Социальный класс в Османской империи
![]() |
История Османской империи |
Социальная структура |
---|
Двор и аристократия |
Этнорелигиозные общины |
Подъем национализма |
Классы |
Османская империя была одной из наиболее доминирующих империй в Средиземноморском регионе, просуществовавшей около 600 лет и контролирующей большую часть восточной и южной частей моря. Альберт Хурани описал Османскую империю как « бюрократическое государство, объединяющее различные регионы в рамках единой административной и финансовой системы». [ 1 ]
Османская империя просуществовала более шестисот лет (1299–1923 гг.) и охватывала современную Турцию, Балканы и Плодородный полумесяц . Таким образом, Империя включала чрезвычайно разнообразное население, начиная от мусульманского большинства ( турки , арабы , боснийцы , албанцы и т. д.) и заканчивая различными меньшинствами, в частности христианами и евреями , которых мусульмане называли « Людьми Книги ». Будучи имперским / колониальным предприятием, Османская система позволяла некоторым грекам , татарам , итальянцам , албанцам , сербам , венграм , грузинам , болгарам , русинам и черкесам , кулам и азадам достигать высоких должностей в качестве солдат , визирей или членов императорской семьи. .
Военный
[ редактировать ]Это был социальный класс, состоящий в основном из военных, всех государственных служащих и членов их семей. Доходы этого класса зависели от султана и поэтому не включались в налогообложение. Однако они не считались аристократами, поскольку членство зависело от желания султана. [ 2 ] Аскери сохраняли свой класс, если только они не были специально уволены султаном или если они не выполняли неправительственную роль. [ 3 ] Кроме того, согласно некоторым источникам, только немусульманам разрешалось присоединиться к этому классу, чтобы обеспечить лояльность только султану. [ 4 ]
Солдаты и их командир принадлежали к подклассу, называемому «кул», и считались рабами султана. [ 5 ]
С другой стороны, существовал политический подкласс, называемый «аскери кассам». Чьи поместья часто подлежали конфискации султаном. [ 6 ]
Некоторые источники вместо этого делят армию на несколько ветвей: калее, сейфие и илмие.
Калемие были ветвью писцов, илмие занимались религиозными и судебными службами, а сейфие были военной и административной ветвью. [ 7 ]
Одними из наиболее заметных ролей, подпадающих под класс аскери, были люди, которые выполняли следующие функции: молитва, проповедь, писцовское служение, надзор, сбор налогов и арендной платы, попечительство, курьеры, сокольничие, стражи мостов и перевалов, изготовление палаток, торговцы нефтью. масло, кувшины для палаток, добытчики меди, производители риса, судьи, окружные судьи и городские старосты, а также сыновья и жены членов аскери и освобожденные рабы. [ 8 ]
Рая
[ редактировать ]Альтернативно пишется как «рея». [ 9 ] Считается классом, которым управляют. Состояли из купцов, ремесленников и крестьян и были облагаемым налогом классом. [ 10 ] Эта группа была в основном мусульманской, хотя их христианские коллеги также относились к тому же ярлыку. [ 5 ] Османские чиновники стремились разоружить этот класс и помешать им достичь какого-либо военного статуса в шестнадцатом и семнадцатом веках. [ 5 ] Обычно их считали низшим классом и называли неправительственными. [ 11 ]
Класс райя в значительной степени разделялся по религии: каждая религиозная группа делилась на а. внутренне автономное сообщество, называемое просо . Этим группам было разрешено сохранять свои собственные традиционные законы и иметь внутренние административные организации, возглавляемые их собственным религиозным лидером.
Мусульманское просо считалось выше других просо, поскольку оно придерживалось тех же законов и религии, что и правящий класс империи. [ 12 ]
Социально-экономические подразделения
[ редактировать ]Османская система традиционно основывалась на разделении между четырьмя социально-экономическими группами: военные, ученые, купцы и крестьяне. [ 13 ] Каждая группа имела свой собственный набор навыков и социальных ролей, которые сопровождались разными привилегиями и социальным статусом: в то время как военные и интеллектуальные классы были довольно влиятельными в политике, крестьянство было гораздо более лишено избирательных прав от центральной власти. [ 13 ] К 19 й века эта система распалась с постепенным появлением аяев , [3] группа городских знатных людей. [ 13 ]
Это был класс местной знати, который часто играл ту или иную роль в управлении, особенно начиная с семнадцатого века. [ 14 ] Также временами играл роль военачальников, появляясь чаще всего в Анатолии , Сирии и Египте . [ 15 ] В середине 18 века в Румелии и Анатолии этот титул стал титулом для окружной знати, которая избиралась своей общиной для ведения переговоров от ее имени и управления налогами и обеспечения безопасности. [ 16 ]
19 й век также стал свидетелем возникновения нового политического и социально-экономического класса: современной бюрократии. [ 13 ] В 1826 году Махмуд II закрыл янычар, упразднил тулумбачи и объединил религиозные ордена Бектаси и Наксибенди . [ 13 ] С точки зрения султана, это означало потерю многих поддерживающих фондов: быстро возникла новая бюрократия как символ османской современности, эфенди , которых нельзя было критиковать, и в конечном итоге они взяли на себя контроль над правительством. [ 13 ]
Этнорелигиозные разногласия
[ редактировать ]мусульмане
[ редактировать ]Мусульманам был предоставлен более высокий социальный статус, чем другим религиозным группам в Османской империи: они считались «подданными первого сорта» в отличие от немусульман, которым был присвоен ярлык «подданных второго сорта». [ 17 ] Статус мусульманина сопровождался рядом привилегий: многие высокие посты были зарезервированы для мусульман, мусульмане часто пользовались привилегиями по закону, немусульманин не мог быть порабощен и т. д. [ 5 ] Категория мусульман была гибкой: многие члены других религиозных групп обратились в ислам, чтобы получить доступ к определенным льготам. [ 18 ]
Более того, мусульмане не были однородной группой: многие различные этнические группы, такие как арабы, курды, албанцы, боснийцы и турки, исповедовали суннитский ислам. [ 19 ] Даже среди мусульман разные группы пользовались разными уровнями привилегий: турки как «завоевающее» население имели некоторую степень превосходства над арабами, курдами, албанцами и боснийцами, которые были завоеваны против их воли. [ 20 ] Тем не менее, побежденные группы сохраняли значительную свободу действий: например, боснийцы-мусульмане и албанцы участвовали в управлении империей и входили в состав янычарских отрядов. [ 21 ]
Система Милле
[ редактировать ]С падения Константинополя до девятнадцатого века этнорелигиозные разделения были воплощены в милле — системе автономных религиозных общин, которая позволяла правителям организовывать население в этнорелигиозные группы и передавать власть местным элитам и лидерам. [ 22 ] Существовало три основных миллета: греческая, еврейская и армянская общины: хотя существовало множество других этнических и религиозных общин, большинство из них были включены в одну из трех основных миллетов и управлялись ею. [ 22 ]
В частности, было три области, в которых автономия была важна для немусульман. [ 23 ] Первым из них была религиозная теория и практика: хотя мусульмане не вмешивались напрямую в богословские вопросы, они все же налагали религиозные ограничения. [ 23 ] Например, религиозные здания немусульман не могли возвышаться над мечетями , наличие определенных товаров, таких как вино, кошерное мясо или облатки для причастия, определялось по усмотрению мусульманских властей, а немусульманам запрещалось носить зеленую и белую одежду. тюрбаны. [ 23 ] Второй важной областью автономии была сфера управления и налогообложения: светские лидеры, обычно избираемые своим сообществом, отвечали за административные вопросы, такие как принятие мер по сбору налогов. [ 23 ] Третий домен касался юридической юрисдикции немусульман. [ 23 ] В частности, евреям и христианам было разрешено выносить решения по юридическим спорам между членами их группы: в еврейских общинах раввинские суды могли выносить решения по уголовным делам. [ 23 ]
У Миллетов сложились внутренние классовые структуры: верхние слои этих слоев состояли из купеческой элиты, проживающей в Стамбуле, а также из высшего духовенства, тогда как низшие классы состояли из торговцев и ремесленников нового типа. [ 13 ] Этнические и религиозные различия внутри Милле не имели значения для центральных османских властей: внутри греческого Милле румыны, албанцы, сербы и т. д. могли переходить от одной идентичности к другой, не меняя своего статуса по отношению к метрополии. [ 24 ] Однако для властей Милле такие этнические и религиозные различия были важны и даже способствовали выявлению разногласий. [ 24 ]
Разногласия между милле отразились на организации таких городов, как Стамбул: до начала девятнадцатого века религиозные группы населяли их традиционные кварталы. [ 13 ] В Стамбуле греки живут в Фенере, Саматье, Чибале и в селах вдоль Боспоса; Армяне населяли Кумпаки и Саматью; Евреи жили в Балате, Хаске и Касымпаше. [ 13 ]
Милле как система социального разделения по этнорелигиозному признаку потеряла свою силу на протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков с ростом освободительных и националистических движений, особенно в греческом Милле. [ 24 ] Начиная со второй половины восемнадцатого века, просвещенные идеалы Запада и Французская революция начали вдохновлять растущую интеллигенцию среди греческого проса, пока в 1821 году не вспыхнуло восстание. [ 24 ] Хотя некоторые историки утверждают, что такое восстание носило националистический характер, другие утверждают, что это было религиозное движение, стремившееся освободиться от мусульманского гнета, а не восстание, вызванное желанием сформировать нацию. [ 24 ] После восстания религиозные разногласия претерпели трансформацию, поскольку греки потеряли многие из своих привилегий и стали рассматриваться как группа, которую следует бояться, а не как сообщество, которое нужно уважать и приспосабливаться. [ 13 ] Православный патриарх , хотя и не участвовал в восстании, был повешен; должность драгомана (переводчика), которая с середины XVII века была закреплена за греками, была отдана турку. [ 13 ]
Удобная модель
[ редактировать ]По словам историка Баки Тезджана, система проса не оставалась неизменной все время. Основываясь на анализе Брайана Катлоса межобщинных отношений в средневековом Средиземноморье как «следствии ряда отношений, рожденных из предполагаемой взаимной выгоды между этнорелигиозными группами большинства и меньшинства, подкрепленных формальными соглашениями, установленными законом и основанными на взаимном признал, хотя и ограниченную, легитимность». [ 25 ] Тезкан объясняет, что религиозные разделения действовали вокруг «удобства» и способности каждой группы занимать административные и экономические ниши в делах империи, при этом группа, которая хорошо справлялась со своими нишевыми задачами, получала больший статус, чем другая, менее эффективная группа. [ 26 ] Примерно в начале 18 й В начале века модель удобства рухнула, и административные и военные должности в основном занимали граждане-мусульмане, принадлежащие к высшему среднему классу. [ 26 ]
Пол
[ редактировать ]Женщины как юридические лица
[ редактировать ]В отличие от многих европейских обществ того же периода, женщины в Османской империи считались юридическими лицами и подданными, отличными от своих мужей или отцов. Они имели возможность сохранять контроль над своей собственностью и активами после вступления в брак. [ 27 ] Женщины имели возможность наследовать имущество от родственников-мужчин и могли претендовать на имущество в случае развода. [ 28 ] Однако во многих случаях родственники-мужчины вмешивались в контроль женщины над ее активами, тем самым ограничивая юридическую автономию. Степень, в которой женщины контролировали собственность, также различалась в разных частях империи. Центральное правительство имело тенденцию конфисковывать и перераспределять землю овдовевших крестьян, не имеющих сыновей, для поддержания производительности сельского хозяйства. [ 27 ]
Свадьба
[ редактировать ]Исламская традиция рассматривала женскую сексуальность как силу, которую должен контролировать мужчина, обычно отец или муж. [ 27 ] Браки обычно заключались родителями юношей и девушек. Процесс бракосочетания был инициирован отцом молодого человека, который искал молодых женщин или девушек, которые могли бы повысить социально-экономический статус семьи. [ 27 ] Потенциальная невеста практически не имела никакого влияния на брак. Даже при принятии приданого невесту представлял родственник мужского пола. [ 27 ] При замужестве «обязанностью» жены было проявлять послушание мужу, а муж брал на себя ответственность за все финансы хозяйства и связи с общественностью. [ 27 ] Хотя женщина в Османской империи не могла инициировать юридический процесс развода без разрешения мужа, у нее была возможность подать заявление о его аннулировании. [ 28 ] Разведенные люди обычно вступали в повторный брак, однако у женщин было больше ограничений в этом процессе, в том числе приходилось ждать «трех менструальных курсов», прежде чем вступать в новый брак. [ 27 ]
Общественные и частные пространства
[ редактировать ]Османская империя имела патриархальную структуру, и разделение полов было обычным явлением в общественных местах. [ 27 ] Обычно мужчины в Османской империи контролировали общественные места, в то время как женщины могли удерживать власть в частных пространствах, таких как дом. [ 29 ] Вне дома мужчины не ходили рядом со своими родственницами, а женщины не могли покидать дом между закатом и восходом солнца. [ 27 ] В большинстве общественных мест для разграничения социальных групп использовалась разная одежда; различия в одежде были особенно заметны между мужчинами и женщинами. Примечательно, что женщины носили чадру с наступлением половой зрелости в общественных местах. [ 27 ] В уединении дома женщины отвечали почти за всю домашнюю деятельность. Умение хорошо выполнять домашние обязанности было признаком послушных и верных жен. [ 27 ] У крестьян семейная структура была весьма патриархальной: муж считался главой и налогоплательщиком семейной ячейки. [ 27 ] Мужчины отвечали за обработку земли и выступали в качестве представителей своих семей в общественных местах, а воспитание детей и работа по дому лежали на плечах крестьянок. [ 27 ]
Проституция
[ редактировать ]Проституция была одним из способов, с помощью которого женщины добились большей заметности и власти в общественных местах. История проституции в османском обществе сложна: правительство неоднократно предпринимало попытки регулировать или запретить эту профессию. Проститутками чаще всего оказывались женщины с более низким социально-экономическим статусом или женщины из менее известных семейных происхождений. [ 30 ] Хотя существовали законы, предписывающие суровые наказания для осужденных проституток, наиболее распространенным последствием для проститутки было изгнание из района. [ 30 ]
Городские и сельские районы
[ редактировать ]Османское общество было разделено на два основных класса. Аскери . были правящим классом, тогда как рея , или «стадо», состояло из низших классов входили В состав реая ремесленники и торговцы из городских районов; однако самой крупной социальной группой в Османской империи были сельские фермеры. [ 27 ] Хотя кочевые группы существовали на протяжении всего существования империи, центральное правительство часто пыталось заставить такие группы селиться и обрабатывать землю. При этом они должны были платить налоги центральному правительству и имели право быть завербованными в османскую армию. [ 27 ]
Городские районы и города
[ редактировать ]Крупные городские центры Османской империи обладали лучшими образовательными возможностями. Система медресе в империи давала молодым мусульманам образование, предоставляя потенциальную возможность занять высокий пост в юридической, религиозной, образовательной или бюрократической сфере. [ 29 ] Те, кто получил образование в медресе за пределами крупного города, часто имели более низкий рейтинг, чем те, кто получил образование в городах, поэтому внутренние провинции, как правило, привлекали большинство османских студентов. [ 29 ]
В городах купцы и ремесленники были ниже правящего класса и разделены на гильдии для управления местной коммерческой промышленностью. Городская жизнь за пределами дворца султана была сосредоточена вокруг рынков и базаров, на которых взаимодействовали люди разных религий, национальностей и финансовых классов. [ 27 ] Хотя гильдии изначально были организованы для оказания помощи ремесленникам и торговцам, правительство хотело контролировать производство и распространение товаров. Таким образом, государство имело относительно большой контроль над городскими гильдиями и даже рассматривало их как «средство контроля» над населением и деятельностью города. [ 27 ] Хотя ремесла и торговля были сосредоточены в городах, эти отрасли промышленности полагались на крестьян-фермеров, которые обеспечивали сырьем и другими необходимыми товарами. Однако ремесленные изделия редко вывозились в сельские города и деревни, поскольку большинство крестьян не могли позволить себе путешествовать или покупать их. [ 27 ]
Сельская местность
[ редактировать ]Считалось, что все сельскохозяйственные угодья в империи принадлежали нынешнему правителю, поэтому центральное правительство организовывало и контролировало крестьянские земли и сельскохозяйственную экономику. Крестьяне-фермеры, не владевшие своей землей, считались «наследственными арендаторами» земли, которую они обрабатывали. Крестьянская земля передавалась от отца к сыну по наследству. [ 27 ] Во всех сельских общинах был сипах — представитель правительства, которому крестьянские хозяйства платили налоги. [ 27 ] Сипахи . не жили в деревне, которую он представлял Скорее, местный сельский староста служил основным связующим звеном между его деревней и городским правительством. [ 27 ]
Рабство
[ редактировать ]Статус « раба » в Османской империи представлял собой очень широкую категорию и мог охватывать множество различных видов деятельности и социальных позиций. [ 31 ] Хотя рабство обычно определяется в исламских терминах как человеку, которому предоставлено право собственности на другого человека, его труд, собственность и сексуальность, в османском контексте рабство было более сложным, чем простое разделение между свободными мужчинами и женщинами и порабощенными людьми. [ 31 ] На самом деле рабство не означало более низкого статуса, чем у остального населения: не только рабы-мужчины в бюрократической и военной сферах, а также женщины в элитных гаремах имели гораздо большее влияние на дела государства, чем большинство людей, но даже некоторые Обычные домашние работники были лучше кормлены, одеты и защищены, чем многие освобожденные мужчины. [ 31 ]
Рабство, как и другие социальные разделения, развивалось с течением времени. [ 31 ] Например, система кулов кулы , класс порабощенных людей, выполняющих административную работу, столкнулась с проблемой растущего числа свободных мусульман, поступающих на государственную службу: вынужденные приспосабливаться, начали вербовать, а не порабощать, и поэтому их нельзя было назвать порабощенным классом. больше. [ 31 ] В 1855 году рабство было даже отменено, чтобы успокоить либеральные опасения в Европе, хотя на практике этот институт сохранялся до 1905 года. [ 32 ]
Возможностей для социальной мобильности в Османской империи было больше, чем во многих европейских обществах того времени. У людей скромного происхождения существовала возможность подняться в общественно-политическом положении и даже войти в правящий класс. [ 33 ] Освобождение порабощенных мужчин было нормой в империи после того, как человек прослужил своему хозяину в течение заранее определенного периода времени. Система девширме была еще одним аспектом рабства, который обеспечивал социальную мобильность небольшой группе людей. В этой системе молодых христианских мальчиков продавали в рабство, обращали в ислам и давали образование, и все это с целью занять высокий государственный пост после завершения обучения. [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^
Хурани, Альберт Хабиб (1991). История арабских народов (переработанная ред.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета (опубликовано в 2002 г.). п. 207. ИСБН 9780674010178 . Проверено 29 июля 2020 г.
Империя представляла собой бюрократическое государство, объединявшее различные регионы в рамках единой административной и финансовой системы. Однако это было также последнее великое выражение универсальности мира ислама. [...] Это также было многорелигиозное государство, дающее признанный статус христианским и еврейским общинам.
- ^ Инальчик, Халил (1954). «Османские методы завоевания» . Студия Исламика (2): 112. doi : 10.2307/1595144 . JSTOR 1595144 .
- ^ Инальчик, Халил (1954). «Османские методы завоевания» . Студия Исламика (2): 113. doi : 10.2307/1595144 . ISSN 0585-5292 . JSTOR 1595144 .
- ^ Хаббард, Гленн; Кейн, Тим (21 мая 2013 г.). Баланс: Экономика великих держав от Древнего Рима до современной Америки . Саймон и Шустер. п. 151. ИСБН 978-1-4767-0025-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Фарохи, Сурайя (28 апреля 1997 г.). Экономическая и социальная история Османской империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 435–436. ISBN 978-0-521-57455-6 .
- ^ Фарохи, Сурайя (28 апреля 1997 г.). Экономическая и социальная история Османской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 550. ИСБН 978-0-521-57455-6 .
- ^ Барки, Карен. «Османская империя (1299-1923): бюрократизация родовой власти». Неизвестный . Издательство Кембриджского университета. п. 111.
- ^ Тулувели, Гуджлу (2005). «Государство и классы в Османской империи: местные знатные люди в исторической перспективе» . Журнал средиземноморских исследований . 15 (1): 126–127. ISSN 2523-9465 .
- ^ Мастерс, Брюс (29 апреля 2013 г.). Арабы Османской империи, 1516-1918: социальная и культурная история . Издательство Кембриджского университета. п. 37. ИСБН 978-1-107-03363-4 .
- ^ Тулувели, Гуджлу (2005). «Государство и классы в Османской империи: местные знатные люди в исторической перспективе» . Журнал средиземноморских исследований . 15 (1): 123, 125. ISSN 2523-9465 .
- ^ Тулувели, Гуджлу (2005). «Государство и классы в Османской империи: местные знатные люди в исторической перспективе» . Журнал средиземноморских исследований . 15 (1): 139. ISSN 2523-9465 .
- ^ Елавич, Чарльз; Елавич, Барбара; Исследования, Центр славянских и восточноевропейских языков Калифорнийского университета. Балканы в переходный период . Издательство Калифорнийского университета. п. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Карпат, Кемаль Х. (2002). Исследования по социальной и политической истории Османской империи: избранные статьи и очерки . Социальные, экономические и политические исследования Ближнего Востока и Азии. Лейден, Нидерланды ; Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-12101-0 .
- ^ Фарохи, Сурайя (28 апреля 1997 г.). Экономическая и социальная история Османской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 565. ИСБН 978-0-521-57455-6 .
- ^ Фарохи, Сурайя (28 апреля 1997 г.). Экономическая и социальная история Османской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 663. ИСБН 978-0-521-57455-6 .
- ^ А́гостон, Га́бор; Мастерс, Брюс Алан (21 мая 2010 г.). Энциклопедия Османской империи . Издательство информационной базы. п. 65. ИСБН 978-1-4381-1025-7 .
- ^ Фарохи, Сурайя (2019). Османская империя и Империя Великих Моголов: социальная история в раннем современном мире . Лондон (Великобритания): IB Tauris. ISBN 978-1-78831-366-7 .
- ^ Баер, Марк (август 2004 г.). «Рассказы женщин об исламском обращении: социальные изменения и гендерная религиозная иерархия в османском Стамбуле раннего Нового времени» . Пол и история . 16 (2): 425–458. дои : 10.1111/j.0953-5233.2004.00347.x . ISSN 0953-5233 .
- ^ Мастерс, Брюс Алан (2013). Арабы Османской империи, 1516-1918: социальная и культурная история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03363-4 .
- ^ Мастерс, Брюс Алан (2013). Арабы Османской империи, 1516-1918: социальная и культурная история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03363-4 .
- ^ Мастерс, Брюс Алан (2013). Арабы Османской империи, 1516-1918: социальная и культурная история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03363-4 .
- ^ Jump up to: а б Барки, Карен; Гаврилис, Георгий (январь 2016 г.). «Османская система проса: нетерриториальная автономия и ее современное наследие» . Этнополитика . 15 (1): 24–42. дои : 10.1080/17449057.2015.1101845 . ISSN 1744-9057 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лонгва, Ань Нга; Роальд, Энн Софи (2012). Религиозные меньшинства на Ближнем Востоке: доминирование, расширение прав и возможностей, приспособление . Социальные, экономические и политические исследования Ближнего Востока и Азии. Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-20742-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и Рудометоф, Виктор (1998). «От ромового проса к греческой нации: Просвещение, секуляризация и национальная идентичность в османском балканском обществе, 1453–1821» . Журнал современных греческих исследований . 16 (1): 11–48. ISSN 1086-3265 .
- ^ Катлос, Брайан (8 июля 2009 г.). « Conveniencia» или «Принцип удобства: Механика этнорелигиозного разнообразия в средневековом Средиземноморье». Общество средневекового Средиземноморья .
- ^ Jump up to: а б Вудхед, Кристина, изд. (2012). Османский мир . Миры Рутледжа. Милтон-Парк, Абингдон, Оксон ; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-44492-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Киа, Мехрдад (2011). Повседневная жизнь в Османской империи . Серия "Повседневная жизнь через историю" Greenwood Press. Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд. ISBN 978-0-313-06402-9 .
- ^ Jump up to: а б «Османские женщины как юридические и супружеские субъекты: Башак Туг» , Османский мир , Routledge, стр. 376–391, 15 декабря 2011 г., ISBN 978-0-203-14285-1 , получено 5 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Яса, Фират (2019). Другие лица Империи: Обычная жизнь против социального порядка и иерархии . Перевод Тасделен, Эсра. Стамбул: Издательство Университета Коч. ISBN 6057685687 .
- ^ Jump up to: а б Семерджян, Элиза (2008). «Проститутки, солдаты и люди: мониторинг морали с помощью обычного права». «С прямого пути»: незаконный секс, закон и сообщество в османском Алеппо . Издательство Сиракузского университета. стр. 94–137.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Толедано, Эхуд Р. (1998). Рабство и его отмена на Османском Ближнем Востоке . Публикации по Ближнему Востоку. Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-97642-6 .
- ^ Ханиоглу, М. Шюкрю (2010). Краткая история поздней Османской империи (4. пр., 1. пбк. пред.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-14617-1 .
- ^ Jump up to: а б Фарохи, Сурайя (2019). Османская империя и Империя Великих Моголов: социальная история в мире раннего Нового времени . Лондон: Bloomsbury Academic.
Библиография
[ редактировать ]- Хурани, Альберт Хабиб (1991). История арабских народов . Кембридж, Массачусетс : Belknap Press издательства Гарвардского университета . ISBN 9780674395657 .