, Тияна; Терзиоглу, Дерин (ред.). Историзация суннитского ислама в Османской империи, ок. 1450-ок. 1750 . Брилл. ISBN 978-90-04-44029-6 .
- ^ Флит, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). "Болгария". Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISSN 1873-9830 .
- ^ «СОФИЯ — Исламская энциклопедия ТДВ» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ «В Софийской мечети Буюк находится Национальный археологический музей» . bnr.bg. Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 144, 168.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Османка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Кубань 2010 , с. 195.
- ^ Гудвин 1971 , с. 144.
- ^ Кубань 2010 , с. 197.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 144–151.
- ^ Кубань 2010 , с. 197–198.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 216.
- ^ Кубань 2010 , с. 201.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 168–174.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 217.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 218.
- ^ Кубань 2010 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010. С. 100–100. 201–207.
- ^ Демиральп, Йекта. «Коза Хан» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Эйс, Семави (1992). «Бедестен» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Гудвин 1971 , стр. 150–151.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 157–158.
- ^ Кубань 2010 , с. 217.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 166–167.
- ^ Jump up to: а б с Кубань 2010. С. 100–100. 209–211.
- ^ Киль, Махиэль (1970). «Заметки об истории некоторых турецких памятников в Салониках и их основателей» . Балканские исследования . 11 : 123–148.
- ^ Jump up to: а б Чурчич, Слободан; Хацетрифонос, Евангелия (1997). Светская средневековая архитектура на Балканах 1300-1500 годов и ее сохранение . Аймос, Общество изучения средневековой архитектуры на Балканах и ее сохранения. п. 35. ISBN 978-960-86059-1-6 .
- ^ Эрдоган, Невнихал; Алик, Бельма; Темель Акарсу, Хикмет (2018). «Османско-турецкие хамамы в городской истории и культуре балканских стран». 14-я Международная конференция «Стандартизация, прототипы и качество: средства сотрудничества балканских стран» : 93–102.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Македония». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Киль, Махиэль (1971). «Наблюдения по истории Северной Греции во время турецкого владычества: историческое и архитектурное описание турецких памятников Комотини и Серреса, их места в развитии османской турецкой архитектуры и их современного состояния» . Балканские исследования . 12 : 441.
- ^ «Чифте Хаммам – Nationalgallery.mk» . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гудвин, Годфри (1993). Синан: Османская архитектура и ее ценности сегодня . Лондон: Книги Саки. ISBN 978-0-86356-172-6 .
- ^ Страттон, Артур (1972). Синан . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 978-0-684-12582-4 .
- ^ Габор Август; Брюс Алан Мастерс (21 мая 2010 г.). Энциклопедия Османской империи Издательство информационной базы. п. 50. ISBN 978-1-4381-1025-7 .
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Османка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Стол, Ясир. «Архитектура; 11. Османская архитектура (ок. 1300–1600 гг. Н. Э.)». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISSN 1873-9830 .
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- Бойков, Григор (2013). Освоение завоеванного пространства: возрождение городской жизни в Османской Верхней Фракии (14-17 вв.) (Диссертация). Университет Ихсана Дограмаджи Билкент (кандидатская диссертация). hdl : 11693/15822 .
- Карсуэлл, Джон (2006). Изникская керамика (Второе изд.). Издательство Британского музея. ISBN 9780714124414 .
- Свободно, Джон (2011). История османской архитектуры . ВИТ Пресс. ISBN 978-1-84564-506-9 .
- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27429-0 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- Нечипоглу, Гюльру (2011) [2005]. Эпоха Синана: архитектурная культура в Османской империи (пересмотренная ред.). Книги реакции. ISBN 9781861892539 .
- Оний, Генюл (2002). «Османская плитка и керамика». В Инальчике Халил; Ренда, Гюнсель (ред.). Османская цивилизация . Том. 2. Анкара: Турецкая Республика, Министерство культуры. стр. 698–735. ISBN 9751730732 .
- Рустем, Унвер (19 февраля 2019 г.). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-18187-5 .
- Самнер-Бойд, Хилари; Свободно, Джон (2010). Прогулка по Стамбулу: классический путеводитель по городу (пересмотренная редакция). Таурис Парк в мягкой обложке.
- Ерасимос, Стефан (2012). Константинополь: историческое наследие Стамбула . Перевод Шрайбера, Салли М.; Хоффман, Юта; Леффлер, Эллен (английское изд.). ГФУльманн. ISBN 9783848000531 .