Jump to content

Сён

Карта сёэна периода Нара в Нукута-дэра на территории современной Яматокориямы , префектура Нара . VIII век, в коллекции Национального музея истории Японии.

Сён сён ( 荘園 или 庄園 , ) поле или поместье в Японии . Японский китайского термин происходит от времен династии Тан ( мандаринский термина «莊園» : zhuāngyuán , кантонский: zong1 jyun4 ).

Сёэн, примерно с 8-го по конец 15-го века, описывает любые частные, не облагаемые налогом, часто автономные поместья или поместья, возникновение которых подорвало политическую и экономическую власть императора и способствовало росту могущественных местных кланов. Поместья образовались из земельных участков, закрепленных за официально санкционированными синтоистскими святилищами или буддийскими храмами или подаренных императором императорской семье, друзьям или чиновникам. По мере роста этих поместий они стали независимыми от гражданской административной системы и способствовали возникновению местного военного сословия. С установлением сёгуната Камакура , или военной диктатуры, в 1192 году назначенные централизованно управляющие ослабили власть этих местных землевладельцев. Система сёэн прекратила свое существование примерно в середине 15 века, когда деревни стали самоуправляющимися единицами из-за лояльности феодалу ( даймё ), который разделил территорию на феодальные владения и взимал фиксированный налог.

После упадка системы рицурё возникла феодальная система поместий. Землевладельцы или землевладельцы передавали доли полученного дохода (так называемые сики ) более влиятельным лидерам, часто при дворе, чтобы освободиться от налогов и разрушить китайскую систему «равных полей» , согласно которой земля перераспределялась после определенных периодов землевладения. время. В период Камакура иерархия владельцев имен, управителей поместья ( дзито ), сюго (военного губернатора провинции) и сёгуна сложилась в Камакуре. Эти сёэны были полностью свободны от вмешательства со стороны правительства, которое, следовательно, не имело права голоса или контроля над тем, что происходило в сён пределах границ .

К концу периода Хэйан практически вся японская земля стала сёэном и продолжала находиться в состоянии войны Онин до периода Сэнгоку .

Сёэн появился в 8 веке и исчез в 16 веке. Их можно разделить по историческим периодам, и сёэн каждого периода имел свои особенности в своем формировании и отношениях с земледельцами на своих полях. Существует два основных периода развития сёэн, хотя на самом деле существуют более мелкие и более подробные классификации. Первый тип, сложившийся в середине периода Нара , теперь называется сёки-сён (初期庄園, букв. «ранний сёэн»). Сёэн второго типа, продолжавшийся с середины периода Хэйан до периода Сэнгоку , называются тюсей-сёэн (中世荘園, букв. «средневековый сёэн»). Обратите внимание, что эти имена и различие между ними являются современными концепциями, не использовались исторически и не могут быть найдены в исторических записях.

До системы рицурё

[ редактировать ]

Самыми ранними предшественниками сён являются татокоро или наритокоро (田庄); который считается одной из этимологий термина сён . До системы рицурё или реформы Тайка (645 г.) земля была разделена между могущественными семьями, исторически называемыми годзоку (豪族) или влиятельными буддийскими храмами, и они размещали на этих землях объекты, называемые якэ (宅), чтобы руководить управлением сельским хозяйством, вооружением , трафик и торговля. В ранних документах термины яке и татокоро использовались почти как синонимы для обозначения этих административных объектов, и поэтому считается, что татокоро имел функции, аналогичные яке . Однако вскоре значение татокоро было расширено и стало обозначать не только первоначально указанные административные объекты, но и обрабатываемую землю, которой они управляли.

Земельная политика в период Нара

[ редактировать ]

Новая политика центрального правительства в период Нара, изначально направленная на поощрение мелиорации, сыграла важную роль в развитии сён . Земельная политика рицурё называлась ханден -сюдзю-сэй (班田収受制) и была похожа на китайскую систему равных земель (均田制), но существовала разница в обращении с освоенными полями. Если бы кто-то в то время осваивал пустоши в Японии, поле было бы лишено собственности, и он не мог бы его обрабатывать; в то время как, если бы кто-то вернул себе поле в Китае, он мог бы обрабатывать землю при условии, что поле было меньше размеров, предписанных законом. Таким образом, не было стимула рекультивировать землю и разрабатывать новые месторождения, и мало земель было рекультивировано, хотя население неуклонно росло. Таким образом, нехватка полей стала социальной и экономической проблемой. Чтобы решить эту проблему, в 723 году центральное правительство обнародовало закон сандзэ-иссин-хо (三世一身法), который способствовал мелиорации. Этот закон позволял обрабатывать любое поле, возвращенное им, а при соблюдении определенных условий - поля, возвращенные его родителями, бабушками и дедушками. Двадцать лет спустя, в 743 году, центральное правительство издало еще один закон, способствующий мелиорации, названный konden-einen-shizai-hō (墾田永年私財法), который предусматривал наследование права на бессрочную обработку мелиорированных полей. Этот закон привел к массовой рекультивации со стороны богатых людей, а эта мелиорация, в свою очередь, оказала значительное влияние на развитие сёэна .

Сёки-сён

[ редактировать ]

Одной из особенностей, которая отличает ранние сёки-сён от средневековых сёэн, является их способ формирования. Большинство сёки-сён были основаны буддийским храмом или центральным дворянином путем получения права собственности на один из двух видов рисовых полей: те, которые существовали до того, как храм или дворянин стали собственностью; и те, которые были возвращены по приказу храма или знати, правившей сёэном. Сёэн, состоящий в основном из недавно освоенных земель, характеризуется сёки сёэн, и, соответственно, сёки-сён иногда называют конденчи-кей-сён (墾田地系荘園, букв. «поместья мелиорированных полей»).

Еще одной особенностью сёки-сён является система ежегодной аренды рисовых полей. В сёки-сён не было постоянных жителей, а на полях сёки-сён не было постоянных земледельцев, поэтому права на обработку сдавались в аренду по годовому контракту крестьянам, населявшим окрестности вокруг сёэна. Поэтому необходимо было привлекать в помощь крестьян, выполнявших почти всю работу по обработке, чтобы обеспечить стабильную рабочую силу для обработки и освоения новых полей. Владелец сёки-сён часто использовал систему местного самоуправления Дайдзё-кан , куни и кори, чтобы удовлетворить эту потребность; Владелец сёки-сён, которого центральное правительство обычно назначало кокуси ( 国司, глава или офицер куни ), назначал местного вождя крестьян гундзи (郡司, глава или офицер кори ), чтобы набирать и управлять рабочей силой для сён.

Формирование Тюсей-сёэн

[ редактировать ]

Средневековые, или тюсэй-сён, отличаются от сёки-сён главным образом наличием сёминов (荘民, крестьян, постоянно проживающих на земле сёэн) и властью, которую владелец сёэн имел над сёминами. В то время как в сёки-сён не было сёмина, а власть владельца над земледельцами была слабее, чем у правительства, в тюсэй-сён был сёмин, и большинство земледельцев были сёмин, и правление владельца сёэна стало более могущественным, чем правительство. Владелец сёэна мог изгонять из сёэна непослушных ему крестьян и мог обнародовать свои собственные уголовные кодексы за уголовные преступления или государственную измену, чтобы обеспечить этот контроль над сёмином. То есть владельцы сён, которые изначально пользовались влиянием на правительство в столице в период Нара , пришли к тому, чтобы отказаться от связи с центральным правительством и усилить свою власть над местными крестьянами.

Еще одной отличительной особенностью тюсей-сён является освобождение от некоторых видов налогов, взимаемых центральным правительством. В середине или конце периода Хэйан существовало два типа налогов. Одним видом налога была барщинная работа под надзором куни , а другим — налог на сельскохозяйственную продукцию (около трёх процентов риса или другой сельскохозяйственной продукции). Чтобы избежать этих налогов, крестьяне хотели, чтобы ими управляли и защищали владельцы сён, которыми обычно были политически влиятельные буддийские храмы, синтоистские святилища или придворные дворяне. Чтобы обеспечить эту защиту со стороны владельцев сён, крестьяне передавали в собственность владельцев сён номинальную землю на поля, которые они обрабатывали. Эти поля, номинально переданные в собственность сёэну, исторически назывались кисинчи ( 寄進地 , «подаренные земли» ) . Затем владельцы сёэнов , получившие «пожертвованные земли» от крестьянского населения сёмин , вели переговоры с кокуси или напрямую с центральным правительством и добились статуса освобожденных от налогов. Большинство тюсэй-сён собрали огромное количество полей, получив пожертвованные земли от крестьян в качестве кисинчи. В этом смысле тюсей-сён иногда называют кишинчи-кей-сён (Отправить в 地性荘园, букв. «поместья подаренных полей»).

Тем временем появились и сёэны, которые собирали территории, лишая крестьян собственности на землю. В некоторых случаях владельцы сёэнов требовали дань от крестьян, обрабатывающих соседние поля, и если крестьяне не могли платить эту дань, сён конфисковывали поля. В других случаях крестьянин не мог погасить арендную плату за право обработки земли сёэн, и владелец сён, который был кредитором земледельца, лишил права выкупа земельных прав земледельца в качестве замены кредита, и в этом случае крестьянин стал привязан к сёну как сёмин, а не земледелец-арендатор. Этот вид сёэн иногда называют конден-сюсэки-сёэн (墾田集積荘園, букв. «поместье накопленных полей»).

Существовало несколько видов тюсей-сён, и каждый вид сёэн имел особый процесс освобождения от налога:

Кансёфу-сё

[ редактировать ]

Кансёфу-сё ( 官省符荘 ) называется сёэн там, где в официальных процедурах допускалось освобождение от так (租, своего рода налога, три процента от общего урожая риса). В системе рицурё могущественные синтоистские святыни и буддийские храмы имели право получать рис в качестве поддержки от центрального правительства. Каждому святилищу или храму были отведены определенные поля, и рис взимался с крестьян, обрабатывающих отведенные поля. В 8-м веке в некоторых сёэнах полупостоянная земельная собственность на поля и освобождение от такового на полях были разрешены Дайдзё-кан , который вводил освобождение от налога, и Министерство народных дел ( 民部省 , Минбусё ) уведомило об этом. владелец полей о разрешении использовать документ, называемый минбушо-фу ( 民部省符 , «Сертификат по общественным делам»). ) или «устав». Позже разрешение Дайдзё-кан не на храмы и святилища, а на могущественную знать постепенно увеличивалось.

Кокумен-сё

[ редактировать ]

Кокумен-сё ( 国免荘 ) имеет право освобождения от той или иной дани в системах бэмпо или биньо (便補). В то время куни был обязан выплачивать владельцу сёэна льготы, размер которых определялся с учетом его достоинства центральным правительством. Система бэмпо — это средство, обычно используемое, когда куни не могли получить льготы, поскольку налогообложение крестьян, обрабатывающих общественные поля, не функционировало должным образом; Куни передал владельцу сёэна право на налогообложение с полей, размеры которых соответствовали сумме выгод. Это поле обычно выбиралось по просьбе владельца сёэна из полей, которые владелец сёэна получал от крестьян в качестве кисинчи , а это означало практическое освобождение от налога. Эта система не была признана центральным правительством, и контракт бэмпо стал недействительным, когда срок полномочий кокуши, заключившего контракт, истек. Однако в большинстве случаев новые кокуси не могли отказать владельцу сёэн в просьбе о продлении контракта, потому что им было жаль накопившуюся задолженность по просроченным выплатам, которые не были выплачены, пока бэмпо выполнялось в качестве замены платежа. Следовательно, эти месторождения были определены как территория, освобожденная от та или иная дань, налагаемая центральным правительством.

В 10-м и 11-м веках кокумен-сё быстро увеличивался, а в 1040 году центральное правительство не смогло продолжать игнорировать кокумен-сё и, наконец, прямо запретило куни новое разрешение на освобождение от налога. Это постановление теперь называется чокю-сён-сэйри-рей («Приказ об избавлении от Сёэна в эпоху Чокю» на японском языке).

Риндзидзояку-мендзё-сён

[ редактировать ]

Риндзидзояку ( 臨時雑役 ) — общий термин вариантного труда, взимаемого с крестьян в качестве налога правительством с середины до конца периода Хэйан , а риндзёяку-мендзё-сён ( 臨時雑役免除荘園 ) — это сёэн, допускающее освобождение от риндзёяку. Существовало два основных процесса формирования риндзёяку-мендзё-сён. Одним из них был процесс переговоров владельца сёэна с кокуси; Владелец сёэна отказался от права использования части рабочей силы риндзёяку и вместо этого добился освобождения от риндзёяку крестьян, проживающих в определённой местности. Другой процесс — система bempo. Однако неоднократное освобождение от риндзёяку привело к нехватке кисинчи у некоторых владельцев сёэнов, которые по-прежнему не были освобождены от риндзизояку. Во время практики бэмпо, если все кисинчи владельца сёэна освобождались от риндзёяку, владельцу сёэна предоставлялось право использовать рабочую силу в определенных общественных сферах. Это привело к поглощению общественных полей территорией сёэн, а в 11 веке появилось новое освобождение от риндзёяку полей, на которые не распространялось ни освобождение от риндзёяку. так что и другие дани не были запрещены.

Сёэн в период Муромати

[ редактировать ]

После войны Онин власть сёэна исчезла , поскольку новому даймё контроль над двором пришел к . Эти даймё распустили или уничтожили сён , предпочитая держать крестьян под своим прямым контролем и фактически делая их крепостными в обмен на их защиту.

См. также

[ редактировать ]
  • Эдвард Каплан, Университет Западного Вашингтона. Феодальный процесс средневековой Японии , по состоянию на 4 декабря 2008 г.
  • (на японском языке) Амино Ёсихико и др., Shōen no seiritsu to создание и владение поместьями рёю [Расцвет японских поместий и их территориальные права], (Кодза Нихон сён ши, курс по истории японских поместий, 2), Токио: Ёсикава Кобункан, 1991 год; ISBN   4-642-02692-4 .
  • Холл, Джон Уитни. «Термины и понятия в японской средневековой истории: исследование проблем перевода». Журнал японоведов 9/1 (зима, 1983 г.), с. 29, св сён .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a0c85dbf16c14dc4f5b6ad50dd156a0__1713796740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/a0/9a0c85dbf16c14dc4f5b6ad50dd156a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shōen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)