Jump to content

Новая экономическая система

Новая экономическая система ( нем . Neues Ökonomisches System ), официально Новая экономическая система планирования и управления , была экономической политикой, которая была реализована правящей Партией Социалистического Единства (СЕПГ) Германской Демократической Республики (ГДР) в 1963 году. Целью было заменить систему пятилетних планов , которая использовалась для управления экономикой ГДР с 1951 года. Система была введена Вальтером Ульбрихтом, чтобы попытаться улучшить эффективность существующего централизованного планирования , чтобы экономика могла управляться как можно более эффективно.

Его основными целями были сокращение потерь сырья, повышение уровня механизации, используемой в методах производства, и, что наиболее важно, создание системы, в которой качество, а не количество, было на первом месте. Он также использовался для восстановления экономики после Republikflucht , который разрушил экономику ГДР до строительства Берлинской стены 13 августа 1961 года.

Система была в значительной степени успешной и была заменена в 1968 году Экономической системой социализма , которая сосредоточилась на создании высокотехнологичных отраслей ГДР.

Новая экономическая система была запущена в первой половине 1963 года в Восточной Германии ее лидером Вальтером Ульбрихтом . Его целью было стабилизировать правящий режим, продемонстрировав конкурентоспособность ГДР с западногерманским экономическим чудом . Ульбрихт пытался добиться более высокого экономического роста, вводя очень ограниченные элементы свободного рынка в существующую сталинистскую модель государственного плана. По идеологическим причинам РЭШ так и не была полностью реализована, не дала ожидаемых результатов и после 1967–68 годов была реорганизована в новую Экономическую систему социализма , что вызвало еще большие нарушения в жесткой социалистической экономике и было прекращено консерваторами СЕПГ. крыло в конце 1970 — начале 1971 года с отстранением Вальтера Ульбрихта от власти Эрихом Хонеккером .

Ульбрихт встал на курс реформ не потому, что вдруг стал реформатором, а потому, что отчаянно искал способ стабилизировать свой режим. Старый сталинист Вальтер Ульбрихт не был прирожденным реформатором, ведь он сам создал систему пятилетних планов . Ни первые две пятилетки, ни насильственная коллективизация 1960 года не принесли запланированных результатов. Первый пятилетний план был изменен весной 1953 года, когда был введен « Новый курс» и изменен после подавления восстания 17 июня в Восточной Германии. Из-за нарастающих проблем вторая пятилетка была преобразована в семилетку (1958–1965), от которой в той или иной степени отказались в 1961 году и с тех пор планирование находилось под влиянием РЭШ и ЕСС .

Растущие проблемы в экономике (нехватка продуктов питания и другие проблемы) создавали политические проблемы, такие как массовый исход на Запад. Частично эти проблемы были решены путем возведения Берлинской стены .

Причины введения РЭШ

[ редактировать ]

В течение 1962 года Ульбрихт создал несколько рабочих групп, задачей которых было создание предложений для РЭШ. Помимо Ульбрихта, главными архитекторами РЭШ были Гюнтер Миттаг , Эрих Апель , Герберт Вольф и Вольфганг Бергер .

Для создания РЭШ было несколько причин:

  • Престиж и стабильность режима. Ульбрихт и СЕПГ неоднократно заявляли о целях экономического роста, которые так и не были достигнуты. Нарастающий диссонанс между лозунгами и действительностью усилил недовольство населения.
  • Западная Германия развивалась все быстрее, чем Восточная Германия.
  • Стабилизирующий эффект Берлинской стены. После его возведения массовая эмиграция на Запад прекратилась, и режим смог сконцентрироваться на внутренних реформах, не опасаясь массового исхода.
  • Экономические неудачи поставили под угрозу мечту Ульбрихта об объединении Германии под руководством СЕПГ. Он был уверен, что Западная Германия согласится на объединение только в том случае, если ГДР сможет продемонстрировать экономическое превосходство ее социалистической системы.
  • Хрущевская оттепель . После десталинизации 1950-х годов в СССР страны советского блока экспериментировали с различными неортодоксальными способами быстрого улучшения своей экономики.

Основные положения РЭШ

[ редактировать ]

Вместо того, чтобы давить на всех с целью выполнения годового плана, Ульбрихт хотел разработать более долгосрочный план увеличения роста ГДР и предоставить государственным компаниям больше свободы действий в достижении этих целей. Однако у РЭШ никогда не было единого плана или четких сроков. Вместо пятилетних планов Ульбрихт призвал к созданию Перспективплана , который так и не был создан, поскольку долгосрочное планирование экономики, контролируемой государством, оказалось практически невыполнимой задачей.

На 6-м съезде СЕПГ в январе 1963 года Ульбрихт раскритиковал существующие бюрократические и централизованные способы управления экономикой и объявил основные принципы РЭШ:

  • Менеджерам заводов будет предоставлена ​​большая автономия в рамках менее жестких пятилетних планов.
  • Цены станут более гибкими и рыночными.
  • Экономический успех будет измеряться и прибылью, а не только выполнением плана.
  • Для повышения производительности труда работников будут введены материальные стимулы.
  • Участие работников в управлении будет разрешено через производственные комитеты.
  • Частным и частично государственным компаниям будет предоставлено больше свободы.
  • Вместо идеологов СЕПГ в принятии решений будут более активно участвовать технократы и отраслевые эксперты. [1]

Джеффри Копштейн пишет: «Основной целью реформы было преодоление менталитета годового плана, который игнорировал долгосрочные структурные изменения в технологиях и производственных процессах». [2]

Реализация и проблемы

[ редактировать ]

Для успеха РЭШ необходимо было решить две проблемы: обеспечить стабильные поставки сырья из СССР и повысить производственный потенциал экономики. [3]

В 1963 году, столкнувшись с собственным дефицитом, СССР сообщил ГДР, что получит меньше нефти, чем было обещано, из-за необходимости поддержки революционной Кубы . Также на 25-35% сократились поставки стали, хлопка, зерна и мяса.

Компаниям было разрешено принимать решения и финансировать необходимые инвестиции из собственной прибыли или запрашивать деньги у государства. Поскольку многие компании вообще не получали никакой прибыли, это привело к нереальному увеличению запросов на финансирование из государственного бюджета.

В 1966 и 1967 годах число производственных показателей, определяемых государством , было еще больше сокращено, а министерствам было предоставлено больше свободы в создании собственных планов. В то же время планы закрытия убыточных предприятий и перевода рабочих на другие предприятия (безработица была невообразимой) встретили сопротивление рабочих и план так и не был реализован.

По политическим и престижным причинам государство не желало закрывать убыточные заводы и продолжало инвестировать в убыточные отрасли. Также по политическим причинам Ульбрихт не был готов повысить или либерализовать цены на потребительские товары.

Режим СЕПГ был чувствителен к любым сигналам волнений рабочего класса, и рост заработной платы в эти годы опережал рост производительности. Предоставленные самим себе компании начали повышать зарплаты и бонусы. Зарплаты начали расти быстрее, чем объем имеющихся товаров, создавая еще больший дефицит и недовольство среди людей. В то время как раньше экономикой управляли партийные идеологи, РЭШ требовала большего знания экономики, и внутри СЕПГ образовались два крыла: одно состояло из старых членов партии, а другое - из более образованных технократов , для которых идеологические причины не были главными. абсолютный руководящий принцип при принятии решений по вопросам экономики.

Критика и конец РЭШ

[ редактировать ]

По мере роста проблем лидеры партии и правительства отреагировали усилением государственного контроля над экономикой. Вместо усиления рыночного контроля в экономике они вернулись к системе экономического планирования и стремились улучшить ее за счет применения технологий и менее централизованного принятия решений.

В 1965 году критика РЭШ усилилась со всех сторон. 11-й пленум СЕПГ в декабре 1965 года ознаменовал некоторые успехи партии консерваторов во главе с Эрихом Хонеккером. Хотя непосредственным результатом стало возобновление государственного контроля над искусством и культурой, оно также гарантировало, что экономическая реформа не превратится в политическую реформу, укрепляя идею государственного контроля над экономикой. Критики НЭШ указывали, что командная экономика является основой социалистической системы, а упор на прибыль и рынок является капиталистическими концепциями. Ульбрихт защищал РЭШ как продолжение традиционной советской модели экономического планирования.

Эрих Апель , председатель Госплана, не выдержал невыполнимой задачи и 3 декабря 1965 года покончил жизнь самоубийством.

На реализацию РЭШ также негативно повлияло свержение Хрущева . Предложив Ульбрихту следовать идеям Евсея Либермана , СССР не дал дополнительных указаний, и после падения Хрущева курс реформ был неопределенным, хотя несколько лет спустя СССР провел аналогичные реформы при Косыгине . Это означало, что Ульбрихт не имел явной советской политической поддержки, что делало его уязвимым для внутренней критики не только со стороны консерваторов, но и со стороны тех, кто отвечал за экономику.

Чтобы успокоить критиков и показать, что РЭШ совместима с социализмом, во время 7-го съезда партии в апреле 1967 года Ульбрихт переименовал свои экономические реформы в « Экономическую систему социализма » (ЭСС).

С 1968 года был вновь введен более сильный государственный контроль над экономикой для достижения ускоренного роста в отдельных сегментах промышленности.

Цель объединения Германии

[ редактировать ]

Помимо стабилизации режима Восточной Германии за счет улучшения жизненного положения ее граждан, Ульбрихт все еще мечтал об объединении обеих Германий под руководством СЕПГ. Он хотел, чтобы РЭШ и ЕЭС преуспели, обогнали Западную Германию в экономическом отношении, а затем добились объединения. Чтобы осуществить эту мечту, ГДР должна была сначала продемонстрировать превосходство своей экономической системы.

Другие лидеры, особенно Эрих Хонеккер, считали, что ГДР не сможет победить экономически и что сравнения с капиталистическим Западом необходимо прекратить. Они выступали за более тесное сотрудничество с СССР, укрепление социализма и классовую борьбу против капитализма. Они утверждали, что цель социализма — не стать богаче капиталистов, а создать другую систему. По их мнению, ГДР должна была сконцентрироваться на своей уникальной социалистической идентичности. Начиная с 1971 года это было достигнуто и реализовано при Хонеккере, особенно с поправками 1974 года к конституции Демократической Республики Германия . В то время как Основной договор открыл ГДР для гораздо большего культурного влияния со стороны ФРГ , режим ГДР нуждался в еще большем Abgrenzung (разграничении) между культурами, чтобы оправдать и защитить свое существование, фактор, который только усилил и без того крайняя степень внутренней слежки Штази .

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb9d05fd49c90c96c5fd28e6541eef29__1707054720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/29/cb9d05fd49c90c96c5fd28e6541eef29.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
New Economic System - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)