Новый экономический механизм
Новый экономический механизм (НЭМ) ( венгерский : Új gazdasági mechanizmus ) — крупная экономическая реформа, начатая в Венгерской Народной Республике в 1968 году. В период с 1972 по 1978 год она была прервана преобладающими ветрами политики Восточного блока . В течение последующего десятилетия, пока революции 1989 года не положили конец эпохе, принципы NEM продолжали влиять на венгерскую экономику , даже в тех случаях, когда название «NEM» не подчеркивалось. Из-за СНУК Венгрия в 1980-х годах имела более высокое соотношение рыночных механизмов и централизованного планирования, чем любая другая экономика Восточного блока. Соотношение было иным до такой степени, что было политически добиться этого в советской сфере сложно из-за необходимой для этого идеологической смеси. К этой смеси в шутку (но многозначительно) было применено название «Гуляш-коммунизм» . Многие считали, что венгерская экономика, находящаяся под влиянием принципов NEM, превосходит экономику других стран Восточного блока, что делает Венгрию «самой счастливой казармой» казарменного коммунизма . Многим советским и восточноевропейским людям нравилось ездить в Венгрию (например, по работе или на отдых) из-за тамошней экономической и культурной среды.
Напряженность и гармония между рыночными механизмами и централизованным планированием, при отсутствии единоличного контроля, являются постоянной проблемой во всех обществах, которые сочетают капитализм с социализмом или наоборот. В каком-то смысле экономическая реформа Венгрии сравнивается с китайской экономической реформой в том смысле, что обе они представляли собой качественный вызов системе сталинского типа – и, таким образом, такие реформы были политически неосуществимы в большинстве стран Восточного блока.
Реформа
[ редактировать ]Период 1956–1968 годов был периодом реформ в Восточной Европе. Начало этих преобразований было ознаменовано Венгерской революцией 1956 года , в результате которой Янош Кадар стал коммунистическим лидером Венгерской Народной Республики и была создана Венгерская социалистическая рабочая партия (ВСРП). В течение первых десяти лет своего правления целью Кадара было создание единой Венгрии, объявив в декабре 1961 года, что «те, кто не против нас, — с нами».
Кадар также сосредоточил свое внимание на улучшении экономики. 7 мая 1966 года Центральный комитет ВСРП объявил о планах Кадара по реформе экономики, известном как Новый экономический механизм (НЭМ). [1] Реформа считается «самым радикальным послевоенным изменением» среди всех стран СЭВ . [2] План, который стал официальным 1 января 1968 года, представлял собой серьезный сдвиг в сторону децентрализации в попытке преодолеть неэффективность централизованного планирования . НЭМ представлял собой отход от советской экономической системы обязательных плановых показателей в пользу политики, согласно которой прибыль является основной целью предприятия. Новая экономическая политика представляла собой «комплексную реформу экономической системы», создавая рыночные отношения между фирмами, используя цены в качестве распределительных функций, а фирмы реагируют на цены для максимизации прибыли и используют прибыль для составления бюджета новых инвестиций. [1]
Предприятия
[ редактировать ]В документе ЦК от 7 мая 1966 г. подробно описаны изменения в роли фирмы в соответствии с новой экономической политикой. Реформа дала производителям свободу решать, что и в каком количестве они производить и предлагать на продажу, а также устанавливать коммерческие или кооперативные отношения. Покупателям также была предоставлена свобода выбора между отечественными товарами и импортными товарами. Кроме того, компаниям была предоставлена большая автономия в осуществлении инвестиций и найме рабочей силы. По указанию ЦК, успех должен измеряться прибыльностью фирмы. [1] Децентрализованная структура Нового экономического механизма ознаменовала улучшение процесса принятия решений, позволяя принимать основные решения на местном уровне без необходимости передачи информации вверх для принятия более централизованного решения. [2] Венгерское правительство приняло 50,5% (предприятия 49,5%) инвестиционных решений на 68 миллиардов форинтов, инвестированных в 1968 году, тогда как в 1974 году на долю предприятий приходилось 53,1% решений на 128 миллиардов форинтов, инвестированных в 1968 году. [3]
Цены
[ редактировать ]Новый экономический механизм также был направлен на создание более активной роли цен. [4] Была внедрена система свободных цен, отражающих рыночные условия. Правительство хотело гибкости, а также борьбы с инфляцией. Для этого они ввели новую практику контроля цен, объявляя цену товара фиксированной, ограниченной или бесплатной.
Фиксированные цены были классифицированы как материальные и основные промежуточные товары. Цена была фиксированной из-за влияния товара на экономику и общей необходимости обеспечения стабильности. Цену определяли министерства.
Ограниченные цены относились к конкретным продуктам или продуктам в некоторой товарной группе, для которых не было заменителей, например, хлеб. Он применялся к средней цене за период или окно, в пределах которого цены могли свободно колебаться.
Свободные цены устанавливались на товары, которые составляли небольшую часть индивидуальных расходов или считались предметами роскоши. [4]
Реформа цен позволила ценам лучше отражать себестоимость производства и рыночную оценку и более точно соответствовать «некоторой мере общественно необходимых ресурсов». [4] помогая достичь рыночного равновесия.
Внешняя торговля
[ редактировать ]Цель Нового экономического механизма заключалась в улучшении экономики Венгрии, чтобы сделать Венгрию серьезным вкладом в международную экономику. В 1966 году на долю Советского Союза приходилось 32% экспорта Венгрии и 29% ее импорта. Из экспорта Венгрии в развитые страны Запада 42,7% составляли продукты питания и живые животные, 43,5% - промышленные товары. Между тем торговля с социалистическими странами состояла в основном из промышленных товаров (81,3%). И наоборот, импорт Венгрии с Запада состоял в основном из промышленных товаров (70,6%). [1] Из-за существовавшей ранее системы квот, в которой упор делался на количество, а не на качество, венгерские товары были хуже и не соответствовали западным технологическим стандартам.
Децентрализация дала предприятиям возможность лучше адаптироваться к мировому рынку, предоставив им больше свободы в принятии решений, в какие продукты и технологии инвестировать и производить. Кроме того, фирмам платили за экспорт в венгерской валюте, эквивалентной заработанной ими иностранной валюте, поскольку правительство стремилось привлечь предприятия на зарубежные рынки и повысить качество производимых товаров. [2] Новый план установил прямые связи между внешним и внутренним рынками на основе соответствующего обменного курса. [2] Основная задача Нового экономического механизма заключалась в улучшении внешней торговли и установлении взаимосвязи между успехом экспорта и прибыльностью фирмы. [1]
См. также
[ редактировать ]- Новая экономическая политика (НЭП) — экономическая реформа в Советском Союзе в 1921–28 гг.
- Новый курс — экономическая реформа, примененная Советским Союзом к Восточному блоку в 1953–56 гг.
- Новая экономическая система (РЭШ), экономическая реформа в Восточной Германии в 1963–68 гг.
- Экономическая система социализма (ESS), экономическая политика в Восточной Германии в 1968–70 гг.
- Экономики Восточного блока
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Баласса, Бела. Экономическая реформа в Венгрии . Экономика, Новая серия, Том. 37, № 145. (февраль 1970 г.), стр. 1–22.
- ^ Jump up to: а б с д Граник, Дэвид. Венгерская экономическая реформа . Мировая политика, Vol. 25, № 3. (апрель 1973 г.), стр. 414–429.
- ^ Дас Гупта, КК. Природа пореформенного экономического управления в Восточной Европе: пример Венгрии . Социолог, Том. 9, № 1. (август 1980 г.), стр. 3–17.
- ^ Jump up to: а б с Хэйр, П.Г. Промышленные цены в Венгрии. Часть I: Новый экономический механизм . Советские исследования , Том. 28, № 2. (апрель 1976 г.), стр. 189–206.