Новая экономическая система
![]() | Эта статья включает список использованной литературы , связанной литературы или внешних ссылок , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( сентябрь 2021 г. ) |
Новая экономическая система ( нем . Neues Ökonomisches System ), официально Новая экономическая система планирования и управления , была экономической политикой, которая была реализована правящей Партией Социалистического Единства (СЕПГ) Германской Демократической Республики (ГДР) в 1963 году. Целью было заменить систему пятилетних планов , которая использовалась для управления экономикой ГДР с 1951 года. Система была введена Вальтером Ульбрихтом, чтобы попытаться улучшить эффективность существующего централизованного планирования , чтобы экономика могла управляться как можно более эффективно.
Его основными целями были сокращение потерь сырья, повышение уровня механизации, используемой в методах производства, и, что наиболее важно, создание системы, в которой качество, а не количество, было на первом месте. Он также использовался для восстановления экономики после Republikflucht , который разрушил экономику ГДР до строительства Берлинской стены 13 августа 1961 года.
Система была в значительной степени успешной и была заменена в 1968 году Экономической системой социализма , которая сосредоточилась на создании высокотехнологичных отраслей ГДР.
Фон
[ редактировать ]Новая экономическая система была запущена в первой половине 1963 года в Восточной Германии ее лидером Вальтером Ульбрихтом . Его целью было стабилизировать правящий режим, продемонстрировав конкурентоспособность ГДР с западногерманским экономическим чудом . Ульбрихт пытался добиться более высокого экономического роста, вводя очень ограниченные элементы свободного рынка в существующую сталинистскую модель государственного плана. По идеологическим причинам РЭШ так и не была полностью реализована, не дала ожидаемых результатов и после 1967–68 годов была реорганизована в новую Экономическую систему социализма , что вызвало еще большие нарушения в жесткой социалистической экономике и было прекращено консерваторами СЕПГ. крыло в конце 1970 — начале 1971 года с отстранением Вальтера Ульбрихта от власти Эрихом Хонеккером .
Ульбрихт встал на курс реформ не потому, что вдруг стал реформатором, а потому, что отчаянно искал способ стабилизировать свой режим. Старый сталинист Вальтер Ульбрихт не был прирожденным реформатором, ведь он сам создал систему пятилетних планов . Ни первые две пятилетки, ни насильственная коллективизация 1960 года не принесли запланированных результатов. Первый пятилетний план был изменен весной 1953 года, когда был введен « Новый курс» и изменен после подавления восстания 17 июня в Восточной Германии. Из-за нарастающих проблем вторая пятилетка была преобразована в семилетку (1958–1965), от которой в той или иной степени отказались в 1961 году и с тех пор планирование находилось под влиянием РЭШ и ЕСС .
Растущие проблемы в экономике (нехватка продуктов питания и другие проблемы) создавали политические проблемы, такие как массовый исход на Запад. Частично эти проблемы были решены путем возведения Берлинской стены .
Причины введения РЭШ
[ редактировать ]В течение 1962 года Ульбрихт создал несколько рабочих групп, задачей которых было создание предложений для РЭШ. Помимо Ульбрихта, главными архитекторами РЭШ были Гюнтер Миттаг , Эрих Апель , Герберт Вольф и Вольфганг Бергер .
Для создания РЭШ было несколько причин:
- Престиж и стабильность режима. Ульбрихт и СЕПГ неоднократно заявляли о целях экономического роста, которые так и не были достигнуты. Нарастающий диссонанс между лозунгами и действительностью усилил недовольство населения.
- Западная Германия развивалась все быстрее, чем Восточная Германия.
- Стабилизирующий эффект Берлинской стены. После его возведения массовая эмиграция на Запад прекратилась, и режим смог сконцентрироваться на внутренних реформах, не опасаясь массового исхода.
- Экономические неудачи поставили под угрозу мечту Ульбрихта об объединении Германии под руководством СЕПГ. Он был уверен, что Западная Германия согласится на объединение только в том случае, если ГДР сможет продемонстрировать экономическое превосходство ее социалистической системы.
- Хрущевская оттепель . После десталинизации 1950-х годов в СССР страны советского блока экспериментировали с различными неортодоксальными способами быстрого улучшения своей экономики.
Основные положения РЭШ
[ редактировать ]Вместо того, чтобы давить на всех с целью выполнения годового плана, Ульбрихт хотел разработать более долгосрочный план увеличения роста ГДР и предоставить государственным компаниям больше свободы действий в достижении этих целей. Однако у РЭШ никогда не было единого плана или четких сроков. Вместо пятилетних планов Ульбрихт призвал к созданию Перспективплана , который так и не был создан, поскольку долгосрочное планирование экономики, контролируемой государством, оказалось практически невыполнимой задачей.
На 6-м съезде СЕПГ в январе 1963 года Ульбрихт раскритиковал существующие бюрократические и централизованные способы управления экономикой и объявил основные принципы РЭШ:
- Менеджерам заводов будет предоставлена большая автономия в рамках менее жестких пятилетних планов.
- Цены станут более гибкими и рыночными.
- Экономический успех будет измеряться и прибылью, а не только выполнением плана.
- Для повышения производительности труда работников будут введены материальные стимулы.
- Участие работников в управлении будет разрешено через производственные комитеты.
- Частным и частично государственным компаниям будет предоставлено больше свободы.
- Вместо идеологов СЕПГ в принятии решений будут более активно участвовать технократы и отраслевые эксперты. [1]
Джеффри Копштейн пишет: «Основной целью реформы было преодоление менталитета годового плана, который игнорировал долгосрочные структурные изменения в технологиях и производственных процессах». [2]
Реализация и проблемы
[ редактировать ]Для успеха РЭШ необходимо было решить две проблемы: обеспечить стабильные поставки сырья из СССР и повысить производственный потенциал экономики. [3]
В 1963 году, столкнувшись с собственным дефицитом, СССР сообщил ГДР, что получит меньше нефти, чем было обещано, из-за необходимости поддержки революционной Кубы . Также на 25-35% сократились поставки стали, хлопка, зерна и мяса.
Компаниям было разрешено принимать решения и финансировать необходимые инвестиции из собственной прибыли или запрашивать деньги у государства. Поскольку многие компании вообще не получали никакой прибыли, это привело к нереальному увеличению запросов на финансирование из государственного бюджета.
В 1966 и 1967 годах число производственных показателей, определяемых государством , было еще больше сокращено, а министерствам было предоставлено больше свободы в создании собственных планов. В то же время планы закрытия убыточных предприятий и перевода рабочих на другие предприятия (безработица была невообразимой) встретили сопротивление рабочих и план так и не был реализован.
По политическим и престижным причинам государство не желало закрывать убыточные заводы и продолжало инвестировать в убыточные отрасли. Также по политическим причинам Ульбрихт не был готов повысить или либерализовать цены на потребительские товары.
Режим СЕПГ был чувствителен к любым сигналам волнений рабочего класса, и рост заработной платы в эти годы опережал рост производительности. Предоставленные самим себе компании начали повышать зарплаты и бонусы. Зарплаты начали расти быстрее, чем объем имеющихся товаров, создавая еще больший дефицит и недовольство среди людей. В то время как раньше экономикой управляли партийные идеологи, РЭШ требовала большего знания экономики, и внутри СЕПГ образовались два крыла: одно состояло из старых членов партии, а другое - из более образованных технократов , для которых идеологические причины не были главными. абсолютный руководящий принцип при принятии решений по вопросам экономики.
Критика и конец РЭШ
[ редактировать ]По мере роста проблем лидеры партии и правительства отреагировали усилением государственного контроля над экономикой. Вместо усиления рыночного контроля в экономике они вернулись к системе экономического планирования и стремились улучшить ее за счет применения технологий и менее централизованного принятия решений.
В 1965 году критика РЭШ усилилась со всех сторон. 11-й пленум СЕПГ в декабре 1965 года ознаменовал некоторые успехи партии консерваторов во главе с Эрихом Хонеккером. Хотя непосредственным результатом стало возобновление государственного контроля над искусством и культурой, оно также гарантировало, что экономическая реформа не превратится в политическую реформу, укрепляя идею государственного контроля над экономикой. Критики НЭШ указывали, что командная экономика является основой социалистической системы, а упор на прибыль и рынок является капиталистическими концепциями. Ульбрихт защищал РЭШ как продолжение традиционной советской модели экономического планирования.
Эрих Апель , председатель Госплана, не выдержал невыполнимой задачи и 3 декабря 1965 года покончил жизнь самоубийством.
На реализацию РЭШ также негативно повлияло свержение Хрущева . Предложив Ульбрихту следовать идеям Евсея Либермана , СССР не дал дополнительных указаний, и после падения Хрущева курс реформ был неопределенным, хотя несколько лет спустя СССР провел аналогичные реформы при Косыгине . Это означало, что Ульбрихт не имел явной советской политической поддержки, что делало его уязвимым для внутренней критики не только со стороны консерваторов, но и со стороны тех, кто отвечал за экономику.
Чтобы успокоить критиков и показать, что РЭШ совместима с социализмом, во время 7-го съезда партии в апреле 1967 года Ульбрихт переименовал свои экономические реформы в « Экономическую систему социализма » (ЭСС).
С 1968 года был вновь введен более сильный государственный контроль над экономикой для достижения ускоренного роста в отдельных сегментах промышленности.
Цель объединения Германии
[ редактировать ]Помимо стабилизации режима Восточной Германии за счет улучшения жизненного положения ее граждан, Ульбрихт все еще мечтал об объединении обеих Германий под руководством СЕПГ. Он хотел, чтобы РЭШ и ЕЭС преуспели, обогнали Западную Германию в экономическом отношении, а затем добились объединения. Чтобы осуществить эту мечту, ГДР должна была сначала продемонстрировать превосходство своей экономической системы.
Другие лидеры, особенно Эрих Хонеккер, считали, что ГДР не сможет победить экономически и что сравнения с капиталистическим Западом необходимо прекратить. Они выступали за более тесное сотрудничество с СССР, укрепление социализма и классовую борьбу против капитализма. Они утверждали, что цель социализма — не стать богаче капиталистов, а создать другую систему. По их мнению, ГДР должна была сконцентрироваться на своей уникальной социалистической идентичности. Начиная с 1971 года это было достигнуто и реализовано при Хонеккере, особенно с поправками 1974 года к конституции Демократической Республики Германия . В то время как Основной договор открыл ГДР для гораздо большего культурного влияния со стороны ФРГ , режим ГДР нуждался в еще большем Abgrenzung (разграничении) между культурами, чтобы оправдать и защитить свое существование, фактор, который только усилил и без того крайняя степень внутренней слежки Штази .
См. также
[ редактировать ]- Новая экономическая политика (НЭП) — экономическая реформа в Советском Союзе в 1921–28 гг.
- Новый курс — экономическая реформа, примененная Советским Союзом к Восточному блоку в 1953–56 гг.
- Новый экономический механизм (NEM) — экономическая реформа, начатая в Венгрии в 1968 году.
- Экономическая система социализма (ESS), экономическая политика в Восточной Германии в 1968–70 гг.