Султанат женщин
История Османская империя |
---|
Хронология |
Историография ( Газа , Упадок ) |
Султанат женщин ( османский турецкий язык : قادينلر سلطنتى , латинизированный : Kadınlar saltanatı ) был периодом, когда некоторые супруги и матери султанов Османской империи оказывали необычайное политическое влияние.
Это явление имело место примерно с 1534 по 1683 год, начиная с правления Сулеймана Великолепного с его женитьбы на Хюррем Султан и заканчивая смертью Турхан Султан . Эти женщины были либо супругами – женами или наложницами – султана, которых называли хасеки-султанами , либо матерями султана, известными как валиде-султаны . Многие из них имели рабское происхождение, как и ожидалось во времена султаната, поскольку традиционная идея брака считалась неподходящей для султана, от которого не ожидалось, что он будет иметь какую-либо личную преданность, помимо своей правительственной роли. [1]
В это время султаны хасеки и валиде часто обладали политическим и социальным влиянием, что позволяло им влиять на повседневное управление империей и заниматься благотворительной деятельностью, а также требовать строительства таких зданий, как большой комплекс мечети Хасеки Султан и выдающийся комплекс мечети Хасеки Султан. Мечеть Валиде Султан , также известная как мечеть Йени ( Yeni Cami ), в Эминёню . [1]
Исторические прецеденты
[ редактировать ]Этот период был новым для Османской империи, но не беспрецедентным, поскольку правители -сельджуки , предшественники османов, часто позволяли благородным женщинам играть активную роль в государственной политике и делах, несмотря на сопротивление других чиновников-мужчин. [2] [ нужна страница ]
В четырнадцатом веке представительство женщин в правительстве начало сокращаться. Это была эпоха османской экспансии, когда большинство султанов предпочитали «вести с коня», передвигаясь со двором советников, визирей и религиозных лидеров, пока армия захватывала новые земли. [3] [ нужна страница ] Политика Османской империи, начиная с пятнадцатого века, заключалась в отправке молодых принцев и их матерей на должности губернаторов в Трабзоне , Манисе и Амасии в Анатолии . Это привело к тому, что все женщины, имеющие связи с высшими уровнями власти, оказались вдали от любого места, где они могли бы обладать значимой властью. Практика братоубийства , при которой восходящий султан казнил всех своих братьев, чтобы сохранить свой трон, делала жен и матерей принцев еще более зависимыми от своих мужчин. [3] [ нужна страница ]
Ранние годы
[ редактировать ]Ситуация начала меняться в начале 16 века в результате совпадения двух важных событий: окончания османской экспансии и поглощения Османского императорского гарема собственно дворцом. Во время правления Сулеймана Великолепного стало ясно, что расширение империи достигло своего предела: границы простирались на тысячи миль почти во всех направлениях. Султан больше не мог позволить себе проводить длительные военные кампании, особенно после провала осады Вены . [3] [ нужна страница ]
Кроме того, правление Сулеймана ознаменовало поглощение императорского гарема дворцовой и политической сферой, поскольку он стал первым султаном, официально женившимся на женщине по имени Роксолана , позже известной как Хюррем Султан . [4] До появления Султаната женщин султан не женился, а содержал гарем из рабынь-наложниц , которые производили на свет его наследников, причем каждая наложница производила только одного сына, а затем следовала за ним в провинцию, которой им было поручено руководить, вместо того, чтобы оставаться в Стамбуле. [1]
Роксолана, султанша Хюррем
[ редактировать ]Первым султаном-хасеки была Роксолана, жертва крымской работорговли и жена Сулеймана Великолепного, ставшая известной как Хюррем-султан после своего обращения в ислам . Роксолану ошибочно приняли за русскую по происхождению, вероятно, из-за неправильного перевода ее имени, а европейские посетители относились к ней как к русской. Ее предки на самом деле были русинскими . [5] Ее турецкое имя Хюррем означало «Смеющаяся» или «Радостная», что свидетельствует о ее характере. [5]
Ученые не уверены, когда она прибыла в императорский гарем , поскольку данных о наложницах нет, хотя документы, фиксирующие рождение ее первого сына, подтверждают ее присутствие в 1521 году. [6] Ее значение было подтверждено ее браком с Сулейманом после смерти его матери, когда она стала первой настоящей женой султана за более чем двести лет. [1] Поскольку все наложницы были рабынями, Роксолана также стала первой наложницей, освободившейся от рабства. Новый титул Хасеки Султан (интерпретируемый европейцами как «Императрица-консорт»), созданный для нее, продолжал присваиваться некоторым из любимых супруг (жен или наложниц) более поздних султанов. [1]
Хюррем занималась филантропией, в частности строительством общественных пространств, где подданные могли проводить время. [1] Самым выдающимся из них был комплекс Хасеки Султан в Стамбуле, построенный в 1530-х годах и включавший женский медицинский центр, школу, мечеть и столовую для кормления бедняков. Она умерла в 1558 году в Стамбуле, после смерти старшего и младшего сыновей. [1] Спустя почти пятьсот лет после ее смерти в январе 2019 года с ее могилы сняли свидетельство о российском наследии. [7]
Политическое значение
[ редактировать ]В первой половине 17 века на престол вступили шесть султанов, некоторые из которых были детьми. В результате некоторые валиде-султаны правили как в периоды правления своих сыновей, так и во время междуцарствия. [8] [ нужна страница ] Их известность не всеми была принята. Несмотря на свою прямую связь с султанами, валиде-султаны часто сталкивались с противодействием со стороны визирей, а также общественного мнения. В то время как их предшественники-мужчины завоевали расположение общественности благодаря военным завоеваниям и харизме, женщинам-лидерам приходилось полагаться на имперские церемонии, строительство памятников и общественные работы. Такие общественные сооружения, известные как хайрат или произведения благочестия, часто возводились экстравагантно во имя султанши, как это было традицией для имперских исламских женщин. [9]
Свадьбы были обычным поводом для празднования и возможностью для императорских принцесс продемонстрировать свое богатство и власть, а также способствовать развитию благотворительности. Поскольку дочь Мурада III собиралась выйти замуж за известного адмирала, она раздала свежеотчеканенные монеты всем зрителям, а некоторые удрали с целой юбкой, полной богатства. [3] [ нужна страница ]
Смерть супруги или матери султана могла спровоцировать еще большую расточительность. Например, смерть Хюррем Султан привела к тому, что на улицы вышли толпы скорбящих, включая самого султана, который обычно должен был изолироваться во дворце во время похорон члена семьи. По этому случаю участникам похорон были розданы монеты и еда как дань уважения щедрой и заботливой натуре султанши. [3] [ нужна страница ]
Самыми устойчивыми достижениями многих жен и матерей султанов были их крупные проекты общественных работ, обычно в виде мечетей, школ и памятников. Строительство и обслуживание этих проектов обеспечили решающую экономическую ликвидность в период, обычно отмеченный экономической стагнацией и коррупцией, а также оставили после себя мощные и долговечные символы власти и доброжелательности султаната. Хотя создание общественных работ всегда было обязанностью султаната, султаны, такие как мать и супруга Сулеймана, брали на себя проекты, которые были более масштабными и щедрыми, чем любая женщина до них, а также большинство мужчин. [9]
Кёсем Султан
[ редактировать ]Кёсем Султан был самым доверенным советником султана Ахмеда I. Историки приписывают ей то, что она убедила его сохранить жизнь своему младшему сводному брату Мустафе , положив тем самым конец многовековой практике братоубийства в Османской империи . После смерти Ахмеда в 1617 году она сыграла важную роль в возведении на престол Мустафы I и стала регентшей во время несовершеннолетия своего сына Мурада IV в 1623–1632 годах и внука Мехмеда IV в 1648–1651 годах. Будучи валиде-султаном и регентом двух султанов, Кёсем обладал беспрецедентной политической властью и влиял на внешнюю и внутреннюю политику империи.
Турхан Султан
[ редактировать ]Турхан Султан управляла Османской империей в качестве регента во время несовершеннолетия своего сына Мехмеда IV в 1651–1656 годах, выиграв борьбу со своей бабушкой Кёсем Султан за то, чтобы взять на себя эту роль. Она также внесла свой вклад в защиту империи, потратив большие суммы денег на реконструкцию и укрепление ключевых военных опорных пунктов. Когда ее сын Мехмед IV вернулся из успешной военной кампании, Турхан организовала королевскую процессию, чтобы пройти его военный путь и разделить славу своей победы. [3] [ нужна страница ] Она отвечала за строительство мечети Йени (Йени Джами) в Эминёню .
Оппозиция
[ редактировать ]Хотя это было время, когда имперские женщины обладали беспрецедентной властью, у них были и противники. В 1582 году великий визирь открыто выразил гнев по поводу присутствия валиде-султана на совете. В 1599 году шейх аль-Ислам жаловался на участие валиде в государственных делах, особенно в назначениях и увольнениях. В 1640 году венецианский посол попытался отправить письмо валиде через великого визиря, который отказался его передать, заявив, что она была простой рабыней, не имеющей собственной власти. [3] [ нужна страница ] Такое противодействие подразумевает, что валиде-султан обладал огромной властью, что негодовало визирю. Многие современные иностранные послы сообщали, что тем, кто хочет вести дела с Османской империей, необходимо прежде всего обратиться к матери султана. [3] [ нужна страница ]
Могущественные султаны того периода
[ редактировать ]Имя | Рожденный | Муж | Дети | Смерть |
---|---|---|---|---|
Хюррем Султан | в. 1504 | Сулейман I | Шехзаде Мехмед , Михримах Султан , Селим II , Шехзаде Абдулла , Шехзаде Баязид и Шехзаде Джихангир | 15 апреля 1558 г. |
Михримах Султан | 1522 | Единственная дочь Сулеймана I и Хюррем Султан , жена великого визиря Рустем-паши. | Айше Хюмашах Султан , Султанзаде Осман-бей | 25 января 1578 г. |
Нурбану Султан | Селим II | Шах Султан , Гевхерхан Султан , Исмихан Султан , Мурад III , Фатьма Султан (оспаривается) | 7 декабря 1583 г. | |
Сафие Султан | в. 1550 г. | Мурад III | Хюмаша Султан , Мехмед III , Шехзаде Махмуд, Шехзаде Селим, Айше Султан , Фатьма Султан , Михримах Султан (оспаривается), Фахрие Султан (оспаривается) | После 1619 г. |
Халиме Султан | в. 1570 г. | Мехмед III | Принц Махмуд , Хатидже Султан, Шах Султан, Мустафа I | после 1639 г. |
Кёсем Султан | в. 1589 г. | Ахмед я | Айше Султан , Фатма Султан , Гевхерхан Султан , Ханзаде Султан , Мурад IV , Шехзаде Касым , Шехзаде Сулейман и Ибрагим | 2 сентября 1651 г. |
Турхан Султан | в. 1627 г. | Ибрагим | Мехмед IV , Фатма Султан (оспаривается), Бейхан Султан (оспаривается), Атике Султан (оспаривается) | 4 августа 1683 г. |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кумар, Лиза, изд. (2017). Энциклопедия мировой биографии . Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Гейл. стр. 305–306. ISBN 9781410324139 .
- ^ Ламбтон, Энн (1988). Преемственность и изменения в средневековой Персии . СУНИ Пресс.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Пирс, Лесли (1988). «Сдвиг границ: образы османских королевских женщин в 16 и 17 веках». Критическая матрица: Принстонские рабочие документы по женским исследованиям .
- ^ Льюис, Бернард (1962). «Османские наблюдатели упадка Османской империи». Исламские исследования . 1 (1): 71–87. JSTOR 20832621 .
- ^ Перейти обратно: а б Ермоленко, Галина (апрель 2005 г.). «Роксолана: «Величайшая императрица Востока» ». Мусульманский мир . 95 (2): 234. doi : 10.1111/j.1478-1913.2005.00088.x .
- ^ Пирс, Лесли (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 58.
- ^ «Упоминание о российском происхождении Роксоланы удалено с этикетки возле ее могилы в Стамбуле по требованию Украины» . Интерфакс-Украина . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ Пирс, Лесли (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Пирс, Лесли (1988). Императорский гарем: пол и власть в Османской империи, 1520-1656 гг . Анн-Арбор, Мичиган: Информационная служба диссертаций UMI. п. 106.
Литература
[ редактировать ]- Ильхан Акшит. Тайна османского гарема . Публикации по культурному туризму Акшита. ISBN 975-7039-26-8
- Катерни Нури Хьюз «Дочь картографа» Исповедь Нурбану Султана, 1525-1583 гг. ISBN 978-1-88-328570-8
- Лесли П. Пирс. Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Издательство Оксфордского университета (1993). ISBN 978-0-19-508677-5