Экономика феодальной Японии
В феодальной Японии между 1185 и 1868 годами н.э. вассалы предлагали свою лояльность и услуги (военные или другие) землевладельцу в обмен на доступ к части земли и ее урожаю. В такой системе политическая власть отведена от центрального монарха, а контроль разделен между богатыми землевладельцами и полевыми командирами. Первоначально широко распространенная практика феодализма в Японии совпала с приходом к власти первого сёгуна , Минамото-но Ёритомо который действовал как фактический правитель Японии над японским императором . В то же время класс воинов ( самураи ) получил политическую власть, ранее принадлежавшую аристократической знати ( кугэ ). Сёгунаты раздавали поместья ( сёэн ) верным подданным, наиболее могущественными из которых становились даймё , или правители огромных земельных массивов, часто имевшие частные армии. [1]
В отличие от средневекового европейского феодализма , смотрители земли, известные как джито (управляющие) и сюго (констебли), изначально сами не владели землей, которая оставалась под контролем сёгуната. Даймё использовали часть своего дохода от налогов с крестьян для выплаты самураям, обычно рисом. [2] Однако со временем самые могущественные дзито и сюго (даймё) начали бросать вызов власти сёгуна, что в конечном итоге привело к краху феодальной системы в 19 веке.
Социально-экономические тенденции
[ редактировать ]Зарождение деревни
[ редактировать ]Зарождение деревень — это процесс, в ходе которого деревни объединяются, создавая более крупные и сложные поселения, напоминающие многофункциональные региональные центры. Здания строились ближе друг к другу, при этом рвы и стены становились все более распространенными. Появившись в Японии в 13 веке, этот процесс был ускорен развитием более передовых сельскохозяйственных технологий, включая двойной сбор урожая и увеличение использования удобрений. [3] Объединение средневековых деревень сменилось появлением фортов и замков , часто вдоль торговых путей или рек, которые служили домами даймё (феодалам) и местным группам самураев . Увеличение размера деревень и их статус экономических центров облегчили контакты с посторонними. Конкуренция за природные ресурсы усилилась по мере роста торговли по всей Японии. В результате крестьяне, ремесленники и торговцы, полагавшиеся на фермеров в качестве продовольствия, мигрировали в эти сельскохозяйственные районы, создавая городские центры торговли. [4] Крестьяне начали говорить коллективно, часто вступая в споры со своим социальным начальством. Это вызвало необходимость улучшения управленческой стратегии, что привело к созданию самоуправляющихся организаций. [5]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Экономика раннефеодальной Японии почти полностью основывалась на сельском хозяйстве. Поскольку рис стал основой торговли, землевладельцы, способные производить больше всего риса, быстро завоевали политический и социальный авторитет. Чтобы получить статус даймё, нужно за одно бу произвести 10 000 коку риса или эквивалентной продукции. [6] Коку . — японская единица измерения, равная примерно 180 литрам или 5 бушелям [7] Могущество феодалов часто напрямую определялось их производительностью в коку, а не площадью земельной собственности или военной мощью. [8] Фактически, объем военной службы, требуемой от вассала, зависел от коку его конкретного феодального владения. Обычно феодальное владение в 1000 коку приравнивалось к одному конному воину, двум мушкетёрам, одному лучнику и пяти копейщикам. [9] Измерение потенциального дохода ( кокудака ) использовалось для ранжирования каждого поместья и определения порядка, в котором они будут оцениваться судом сёгуната.
Стабильность периода Эдо
[ редактировать ]Период Эдо (1603-1868), также известный как период Токугава, начался, когда Токугава Иэясу стал сёгуном. Эта эпоха отмечена урбанизацией, ростом внутренней торговли и снижением внешней торговли к середине 1600-х годов. Перевозка продукции из более отдаленных сельских районов в новые города становилась все более востребованной. Результатом этого стала система транспортировки и складирования материалов в Киото . Вскоре Киото стал домом для центрального рынка риса, а цены устанавливались через аукционную систему. Сёгун обладал национальной властью, в то время как даймё твердо контролировали различные регионы архипелага . За это время возникла четкая иерархия, на вершине которой восседал император (который на самом деле был номинальным главой), за которым следовали сёгун, даймё, самураи, фермеры, ремесленники и торговцы внизу. Купцы считались низшим классом, потому что они ничего не производили самостоятельно, а вместо этого получали прибыль от производства других. [10] Однако с развитием строительных профессий и банковских учреждений торговые ассоциации и торговцы рисом процветали . Эти торговцы объединили свои магазины вокруг Додзимы, где в 1697 году была основана Рисовая биржа первый в мире фьючерсный и где возник рынок для продажи еще не собранного риса. Первоначально выступая против торговли фьючерсами , сёгун Токугава Ёсимунэ официально разрешил использование фьючерсных контрактов в 1730 году после того, как цены на рис резко упали, что поставило под угрозу доходы самураев. Ухудшение экономического положения класса воинов по сравнению с классом торговцев вызвало беспокойство среди правящих партий, которые хотели сохранить свое доминирование, что привело к снижению регулирования торговой политики. [11] Период Эдо закончился, когда Япония открыла свои границы для западной торговли.
Нанбан Трейд
[ редактировать ]Нанбанская торговля — это период международной торговли, который начался в период Сэнгоку около 1543 года благодаря контактам между японскими и португальскими исследователями и торговцами. Вскоре были установлены глобальные торговые пути, которые открыли для Японии путь к рафинированному сахару, огнестрельному оружию, новым технологиям судостроения и христианству . Эмбарго против Японии со стороны Китая после военно-морских столкновений между двумя империями ограничило поставки китайских товаров в Японию. Португалия рассматривала это как выгодную возможность выступить в качестве посредника, поскольку в Японии существовал высокий спрос на китайские товары, особенно на шелковую пряжу, которая пользовалась большим спросом среди воинских классов. Точно так же китайцы высоко ценили японское серебро, создавая коммерческий рынок, на котором португальцы смогли ориентироваться с финансовым успехом. Гражданская война в Японии в конце 16 века также принесла пользу португальским купцам, поскольку даймё конкурировали друг с другом, предлагая более привлекательные торговые условия на своих фермах. [12]
В конце 16 - начале 17 веков японские корабли с красной печатью , а также суда из Испании, Голландии и Англии конкурировали с португальскими купцами, но Португалия по-прежнему твердо контролировала торговлю в Восточной Азии благодаря своим предыдущим переговорам и отношениям с китайскими купцами. . Период торговли Нанбан пришел в упадок в начале периода Эдо, поскольку сёгунат Токугава беспокоился о распространении христианства в Японии.
Чеканка монет
[ редактировать ]Вплоть до середины тринадцатого века рис, а иногда и шелк (и другие виды тканей) в основном использовались в качестве средства обмена в средневековой Японии. В результате торговой экспансии, начавшейся в двенадцатом веке, китайские (и другие иностранные) монеты набирали популярность и были приняты в качестве предпочтительной валюты. В конце пятнадцатого века медные монеты начали отличаться по качеству: торговцы принимали только монеты высокого качества и отбраковывали монеты более низкого качества посредством процесса, известного как «шроффинг» (или «отбор монет»). [13] Этот процесс расширялся по мере роста торговли сырьевыми товарами и спроса на монеты, который начал превышать их предложение. Шроффинг создал разрыв в стоимости монет, принадлежащих высшим социальным классам, которые имели лучший доступ к высококачественным монетам, и низшим классам, что привело к принятию указов против шроффинга со стороны японских властей.
Китайские монеты попали на японский рынок разными путями и создали систему обращения без вмешательства государства. Медные монеты, которые первоначально были признаны императорским двором Японии жизнеспособной формой валюты, приобрели ценность благодаря их выпуску китайским двором. Однако более важными для ценности и доверия к монетам были рыночные силы в Японии, которые определяли цены раньше, чем это делало государство.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Феодализм в средневековой Японии» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Щепанский, Калли. «Чем японский феодализм отличался от феодальной системы Европы» . МысльКо . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «Продовольствие и сельское хозяйство в древней Японии» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Пирсон, Ричард (10 марта 2016 г.). «Японские средневековые торговые города: Сакаи и Тосаминато» (PDF) . Японский журнал археологии .
- ^ {{Цитировать захолустьеk|title=Истоки средневекового мира Японии|last=Mass|first=Jeffrey|publisher=Stanford University Press|year=1997|location=Stanford, California|pages=99–100}}
- ^ Семья и население в истории Восточной Азии . Хэнли, Сьюзен Б., 1939-, Вольф, Артур П., Объединенный комитет по китаеведению (США), Объединенный комитет по японоведам. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. 1985. ISBN 0804712328 . ОСЛК 11210819 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Слушайте, копируйте, читайте: популярное обучение в Японии раннего Нового времени . Хайек, Матиас, Хориучи, Анник. Лейден. 12 сентября 2014 г. ISBN 9789004279728 . OCLC 893333538 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Кертин, Филип Д. (2000). Мир и Запад: европейский вызов и зарубежный ответ в эпоху Империи . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521771358 . OCLC 42290254 .
- ^ Вапорис, Константин Номикос, 1957- (14 марта 2019 г.). Самураи: энциклопедия культурных воинов Японии . Санта-Барбара, Калифорния. ISBN 9781440842719 . ОСЛК 1054262009 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Шилс, Ребекка. «LibGuides: Средневековая Япония« Сила и перспективы »: Социальные структуры» . libguides.msben.nsw.edu.au . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Мосс, Дэвид А.; Кинтген, Юджин (30 января 2009 г.). «Рынок риса Додзима и истоки торговли фьючерсами» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Боксер, Чарльз Ральф (1951). Христианский век в Японии: 1549-1650 гг . Издательство Калифорнийского университета. стр. 91–92.
- ^ Хонда, Хироюки (2007). «Медная чеканка, правящая власть и местное общество в средневековой Японии». Международный журнал азиатских исследований . 4 (2): 225–240. дои : 10.1017/S1479591407000745 . S2CID 144293579 .