Экономика Восточной Германии
Валюта | Восточногерманская марка |
---|---|
1 января – 31 декабря ( календарный год ) [1] | |
Торговые организации | СЭВ и другие. [1] |
Статистика | |
ВВП | 160 миллиардов долларов (1989 г.) (номинальный ВНП ; 17-е место) [1] [2] |
ВВП на душу населения | 9 679 долларов (1989 г.) (номинальный ВНП ; 26-е место) [1] [2] (официальный обменный курс) |
ВВП по секторам | 90% в промышленности и других несельскохозяйственных отраслях; 10% ВНП в сельском хозяйстве (1987 г.) [1] |
0.185 (1990) | |
Рабочая сила | 8,960,000 (1987) [1] |
Рабочая сила по профессиям | 37,5% промышленность, 21,1% сфера услуг, 10,8% сельское и лесное хозяйство, 10,3% торговля, 7,4% транспорт и связь, 6,6% строительство, 3,1% ремесла, 3,2% другое (1987). [1] |
Основные отрасли | Автомобили , Тяжелая промышленность , Электроника , Сталь , Легкая промышленность , Оборона |
Внешний | |
Экспорт | 30,7 миллиарда долларов (1988) [1] |
Экспортные товары | Машины, транспортное оборудование, топливо, металлы, товары народного потребления, химическая продукция, строительные материалы, полуфабрикаты и переработанные пищевые продукты (1988 г.) [1] |
Основные партнеры по экспорту | СССР , Чехословакия , Польша , ФРГ , Венгрия , Болгария , Швейцария , Румыния (1988) [1] |
Импорт | 31,0 миллиарда долларов (1988) [1] |
Импортные товары | Топливо, металлы, машины, транспортное оборудование, химическая продукция и строительные материалы (1988 г.) [1] |
Основные партнеры по импорту | Страны СЭВ 65%, некоммунистические страны 33%, остальные 2% (1988 г.) [1] |
Валовой внешний долг | 20,6 миллиарда долларов (1989) [1] |
Государственные финансы | |
Доходы | 123,5 миллиарда долларов (1986) [1] |
Затраты | 123,2 миллиарда долларов, включая капитальные затраты 33 миллиарда долларов (1986 г.) [1] |
Экономическая помощь | 4,0 миллиарда долларов предоставлены на двусторонней основе некоммунистическим и менее развитым странам (1956–1988 гг.) [1] |
Все значения, если не указано иное, указаны в долларах США . |
Экономика Германской Демократической Республики ( Восточная Германия ; ГДР , ГДР ) представляла собой командную экономику по модели Советского Союза , основанную на принципах марксизма-ленинизма . Имея множество общих черт с другими странами-членами СЭВ , экономика Восточной Германии резко контрастировала с рыночной и смешанной экономикой Западной Европы , включая Западную Германию . Государство устанавливало производственные цели, устанавливало цены, а также распределяло ресурсы, закрепляя эти решения в комплексных планах. Средства производства почти полностью находились в государственной собственности . В ГДР уровень жизни был выше среднего по сравнению с другими странами Восточного блока или Советским Союзом, а также на благоприятных условиях пошлин и тарифов на рынке Западной Германии; в 1989 году было подсчитано, что от 50 до 60% ее торговли приходилось на западные страны. Однако к середине 1980-х годов ее экономика достигла состояния стагнации . [3] вклад в процесс воссоединения Германии .
История
[ редактировать ]Советский период оккупации
[ редактировать ]Каждая оккупационная держава взяла на себя власть в своих зонах к июню 1945 года. Первоначально союзные державы проводили общую немецкую политику, направленную на денацификацию и демилитаризацию в рамках подготовки к восстановлению демократического немецкого национального государства.
Со временем западная и советская зоны экономически разошлись. В 1946 году советская зона имела небольшое преимущество по совокупной производительности факторов производства ; Индустриализация военного времени внесла больший вклад в экономику востока, и разрушения, вызванные войной, были меньше, чем на западе. [4] Однако к 1948 году западные зоны стали более процветающими. [4]
Существовало несколько причин отсталой экономической ситуации в Восточной Германии. Хотя в Западную Германию, особенно Соединенными Штатами, были вложены большие суммы, Советский Союз не только ничего не вложил в экономику своей зоны, но фактически взял большие суммы на репарации и расходы на оккупацию. Прямые и косвенные репарации, выплаченные Восточной Германией в период с 1946 по 1953 год, составили 14 миллиардов долларов в ценах 1938 года. [5]
Были конфискованы предприятия военной промышленности, а также предприятия, принадлежавшие государству, членам нацистской партии и военным преступникам . Эти отрасли составляли примерно 60% всего промышленного производства в советской зоне . Большая часть тяжелой промышленности (составляющая 20% от общего объема производства) была востребована Советским Союзом в качестве репараций во время Второй мировой войны , и были созданы советские акционерные общества (нем. Sowjetische Aktiengesellschaften - SAG). Оставшаяся конфискованная промышленная собственность была национализирована, в результате чего 40% общего объема промышленного производства осталось на долю частных предприятий. [6] Репарации серьезно препятствовали способности Восточной Германии экономически конкурировать с Западной Германией.
Хотя демонтаж промышленных мощностей имел значительный эффект, наиболее важным фактором, объясняющим первоначальное расхождение в экономических показателях, было отделение восточной зоны от ее традиционного западногерманского рынка. [4] В экономике Восточной Германии доминировали производители потребительских товаров, и она зависела от сырья и промежуточных товаров, добываемых исключительно на Западе. В Восточной Германии практически не было месторождений каменного угля , и только половина спроса на топливо могла быть удовлетворена внутри страны. [4] В 1943 году на долю Востока приходилось 0,5% общего производства кокса , 1,6% сырого железа и 6,9% сырой стали, произведенной на послевоенной территории Германии. [4] После войны торговля между Востоком и Западом упала в 35 раз. [4]
Розничная торговля на востоке постепенно поглощалась двумя контролируемыми государством организациями ( Консум и Хандельсорганизация ), которым были предоставлены особые преференции. 2 января 1949 года был запущен двухлетний план экономической реконструкции, нацеленный на достижение 81% уровня производства 1936 года и за счет сокращения производственных затрат на 30 процентов в надежде поднять общий уровень заработной платы с 12% до 15%. План также предусматривал увеличение дневного рациона питания с 1500 до 2000 калорий.
Было подсчитано, что к 1949 году 100 процентов автомобильной, от 90 до 100% химической и 93% топливной промышленности находились в руках Советского Союза. К концу 1950 года Восточная Германия выплатила 3,7 миллиарда долларов из 10-миллиардного требования России о репарациях. После смерти Иосифа Сталина и июньского восстания 1953 года Советский Союз начал возвращать восточногерманские заводы, которые он забрал в качестве репараций.
В мае 1949 года советский министр иностранных дел Андрей Вишинский заявил, что производство в советской оккупационной зоне в марте 1949 года достигло 96,6% от уровня 1936 года и что государственный бюджет советской зоны показал профицит в 1 миллиард восточногерманских марок , несмотря на Снижение налогов на 30%.
Следующий случай типичен для экономических отношений между двумя странами восточного блока. Согласно документам, предоставленным судостроительным чиновником, сбежавшим с Востока, строительство кораблей, заказанных Советским Союзом в 1954 году, стоило 148 миллионов долларов, но Советы заплатили за них всего 46 миллионов долларов; разница в 102 миллиона долларов была поглощена ГДР. [ нужна ссылка ]
1950-е годы
[ редактировать ]Аграрная реформа ( Bodenreform ) экспроприировала всю землю, принадлежавшую бывшим нацистам и военным преступникам, и вообще ограничила право собственности до 1 км2. 2 (0,39 квадратных миль). Около 500 юнкерских имений были преобразованы в сельскохозяйственные производственные кооперативы (нем. Landwirtschaftliche Produktionsgenossenschaft - LPG), а более 30 000 км² 2 (12 000 квадратных миль) были распределены между 500 000 крестьян-фермеров, сельскохозяйственных рабочих и беженцев. [6] Компенсации выплачивались только активным антинацистам. В сентябре 1947 года советская военная администрация объявила о завершении аграрной реформы на территории советской зоны. В этом отчете перечислено 12 355 поместий общей площадью 6 000 000 акров (24 000 км2). 2 ), которые были конфискованы и перераспределены среди 119 000 семей безземельных фермеров, 83 000 семей беженцев и около 300 000 семей других категорий. Были также созданы совхозы, получившие название Volkseigenes Gut («Народная собственность»).
Третий партийный съезд Социалистической единой партии Германии ( Sozialistische Einheitspartei Deutschlands —SED) собрался в июле 1950 года и подчеркнул промышленный прогресс. Промышленный сектор, в котором было занято 40% работающего населения, подвергся дальнейшей национализации, в результате которой были образованы «Народные предприятия» (нем. Volkseigene Betriebe —VEB). Эти предприятия охватили 75% промышленного сектора. Первая пятилетка (1951–55) ввела централизованное государственное планирование; он подчеркнул высокие производственные квоты для тяжелой промышленности и повышение производительности труда. Давление плана вызвало исход граждан ГДР в Западную Германию. [6] Вторая партийная конференция СЕПГ (менее важная, чем съезд партии) состоялась 9–12 июля 1952 г. В ней приняли участие 1565 делегатов, 494 приглашенных делегата и более 2500 гостей из ГДР и многих стран мира. На конференции была принята новая экономическая политика « Плановое строительство социализма ». План предусматривал усиление государственного сектора экономики. Дальнейшими целями были реализация принципов единого социалистического планирования и систематическое использование экономических законов социализма.
К 1953 году каждая седьмая промышленная компания переехала на Запад. [7] Иосиф Сталин умер в марте 1953 года. В июне 1953 года СЕПГ, надеясь повысить уровень жизни рабочих, провозгласил Новый курс , который заменил «Плановое строительство социализма». Новый курс в ГДР был основан на экономической политике, инициированной Георгием Маленковым в Советском Союзе. Политика Маленкова, направленная на повышение уровня жизни, подчеркивала смещение инвестиций в легкую промышленность и торговлю, а также большую доступность потребительских товаров. СЕПГ, помимо смещения акцента с тяжелой промышленности на потребительские товары, инициировал программу облегчения экономических трудностей. Это привело к снижению норм поставок и налогов, доступности государственных кредитов для частного бизнеса, увеличению выделения производственного материала. [6]
Хотя «Новый курс» увеличил доступность потребительских товаров, квоты на производство по-прежнему оставались высокими. Когда в 1953 году были повышены квоты на работу, это привело к июньскому восстанию 1953 года. Забастовки и демонстрации прошли в крупных промышленных центрах, и рабочие потребовали экономических реформ. Народная полиция и Советская Армия подавили восстание, в котором было убито около 100 участников.
был представлен бюджет на 1953 год Когда 4 февраля в Народной палате , экономическая эксплуатация в советских интересах все еще оставалась доминирующей тенденцией. Бюджет предусматривал расходы в размере 34,688 млрд восточных марок, что примерно на 10% больше, чем 31,730 млрд восточных марок в бюджете 1952 года. Его основной целью было предоставление инвестиций для укрепления экономики и национальной обороны.
В 1956 году на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза первый секретарь Никита Хрущев отверг сталинизм в своей так называемой « секретной речи » перед избранными членами съезда.
Примерно в это же время академическая интеллигенция в руководстве СЕПГ потребовала реформ. С этой целью Вольфганг Харих выступил с платформой, призывающей к радикальным изменениям в ГДР. В конце 1956 года он и его соратники были быстро исключены из рядов СЕПГ и заключены в тюрьму. [6]
Пленум партии СЕПГ в июле 1956 года подтвердил лидерство Вальтера Ульбрихта и представил вторую пятилетку (1956–60). В плане использовался лозунг «модернизация, механизация и автоматизация», чтобы подчеркнуть новый акцент на технологическом прогрессе. На пленуме режим заявил о намерении развивать атомную энергетику, и первый ядерный реактор в ГДР был запущен в 1957 году. Также было принято решение о строительстве первого атомного энергетического реактора — АЭС «Райнсберг» , промышленное производство которого началось в 1966. Правительство увеличило квоты промышленного производства на 55% и возобновило упор на тяжелую промышленность. [6]
Второй пятилетний план обязал ГДР ускорить усилия по коллективизации и национализации сельского хозяйства, а также завершить национализацию промышленного сектора. К 1958 году сельскохозяйственный сектор все еще состоял в основном из 750 000 частных ферм, которые составляли 70% всей пахотной земли; было сформировано всего 6000 СУГ. В 1958–59 годах СЕПГ установила квоты для частных фермеров и отправила команды в деревни, пытаясь стимулировать добровольную коллективизацию. В ноябре и декабре 1959 года несколько фермеров-нарушителей закона были арестованы Штази . [6]
Обширная реформа управления экономикой, проведенная СЕПГ в феврале 1958 года, включала передачу большого количества промышленных министерств в Госплан. Чтобы ускорить национализацию промышленности, СЭП предложил предпринимателям 50% партнерские льготы за преобразование своих фирм в ВЭБы. [6]
1960-е годы
[ редактировать ]К середине 1960 года почти 85% всей пахотной земли было включено в состав более чем 19 000 Landwirtschaftliche Produktionsgenossenschaft ; совхозы составляли еще 6%. К 1961 году социалистический сектор производил 90% сельскохозяйственной продукции ГДР. [6] Поскольку все больше фермеров бежали на Запад, в 1961 году произошел неурожай, который усугубился неблагоприятной погодой. [8]
В конце 1960 г. частные предприятия контролировали лишь 9% всего промышленного производства. Производственные кооперативы ( Produktionsgenossenschaften —PGs) включали в себя одну треть ремесленного сектора в 1960–61, что больше, чем 6% в 1958 году. [6] Открытие нового порта Росток в 1960 году уменьшило зависимость страны от западногерманского порта Гамбург . [9]
Второй пятилетний план столкнулся с трудностями, и правительство заменило его семилетним планом (1959–65). Новый план, направленный на достижение производства на душу населения в Западной Германии к концу 1961 года, предусматривал более высокие производственные квоты и предусматривал повышение производительности труда на 85%. Эмиграция снова увеличилась, составив 143 000 в 1959 году и 199 000 в 1960 году. Большинство эмигрантов были служащими, а 50% были моложе 25 лет. В период с 1949 по 1961 год утечка рабочей силы превысила в общей сложности 2,5 миллиона граждан. [6]
Ежегодные темпы промышленного роста неуклонно снижались после 1959 года. Поэтому Советский Союз рекомендовал Восточной Германии реализовать реформы советского экономиста Евсея Либермана , сторонника принципа прибыльности и других рыночных принципов коммунистической экономики. [6]
В 1963 году Ульбрихт адаптировал теории Либермана и представил Новую экономическую систему (НЭС), программу экономических реформ, предусматривающую некоторую децентрализацию принятия решений и учет рыночных критериев и критериев эффективности. РЭШ стремилась создать эффективную экономическую систему и превратить ГДР в ведущую индустриальную державу. [6]
В рамках НЭШ задача обеспечения будущего экономического развития была возложена на централизованное планирование. Децентрализация включала частичную передачу полномочий по принятию решений от центральной Госплановой комиссии и Национального экономического совета к Ассоциациям народных предприятий ( Vereinigungen Volkseigener Betriebe —VVB), головным организациям, призванным способствовать специализации в одних и тех же областях производства. Органы центрального планирования устанавливали общие производственные цели, но каждый ВВБ определял свое собственное внутреннее финансирование, использование технологий и распределение рабочей силы и ресурсов. В качестве посреднических органов ВВБ также осуществляли синтез информации и рекомендаций ВЭБ. РЭШ предусматривала, что производственные решения принимаются на основе рентабельности, что заработная плата отражает производительность, а цены реагируют на спрос и предложение. [6]
РЭШ породила новую элиту в политике, а также в управлении экономикой, и в 1963 году Ульбрихт объявил о новой политике в отношении приема в руководящие ряды СЕПГ. Ульбрихт открыл Политбюро и Центральный комитет для более молодых членов, которые имели более высокое образование, чем их предшественники, и приобрели управленческие и технические навыки. В результате новой политики элита СЕПГ разделилась на политические и экономические фракции, последняя состояла из членов новой технократической элиты. Из-за акцента на профессионализацию кадровой политики СЕПГ после 1963 года состав массового членства изменился: в 1967 году около 250 000 членов (14%) из общего числа 1,8 миллиона членов СЕПГ прошли курс обучения в университете, техническом колледже. или профессиональное училище. [6]
Акцент СЕПГ на управленческой и технической компетентности также позволил членам технократической элиты войти в высшие эшелоны государственной бюрократии, ранее предназначенные для политических догматиков. Руководители ВВБ отбирались на основе профессиональной подготовки, а не идеологического конформизма. Внутри отдельных предприятий увеличилось количество профессиональных должностей и рабочих мест для технически квалифицированных специалистов. SED подчеркивал, что образование в области управленческих и технических наук является путем к социальному прогрессу и материальному вознаграждению. Кроме того, оно обещало повысить уровень жизни всех граждан. С 1964 по 1967 год реальная заработная плата увеличилась, а предложение потребительских товаров, в том числе предметов роскоши, значительно улучшилось. [6]
Однако результаты реформы не оправдали первоначальных ожиданий, поскольку рост был в основном результатом увеличения инвестиций, а не новой системы контроля. [10] В результате план реформ был изменен в 1967–1968 годах с внедрением « Экономической системы социализма ». ЭСС реализовывалась через так называемые структурно-определяющие области, стратегические сектора, которые пользовались преференциальным доступом к фондам и ресурсам. [10] Первоначально в их число входили химическая промышленность, машиностроение и электроника, но по мере того, как предприятия лоббировали в правительстве включение в список стратегически важных проектов, список становился все длиннее. [11]
Товарищества промышленных комбинатов были созданы для вертикальной интеграции отраслей, занимающихся производством жизненно важной конечной продукции. Ценовые субсидии были восстановлены для ускорения роста в привилегированных секторах. Годовой план на 1968 год установил в структуроопределяющих районах нормы производства на 2,6% выше, чем в остальных отраслях, для достижения промышленного роста в этих областях. Государство поставило еще более высокие цели на 1969–70 годы для высокотехнологичных секторов. Неспособность достичь целей ЕСС привела к окончательному прекращению реформ в 1970 году. [6]
было Газовое месторождение Альтмарк открыто в конце 1960-х годов и стало важным источником иностранной валюты для страны. [12]
1970-е-1990 гг.
[ редактировать ]В начале 1970-х годов началось долгосрочное комплексное планирование. Он также обеспечивал общее руководство, но на более длительный период, пятнадцать или двадцать лет, достаточно длинный, чтобы связно связать пятилетние планы. [6]
Основная задача , предложенная первым секретарем Эрихом Хонеккером в 1971 году, сформулировала внутреннюю политику на 1970-е годы. Программа вновь подчеркнула марксизм-ленинизм и международную классовую борьбу. В этот период СЕПГ развернула масштабную пропагандистскую кампанию, чтобы привлечь граждан к социализму советского образца и вернуть «рабочему» выдающееся положение. Основная задача вновь формулировала экономическую цель промышленного прогресса, но эта цель должна была быть достигнута в контексте централизованного государственного планирования. Потребительский социализм — новая программа, представленная в Главной задаче — был попыткой усилить привлекательность социализма, предлагая особое внимание к материальным потребностям рабочего класса. Государство радикально пересмотрело политику заработной платы и уделяло больше внимания повышению доступности потребительских товаров.
Режим ускорил строительство нового жилья и ремонт существующих квартир; 60% нового и отремонтированного жилья было отдано семьям рабочего класса. Арендная плата, которая субсидировалась, оставалась чрезвычайно низкой. Поскольку женщины составляли почти 50% рабочей силы, детям работающих матерей были предоставлены учреждения по уходу за детьми, включая ясли и детские сады. Работающие женщины получали оплачиваемый отпуск по беременности и родам, который длился от шести месяцев до одного года. Пенсионные аннуитеты были увеличены.
Последние мелкие и средние частные компании, до сих пор действовавшие полунезависимо, были национализированы в 1972 году. [13] Хонеккер с гордостью сообщил об этом Леониду Брежневу в 1973 году. В некоторых случаях владелец компании продолжал оставаться ее директором с зарплатой, предоставляемой государством, которая не имела автоматического сходства с операционной эффективностью предприятия. Это был ненужный шаг, который привел к дефициту некоторых товаров. Те самые предприятия, которые допускали некоторую степень инициативы и реакции на рынок и которые внесли столь большой вклад в экономику в целом, даже зарабатывая крайне необходимую твердую валюту, стали объектом централизованного планирования и контроля и оказались в таком же застое, как и остальная часть экономики. Одним из таких примеров был производитель игрушек CM Breitung в Зоннеберге в Тюрингии, который был независимым до 1972 года, когда он был поглощен и переименован в Plüti.
Глобальный рост цен на сырьевые товары в 1970-х годах также затронул Восточную Германию, хотя и позже, чем где-либо еще, из-за контроля над ценами СЭВ. [14] Из-за сильной немецкой традиции употребления кофе импорт этого товара был важен для потребителей. Массовый рост цен на кофе в 1976–77 годах привел к четырехкратному увеличению количества твердой валюты, необходимой для импорта кофе, - событие, известное как кофейный кризис в Восточной Германии . Это вызвало серьезные финансовые проблемы для ГДР, которой постоянно не хватало твердой валюты для покрытия импорта с Запада. В результате летом 1977 года Политбюро изъяло из продажи самые дешевые марки кофе, ограничило употребление кофе в ресторанах и фактически прекратило его продажу в государственных учреждениях и государственных предприятиях. Кроме того, был представлен печально известный новый сорт кофе Mischkaffee (смешанный кофе), который на 51% состоял из кофе и на 49% из различных наполнителей, включая цикорий , рожь и сахарную свеклу . Неудивительно, что новый кофе в целом ненавидели из-за его сравнительно плохого вкуса, и весь этот эпизод стал неофициально известен как «Кофейный кризис». Кризис прошел после 1978 года, когда мировые цены на кофе снова начали падать, а предложение увеличилось благодаря соглашению между ГДР и Вьетнам .
Растущие долги ГДР в твердой валюте были причиной внутренней нестабильности. После того как Польская Народная Республика обанкротилась, Запад объявил кредитный бойкот странам Восточного блока, включая Восточную Германию. [15] Продажа советской сырой нефти, ранее являвшейся важным источником твердой валюты, стала менее прибыльной из-за изменений в мировой экономике . [15] Длительный период недостаточного инвестирования в исследования и средства производства сделал продукцию Восточной Германии неконкурентоспособной на западных рынках, в результате чего страна стала более зависимой от Советского Союза. [15]
Отношение долга к ВВП достигло 20% в 1989 году, что является управляемым уровнем, но большим по сравнению с возможностями ГДР экспортировать достаточно товаров на Запад, чтобы обеспечить твердую валюту для обслуживания этих долгов. [16] В октябре 1989 года в документе, подготовленном для Политбюро ( Schürer-Papier , по имени его основного автора), прогнозировалась необходимость увеличения профицита экспорта примерно с 2 миллиардов немецких марок в 1990 году до более чем 11 миллиардов немецких марок к 1995 году для стабилизации уровня долга. Сомнительно, что такие титанические усилия могли бы увенчаться успехом без политических потрясений или вообще увенчались успехом.
Большая часть долга возникла в результате попыток ГДР экспортировать средства, чтобы решить проблемы международной задолженности, что требовало импорта компонентов, технологий и сырья; а также попытки поддерживать уровень жизни за счет импорта потребительских товаров. ГДР была конкурентоспособной на международном уровне в некоторых секторах, таких как машиностроение и полиграфические технологии.
Важным фактором было также устранение готового источника твердой валюты за счет реэкспорта советской нефти, которая до 1981 года обеспечивалась по ценам ниже мировых рыночных цен; результирующая потеря доходов в твердой валюте привела к заметному снижению стабильного в остальном улучшения уровня жизни. (Именно это непрерывное улучшение оказалось под угрозой из-за надвигающегося долгового кризиса; планы исправления ситуации Schürer-Papier предусматривали сокращение на 25–30%.)
Падение Берлинской стены в ноябре 1989 года еще больше ухудшило экономическую ситуацию, истощив рабочую силу и затруднив доступ государственных предприятий к поставкам материалов. Крах централизованного планирования вызвал падение производства, что привело к дефициту, что, в свою очередь, привело к увеличению уровня эмиграции. [17]
1 июля 1990 года страна вступила в валютно-экономический союз с Западной Германией, после чего 3 октября 1990 года последовал политический распад Восточной Германии. [18]
Пост-объединение
[ редактировать ]Сразу после объединения наступил период экономического коллапса, когда промышленное производство резко упало, а уровень безработицы резко возрос. [19] В начале 1990-х годов комбинаты были переданы Treuhandanstalt ( Общественному попечителю), немецкому федеральному агентству, ответственному за реприватизацию бывших государственных промышленных активов. [20] Интерес к восточногерманскому бизнесу оказался неудовлетворительным, поскольку западногерманским фирмам не нужны были избыточные производственные мощности для снабжения новых федеральных земель. [19] Треть фирм в конечном итоге была ликвидирована, что в сочетании с увольнениями в уцелевших фирмах привело к сокращению занятости в новых штатах на 60%. [19]
Секторы экономики
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]Несколько иное место в системе занимал аграрный сектор экономики, хотя он тоже был глубоко интегрирован. Оно было почти полностью коллективизировано, за исключением частных участков. Колхозы формально имели самоуправление. Однако они подчинялись Совету министров через Министерство сельского хозяйства, лесного хозяйства и продовольствия. Сложный набор отношений также связывал их с другими кооперативами и смежными отраслями, такими как пищевая промышленность. К 1 июля 1954 года насчитывалось 4974 колхоза со 147 тысячами членов, которые обрабатывали 15,7% пахотных земель края.
Промышленность
[ редактировать ]1 января 1954 года Советское правительство передало ГДР тридцать три промышленных предприятия, в том числе химические заводы «Леуна» и «Буна», и ГДР стала собственником всех предприятий на своей территории.
Непосредственно под министерствами находились централизованно управляемые тресты , или комбинаты . , призванный заменить Ассоциации государственных предприятий — в основном административные организации, которые ранее служили связующим звеном между министерствами и отдельными предприятиями, — Комбинат возник в результате слияния различных промышленных предприятий в крупные предприятия в конце 1970-х годов. , основанный на взаимосвязях между их производственной деятельностью. [6]
входили В состав комбината научно-исследовательские предприятия, которые государство включило в свои структуры для большей направленности научных исследований и более быстрого внедрения результатов исследований в производство. Единое, единое руководство руководило всем производственным процессом в каждом комбинате , от исследований до производства и реализации. Реформа также стремилась обеспечить более тесную связь деятельности комбината с внешнеторговыми предприятиями путем подчинения последних как Министерству внешней торговли, так и комбинату . Целью реформы комбината было достижение большей эффективности и рациональности за счет концентрации власти в руках руководства среднего звена. Руководство Комбината также внесло значительный вклад в процесс централизованного планирования. [6]
К началу 1980-х годов создание комбината для предприятий как централизованного, так и районного управления было практически завершено. В частности, с 1982 по 1984 год правительство установило различные постановления и законы для более точного определения параметров этих предприятий. Эти положения имели тенденцию усиливать примат централизованного планирования и ограничивать автономию комбината , очевидно, в большей степени, чем первоначально планировалось. По состоянию на начало 1986 года насчитывалось 132 комбината работало в среднем 25 000 человек с централизованным управлением, в каждом комбинате . В районном комбинате насчитывалось 93 предприятия, в каждом из которых в среднем работало около 2000 человек. [6]
В основе всей экономической структуры находились производственные единицы. Хотя они различались по размеру и ответственности, правительство постепенно сокращало их количество и увеличивало их размер. Число промышленных предприятий в 1985 году составляло лишь немногим более одной пятой от числа 1960 года. Их самостоятельность значительно снизилась по мере того, как комбинат стал полностью функциональным. [6]
Центральное руководство
[ редактировать ]Социалистическая единая партия Германии
[ редактировать ]Конечной направляющей силой в экономике, как и во всех сферах жизни общества, была Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), особенно ее высшее руководство. Формально партия осуществляла свою руководящую роль во время партийного съезда, когда она принимала отчет генерального секретаря и когда принимала проект плана на предстоящую пятилетку. [6]
СЕПГ Более важным был надзор за Политбюро , которое контролировало и направляло текущие экономические процессы. Однако эта ключевая группа могла заниматься не более чем общими, фундаментальными или чрезвычайно серьезными экономическими вопросами, поскольку ей приходилось заниматься и многими другими вопросами. [6]
Правительственная бюрократия
[ редактировать ]Во главе государственного аппарата, ответственного за формальное принятие и реализацию политики, разработанной партийным съездом и Политбюро, стоял Совет министров , который насчитывал более сорока членов и, в свою очередь, возглавлялся Президиумом из шестнадцати человек. Совет Министров контролировал и координировал деятельность всех других центральных органов, ответственных за экономику, и играл прямую и конкретную роль в важных случаях. [6]
Комиссия государственного планирования, которую иногда называют «Генеральным экономическим штабом Совета министров», консультировала Совет министров по возможным альтернативным экономическим стратегиям и их последствиям, переводила общие цели, установленные советом, в директивы планирования и более конкретные плановые задачи для каждое из подчиненных ему министерств координировало краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование и выступало посредником в межминистерских разногласиях. [6]
Отдельные министерства несли основную ответственность за детальное руководство различными секторами экономики. Министерства несли ответственность в рамках своих отдельных сфер за детальное планирование, распределение ресурсов , разработку, внедрение инноваций и в целом за эффективное выполнение своих индивидуальных планов. [6]
Помимо базовой структуры промышленного сектора , дополнительная иерархия государственных органов сводилась от Совета Министров и Госплана к территориальным, а не функциональным подразделениям. Региональные и местные плановые комиссии и совнархозы, подчинявшиеся соответственно Госплану и Совету Министров, распространялись и на местный уровень. Они рассматривали такие вопросы, как правильное или оптимальное размещение промышленности, охрана окружающей среды и жилищное строительство. [6]
Центральное планирование
[ редактировать ]Тот факт, что в ГДР существовала плановая экономика, не означал, что единый всеобъемлющий план был основой всей экономической деятельности. Постоянно действовала переплетенная сеть планов разной степени специфичности, полноты и продолжительности; любое или все из них могло быть изменено в ходе непрерывного процесса мониторинга производительности или в результате новых и непредвиденных обстоятельств. Получившаяся в результате система планов была чрезвычайно сложной, и поддержание внутренней согласованности между различными планами было непростой задачей. [6]
Краткосрочное планирование
[ редактировать ]В оперативном отношении краткосрочное планирование было наиболее важным для производства и распределения ресурсов. Он охватывал один календарный год и охватывал всю экономику. Ключевыми целями, установленными на центральном уровне, были общие темпы роста экономики, объем и структура внутреннего продукта и его использование, использование сырья и рабочей силы и их распределение по секторам и регионам, а также объем и структура экспорта и импорта. . Начиная с плана 1981 года, государство добавило оценку соотношения использования сырья в зависимости от стоимости и количества продукции, чтобы способствовать более эффективному использованию ограниченных ресурсов. [6]
Пятилетние планы
[ редактировать ]В краткосрочном (пятилетнем) планировании использовались те же показатели, хотя и с меньшей специфичностью. Хотя пятилетний план был должным образом закреплен в законе, его правильнее рассматривать как ряд руководящих принципов, а не как набор прямых приказов. Обычно он публиковался через несколько месяцев после начала охватываемого им пятилетнего периода, после того как первый годичный план был принят в качестве закона. Будучи более общим, чем годовой план, пятилетний план, тем не менее, был достаточно конкретным, чтобы интегрировать годовые планы в более длительные временные рамки. Таким образом, это обеспечивало непрерывность и направление. [6]
Механизмы планирования
[ редактировать ]На первом этапе планирования централизованно определенные цели были разделены и переданы соответствующим подчиненным подразделениям. После внутреннего рассмотрения и обсуждения на каждом уровне и завершения переговоров поставщиками и покупателями отдельные части были объединены в проекты планов. На заключительном этапе, который следует за принятием всего пакета Госпланом и Советом Министров, готовый план был перераспределен между министерствами, а соответствующие обязанности вновь распределены между производственными подразделениями. [6]
Производственный план был дополнен другими механизмами, контролирующими поставки и устанавливающими денежную отчетность. Одним из таких механизмов была Система материальных балансов, которая распределяла материалы, оборудование и потребительские товары. Она действовала как карточная система, гарантирующая каждому элементу экономики доступ к основным товарам, необходимым для выполнения своих обязательств. Поскольку большая часть товаров, производимых в экономике, подпадала под действие этого механизма контроля, производственные единицы испытывали трудности с получением необходимых товаров сверх установленного уровня. [6]
Еще одним механизмом контроля было установление цен на все товары и услуги. Эти цены послужили основой для расчета расходов и доходов. У предприятий были все основания использовать эти цены в качестве ориентира при принятии решений. Это сделало возможным выполнение плана и принесло предприятию разного рода премиальные фонды. Эти премии не распределялись без разбора за валовую продукцию, а присуждались за такие достижения, как внедрение инноваций или снижение затрат на рабочую силу. [6]
Система функционировала бесперебойно только тогда, когда ее составные части были укомплектованы людьми, ценности которых совпадали с ценностями режима или, по крайней мере, дополняли его. Такое разделение происходило отчасти благодаря интегрирующей силе партийных органов, члены которых занимали ведущие позиции в экономической структуре. Также были предприняты усилия по продвижению общего понимания целей посредством массового участия почти всех рабочих и фермеров в организованном обсуждении экономического планирования, задач и результатов деятельности. Один восточногерманский журнал сообщил, например, что в ходе предварительного обсуждения годового плана на 1986 год 2,2 миллиона служащих различных предприятий и трудовых коллективов страны в целом внесли 735 377 предложений и замечаний. Однако окончательное решение принималось сверху. [6]
Частный сектор
[ редактировать ]Частный сектор экономики был небольшим, но не совсем незначительным. В 1985 г. около 2,8% чистого национального продукта приходилось на частные предприятия. Частный сектор включал частных фермеров и садовников; независимые мастера, оптовики и розничные торговцы; и лица, занятые в так называемой внештатной деятельности (художники, писатели и др.). Несмотря на то, что такие люди работали не по найму, их деятельность строго регулировалась. В 1985 году впервые за многие годы число лиц, работающих в частном секторе, несколько увеличилось. Согласно статистике Восточной Германии, в 1985 году насчитывалось около 176 800 частных предпринимателей, что примерно на 500 больше, чем в 1984 году. Некоторые виды деятельности частного сектора были весьма важны для системы. Руководство СЕПГ, например, поощряло частную инициативу в рамках усилий по улучшению потребительских услуг. [6]
Помимо тех восточных немцев, которые работали не по найму полный рабочий день, были и другие, которые побочно занимались частной экономической деятельностью. Самыми известными и наиболее важными примерами были семьи в колхозах , которые также обрабатывали частные участки (которые могли достигать площади 53 820 кв. футов (5 000 м 2 ). 2 )). Их вклад был значительным; По официальным данным, в 1985 г. в частной собственности фермеров в стране находились около 8,2% поголовья свиней, 14,7% овец, 32,8% лошадей и 30% кур-несушек. Профессионалы, такие как коммерческие художники и врачи, в свободное время также работали в частном порядке, при условии соблюдения отдельных налогов и других правил. Однако их влияние на экономическую систему было незначительным. [6]
Неформальная экономика
[ редактировать ]Сложнее оценить значение той части частного сектора, которую называют «второй экономикой», из-за ее скрытого и неформального характера. В данном контексте этот термин включает в себя все экономические механизмы или виды деятельности, которые из-за их неформальности или незаконности происходили вне государственного контроля или надзора. Эта тема привлекла значительное внимание западных экономистов, большинство из которых убеждены, что она важна для ЦПЭ. Однако в середине 1980-х годов доказательства было трудно получить, и они, как правило, носили анекдотический характер. [6]
Эти нарушения, судя по всему, не представляют собой серьезной экономической проблемы. Однако восточногерманская пресса время от времени сообщала о преследованиях за вопиющие случаи незаконной деятельности «второй экономики», включая так называемые «преступления против социалистической собственности» и другие виды деятельности, которые «конфликтуют и противоречат интересам и требованиям общества», как в одном отчете описывалась ситуация. [6]
Бартерная экономика
[ редактировать ]Один из видов неформальной экономической деятельности включал частные договоренности о предоставлении товаров или услуг в обмен на оплату. Пожилая женщина могла нанять соседского мальчика, чтобы тот принес уголь к ней в квартиру, или работающая женщина могла заплатить соседу за стирку. Тесно связаны случаи найма знакомого для ремонта часов, настройки автомобиля или ремонта туалета. Подобные механизмы имеют место в любом обществе, и, учитывая недостатки сектора услуг Восточной Германии, они, возможно, были более необходимы, чем на Западе. Они, несомненно, были обычным явлением, и поскольку считались безвредными, они не были предметом серьезного беспокойства правительства. [6] Дефицитные товары из Вестпакете также были очень желательны для бартера.
Коррупция
[ редактировать ]Еще одним распространенным видом деятельности, который был проблематичным, если не разрушительным, была практика предложения суммы денег, превышающей продажную цену, лицам, продающим желаемые товары, или предоставление чего-то особенного в качестве частичной оплаты за дефицитные продукты, так называемые Bückware (товары из утки; продается «из-под прилавка»). Такие предприятия могли быть не чем иным, как предложением кому-то Trinkgeld (чаевые), но они также могли включать в себя Schmiergeld ( взятки ; букв. деньги, используемые для «смазывания» сделки) или Beziehungen (особые отношения). [6]
Мнения в Восточной Германии относительно того, насколько значимы были эти практики, разошлись. Но, учитывая обилие денег в обращении и частую нехватку предметов роскоши и потребительских товаров длительного пользования , у большинства людей, возможно, время от времени возникало искушение предоставить «подсластитель», особенно для таких вещей, как автомобильные детали или мебель. [6]
Сравнение с Западной Германией
[ редактировать ]Восточная Германия | Западная Германия | ||||||
ВВП (международные доллары 1990 г., в миллионах) [21] | Население (тысяч) [22] | ВВП на душу населения ($) | ВВП (международные доллары 1990 г., в миллионах) [21] | Население (тысяч) [22] | ВВП на душу населения ($) | Восток как % от Запада | |
1950 | 51,412 | 18,400 | 2,794 | 213,942 | 50,000 | 4,279 | 65 |
1990/1989 [примечание 1] | 160,000 | 16,400 | 9,679 | 1,182,261 | 62,100 | 19,038 | 51 |
Данные Ангуса Мэддисона [23] | |||||||
1936 | 74,652 | 15,614 | 4,781.09 | 192,911 | 42,208 | 4,570.48 | 105 |
1950 | 51,412 | 18,388 | 2,795.95 | 213,942 | 49,983 | 4,280.30 | 65 |
1973 | 129,969 | 16,890 | 7,695.03 | 814,786 | 61,976 | 13,146.80 | 59 |
1990 | 82,177 | 16,111 | 5,100.68 | 1,182,281 | 63,254 | 18,690.69 | 27 |
1991 | 85,961 | 15,910 | 5,402.95 | 1,242,096 | 63,889 | 19,441.47 | 28 |
Восточная Германия | Западная Германия | |||
Слейфер (2006) | Меркель и выборы (1991) | Мэддисон (1995) | ICOP | |
1950-1960 | 6.7 | 3.6 | 5.5 | 8.0 |
1960-1970 | 2.7 | 2.5 | 2.9 | 4.4 |
1970-1980 | 2.6 | 2.5 | 2.8 | 2.8 |
1980-1989 | 0.3 | 0.5 | 1.6 | 1.9 |
1950-1989 | 3.1 | 2.3 | 3.3 | 4.3 |
Восточная Германия | Западная Германия | |
---|---|---|
Население (тысяч) | 16,307 | 62,168 |
ВНП/ВВП (млрд долларов) [примечание 2] | 159.5 | 945.7 |
ВНП/ВВП на душу населения ($) | 9,679 | 15,300 |
Доходы бюджета ($ млрд) | 123.5 | 539 |
Расходы бюджета ($ млрд) | 123.2 | 563 |
См. также
[ редактировать ]- Новый курс
- Государственная компания
- Национальная собственность
- Электронная промышленность Восточной Германии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Данные о ВВП относятся к 1990 году, а данные о населении — к 1989 году. Хотя этот показатель не является годовым, он все равно даст нам приблизительный показатель ВВП на душу населения в период с 1989 по 1990 год, подходящий для целей этой таблицы.
- ^ ВНП, используемый для ГДР, включает доходы, полученные ее гражданами за границей, за вычетом доходов, полученных иностранцами от внутреннего производства. ВВП, используемый для Федеративной Республики (Западная) Германия, не модифицирован таким образом. Таким образом, эти две цифры не являются строго сопоставимыми и существенно отличаются от ранее перечисленных данных.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «ЦРУ 1990» . Всемирная книга фактов ЦРУ, UMSL. Архивировано из оригинала 27 апреля 2011 г. Проверено 22 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Список ЦРУ 1990 года» . Всемирная книга фактов ЦРУ.
- ^ «Восточная Германия теряет свое преимущество» . Нью-Йорк Таймс . 15 мая 1989 года . Проверено 23 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ритчль, А.; Воньо, Т. (17 апреля 2014 г.). «Корни экономического краха: чем объясняется отставание Восточной Германии в период с 1945 по 1950 год?». Европейский обзор экономической истории . 18 (2): 166–184. дои : 10.1093/ereh/heu004 .
- ^ Бергхофф и Бальбье, 2013 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап Бурант, Стивен Р. (1988). Восточная Германия: страновое исследование . стр. 115–158 .
- ^ Бергхофф и Бальбье, 2013 , с. 23.
- ^ Бергхофф и Бальбье, 2013 , с. 26.
- ^ Бергхофф и Бальбье, 2013 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б Бергхофф и Балбье, 2013 , с. 30.
- ^ Бергхофф и Бальбье, 2013 , с. 31.
- ^ Бергхофф и Бальбье, 2013 , с. 89-90.
- ^ Бергхофф и Бальбье, 2013 , с. 33.
- ^ Бергхофф и Бальбье, 2013 , стр. 34–35.
- ^ Перейти обратно: а б с Бергхофф и Балбье, 2013 , с. 35.
- ^ Бергхофф и Бальбье, 2013 , стр. 37–38.
- ^ Бергхофф и Бальбье, 2013 , с. 38.
- ^ Бергхофф и Бальбье, 2013 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с Бергхофф и Балбье, 2013 , с. 40.
- ^ О'Брайен, Кевин Дж. (8 сентября 2004 г.). «Химическая промышленность Восточной Германии возвращается» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэддисон, Ангус (2006). «Центр развития изучает мировую экономику, том 1: перспектива тысячелетия» . МТИ Пресс . п. 406
- ^ Перейти обратно: а б Слейфер, Яап (2006). «Глава 3: ВВП Восточной Германии» . Планирование вперед и отставание: экономика Восточной Германии в сравнении с Западной Германией, 1936–2002 гг. , стр. 53
- ^ Мэддисон, Ангус (2006). Мировая экономика. Париж, Франция: Центр развития Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). стр. 178.
- ^ Слейфер, Яап (2006). «Глава 3.1: Высокий рост отстающего?» . Планирование вперед и отставание: экономика Восточной Германии в сравнении с Западной Германией, 1936-2002 гг . п. 50. ISBN 9783050085395 – через Google Книги .
- ^ Слейфер, Яап (2006). «Глава 3.1: Высокий рост отстающего?» . Планирование вперед и отставание: экономика Восточной Германии в сравнении с Западной Германией, 1936-2002 гг . п. 50. ISBN 9783050085395 – через Google Книги .
- ^ «Всемирный справочник ЦРУ за 1990 год» . Проверено 25 апреля 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Бергхофф, Хартмут; Бальбье, Ута Андреа (2013). Экономика Восточной Германии, 1945-2010 гг.: отставание или догонение? . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03013-8 .
- В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . Библиотека Конгресса
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Штайнер, Андре (2010). Планы, которые провалились: экономическая история ГДР . Перевод Эвальда Осерса. Оксфорд и Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 978-1-845-45748-8 .