Jump to content

Экономическая история Османской империи

Османский банк был основан в 1856 году в Стамбуле.
Реальный ВВП на душу населения в Турции, с 1400 по 1918 год.

Экономическая история Османской империи охватывает период 1299–1923 гг. Торговля, сельское хозяйство, транспорт и религия составляют экономику Османской империи .

Османы увидели военную экспансию валюты, больший упор на производство и промышленность в уравнении богатства-власти-богатства и движение к капиталистической экономике, включающей расширение отраслей и рынков. Они продолжили путь территориальной экспансии, традиционных монополий, строительства и сельского хозяйства. [Примечание 1]

Транспорт

[ редактировать ]

16, 17 и 18 века

[ редактировать ]
Базар специй получил свое название «Египетский базар» ( турецкий : Mısır Çarşısı что он был построен на доходы от османского эялета Египта ), потому в 1660 году.

Торговля всегда была важным аспектом экономики. В 17 веке ситуация не изменилась. По мере расширения Османской империи она начала получать контроль над важными торговыми путями. Ключевым событием стало взятие Константинополя (1453 г.) турками-османами. Наряду с победой они теперь имели значительный контроль над Шелковым путем, по которому европейские страны торговали с Азией. Хотя многие источники утверждают, что Османская империя «заблокировала» Шелковый путь путем повышения налогов, это не подтверждается никакими более крупными историческими исследованиями. Фактически, после 1453 года не было общего снижения импорта специй в Европу, поскольку Константинополь не был основным торговым путем в торговле пряностями, а большая часть торговли вместо этого шла из Александрии или Бейрута . [2] Единственное крупное изменение цен на пряности произошло гораздо позже, в 1499 году, с началом Второй Османско-венецианской войны . Из-за отсутствия изменений вполне вероятно, что в этот период не было заметного блокирования торговли пряностями со стороны Османской империи. [3] Вместо этого европейские исследователи просто искали альтернативные торговые пути, чтобы дополнить существующую торговлю и сделать ее более прибыльной.

Османские тарифы [4]
Мехмед II Беязид II Селим I
Религия Тарифная ставка
мусульманин 4%
Немусульманин 4%
Иностранцы 5%
Религия Тарифная ставка
мусульманин 1% или 2%
Немусульманин 2% или 4%
Иностранцы 4% или 5%
Религия Тарифная ставка
мусульманин 2%
Немусульманин 4%
Иностранцы 5%

Качество как наземного, так и морского транспорта было обусловлено в первую очередь усилиями османской администрации в это время. В результате качество транспортной инфраструктуры со временем значительно менялось в зависимости от эффективности нынешней администрации. Историю транспорта в империи не следует рассматривать как историю постоянного улучшения. Действительно, дорожная инфраструктура в 16 веке была значительно лучше, чем в 18 веке. [ нужна ссылка ]

Османы унаследовали сеть караван-сараев от турок-сельджуков предшествовавших им . Управление и сбор налогов империи требовали обеспечения безопасности курьеров и конвоев и (как следствие) торговых караванов. Сеть караван-сараев простиралась до Балкан и обеспечивала безопасное жилье торговцам и их животным.

в Восстания Джелали 16 и 17 веках во многом разрушили сеть наземного транспорта в Анатолии. Империя больше не могла обеспечивать безопасность торговцев, которым затем приходилось договариваться о безопасном проходе с местным лидером той территории, через которую они путешествовали. Только в 18 веке благодаря согласованным усилиям по повышению безопасности сети караван-сараев и реорганизации корпуса охранников наземный транспорт в Анатолии улучшился.

Империя не проявляла активного интереса к морской торговле, предпочитая систему свободного рынка, от которой они могли получать налоговые поступления. Однако такая политика невмешательства соблюдалась не всегда. Например, во время пребывания Хадима Сулеймана -паши на посту Великого визиря до 1544 года османская администрация принимала непосредственное участие в торговле пряностями для увеличения доходов. [5] Однако такая политика часто отменялась их преемниками.

Основными направлениями морской деятельности были: Эгейское море и Восточное Средиземноморье (основная торговля: пшеница); Красное море и Персидский залив (основная торговля: специи); Черное море (основная торговля: пшеница и пиломатериалы); и Западное Средиземноморье.

В 2020 году археологи обнаружили в Средиземном море затонувшее огромное османское торговое судно, предположительно затонувшее в 1630 году нашей эры по пути из Египта в Константинополь. Корабль имел длину 43 метра и грузоподъемность 1000 тонн и перевозил такие товары, как китайский фарфор династии Мин, расписную керамику из Италии, горошины индийского перца, кофейники, глиняные курительные трубки и арабские благовония. Характер этого груза и огромные размеры судна указывают на активность торговых путей Красное море-Индийский океан-Средиземноморье в период Османской империи. [6] [7]


В XIX веке новые технологии радикально изменили сферу путешествий и коммуникаций. Благодаря изобретению парового двигателя в Великобритании водный и наземный транспорт произвели революцию в торговле и коммерции. Пароход означал, что поездки стали предсказуемыми, время сократилось, а большие объемы товаров можно было перевозить дешевле. Кватарт ссылается на маршрут Стамбул-Венеция, главную торговую артерию, занимающую от пятнадцати до восьмидесяти одного дня на парусном судне, а на пароходе сократила его до десяти дней. Парусные суда могли перевозить от 50 до 100 тонн. Напротив, пароходы теперь могли перевозить 1000 тонн. [Примечание 2]

С появлением парохода открылись ранее непроходимые маршруты. Реки, по которым грузы несли только в одном направлении, теперь можно было пересекать в обоих направлениях, принося неисчислимые выгоды некоторым регионам. Благодаря пароходам были созданы новые маршруты, такие как Суэцкий канал , что изменило торговую демографию на Ближнем Востоке, поскольку торговля была изменена. Исследование Quataert показывает, что объем торговли начал расти в 19 веке. К 1900 году парусные лодки составляли всего 5 процентов судов, посещающих Стамбул. Однако этих 5 процентов было больше, чем в любой другой год XIX века. В 1873 году в Стамбуле было обработано 4,5 миллиона тонн судоходства, а к 1900 году оно выросло до 10 миллионов тонн. Развитие более крупных судов ускорило рост портовых городов с глубокими гаванями для их размещения. Однако европейцы владели 0 процентов коммерческого судоходства работает в водах Османской империи. Не все регионы получили выгоду от пароходов, поскольку изменение маршрута означало, что торговля из Ирана, Ирака и Аравии теперь не должна была проходить через них. Стамбул , Алеппо и даже Бейрут , что привело к потерям на этих территориях. [9] [10]

С точки зрения транспорта Османский мир можно разделить на два основных региона. Европейские провинции, соединенные колесным транспортом и неколесным транспортом Анатолии и арабского мира. Железные дороги произвели глубокую революцию в наземном транспорте, значительно сократив время в пути, способствуя передвижению населения и изменив отношения между деревней и городом. Железные дороги предлагали дешевые и регулярные перевозки сыпучих грузов, что впервые позволило использовать потенциал плодородных внутренних регионов. Когда рядом с этими регионами были построены железные дороги, быстро развивалось сельское хозяйство, по которому перевозились сотни тысяч тонн зерновых. Железные дороги имели дополнительные льготы для некоммерческих пассажиров, которые начали ими пользоваться. 8 миллионов пассажиров пользуются балканскими линиями протяженностью 1054 мили и 7 миллионов — анатолийскими линиями протяженностью 1488 миль. К 1911 году железные дороги также создали новый источник занятости для более чем 13 000 рабочих. Из-за низкой плотности населения и нехватки капитала османы не развили развитую железнодорожную и судоходную промышленность. Большая часть капитала железных дорог поступала от европейских финансистов, что давало им значительный финансовый контроль. [11]

Старые виды транспорта не исчезли с появлением пара. Предприятия и животные, которые раньше использовались для перевозки товаров между регионами, нашли новую работу в перемещении товаров на магистральные линии и обратно. Только в районах Эгейского моря насчитывалось более 10 000 верблюдов, которые снабжали местные железные дороги. На станции Анкары одновременно стояла тысяча верблюдов, ожидающих разгрузки товаров. [12] Более того, дополнительные территории, через которые проходят железные дороги, способствовали развитию и улучшению сельского хозяйства. Как и парусные суда, наземный транспорт способствовал развитию торговли и коммерции по всей империи.

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Османская империя представляла собой аграрную экономику с нехваткой рабочей силы, богатой землей и бедностью капитала. Большинство населения зарабатывало на жизнь небольшими семейными владениями. Это способствовало формированию около 40 процентов налогов империи напрямую, а также косвенно через таможенные поступления от экспорта. [ нужна ссылка ]

Историки экономики уже давно пытаются определить, как производительность сельского хозяйства менялась в разные периоды времени.время и между обществами. Величина изменений в производительности часто лежит в основетакие важные исторические дебаты о том, произошла ли сельскохозяйственная революция, когда игде это произошло и как уровень жизни различался в разных обществах. ВыявлениеИзменения в производительности также необходимы для того, чтобы иметь возможность определить расхождение доходов иповороты судьбы в истории и изучить влияние климата, ресурсов, технологий иучреждения по производительности.

Семьи земледельцев зарабатывали себе на жизнь за счет сложного комплекса различных видов экономической деятельности, а не только за счет выращивания сельскохозяйственных культур. Это включало выращивание различных культур для потребления, а также выращивание животных для получения молока и шерсти. Некоторые сельские семьи производили товары для продажи другим, например, жители балканских деревень месяцами ездили в Анатолию и Сирию, чтобы продать свою шерстяную ткань. [Примечание 3] Эта закономерность, установленная для XVIII века, существенно не изменилась в начале XX века. [14] Нельзя сказать, что в аграрном секторе не произошло никаких изменений. Кочевники играли важную роль в экономике, обеспечивая продукты животного происхождения, текстиль и транспорт. Они были хлопотными для государства и их трудно контролировать: в 19 веке проводились программы оседлости, совпавшие с огромным притоком беженцев. Эта динамика привела к снижению племенного животноводства и увеличению земледелия. Рост коммерциализации сельского хозяйства, начавшийся в 18 веке, означал, что все больше людей начали выращивать больше. С ростом урбанизации новые рынки создали больший спрос, который легко удовлетворить с появлением железных дорог. Государственная политика, требующая уплаты большей части налогов наличными, повлияла на рост производства. Наконец, возросший спрос на потребительские товары сам по себе привел к увеличению производства, чтобы оплатить его. [15]

Quataert утверждает, что производство выросло из-за некоторых факторов. Увеличение производительности стало результатом ирригационных проектов, интенсивного сельского хозяйства и внедрения современных сельскохозяйственных инструментов, которые все чаще использовались на протяжении 19 века. К 1900 году на Балканских, Анатолийских и арабских землях были обнаружены десятки тысяч плугов, жаток и другой сельскохозяйственной техники, такой как комбайны. Однако большая часть прироста производства пришлась на огромные площади земель, подлежащих дальнейшей обработке. Семьи начали увеличивать продолжительность работы, вводя в эксплуатацию залежи. Увеличилось издольное земледелие, за счет использования земель, которые раньше использовались для выпаса скота. Наряду с государственной политикой миллионы беженцев привели в производство обширные участки невозделанной земли. Пустой бассейн Центральной Анатолии и степная зона в сирийских провинциях были примерами того, как правительственные учреждения раздавали беженцам небольшие земельные наделы. Это повторялась по всей империи, небольшие землевладения были нормой. Иностранные владения оставались необычными, несмотря на политическую слабость Османской империи – вероятно, из-за сильного и заметного местного сопротивления и нехватки рабочей силы. Иссави и др. утверждали, что разделение труда было невозможным, основано на религиозном признаке. [16] Инальчик, однако, показывает, что разделение труда было исторически детерминировано и подвержено изменениям. В рамках программ сельскохозяйственной реформы конца XIX века государство основывало сельскохозяйственные школы, образцовые фермы и обучало самовоспроизводящуюся бюрократию аграрных специалистов, ориентированных на увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции. Между 1876 и 1908 годами стоимость сельскохозяйственного экспорта только из Анатолии выросла на 45 процентов, а доходы от десятины выросли на 79 процентов. [17]

Однако импорт дешевого американского зерна подорвал сельскохозяйственную экономику по всей Европе, в некоторых случаях вызвав откровенный экономический и политический кризис. [18]

Производство

[ редактировать ]

Средневековые времена

[ редактировать ]

Никакой формальной системы организации производства в средневековой Анатолии не возникло. Ближайшей такой организацией, которую можно идентифицировать, является Братство Ахи, религиозная организация, которая следовала суфийской традиции ислама в 13 и 14 веках. Большинство членов были торговцами и ремесленниками и считали гордость своей работой неотъемлемой частью своей приверженности исламу. Однако организация не была профессиональной, и ее не следует путать с профессиональными гильдиями, возникшими позже. [19]

Появление гильдий

[ редактировать ]

Неясно, когда и как возникли различные гильдии. Что известно наверняка, так это то, что к 1580 году гильдии стали устоявшимся аспектом современного османского общества. Об этом свидетельствует Фамилия 1582 года, которая представляла собой описание процессии в честь обрезания сына Мурада III Мехмеда. [20] Гильдии представляли собой организации, ответственные за поддержание стандартов.

Конец 18 века и позже

[ редактировать ]

Рассматривая османское производство, важную область передачи технологий, Кватарт утверждает, что нужно смотреть не только на крупные фабрики, но и на небольшие мастерские: «Тогда можно обнаружить, что османская промышленность не была «умирающим, неадаптивным, неразвивающимся сектором.. .[но] жизненно важный, творческий, развивающийся и разнообразный». [21]

В XIX веке произошел сдвиг в сторону сельского женского труда, а мужской труд, организованный гильдиями в городах, стал менее важным. Мировые рынки османских товаров несколько упали из-за расширения некоторых секторов. Однако любые изменения были компенсированы ростом внутреннего потребления и спроса. [22] Механизированное производство даже на пике своего развития оставалось незначительной частью общего объема выпускаемой продукции. Недостаток капитала, как и в других областях экономики, сдерживал механизацию производства. Тем не менее, некоторые фабрики все же появились в Стамбуле, Османской Европе и Анатолии. возникли паровые шелкомотальные фабрики В 1830-х годах в Салониках, Эдирне, Западной Анатолии и Ливане . [23] [24]

В конце 18 века изысканный текстиль, пряжа и кожа ручной работы пользовались большим спросом за пределами империи. Однако к началу 19 века они пришли в упадок, а полвека спустя производство на экспорт вновь появилось в виде шелка-сырца и восточных ковров. Только в этих двух отраслях в 1914 году было занято 100 000 человек, две трети которых занимались изготовлением ковров для европейских и американских покупателей. Большинство работников составляли женщины и девушки, получавшие одну из самых низких зарплат в производственном секторе. Большая часть производства переместилась в городские районы в 18 веке, чтобы получить выгоду от более низких затрат и заработной платы в сельской местности. [25]

Гильдии, действовавшие до 18 века, действительно пережили упадок в 18 и 19 веках. Гильдии обеспечивали некоторую форму безопасности цен, ограничивая производство и контролируя качество, а также оказывали поддержку членам, переживающим тяжелые времена. Однако из-за того, что рыночные силы снизили цены, их значение снизилось, а поскольку их поддерживали янычары, которые были распущены Махмутом II в 1826 году, их судьба была предрешена. [26] [23]

Безусловно, большинство производителей ориентировались на 26 миллионов отечественных потребителей, которые часто проживали в прилегающих к производителю провинциях. Анализировать этих производителей сложно, так как они не принадлежали организациям, оставившим записи.

В период с 1600 по 1914 год в производстве наблюдалась замечательная преемственность в местах производства; промышленные центры, процветавшие в 17 веке, часто все еще действовали в 1914 году. [27] Первоначально производство боролось с азиатской, а затем и европейской конкуренцией в 18 и 19 веках, в результате чего ремесленная промышленность была вытеснена более дешевым импортом промышленного производства. [Примечание 4] Тем не менее, обрабатывающая промышленность достигла удивительного уровня производства, причем спад некоторых отраслей был более чем компенсирован ростом новых отраслей. [29] Спад ремесленного производства привел к смещению производства в сторону сельскохозяйственного товарного производства и другой обрабатывающей промышленности. [Примечание 5]

На протяжении XIX века Египет был фактически независим от империи и имел гораздо более развитую экономику. Ее доход на душу населения сопоставим с доходом во Франции и выше, чем общий средний доход в Восточной Европе и Японии. [31] Историк экономики Жан Бару подсчитал, что в пересчете на доллары 1960 года в Египте в 1800 году доход на душу населения составлял 232 доллара (1025 долларов в долларах 1990 года). Для сравнения, доход на душу населения в долларах 1960 года во Франции в 1800 году составлял 240 долларов (1060 долларов в долларах 1990 года), в Восточной Европе в 1800 году - 177 долларов (782 доллара в долларах 1990 года), а в Японии в 1800 году - 180 долларов (795 долларов в 1990 году). долларов). [32] [33] Помимо Египта, другие части Османской империи , особенно Сирия и юго-восточная Анатолия , также имели высокопроизводительный производственный сектор, который развивался в 19 веке. [34]

Копия XVI века капитуляции между Карлом IX и Селимом II 1569 года .
Проект договора 1536 года или капитуляции, согласованный между французским послом Жаном де Ла Форе и Ибрагим-пашой за несколько дней до его убийства, расширяющий на всю Османскую империю привилегии, полученные в Египте от мамлюков до 1518 года.

В 1819 году Египет при Мухаммеде Али , спонсируемые государством начал программы индустриализации , которые включали создание фабрик по производству оружия, чугунолитейного завода , крупномасштабного выращивания хлопка, хлопкоочистительных , прядильных и ткацких фабрик , а также предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. К началу 1830-х годов в Египте было 30 хлопчатобумажных фабрик , на которых работало около 30 000 рабочих. [35] В начале 19 века Египет занимал пятое место в мире по производительности хлопковой промышленности по количеству веретен на душу населения. [36] Первоначально отрасль была основана на машинном оборудовании, которое опиралось на традиционные источники энергии, такие как сила животных , водяные колеса и ветряные мельницы , которые также были основными источниками энергии в Западной Европе примерно до 1870 года. [37] В то время как с паровой энергией экспериментировал в Османском Египте инженер Таки ад-Дин Мухаммад ибн Маруф в 1551 году, когда он изобрел паровой домкрат, приводимый в движение элементарной паровой турбиной , [38] именно при Мухаммеде Али в Египте в начале 19 века паровые двигатели были внедрены в египетское промышленное производство. [37]

Хотя в Египте не хватало угольных месторождений, старатели искали там угольные месторождения и производили котлы , которые устанавливались в египетских отраслях, таких как металлургические заводы , текстильное производство, бумажные фабрики и шелушильные фабрики. Уголь также импортировался из-за границы по ценам, аналогичным ценам импортированного угля во Франции, до 1830-х годов, когда Египет получил доступ к источникам угля в Ливане , где годовая добыча угля составляла 4000 тонн. По сравнению с Западной Европой Египет также имел превосходное сельское хозяйство и эффективную транспортную сеть через Нил . Историк экономики Жан Бату утверждает, что необходимые экономические условия для быстрой индустриализации существовали в Египте в 1820–1830-х годах, а также для использования нефти в качестве потенциального источника энергии для паровых двигателей позже в 19 веке. [37]

После смерти Мухаммеда Али в 1849 году его программы индустриализации пришли в упадок, после чего, по словам историка Закари Локмана, «Египет был на пути к полной интеграции в мировой рынок, где доминировали европейцы, в качестве поставщика единого сырья». , хлопок." Он утверждает, что если бы Египет преуспел в своих программах индустриализации, «он мог бы разделить с Японией [или Соединенными Штатами] отличие достижения автономного капиталистического развития и сохранения своей независимости». [35]

Историк экономики Пол Байрох утверждает, что свободная торговля способствовала деиндустриализации в Османской империи . В отличие от протекционизма Китая, Японии и Испании , Османская империя проводила либеральную торговую политику, открытую для импорта. Это берет свое начало в капитуляции Османской империи , начиная с первых коммерческих договоров, подписанных с Францией в 1536 году, и продолжалось после капитуляций в 1673 и 1740 годах, которые снизили пошлины на импорт и экспорт до 3%. Либеральная политика Османской империи получила высокую оценку британских экономистов, таких как Дж. Р. Маккалок в его «Торговом словаре» (1834 г.), но позже подверглась критике со стороны британских политиков, таких как премьер-министр Бенджамин Дизраэли , который назвал Османскую империю «примером вреда, нанесенного безудержной империей». конкуренция» в дебатах о хлебных законах 1846 года : [39]

В Турции существовала свободная торговля, и что она дала? Он уничтожил некоторых из лучших производителей в мире. Еще в 1812 году эти мануфактуры существовали, но они были разрушены. Таковы были последствия конкуренции в Турции, и ее последствия были столь же пагубными, как и последствия противоположного принципа в Испании.

Одомашненный

[ редактировать ]

Внутренняя торговля значительно превосходила международную как по стоимости, так и по объему, хотя у исследователей мало прямых измерений. [40] Большая часть истории Османской империи основана на европейских архивах, которые не документировали внутреннюю торговлю империи, что привело к ее недооценке. [41]

Quataert иллюстрирует размер внутренней торговли на нескольких примерах. Французский посол в 1759 году отметил, что общий объем импорта текстиля в империю позволит одеть максимум 800 000 человек при населении не менее 20 миллионов человек. В 1914 г. менее четверти сельскохозяйственной продукции отправлялось на экспорт, остальная часть потреблялась внутри страны. [42] [43] В начале 17 века торговля товарами османского производства в провинции Дамаск в пять раз превышала стоимость всех продаваемых там товаров иностранного производства. Наконец, среди скудных данных о внутренней торговле есть статистика 1890-х годов для трех неведущих городов. Суммарная стоимость их межрегиональной торговли в 1890-х годах составляла около 5 процентов от общего объема международной экспортной торговли Османской империи в то время. Учитывая их второстепенный статус, а такие города, как Стамбул, Эдирне, Салоники, Дамаск, Бейрут или Алеппо, намного превосходят все три, это впечатляюще высокий показатель. Эти крупные торговые центры, десятки средних городов, сотни малых городов и тысячи деревень остаются неисчислимыми – это позволяет представить масштабы внутренней торговли. [40]

Двумя факторами, которые оказали большое влияние как на внутреннюю, так и на международную торговлю, были войны и государственная политика. Войны оказали серьезное влияние на торговлю, особенно там, где были территориальные потери, которые могли разрушить экономическое единство Османской империи, часто разрушая отношения и модели, которые пережили столетия. Роль государственной политики обсуждается более горячо, однако большинство поддерживаемых политикой барьеров для международной и внутренней торговли Османской империи исчезли или были резко сокращены. [44] Однако, похоже, мало что указывает на значительный спад во внутренней торговле, кроме сбоев, вызванных войной и ситуативными территориальными потерями.

Международный

[ редактировать ]

В XIX веке мировая торговля увеличилась примерно в шестьдесят четыре раза, тогда как у османов она увеличилась примерно в десять-шестнадцать раз. Экспорт только хлопка увеличился вдвое в период с 1750 по 1789 год. Наибольший рост был зарегистрирован из портов Смирны и Салоник на Балканах. Однако они были частично компенсированы некоторыми сокращениями из Сирии и Константинополя. В то время как экспорт хлопка во Францию ​​и Англию увеличился вдвое в период с конца 17 по конец 18 веков, экспорт полуфабрикатов в Северо-Западную Европу также увеличился. Хотя османский рынок был важен для Европы в 16 веке, к 1900 году он уже не был таковым. Османская империя не сокращалась, а наоборот, однако становилась относительно менее значимой. [26]

Что касается торгового дисбаланса, только Константинополь имел профицит импорта. И Лампе, и Макгоуэн утверждают, что империя в целом и Балканы в частности продолжали фиксировать профицит экспорта на протяжении всего периода. [Примечание 6] Однако начиная с 18 века торговый баланс изменился не в пользу османов. Они реэкспортировали дорогостоящие предметы роскоши, в основном шелк с Дальнего Востока, и экспортировали многие из его товаров. Предметы роскоши начали импортироваться. В XVIII веке экспорт перешел на необработанные товары, в то время как товары импортировались из европейских колоний. Большая часть этих товаров была произведена с помощью принудительного труда, что подрывает внутреннее производство. Однако, по мнению большинства ученых, в конце XVIII века еще существовал благоприятный торговый баланс. [42] Торговля XIX века увеличилась в несколько раз, однако экспорт остался на уровне XVIII века. В центре внимания были продукты питания и сырье: в 1850-х годах появились ковры и шелк-сырец. [46] Хотя корзина экспорта в целом оставалась неизменной, относительная важность товаров значительно варьировалась.

Начиная с 18 века, иностранные купцы и османские немусульмане стали доминировать в растущей международной торговле. С ростом благосостояния их политическое значение росло, особенно в Сирии. Однако мусульманские купцы доминировали во внутренней торговле и торговле между внутренними и прибрежными городами. [Примечание 7]

Внешняя торговля, составляющая незначительную часть экономики Османской империи, стала немного более важной к концу 19 века с ростом протекционизма в Европе и производителями, стремящимися к новым рынкам. Его рост наблюдался на протяжении всего изучаемого периода, особенно в XIX веке. На протяжении всего периода платежный баланс находился примерно на одном уровне, без каких-либо значительных долгосрочных дефицитов или профицитов. [48]

Османские бюрократические и военные расходы были увеличены за счет налогов, как правило, с аграрного населения. [49] [50] Памук отмечает значительные различия в денежно-кредитной политике и практике в разных частях империи. [50] Хотя денежно-кредитное регулирование существовало, правоприменение часто было смягчено, и для контроля за деятельностью торговцев, менял и финансистов прилагалось мало усилий. [Примечание 8] Во время «революции цен» XVI века, когда началась инфляция, цены выросли примерно на 500 процентов. [Примечание 9] с конца XV ​​до конца XVII в. [Примечание 10] Однако проблема инфляции не осталась, и XVIII век больше не стал свидетелем этой проблемы.

В 18 веке наблюдался рост расходов на военные нужды, а в 19 веке - как на бюрократию, так и на армию. Макнил описывает османскую стагнацию через отношения центр-периферия – центр с умеренными налогами, а периферийные провинции несут бремя затрат. [Примечание 11] Хотя этот анализ может быть применим к некоторым провинциям, таким как Венгрия, недавние исследования показали, что большая часть финансирования шла через провинции, расположенные ближе к центру. [55] По мере того как империя модернизировалась в соответствии с европейскими державами, роль центрального государства росла и диверсифицировалась. В прошлом оно довольствовалось повышением налоговых поступлений и ведением войны. Оно все чаще стало затрагивать образование, здравоохранение и общественные работы, деятельность, которая раньше организовывалась религиозными лидерами в общинах – это можно утверждать как необходимое в быстро меняющемся мире и являющееся необходимым ответом Османской империи. В конце 18-го века насчитывалось около 2000 гражданских чиновников, а в 1908 году их число увеличилось до 35 000. [56] Начиная с середины 1800-х годов, османские военные все чаще перенимали западные технологии и методы. [57] Все чаще применялись и другие инновации, включая телеграф, железные дороги и фотографию, которые использовались против старых посредников, которые все больше маргинализировались. [Примечание 12]

До 1850 года Османская империя была единственной империей, которая никогда не имела внешних долгов, и ее финансовое положение в целом было стабильным. [58] [59] Поскольку в XIX веке финансовые потребности государства возросли, оно осознало, что не сможет увеличить доходы от налогообложения или внутренних заимствований, поэтому прибегло к массовому обесцениванию, а затем выпустило бумажные деньги. [60] [61] Он рассматривал европейский долг, в котором были излишки средств для зарубежных инвестиций, но избегал его, осознавая связанные с этим опасности европейского контроля. [45] [62] [63] [64] Однако Крымская война 1853–1856 годов привела к необходимости такого долга. Между 1854 и 1881 годами Османская империя пережила критический этап истории. Начиная с первого иностранного займа в 1854 году, этот процесс включал спорадические попытки западных держав установить некоторый контроль. С 1863 года началась вторая, более интенсивная фаза, приведшая к лавинному росту накопленных долгов. В 1875 году, когда внешний долг составлял 242 миллиона турецких фунтов (более половины бюджетных расходов уходили на его обслуживание), османское правительство, столкнувшееся с экономическим кризисом, заявило о своей неспособности произвести выплаты. Падение налоговых поступлений из-за неурожаев и увеличения расходов, усугубленное затратами на подавление восстаний на Балканах, ускорило сползание к банкротству. После переговоров с европейскими державами было создано Управление государственного долга, которому были переданы определенные доходы. Эта договоренность поставила османов под иностранный финансовый контроль, от которого они не смогли освободиться, отчасти из-за продолжающихся заимствований. В 1914 году долг Османской империи составлял 139,1 миллиона турецких фунтов, и правительство все еще зависело от европейских финансистов. [65] [63] [66] [67] [68] [69]

Османы еще не развили свою финансовую систему так же, как в Лондоне и Париже. С начала 18 века правительство осознавало необходимость надежного банка. Банкиры Галаты, как и Константинопольский банк, не имели ни капитала, ни компетенции для таких крупных предприятий. [45] [70] Таким образом, османские заимствования следовали теореме Хекшера-Олина .

Заимствования охватывали два различных периода: 1854–1876 гг. (см. Таблицу 4). Первый, наиболее важный, привел к дефолту в 1875 году. Займы обычно составляли от 4 до 5 процентов от номинальной стоимости облигаций, однако новые выпуски продавались по ценам значительно ниже этих значений за вычетом комиссий, связанных с выпуском, в результате чего при гораздо более высокой эффективной ставке заимствования – в сочетании с ухудшением финансовой ситуации ставка заимствования редко опускалась ниже 10 процентов после 1860 года. [71]

Участие Европы началось с создания Управления государственного долга, после чего наступил относительно мирный период, означающий отсутствие расходов военного времени, и бюджет можно было сбалансировать за счет более низких уровней внешних заимствований. Полуавтономная египетская провинция также столкнулась с огромными долгами в конце 19 века, что привело к иностранному военному вмешательству. Благодаря безопасности со стороны Администрации долга, европейский капитал вошел в империю в железнодорожных, портовых и коммунальных проектах, усилив контроль иностранного капитала над османской экономикой. [72] Долговое бремя увеличилось, поглощая значительную часть налоговых поступлений Османской империи – к началу 1910-х годов дефицит снова начал расти с ростом военных расходов, и, если бы не начало Первой мировой войны, мог произойти еще один дефолт.

Точная сумма годового дохода, полученного правительством Османской империи, является предметом серьезных споров из-за скудности и неоднозначности первоисточников. В следующей таблице приведены приблизительные оценки.

Год Годовой доход
1433 2 500 000 дукатов [73]
1496 3 300 000 дукатов [74]
1520 3 130 000 дукатов [74]
1526 4 500 000 дукатов [74]
1530 6 000 000 дукатов [75]
1553 7 166 000 дукатов [74]
1558 7 740 000 дукатов [74]
1566 8 000 000 дукатов [75]
1587 9 000 000 дукатов [74]
1592 10 000 000 дукатов [74]
1603 8 000 000 дукатов [74]
1660 12 000 000 дукатов [75]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. С экономической точки зрения ни марксистский азиатский способ производства, ни феодальный уклад, существовавший в средневековой Европе, точно не отражают экономику Османской империи, поскольку они находятся где-то посередине — избыточное крестьянское производство облагалось налогом государством, а не выплачивалось в виде налогов. сдавать в аренду феодалам. [1]
  2. ^ Сравнительно большие корабли, такие как «Титаник», могли перевозить 66 000 тонн. [8]
  3. ^ Исследование Исламоглу-Инана об Анатолии семнадцатого века показывает, что государственная политика посредством налогообложения и законов о наследстве поощряла крестьян к коммерческому выращиванию фруктов, овощей и овец. [13]
  4. ^ Исследование Quataert стамбульских портовых рабочих и их борьбы на протяжении двух десятилетий против европейских компаний при косвенной поддержке государства подчеркивает разницу между колониальными администраторами в других местах и ​​правительством Османской империи. [28]
  5. ^ Например, производство шелковых катушек в Леванте возникло в девятнадцатом веке, как и производство шелка-сырца и ковров. [30]
  6. ^ Еще в 1850 году французские власти были обеспокоены тем, что импорт из Османской империи на 27,3 миллиона франков превысил объем экспорта Франции на 19,9 миллиона франков, и стремились сбалансировать эти две цифры. [45]
  7. В 1793 году только Алеппо выдал 1500 сертификатов османским немусульманам на такие привилегии, которые на протяжении восемнадцатого века позволили им заменить своих европейских коллег. В начале двадцатого века в Стамбуле было зарегистрировано более 1000 купцов, из которых только 3 процента составляли британские , французские или немецкие купцы. [47]
  8. Согласно исламскому праву ростовщичество было запрещено, Памук цитирует некоторые использованные уловки, в частности соглашения о двойной продаже. [51] [52]
  9. ^ Эти цифры основаны на индексах цен, построенных Памуком для Стамбула в шестнадцатом и семнадцатом веках; другие ученые зафиксировали аналогичные тенденции за этот период. [52]
  10. ^ Памук утверждает, что турецкий историк-экономист Омер Баркан ошибается, объясняя рост цен импортированной инфляцией, а причиной является скорость обращения денег, которая привела к росту цен, а также усиление коммерциализации с растущим использованием денег в качестве средства обмена. [51] [53]
  11. ^ Вклад Макнила был основан на его исследованиях отношений между центрами и перифериями мировых империй. [54]
  12. ^ В их состав входили различные группы, такие как янычары, гильдии, племена, религиозные авторитеты и провинциальные знатные люди. [57]
  1. ^ Фарохи (1999) , стр. 189–191
  2. ^ Уэйк, CHH (1986). Объем европейского импорта пряностей в начале и конце XV века . Италия: Журнал европейской экономической истории. п. 632.
  3. ^ Лейн, Фредерик К. (1968). «Цены на перец до Да Гамы» . Журнал экономической истории . 28 (4): 590–597. ISSN   0022-0507 .
  4. ^ Билгин, Ариф; Чаглар, Бурхан (ред.). Османская экономика от классической к современной . Турция: Летописная книга. п. 28.
  5. ^ Казале (2006)
  6. ^ «Огромное османское кораблекрушение обнаружено после 70-летней охоты» . Национальный . 22 апреля 2020 г. Проверено 23 апреля 2020 г.
  7. ^ Альберге, Даля (18 апреля 2020 г.). «Средиземноморские кораблекрушения свидетельствуют о «рождении глобализации» в торговле» . Наблюдатель . ISSN   0029-7712 . Проверено 23 апреля 2020 г.
  8. ^ Quataert (2000) , стр. 117–118.
  9. ^ Quataert (2004) , с. 302
  10. ^ Quataert (2000) , стр. 116–118.
  11. ^ Quataert (2000) , стр. 116–121.
  12. ^ Коттон (1987) , с. 124
  13. ^ Исламоглу-Инан (2004) , с. 123
  14. ^ Quataert (2000) , стр. 128–129.
  15. ^ Quataert (2000) , стр. 129–130.
  16. ^ Иссави (1966) , с. 114
  17. ^ Quataert (1975) , стр. 210–211.
  18. ^ Криц, Олмстед и Род (1999)
  19. ^ Баер (1970)
  20. ^ фон Хаммер (1829) , стр. 126 и далее, 626–629.
  21. ^ Франгакис-Сиретт (1994) , с. 115
  22. ^ Quataert (2000) , с. 132
  23. ^ Jump up to: а б Quataert (2000) , стр. 132–137.
  24. ^ Франгакис-Сиретт (1994) , с. 116
  25. ^ Quataert (2000) , с. 133
  26. ^ Jump up to: а б Ривз-Эллингтон, Б. [ нужна полная цитата ]
  27. ^ Инальчик и Quataert (1994) , с. 5
  28. ^ Коттон (1984b)
  29. ^ Quataert (2000) , с. 110
  30. ^ Коттон (1987) , с. 8
  31. ^ Жан Бату (1991). Между развитием и отсталостью: ранние попытки индустриализации периферии, 1800–1870 гг . Библиотека Дроз . стр. 181–196. ISBN  9782600042932 .
  32. ^ Жан Бату (1991). Между развитием и отсталостью: ранние попытки индустриализации периферии, 1800–1870 гг . Библиотека Дроз . п. 189. ИСБН  9782600042932 .
  33. ^ М. Шахид Алам (2016). Бедность из богатства народов: интеграция и поляризация в глобальной экономике с 1760 года . Springer Science+Business Media . п. 33. ISBN  9780333985649 .
  34. ^ Дональд Куаерт (2002). Османское производство в эпоху промышленной революции . Издательство Кембриджского университета . ISBN  9780521893015 .
  35. ^ Jump up to: а б Закари Локман (осень 1980 г.). «Заметки по истории египетских рабочих». Международная история труда и рабочего класса (18): 1–12. JSTOR   27671322 .
  36. ^ Жан Бату (1991). Между развитием и отсталостью: ранние попытки индустриализации периферии, 1800–1870 гг . Библиотека Дроз . п. 181. ИСБН  9782600042932 .
  37. ^ Jump up to: а б с Жан Бату (1991). Между развитием и отсталостью: ранние попытки индустриализации периферии, 1800–1870 гг . Библиотека Дроз . стр. 193–196. ISBN  9782600042932 .
  38. ^ Ахмад И. Хасан (1976), Таки Ад-Дин и арабское машиностроение , стр. 34–35, Институт истории арабской науки, Университет Алеппо.
  39. ^ Пол Байрох (1995). Экономика и всемирная история: мифы и парадоксы . Издательство Чикагского университета . стр. 31–32. Архивировано из оригинала 12 октября 2017 г. Проверено 16 августа 2017 г.
  40. ^ Jump up to: а б Quataert (2000) , стр. 126–127.
  41. ^ Фарохи (1999) , с. 142
  42. ^ Jump up to: а б Quataert (2000) , с. 126
  43. ^ Коттон (1984a) , с. 109
  44. ^ Quataert (2000) , стр. 124–125.
  45. ^ Jump up to: а б с Ракканьи (1980) , с. 342
  46. ^ Коттон (1984a) , стр. 109–111
  47. ^ Quataert (2000) , стр. 127–128.
  48. ^ Гейикдаги, В. Некла (2011). «Экономические взгляды османского интеллектуала девятнадцатого века: взаимосвязь между международной торговлей и прямыми иностранными инвестициями» . Ближневосточные исследования . 47 (3): 529–542. ISSN   0026-3206 .
  49. ^ Quataert (2000) , с. 71
  50. ^ Jump up to: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). "Турция" . Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 443.
  51. ^ Jump up to: а б Уилсон (2003) , с. 384
  52. ^ Jump up to: а б Хлопок (2000)
  53. ^ Памук (2001) , стр. 73–85
  54. ^ Макнил (1964)
  55. ^ Финкель (1988) , с. 308, цитируется Фарохи (1999) , с. 180
  56. ^ Quataert (2000) , с. 62
  57. ^ Jump up to: а б Quataert (2000) , с. 63
  58. ^ Quataert (2000) , с. 341
  59. ^ Коттон (1984a) , с. 110
  60. ^ Клэй (2001a) , с. 204
  61. ^ Хлопок (2001)
  62. ^ Коттон (2001) , с. 71
  63. ^ Jump up to: а б Андерсон (1964)
  64. ^ Клэй (1994) , стр. 589–596.
  65. ^ Клей (2001b)
  66. ^ Клэй (1994) , с. 589
  67. ^ 1875–1914. Архивировано 10 апреля 2008 г. в Wayback Machine , Энциклопедия всемирной истории Бартлби , 2001 г.
  68. ^ Элдем (2005)
  69. ^ Коттон (1987) , с. 57
  70. ^ Клэй (1994) , стр. 589–590.
  71. ^ Коттон (1987) , с. 59
  72. ^ Памук (1987) , стр. 130–131
  73. ^ Тредголд (1997) , с. 969
  74. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Либьер (1913) , с. 180
  75. ^ Jump up to: а б с Либьер (1913) , с. 181

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4563a502cd26700f0c9fcaca760b1537__1716153900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/37/4563a502cd26700f0c9fcaca760b1537.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economic history of the Ottoman Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)