Проза Османской империи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |
турецкий литература |
---|
По категориям |
Эпическая традиция |
Народная традиция |
Османская эпоха |
Республиканская эпоха |
Грубо говоря, прозу Османской империи можно разделить на два больших периода: раннюю османскую прозу, написанную до XIX века нашей эры и исключительно документальную по своей природе; середины XIX века а затем османская проза, которая длилась с периода реформ Танзимата до окончательного падения Османской империи в 1922 году и в которой проза впервые была представлена .
Ранняя османская проза
[ редактировать ]Ранняя османская проза, существовавшая до XIX века нашей эры, никогда не развивалась до такой степени, как современная поэзия Дивана. Во многом причина этого заключалась в том, что большая часть прозы того времени должна была соответствовать правилам секи , или рифмованной прозы , типа письма, произошедшего из арабской литературы ( садж' ) и предписывавшего, чтобы между каждым прилагательным и существительным в предложении должна быть рифма .
Тем не менее, в Османской империи существовала давняя традиция прозы. Эта традиция на протяжении веков носила исключительно документальный характер — художественная традиция ограничивалась повествовательной поэзией. Развился ряд таких жанров нехудожественной прозы:
- сеяхатнаме 17-го века . , или рассказ о путешествии , выдающимся примером которого является «Сеяхатнаме» Эвлии Челеби
- сефаретнаме Эфенди, посла , родственный жанр, который представляет собой своего рода рассказ о путешествиях и опыте османского посла и который лучше всего иллюстрируется парижским сефаретнамеси 1718–1720 годов Йирмисекиза Мехмета Челеби при дворе Людовика XV во Франции.
- сиясетнаме , своего рода политический трактат , описывающий функционирование государства и дающий советы правителям, ранним сельджукским примером которого является Сиясатнама 11-го века , написанный на персидском языке Низамом аль-Мульком , визирем сельджукских правителей Алпа Арслана и Малика. Шах I
- Тезкире известных деятелей, одними , сборник кратких биографий из наиболее известных из которых были тезкиретю'ш-шуара 16-го века , или биографии поэтов, написанные Латифи и Ашиком Челеби.
- münşeât беллетристики , собрание сочинений и писем, похожее на западную традицию .
- Муназара — сборник дискуссий религиозного или философского характера.
Поздняя османская проза
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
Османские писательницы XIX и XX веков много писали на темы исламской одежды, занятости и образования женщин. Заимствуя прогрессивные и консервативные образы мышления, их сочинения раскрывают широкий спектр взглядов и позиций по наиболее важным вопросам своего времени. Османские писательницы-феминистки отмечали ограниченные возможности османских женщин достичь финансовой независимости, что считалось самой важной ступенькой на пути к эмансипации женщин. В османском обществе работа женщины вне дома считалась позорной не только для самой женщины, но и для всей ее семьи. Армянская журналистка Заруби Галемкеян написала в своей автобиографии: [ 1 ]
Насколько консервативными были социальные нормы! Девушки со скромным [социальным] статусом часто скрывали необходимость зарабатывать деньги вне дома. Женщины, которые вышивали тивал (декоративные панно) или вязали крючком дома для удовлетворения насущных нужд или помощи семье, считали заработанные деньги своего рода позором.
Другая писательница, Халиде Нусрет, придерживалась более консервативных взглядов. Хотя Нусрет признавала необходимость работы женщин в случае финансовых трудностей, она обнаружила, что ежедневный труд не идеален для женщин, склонных к женственности. Сторонница женского образования, Нусрет рассматривала женское образование не как соперничество с мужчинами, а как необходимое условие для формирования характера и зрелости, необходимых способным матерям. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Коксал, Дуйгу; Фалиру, Анастасия (ред.). Социальная история позднеосманских женщин . Брилл. стр. 17–37.